Грамматические нормы
Одним из самых трудно формируемых навыков при овладении нормами речи является навык построения предложений без грамматических ошибок, то есть знание грамматических норм. Грамматические нормы – это правила использования морфологических форм и синтаксических конструкций. Иными словами, грамматические нормы – это нормы синтаксические и связанные с ними морфологические.
Напомним, что морфологические нормы – это правила использования грамматических форм разных частей речи, а также нарушения в словообразовании. Синтаксические нормы – это правила, регулирующие построение словосочетаний и предложений.
Перечислим основные синтаксические нормы:
- Нормы согласования и управления;
- Падежная форма существительного с предлогами – производными и непроизводными;
- Имя числительное в глагольном и временном управлении;
- Связь между подлежащим и сказуемым;
- Видо-временная соотнесенность глагольных форм;
- Предложения с несогласованным приложением;
- Предложения с однородными членами с общим дополнением;
- Предложения с деепричастным оборотом;
- Предложения с причастным оборотом;
- Предложения с косвенной речью;
- Построение сложного предложения;
- Нормы, связанные с границами предложения.
Опознавательные элементы, по которым можно идентифицировать синтаксическую ошибку, назовем маркёрами.
Ниже в таблице приведены грамматические (синтаксические) ошибки, их маркеры, примеры и исправления.
Ошибка | Маркер | Пример | Исправления |
Нарушение согласования | Слова, отвечающие на вопрос «Какой?» | Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом | Я знаком с группой ребят, (каких?) серьезно увлекающихся джазом |
Нарушение управления | Слова, отвечающие на падежные вопросы | За молодежью принадлежит будущее | (кому?) Молодежи принадлежит будущее |
Нарушения в употреблении числительного | Числительные с соотносящимися с ними существительными | Пятерым медицинским сестрам нужно пройти курсы. | Пяти медицинским сестрам нужно пройти курсы. |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Грамматическая основа предложения | Большинство (ср.р.) возражали против такой оценки его творчества. Те, кто побывал, помнит… | Большинство (ср.р.) возражало против такой оценки его творчества. Те, кто побывал, помнят… |
Нарушения способа выражения сказуемого | Грамматическая основа предложения | Он написал книгу, которая эпопея. | Он написал книгу, которая является эпопеей. |
Ошибка в построении предложения с однородными членами | Слова, отвечающие на одинаковые вопросы и относящиеся к одному и тому же слову | Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. Детали в прозе Чехова имеют не только смысловое, а также эстетическое значение. | Страна любила (кого?) поэта и гордилась им. В сочинении я хотел сказать (о чем?) о значении спорта и причинах моей любви к нему. Детали в прозе Чехова имеют не только смысловое, но и эстетическое значение |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Деепричастие (суффиксы –а/-я, -в-, -вши-, -ши-) | Читая текст, возникает такое чувство… | Когда я читаю текст, возникает такое чувство… |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Причастие (суффиксы -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -ом-/-ем-, им-/-ым-, -нн-/-енн-/-т-) | Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. | Узкая дорожка была покрыта проваливающимся под ногами снегом. |
Ошибки в построении предложения с несогласованным приложением | Слово или слова, заключенные в кавычки | В картине «Портрете сына» В.А.Тропинина | В картине «Портрет сына» В.А.Тропинина |
Ошибки в построении сложноподчиненного предложения | Подчинительные союзы или союзные слова | Эта книга научила меня ценить друзей, которую я прочитал еще в детстве. Мне показалось то, что это сон. | Эта книга, которую я прочитал еще в детстве, научила меня ценить друзей. Мне показалось, что это сон. |
Смешение прямой и косвенной речи | Местоимения 1 и 2 лица ед. и мн.числа | Автор сказал, что я не согласен с мнением многих. | Автор сказал, что он не согласен с мнением многих |
Нарушение границ предложения | Наличие подчинительного союза в простом предложении | Когда герой опомнился. Было уже поздно. | Когда герой опомнился, было уже поздно. |
Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм | Глаголы | Замирает (несов.в) на мгновение сердце и вдруг застучит (сов.в.) вновь. | Замрет (несов.в) на мгновение сердце и вдруг застучит (сов.в.) вновь |
Выполните ТЕСТ и потренируйтесь!
Тест “Грамматические нормы” выявляет ваши умения находить грамматические ошибки в предложении.
Источник
А) Ошибка в построении предложения с косвенной речью.
Б) Ошибка в построении сложного предложения.
В) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Г) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
Д) Ошибка в употреблении имени числительного
1) Ослик бодро шагал по тропинке, изредка останавливаясь, чтобы мимоходом схватить пучок сухой травы или палый листок.
2) Ходивший океан за стенами был страшен, но о нём не думали, твёрдо веря во власть над ним командира, рыжего человека чудовищной величины и грузности.
3) Все этюды раскрашены в приятные тёмные тона, и мы с удовольствием отмечаем, что нет ни одного этюда, который был бы одинакового цвета с другим.
4) Ещё печальнее было видеть оставленные дачи с их внезапным простором, пустотой и оголённостью, с изуродованными клумбами, разбитыми стёклами, брошенными собаками и всяческим дачным сором из окурков, бумажек, черепков, коробочек и аптекарских пузырьков.
5) Я напомнил кумиру, как он пробегал по перекладине, и признался, что «твой подвиг так и остался для меня великой мечтой».
6) Алик у нас считался способным троечником, его редко ругали, но зато ещё реже хвалили.
7) Окно было завешено мокрой простынёй, пахло предбанником, по стенам стояли трое железных коек; две были заняты, одна свободна.
8) Начальник штаба и раньше не отличался большой смелостью по отношению к вышестоящим командирам, но теперь, по причине глухоте, боялся их ещё больше, помня, что его в любое время могут уволить в запас.
9) Охотник, разыскивая своих, считавших его погибшим, в то время как он был лишь оглушён падением дерева, шёл всё время на юг
Источник
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Моя жизнь в искусстве
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Константин Сергеевич Станиславский
Моя жизнь в искусстве
К. С. Станиславский
Моя жизнь в искусстве К. С. Станиславский. Собрание сочинений в восьми томах.
Том 1 Редакционная коллегия: М. Н. Кедров (главный редактор), О. Л. Книппер-Чехова, А.
Д. Попов, Е. Е. Северин, Н. М. Горчаков, П. А. Марков, В. Н. Прокофьев, Н. А.
Абалкин, Н. Н. Чушкин.
Государственное издательство ‘Искусство’, М., 1954
Редактор тома Н. Д. Волков
Подготовка текста и примечания Н. Д. Волкова и В. Р. Канатчиковой
О Собрании сочинений К. С. Станиславского
В истории русской культуры есть немало имен выдающихся деятелей, ученых, мыслителей, художников, которые составляют славу и гордость нации. Среди них одно из самых почетных мест по праву принадлежит Константину Сергеевичу Станиславскому. Имя Станиславского известно всему миру как имя великого реформатора театрального искусства.
Многогранный и тонкий актер, непревзойденный режиссер и театральный педагог – воспитатель нескольких артистических поколений, Станиславский был вместе с тем и выдающимся теоретиком театра. Он не только вдохновенно творил, создавал замечательные образцы театрального искусства, но и глубоко осмысливал процесс сценического творчества. В каждой новой постановке он выдвигал и решал большие и смелые задачи, имеющие принципиальное значение для всего театрального искусства.
Его эстетические взгляды, режиссерское новаторство, разработанная им система реалистического актерского творчества оказали огромное влияние на развитие мировой театральной культуры XX века.
Под сильным, неотразимым влиянием творческих идей Станиславского развивается современное театральное искусство. Это влияние становится все шире и глубже по мере того, как укрепляется лагерь демократического искусства, растет стремление прогрессивных художников к реалистическому отображению жизни. Творческие идеи Станиславского – эстетическая программа передовой художественной интеллигенции в борьбе за сценическое искусство большой жизненной правды, за искусство, близкое и понятное народу. Они направлены против современного буржуазного упадочного искусства, против рутины, штампов, дилетантизма и ремесленничества в театре. К ним все чаще обращаются прогрессивные театральные деятели, актеры и режиссеры всех стран.
Эстетические принципы Станиславского оказывают огромное влияние на развитие театрального искусства стран народной демократии, Китайской Народной Республики, где глубоко изучаются не только труды самого Станиславского, но и многое из того, что публикуется в нашей печати о Станиславском, о его системе актерского творчества.
Особенно велико значение эстетических идей Станиславского для советской театральной культуры. В длительной и упорной борьбе со всякого рода формалистическими влияниями, враждебными реалистическому искусству, эти идеи завоевали всеобщее признание и являются сейчас прочной эстетической основой нашего театра и театральной педагогики. Классические произведения Станиславского ‘Моя жизнь в искусстве’, ‘Работа актера над собой’, изданные на многих языках мира, стали настольными книгами для каждого работника театра. В них обобщен опыт нескольких артистических поколений и сформулированы важнейшие положения современной театральной эстетики.
По силе влияния на современную театральную культуру Станиславский не имеет себе равных в истории мирового театра. Его авторитет в области сценического искусства можно сравнить лишь с авторитетом великого пролетарского писателя Горького в советской литературе.
Станиславский является классиком русского театра. Он дорог нам как национальный гений, творческая и научная деятельность которого представляет собой крупнейшее завоевание сценического реализма.
Вся жизнь Станиславского была непрерывным подвигом, страстным и напряженным исканием истины в искусстве. Как художник, он никогда не удовлетворялся достигнутыми результатами, как бы блистательны они ни были. Настоящее, осуществленное чаще всего казалось ему устаревшим и отсталым по сравнению с тем, что уже виделось впереди.
Станиславский был величайшим художником-новатором, открывателем новых путей в искусстве. Он всегда что-то ниспровергал, что-то страстно утверждал, пересматривал, нащупывал новое. Вне мучительных творческих поисков и страстного стремления вперед, к новым высотам в искусстве нельзя представить Станиславского ни как художника, ни как человека. Он был живым олицетворением беспокойного духа исканий в театре, беспощадной самокритики художника, высокого и требовательного отношения к искусству. Он умел видеть и находить в своем творчестве недостатки даже тогда, когда другим оно казалось образцом совершенства.
Человек кристальной душевной чистоты, Станиславский не признавал никаких компромиссов в осуществлении воспитательных задач театра. Он был непримирим к тем, кто превращал сцену в средство удовлетворения своего маленького актерского самолюбия. Презирая погоню за славой, за успехом ради успеха, он утверждал любовь к творчеству, служение общественным задачам, близость искусства народу.
Станиславский всю жизнь боролся за передовое идейное реалистическое искусство, за развитие и утверждение русской национальной школы актерской игры. В этой борьбе во всем блеске раскрылся могучий талант Станиславского, его творческие и общественные устремления.
Как художник и мыслитель Станиславский вырос на почве русской демократической культуры. Он законный преемник и продолжатель лучших традиций русского реалистического искусства XIX века, традиций Пушкина, Гоголя, Щепкина, Островского. Ему были близки и дороги эстетические воззрения великих русских революционных демократов – Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Они определили характер и направленность всех его творческих исканий.
Огромное влияние на развитие эстетических взглядов, на весь творческий путь Станиславского оказали Чехов и Горький. Драматургия Чехова и Горького помогла Станиславскому наиболее полно и последовательно воплотить в сценическом творчестве национальную сущность русского искусства, его реалистические и демократические устремления.
Начав свою творческую деятельность в условиях старой буржуазно-помещичьей России как крупнейший представитель критического реализма в театральном искусстве, Станиславский закончил ее как прославленный мастер новой, социалистической культуры, пользующийся огромной любовью и признанием своего народа. Глубокая реалистическая направленность его творчества в органическом слиянии с новым, передовым мировоззрением советского художника, чуткое и внимательное изучение современной действительности, накопленный им огромный опыт и знания сделали Станиславского признанным учителем театра наших дней.
Станиславский, олицетворявший собою лучшие реалистические традиции русского сценического искусства, глубоко разработал многие вопросы эстетики советского театра и одним из первых применил метод социалистического реализма на практике.
Утверждение в сценическом искусстве социалистического реализма как качественно новой и высшей ступени в развитии реалистического искусства составило главный смысл и содержание его деятельности в советском театре.
Советский период является наиболее зрелым и плодотворным в научной и педагогической деятельности Станиславского. В эти годы он подводит итоги своих многолетних творческих исканий, еще раз переосмысливает весь свой прежний опыт работы в театре, ведет большую исследовательскую и педагогическую работу в области актерского творчества. И в самом Художественном театре и в многочисленных театральных студиях Станиславский передает молодежи свой опыт и знания, воспитывает новое поколение советских актеров и режиссеров драматического и оперного театра. В этой работе ярко раскрывается талант Станиславского как педагога, режиссера и идейного руководителя театра, глубокий общественный смысл его деятельности как советского художника-патриота, воспитателя театральной молодежи.
В новых социальных условиях происходит дальнейшее развитие и совершенствование ‘системы’ Станиславского. Он очищает свою ‘систему’ от свойственных ей ранее идеалистических наслоений и создает последовательную материалистическую теорию сценического реализма. В этой теории глубокое освещение получают вопросы идейности и художественного мастерства в сценическом искусстве. Разрабатывая свое
Источник