Опишите физиологические основы эмоциональных состояний

5. Физиологические основы эмоций и чувств

Как и другие психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу, возникая в ответ на внешние или внутренние (исходящие из внутренней среды организма) раздражения. Эмоции представляют собой центральную часть рефлекса.

Физиологические механизмы эмоций представляют собой сложную картину. Они состоят как из более древних процессов, протекающих в подкорковых центрах и в вегетативной нервной системе, так и из процессов высшей нервной деятельности в коре головного мозга, при господстве последних.

Эти механизмы могут быть представлены в следующем виде: нервные возбуждения, вызванные в коре головного мозга теми или другими внешними и внутренними раздражителями (а также остаточные возбуждения, лежащие в основе воспоминании), широко захватывают при этом область подкорковых центров и вегетативной нервной системы. Это приводит к соответствующим изменениям вегетативных процессов, вызывая сосудо-двигательные реакции, побледнение или покраснение лица, отлив крови от внутренних органов, выделение продуктов внутренней секреции и т. д. Вегетативные изменения, со своей стороны, через афферентные проводники снова передаются в кору головного мозга, наслаиваются на имеющиеся там возбуждения и создают сложную картину нервных процессов, которые и составляют основу того или иного эмоционального состояния.

Подкорковые механизмы эмоций. Все эмоциональные переживания в очень большой степени обусловлены физиологическими процессами, протекающими в подкорке и в вегетативной нервной системе, которые являются нервными механизмами сложных безусловных рефлексов, называемых инстинктами.

Особую роль в эмоциональных реакциях организма играет зрительный бугор и расположенные рядом с ним в промежуточном мозге corpus striatum(тело полосатое) и центры вегетативной нервной системы. В зрительный бугор приходят афферентные возбуждения от всех внешних и внутренних рецепторов и от него через центростремительные нейроны передаются к проекционным полям коры больших полушарий головного мозга. От зрительного бугра, полосатого тела и вегетативных центров отходят центробежные нервные пути к железам внутренней секреции, гладким мышцам внутренних органов и поперечно-полосатым мышцам скелетной мускулатуры. При инстинктивно-эмоциональных реакциях, связанных с низшими эмоциями — боль, пассивный (страх) и наступательный (гнев) защитные рефлексы,— замыкание рефлекторных дуг происходит в подкорковых центрах, вызывая указанные выше характерные для эмоциональных состояний реакции внутренних органов и мимические движения.

Однако в этой своей функции подкорковые центры не автономны: их деятельность сдерживается или усиливается центральными процессами в коре в связи с проекцией в ней всего, что совершается в подкорковых центрах. Кора больших полушарий головного мозга играет главенствующую роль в нервных отправлениях человека; ее деятельность путем сложнейших условнорефлекторных связей влияет на нервные процессы, протекающие в вегетативной нервной системе и в подкорковых центрах. Кора головного мозга является тем высшим отделом нервной системы, который держит в своем ведении все явления, происходящие в теле.

Роль вегетативной нервной системы. Многочисленными исследованиями доказано, что эмоции тесно связаны с деятельностью возбуждаемых через вегетативную нервную систему органов внутренней секреции. Особую роль при этом играют надпочечные железы, выделяющие адреналин. Попадая даже в очень небольших количествах в кровь, адреналин оказывает сильное воздействие на органы.В результате возникают характерные для эмоций сердечно-сосудистые и вазомоторные реакции, усиление и ослабление сердечной деятельности, сужение и расширение кровеносных сосудов, расширение зрачков, характерные кожные реакции, убыстрение свертывания крови при ранениях, нарушается деятельность органов пищеварения, происходит отток крови от органов брюшной полости, и, наоборот, усиленный приток ее к сердцу, легким, центральной нервной системе и конечностям, усиливается распад углеводов в печени и в связи с этим увеличивается выделение печенью сахара и т. д.

Доказано, что при эмоциях возбуждения, боли и т. п. вегетативная нервная система стимулирует функцию надпочечных желез, в связи с чем происходит увеличенное выделение адреналина и значительное повышение процента содержания сахара в крови. По данным Кенона, быстрота появления сахара в крови прямо пропорциональна интенсивности эмоционального возбуждения.

Все эти явления указывают на большое биологическое значение эмоций в борьбе животных за существование. Эмоции боли, страха, ярости, испытываемые животными при появлении опасности, всегда вызывают усиленную мышечную деятельность (бегство от опасности или, наоборот, борьба с врагом).

Читайте также:  Радость по английски произношение

Такая эмоциональная реакция оказывается весьма целесообразной, так как сахар является главным источником энергии для мышц. Во время работы мышцы потребляют в 3,5 раза больше содержащегося в крови сахара, чем в состоянии покоя.

В целом эмоции возбуждения имеют динамогенное значение, сопровождаясь огромным увеличением нервно-мышечной силы и энергии. Этим объясняется тот факт, что в состоянии сильного эмоционального возбуждения человек способен проявить мышечную энергию, далеко превосходящую ту, которая обычна для него в спокойном состоянии. Этот факт объясняется тем, что в состоянии эмоционального возбуждения за счет снижения деятельности внутренних органов в результате оттока от них крови к мышцам, легким и центральной нервной системе мобилизуются значительные резервы сахара, необходимые для усиленной мышечной деятельности.Этому способствует также быстрое снижение под влиянием адреналина мышечного утомления (в страхе и гневе человек не чувствует усталости), усиление сердечных сокращений и приведение в действие гораздо большего числа эффекторных нейронов, чем это возможно при волевом усилии в спокойном состоянии.

Корковые механизмы эмоций. Связанные с эмоциями нервные процессы в подкорке и в вегетативной нервной системе не могут рассматриваться как самостоятельные. Главной физиологической основой эмоций у человека являются процессы высшей нервной деятельности, совершающиеся в коре больших полушарий головного мозга.

Особое значение при этом имеют процессы формирования, переделки и разрушения образующихся в коре динамических стереотипов нервной деятельности. Эмоциональные переживания являются субъективными отражениями этих сложных нервных процессов в коре.

Эмоции являются по своей природе субъективными отражениями легкости или трудности протекания нервных процессов при переходе от одного динамического стереотипа к другому, противоположному. Именно в характере физиологических процессов, связанных с формированием и разрушением динамических стереотипов, необходимо видеть физиологическую основу эмоциональных переживаний трудности и легкости, бодрости и усталости, удовлетворенности и огорчения, радости и отчаяния и т. д.

Большую роль в возникновении и течении эмоций играют временные связи второй сигнальной системы, благодаря которым те пли иные эмоциональные состояния могут быть вызваны не воздействием непосредственных раздражителей, а словами.

У человека механизмы второй сигнальной системы приобретают первенствующее значение в эмоциональных процессах. Благодаря им резко меняется характер и сложность эмоциональных переживаний. Вторая сигнальная система оказывает следующее влияние на развитие эмоций у человека:

Через вторую сигнальную систему эмоции входят в сферу сознания человека и перестают быть только биологическими процессами, свойственными животным.

Расширяется область эмоциональных переживаний, в которую включаются не только элементарные, физические чувства, как у животных, но и высшие человеческие эмоции — интеллектуальные, эстетические, моральные.

Чувства человека приобретают общественный характер, поскольку через вторую сигнальную систему человек усваивает содержание, характер и способы выражения эмоций, сформировавшиеся у человека в процессе его общественно-исторического развития; в эмоциях получают отражение общественные отношения людей.

Повышается в эмоциональных процессах роль представлений и понятий, в связи с чем совершенствуется и приобретает особый, человеческий характер эмоциональная память; эмоции начинают играть большую роль в деятельности воображения.

Оказывается возможным целенаправленная передача эмоционального опыта, а в связи с этим воспитание и развитие эмоций.

Источник

Физиологические основы эмоциональных переживаний.

Как и все психические процессы, эмоциональные состояния — результат деятельности мозга. Физиологические процессы, характерные для эмоций, имеют основой как сложные безусловные, так и условные рефлексы. Переживания чувств че­ловеком — всегда результат совместной деятельности коры и подкорковых центров. Эмоциональное состояние по физиологической сущности представ­ляет собой не столько функции коры больших полушарий и регулируемой ею системы подкорковых центров, сколько свойство определенных образований нервной системы: ретикулярной формации, некоторых центров, расположен­ных в таламусе (зрительных буграх) и в особенности в гипоталамусе (подбугровой области), в лимбической системе. Эксперименты, при которых реги­стрировали биотоки с помощью вживления электродов в определенные пунк­ты мозга, обнаружили, что у млекопитающих в гипоталамусе существуют участки, условно названными центрами наслаждения и центрами страдания.

Читайте также:  37 неделя беременности эмоциональное состояние мамы

Основная функция эмоций — приспособительная, но в этой обобщающей функции можно выделить некоторые составляющие: побуждающую, коммуникативную, следообразующую (формирование эмоциональной памяти) и др.

Эмоции оцениваются по интенсивности, продолжительности, осознанности, условиям возникновения и исчезновения, действию на организм, направленности и способу выражения.

Формы переживания чувств: чувственный тон, эмоции, аффекты, стрессы, страсти, фрустрации, настроение.

Среди эмоциональных проявлений выделяют эмоциональные состояния, эмоциональные реакции и эмоциональные отношения.

Под эмоциональными состояниями имеют в виду определенный нервно-психический тонус, устойчиво сохраняющийся на протяжении длительного времени. Поведение ребенка регулируется в основном эмоциональным состоянием. К эмоциональным состояниям относят прежде всего настроения — от­носительно слабо выраженные диффузные переживания, носящие в общем нейтральный характер, но имеющие некоторый оттенок, выражающий нали­чие комфорта или дискомфорта в меж(внутри)личностных отношениях, чаще не относящиеся к конкретному явлению. Настроение характеризуется опреде­ленными колебаниями в связи с многочисленными впечатлениями и пережи­ваниями человека.

Основные характеристики эмоциональных процессов:

Валентность (знак эмоции) – положительные или отрицательные, однако возможны амбивалентные (одновременно существующие противоположные) эмоциональные состояния (любовь может сосуществовать с обидой).

Сила эмоций. Не всегда бурное внешнее выражение эмоции говорит о ее силе: в одних случаях человек сознательно подавляет эти проявления, в других нарочито усиливает.

Возбудимость определяется минимальной интенсивностью стимулов, вызывающих эмоциональную реакцию. Низкая эмоциональная возбудимость есть эмоциональная устойчивость.

Ригидность – продолжение эмоционального ощущения после прекращения действия эмоциогенного стимула, его вызвавшего.

Качество (содержание) эмоций – сложная характеристика, включающая в себя описание эмоций по их:

модальности (удивление, радость, гнев и т. д.);

временному отношению к ситуации (констатирующие, предвосхищающие);

направленности (эгоцентрические, эксцентрические);

— активации (стенические: стимулирующие, мобилизующие и астенические: тормозящие, дезорганизующие деятельность) и др.

Кумуляция (накопление) — эмоциональные раздражители как бы накапливаются и при достижении определенного уровня приводят к эмоциональным реакциям.

Генерализация – «перенос» эмоциональной значимости с эмоциогенного объекта (явления) на другие объекты (явления), связанные с ним по вре­мени, сходству, пространственной близости и т. д., но сами не несущие этот эмоциональный смысл.

Диссоциация – формирование амбивалентного эмоционального отношения.

Эмоциональные нарушения тесно связаны с пропагандируемыми в последние годы культами успеха и достижений, силы и конкуренции, рациональности и сдержанности. Эти культы исключают печаль, недовольство жиз­нью, налагают запрет на подобные переживания и выражение негативных эмоций; находят выражение в современном эталоне супермена – непрошибаемого и лишенного эмоций, частых призывах «отбросим эмоции в сторону. давайте без эмоций». Однако запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания, а расплата за это — невозможность их психологической переработки; эмоции суммируются и переживаются на физиологическом уровне (подобное ещё более характерно для «развитых» сообществ с их высокими и жесткими стандартами и требованиями в процессе воспитания с частой критикой и наказаниями за отклонения).

Концепция окружения как враждебного, а жизни как трудной и опасной способствует ценностному конфликту с вытеснением собственной агрессивности и её проекции, переноса на других людей (собственная враждебность подавляется и приписывается окружающему миру).

Развитию депрессивных и тревожных проявлений способствует позиция индивидуализма за счет мыслей типа «Я могу сделать это», а если что-то не так, то кого же винить, кроме себя, при частой невозможности полностью реализовать все свои планы.

Эмоциональные состояния неразрывно связаны с понятием фрустрации.

Фрустрация – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Эмоциональными проявлениями фрустрации являются ощущения гнетущего напряжения, тревоги, отчаяния, гнева и др. Состоянию фрустрации в той или иной степени и в той или иной форме его проявления подвержены все люди в каждый момент своей жизни вследствие постоянного конфликта между меняющимися разнообразными потребностями человека и преградами на пути их реализации.

К фрустрации близко понятие «эмоциональный стресс» — термин, практически не имеющий границ и обозначающий обширный круг эмоциональных состояний человека, которые возникают в ответ на разнообразные дезадаптирующие психогенные воздействия (стрессоры).

Читайте также:  Настроение обои для экрана

Выделяют 3 стадии стресса:

стадия тревоги (мобилизуются все адаптационные резервы);

стадия резистентности (экономное расходование энергии);

стадия истощения при исчерпании адаптационных резервов.

В ответ на действия стрессорных эмоциональных факторов происходят изменения функционирования практически всех органов и систем. При этом наблюдаются психосоматические влияния, т. е. влияния психических процессов на соматическую сферу.

Наиболее заметны сердечно-сосудистые изменения (учащение сердцебиения, изменение АД, чаще его повышение, сужение или расширение сосудов); изменения дыхания (задержка, замедление или учащение); реакции пищеварительного тракта (усиленная или замедленная моторика, склонность к рвоте, поносам, запорам и т. п.).

Если изменяется, «напрягается» активность всех органов и систем, и это напряжение сильно и/или длительно, то наступает 3-я стадия («истощения»): ломка, повреждение. Связь между эмоциональным стрессовым фактором и локализацией поражения зависит от многих причин:

а) наследственной предрасположенности;

б) поражения того или иного органа в прошлом;

в) функциональной активности определенного органа в момент стресса (на фоне диареи вследствие бытового отравления произошло стрессовое воз действие; с этого времени при стрессах наблюдается диарея — «медвежья болезнь»);

г) символического значения органа для индивида («у меня от этого выворачивает желудок», «у меня от этого повышается давление» и, соответственно, скорее всего, именно эти органы или системы «заболеют» в резуль­тате эмоциональных стрессов);

д) нельзя полностью исключить органную фиксацию как следствие заторможенного психического развития, например алкоголизм как фиксацию на уровне орального удовлетворения (психоанализ).

К психосоматическим расстройствам можно отнести нарушения здоровья вследствие особенностей поведения, взглядов, отношения (ожирение, ку­рение, употребление алкоголя и психотропных средств и др.).

Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек вырабатывает у себя защитные механизмы. Психологическая защита «ограждает» сферу сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Психологическая защита встречается у любого человека и её функ­ции противоречивы: с одной стороны, она способствует адаптации человека к собственному внутреннему миру, но с другой — может ухудшить приспособ­ленность к внешней социальной среде. Описывается до 50 разновидностей психологических защит.

Наиболее частые и признанные:

Отрицание. 7. Интеллектуализация.

Подавление (вытеснение). 8. Рационализация.

Регрессия. 9. Соматизация.

Компенсация. 10. Формирование реакций

Проекция. (реактивные образования).

Замещение. 11. Сублимация.

В обыденной жизни большинство реальных ситуаций чаще сопряжено с использованием нескольких форм психологических защит.

Классификация чувств (по Б. И. Додонову): альтруистические, глорические, романтические, гностические, эстетические, гедонические, акизитивные.

Воля это сознательная, целенаправленная психическая актив­ность, связанная с преодолением препятствий (объективных или субъек­тивных).

Термином «воля» обозначается та сторона психической жизни, которая получает свое выражение в сознательных, целенаправленных действиях человека. Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели, выбор средств, рассмотрение плана действий. Действия человека определяются различными побуждениями, которые возникают в процессе жизнедеятельности. Совокупность желаний, устремлений, побуждений различного рода приобретают характер мотивов действий и образуют существенную область психической жизни человека — мотивационную сферу или направленность личности. Волевое действие заканчивается осуществлением принятого решения. Сложное волевое действие — наиболее совершенная форма деятельности человека, требующая очень большого участия в нем мышления и внимания. Сложное волевое действие может трансформировать­ся в автоматизированное действие, которое не требует специального осмыс­ления и специального активного внимания. Таким образом формируются навыки и умения. Произвольная деятельность взрослого человека — результат всей суммарной аналитико-синтетической работы коры больших полушарий мозга, основными условиями которой являются взаимодействие сигнальных систем и функция участка коры больших полушарий, обладающей оптималь­ной возбудимостью. «Тончайшее уравновешивание» организма, его приспо­собление к условиям окружающей среды на протяжении всей жизни обеспе­чиваются основными процессами корковой деятельности — возбуждением и торможением в разнообразных формах их взаимодействия.

Для того чтобы побуждение обратилось в действие, человек должен обладать некоторыми определенными качествами: целеустремленностью, ини­циативой, самостоятельностью, выдержкой, самообладанием, самокритично­стью.

Источник

Оцените статью