Один из факторов, который может заставить человека вести себя высокомерно с другими, это издевательства, пережитые им в детстве. Вполне возможно, что в университетские годы он резко изменил свое поведение, тем самым пытаясь защитить себя от будущих атак и притеснений.
Поэтому он верит, что должен при первой же встрече продемонстрировать людям уверенность в себе, чтобы те даже не подумали издеваться над ним. Личности вроде этих никогда не признают своих ошибок, обвиняя в них кого-либо еще. А еще они педантичные и надменные, будучи о себе настолько высокого мнения, что искренне считают себя объектом для подражания окружающих.
Чтобы укрепиться в своем чувстве превосходства над другим, этим людям нужно, чтобы за ними следовали и обращали на них внимание. В противном случае они будут считать себя неудачниками. Вот почему у них такая склонность к мелодраматизму и почему они шутят о своих руководителях, тем самым показывая людям, кто здесь главный на самом деле.
К несчастью для них, рано или поздно всему этому приходит конец. А когда это случается, страдает только их самооценка. Игнорирование проблемы лишь усугубляет ее. И когда ее уже нельзя будет решить, она обернется против вас с такой силой, что едва ли вы сможете устоять на ногах.
«Поначалу самообман – это уютное убежище, но затем оно превращается в холодную темницу», – Мария Хесус Торрес.
Прятаться под маской – это всегда плохая идея. Лучшим решением станет сознательное повышение своей самооценки до уровня, который позволит почувствовать уверенность в себе. Если же вы выставляете себя тем, кто заставляет страдать окружающих, то это не принесет желаемого облегчения, а если и принесет, то лишь ненадолго. Глубоко внутри вы все равно будете страдать от этой ужасной пустоты и сомнений в себе.
Поэтому каждый раз, когда вы оказываетесь рядом с теми, кто страдает от мании величия, будьте бдительны. Они не виноваты в том, что ведут себя именно так. Все дело в их ужасном прошлом. Если у вас есть возможность протянуть им руку помощи, сделайте это. Если нет – отстранитесь, позволив им идти своей дорогой до тех пор, пока им не удастся решить свою проблему самостоятельно.
Теперь вы знаете, что любой, кто преувеличивает свои достоинства (уверенность в себе, силу, храбрость или ум) и считает себя лучше всех остальных, делает это, потому что на самом деле у него очень низкая самооценка. Это способ защитить себя, даже если такое поведение делает больно кому-либо еще.
Источник
Ежели не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства.
Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты.
Пороки — это то, что отнимает у людей покой, когда они видят чьё-либо в чём-либо превосходство
Вообще выдающиеся люди живут одиноко. Их превосходство изолирует их: оно одновременно является и причиной, и следствием их одиночества
Человека губят только две степени: сравнительная и превосходная
Богатые гордятся не богатством: они гордятся своим материальным превосходством над другими!
Чувство превосходства как качество личности – склонность самовозвышаться в расчете на большее уважение окружающих, оценивать себя нереалистично, чрезмерно завышено, быть убежденным, что лучше других.
Три паломника молятся. Первый: «Боже, кто я пред Тобой? Невесомая пылинка, недоступная глазу, гонимая ветром. Второй: «Боже, как я мал перед Твоим величием! Мельчайший, ничтожнейший атом, затерянный в безднах пространства». Третий: «Боже, до чего я крохотен перед Тобой! Маленький червяк…» Первый второму: — «Нет, ну ты видел этого, с манией величия?»
Помните ли вы, когда общаясь с коллегами или друзьями, вас дружески похлопывали по плечу или спине, доверительно обнимали, санкционирующе кивали (всё, мол, верно), или демонстрировали вальяжную снисходительность? А, может быть, помните, как вам говорили: «Перестань говорить глупости» или «Хватит молоть чушь»? Или в более мягкой форме говорили: «Ну ладно, ладно… Будет вам…», «Запомните раз и навсегда…», «Ну хорошо, хорошо…», «Ну как вы не понимаете, что…»? Если вспомнили, значит, вам приходилось сталкиваться с демонстрацией превосходства.
Естественное желание каждого человека, чтобы с ним общались с позиций равенства. Потребность в превосходстве присуща животным. В борьбе за выживание выживает сильнейший, то есть превосходящий. В волчьей стае происходит противоборство за право быть вожаком. Чтобы стать Акелой, надо доказать свое превосходство.
В людском социуме высоконравственный человек не станет потворствовать своему желанию установить превосходство над другими людьми и будет общаться с ними с позиций равенства. Все мы, пусть неосознанно, но понимаем, что нас унижают, демонстрируя под знаком ложного участия и сочувствия свое превосходство. Вознесение одного – унижение другого.
Демонстрация превосходства приводит к конфликту, так как «включает» у оппонента агрессию («поставить вас на место»), объясняемую не желанием уронить свое достоинство. К примеру, ваша половина решилась сделать борщ. Вы, узрев это, с хорошими намерениями заявляете: «Моя мама прекрасно делает борщ. Позвони ей. Она тебя научит». И вдруг видите, что у жены пропал борщевой энтузиазм. В чем же дело? Она расшифровала подтекст ваших слов: «Ты хуже моей мамы. Не умеешь, не берись». Муж невольно обозначил свое превосходство, пытаясь скрыть его под маской участия и желания помочь.
Или другой пример. Вы поспорили с приятельницей. Она явно разволновалась, и вы, зафиксировав это, говорите: «Не волнуйся». Вроде все нормально. Вы попытались ее успокоить, а она еще больше разнервничалась, при этом утверждая, что она спокойна, как танк. Что же произошло? Приятельница уловила в ваших словах превосходство, услышав следующее: «Истеричка и психопатка. Ничего не соображаешь, а что-то доказываешь». Слова «успокойся», «не переживай», «не нервничай», «не расстраивайся» вызывают еще больший эмоциональный выброс агрессии у вашего оппонента. Напряжение возрастает.
Интересно, почему некоторые люди демонстрируют свое превосходство? Вы, наверное, скажите: « считают себя самыми умными, а других дураками», «зазнайки», «много о себе думают», «слишком высокого о себе мнения». Иными словами, вы предполагаете, что у него высокая самооценка. Но это только на первый взгляд. Человек с высокой самооценкой живет с самим собой в ладу. Он полностью принимает себя со всеми своими сильными и слабыми сторонами. Раз он сам себе нравится, у него нет надобности демонстрировать свои достоинства себе и окружающим. Высокая самооценка не дружит с превосходством. У последнего верная подруга – низкая самооценка. Стало быть, надо каким-то образом самоутверждаться. Можно, конечно, пойти по дороге самосовершенствования. Можно совершить что-то стоящее и, тем самым, поднять свою самооценку и в своих глазах и в глазах окружающих. Но это путь сильных людей. Человек с низкой самооценкой начнет унижать других. Таким образом, он будет иллюзорно самоутверждаться. Его демонстрация превосходства не более, чем попытка скрыть внутреннюю неуверенность и отсутствие внутренних достоинств. Свою слабость он старается перекрыть мыслью, что другие слабее его. Вместо того, чтобы преодолеть слабость, он еще глубже загоняет ее внутрь. Отказ от демонстрации превосходства – это как раз и есть верный путь к росту самооценки и самоуважению. Демонстрировать превосходство можно только в доброте.
Таким образом, иллюзорное самоутверждение за счет сравнения и унижения других создает идеализацию превосходства. Огромные энергоусилия, направленные на подтверждение своего превосходства пропадают впустую. Направьте внимание на самосовершенствование, не фокусируясь на своей мнимой значительности. Устранив тревожность по поводу подтверждения своей значимости, вы прекратите платить «дань» эгрегору. Ваша уверенность в себе только увеличится.
Вместе с тем, в жизни мы сталкиваемся с ситуациями, когда невозможно не признать реальное превосходство оппонента в тех сферах жизни, где он действительно корифей. Например, пары студент – профессор, пациент – врач, дилетант – профессионал. Вообще необходимо помнить, что трудно отыскать человека, который бы в чем-либо нас не превосходил. Если вы не сантехник, глупо предполагать, что вы лучше разбираетесь в прокладках и кранах. Все дело в том, что мы любим разговаривать на темы, где сильны мы. Если же вы желаете заслужить репутацию обаятельного человека, надо поступать наоборот – разговаривать на темы, которые интересны оппоненту, где он достаточно силен.
Превосходство – это самая настоящая иллюзия. На сей счет есть прекрасная притча. Однажды ученик пришел к мастеру и начал жаловаться на свою жизнь. Мастер выслушал его и, не сказав ни слова, протянул ему сверток из Древней Книги Знаний. Ученик прочитал: «Увидьте Иллюзию как иллюзию. Поймите и узнайте наконец, что Все Мы Одно. Человечество и вся Жизнь – это единое поле. Это все одно. Поэтому не существует ничего, что может быть выше чего-то, и нет ничего, выше чего можно быть. Эта важнейшая истина, которой учит Жизнь. Разве тюльпан выше розы? Разве горы прекраснее моря? Какая из снежинок самая великолепная? Возможно ли, чтобы все они были великолепными – и чтобы, вместе празднуя свое великолепие, они создавали приводящее в трепет зрелище? Потом они тают, сливаясь друг с другом и образуют единство. Но они никуда не исчезают. Они никогда не перестают быть. Просто они изменяют форму. И не один раз, а множество: переходят из твердого состояния в жидкое, из жидкого в пар, из видимого в невидимое, чтобы подняться опять и потом опять вернуться в виде новых снежинок поразительной красоты. Это и есть Жизнь, питающая Жизнь. Это и есть вы. Совершенная метафора. Реальная метафора. Это станет реальностью вашего опыта, когда вы просто решите, что это правда, и начнете поступать таким образом. Увидьте удивительную красоту всех этих жизней, с которыми вы соприкасаетесь. Потому что каждый из вас действительно чудесен, и при этом никто не чудеснее любого другого. И вы в один прекрасный день сольетесь в Единстве и тогда узнаете, что вместе вы образуете единый поток».
Источник
Австрийский психиатр Альфред Адлер, создавший систему индивидуальной психологии, утверждал, что основной движущей силой человеческой жизни является стремление к превосходству. Оно может быть конструктивным, то есть полезным для развития личности, и деструктивным – её разрушающим. Стремление к превосходству в той или иной степени свойственно каждому из нас. Стоит ли ему сопротивляться и как направить его в конструктивное русло, давайте попробуем разобраться.
Сразу хочу оговориться, что мы не буду принимать утверждения А. Адлера за истину в последней инстанции. Это всего лишь одна из теорий о детерминантах человеческого поведения, с которыми просто интересно ознакомиться и принять во внимание в своем собственном поиске истины. Точно так же, как нельзя полностью брать на веру учение З. Фрейда о бессознательных и сексуальных истоках человеческих поступков.
Но, в любом случае, что-то заслуживающее нашего внимания в этих теориях есть. Итак, Адлер считал, что человек стремится к постоянному самоутверждению, самореализации и достижению превосходства, потому что в детстве испытал жесткий прессинг «комплекса неполноценности», который испытывал по отношению к своим родителям. Они казались ему Богами, всемогущими великанами, волшебниками, которые умеют все, могут защитить, решить, оградить, направить. Сам ребенок, понятное дело, этого еще не умел и потому испытывал священный пиетет перед своими предками. И подрастая, стремился от этого комплекса неполноценности избавиться. Стать поскорее взрослым. То есть доказать свою состоятельность.
Вспомните, практически все мы в детстве мечтали выбраться из-под родительской опеки и доказать свою самостоятельность, состоятельность и важность. Разными, между прочим, способами. Иногда и манипуляторными (по существу, деструктивными), типа истерик, обид, побегов, обманов и т.д.
Во взрослой жизни мы не раз убеждались, какой сильной движущей силой обладают наши комплексы. Как человек с какими-то недостатками пытается компенсировать их за счет выпячивания и развития других качеств. За счет экстремального преодоления недостатков путем развития в себе выдающихся способностей. Вспомните древнегреческого оратора Демосфена, у которого был дефект речи и который вопреки этому стал известным любимцем публики. Многие знаменитые полководцы не отличались высоким ростом (Наполеон, А. Суворов, А. Македонский), но достигли высокого положения, будто доказывая свою истинную ценность, то есть вопреки своим природным данным, стали на голову выше современников.
То есть, стремление к превосходству ни что иное как борьба с тем младенческим комплексом неполноценности, который мы испытывали по отношению к своим родителям.
Но самоутверждение – важнейшая человеческая потребность – может носить положительный развивающий характер или быть патологическим, то есть деструктивным.
Психологи Е. П. Никитин и Н. Е. Харламенкова в своей книге «Феномен человеческого самоутверждения» пишут, что самоутверждение, самореализация пронизывают всю нашу жизнь. И являются мощной силой, способной действовать по-разному: «Она может творить, создавать человека, вознося его чуть ли не до божественных высот, а может и разрушать его, полностью лишать человеческого облика, низвергать в бездны звериного».
Деструктивность – (от лат. destructio — разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо) – отрицательные действия человека, направленные вовне, на внешние объекты, или внутрь, на самого себя. Получается парадоксальная ситуация, человек хочет самоутвердиться и доказать свое превосходство, а получается, что он блокирует плодотворную энергию, препятствует ей на пути к развитию, к самоосуществлению, человеку не удается реализовать свой потенциал.
Чтобы лучше понять, что такое деструктивная личность, наверное, полезно узнать, какими свойствами обладает ее противоположность, то есть человек с целостной, недеформированной, сбалансированной психикой. Нормальный человек, назовем его так, должен обладать такими качествами:
• Адекватными реакциями на внешние факторы (соответствующими ситуации);
• Подчиненностью поведения оптимальной жизненной целесообразности, здравому смыслу, согласованности целей, мотивов и поступков.
• Притязания совпадают с реальными возможностями человека.
• Человек гармонично взаимодействует и сосуществует с другими людьми.
Когда этого нет, мы говорим о деструктивной личности. Это, по большому счету, несчастный человек, который не смог найти себя в мире людей и не научился уважать себя, окружающих и свою жизнь.
Как правило, деструктивные личности добиваются компенсации чувства собственной неполноценности за счет других, как правило, это эгоистичная личность, озабоченная собственным деструктивным самоутверждением. Таким людям свойственны:
• деструктивные действия вовне и когда он сам является причиной фрустрации и возможным выходом из травмирующей ситуации становится саморазрушение (алкоголизм, наркомания, суицид).
• патологическая стойкость аффекта («застревание» на каких-то ситуациях);
• болезненная обидчивость, злопамятность, мстительность, чувствительность, легкая уязвимость;
• высокая тревожность – склонность к переживанию тревоги, причем с очень низким порогом чувствительности, то есть по любому поводу;
• злокачественный нарциссизм, психопатии и антисоциальные черты – то есть демонстративное неадекватное поведение в отношениях, когда эксплуатируются, унижаются и обижаются партнеры или партнерши, родные и близкие.
При этом деструктивные личности используют целый арсенал манипуляторных приемов, о которых стоит написать целую отдельную статью. Самыми распространенными из них являются:
• проекции (переходы на личности);
• газлайтинг (или игра «в дурачка» – «я не то имел в виду», «такого не было»);
• обобщения, голословные утверждения, забалтывание проблемы;
• оскорбления;
• угрозы;
• перевирание мыслей и слов собеседника («переворачивание по-своему»), недомолвки, вырывание из контекста и подача «под своим соусом»;
• прямые обвинения;
• клевета и т.д.
Все это делается для того, чтобы переложить ответственность на собеседника (партнера и т.д.), выставить его в невыгодном свете, возвыситься за его счет, отстранить, отодвинуть со ступеньки пьедестала, занять выгодную позицию. То есть, в конечном итоге, утвердиться в своем превосходстве. «Ну, нет, я уж точно так себя не веду!» – думает большинство из нас и ошибается. Иногда мы не осознаем того, что сами пользуемся такими манипуляторными приемами в нашем повседневном общении, и все они так или иначе применяются для того, чтобы показать, какие мы выдающиеся, незаменимые, умные, добрые и т.п.
Но такое самоутверждение можно назвать восхождением по трупам, так как доказывая свое превосходство даже в самых незначительных вещах, мы неизбежно ущемляем других, то есть опускаем их на более низкую ступеньку.
Неужели это неизбежно? Неужели все мы обречены на то, чтобы само утверждаться, шагая по трупам поверженных конкурентов?
Если принять утверждение А. Адлера на веру, то все мы в той или иной степени амбициозны и претендуем на превосходство над другими. И это тот факт, с которым нам нужно смириться и принять в себе.
Существуют ли на свете абсолютно не амбициозные люди? Наверное, нет. Нам всегда хочется кого-то в чем-то да переплюнуть. Построить самый лучший дом, стать лучшим бухгалтером, написать роман века, достичь олимпийских высот, сочинить бессмертную музыку и т.д. и т.п. У каждого свои высоты, свои мечты, свои планки. Они заставляют нас двигаться вперед, достигать успеха, развиваться. Может быть, это и неплохо. Если бы не «трупы» таких же как мы мечтателей, оставленных нами позади…
Как правило, в жизни мы непрерывно сталкиваемся с конкурентами, множеством конкурентов (начиная от места на парковке, заканчивая местом на кладбище) и начинаем с ними незримую войну, борьбу за участок под солнцем. Каждый ищет себе более выгодного положения по сравнению с рядом идущими, стоящими, живущими.
А что если поменять орбиту достижений и стремиться к тому, что не предполагает конкуренции, к тому, в чем нет ограничений, что никогда не закончится, не имеет материальных границ, веса, размера? И единственным критерием достижения этого, будет наше ощущение счастья, единства с миром, гармонии. Попробуем представить…
• Познание себя и мира
• Любовь
• Творчество, созидание
• Чувство удовлетворения от жизни
Просто жить и получать от жизни максимум информации, любви, удовольствия, красоты, радости, счастья. Того, чего навалом и хватит на всех, нужно только научиться это видеть, принимать, ощущать, осознавать. То есть в конечном итоге, главный наш Монблан находится внутри нас и наша задача – достичь это собственной вершины без потерь (внешних и внутренних).
Источник