Опоздавший мухомор бахревский настроение

Художественный прием сравнение.

Сравнительный анализ двух произведений.

Скачать:

Вложение Размер
sravnenie.odt 12.18 КБ

Предварительный просмотр:

Я сравниваю стихотворения «Тучкины штучки» и «Тучи».

У стихотворения «Тучкины штучки» настроение шуточное, как будто бы тучки и вправду животные:

« От нее в небосинем лоне

Разбежались за слоником слоник.»

А в конце за тучками гналось солнце и, как выбрал автор, в образе желтого жирафа.Само стихотворение шуточное, сказочное, потому что такого не бывает.

Стихотворения «Тучкины штучки» и «Тучи» похожи тем, что оба автора выбрали одних и тех же героев-тучи. И тучи в обоих стихотворениях живые существа.

В стихотворении «Тучи» настроение задорное, как будто бы у туч и вправду могут быть хвосты:

«Дождь на спину взгромоздя,

Туча хвост свой изогнула. »

Эти хвосты они отбрасывают, тем самым создавая дождь, и на их месте вырастают новые. Тем самым автор изобразил дождь в виде стрел.

И в конце были слова:

« Но скажу горбунье черной,

Туче дыма над землей:

Что ты вверх ползешь упорно?
Убирайся с глаз долой!

Я думаю, черная горбунья — это туман, который поднимается высоко вверх и мешает тучам тоже подниматься. Они хотят тем самым сказать ей, чтобы та ушла подальше , иначе они не смогут поливать там, где их ждут.

Сравнение произведений «Мухомор» П.П.Потемкина и «Опоздавший мухомор» В.А.Бахревского.

Эти произведения разного жанра: рассказ и стихотворение. В обоиз произведениях рассказывается о мухоморе. Главным героем рассказа является сам мухомор. А в стихотворении основными действующими лицами являются дети. И старушка, которая появилась из мухомора.

Как в рассказе, так и стихотворении мухомор представлен одушевленным, он испытывает разные чувства:

« Оскорбился этим словом гриб поганый мухомор.»

« И так ему стыдно стало, не знает, куда глаза девать».

Кроме того, в одном случае он вырастает огромным, и из него появляется старушка:

« Вырос выше, чем забор, в нем окошечко открылось,

И старушка появилась».

А в другом он оглядывется, расстраивается, прижимается к листу:

« И так ему стыдно стало. прижался мухомор к дубовому листу».

В стихотворении говорится о пользе мухомора, а также о том, что он ядовитый.

« Он на мух наводит мор».

А еще: « Ни на завтрак, ни на ужин мухомор совсем не нужен».

А в рвссказе немного упоминается о пренебрежительном отношениилюдей к мухоморам:

« По привычке снес бы ногой веселую голову».

Оба произведения рассказывают о мухоморах интересно, заставляя взглянуть на них с неожиданной стороны.

Источник

Способы передачи авторского настроения. На данном уроке тема раскрывается при знакомстве с двумя произведениями

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Выступление
Масаловой Татьяны Николаевны

Презентация к выступлению /ms/b/kkum.pptx

Комментарии к уроку

Сегодня вы увидите фрагменты урока литературного чтения.

Тема урока: способы передачи авторского настроения. На данном уроке тема раскрывается при знакомстве с двумя произведениями.

1.Стихотворением Петра Петровича Потемкина «Мухоморы». Годы жизни автора – 1886 – 1926.

2.Рассказом Владислава Анатольевича Бахревского «Опоздавший мухомор». Этот автор родился в 1936 году.

Я не случайно назвала годы жизни авторов, потому что при подготовке к уроку была удивлена сама. Ведь оба эти произведения звучат очень современно. В учебник для изучения включены произведения высокохудожественные, близкие по тематике детскому восприятию мира. Много современных авторов, не забыта и классика.

Такой особый подбор литературных текстов, особое содержание курса обеспечивает реализацию деятельностного подхода в обучении. Задания к произведениям интересные, многообразные, ориентирующие учителя на достижение цели урока, позволяющие формировать у обучающихся личностные, метапредметные и предметные результаты.

Так в цели урока: формирование умения определять способы передачи авторского настроения – читается и предметный результат, и метапредметный – умение выбрать нужный способ действия.

Это урок решения частных задач открытыми ранее способами. Главным способом постижения смыслов произведения является «тщательное» чтение.

«Тщательное» чтение определяется как собственно творческое чтение, как деятельность, при осуществлении которой происходит диалог читателя с автором, с читателем – собеседником, с самим собой.

Результатом этого акта становится рождение у читателя нового видения мира, преобразование прежней картины мира в ответ на видение, позицию автора, заявленную в произведении.

Частью способа «тщательное» чтение является формирование навыков «чтения про себя» на основе многократного перечитывания текста в контексте его литературного анализа.

Совсем недавно третьеклассники вспомнили «о словах- настроениях» (скучно, весело,…), о «словах – отношениях» (люблю, не нравится,…), об эмоционально-окрашенных словах- действиях (огорчился, удивился,…).

Какие же способы выражения авторского настроения мы открыли на этом уроке?

В 3 классе б о льший вес приобретает индивидуальная работа учащихся: они дают развернутые ответы, связанные с пониманием прочитанного. Чтобы сформировать положительную мотивацию на поиск решения важно грамотно построить этап постановки учебной задачи.

Фиксация УЗ на доске. Таис вспомнила, что подобная работа была и раньше, тем самым перекинула мостик от изученного к незнакомому.

Постановка учебной задачи способствовала тому, что дети встали в позицию исследователя. Меня как учителя радует, что дети (даже, казалось бы, нечуткие к художественному слову, эмоционально неактивные) постепенно включаются в литературную деятельность, не боятся высказываться, анализируют произведение и ищут секреты автора.

(Поиск секретов автора)

1. Оказывается такой прием как сталкивание реальности и сказки помогает автору внести в стихотворение юмор, улыбку, веселое настроение.

2.Речь характеризует героев (забег вперед)

Итогом решения 1 частной задачи стала работа в парах и взаимооценка.

(Работа в парах. Взаимооценка)

1.Дети все поучаствовали в интонировании стихотворения, передали в чтении свое понимание авторского настроения. Связь ученик – ученик воспитывает умение слышать.

2.Получили оценку своего чтения, что послужило поводом для положительной мотивации к дальней шей деятельности.

Постепенное погружение в особенности создания художественного образа позволяет ученикам углубиться в содержание разных произведений, написанных на одну тему. Сравнительный анализ произведений формирует умение выбрать основание для сравнения, разные аспекты. На данном уроке основанием для сравнения было настроение произведений и авторские способы его передачи.

Дети заметили, что происходит смена настроения. Каким же образом этого добивается автор?

1 часть – описание отношения самого героя к своему поступку – создает грустное настроение.

2 часть – описание отношения окружающих героя людей к событию – ведет к смене настроения: появляется улыбка, радость.

Прием противопоставления отношения к событию – способ передачи настроения автора. Это тоже мостик к изучению лирики в дальнейшем.

Итогом понимания настроения произведения служит выразительное чтение произведения, при котором к авторской позиции добавляется детское собственное видение произведения.

Рождение умного читателя происходит не сразу. От урока к уроку: интересному и неинтересному, удачному и неудачному. Главное — стремление к тому, чтобы каждый урок стал шагом к новому открытию, осмыслению, знакомством с новым автором, произведением. На это и нацеливает программа Е.И.Матвеевой.

Источник

Конспект урока по литературному чтению. Тема: «В царстве словесного пейзажа» П.П. Потемкин «Мухоморы». Способы передачи авторского настроения. 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Конспект урока по литературному чтению. «В царстве словесного пейзажа» П.П. Потемкин «Мухоморы».Способы передачи авторского настроения. 3 класс

Урок разработан в соответствии с ФГОС. ОНЗ («открытия» нового знания).

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_17.10.18.doc 76 КБ
urok.doc 76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» г. Губкинский

«В царстве словесного пейзажа»

П.П. Потемкин «Мухоморы».

Способы передачи авторского настроения.

Киприна Ольга Петровна

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

«В царстве словесного пейзажа»

П.П. Потемкин «Мухоморы». В.А. Бахревский «Опоздавший мухомор». Способы передачи авторского настроения.

Целевые установки (планируемые результаты)

Научить определять настроение автора, его отношение к написанному.

Познавательные: Научиться сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий.

Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

ОНЗ («открытия» нового знания)

Этап урока, цель этапа

Мотивирование к учебной деятельности

Узу: организовать и нацелить детей на работу.

Узу: Здравствуйте ребята. Проверьте готовность к уроку. На вашем столе должен быть: УЧЕБНИК, ТЕТРАДЬ, РУЧКА, ДНЕВНИК, цветные карандаши. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте их. Садитесь!

Приветствие. Готовность к уроку.

Актуализация знаний (Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии).

-Прежде чем познакомиться с новой темой, давайте проверим домашнее задание.

-Что нужно было выполнить?

-Как называется раздел 2?

-Удалось ли автору изображение осеннего пейзажа? Подтвердите предложениями из текста.

-Представьте себе, что Ю.Качаев не дал

название своему рассказу. Мог бы подойти такой заголовок «Осенние путешественники»? Почему?

— Спасибо за проделанную работу, а мы продолжаем дальше путешествие в «царство словесного пейзажа».

Выразительно читать текст, ответить на вопросы.

-В царстве словесного портрета.

Ответить на вопросы.

Выходят к доске и читают по желанию.

(Над обмелевшей рекой плывут облака- белые по синему небу. С прибрежных осин, сбитые ветром, медленно падают листья. По утрам осины горят семицветным огнём, будто они окутаны радугой. Но подходишь ближе и видишь, что это простая паутина, усыпанная каплями росы. И в каждой капле играет солнце)

— река обмелела, на небе облака, сорванные ветром листья падают, обилие паутины на деревьях – это всё признаки осени.

-Нет. Потому что путешественники путешествуют по своему желанию, самостоятельно выбирая маршрут, компанию, а странники путешествуют не своей воле.

Выявление места и причины затруднения.

-Ребята, отгадайте загадку:

Возле леса, на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый… (Слайд 1)

-Все верно, ребята, а как вы думаете, почему я выбрала эту загадку?

-Мы будем знакомиться с произведением, в котором главным героем будет – мухомор

Постановка цели урока ( Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)).

— Цель нашего урока познакомиться с новым образом и посмотреть отношение автора к нему. Понаблюдаем за способами передачи авторского настроения. Попробуем разобраться в том, как авторам удаётся в своих произведениях передать авторское настроение, какими способами им удаётся это сделать.

-Но сначала давайте разберёмся в том, что такое настроение. (Слайд 2)

— С помощью чего художникам удаётся передать настроение? (Слайд 3. Цветовая палитра).

— У литературного произведения тоже есть настроение переданное автором. А для чего нужно разбираться в настроении произведения, нельзя ли обойтись без этого? Где в дальнейшем нам это пригодится? Как?

-Значит наша Учебная Задача на этот урок –

УЗ: поиск способов выражения авторского настроения. (Фиксируется на доске)

— Значит, к концу урока мы должны найти эти способы передачи авторского настроения и только тогда можно будет считать, что мы добились поставленной цели.

— С помощью эмоций на лице, выражения лица, красок, цвета.

-Нет, нельзя. С помощью настроения автор передаёт свой замысел, своё отношение к герою.

— Это нам пригодится на уроках литературы, лучше понимать характеры героев, отношение автора.

Восприятие (Реализация построенного проекта).

— Стихотворение «Мухомор», написал

-Родился поэт в семье врача. В 1893 году он окончил Тверскую гимназию и поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. Поэт, сатирик, переводчик, драматург. После революции он эмигрировал. Сначала жил в Праге, потом поселился в Париже. Написал много замечательных произведений, в том числе для детей. На родине писателя до сих пор сохранился дом, где он жил. На котором установлена памятная доска Пётру Потёмкину.

— Прочитает это стихотворение … (ученик) (подготовить заранее).

-Попробуйте назвать тему стихотворения?

-Чем заинтересовало тебя это стихотворение?

-Где происходят действия в стихотворении в реальности или сказке? Какое настроение это вызывает?

— Значит мы открыли один из способов

Передачи настроения СМЕШИВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ И СКАЗКИ

-Для того, чтобы более подробно познакомиться с этим стихотворение, давайте еще раз его прочитаем, открываем учебник на странице 49.

-Встретились ли в тексте непонятные слова? Давайте в них разберёмся. (Слова на доске). Объяснение непонятных слов самими учениками. Слова, которые не смогли объяснить предлагается найти самим в интерактивном толковом словаре- став исследователями. ( Сам. работа в парах. С фиксацией выполнения работы- знак пары)

-Какое новое слово придумал автор?

-Верно! А как вы думаете, что значит это слово? Какую роль оно играет? Какое настроение оно вызывает?

— Это второй способ передачи настроения.

ПРИДУМЫВАНИЕ НОВЫХ СЛОВ

Чтение вслух. После этого вопрос:

-Есть ли в стихотворении описание?

-Что особенно ярко удалось показать поэту в стихотворении?

Источник

Читайте также:  Если у козерога депрессия
Оцените статью