Общая характеристика развития эмоционально-волевой сферы дошкольника
Анна Маркарян
Общая характеристика развития эмоционально-волевой сферы дошкольника
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. И в эмоциях, и в чувствах отражаются потребности человека, вернее то, как эти потребности удовлетворяются.
Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, эмоции же возникают в ответ на конкретную ситуацию. Чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях (чувство любви к ребенку может переживаться и как эмоция радости за него («сделал сам первый шаг», гордости за успехи («победил в соревнованиях», стыда (в случаях, если он совершил недостойный поступок, тревоги, если ребенку что-то угрожает (например, в период болезни и др.).
Одна из главных функций эмоций заключается в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.
Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти, чувства в узком значении этого слова) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.
В настоящее время отсутствует единая общепринятая классификация чувств и эмоций. Чаще всего выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Что касается эмоций, то широкое применение получила классификация их, предложенная К. Изардом. Выделяются эмоции фундаментальные и производные.К первым относят: 1) интерес-волнение, 2) радость, 3) удивление, 4) горе-страдание, 5) гнев, 6) отвращение, 7) презрение, 8) страх, 9) стыд, 10) вину. Остальные — производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает, например, такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.
Эмоциональные состояния человека далеко не всегда носят однозначный характер. Некоторые из них — амбивалентны, двойственны. Они вмещают в себя одновременно два противоположных чувства. Так, например, уже в раннем детстве ребенок может переживать желание, интерес к взаимодействию со взрослыми, сверстниками и одновременно неуверенность в себе, боязнь вступить в непосредственный контакт с ними. Такое состояние наблюдается в случаях отсутствия у детей достаточного опыта делового общения и часто ведет к негативным последствиям в личностном развитии ребенка.
Люди существенно различаются своей эмоциональной сферой. Прежде всего — эмоциональной впечатлительностью (что во многом связано с темпераментом) и устойчивостью. Есть эмоционально развитые люди, а есть и страдающие своеобразной эмоциональной тупостью, глухотой.
Эмоциональная сфера человека развивается, изменяется на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство — особый в этом отношении период. Это время, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену.
На протяжении дошкольного возраста увеличивается устойчивость чувств, они становятся более глубокими, осознанными и обобщенными. Возрастает умение ребенка контролировать свои эмоциональные реакции. Появляются новые, высшие чувства (нравственные, эстетические, познавательные).
Ребенок оказывается способным проявить не только симпатию (антипатию, элементарное сочувствие, но и эмпатию, нежность, любовь к близким, чувство гордости и стыда. Если 2-3-летний малыш гордится наличием у себя ряда достоинств (умение самостоятельно умываться, одеваться, «читать» стихи, выговаривать «трудные» звуки речи, стрелять из игрушечного ружья и т. д., то на 4-5-м году жизни чувство гордости вызывают у него уже качественные показатели достижений в разных видах деятельности («хорошо рисую», «быстро бегаю», «правильно считаю», «красиво танцую» и т. п.).
Чем гордится ребенок, чего он стыдится — решающую роль в этом играют окружающие и в первую очередь — родители, воспитатели, их отношение к ребенку, оценка его достижений. Дошкольник не безразличен к прекрасному и безобразному, он способен откликнуться на музыку, художественную картину, поэзию, на прекрасное в природе, проявить чувство юмора. В дошкольный период развиваются и познавательные чувства — ребенок проявляет не только любопытство, но и любознательность, стремление утвердиться в истине.
Чувства к концу дошкольного возраста нередко становятся мотивом поведения ребенка. Постепенно происходит и интеллектуализация детских чувств. Развивается способность к эмоциональному предвосхищению. Видоизменяются и формы выражения чувств.
Выявлена зависимость эмоций от содержания и структуры детской деятельности, от особенностей взаимодействия с окружающими людьми, от того, как он усваивает нравственные нормы и правила поведения.
Первоначально эмоциональная сфера формируется и видоизменяется в ходе практической деятельности, в процессе реального взаимодействия с людьми и предметным миром. В дальнейшем на этой основе складывается особая психическая деятельность — эмоционального воображения. Она представляет собой сплав аффективных и когнитивных процессов, т. е. единство аффекта и интеллекта, которое Л. С. Выготский считал характерным для высших, специфически человеческих чувств.
Наблюдаются существенные различия в эмоциональной сфере мальчиков и девочек.
В числе эмоциональных проявлений дошкольника, которые обращают на себя внимание и вызывают озабоченность, а нередко и обоснованную тревогу, — детская агрессивность (удары ногами и кулаками, щипание, угрозы, разрушение построек сверстников и т. п.). При этом мальчики чаще и в большей степени проявляют агрессивность, нежели девочки. Существенную роль в возникновении и закреплении этой формы выражения негативных эмоций играет семья (отсутствием чуткости и поддержки детей, применением насилия по отношению к ним и т. п.). Поведение сверстников, просмотр телевизионных передач (сцен насилия) могут усиливать агрессивность ребенка. В предотвращении и коррекции агрессивности важна позиция взрослых (контроль агрессивных форм поведения, ограничение подверженности детей воздействиям, возбуждающим агрессию, обучение поведению, несовместимому с агрессией, а также управлению своим поведением, воспитание эмпатии, использование в руководстве детьми гуманистических методов и приемов и др.).
В своевременном распознавании и коррекции нуждаются и ряд других эмоциональных состояний и чувств, испытываемых порой дошкольниками (депрессия, конфликтность, тревожность, чувство враждебности, неполноценности и др.).
Чаще всего основной причиной этих состояний является депривация потребности ребенка в общении со стороны родных (в семье) и сверстников (в детском саду, во дворе и т. п.).
Вот почему педагогу важно изучить не только саму эмоциональную сферу ребенка, но и семейную микросреду, «детское общество», место ребенка в нем, отношение его к детскому саду, школе.
Нельзя упускать из поля педагогического зрения и проявление эмпатии, товарищества, альтруизма. Следует обращать внимание и на эмоциональную отзывчивость детей при восприятии ими художественных произведений. Если, слушая сказку, как справедливо замечал В. А. Сухомлинскнй, ребенок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение — это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу.
Эмоции ребенка Ребенок дошкольного возраста легко возбудим,может проявлять эмоции различного характера непроизвольно. Эмоции окрашивают все психические.
Эмоции в процессе воспитания дошкольника. Реласакционая гимнастика Эмоции в процессе воспитания дошкольника. Дошкольное детство – маленький период в жизни человека, первые шесть – семь лет. Но они имеют.
Источник
Описание эмоционального развития детей
Автор: Скудина Александра Михайловна
Организация: ГБОУ «Школа № 1353»
Населенный пункт: г. Москва
Л.С. Выготский в своих исследованиях подчёркивал, что эмоциональное развитие ребёнка — одно из главных направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоциональная сфера личности является «центральным звеном» психической жизни. Развитие эмоциональной сферы есть ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы и механизмы воздействия.
Развитие эмоциональной сферы ребёнка включает в себя:
— развитие эмоционального реагирования;
— развитие эмоциональной экспрессии;
— формирование представлений о многообразии человеческих эмоций;
— формирование словаря эмоциональной лексики.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста имеет свои характеристики.
Детям от 1 года до 3 лет в эмоциональной сфере присущи: отсутствие эмпатии, характерные эмоциональные реакции, связанными с его желаниями неумением выбирать и принимать решения, эгоцентризмом. Вместе с тем, зарождается самосознание — ребёнок узнаёт своё отражение в зеркале, отзываться на имя, пытается быть самостоятельным, начинает употреблять местоимение «я» завышенной самооценки (Я — хороший). Также, малыш ещё не умеет предвидеть последствия своих действий. В этом возрасте для ребёнка важна оценка взрослого, ребёнок эмоционально реагирует не неё.
Ребёнок 4-5 лет обладает достаточно разнообразным спектром эмоций. Приобретённые детьми этого возраста новые умения и интересы обуславливают появления целого спектра разнообразных эмоций ребёнка, вместе с тем потребностей и мотивов. Ребёнок этого возраста уже может чувствовать не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, гнев, бодрость, нежность, застенчивость, удивление, удовольствие и т. д. Также в этом возрасте детям доступно выражение чувств, при применении разных интонаций и мимики.
Эмоциональная сфера ребёнка 4-6 лет характеризуется следующим образом: у ребёнка более спокойный эмоциональный фон восприятия проявления эмоций по цепочке «желание, представление, действие, эмоция». В этом возрасте развивается эмоциональное предвосхищение: ребёнок старается предвидеть будущий результат и то, как его оценят. Появляются новые мотивы для деятельности, способность оценивать своё поведение.
Выделим некоторые особенности развития эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста:
— ребенок ещё не может управлять своими эмоциями, переживаниями;
— ребёнок осваивает социальные формы проявления чувств и эмоций;
— чувства и эмоции у ребёнка в старшем дошкольном возрасте становятся более разумными и произвольными;
— в старшем дошкольном возрасте у ребёнка начинают формироваться высшие чувства (эстетические, нравственные, интеллектуальные).
Подчеркнём, что эмоциональная сфера ребёнка развивается в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Недостаток эмоциональных контактах может привести к задержке эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Педагоги в детском саду должны создавать условия для установления тесных эмоциональных контактов с каждым воспитанником. Человеческие взаимоотношения, поступки людей — это источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других составляющих эмоциональной сферы.
Для развития эмоциональной сферы ребёнка важны доброжелательные взаимоотношения в семье.
Неправильное общение в семье, как правило приводит:
— односторонняя привязанность, чаще всего к матери, приводит к ослаблению мотивации в общении со сверстниками;
— ревность при появлении второго ребёнка в семье, первый ребёнок начинает чувствовать себя обделённым;
— выражение взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребёнку, приводит к тревожности.
Организованная образовательная деятельность, такая как музыкальное занятие учат ребёнка испытывать определённые чувства, связанные с восприятием музыки.
Эмоциональная сфера ребёнка интенсивно развиваются в ведущей деятельности дошкольников — в игре. Выполнение совместных трудовых заданий (уборка участка, групповой комнаты) развивает у детей эмоциональное единство группы.
Высшие чувства начинают формироваться у детей с 2-3 лет. Развитие высших чувств связано с развитием общения со взрослыми и сверстниками, появлением форм совместной деятельности.
Однако, для детей дошкольного возраста характерно слитность высших чувств:
— хороший – значит красивый (эстетические переживания);
— хороший – значит добрый (этические переживания);
— хороший – значит интересный (интеллектуальные переживания).
Можно сказать, что, один и тот же объект внимания вызывает у ребёнка разнообразные чувства.
Предпосылкой развития нравственных чувств является доброжелательность, внимание, забота, любовь со стороны взрослого. Всё это обуславливает то, что дошкольник сам начинает сопереживать другим людям.
На развитие эмоциональной сферы ребёнка важную роль оказывает художественная литература. Яркие эмоции дошкольник испытывает, когда сравнивает себя с положительными героями, переживает за них.
На 3м году жизни у ребёнка происходит процесс накопления первоначальных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», которые малыш соотносит со своим поведением.
В 4-5 лет у детей зарождается моральное сознание. Малыш начинает понимать смысл предъявляемых ему требований и соотносит их со своими поступками и действиями. При совершении достойных поступков у ребёнка появляется радость и удовлетворение.
При нарушении общепринятых требований самим или другими ребёнок испытывает огорчение, возмущение. 6-7 летний ребёнок осознаёт необходимость и обязательность правил общественного поведения. Возрастает способность к самооценке. При нарушении правил дошкольник испытывает неловкость, вину, смущение, беспокойство.
Чувство гордости возникает у ребёнка при положительной оценке качества выполнения какой-либо деятельности: умение хорошо танцевать, быстро бегать, считать, проявления моральных качеств (выдержка, послушание).
Чувство стыда возникает, когда малыш желает действовать в соответствии с одобряемыми образцами поведения, но фактически их нарушает.
Таким образом, особенностями развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста являются проявления эмоций вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Ребёнок растёт и изменяются его взгляды на мир и отношения со взрослыми и сверстниками. В старшем дошкольном возрасте умения осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Педагогам и родителям необходимо знать возрастные особенности детей, иначе появляются не совсем верные оценки поведения ребёнка.
Список источников
- Анохин, П. К. Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001.
- Башарова А.Ф. Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников / А.Ф. Башарова // Научный форум: Педагогика и психология: сб. статей по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. – М., 2018.- С. 47-50. —
- Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд – во МГУ, 2002 ., 188 с..
- Бойко В.И. Психолого-педагогические условия эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста / Бойко В.И. // Студент и наука (гуманитарный цикл) — 2018: материалы междунар. студенч. науч.-практ. конф.( Магнитогорск, 21-23 марта 2018 г.) – Магнитогорск, 2018. — С. 740-744. —
- Вилюнас В. К., Гиппенрейтер Ю.Б.. Психология эмоций. Тексты. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 288 с.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 2006.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Альма,2001.
- Выготский Л.С. Собр. соч. Т.3. М., 2005.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. — М.: Академия, 2001. -117 с.
- Данильченко Е.В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Е.В. Данильченко // Педагогический опыт: от теории к практике: сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. — 2017. — С. 162-164. —
- Додонов, Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. — М. : Политиздат, 2001. — 272 с.
- Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии// Вопросы философии.- 2003.№12.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Айрис – пресс, 2006.
- Дюкарева Д.А. Особенности восприятия эмоций человека дошкольниками / Д.А. Дюкарева // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: сб. науч. трудов всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием./ под ред. Г.Ю. Лизуновой. — 2019. — С. 73-76
- Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. Я.З. Неверович. – М.: Знание, 2005.
- Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 2005
- Кошелева А. Л Эмоциональное развитие дошкольников. М, 2007.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 2001.- 98 с.
- Ключникова И.Ф. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. — 2020. — С. 131-133
- Кряжева Н. Л Радуемся вместе: Развитие эмоционального мир детей.- Екатеринбург: У- Фактория, 2006.
- Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2001. — 752 с.
- Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. — СПб. : Издательство «Питер», 2001. — 464 с.
- Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2001. — 752 с.
- Изотова Е.И., Никифорова Е.В. «Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика». — М.: Академия, 2004 г.- 288с.
- Карелина И. О. Эмоциональная сфера ребенка как объект психологических исследований: избранные научные статьи. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017. – 157 c. ISBN 978-80-7526-216-5
- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 2006.
- Крайчак А.Е. Методические аспекты развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через театрально — игровую деятельность в условиях ДОУ / А.Е. Крайчак // Наука и образование: новое время. — 2017. — № 3 (20). — С. 660-665
- Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рождения до 7 лет, Автореф. Дис.- М.,2003.
- Лурия А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии. Вопросы Философии. – М., 2003.
- Мухина В.С. Детская психология. — М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2007. — 352 с. «Мир психологии».
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с.
- Маракушина И.Г. Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор развития эмоционального мира детей / И.Г. Маракушина, Е.А. Рега // Традиции и новации в дошкольном образовании. — 2018. — № 5 (8). — С. 31-33
- Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. М.: Центр «Академия», 2003.
- Пичугина И.В. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками / И.В. Пичугина // Традиционные национальнокультурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2017. № 2 (12). С. 50-54.
- Пономарёва И.В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях / И.В. Пономарёва // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. — № 2 (8). — С. 46-48.
- Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 2.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 2007.
- Рылеева Е.В. Путешествие в мир эмоций: Демонстрационные материалы для фронтальной работы. Раздаточные материалы для индивидуальной работы. Педагогическая технология «Открой себя». М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2000.
- Смирнова Н.Н. Особенности рефлексии различных эмоций у детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Смирнова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — Т. 7. — № 6. — С. 6 – 15.
- Соловьева Е.А. Театрализованные игры как средство развития эмоцинальной сферы детей среднего дошкольного возраста / Е.А. Соловьева // Студенческая наука и XXI век. — 2018. — № 2-2. — С. 376-377.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М. 2007.
- Тузова О.П. Эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / О.П. Тузова // Вопросы педагогики. — 2019. — № 12-1. — С. 259-262. —
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Владос, 2006.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 2008.
- Шило, Т. В. Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка / Т. В. Шило, Ю. Н. Редкова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 48-51.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Наука, 2001.
- Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 2002.
- Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 2005
- Юдина Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. М.: Просвещение, 2012.
- Эмоциональное и когнитивное развитие детей дошкольного возраста: анализ исследований с позиций структурно-диалектического подхода / Н.Е. Веракса, М.Н. Гаврилова М.Н., А.К. Белолуцкая, К.С. Тарасова // Сибирский психологический журнал. — 2020. — № 75. — С. 115-143.
Источник