Он ввел понятие эмоциональной компетентности

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Французова О.Е.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

При всей важности познавательного развития человека, его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества. Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивид явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Важной функцией эмоций является регуляция поведения человека. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что без эмоций немыслим ни один активный шаг, ни одно решение. Какие бы события и условия ни определяли жизнь человека, все его конкретные действия и поступки совершаются под воздействием тех внутренних, психологически действенных эмоциональных явлений, которые возникли, преломились и окрепли под влиянием окружающей обстановки [1]. Одной из главных функций эмоций является и то, что с их помощью мы можем лучше понимать друг друга, и, не используя речь, судить о состояниях другого человека. Люди могут узнавать эмоциональные состояния друг друга, независимо от культур, национальностей и других различий.

В настоящее время в психологии начинает активно использоваться такое понятие, как «эмоциональный интеллект», понимаемый как совокупность интеллектуальных способностей человека воспринимать, оценивать и понимать свои и чужие эмоции, умение управлять ими. Или другими словами, это способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую мы получаем или передаем с помощью эмоций. Эмоционально интеллектуальные люди могут хорошо владеть собой и эффективно налаживать взаимодействие с окружающими.

Что же принципиально нового содержит в себе понятие «эмоциональный интеллект»? Ответ можно частично найти в сочетании слов «эмоциональный» и «интеллект». Он подразумевает: как возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. Эмоции несут в себе значительный пласт информации, используя которую, человек можем действовать значительно более эффективно.

Практика показывает, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто в состоянии в критический момент взять себя в руки и не поддаться гневу, раздражению или унынию. Интересно, что, если у человека развиты подобные качества, то они распространяются на все жизненные ситуации, а не только на область, связанную с работой.

Американский психолог Д. Гоулман подчеркивал, что эмоциональный интеллект играет важную роль в развитии личности человека, и предложил термин — EQ (эмоциональный показатель интеллекта — коэффициент EQ). Ученый объяснял, что контроль над собственными эмоциями и способность правильно воспринимать чужие чувства характеризуют интеллект точнее, чем способность мыслить логически [2].

EQ – особый параметр, который не связан с «эмоциональностью» кого-либо в привычном для понимания контексте. Эмоциональный темпераментный человек вполне может обладать низким EQ, что связано с его неумением распознавать свои эмоции и управлять ими. В то же время человек спокойный, уравновешенный может демонстрировать высокий уровень эмоционального интеллекта.

По результатам исследований американских психологов Майера и Саловея, «люди, обладающие высоким уровнем EQ, способны к более быстрому прогрессу в определенных областях и более эффективному использованию своих способностей». Хотя эмоции и интеллект обычно противопоставляются, на самом деле они взаимосвязаны, переплетены и очень часто тесно взаимодействуют. И от успеха данного взаимодействия напрямую зависит успех человека во многих сферах жизни [3].

Личностный и профессиональный рост современного педагога невозможен без самопознания, с которым тесно связаны эмоциональные переживания. Управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих — наиболее важные качества, необходимые для успешного педагогического взаимодействия. Эмоциональный интеллект позволяет педагогу относиться к каждому обучаемому как к целостной личности со своими чувствами, мнениями, идеями, потребностями, способностями и мечтами. Именно эмоциональный интеллект помогает педагогу развивать и поддерживать высокую самооценку каждого ученика, а также создавать атмосферу доверия и уважения.

С понятием эмоционального интеллекта тесно связано представление об эмоциональной компетентности, которая и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения будущего педагога конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек (учащийся), дает возможность развить такие компетенции, как способность влиять на других людей и мотивировать их. У людей, которые лучше умеют управлять своими эмоциями, легче развиваются такие компетенции, как инициативность и способность работать в кризисной ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в практической деятельности. Таким образом, можно констатировать, что, если эмоциональный интеллект – это способность, то эмоциональная компетентность – это скорее умение, который можно и нужно формировать и развивать.

Проблема эмоциональной компетентности — одна из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. Эмоциональная компетентность — это умение осознавать свои эмоции и эмоции партнера по общению, анализировать их и управлять ими, с целью выбора наиболее эффективного поведения в конкретной ситуации.

Развитые навыки эмоциональной компетентности позволяют педагогу рассматривать свои эмоции и эмоции обучаемых как управленческий ресурс и благодаря этому повышать эффективность своей деятельности.

Можно выделить основные составляющие эмоциональной компетентности:

Самосознание – главный элемент эмоциональной компетентности. Человек с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны и умеет осознавать свои эмоции. Самоосознанность означает глубокое понимание самого себя, своих потребностей и побуждений.

Самоконтроль – это следствие самосознания. Человек, которому свойственна эта черта, не только «познал себя», но и научился управлять собой и своими эмоциями. Ведь, несмотря на то, что нашими эмоциями движут биологические импульсы, мы вполне можем управлять ими. Саморегуляция является важной составляющей эмоциональной компетентности. Она позволяет людям не быть «узниками своих чувств». Такие люди всегда сумеют не только обуздать собственные эмоции, но и направить их в полезное русло.

Если первые две составляющие эмоциональной компетентности – это навыки владения собой, то следующие две – эмпатия и коммуникабельность (навыки отношений) – относятся к способности человека управлять взаимоотношениями с другими.

Успешное взаимодействие с другими людьми невозможно без эмпатии. Это умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей.

Коммуникабельность – способность не столь простая, ведь это не просто дружелюбие, а дружелюбие с определенной целью: подвигнуть людей в желательном для человека направлении. Это умение наладить взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было выгодно для обеих сторон.

Развитая эмоциональная компетентность – важнейшее качество хорошего педагога или руководителя. Если человек обладает высоким IQ, но его EQ весьма низок, вряд ли он сможет быть успешным педагогом, управленцем. Ведь работа педагога или руководителя состоит из общения, успех которого напрямую зависит от коэффициента эмоционального интеллекта, на котором основывается эмоциональная компетентность.

Данные научных исследований в США и Европе в области эмоциональной компетентности говорят о том, что управление эмоциями — это навык, который можно нарабатывать и развивать в течение всей жизни человека! Распознавание своих эмоций – первый шаг в развитии EQ. Часто человек затрудняется описать словами те чувства, которые испытывает. Существуют сотни эмоций, у каждой – много уровней интенсивности, так что эмоциональная осознанность – нелегкая задача. Чем четче человек научится определять каждую свою эмоцию, тем шире будут возможности по управлению собственным поведением.

Развитие данной компетентности – сложная работа, но именно эта работа даёт наибольшие результаты, именно она повышает личную эффективность. Инструментами развития эмоциональной компетентности являются книги, тренинги, коучинг. Но также стоит помнить, что высокие показатели эмоциональной гибкости никогда не заменят ни профессиональной компетентности, ни умения взвешивать все «за» и «против» и делать объективные выводы. По мнению М. Рейнольдса, «развитие эмоциональной компетентности делает человека более профессиональным, а профессионала более человечным» [4].

Таким образом, проблеме эмоциональной компетентности личности уделяется большое внимание, как со стороны психологии, так и со стороны педагогики, так как в настоящее время значимость данной компетентности особенно в образовании, значительно возрастает.

Читайте также:  Манга сопротивляясь чувствам 71 глава

Литература

1. Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М., 2009.

3. Майер Г. Психология эмоционального мышления. М., 2008.

4. Рейнольдс М. Коучинг: эмоциональная компетентность. М., 2003.

Источник

Гоулмен. ЭМОЦ. КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Конспект по тексту Гоулмена «Эмоциональная компетентность»

Проблема эмоциональной компетентности поднимается в работах разных психологов, занимающихся вопросами интеллекта человека. На протяжении многих лет теоретики пытались ввести эмоции в понятие интеллекта, тем самым рассматривая «интеллект» и «эмоции» как противоречащие друг другу категории. В 1920-1930-х годах психолог Э.Л. Торндайк писал в журнальной статье, что один из аспектов эмоциональной компетенции – «социальный интеллект» (способность понимать другого и «поступать мудро в сфере отношений между людьми») – сам по себе является составляющей личного IQ.

Другие психологи придерживались другой точки зрения на социальный интеллект и рассматривали его как умение манипулировать другими людьми. Однако ни одно из определений «социального интеллекта» не повлияло на представления теоретиков IQ, и в учебнике по тесту интеллекта 60-х годов данное понятие было названо «бесполезным».

Но личностный интеллект не мог быть оставлен «в стороне». Роберт Стернберг из йельского университета просил испытуемых дать определение «умного человека». Среди перечисленных качеств были названы общечеловеческие практические умения. Более систематическое исследование, проведенное Стернбергом, показало, что социальный интеллект отличается от академических способностей, является решающим среди факторов, связанных с успешными действиями человека в различных жизненных ситуациях (согласуется с Торндайком). К примеру, особый род чувствительности, позволяющий человеку, обладающему этим свойством, быть эффективным менеджером, который мог бы учитывать скрытую на первый взгляд информацию о партнере, с которым имеет дело. Такие способности высоко ценятся на данной работе.

Исследования других ученых подтвердили точку зрения о том, что «старое» понятие коэффициента интеллекта относится только к узкому кругу способностей в каком-либо предмете (математические и языковые способности в частности). Было выявлено, что благополучное прохождение тестов на интеллект предсказывает скорее успешное школьное обучение и хорошую академическую карьеру, однако в меньшей степени определяет личностный успех и успех в далеких от науки областях. Эти ученые, в числе которых были Стернберг и Саловей, выработали более широкий взгляд на интеллект, попытавшись переопределить его через факторы, ведущие к жизненному успеху. И поиски снова ведут к пониманию того, насколько критическим оказывается здесь понятие «личностной», или эмоциональной, компетентности.

Саловей включил способности, составляющие «личностный интеллект» по Гарднеру, в понятие эмоциональной компетентности, разделяя способности на 5 сфер:

1. Знание своих эмоций. Осознавание себя = осознавание своих эмоций. Это – «краеугольный камень» эмоциональной компетентности. Способность отслеживать эмоции – основа психологической зрелости. Люди, осведомленные о своих чувствах, лучше управляют собственной жизнью, понимают, что им нужно при принятии какого-либо жизненного решения. Способность не замечать истинные чувства отдает нас во власть им.

2. Управление эмоциями. Умелое обращение со своими эмоциями подразумевает их осознание, умение справляться с тревогой, унынием, раздражением и т.д. Люди, которые не владеют такими способностям, чаще подвержены дистрессам, тогда как те, кто этими способностями овладел, значительно приходят в себя после неурядиц и неполадок.

3. Мотивирование себя. Настройка эмоций на цель помогает направить внимание на и замотивировать себя на работу. Эмоциональный контроль – способность откладывать непосредственное получение удовольствие и сдерживать собственную импульсивность. Это лежит в основе достижений, способность «с головой уходить в поток деятельности» приводит к выдающимся успехам в разных сферах деятельности. Люди с этой способностью более продуктивны и эффективны во всем, за что бы они не взялись.

4. Распознавание эмоций других людей. Эмпатия – фундаментальное человеческое умение, способность, основанная на осознании собственных эмоций. Эмпатичные люди лучше улавливают слабые сигналы, указывающие, что хотят другие люди. Это помогает им действовать в таких профессиях, как социальный работник, продавец, менеджер, преподаватель.

5. Поддержание отношений. Большая часть «искусства» выстраивания отношений с людьми состоит в умении учитывать их эмоции. Навыки, лежащие в основе этой социальной компетентности, обеспечивают популярность, лидерство, эффективность в межличностных отношениях. Люди, выделяющиеся в освоении этих умений, преуспевают во всем, что связано с недирективными взаимоотношениями между людьми, становятся социальными «звездами».

Хочется отметить, что люди отличаются по каждой из перечисленных способностей. Уровень развития данных способностей определяется особенностями нервной системы, но стоит напомнить, что мозг человека пластичен и находится в процессе обучения, поэтому упущения в освоении одного из навыков могут быть устранены. Каждая из перечисленных способностей, по большому счету, представляет собой набор поведенческих реакций и привычек, которые при приложении усилий, могут быть освоены.

Источник

Эмоциональный интеллект

Глава 1. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков с помощью игры – тренажера
1.1 Понятие эмоционального интеллекта

Люди различаются по уровню понимания себя и других, понимания своих собственных эмоций и эмоций других и по способности управлять своим эмоциональным состоянием и состоянием другого индивида. Такого мнения придерживались ведущие психологи, изучающие интеллект, такие как Э. Торндайк, Ч. Спирмен, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и др. .
Понятие «эмоциональный интеллект» (EQ) было впервые введено в 1990 г. Дж. Майером и П. Саловеем, которые описывали эмоциональный интеллект как разновидность социального интеллекта, затрагивающую способность индивида отслеживать свои и чужие эмоции и чувства. Широкое распространение понятие «эмоциональный интеллект» получило благодаря работам американского психолога Д. Гоулмана, опубликованным в 1995 г. Смысл этого понятия сводился к тому, что эмоциональный интеллект есть способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей .
Работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева содержат в себе идею общности аффекта и интеллекта. Так, Л.С. Выготский сделал умозаключение, что динамическая смысловая система, которая представляет собой единство интеллектуальных и аффективных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии.
Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни. » .
Л.С. Выготский считает, что общность аффекта и интеллекта выражается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих аспектов психики на всех этапах развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем каждой ступени развития мышления соответствует своя ступень развития аффекта.
Изучая и дополняя идеи Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейн писал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального . Исследования эмоционального интеллекта последних лет представлены в работах Д.В. Ушакова, И.Н. Андреевой, С.П. Деревянко, Д.В. Люсина, В.В. Овсянниковой, О.А. Гулевич, Т.А Сысоевой, Е.А. Сергиенко, О.В. Белоконь и многих других . Так, И.Н. Андреева в свих исследованиях предстваляет, что уровень развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте взаимосвязан с индивидуальными проявлениями самоактуализации.
Также И.Н. Андреева подчеркивает, что высокий уровень эмоционального интеллект помогает естественно проживать эмоциональные проявления и способствует повышению самооценки, что также позволяет устанавливать более тесные и эффективные взаимоотношения с другими . И зарубежные, и отечественные психологи исследуют эмоциональный интеллект по причине того, что он может воздействовать на лидерские качества.
Например, исследования психолога О.В. Белоконь подтверждают, что уровень эмоционального интеллекта связан с деловым стилем лидерства. Лидеры с высоко развитым уровнем эмоционального интеллекта способны создавать на предприятии рабочую атмосферу, здоровый психологический климат, функциональные отношения между сотрудниками, а также способны мотивировать команду на достижение результатов в компании..
В 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоциональносоциального интеллекта, в который предложил включить личные и межличностные способности, навыки, которые в целом образуют поведение 28 человека. Р. Бар-Он был первым, кто ввёл обозначение EQ – emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, подобно IQ (коэффициентом интеллекта). В свою очередь, Кэролин Саарни в 1990 г. изучала понятие эмоциональной компетентности и включила в него 8 взаимосвязанных социальных и эмоциональных навыков . В научной и популярной литературе стало появляться все больше работ, посвящённых способностям в социальной и эмоциональной области. Было проведено множество исследований, получено столько новых фактов и разработок, что К. Изард и другие психологи стали говорить о перевороте в области эмоционального интеллекта .
В 1990 году американские психологи П. Сэловей и Дж. Мейер предложили объединить способности в социальной и эмоциональной сферах в единое понятие – «эмоциональный интеллект». Данные психологи определяют эмоциональный интеллект как составляющую социального интеллекта и включают в понятие EQ следующие компоненты: умение понимать свои собственные и чужие эмоции, чувства, состояние и использовать данную полученную информацию для эффективного выстраивания мышления и действия.
Анализ теоретических представлений, характерных для психологической науки, позволяет определить эмоциональный интеллект как совокупность эмоционально-когнитивных способностей к социальнопсихологической адаптации личности.
Существует ряд позиций касательно структуры эмоционального интеллекта. П. Сэловей и Дж. Мейер, беря за основу модель Х. Гарднера, разработали первую и наиболее популярную модель эмоционального интеллекта. По их мнению, эмоциональный интеллект состоит из способности определять собственные эмоции и эмоции других людей и использовать эту информацию при принятии решений.
Эта сложная система, состоящая из способностей трёх типов:
1) определение и выражение эмоций,
2) управление эмоциями,
3) использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности. Каждый составляющая состоит из ряда компонентов. Способность к идентификации и выражению эмоций делится на два компонента, один из которых направлен на свои, а другой – на чужие эмоции.
В первый компонент включаются вербальный и невербальный субкомпоненты, а во второй – субкомпоненты невербального восприятия и эмпатии. Способность управлять эмоциями состоит из двух компонентов: управление своими эмоциями и управление чужими эмоциями. Способность к использованию эмоций в мышлении и деятельности включает в себя компоненты: гибкого планирования, творческого мышления, перенаправленного внимания и мотивации.
Несколько лет спустя, продолжая изучать эмоциональный интеллект, П. Сэловей и Дж. Мейер внесли дополнения в свою модель. Они предположили, что эмоции содержат информацию о связях человека с другими людьми, с другими ситуациями, предметами. Причем эмоции как раз информируют человека о характере, специфики этих связей. Эти связи могут быть как реальными, так и воображаемыми. Изменение связей приводит к изменению эмоционального фона.
С учетом такого обоснования, эмоциональный интеллект можно рассматривать как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять причину и значение эмоций, их связи друг с другом, применять эту информацию в качестве базиса для принятия решений. Дж. Мейер и П. Сэловей выделили четыре компонента – «четыре ветви модели эмоционального интеллекта», каждая из которых, в свою очередь, описывает «четыре области способностей или навыков», а все вместе – «многие области эмоционального интеллекта».
Эти компоненты можно расположить в иерархии (см. рис. 1), уровни которой могут осваиваться последовательно. Каждый компонент связан как с собственными эмоциями индивида, так и с эмоциями других людей.

Читайте также:  Перестал испытывать положительные эмоции

Рисунок 1. Структура эмоционального интеллекта по Дж. Мейера и П. Сэловея
Следуя модернизированной модели 1997 года, эмоциональный интеллект включает в себя следующие умственные способности:
1) способность безошибочно воспринимать, оценивать и выражать эмоции;
2) способность иметь доступ и вызывать чувства, чтобы повысить эффективность мышления;
3) способность к пониманию эмоций, эмоциональному познанию;
4) способность к осознанной регуляции эмоций, управлению эмоциями, повышению уровня эмоционального и интеллектуального развития.
Четыре ветви диаграммы располагаются от основных (снизу) до более интегрированных в психологическом отношении процессов. Ветвь самого нижнего уровня отображает относительно простые способности восприятия и выражения эмоции, а ветвь самого высокого уровня – осознанное регулирование эмоций.
У каждой ветви есть четыре блока с типичными примерами способностей. Способности, которые появляются в ходе развития личности относительно рано, находятся в левой части ветвей, а способности, развивающиеся позже – в правой (см. рис. 1).
Идентификация эмоций включает в себя ряд связанных между собой способностей таких, как восприятие эмоций (т. е. способность заметить сам факт наличия эмоции), их идентификация, адекватное выражение, различение подлинных эмоций и их имитации.
Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности включает в себя способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач (например, использовать хорошее настроение для порождения творческих идей), использовать колебания настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему.
Понимание эмоций – способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях.
Управление эмоциями – способность к контролю за эмоциями, снижению интенсивности отрицательных эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе и неприятных, способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций. Способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений. В 1990-е годы появились и другие модели, представляющие несколько иной взгляд на эмоциональный интеллект.
Наиболее известными являются модели Гоулмена Д. и Бар-Она Р. В 1995 г. Дэниелем Гоулманом была изменена и популяризирована первая модель эмоционального интеллекта Мейера Дж. и Сэловея. П. К выделенным ими компонентам (идентификация и выражение эмоций, регуляция эмоций, использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности) Д. Гоулман добавил ещё несколько – энтузиазм, настойчивость и социальные навыки.
В дальнейшем автор доработал структуру эмоционального интеллекта. В настоящее время она включает четыре составляющих эмоционального интеллекта – самосознание, самоконтроль, социальная чуткость, управление взаимоотношениями и 18 связанных с ними навыков.
Самосознание:
1) Эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций и осознание воздействия на нас; использование интуиции при принятии решений.
2) Точная самооценка: понимание собственных сильных сторон и пределов своих возможностей.
3) Уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одарённости.
Самоконтроль:
1) Обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы.
2) Открытость: проявление честности и прямоты; надёжность.
3) Адаптивность: гибкое приспособление к меняющейся ситуации и преодоление препятствий.
4) Воля к победе: настойчивое стремление улучшать производительность ради соответствия внутренним стандартам качества.
5) Инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности.
6) Оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи.
7) Социальные навыки: эти способности определяют, как мы управляем нашими отношениями с людьми.
Социальная чуткость:
1) Сопереживание: умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их проблемам.
2) Деловая осведомлённость: понимание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне.
3) Предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчинённых, клиентов или покупателей. Управление отношениями:
1) Воодушевление: умение вести за собой, рисуя захватывающую картину будущего.
2) Влияние: владение рядом тактик убеждения.
3) Помощь в самосовершенствовании: поощрение развития способностей других людей с помощью отзывов и наставлений.
4) Содействие изменениям: способность инициировать преобразования, совершенствовать методы управления и вести работников в новом направлении.
5) Урегулирование конфликтов: разрешение разногласий.
6) Укрепление личных взаимоотношений: культивация и поддержание социальных связей.
7) Командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими работниками и создание команды [23].
Согласно модели Ревена Бар-Она, эмоциональный интеллект понимается как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями.
Автор выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта: познание себя, навыки межличностного общения, способность к адаптации, управление стрессовыми ситуациями, преобладающее настроение:
1) познание себя – осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость;
2) навыки межличностного общения – эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность;
3) способность к адаптации – решение проблем, связь с реальностью, гибкость;
4) управление стрессовыми ситуациями – устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью;
5) преобладающее настроение – счастье, оптимизм. Российский психолог Д. В. Люсин предложил принципиально новую модель эмоционального интеллекта .
Эмоциональный интеллект автор определяет, как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Под способностью к пониманию и управлению эмоциями Д. В. Люсин понимает способность к пониманию эмоций, означающая, что человек может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт .
Способность к управлению эмоциями означает, что человек может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию. И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями могут быть направлены и на собственные эмоции, и на эмоции других людей.
То есть можно говорить, как о внутриличностном, так и о межличностном эмоциональном интеллекте. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть связаны друг с другом.
Итак, в психологии эмоционального интеллекта выделяются несколько ведущих теорий: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо; теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она; двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д. В. Люсина. Содержательной характеристикой эмоционального интеллекта, которая объединяет перечисленные теории, является совокупность способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями, пониманию и управлению эмоциями других людей.
В современных теориях эмоция рассматривается как особый тип знания. На основе данного подхода к определению и пониманию эмоций, можно выдвинуть понятие эмоционального интеллекта, который можно определить, как способность действовать с внутренним миром своих чувств, управлять эмоциональной средой на основе интеллектуального анализа и синтеза. Совокупность эмоциональных, социальных способностей, которые оказывают прямое воздействие на способность справляться с требованиями и давлением окружающей среды.
Понятие «эмоциональный интеллект» было введено в 1990 году Джоном Майером и Питером Саловеем, которые дали определение эмоционального интеллекта как разновидности социального интеллекта, затрагивающую способность отслеживать свои и чужие эмоции и чувства . Ученые П. Саловей, ДЖ. Майер и Д. Карузо выдвинули гипотезу, в которой основной акцент сделали на познавательные способности интеллекта, связанные с переработкой информации об эмоции. Они так же в течение пяти лет разрабатывали инструментарий для определения эмоционального интеллекта. Впоследствии авторы назвали его MSCEIT.
Данная методика оценки эмоционального интеллекта считается наиболее разработанной и подтвержденной на сегодняшний день. Данные ученые определяют эмоциональный интеллект как «способность воспринимать, вызывать эмоции, брать в работу эмоции и с помощью их повышать продуктивность мышления, осознавать эмоции, регулировать их для эмоционального развития. Эмоциональный интеллект представляет собой комбинацию четырех способностей» .
Указанные составляющие эмоционального интеллекта данные ученые назвали «ветвями», которые включают в себя: При этом П. Саловей, ДЖ. Майер определили четыре составляющих эмоционального интеллекта — «ветви»:
1. Восприятие эмоций – распознавание эмоциональных сигналов с помощью мимики лица и иных коммуникативных каналов;
2. Использование эмоций – применение эмоций для активации умственной деятельности и решения проблем;
3. Понимание эмоций – анализ эмоции, способность предугадывать, как эмоциональное состояние может поменяться со временем, и дать оценку влияния данных эмоций на результат, а так же способность описать словами чувства, эмоции и переживания.
4. Управление эмоциями – регулировка реакций в ответ на эмоциональные стимулы в пределах конкретной ситуации.
Умелое управление эмоциональным потоком способствует решению конфликтов, а так же позволяет обрабатывать эмоции, не будучи напуганными ими.
Данный навык будет полезен при работе с людьми, при управлении чужими и своими эмоциями, для повышения качества и уровня коммуникаций. Осознанно управлять эмоциями — это использовать чувства в правильном виде, а не действовать на фоне них, не задумываясь. Используя данный подход можно открыть много нового.
К примеру, осознать, что чувствовать гнев, не обязательно плохо, что именно гнев является нам помощником в преодолении трудностей, несправедливости и предвзятого отношения. Данное чувство возникает, когда человек подвергся обману или разочарован. Гнев как таковой не может побудить человека начать какие-либо антисоциальные действия. Если человек способен это осознать, что он может объединить мышление с эмоциями и найти наилучшее решение и принять самые эффективные меры в сложившейся ситуации, что в результате приведет его к большому успеху. Эффективное владение эмоциональными проявлениями тесно связано с вопросом самоконтроля. Адекватное эмоциональное выражение является критично важным фактором, который поддерживает физическое и психическое здоровье. Сдерживание эмоций провоцирует возникновение различных заболеваний.
Бесконтрольность, эмоциональные экспрессии усложняют межличностное общение. Проблемы, которые возникают в сфере контроля эмоционального состояния, неблагоприятны как для человека, так и для его окружения. Степень эмоциональной экспрессивности существенно влияет на качество и уровень межличностных отношений. Если человек чрезмерно сдержан, то это приводит к тому, что его воспринимают как холодного, бесчувственного, равнодушного, что, в свою очередь, может стать причиной неприязни к данному человеку.
К данному вопросу можно привести следующие причины трудностей в выражении эмоций:
1) человек не усвоил принятые в обществе формы выражения эмоций;
2) страх показать свои чувства, связанные с боязнью перед утратой самоконтроля, или порицания со стороны окружающих
3) усвоение норм поведения, превалирующих в семье и ближайшем окружении человека.
Стоит отметить, что в данной модели главное место занимают эмоции, а не интеллект, который распознает и контролирует эмоции и чувства. Навык регулирования эмоционального состояния приводит к увеличению или уменьшению объема информации, который необходим человеку для решения разных по степени сложности задач.
Умение распознать эмоции способствует эффективной коммуникации, так как позволяет адекватно опознавать, перерабатывать и затем выражать свои эмоции. Человек не может жить вне эмоций, они всегда присуще ему, поэтому сдерживать эмоции и подавлять их в себе — значит наносить большой урон себе. При этом бездумно выплескивать эмоции, так же нерационально, поэтому необходимо научиться принимать, кодировать, регулировать эмоции, повышать свою эмоциональную зрелость, направлять даже негативную энергию в выгодное для себя русло.
Эмоция — это сильная энергетическая субстанция, и каждому человеку необходимо умело пользоваться данным ресурсом. В современном мире сформировались определенные экономические, социальные и культурные предпосылки для появления развития в психологической науке конструкта эмоционального интеллекта.
Далее мы предлагаем рассмотреть модели эмоционального интеллекта. За время исследования данного вопроса сформировались разнообразные концепции эмоционального интеллекта. Для их определения и описания используется классификация по методам измерения, используемым в данных подходах. Различают смешанные модели, которые включают личностные и мотивационные черты, и по причине этого, они оказываются в тесной связи с адаптацией к реальной жизни и процессами совладания .
Данные модели несут в себе измерение эмоционального интеллекта с помощью опросников, основанных на самоотчете.
Так же они определяют эмоциональный интеллект, как набор способностей, диагностируемых с помощью тестов, которые состоят из заданий, имеющих правильные и неправильные ответы .
Далее мы подробно рассмотрим данные модели, на примере их представителей. Д. Гоулмен представлял смешанные модели эмоционального интеллекта в следующей концепции.
По мнению автора, эмоциональный интеллект – это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для решения собственных целей. Он настаивал на идее, что эмоциональный интеллект, это именно интеллектуальная способность . Д. Гоулмен представил структуру эмоционального интеллекта, которая включила в себя набор разнонаправленных параметров, таких как: понимание собственных эмоций, целей, результатов своего поведения, и одновременно, понимание эмоций и поведения других людей, умение контролировать свои эмоции, поведение и оказывать влияние на поведение других людей.
Так же Д. Гоулмен определил четыре характеристики эмоционального интеллекта:
1) самосознание (эмоциональное самосознание, точная самооценка, уверенность в себе);
2) самоконтроль (контроль эмоций, оптимизм, открытость, адаптивность, воля к победе, инициативность);
3) социальная чуткость (сопереживание, деловая осведомленность, предупредительность);
4) управление отношениями (воодушевление, помощь в самосовершенствовании, влияние, урегулирование конфликтов, командная работа сотрудников).
Данные качества относятся в одной сфере, при этом, они являются разнонаправленными, следовательно представлены различным образом у одного и того же индивида. Резюмируя, можно сделать вывод, что в понятие эмоционального интеллекта включены как независимые характеристики, так и характеристики, которые находятся в отрицательной взаимосвязи. Так же стоит отметить, что данные характеристики в структуре одной личности могут расходиться.

Читайте также:  Как поднять парню настроение когда он болеет

Источник

Оцените статью