- Употребите существительное и числительное в нужной падежной форме. 1. Он чувствовал себя уверенно с (400 рублей), полученными от отца на мелкие расходы. 2. Словарь представлял собой толстый том в (1800 страниц). 3. Лермонтов родился в (1814 год). 4. На меня направлен сумрак ночи с (1000 биноклей) на оси. (Б. П.) 5. Это был небольшой поселок с (3 тысячи жителей). 6. Ребенок начинает вполне сознательно постигать мир уже к (5 лет). 8. Трудно выбрать правильный из (21 вариант) решения задачи. 9. Об определенной тенденции можно говорить, если встречаются два и более (одинаковые случаи). 10. В курсовой работе привлечено лишь около (полтора десятка примеров). 11. Линия дорожной разметки желтого цвета длиной от (2 метра) до (2,5 метра). 12. Мы, как всегда, (обоими, обеими) руками за это ваше предложение. 13. Нашему корреспонденту удалось встретиться с (обоими, обеими) братьями-близнецами.
- Ответы 2
- Раскройте скобки. Поставьте числительное и существительное в нужный падеж. Отметьте вариантные формы.
- Читать учебное пособие по всему другому: «Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения и студентов экстернов по дисциплине «Русский язык и культура речи». Омск -2011» Страница 12
Употребите существительное и числительное в нужной падежной форме. 1. Он чувствовал себя уверенно с (400 рублей), полученными от отца на мелкие расходы. 2. Словарь представлял собой толстый том в (1800 страниц). 3. Лермонтов родился в (1814 год). 4. На меня направлен сумрак ночи с (1000 биноклей) на оси. (Б. П.) 5. Это был небольшой поселок с (3 тысячи жителей). 6. Ребенок начинает вполне сознательно постигать мир уже к (5 лет). 8. Трудно выбрать правильный из (21 вариант) решения задачи. 9. Об определенной тенденции можно говорить, если встречаются два и более (одинаковые случаи). 10. В курсовой работе привлечено лишь около (полтора десятка примеров). 11. Линия дорожной разметки желтого цвета длиной от (2 метра) до (2,5 метра). 12. Мы, как всегда, (обоими, обеими) руками за это ваше предложение. 13. Нашему корреспонденту удалось встретиться с (обоими, обеими) братьями-близнецами.
Ответы 2
1. Он чувствовал себя уверенно с четырьмястами рублями, полученными от отца на мелкие расходы.
2. Словарь представлял собой толстый том в тысячу восемьсот страниц.
3. Лермонтов родился в тысяча восемьсот четырнадцатом году.
4. На меня направлен сумрак ночи с тысячью биноклей (авторское, тысячью биноклями ?) на оси.
5. Это был небольшой поселок с тремя тысячами жителей.
6. Ребенок начинает вполне сознательно постигать мир уже к пяти годам.
8. Трудно выбрать правильный из двадцати одного варианта решения задачи.
9. Об определенной тенденции можно говорить, если встречаются два и более одинаковых случая.
10. В курсовой работе привлечено лишь около полутора десятка примеров.
11. Линия дорожной разметки желтого цвета длиной от двух метров до двух с половиной (двух целых пяти десятых) метров.
12. Мы, как всегда, обеими руками за это ваше предложение.
13. Нашему корреспонденту удалось встретиться с обоими братьями-близнецами.
Источник
Раскройте скобки. Поставьте числительное и существительное в нужный падеж. Отметьте вариантные формы.
1. Он чувствовал себя уверенно с четырьмястами рублями, полученными от отца на мелкие расходы. 2. Словарь представлял собой толстый том в одну тысячу восемьсот страниц. 3. Лермонтов родился в одна тысяча восемьсот четырнадцатом году. 4. На меня направлен сумрак ночи с тысячью биноклей на оси. (Б. Пастернак) 5. Это был небольшой поселок с тремя тысячами жителями. 6. Ребенок начинает вполне сознательно постигать мир уже к пяти годам. 7. Экспедиция предполагалась длительной, вряд ли она закончится за тридцать два дня. 8. Трудно выбрать правильный из двадцати одного варианта решения задачи. 9. Об определенной тенденции можно говорить, если встречаются два и более одинаковых случая. 10. В курсовой работе привлечено лишь около полутора десятков примеров). 11. Линия дорожной разметки желтого цвета длиной от двух метров до двух с половиной метров. 12. Мы, как всегда, обеими руками за это ваше предложение. 13. Нашему корреспонденту удалось встретиться с обоими, братьями-близнецами.
4) Поставьте прилагательные в форму сравнительной степени. Объясните, почему невозможно образовать простую форму сравнительной степени.
1. Сегодня он чувствовал себя даже хуже, чем вчера. 2. Их последующие выяснения отношений становились более бурными. 3. В своей жизни она не встречала человека более великого, чем этот поэт, и одновременно более жестокого. 4. Такой исход операции казался ему более возможным, чем две недели назад. 5. Весь его вид становился день ото дня более гордым. 6. Нет положения более двусмысленного, чем оказаться в купе поезда наедине с чужим человеком. 7. По мере того как человек приближался, его черты казались более знакомыми. 8. Пожалуйста, будьте в этом выступлении более кратким, чем в предыдущем. 9. С годами у него развился более критичный взгляд на жизнь, чем в юности. 10. В связи с обстоятельствами он предпочел более ранний отъезд, чем планировал.
(Не образуют таких форм слова: бессмертный, блестящий, ближний, боевой, больной (о человеке), бурный, верхний, вечный, возможный, волевой, выдающийся, героический, глухой (о человеке), голый, гордый, давний, дальний, деловой, жестокий, знакомый, косой, краткий, кривой (о человеке), мёртвый (не живой), мирный, могучий, неизвестный, нижний, общий, отличный, передовой, положительный, последний, постоянный, похожий, правый (справедливый, содержащий правду), пустой (о вместилище: ничем не заполненный), развитой, ранний, рваный, робкий, слепой, спорный, срочный, хищный, хмурый, цветной, юный и др. Некоторые из данных прилагательных не способны использоваться в сравнительной степени в силу специфики своего значения (например, нельзя быть более или менее бессмертным, более или менее голым). Другие теоретически могли бы образовывать сравнительную степень, но в силу своих формальных характеристик не имеют такой формы или имеют малоупотребительную форму. В последнем случае в неофициальной речи в некоторых сочетаниях можно пользоваться описательным способом выражения степени сравнения: более волевой, более деловой, более жестокий.)
Задание 6. Работа со словарями.Познакомьтесь с данными словарями. Выпишите из каждого словаря по одному слову, которое начинается на ту же букву, что и Ваша фамилия.
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка
Однотомный толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой содержит 80000 слов и фразеологических выражений (считая заголовочные слова, производные слова), помещенные в словообразовательном гнезде, и фразеологические выражения и идиомы. Слова и фразеологизмы, заключенные в словаре, относятся к общелитературной русской лексике, а также к взаимодействующим с ней специальным сферам языка; в толковом словаре широко представлена также просторечная лексика, употребительная в литературе и в разговорной речи. Словарная статья включает толкование значения, характеристику строения многозначного слова, примеры употребления, сведения о сочетаемости слова, грамматические и акцентологические (в необходимых случаях также орфоэпические) характеристики слова. Словарная статья сопровождается описанием тех фразеологических выражений, которые порождены этим словом либо так или иначе с ним связаны.
Вентилятор-устройство, служащее для вентиляции или для подачи потока воздуха
2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка
Словарь содержит около 11 тыс. синонимических рядов, состоящих из слов и словосочетаний, тождественных или близких по значению. Словарь подсказывает читателю, как избежать повторения одного и того же слова в тексте, чем его можно заменить. При многих синонимах указывается их сочетаемость и стилистическая принадлежность. Настоящее издание является 11-м,переработанным и дополненным изданием.
В качестве приложений в словарь включены списки образных синонимов некоторых
географических названий и имен знаменитых людей.
Словарь рассчитан на писателей, переводчиков, журналистов, редакторов, а также на всех, кто стремится овладеть богатством русского языка.
3. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова
В словарь включены 4 тысячи фразеологических единиц. Каждая словарная статья содержит толкование значения фразеологизма, формы его употребления, синонимы и антонимы, в некоторых случаях указано происхождение. Каждое слово заголовочного фразеологизма имеет ударение: сильное, ослабленное или этимологическое (генетическое). Случаи употребления фразеологизма иллюстрируются примерами из произведений художественной литературы XIX и XX вв. Словарь представляет интерес для учащихся, преподавателей русского языка, журналистов, писателей, филологов, переводчиков.
Вершка-от горшка два вершка.
Очень низкий, низкого роста, маленький. О человеке.
4. Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Москвин
Настоящий словарь является справочником по правописанию слов русского языка, заимствованных из других языков. В издание включено более 15000 слов и выражений, а также слов, образованных из иноязычных корней (включая наиболее широко употребляемые научные, технические, политические и религиозные термины).
5. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка
Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера принадлежит к числу самых авторитетных этимологических словарей нашего времени. Он содержит 18 тысяч словарных статей. Автор словаря — крупнейший этимолог-славист — даёт сводку этимологических исследований русской лексики по состоянию приблизительно на 1960 год. Перевод словаря был осуществлен в 1964—1973 годах. Материал, не учтённый автором, по мере возможности был включён в словарь в виде дополнений, сделанных переводчиком, членом-корреспондентом РАН О.Н. Трубачёвым.
6. Русские пословицы и поговорки: учебный словарь / авт. В.И. Зимин, С.Д. Ашурова и др.
В словарь включено около 2500 пословиц и поговорок, расположенных по темам. В каждой главе (теме) ведется рассказ-объяснение пословиц и поговорок, раскрываются ситуации их употребления. Даются этимологические пояснения и лингвострановедческий комментарий. Предназначен в первую очередь для учителей русской словесности и учащихся, может быть использован и теми, кто изучает русский язык как неродной.
Всяк молодец на свой образец.
Всяк — кр. форма от всякий «каждый», молодец — здесь: «молодой человек».
7. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка.
«Словарь омонимов русского языка» представляет собой итог многолетней исследовательской работы автора в области омонимии.
Словарь включает свыше 2000 словарных статей, содержащих пары или группы омонимов (слов, совпавших по звучанию в результате различных языковых процессов, например, коса — «волосы», коса— «орудие для косьбы» и коса — «отмель»).
В словарной статье содержатся указания на тип образования омонимов, а также грамматические, стилистические и др. сведения, подчеркивающие противопоставленность омонимов.
Омонимы снабжены переводами на английский, французский и немецкий языки. К словарю даются приложения, дополняющие основной материал словаря. Словарь предназначен для специалистов по русскому языку.
Вдохнуть, вдох, вдыхательный.
8. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка.
Словарь содержит более 2 000 пар антонимов — слов с противоположным значением. К антонимам приводятся синонимы (синонимичные пары антонимов). Все они иллюстрируются цитатами из художественной, научной, публицистической литературы. В цитатах содержатся оба противопоставленных слова. В словаре дается указатель и приложение. В настоящем издании увеличен словник словаря, пополнены синонимические гнезда антонимов, частично обновлен иллюстративный материал.
Словарь предназначен для специалистов-филологов, переводчиков, работников печати и радио, он может быть рекомендован в качестве справочного пособия для лиц, изучающих русский язык как неродной или иностранный. Словарь представляет интерес и для широкого круга читателей.
ВБЕГАТЬ ВЫБЕГАТЬ сов. вбежать — выбежать. Вбегать в комнату — выбегать из комнаты. Когда я вернулся, около палаты суетилось много народу. Вбегали и выбегали люди. На что жалуетесь, доктор? Иван Платонович метался и все вбегал и выбег и зала. Выглянув в окно, он увидел необыкновенную суетню в хозяйской хате. Девки с тем, то с другим выбегал и сеней и вбегали обратно. Прибегать — убегать (см.)
9. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностейрусского языка. Грамматические формы. Ударение.
Словарь содержит около 12 тысяч слов современного русского языка, представляющих какую-либо трудность для читателя при образовании грамматических форм или при постановке ударения. В словаре используется детально разработанная система нормативных рекомендаций, включающая запретительные пометы. Словарь содержит иллюстрации из художественной литературы. В качестве приложения к словарю даются статьи «О грамматических формах» и «06 ударении».
Словарь, входящий в серию «Библиотека словарей русского языка», адресован самому широкому кругу читателей.
Важный, кр. ф. важен, важна, важно, важны,(напыщенны) и важны(существенны)
Задание 7.Познакомьтесь с одной из статей, посвященных нормам культуры речи из журналов «Русский язык в школе», «Русская словесность», «Русская речь». Напишите краткую аннотацию на данную статью (1-2 предложения); сделайте конспектирование или реферирование статьи. Ксерокопию данной статьи необходимо приложить к контрольной работе (без нее задание не засчитывается!)
Статья профессора Б. Н. Головина
«О качествах хорошей речи».
Статья опубликована в журнале «Русский язык в школе»
Источник
Читать учебное пособие по всему другому: «Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения и студентов экстернов по дисциплине «Русский язык и культура речи». Омск -2011» Страница 12
Объясните особенности склонения фамилий Волоха Дмитрий, Хохленко Владимир, Чапурных Евгений, Щербак Денис. 6. Прочтите: необходимо помнить об условиях образования простых и сложных форм степеней сравнения прилагательных.
Формы степеней сравнения
Более (менее) + нач. форма прилагательного (более трудный, более легкий, менее трудный, менее легкий)
Труднейший, наитруднейшийЛегчайший, наилегчайшийНаитрудный, наилегкий.
Наиболее (наименее, самый) + нач. форма прилагательного (наиболее трудный, наименее трудный, самый трудный)Простая сравнительная степень + всех (труднее всех)
7. Поставьте прилагательные в форму простой сравнительной степени.
1. Этот огурец на вкус (горький), чем все остальные. 2. Голос его от волнения становился все (звонкий). 3. Слезы градом катились по щекам, и ей казалось, что они становились все (соленый). 4. Он любил, чтобы чай был (сладкий). 5. Неужели нет поезда (поздний)? 6. Петя был тихий, очень скромный мальчик, и совершенно нетрудно было быть (бойкий) и (ловкий) его. 7. Нет опыта (горький), чем опыт неразделенной первой любви.
8. Образуйте от прилагательных все возможные формы степеней сравнения: бедный, видный, глухой, живой, косой, кривой, правый, густой, худой.
9. Прочтите. Склонение имен числительных
Часто неправильно склоняются сложные количественные числительные. Они требуют склонения каждого слова: 1974 (тысячей девятьюстами семьюдесятью четырьмя, о тысяче девятистах семидесяти четырех и т.д.)
В числительных ОБА – ОБЕ часто смешиваются мужская и женская основы при склонении. Обратите внимание на образец склонения:
И.п. – оба – обеД.п. – обоим – обеимТ.п. – обоими – обеими
Р.п. – обоих – обеихВ.п. – обоих – обеихП.п. – об обоих – об обеих
В порядковых числительных, обозначающих дату, склоняется только последнее число: Я родился в тысяча девятьсот семьдесят четвертом году.
А) Просклоняйте количественное числительное 1234.
Б) Раскройте скобки, поставьте числительное и существительное в нужный падеж.
1. Он чувствовал себя уверенно с (400 рублей) в кармане. 2. Словарь представлял собой толстый том в (1800 страниц).3. Лермонтов родился в (1814 год). 4. Ребенок начинает сознательно постигать мир уже к (5 лет). 5. Линия дорожной разметки желтого цвета длиной от (2 метра)
Источник