Описание типов темперамента для школьников

Характеристика разных видов темперамента у детей

Юлия Андронова
Характеристика разных видов темперамента у детей

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Особенности темперамента не у всех детей проявляются в одинаковой степени. Равно как и специфические свойства каждого типа, наиболее ярко обнаруживаются у уравновешенного, инертного и слабого типа, поскольку контрастируют с возрастными особенностями поведения. Охарактеризуем детей разных типов темперамента.

Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные — не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но так же быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.

У детей-холериков часто меняется настроение.Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они не сдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что, прежде всего,заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.

Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой.Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы.Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь

Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.

Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у сангвиника — распыленности, разбросанности интересов; у холерика — несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; у флегматика — безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; у меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.

У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.

Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий и требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие.

Читайте также:  Вкус еды зависит от настроения

Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость.

В воспитании детей всех типов темперамента важное значение имеет следование постоянному четкому режиму дня. Оно облегчает выполнение действий и заданий, способствует выработке положительных привычек поведения.

При работе с дошкольниками необходимо учитывать свойства их темперамента и возрастные особенности. Рассмотрим ее варианты, выделенные Т. Чирковой.

Следует обеспечить условия, необходимые для нормального развития ребенка. Если он болезненно реагирует на шум, создается фон тишины. Если не переносит смены обстановки, то ее избегают. Такую тактику целесообразно использовать на ранних этапах онтогенеза, особенно в младенческом возрасте. Заметим, что подобная тактика может привести к снижению приспособляемости психики, организма к условиям среды, поэтому она требует дополнения другими вариантами.

Второй вариант тактики взрослого предполагает формирование у ребенка черт характера, нивелирующих негативные особенности свойств темперамента. Черты характера проявляются тогда, когда варьируются условия жизни и деятельности ребенка в результате выработки у него навыков и привычек. Основное требование при использовании этого варианта — постепенность, последовательность, дозировка в ускорении или замедлении темпа деятельности. Например, меланхолик в ответ на постоянные требования выполнить действие быстрее начинает делать его еще медленнее или вообще прекращает его. Детям следует показать, что медлительность или, наоборот, ускоренность действий не является недостатком, главное в работе — это качество результатов. Стремление педагога к быстрому успеху своих воспитательных действий может привести к укреплению отрицательных особенностей темперамента, нарушению доверительности в отношениях с ребенком. Описанная тактика «маскирует» свойства темперамента в привычных ситуациях. В иных условиях его свойства проявляются в «чистом виде».

Третий вариант в работе воспитателя предполагает усиление положительных и ослабление отрицательных сторон в поведении ребенка. Воспитателю следует помнить, что нет плохих или хороших свойств темперамента. Например, для меланхолика характерен повышенный уровень тревожности, который связан с высокой чувствительностью к разным раздражителям. Последняя обусловливает излишнюю впечатлительность и ранимость. Такие дети долго и серьезно переживают неудачи, что может приводить к неуверенности. Но в то же время уровень тревожности значим в жизни. Особое место он занимает в структуре эмоциональности. Тревожность может стимулировать активность и саморегуляцию деятельности, а ее отсутствие занижает эффективность работы. От тревожности нельзя избавиться. Робость, неуверенность, эмоциональная скованность успешно преодолеваются при формировании навыков деятельности и стимулировании переживаний успеха.

В работе с детьми разного темперамента воспитатель может использовать своеобразный способ учета темперамента, когда воздействие на какое-либо свойство осуществляется в знакомых и привлекательных для ребенка видах деятельности. Например, влияние на свойства темперамента в учебной деятельности у детей в период адаптации к школе не приносит успеха. Наиболее эффективно оно в общении ребенка со сверстниками.

В ряде случаев эффективной бывает тактика построения воспитательно-образовательного процесса на основе своеобразия индивидуального стиля деятельности. Рассмотрим эту тактику на примере познания. Здесь индивидуальный стиль деятельности выражается в отношении ориентировочной и исполнительской ее частей. Одни дети сразу приступают к выполнению задания, а другие долго его обдумывают. У одних действия стереотипны, у других разнообразны. Для одних характерна аритмия, для других — размеренность. Такой ребенок затрудняется сразу воспроизвести усвоенный материал, а делает это успешно спустя 20-60 минут. Поэтому педагог может ошибочно предположить, что материал не усвоен. Но если не дать ребенку возможность восстановить материал спустя некоторое время, то он забывается.

Таким образом, главный принцип учета индивидуально-типологических особенностей состоит в переходе от «приспособления» к ним к тактике формирования саморегуляции, самоуправления динамикой поведения и деятельности.

Интеграция разных видов детской деятельности на занятиях Известно, что дошкольный возраст – это сензитивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи,.

Консультация для родителей «Значение разных видов художественного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста» Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом.

Консультация «Игры для детей раннего возраста (по типу темперамента)» Консультация «Игры для детей раннего возраста (по типу темперамента)». Тип темперамента Название игр Меланхолик Игра с лентами под медленную.

Консультация «Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик» Особенности образовательной деятельности разных видов Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно.

Методическая разработка театрализованных постановок для детей раннего возраста с использованием разных видов театра Пояснительная записка. Театрализованные постановки прочно входят в мир ребенка уже с 2-х летнего возраста. Маленьких детей привлекают яркие.

Читайте также:  Ни кому нет дела до ее чувство

Конспект НОД с интеграцией разных видов деятельности с детьми 3–4 лет «Поможем другу Хрюше». Фрукты и овощи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеек» Разработка непосредственно.

Сценарий сказки «Сказка о типах темперамента» Сказка о темпераментах. Действующие лица: Ведущий, психолог, 4 рыцаря (Флегматик, Холерик, Меланхолик, Сангвиник) Великан Дракон Король.

Статья на тему: «Использование разных видов музыкальной деятельности на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ». Музыкальные занятия с ребёнком, имеющим множественные нарушения в интеллекте и психики, предполагает разнообразные виды совместной музыкальной.

Творческая работа «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школе Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школеОдна из ярких тенденций нашего времени – это признание важности личности.

Источник

Темперамент человека. Типы и характеристика

Про темперамент для школьников

Каждого человека природа наделяет набором определенных качеств. Эти особенности отличают его от всех остальных людей. Они проявляются на самых разных уровнях: у нас разная внешность, склад характера, мы от природы наделены разными интеллектуальными способностями и талантами, и все это делает нас абсолютно не похожими друг на друга. Но в то же время мы похожи друг на друга в силу того, что каждый несет в себе признаки, которые присущи всему человеческому роду. Каждый одновременно уникален и в то же время «один из нас». Поэтому мы можем говорить о типах личности. Типы личности выделяются по четырем основным характеристикам: темперамент, характер, способности и направленность.

Темперамент

Начнем, пожалуй, с обсуждения понятия «темперамент». Еще в древности Гиппократ выявил четыре основных вида темперамента, и этой классификацией мы пользуемся до сих пор: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик.

Холерик. Слово образовано от греческого chole — желчь. Стихия, которая символизирует этот тип темперамента, — огонь, горячий и сухой. Холерика характеризует быстрая смена настроений и интересов. Он вспыльчив и реагирует на ситуацию быстро, сильно и эмоционально. Общаться с ним интересно, потому что его быстро сменяющиеся чувства ярко отражаются в речи, мимике и жестах. Но иногда холерик бывает агрессивен, импульсивен.

Сангвиник. Его стихия — воздух, теплый и влажный. Стиль реагирования — быстрый и слабый. Сангвиник — это оптимист, который идет по жизни с высоко поднятой головой и никогда не унывает, недаром по-гречески «sanguis» обозначает кровь, жизненная сила. Сангвиник характеризуется живостью, легкой возбудимостью и быстрой сменой эмоций. Это весельчак, который очень любит жизнь, и поэтому с ним приятно иметь дело. Он очень общителен, поэтому часто бывает проводником между различными группами лиц.

Меланхолик. По-гречески melainchole обозначает черная желчь. Стихия людей этого темперамента — земля, холодная и сухая. Стиль реагирования — медленный и сильный. Этот темперамент характеризуется слабой возбудимостью, его эмоции глубоки и сильны. Но несмотря на то что возбуждается меланхолик медленно, его возбудимость характеризуется устойчивостью. Люди меланхолического темперамента склонны к болезненным угнетенным состояниям, хандре, тоске. Раньше меланхолией даже называли депрессию. Считается, что меланхолик холоден в общении. Но меланхолик — скорее, носитель консервативного начала, привязанный к реальности, уравновешенный и недоверчивый.

Флегматик. Слово флегматик произошло от греческого phlegma, что означает слизь. Для флегматика родная стихия — вода, холодная и влажная. Его стиль реагирования — медленный и слабый. Флегматичный темперамент характеризуется уравновешенностью в сочетании с вялой реакцией и медлительностью в волевых проявлениях. Флегматик обычно вял и равнодушен. Он очень часто замкнут на себе, на своем внутреннем мире. Мимика флегматика не очень активна, он медлителен и спокоен в жизни. Флегматик обладает пластичностью восприятия внешних воздействий, впечатлительностью, чувствительностью, а также, как правило, очень тонким психическим складом.

Редко бывает, что человек обладает одним из таких темпераментов в чистом виде. Обычно темперамент бывает смешанным, то есть содержит черты по крайней мере двух типов. Иногда мы действуем вопреки темпераменту, опираясь при этом на совершенно другие стороны своего «я».

Некоторые темпераменты имеют определенное влечение друг к другу. Так, обычно прекрасные взаимоотношения возникают между флегматиками и меланхоликами. Люди с такими темпераментами прекрасно понимают друг друга, им не составляет труда найти между собой общий язык. Также прекрасные отношения возникают между холериками и сангвиниками. Они очень близки друг другу, одинаково воспринимают окружающую действительность.

Конфликты между флегматиками и меланхоликами довольно редки, так же, как между холериками и сангвиниками. Чего не скажешь о тех случаях, когда флегматики вступают в отношения с сангвиниками или холерики с меланхоликами — часто они просто не могут общаться без различного рода конфликтов.

Как правило, их жизнь — это сплошной конфликт, так как они не понимают внутреннее состояние друг друга. Примером конфликтных отношений между меланхоликом и сангвиником может послужить история отношений между великим поэтом Данте и его возлюбленной Беатриче. Данте полюбил Беатриче, когда им обоим было только девять лет. Они долго не виделись, но когда он повстречал ее снова на одном из приемов, она узнала его и кивнула в знак приветствия. В юном Данте чувства разгорелись с прежней силой, и чтобы как-то скрыть их, он начал оживленно беседовать с другими дамами, но Беатриче, заметив это, уже никогда в жизни не простила Данте. Когда они встретились вновь на свадьбе общих знакомых, Беатриче высмеяла Данте при всех, и теперь уже он не хотел видеть ее. Они не смогли быть вместе, несмотря на то что великий поэт воспевал возлюбленную в своем творчестве. Любовь к Беатриче питала его душу и поэзию.

Читайте также:  Спала 12 часов чувствую себя плохо

Правда, странно и в то же время очень знакомо, что два человека, которые очень сильно любят друг друга, не могут найти общего языка? Что же мешает? Как ты уже поняла, Беатриче была меланхоликом, а Данте — сангвиником. Сангвиники часто бывают легкомысленными и не способными принимать во внимание чувства других, пусть даже любимых людей. Беатриче же были свойственны строгость и постоянство, она не могла простить ему этой легкости чувств. Беатриче видела все в черном свете и подвергла своего любимого экзамену, которого он, по ее мнению, не выдержал.

Каждый тип темперамента характеризуется еще и физическими качествами, данными человеку при рождении. Опытный психолог может по внешним данным определить тип темперамента человека. У холериков бывает хорошо развитая мускулатура, солидная, крепкая фигура. Лишь иногда холерики могут быть тучными и обрюзгшими. В основном это люди жилистого, суховатого телосложения. Их голова гордо приподнята, глаза небольшие, нос четко вылеплен, рот правильный.

Сангвиники характеризуются хрупкой конституцией. У них тонкие кости, узкие ладони, длинные руки, высокий рост, овальное лицо с тонкими чертами, высокий и прямой лоб, рот резко очерчен.

Меланхолики обычно бывают плотными, формы их тела выпуклые, рельефные, но мускулатура выражена не так сильно, как у холериков. Они отличаются крупным торсом, но коротковатыми ногами, широкими плечами и сильной шеей. У них широкое лицо, выражающее некоторое упрямство, большой рот, четко выраженные носогубные складки.

Флегматики, как правило, имеют склонность к полноте, которая нередко переходит в обрюзглость. Они — обладатели невысокого роста, лица с мягким овалом, округленного лба. Нос флегматиков обрисован не резко, рот мягко очерчен, часто немного приоткрыт.

Итак, мы перечислили четыре типа внешности, которые соответствуют четырем темпераментам. Конечно же, те или иные черты могут быть подчеркнуты или, напротив, подавлены, но все же основные характеристики остаются неизменными.

Есть еще одна классификация темпераментов, которая была разработана К.Г. Юнгом. Он выделял темперамент двух видов — интровертный и экстравертный. Они отличаются тем, куда каждый из видов направляет свою энергию.

Экстраверты обращены вовне. Такой темперамент характеризует личности, которые направлены во внешний мир и деятельность в нем.

Интровертный темперамент (от латинского intro — внутрь и verto — поворачиваю, обращаю) — обращенный внутрь. Такой темперамент соответствует личности, которая обращена к своему внутреннему миру, к своим мыслям. Интроверты склонны к самоанализу, самоуглубленности.

Как правило, близкие отношения возникают между людьми, близкими друг другу по темпераменту. Но бывает так, что жизнь сталкивает вместе людей абсолютно разных, и тогда их жизнь превращается в постоянную борьбу за выживание. Потому что каждый стремится отстоять собственное мнение и не принимать способ реагирования, который предлагает ему партнер. Чтобы тебе было понятнее, мы приведем следующий простой пример, который, возможно, знаком тебе по собственному опыту.

Например, твоя мама — экстраверт, а ты — интроверт. Мама ярко выражает свои эмоции, она немного импульсивна. Когда ты приходишь из школы домой, она хочет, чтобы ты ей быстро рассказала, как прошел день, что ты делала, какие у тебя отношения со сверстниками. Ты же не склонна ярко проявлять свои чувства, можешь рассказать о своих проблемах, только если у тебя будет к тому особое настроение, когда-нибудь ночью, в темноте, шепотом. Мама не понимает тебя, она хочет от тебя всего сразу и обижается, если ты ей ничего не хочешь рассказывать, жалуется на твою замкнутость. Ты в такой ситуации наверняка будешь чувствовать себя бесправной, но что-то изменить в этой ситуации довольно трудно, вам просто нужно быть терпимыми и научиться понимать друг друга.

Темперамент человека — это прежде всего стиль его реагирования, он дается каждому из нас природой, и мы не в со стоянии его изменить. А вот то, что мы изменить в состоянии, что формируется у каждого на основе жизненного опыта, — это характер.

Источник

Оцените статью