Урок по окружающему миру «Мир чувств. Эмоции»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект данного урока разработан для обучающихся 4 класса (УМК «начальная школа 21 века»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_okruzhayushchiy_mir.docx | 24.57 КБ |
emocii_cheloveka.ppt | 515 КБ |
zritelnaya_gimnastika_.ppt | 231.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир (4 класс)
Мир чувств. Эмоции
Тип урока. Комбинированный
Цель: ознакомление с понятиями: «чувства», «эмоции».
— уметь различать эмоции и чувства;
— развивать умение управлять своими эмоциями;
— воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу
Оборудование: плакаты с темой урока и крылатыми выражениями; плакат «Язык – орган вкуса»; мультимедийная презентация «Эмоции человека»; мультимедийная презентация «Зрительная гимнастика по тренажёру В.Ф. Базарного»; компьютер, проектор.
II.Проверка домашнего задания.
(Идёт фронтальный опрос, 2 ученика индивидуально работают по карточкам)
-Сколько органов чувств у человека? (5)
— Перечислите их.(Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)
1) — Что является органом вкуса?
Работа с плакатом «Язык – орган вкуса».
— Расскажите и покажите различные вкусовые зоны языка.
— Только ли эти вкусы различает язык?
— Как можно развить свои вкусовые восприятия?
— Сколько живут клетки, отвечающие за вкусовое восприятие? (10 дней)
— Докажите, что вкус связан с обонянием.
— Кто такой «дегустатор»?
2) –Назовите главный орган осязания.(Кожа)
— Где находятся самые чувствительные участки кожи?
— У каких людей лучше всего развито осязание? (у слепых)
— Как они это используют в своей жизни.?
— Может ли человек жить без органов чувств?
— Что произойдёт, если эти чувства человек утратит?
III.Сообщение темы и целей урока.
— Послушайте стихотворение и определите тему урока.
Сколько чувств выражают лица:
То радость, то слезами готовы залиться,
То страх, то восторг, то волнение,
То удивление, то огорчение…
Попробуем сегодня мы понять,
Как может эмоции человек проявлять.
— О чём мы узнаем на уроке?
(Чтение темы урока на доске)
IV.Работа над темой урока.
Работа с учебником (с.40)
— Прочитайте высказывания двух людей о том, что отличает человека от машины- робота, и скажите, кто из них прав.
Утром солнышко проснулось,
И, отбросив одеяло,
На зарядку побежало.
— А теперь улыбнитесь друг другу. Улучшилось ли ваше настроение?
— При помощи, какой части тела, мы выразили свои эмоции?
— Когда люди хорошо понимают друг друга, то говорят, что они понимают друг друга с полуслова, а ещё лучше, когда они понимают с одного взгляда. Давайте проверим, сможете ли вы по выражению лица, узнать состояние, настроение человека.
Работа с опорой на презентацию. (После ответов учащихся к каждому слайду учитель делает обобщение)
Слайд 1. Заголовок.
Слайд 2. Чтение вступления (хором).
Слайд 3. Этот человек улыбается: он добрый.
Слайд 4. А этот человек чем-то недоволен.
Слайд 5. Этот человек чем-то сильно испуган.
Слайд 6. Посмотрите, как человек улыбается. Он весёлый.
Слайд 7. Этот человек кричит. Он злой.
Слайд 8.Когда люди о чём-то мечтают, они смотрят наверх.
Слайд 9. Этот человек секретничает.
Слайд 10. Этот человек что-то замышляет.
Слайд 11. Этот человек узнал что-то приятное или ему в голову пришла чудесная
мысль. Он радостный, возбуждённый.
Слайд 12. Этот человек озадачен, думает.
Слайд 13. А этот шутит, кривляется.
Слайд 14. Эта девочка добрая, спокойная, заботливая.
Слайд 15. Этот человек злой, нехороший.
— Какие мышцы лица помогают нам выражать свои эмоции? (мимические мышцы).
Работа с учебником. (с. 41 абзац 4)
— Как эмоции влияют на состояние человека?
— На какие группы можно разделить все эмоции? (положительные и отрицательные)
Упражнения: «Ушки», «Цапля»
Работа в ТПО с.19 № 51 (самостоятельно)
с.19 № 52 (в парах)
— Есть ли эмоции у животных?
Вывод : эмоции людей более разнообразные.
Учитель: Сильные, глубокие эмоции называются чувствами. Любовь и утрата близких людей — самые продолжительные человеческие чувства.
Зрительная гимнастика по тренажёру Базарного
На доске записаны «крылатые выражения»:
-Прочитайте, объясните значение этих выражений.
- Злые языки страшнее пистолета.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Слово лечит, слово ранит.
Вывод : нужно уметь управлять своими эмоциями.
— Вспомните упражнения, которые помогут нам регулировать свои эмоции.
Упражнение «Досчитай до десяти», «Зеркало»
— Прочитайте и о новых упражнениях в учебнике (с. 44)
— Люди, какой профессии могут запечатлеть эмоции, настроение человека на холсте или на листе бумаги. (Художники, фотографы)
Беседа по картине «Тройка» Василия Перова (с. 43)
— Кто изображён на картине?
— Что выражают их лица?
— Почему они выполняют такую непосильную работу?
— Какие слова можно использовать для описания этих детей?
— Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?
V.Закрепление изученного материала
Игра-пантомима «Что это значит?»
-Ребята, вы уже несколько лет обучаетесь в одном классе. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете друг друга
(Заранее подготовленные дети демонстрируют различные эмоциональные состояния, остальные – расшифровывают их)
— Как бы вы могли помочь своему однокласснику справиться с отрицательными эмоциями?
(Дети предлагают свои решения проблемы, совместно делаются выводы)
Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.
— При помощи чего человек выражает своё настроение?
— На какие группы можно разделить все эмоции?
— Нужно ли управлять своими эмоциями? Почему?
— Какие эмоции вызвал у вас этот урок?
-Спасибо за работу!
VII. Домашнее задание.
Учебник с. 40-45 прочитать, придумать три вопроса по содержанию. Найти и прокомментировать фотографии людей, выражающие какие-либо эмоции, чувства.
Выставление и комментирование оценок.
Список использованной литературы:
Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой. Часть I авт.-сост. Т.С. Гулуева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 208 с.: ил.
Источник
Конспект урока «Эмоции и темперамент человека». Окружающий мир. УМК. «Планета знаний»
Цель урока: разъяснить детям новые понятия «эмоции» и «темперамент».
— познакомить учащихся с положительными и отрицательными эмоциями, показать их влияние на человека;
— сформировать первоначальное представление о темпераменте и его типах.
2. Постановка цели урока.
Сегодня мы с вами узнаем о том, что влияет на наше настроение и наши поступки. Это зависит от эмоций, которые в данный момент преобладают. Почему мы по-разному реагируем на одно и то же событие? Это зависит от нашего темперамента.
3. Основная часть урока.
Эмоции — это переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самому себе.
Все эмоции выражаются на лице человека с помощью глаз, бровей и рта. От этого внешность, в зависимости от эмоционального состояния, меняется. Часто эмоции сопровождаются выразительными движениями.
Все эмоции делятся на положительные и отрицательные.
Как выглядят различные эмоции? ( На доске развешаны картинки, на которых изображены различные эмоции)
Я буду читать, как выглядит эмоция, а вы называйте номер картинки и как называется такая эмоция.
Злость — брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы.
Страх — брови приподняты, глаза расширены, рот открыт.
Грусть — внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены.
Удивление — брови приподняты, глаза округленные, рот приоткрыт.
Радость — брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты.
Спокойствие — брови, глаза и рот находятся в спокойном состоянии.
А сейчас поработаем в парах. У вас на партах лежат конверты с картинками, на которых игрушечные животные изображают различные эмоции. Договоритесь и разделите картинки на две группы — положительные и отрицательные эмоции.
(Фронтальная проверка задания).
Положительные эмоции (радость, восторг, ликование) благотворны не только для человека, который их переживает, но и для окружающих его людей. Эти эмоции несут в себе заряд энергии и как бы «заражают» другого человека хорошим настроением.
Отрицательные эмоции (злость, гнев, страх, отвращение) наоборот, могут навредить здоровью человека и его окружению, у всех появляется нервозность, обида друг на друга.
О том, почему люди обижаются друг на друга и как можно избежать обиды мы с вами прочитаем в учебнике на странице 42.
Физминутка «Изобрази эмоцию». С помощью мимики и жестов ответьте на вопросы:
- С каким настроением я проснулся утром?
- Каким я пришел в школу?
- Я получил двойку.
- Я получил пятерку.
- Я обидел друга.
- Уроки закончились, пора домой!
Темперамент — это такие особенности психики, которые проявляются в том, насколько человек быстро или медленно действует, говорит; как глубоко переживает разные события.
Знакомство с некоторыми специфическими чертами классических типов темперамента поможет вам найти эти черты у одноклассников и близких. А это позволит оценить своеобразие каждого и научиться взаимодействовать друг с другом.
Различают четыре типа темперамента :
Сангвиник — очень общительный, любит подвижные игры. У него много друзей, но он их часто меняет. Как и свои увлечения.
Холерик — бурно выражает свои чувства, его трудно успокоить. Трудно отвлечь от игры, если она понравилась. Добивается больших успехов в любимом деле.
Флегматик — очень медлительный, но усидчив и терпелив. Друзей немного, но он верный и постоянный. Долго привыкает к новым людям и обстановке.
Меланхолик — не любит шумных игр, держится в стороне от других детей. Обидчив, долго переживает. Чувствует красоту окружающего мира и стремиться выразить ее в каком-либо виде творчества.
Редко, чаще у людей проявляются черты 2 -3 темпераментов.
Чтобы лучше узнать к какому типу относится каждый из вас, мы проведем специальную анкету на определение вашего типа темперамента.
Возьмите листы, которые лежат у вас на парте. Отвечая на поставленный вопрос, обведите одну из букв варианта ответа.
Анкета для выявления особенностей темперамента школьника.
Как ты ведешь себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать?
А) Легко включаешься в работу;
Б) Активно действуешь;
В) Действуешь спокойно, без лишних слов;
Г) Действуешь робко, неуверенно.
2.Как ты реагируешь на замечания учителя, родителей?
А) Говоришь, что больше так делать не будешь;
Б) Не слушаешь и поступаешь по-своему, бурно реагируя на замечания;
В) Выслушиваешь молча;
Г) Молчишь, обижен, переживаешь.
3.Как ты обычно разговариваешь с другими детьми в значимых для тебя ситуациях?
А) Быстро, с жаром, но прислушиваешься к высказываниям других;
Б) Быстро, со страстью, других даже не слушаешь;
В) Медленно, спокойно, но уверенно;
Г) С большой неуверенностью.
4. Как ты обычно ведешь себя в необычной обстановке?
А) Легко ориентируешься, проявляешь активность;
Б) Активен, очень возбужден;
В) Спокойно рассматриваешь окружающее;
Г) Робок, растерян.
Теперь посмотрите, каких букв А, Б, В или Г у вас получилось больше.
- А — сангвиник.
- Б — холерик.
- В — флегматик.
- Г — меланхолик.
Однако, в чистом виде они встречаются редко, чаще у людей проявляются черты 2 -3 темпераментов.
Сегодня каждый из вас узнал свой темперамент и теперь знает свои особенности, узнал о темпераменте своего друга и его особенностях. Надеюсь, это поможет вам избежать ссор и обид.
Вспоминайте почаще о благотворном влиянии на настроение положительных эмоций.
Несите друг другу радость и чаще улыбайтесь.
5. Домашнее задание.
Проведите дома исследование на выявление типов темперамента у ваших близких.
Источник
Конспект занятия по окружающему миру «Наши эмоции»
Анна Рубанова
Конспект занятия по окружающему миру «Наши эмоции»
Конспект занятия по окружающему миру «Наши эмоции» для детей 5 лет
Цель: формировать представление детей о различных эмоциях и способах их выражения.
— развивать познавательные представления детей, внимание, логическое мышление.
— продолжать формировать умение выражать свои чувства.
— понимать чувства свои и других людей, способствовать развитию умения передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, помогать преодолевать негативные эмоции.
— развивать навыки общения.
Ход занятия:
Воспитатель собирает детей в круг. Интересуется их настроением, просит его показать мимикой и жестами.
Сюрпризный момент: приходит в гости Гном (изображение). Настроение у него грустное. Воспитатель просит детей подумать, почему у него грустное настроение. На доске висит подсказка – Солнце с небольшим количеством лучиков. Воспитатель предполагает, что гном такой грустный, потому что солнце светит не ярко, плохо греет, и предлагает детям поднять настроение Гному, зарабатывая лучики для солнца, при этом выполняя различные задания.
1. Знакомство с эмоциями. Воспитатель показывает реальные фотографии детей с различными эмоциями. Все эмоции делятся на положительные и отрицательные. Ребятам нужно определить фото по видам эмоций.
2. Ситуации, влияющие на эмоции людей. Игра «Угадай эмоцию». Ребятам предлагаются поочередно сюжетные картинки, на которых нужно определить вид эмоции.
3. Способы выражения эмоций. Игра «Угадай эмоцию мелодии». Ребятам предлагается прослушать различные по эмоциональным состояниям музыкальные произведения и соотнести с эмоцией «грусти» или «радости».
4. Игра «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – эмоция радости (грусти, печали, удивления, гнева, злости, испуга, удовольствия) замри.
Понравилось вам упражнение?
— Какие эмоции было приятнее изображать?
5. Закрепление материала.
5.1. Игра «Последовательности». Игра на развитие внимания и логического мышления.
5.2. Игра «Найди игрушку».
5.3 Игра «Найди пару». Детям раздаются половинки изображений персонажа с определенной эмоцией. Нужно найти вторую часть и определить эмоцию.
6. «Найди отличия». После выполнения всех заданий на солнце появляется много лучиков, от чего Гном становится веселым. Детям предлагается найти отличия между первыи и вторым изображением Гнома.
Итог занятия «Подари улыбку другу». Каждый ребенок по кругу дарит своему соседу улыбку, говоря комплимент.
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе Обитатели водоемов,озер,рек,морей. Цель : -Формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде. — Формировать.
Конспект открытого занятия во второй младшей группе по окружающему миру «Наши помощники — органы чувств» Программное содержание. • Закреплять умение ориентироваться в схеме собственного тела; соотносить предмет с его словесным обозначением.
Конспект занятия по окружающему миру «Экосистема леса. Деревья» Конспект занятия по окружающему миру Тема урока: «Экосистема леса. Деревья» Класс: 3 Тип урока: объяснение нового материала Цель урока:.
Конспект занятия по окружающему миру «Подарки для зверят» Цель:Закрепить знания детей о свойствах различных материалов,структуре их поверхности. Совершенствовать умение детей различать материалы,.
Конспект занятия по окружающему миру «Поможем птицам!» НОД «Поможем птицам!» Цель: Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу о них. Задачи: Образовательные:.
Конспект занятия по окружающему миру «Птицы в весеннем лесу» Конспект интегрированного занятия по окружающему миру во второй младшей группе «Птицы в весеннем лесу». Цели ОД: — Знакомить детей с новыми.
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Осень» Цель занятия: обобщить знания детей по теме «Осень». Задачи: Образовательные: Формировать у детей представление об осени, как о времени.
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Перелетные птицы» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Перелетные птицы» ЦЕЛИ Образовательные: · Обобщить знания детей о перелетных птицах.
Конспект открытого занятия по окружающему миру «Москва — столица России» Конспект открытого занятия по окружающему миру Тема: Москва – столица России Цель: Сформировать у детей представление о Москве – столице.
План-конспект занятия по окружающему миру «Зимующие птицы» МБДОУ № 36 «Рыбка» Ст. Старочеркасская План-конспект по окружающему миру на тему: «Зимующие птицы» Выполнила: Белакова О. С..
Источник