Опасность все животные чувствуют очень чутко

Опасность все животные чувствуют очень чутко

Потом они стали бояться людей панически.

Теперь в заповедниках слонов наблюдают с расстояния в тридцать метров, и они спокойно пасутся. Лоси вблизи больших городов быстро привыкли к людям. Увидеть лося там, где он часто встречает людей, куда проще, чем в дикой тайге, где человека животные видят лишь в роли охотника.

Меру опасности все животные чувствуют очень тонко. И очень часто, не теряя страха перед человеком, они именно к нему устремляются в мгновения крайней опасности.

Два года назад, путешествуя по реке Воронеж, мы наблюдали характерную сцену. Сокол чеглок высоко в небе атаковал ласточку. Спасаясь, она комом шмыгнула в кустик, у которого мы стояли, хотя таких кустиков было на берегу много. В. Сорокин сообщает из Горьковской области: «Жаворонок, спасаясь от ястреба, упал ко мне прямо на грудь. Я накрыл птицу ладонью. Оторвать ее от тела, не повредив коготков, было трудно».

Охотники рассказывают, как, спасаясь от ястреба, тетерева, случается, падают и замирают прямо у ног человека. И немедленно улетают, как только главная опасность минует. И таких случаев много.

В. Кривоногое из Новоалексеевки Алма-Атинской области пишет, как в кабину грузового автомобиля влетел фазан. «Я резко притормозил, испугавшись и не зная, в чем дело. И в этот момент над капотом мелькнула тень ястреба».

Во время войны к нам в сени, помню, заскочил заяц. Услышав, как загремели ведра, я выскочил и увидел возле крыльца лисицу, за которой уже устремились собаки. О похожем случае рассказал мне отец. Он вез сено и сверху, с воза, видит, как полем лисица гонит ослабшего русака. Заяц почему-то хромал, и быть бы ему на зубах у лисицы, но сообразил заяц нырнуть под сани. И это его спасло.

А вот поразительный случай, который я записал неделю назад со слов егеря Юрия Константиновича Баранова (охотничье хозяйство Максатиха Калининской области).

«21 декабря я делал обход. В невысоком кустарнике сбоку большой поляны что-то мелькнуло. Лось! Идет почему-то согнувшись.

Явно меня заметил, но, странно, сделав петлю в кустах, он повернул и через поляну направился прямо ко мне. Тут я заметил: лось-то в беде. На шее у зверя висел, волочился по снегу волк. Второй волк вцепился лосю в правую заднюю ногу и тоже тащился по снегу. В азарте охоты волки меня, как видно, не видели, лось же шел прямиком, наклонив голову, безуспешно пытаясь стряхнуть смертельную ношу. Он явно видел во мне спасителя. Я успел достать патроны с картечью и шагов с пятнадцати выстрелил. Висевший на шее волк кувыркнулся в снегу, но побежал. Я еще выстрелил. С удивлением увидел: оба волка лежат. Висевший на шее первым выстрелом был только ранен, а второго картечь, пролетев у лося между ногами, свалила сразу.

На лыжах я сбегал на кордон за товарищем. Следы рассказали нам все, как было. Лось почти километр тащил на себе волков. Три раза падал, пытаясь, возможно, подмять мучителей под себя, но волки не отпускали… Лось пострадал, однако, несильно. Потоптавшись на глазах у меня по поляне, он, оставляя капельки крови, побрел в сосняки. Из любопытства мы следили за этим лосем несколько дней. Выжил!»

Такая история. Любопытно, что все это случилось в охотничьих угодьях, где лосю одинаково опасны и волки, и человек. Однако принцип — из двух опасностей предпочтительней наименьшая — сохранил лосю жизнь.

Этот принцип лежит в основе поведения всех животных, о которых шла речь. Волки, для которых человек всегда опасность номер один, оценив обстановку, тоже спешат иногда под спасительный зонтик человеческого могущества.

Вот случай, рассказанный В. Вохмятиным.

«Ловили рыбу на озере… Степан тронул меня рукой.

По зеленой траве скользила черная тень. Быстро снижаясь, над долиной летел беркут. И сразу же мы увидели волка. Он бежал тяжелым галопом, стараясь достичь спасительного ивняка. Выскочил волк прямо к прогалу, где мы стояли. Он явно понимал, что это лучшее место спастись от орла, и стал боком, не спуская с нас взгляда, подходить ближе. Он трусил, взвешивая, с какой стороны опасность была наибольшей. Но видя в руках у нас только удочки, приблизился почти вплотную. Беркут полетел прочь. А волк стоял рядом с нами, похожий на затравленную, смертельно уставшую собаку.

Поводив глазами по небу, волк неслышно шмыгнул в ивняки».

Покровительства слабых не ищут. Только к сильному при смертельной опасности льнет все живое. Человек в этом мире — наивысшая сила, не лишенная благородства. И это тонко чувствуют все, настигнутые бедой.

Фото автора. 26 февраля 1978 г.

Источник

Конспект урока русского языка в 7 классе на тему «Деепричастный оборот»

Урок русского языка в 7 классе .

Тема урока : «Деепричастный оборот»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: формирование знаний о деепричастном обороте

уважительно относиться к природе, уметь ее чувствовать и понимать;

ученик получит возможность научиться:

занять любую из возможных позиций по отношению к своей или чужой деятельности как целого.

делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

ученик получит возможность научиться:

проводить наблюдение под руководством учителя;

планировать пути достижения целей;

ученик получит возможность научиться:

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

формулировать собственное мнение при совместной деятельности;

ученик получит возможность научиться:

вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

определять деепричастный оборот в тексте;

ученик получит возможность научиться:

правильно строить предложения с деепричастными оборотами.

Необходимое оборудование : компьютер, экран, проектор, учебник «Русский язык 7 класс» Е.А Быстрова, Ю.Н. Гостева, под ред. Е.А. Быстровой, изд-во «Русское слово», 2013 г.

Демонстрационный материал: карта самооценки, алгоритм проверки; эталоны для самопроверки:

Эталон проверки упр. 233.

Эталон проверки упр. 231.

Эталон проверки упр. 234.

Задание 1(на экране).

Задание 2 (на экране).

Задание 3 (на экране).

Задание 4 (на экране).

Задание 5 (на экране).

Эталон проверки задания 1.

Эталон проверки задания 2.

Эталон проверки самостоятельной работы.

Эталон проверки задания 3 (на экране).

Эталон проверки задания 4.

Алгоритм определения причастных оборотов.

Алгоритм определения деепричастных оборотов.

Карточка с заданием 1.

Карточка с заданием 2 (самостоятельная работа).

Карточка с заданием 3.

Карточка с заданием 4.

Этап мотивации к учебной деятельности.

Учитель . Доброе утро, дорогие ребята! Садитесь. Наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения:

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И наш урок начнем.

Читайте также:  Амитабх баччан радость моя

-Давайте по-доброму улыбнёмся друг другу, пусть наше учебное занятие пройдёт организованно и с пользой. В этом я даже не сомневаюсь.

А сейчас, я думаю, мы все готовы перейти к проверке домашнего задания.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Учитель. Ребята, те, кто выполнял упр. 233, сверьте с эталоном на доске.

Эталон проверки домашнего задания 1 группы.

Учитель. Ребята, те, кто выполнял 2 – 3 задания (упр. 231, 234), проверьте свои работы по эталонам 2, 3, лежащим у вас на партах.

Эталон проверки домашнего задания 2 группы

Эталон проверки домашнего задания 3 группы

Учитель. Те, кто выполнил творческое задание (4 группа), подойдите ко мне. Ребята, обменяйтесь своими работами, проведите взаимопроверку. Вам предстояло написать небольшое сочинение, в котором вы должны были использовать фразеологические обороты, в состав которых входят деепричастия. Выберите лучшую работу, а потом зачитайте классу.

Учитель. Итак, ребята, какие затруднения вы испытывали при выполнении упражнения 234?

Ученик. Не получилось выписать все деепричастия (вздувая, шурша).

Учитель. Сколько человек допустило подобную ошибку, поднимите руки. (Двое учащихся). Значит, нужно поработать над данной темой и отметить возникшее затруднение в картах самооценки. Остальные ребята просто умнички.

Учитель . А какие затруднения были при выполнении 2-го задания? Кто выполнил их без ошибок?

Ученик. Мне было трудно определить морфологические признаки деепричастия (признаки глагола).

Учитель . Ребята, а кто допустил ошибки, выполняя 3-е задание?

Ученик. Я не смог правильно найти деепричастия.

Учитель . Ребята, у кого были затруднения, не забудьте отметить в листах самооценки. Оцените свои знания на этом этапе урока. Для этого у вас на партах лежат карточки самооценки.

Проверка домашнего задания

Работа в группах

Самостоятельная работа по карточке 2

Работа по карточке 3

Работа по карточке 4

Учитель. А кто выполнил это задание без ошибок?

Ученики поднимают руки.

Учитель. Молодцы! Я радуюсь вместе с вами, когда что-то получается хорошо.

Учитель. Ребята, у нас ученики, которым было задано написать сочинение, используя фразеологические обороты с деепричастиями. Они выбрали лучшее сочинение и сейчас его зачитают нам.

Учитель. Молодец! Какие затруднения вы испытывали при выполнении данного задания?

Ученик. Никаких затруднений не было.

Учитель . На каком уровне вы усвоили домашнее задание?

Ученик. Достаточно хорошо.

Учитель . Вы хотите расширить свои знания о деепричастии?

Учитель . Зачем нам нужны новые знания?

Ученик . Новые знания нам нужны, чтобы грамотно писать.

Учитель . Какие шаги необходимо выполнить для получения нового знания? Ученик . Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем.

Ученик. Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.

Ученик. Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

Ученик . Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем.

3. Этап выявления места и причин затруднения.

Учитель. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Выполните задание 1 : спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные знаки препинания:

Одинокая сосна занесённая снегом возвышается на скале над далью северных лесов исчезающих в темноте зимней ночи; только снег на сосне сияет в лунном свет.. (Самин Д.К. о картине Шишкина И.И. «На севере диком…»).

Эталон 1 проверка задания 1.

Одинокая сосна, занесённая снегом, возвышается на скале над далью северных лесов, исчезающих в темноте зимней ночи; только снег на сосне сияет в лунном свете. (Самин Д.К. о картине Шишкина И.И. «На севере диком…»).

Учитель. Какое пунктуационное правило вам встретилось?

Ученик. Знаки препинания при причастном обороте.

Учитель. Расскажите правило о причастном обороте и о постановке знаков препинания при нём.

Ученик. Причастие вместе с зависимым словом образует причастный оборот.

Ученик. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то в устной речи он выделяется голосом, интонацией и паузой, а на письме -запятыми. Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то запятые не ставятся.

Учитель. Посмотрите, пожалуйста, снова на экран. Задание 2. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, сверьте с эталоном.

Зима смеясь от счастья плачет весны качая колыбель. (И. Северянин).

Эталон 2 проверки задания 2.

Зима, смеясь, от счастья плачет, весны качая колыбель. (И. Северянин).

Учитель. Прочитайте выразительно, соблюдая паузы на месте запятых.

Ученик . Смеясь, качая.

Учитель. У какого деепричастия есть зависимые слова?

Ученик. Весны качая колыбель.

Учитель. Что, по аналогии с причастным оборотом, мы будем называть деепричастным оборотом?

Ученик. Деепричастия с зависимыми словами .

Учитель. Все правильно поставили запятые?

Ученик. Не знаем, где правильно поставить запятые.

Учитель . Какова же проблема?

Ученик. Неумение выделять запятыми деепричастный оборот.

Учитель. Как на письме выделяются одиночные деепричастия и деепричастный оборот?

Учитель. Можете вы сразу решить эту проблему? Почему?

Ученик . Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Какова же цель нашей работы на уроке? Мы можем её сформулировать?

Ученик . Да, мы можем сформулировать цель. Она прозвучит так: в каких случаях ставятся запятые при деепричастном обороте?

Учитель. Какая же тема урока у нас будет?

Ученик. Деепричастный оборот и знаки препинания при деепричастном обороте.

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

И опять начать трудиться.

5. Этап реализации построения проекта.

Учитель . Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Спишите и выполните задание 3: сравните записанные на доске предложения.

Приземлившись, он осмотрелся вокруг.

Космонавт слушает, улыбаясь.

Приземлившись на поляну, он осмотрелся вокруг.

Космонавт слушает, широко улыбаясь.

Учитель . Что объединяет эти предложения? Чем они различаются?

Ученик. Это предложения с деепричастиями, которые выделяются на письме запятыми.

Ученик . Во втором столбике предложения с деепричастными оборотами.

Учитель . Что такое деепричастный оборот?

Ученик. Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом.

Учитель . Что общего между причастным и деепричастным оборотом?

Ученик . И причастия, и деепричастия могут иметь при себе зависимые слова.

Ученик . Оба выделяются на письме запятыми.

Учитель : Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? Прочитаем теоретический материал учебника на странице 169, параграф 23.

Учитель . Что вы можете сказать? Какие выводы сделали?

Ученик . Мы правильно открыли новое знание.

Учитель . Вспомните алгоритм, который составляли при причастном обороте. Составьте алгоритм построения деепричастного оборота – работаем в группах. Что у вас получилось, ребята?

Ученик. Мы составили вот такой алгоритм.

Деепричастный оборот = деепричастие + зависимые слова

Учитель. Молодцы! Вы очень наблюдательны. Готовясь сегодня к уроку, я тоже составила алгоритм. Внимание на экран. Здесь мы видим алгоритм построения и выделения знаками препинания причастных и деепричастных оборотов.

Причастие + зависимое слово

Относится к определяемому слову (существительному, местоимению)

Деепричастие + зависимые слова

Относится к глаголу

всегда выделяются запятыми

слушать раскрыв рот

бежать не переводя духа

работать засучив рукава

Учитель. Как вы думаете, что мы будем использовать в работе, что придумали вы, или прибегнем к моему алгоритму?

Читайте также:  Что ты чувствуешь когда едешь королеву как называется

Ученик. Оба алгоритма верны, но ваш более полно отражает новые знания.

Учитель. Теперь мы можем ответить на вопрос, который в начале урока вызывал у нас затруднение?

Учитель . Какой вывод можно сделать?

Ученик . Мы выполнили поставленную задачу, сможем правильно выделять деепричастные обороты в речи.

Учитель. Совершенно верно.

6. Первичное закрепление во внешней речи .

Учитель . Каков следующий шаг в нашей дальнейшей работе?

Ученик . Закрепить открытое знание.

Учитель . Поработаем фронтально с заданием, используя наш алгоритм.

Посмотрите на экран. Задание 4.Прочитайте, найдите фразеологизмы, выраженные деепричастными оборотами.

Ученик. В предложении Я не моргнув глазом придумал причину своего опоздания фразеологизм не моргнув глазом выражен деепричастным оборотом, поэтому запятыми не выделяется.

Ученик. В предложении Мы опаздывали, бежали сломя голову фразеологизм сломя голову выражен деепричастным оборотом, поэтому не выделяется запятыми.

Ученик. В предложении Родители скрепя сердце отпустили меня в долгий и трудный поход фразеологизм скрепя сердце выражен деепричастным оборотом, поэтому не выделяется запятыми.

Ученик . В предложении Строительство велось и день и ночь. Работали не покладая рук фразеологизм не покладая рук выражен деепричастным оборотом, поэтому не выделяется запятыми.

Ученик. В предложении Интервью олимпийского чемпиона по фигурному катанию дети слушали раскрыв рот фразеологизм раскрыв рот выражен деепричастным оборотом, поэтому не выделяется запятыми.

Учитель. Испытывали ли вы затруднение при выполнении заданий? Какие?

Ученик. Да. Не всегда понимаем значение фразеологизмов.

Учитель . Обратимся к карточке, которая лежит у вас на партах, и поработаем в группах.

Найдите в тексте предложения с деепричастными оборотами, определите в них постановку знаков препинания. Используйте наш алгоритм.

Опасность все животные чувствуют очень чутко, часто теряя страх перед человеком, именно к нему устремляются в мгновения очень сильной опасности.

Вот случай. Его я записал со слов знакомого охотника.

В невысоком кустарнике сбоку большой поляны что-то мелькнуло. Лось! Через поляну он направился прямо ко мне.

Тут я заметил: лось — то в беде. На шее у зверя висел, волочась по снегу, волк. Второй волк вцепился лосю в правую заднюю ногу и тоже тащился по снегу.

Волки меня, как видно, не видели, лось же наклонил голову, шёл прямиком, безуспешно пытаясь стряхнуть смертельную ношу. Он явно видел во мне спасителя.

Я шагов с пятнадцати выстрелил в воздух, испугав волков.

Лось от них пострадал несильно. Потоптавшись на глазах у меня по поляне, он, оставляя капельки крови, побрёл в сосняки. Мы следили за этим лосем несколько дней. Выжил!

Ученик. В предложении Опасность все животные чувствуют очень чутко, часто теряя страх перед человеком, именно к нему устремляются в мгновения очень сильной опасности деепричастный оборот часто теряя страх перед человеком относится к глаголу чувствуют, отвечает на вопрос как , находится в середине предложения, поэтому выделяется запятыми с обеих сторон.

Ученик. В предложении На шее у зверя висел, волочась по снегу, волк деепричастный оборот волочась по снегу относится к глаголу висел, отвечает на вопрос как , находится в конце предложения, поэтому запятая ставится перед ним.

Ученик. В предложении Волки меня, как видно, не видели, лось же наклонил голову, шёл прямиком, безуспешно пытаясь стряхнуть смертельную ношу деепричастный оборот безуспешно пытаясь стряхнуть смертельную ношу относится к глаголу шёл, отвечает на вопрос как , находится в конце предложения, поэтому запятая ставится перед ним.

Ученик. В предложении Я шагов с пятнадцати выстрелил в воздух, испугав волков деепричастный оборот испугав волков относится к глаголу выстрелил , отвечает на вопрос как , находится в конце предложения, поэтому запятая ставится перед ним.

Ученик. В предложении Потоптавшись на глазах у меня по поляне, он, оставляя капельки крови, побрёл в сосняки деепричастный оборот потоптавшись на глазах у меня по поляне относится к глаголу побрёл, отвечает на вопрос как , находится в начале предложения, значит запятая ставится после него.

Учитель . Какие затруднения вызвало данное упражнение?

Ученик . Нашли не все деепричастные обороты.

Учитель . Тогда, ребята, поработаем в парах и выполним следующее задание (5).

Посмотрите на экран.

Найдите в предложениях деепричастные обороты и объясните знаки препинания при них.

1) Не узнав горя, не узнаешь и радости.

2) Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.

3) Отметив маршрут, туристы устремились на отдых.

4) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.

Ученик. В первом предложении Не узнав горя, не узнаешь и радости

не узнаешь (когда?) не узнав горя. Не узнав горя — это деепричастный оборот, он находится в начале предложения, после него ставится запятая.

Ученик. Во втором предложении Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей — нашёл (когда?) убирая в своей комнате. Убирая в своей комнате — это деепричастный оборот, он находится в середине предложения, поэтому выделяется с обеих сторон запятыми.

Учитель. Были какие-то затруднения при выполнении данного задания?

Ученик . Нет, так как нам помог алгоритм.

Учитель. А теперь оцените свои знания на этом этапе урока.

(Ребята заполняют карточки самооценки).

7. Этап самоконтроля с самопроверкой по эталону

Учитель. Вы уверены в своих умениях?

Учитель. Сможете ли вы выполнить самостоятельную работу?

Учитель. Тогда выполним самостоятельную работу.

На партах у каждого ученика лежат карточки.

Найти и выпишите предложения с деепричастными оборотами.

Утро было очень холодное. Мальчик, продававший газеты, очень замерз, и от голода у него уже не было сил. Ему нужно было продавать газеты, чтобы зарабатывать на проезд на автобусе в школу, так как в его поселке не было старших классов.

Мальчик настолько был голодным, что набрался смелости и решил подойти к ближайшему дому и попросить еды. Когда ему отворили дверь, то ему стало неловко, и он попросил только попить.

Женщина, открыв дверь и взглянув на мальчика, поняла, что он голоден. Она вынесла ему молоко в большом стакане. Выпив все молоко, он спросил:

— Сколько мне нужно заплатить?

— Ничего, — ответила женщина, — меня учили с детства не брать деньги за добрые дела.

— Я буду молиться за Вас, — тихо прошептал мальчик.

Отойдя от дома, мальчик почувствовал себя полным сил.

Прошло много лет и все вокруг изменилось. Та молодая женщина стала старушкой, и ее одолела тяжелая болезнь. Доктора не могли ей помочь. Ее перевели в городскую больницу, вызвали доктора медицинских наук.

Как только доктор узнал, откуда эта женщина, он сразу же пошёл ее осматривать. Это был тот самый мальчик, который подрабатывал, продавая газеты. Он узнал эту женщину и делал все возможное и невозможное, чтобы ей помочь. Лечение заняло много времени и усилий от доктора, но, в конце концов, болезнь отступила. Счёт за лечение он оплатил сам, дописав что-то внизу и передав его женщине.

Читайте также:  Бессонница от работы стресс

Когда ей принесли документ, она начала пристально смотреть на счёт с кругленькими цифрами и увидела внизу надпись: «Счёт полностью оплачен за один стакан молока» и подпись доктора.

Женщина расплакалась, вспомнив голодного мальчика и стакан молока, который она ему вынесла.

Учитель. Проведите взаимопроверку по эталону.

Эталон 3 выполнения самостоятельной работы по «Притче о доброте»:

1) Женщина, открыв дверь и взглянув на мальчика, поняла, что он голоден. Деепричастные обороты — открыв дверь и взглянув на мальчика.

2) Выпив всё молоко, он спросил:

— Сколько мне нужно заплатить? Деепричастный оборот — выпив всё молоко .

3) Отойдя от дома, мальчик почувствовал себя полным сил. Деепричастный оборот — отойдя от дома.

4) Это был тот самый мальчик, который подрабатывал, продавая газеты. Деепричастный оборот — продавая газеты .

5) Счет за лечение он оплатил сам, дописав что-то внизу и передав его женщине. Деепричастные обороты — дописав что-то внизу и передав его женщине.

6) Женщина расплакалась, вспомнив голодного мальчика и стакан молока, который она ему вынесла. Деепричастный оборот — вспомнив голодного мальчика и стакан молока.

Учитель. Какие затруднения вызвало это задание?

Ученик. Не все деепричастные обороты были найдены.

Учитель . Какова тема текста? Чему учит притча?

Ученик . В этом тексте говорится о доброте, свойственной любому человеку.

Учитель . Что обретает человек, если воспитывает в себе доброту?

Ученик. Радость общения, любовь к другим людям, желание жить, смысл жизни.

Ученик. А мне очень понравилась притча, теперь эту тему точно никогда не забуду.

Учитель. Ребята, а какие добрые дела вы сделали в своей жизни?

Ученик. Я помогаю маме делать уборку в квартире.

Ученик . А я весной вскопал грядку на даче у бабушки.

Ученик . Я помог дедушке перейти через дорогу.

Учитель . Молодцы, ребята! Оцените свои знания на этом этапе урока.

(Ребята заполняют карточки самооценки).

8.Этап включения в систему знаний и повторение.

Учитель . Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку»?

Ученик. Мы узнали о деепричастном обороте.

Учитель . Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик. Мал объем новых знаний.

Учитель . Тогда, ребята, поработаем в парах. У вас на партах есть карточки. Выполните задания. Проведите самопроверку по эталону.

На доске: алгоритм.

Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

Человек появляясь на свет откликается на чужую боль. Но эту способность необходимо развивать наполняя сердце ребёнка добротой. Доброта просачиваясь в грудь вызывает покойную радость и желание помочь ближнему. Сострадая ближнему человек учится любить. Любовь же распространяясь на многое даёт человеку новые силы и делает его мудрее.

Эталон выполнения карточки 3 (на экране).

Человек, появляясь на свет, откликается на чужую боль. Но эту способность необходимо развивать, наполняя сердце ребёнка добротой. Доброта, просачиваясь в грудь, вызывает покойную радость и желание помочь ближнему. Сострадая ближнему, человек учится любить. Любовь же, распространяясь на многое, даёт человеку новые силы и делает его мудрее.

Учитель . Ребята, выполните следующее задание, поработайте индивидуально.

Каждому обучающемуся даётся карточка с заданием.

Найдите и выпишите словосочетание с деепричастием.

Закутанный в тулуп.

Выпишите предложение, в котором есть деепричастие, расставьте пропущенные знаки препинания.

Учитель слушает и улыбается.

Кружась падают с неба снежинки.

Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.

Найдите и выпишите предложения с деепричастным оборотом.

Витя мыл посуду, напевая какую-то мелодию.

Из дома вышел человек и направился к машине.

Выйдя из дома, человек направился к машине.

Человек, вышедший из дома, направился к машине.

Найдите деепричастия совершенного и несовершенного видов.

Плачет где-то иволга,

Схоронясь в дупло.

Только мне не плачется –

На душе светло. (С. Есенин)

2. И между тем, я всё скакал, погоняя беспощадно. (М. Лермонтов)

Учитель. Проведите самопроверку по эталону.

Эталон выполнения карточки 4.

4. Вырастив урожай.

2. Кружась, падают с неба снежинки.

1. Витя мыл посуду, напевая какую-то мелодию.

2. Выйдя из дома, человек направился к машине.

4. Схоронясь – деепричастие совершенного вида.

Погоняя — деепричастие несовершенного вида.

Учитель. Ребята, какое затруднение вызвало у вас это задание?

Ученик. Мы не смогли найти деепричастия совершенного и несовершенного видов.

Учитель. Это тема нашего следующего урока.

Учитель. А теперь оцените себя .

(Ребята заполняют карточки самооценки).

9. Этап рефлексии учебной деятельности .

Учитель . Чему был посвящен урок?

Ученик . Нахождению деепричастных оборотов и выделению их знаками препинания.

Учитель . Какие затруднения мы испытали? Что помогло нам их преодолеть?

Ученик. Не всегда получалось правильно найти деепричастные обороты и выделить их знаками препинания.

Ученик . А помогли нам новые знания. Мы увидели, насколько велики возможности деепричастий и деепричастных оборотов.

Учитель . Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь карточкой самооценки. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился находить деепричастия и деепричастные обороты, но остался вопрос по теме урока, замените глаголы деепричастиями из упражнения 238, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

2. Кто научился находить деепричастия и деепричастные обороты, но не уверен, что самостоятельно сможет найти их, выполните задание по карточке.

Продолжите предложение, запишите его, выделяя на письме одиночные деепричастия и деепричастные обороты:

1. Под голубыми небесами великолепными коврами

2. Буря мглою небо кроет

3. На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

Новым серебром. (С. А. Есенин).

Дохнул, завыл, — и вот сама

Идёт волшебница — зима. (А.С. Пушкин).

3. Кто научился находить деепричастия и деепричастные обороты, может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 5-6 предложений с деепричастными оборотами на тему «Зима».

4. Задания для умников и умниц!

Познакомьте класс с этимологией слов «нравственность», «милосердие», «доброта», «духовность», «ответственность». Вам предстоит написать небольшое сочинение на тему: «Спешите делать добро ». В своем сочинении вы должны использовать деепричастия и деепричастные обороты.

Учитель. Ребята, оцените учебную деятельность класса.

Закончить нашу беседу я хочу стихотворением Сергея Острового.

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно. И в радости.

Вовремя есть и вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям.

— Я желаю вам солнечного дня, солнечного настроения и добрых людей вокруг.

Источник

Оцените статью