Особенности развития эмоционально-волевой сферы подростка
Вы будете перенаправлены на Автор24
Эмоциональная сфера человека
Особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме переживаний, ощущений приятного и неприятного, процесс и результаты деятельности человека составляют эмоции. К ним относятся настроение, чувства, стрессы и т.п. Эмоции включены во всех психические процессы человека.
Сергей Леонидович Рубиншейн полагал, что в эмоциональных проявлениях личности выделяются 3 сферы:
- органическая жизнь;
- интересы материального порядка;
- духовно-нравственные потребности.
Человеческие эмоции индивида прежде всего связаны с его потребностями. Эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей. По проявляемым чувствам судят о том, что в данный момент волнует человека, какие потребности и интересы являются актуальными для него.
Особенности развития волевой сферы подростка
Волевые качества охватывают специальные личностные свойства, влияющие на стремление индивида к достижению поставленных целей. Волевой акт всегда тесно связан с приложением усилий, принятием решений и их последующей реализацией. Воля – это борьба мотивов.
Развитие регуляции волевого поведения человека осуществляется в нескольких направлениях:
- Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
- Обретение индивидом контроля над своим поведением;
- Выработка волевых качеств личности.
Логика развития всех волевых качеств выражается так: адекватное самоуправление, концентрация усилий, выносливость при больших нагрузках и способность управлять своей деятельностью.
Подросток вначале восхищается волевыми качествами других людей, завидует тем, кто обладает этим – происходит это в 10-11 лет. В 11-12 лет у подростка появляется желание иметь такие качества у себя, а в 12-13 лет приступает к их реализации. Период волевого самовоспитания у подростков начинается с 13-14 лет.
Готовые работы на аналогичную тему
Именно в подростковом возрасте формируется система личностных ценностей, определяющих содержание его деятельности, сферу общения, оценку людей и самооценку.
Признаками волевых качеств подростков выступают следующие:
- сознательное соблюдение порядка, дисциплины при выполнении правил, требований игры;
- добровольное выполнение установленных правил;
- недопущение проступков;
- хорошее поведение при изменении обстановки.
- выполнение деятельности без помощи и контроля;
- умение занять себя, организовать собственную деятельность;
- отстаивание своего мнения;
- соблюдение выработанных привычек самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.
- доведение дела до конца, достижение целей;
- продолжение деятельности при нежелании ей заниматься;
- проявление упорства при изменении обстановки.
- терпение в деятельности;
- умение держать себя в конфликтных ситуациях;
- умение сдерживать эмоции при определенных ситуациях;
- самоконтроль.
- соблюдение порядка на рабочем месте;
- планирование своих действий.
- обдуманное принятие решений;
- уверенное выполнение принятого решения;
- решительность в непривычной обстановке.
- проявление творчества;
- активная поддержка коллектива;
- проявление инициативы в непривычной обстановке.
В начале подросткового возраста у ребенка проявляется стремление уподоблять взрослым. Чувство взрослости – центральное новообразование этого возраста, по Л. С. Выготскому. Все подростки стремятся приобрести качества взрослого человека, это усиливается, когда взрослые начинают относиться к подросткам более серьезно.
В старшем подростковом возрасте мальчики занимаются саморазвитием у себя волевых личностных качеств. Объект подражания – старшие товарищи. Среди современных подростков распространенным способом саморазвития являются занятия видами спорта с большой физической нагрузкой, где необходимо приложить силу. Волевые качества, сформированные в ходе таких нагрузок, переходят на другие виды деятельности.
Для эмоциональной сферы подростков характерно:
- Большая эмоциональная возбудимость. Подростки часто проявляют вспыльчивость, бурную реакцию на что-либо: их чувства проявляются наиболее ярко, они отстаивают свои интересы, взгляды, мнение. На любую критику или несправедливость к себе или товарищам могут не сдержаться и выплеснуть эмоции;
- Устойчивость эмоциональных переживаний. По сравнению с детьми младшего школьного возраста подростки долго помнят обиды и неприятные ситуации;
- Подросток всегда ожидает страх, это проявляется в тревожности. Повышение тревожности связано с появлением интимно-личностных отношений с человеком, который вызывает различные эмоции;
- Подросток отличается противоречивостью чувств, неопределенностью: они могут защищать своего товарища, понимая, что он достоин осуждения;
- Возникновение переживаний не только по поводу оценки других, но и самооценки, проявляющейся в результате роста самосознания;
- Развитое чувство принадлежности к группе, появление страха быть отверженным;
- Высокие требования к дружбе – общие интересы, нравственные чувства и т.д.;
- Чувство патриотизма.
Таким образом, эмоции и воля являются психологическими характеристиками личности и ее неотъемлемой частью. В подростковом возрасте происходит окончательное развитие эмоционально-волевой сферы. В этом возрасте стабилизируются черты характеры и формы поведения в обществе сверстников. В психологии подростка отмечается главная черта – высокий уровень самосознания.
Особенностью формирования эмоций и воли является чувство взрослости, как центральное новообразование. На основе чувства взрослости развиваются самосознание, критическое мышление, рефлексия.
Источник
Эмоционально-волевая сфера подростков. Специфика развития
Подростками считаются мальчики и девочки, перешагнувшие рубеж 11-12 и до 15-17 лет, претерпевающие в этом возрасте очень быстрые и значительные изменения своего организма. Возраст этот считается кризисным из-за возникновения значительного количества личностных противоречий и новообразований. Кризис этот длительнее и чувствуется острее, чем кризисы других возрастов, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста [10]. Таким образом, в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее, в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка, очень трудно [6].
Приступим к обсуждению того, как развиваются эмоции и воля подростка, зачем они вообще нам даны и что с ними происходит в норме. Итак, эмоции определяют разные авторы по-разному, однако суть одна, эмоции — это субъективное отражение психикой человека переживания различных ситуаций и явлений жизни, если свойства этих ситуаций имеют отношение к потребностям этого субъекта и направляют его деятельность. Эмоции, проявляющиеся как непосредственные реакции на предметы окружающей обстановки, связаны с первоначальными впечатлениями. Так, первое впечатление от знакомства с новым человеком носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией на какие-то внешние проявления его [11].
Для чего же нам нужны эмоции? Великие деятели науки отвечали на этот вопрос в соответствии со своим мнением: П.К. Анохин считал, что эмоции оценивают биологическую целесообразность эмоционального поведения; по мнению Лазаруса эмоции оценивают ситуации с точки зрения ее полезности; Чарльз Дарвин был уверен в том, что эмоции появились у живых существ в процессе эволюции, как необходимые механизмы приспособления, то есть, как некий рудимент приспособительных реакций организма человека, целесообразных на предыдущих стадиях эволюции [13,с.74]; У. Джеймс — если удалить все телесные движения, свойственные переживанию, то исчезнет эмоция и , наоборот, если воспроизвести телесные движения, свойственные какому-то переживанию, то появятся и эмоции [13,c.67]; древнейшее «Светило» — Аристотель полагал, что есть вредные и полезные эмоции, а Демокрит считал, что надо быть противником эмоций и избегать их. Таким образом, объединив некоторые позиции авторов и рассматривая отдельные проявления эмоций, можем выделить несколько их функций:
2) побуждение к действию, поступку
3) организация и дезорганизация поведения
4) стереотипное разрешение ситуации (ведь эмоции помогают разрешить конфликт)
5) регулирующая функция (эмоции меняют наше поведение в зависимости от полученных результатов)
6) функция активации (повышение или понижение нервной системой уровня активации в зависимости от сложности задачи)
7) функция адаптации
Вот несколько исходных позиций, которые можно упомянуть, говоря о роли эмоций для развития личности человека и, в частности, ребенка:
— «Эмоция есть результат оценки организма своего отношения со средой» ( по Выготскому Л.С.)[11]
— эмоции есть целостное отношение человека к миру и соответствие его поведения (или того, что с ним происходит) его потребностям. «Чувство человека — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания»(С.Л. Рубинштейн) [40]
— эмоция — это одна из важнейших характеристик личности. В то же время эмоции — это некое целое, пронизывающее различные свойства личности
— «Эмоции, — писал А.Н.Леонтьев, — выполняют роль внутренних сигналов. Они являются внутренними в том смысле, что сами не несут информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает деятельность субъекта».[20]
Для эмоционального развития человека выделяются следующие три случая по Л.С. Выготскому [11] :
— организм чувствует свое превосходство над средой, когда поведение протекает без всяких внутренних и внешних задержек и осуществляется оптимальное приспособление при наименьших затратах сил и энергии, человек соответственно оказывается во власти эмоций, связанных с чувством превосходства, то есть так называемых положительных эмоций
— когда превосходство будет на стороне среды, и человек, следовательно, испытывает эмоции, связанные с чувством подавленности, слабости, страдания и прочих отрицательных чувств
— когда возникает некоторое равновесие между организмом и средой, когда ни на той, ни на другой стороне нет перевеса, а поведенческая реакция человека проявляется в эмоциональном безразличии.
Эмоции неразрывно связаны с чувствами и составляют эмоциональную сферу человека, которая вместе с остальными сферами в подростковый период претерпевает ряд значительных изменений. А вот три типа эмоционального реагирования в подростковом возрасте с точки зрения Х. Ремшмидта [38]:
1 Эмоциональная неустойчивость. В эмоциональной сфере еще сохраняется значительная неуверенность относительно выбора форм поведения. Новые чувства уже возникли, но еще не обрели адекватных способов выражения или точек приложения. Мотивационная ситуация характеризуется, с одной стороны, стремлением к самостоятельности и самоуважению, а с другой — столкновением с регламентацией и ожиданиями окружающих. Это противоречие может втягивать подростков в конфликт, который вызывает весьма изменчивые, импульсивные, с трудом предсказуемые эмоции.
2 Нападение или отступление. Описанная ситуация может способствовать как агрессивному поведению, так и тенденции избежать столкновения. Первое проявляется в несогласии с существующим порядком, в противодействии законам и правилам социального окружения. У отступления также может быть оппозиционный характер, когда возникает стремление не иметь больше ничего общего с миром взрослых. Однако встречается и разочарованный уход в самого себя, обусловленный чувством непонятости.
3 Идеализм. Неумение критично взглянуть на окружающую действительность и вследствие этого видение только какой-то одной, желательной стороны этого мира. Порождает обычно возвышенные, радужные эмоции. Наибольшую трудность преодоления идеалистической точки зрения вызывает переход к адекватному видению, а не к выбору другой «стороны медали» – негативизма [54].
Выявлено, что с возрастом дети начинают лучше различать эмоции, в подростковом возрасте эмоциональные понятия разграничиваются и становятся более четкими: маленькие дети задействуют в общении один термин для обозначения нескольких эмоциональных явлений. У подростков словарь эмоций по мере взросления расширяется и увеличивается количество компонентов эмоций. Исследования показали, что подростки более ярко переживают и положительные и отрицательные эмоции, чем взрослые и даже дети [36]. А исследования П. Лафренье сообщают, что дети подросткового возраста счастливыми себя ощущали в шесть раз чаще родителей, а несчастнее — в три раза. И еще, по словам подростков, у них часто появляется чувство неловкости и волнения, а также печали и тоски. Такую неустойчивость эмоционального состояния подростков многие авторы связывают с проявлением таких важных нервных процессов организма, как возбуждение и торможение. В подростковом возрасте, по сравнению с возрастом 7-11 лет и с взрослостью, возбуждение растет, а торможение — слабеет. Вот и получается, что происходящие события, одинаковые по значимости, вызывают бурный эмоциональный всплеск и успокоить его очень сложно. [39].
Эмоции и чувства подростки склонны скрывать. Эмоции обычно делят на положительные (радость, симпатия, интерес ), отрицательные ( стыд, страх, гнев, отвращение, страдание, презрение) и эмоция удивления, которая может перейти как в любую отрицательную, так и в положительную эмоцию. Все эти эмоциональные переживания полезные, поскольку они помогаю человеку регулировать свое поведение, и наполняют его существование личностным смыслом. Но любые эмоции могут стать вредными, в зависимости от неадекватности и интенсивности своего проявления. По Е.П. Ильину, подростки больше проявляют радость, чем гнев, страх и страдания. Радость, гнев и страдание наиболее насыщено переживаются в возрасте 12-13 лет, а страх в этот период проявляется в меньшей степени [13, с.403]. Имеется также нейтральная эмоция — скука. Проявление ее у подростков вызывает опасения потому, что смениться отрицательными эмоциями она может просто, а положительными — очень затруднительно. Если подросток не сумел вовремя сменить скуку на интересное и увлекательное занятие, то она усугубиться раздражением, злостью или тоской. Многие бессмысленные, агрессивные действия совершаются под влиянием этой самой скуки [36].
Итак, эмоциональное и волевое развитие мальчиков и девочек отличается. Девочки склонны более эмоционально реагировать и переживать различные ситуации, они более открыты чувствам и любят о них разговаривать. Это можно связать с национальными и ментальными особенностями общества, ведь у нас приветствуется проявление эмоций у девочек, а у мальчиков больше сдержанность. На сложные ситуации также наблюдаются различные эмоциональные реакции. У девочек может резко поменяться настроение, не заставят себя ждать слезы и т. д. А у мальчиков в большинстве своем реакцию видно по поведению, проявляется, к примеру, вспыльчивость, грубость, или даже физическая сила. Проявление эмоций как таковое скрыто. Однако шумное поведение сопровождается чрезвычайной подвижностью из-за невозможности усидеть на одном месте. Подобные реакции оцениваются как выплеск изнутри лишнего напряжения и попытка снять с себя ответственность за неудачи.
Эмоциональное непостоянство у мальчиков в большей степени проявляется в возрасте 11-13 лет, а у девочек – 13-15 лет. Выходит так, что и у тех и у других верх эмоциональной неустойчивости приходится на 13 лет. Поэтому это самый сложный период в отношениях между подростком и взрослыми. Так, учителя отмечают, что дисциплина чаще всего нарушается учениками 7-х классов, т.е. в возрасте 13 лет. Часто взрослые замечают проявление, несвойственной подростку ранее, жестокости именно в 13 лет: например, они могут смеяться над падением других людей или неуважительно относятся к пожилым и инвалидам и многое другое. [37].
Подростки склонны застревать на своих эмоциях по мнению В.Г. Казанской. В результате подростки сильно озабочены своими переживаниями, и не реагируют на попытки им помочь со стороны окружающих. Это в большей степени свойственно девочкам — подросткам. Отношения с родителями и со сверстниками характеризуются подростками как наиболее значимые переживания, также в первых рядах увлечения и школа, переживания, связанные с самим собой и противоположным полом, а исследования А.И. Подольского, О.А. Идобаевой показали, что на первое место большинство подростков выносят волнения о своем будущем. Что там их ждет, как сложится дальнейшая жизнь, удастся ли осуществить задуманное, реализовать мечты, достигнуть цели. Такие переживания в большей степени свойственны детям подросткового возраста с повышенным уровнем общей тревожности и таким же повышенным уровнем интеллектуального развития [37].
Необходимо отметить, что помимо усиления эмоций и чувств в подростковом возрасте развиваются способности к их саморегуляции. Подросток, более способный к интенсивным и разнообразным эмоциям, становится также более способным к их торможению волевым усилием. Далее обсудим проявления волевых усилий и их развитие в подростковом возрасте.
Волей считается сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, которое выражается в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных поступков и действий.
То есть, для возникновения волевых действий необходимы:
— наличие ситуации, противодействующей желаниям и потребностям
— преодоление человеком себя
Воля неразрывно связана с мыслительной деятельностью и чувствами, так как она позволяет человеку удерживать себя от совершения необдуманных поступков. Именно волевые усилия мы должны прилагать, чтобы противостоять воздействию негативных эмоций. Эмоции мы можем наблюдать уже у двухмесячного младенца, они проявляются в комплексе оживления, то есть, в улыбке и двигательной активности при появлении взрослого. Воля формируется длительное время, заметить начало ее формирования можно в возрасте одного года, а завершается этот процесс как раз в подростковом возрасте и далее совершенствуется всю жизнь [9].
Итак, подростковый возраст характеризуется глубочайшими внутренними изменениями личности человека. Это переходный период от детства к началу взрослости. Здесь мы видим изменения и в физиологии организма, и в уровне интеллекта, также меняются развитие познавательных процессов и отношения со взрослыми и сверстниками. Так ребенок превращается во взрослого человека. Меняются интересы, привычный уклад жизни, формируется система личностных ценностей, которая определяет род занятий подростка, сферу его общения, происходит оценка и переоценка людей близких и окружающих, проявляется самооценка, это видно по тому, как подростки начинают следить за своей внешностью и уровнем интеллекта, по реакции на критику и т.д. Дом и родители теперь перестают быть центральными для ребенка, центром для личности подростка становится стремление быть взрослым и общение со сверстниками. Вот такие новообразования подросткового возраста мы получаем:
— формирование идеала личности
— склонность к рефлексии
— интерес к противоположному полу
— частая смена настроения
— особое развитие волевых качеств
— потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл
С таким списком личностных новообразований нельзя не заметить эмоциональную нестабильность подростков [1]. Стремление подростка узнать себя не редко приводит к нарушению и душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис. Подростку приходится пройти через душевные страдания, с помощью преодоления которых формируется его самооценка и происходит определение своего места в социуме. Его поведение регулируется самооценкой, сформированной во время общения с окружающими. Это может выражаться негативизмом, повышенной возбудимостью, частой сменой настроения, бурными реакциями на ситуации, в которых ранее человек повел бы себя более уравновешенно, плаксивостью, агрессивностью, или, наоборот, апатией, безразличием, равнодушием [5].
В подростковом возрасте дети начинают заниматься самовоспитанием. Качество мужественности для мальчиков становится основным идеалом. В возрасте 11–12 лет мальчики любят смотреть приключенческие фильмы или читать соответствующие книги. Они стараются подражать героям, обладающим мужественностью, смелостью, силой воли, между тем, не замечая волевых поступков в окружающем обществе, ни в поступках родителей, смиренно несущих тяготы повседневной жизни, ни в трудах учителей, которые с наивысшим терпением и усилием огромной воли пытаются передать свои навыки и знания детям, научить и воспитать в них ответственность, самоорганизованность и т.д. Иначе говоря, они не видят проявления воли в своей повседневной жизни и деятельности. Не хотят признавать, что в учебной работе ученика, его усидчивости, в умении быть собранным и ответственным также проявляется воля; «такая воля» их не устраивает. Поэтому, стремясь воспитать в себе «настоящую волю», подростки (особенно младшие) берут за образец героические поступки танкистов, летчиков, экранных героев, но крайне редко ориентируются на образцы, воплощением которых являются окружающие их люди [5]
Это очень трудно для них. Поэтому в подростковом возрасте преобладает эмоциональное поведение над волевым. Подросток будет искать объяснение всему, что хочется, вместо того, чтобы сделать вовремя то, для чего нужно проявить усилие воли. Нужно делать уроки, а на улице друзья, будут придумываться всяческие оправдания преобладанию «хочу» над «надо», и выиграет, скорее всего, «погулять на улице с товарищами». Подростковый возраст — это возраст борьбы мотивов.
Мальчики посещают спортивные занятия, где задействуют физическую силу и выносливость, демонстрируя и тренируя тем самым силу воли и мужество. Волевые качества формируются последовательно. В первую очередь развиваются такие физические качества, как сила, быстрота и скорость реакции, затем – качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. А уже позже всех формируются следующие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность. Вначале, в возрасте 10–11 лет, подросток просто восхищается наличием этих качеств у других, в 11–12 лет он заявляет о желании обладать такими качествами и в 12–13 лет приступает к самовоспитанию воли. Наиболее активным возрастом воспитания волевых качеств является период от 13 до 14 лет.
Стремление к выработке у себя полезных качеств личности в подростковом возрасте, характерных для взрослых людей одного с ними пола, свойственно не только мальчикам, но и девочкам. Однако, в отличие от мальчиков, выработка волевых качеств личности у девочек идет по иному пути. Для них такими видами деятельности, в которых складываются и закрепляются соответствующие качества, чаще всего являются обучение, различные виды занятий искусством, ведение домашнего хозяйства, а также спорт [5, с. 329].
Благодаря описанным различиям у мальчиков и девочек вырабатываются настойчивость и работоспособность именно в таких видах деятельности, которыми им придется заниматься во взрослой жизни.
На появления новых и нужных мотивов учения влияет выбор будущей профессиональной сферы. Это и расширяет кругозор, и формирует новые навыки и умения, нужные для выбираемой профессии, позволяющие заниматься интересной работой и развитием творческого труда. Самообразование дополняет учение, приобретая более глубокий личностный смысл. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка, окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса и подражания им. Так проявляется формирующееся качество воли. [19].
Источник