Многие дети растут в среде, в которой родные, учителя, друзья, одноклассники и прочие важные люди говорят, что они недостаточно хороши. Некоторые из этих сообщений выражаются явно, другие транслируются в завуалированной форме. Часто ребенок не осознает, что происходит нечто плохое. Вот четыре распространенные причины, которые берут начало из детства и заставляют чувствовать себя недостойными и неуспешными.
Некоторые родители и другие значимые фигуры рассматривают ребенка как своего подчиненного или часть имущества. Они жестоко обращаются с ребенком, подвергают его физическому, сексуальному, вербальному или эмоциональному насилию. Часто последствия остаются на всю жизнь.
Многих детей воспитывают так, словно их главная цель — удовлетворять потребности родителей. Если дети плохо исполняют эту роль, их наказывают, стыдят и заставляют повиноваться, манипулируя чувством вины. Неудивительно, что такие люди вырастают с нарушенным самоощущением и сломанной самооценкой, что вызывает психологические и поведенческие проблемы.
Взрослые часто оценивают детей по очень высоким стандартам, которым сами не могут соответствовать. Один из примеров — школа. Родители ожидают, что ребенок будет отлично справляться со всеми предметами. В противном случае его называют «проблемным» и дальше травмируют наказанием и отвержением.
Подобные примеры встречаются и в семейной жизни. Родители ожидают, что ребенок будет выполнять определенную роль, которую они ему назначили. Детей заставляют следовать ненужным и даже противоречивым правилам. Часто дети вынуждены брать на себя ответственность за то, что они не могут изменить. В результате у них развивается состояние хронической вины и стыда, которые преследуют их во взрослом возрасте.
Родители и учителя часто сравнивают детей, чтобы заставить изменить поведение: «Почему ты не можешь быть как твой брат/твоя сестра?», «Тим такой хороший мальчик, вот бы мне такого сына», «София такая милая девочка, а ты просто избалованная и непослушная».
Но когда они сравнивают своих детей с другими и создают атмосферу конкуренции, это только усугубляет неуверенность, беспокойство и подозрительность. Дети чувствуют себя ущербными и недостойными. Во взрослом возрасте такой человек продолжает компульсивно сравнивать себя с другими и развивает ощущение ущербности или, наоборот, превосходства над другими.
Некоторых детей воспитывают так, чтобы они оставались зависимыми от родителей вопреки своему возрасту. Их чрезмерно опекают, контролируют и не позволяют принимать самостоятельные решения. Им не разрешают экспериментировать, изучать мир и совершать ошибки, поэтому такие дети вырастают с ощущением, что они ни на что не годятся. Во взрослом возрасте такой человек чувствует мало контроля над собственной жизнью, потому что в детстве взрослые тщательно контролировали каждый его шаг.
В психологии это состояние называют выученной беспомощностью. Суть в том, что родители воспитывают ребенка таким образом, чтобы он не стал полностью независимым. Благодаря этому он останется рядом с родителями и будет дальше удовлетворять их потребности. Родители ведут себя так потому, что в них живет старый неразрешенный страх оказаться брошенными.
В ответ на подобные обстоятельства у людей развиваются механизмы защиты и выживания. Некоторые начинают угождать всем подряд и жертвовать своими интересами потому, что с детства их приучили заботиться о других и подавлять свои истинные потребности, эмоции, интересы и предпочтения. Другие превращаются в нарциссические личности, которые рассматривают окружающих людей как вещи, которые нужно использовать. Третьи не умеют жить настоящим, замедляться и расслабляться. Им все время кажется, что они должны достигать большего или обладать большим. Некоторые застревают в состоянии беспомощной жертвы и ведут пассивную жизнь.
Таким людям все время кажется: что-то не так. Они чувствуют себя недостойными, их жизнь недостаточно хороша, всегда есть поводы для волнений. Им кажется, что нужно стараться еще больше. Им трудно найти настоящее удовлетворение жизнью. Многие люди не признают свои детские несчастья и внутреннюю боль. Отпустить старые роли и защитные механизмы сложно, многим так и не удается это сделать. Те, кто старается стать лучшей версией себя и переступить через последствия болезненного воспитания, в конечном итоге пожинают плоды активной работы над собой и обретают счастье.
Источник
«Как перестать чувствовать себя никчемным?». Такой непростой вопрос я разбирала сегодня. Думаю, ответ будет полезен не только тем, кто «чувствует» себя подобным образом. Ведь вместо «никчемного» можно подставить любой уничижительный ярлык: неудачник, ущербный, неправильный и др.
Если вы чувствуете себя «никчемным» или «неудачником», первое, что должно вызвать у вас вопрос: есть ли такое чувство вообще? Есть ли ощущение или эмоция «неудачливости», «ущербности», «никчемности»?
Или мы имеем дело с чем-то другим, а не с чувством?
Вы спросите, какая разница, есть ли такие чувства или нет. Ведь я так чувствую! Ведь мне — плохо!
Но очень важно понять и усвоить следующее. Очень часто многие люди совершают ошибку: путают свои мысли со своими чувствами и эмоциями.
Такое характерно для тех, кто плохо разбирается в себе, в своих эмоциях и переживаниях.
Можно ли чувствовать себя никчемным? Или ущербным? Сомневаюсь. А вот думать о себе как о никчемном и ущербном — легко.
1) У вас есть ошибочные мысли: например, «Я никчемный»;
2) Вы путаете ошибочные мысли с эмоциями: «Я чувствую себя никчемным» (Хотя, на самом деле, я так думаю, а не чувствую );
3) Вы не понимаете, что ваши неприятные чувства и переживания имеют причину, а причина — ошибочные мысли;
4) Вы плохо разбираетесь в своих эмоциях и не умеете называть их (грусть, тоска, стыд, разочарование, уныние и т.д.).
Дело в том, что наши мысли влияют на наши эмоции и самочувствие. Если вы думаете негативно о себе или о жизни, вы можете заметить, что ваше настроение портится.
Если вы думаете о себе плохо, то вы будете чувствовать себя плохо.
То есть, эмоциональное состояние меняется вслед за мыслями.
Мысли в стиле «Я никчемный» или «я неудачник», а также сотни других уничижительных версий, в когнитивной психологии считаются ошибочными мыслями, которые несут большой вред для психики и самооценки человека.
Мы не можем объяснить сложную человеческую личность одним оскорбительным словом или фразой.
Когда вы пытаетесь это сделать, вы только ухудшаете свое самочувствие. Рушите свою самооценку. Негативные мысли ничего не меняют и не способны ничего улучшить. Они непродуктивны и весьма разрушительны.
В основе депрессии, тревожных и аффективных расстройств лежат негативные, ошибочные мысли.
Ошибочные мысли следует замечать и устранять. Это отдельная, долгая и кропотливая работа. Но очень важно научиться отделять мысли от эмоций.
Ваше эмоциональное состояние, которое вы по ошибке описываете как «никчемное», на самом деле, вызвано негативными мыслями о себе как о «никчемном».
«Я думаю, что я неудачник, никчемный или ущербный человек. И это, конечно, не так. Просто пока я не умею работать со своими негативными мыслями. Но что я чувствую на самом деле? После таких «размышлений»? Стыд за себя? Отвращение? Беспомощность?»
Когда вы отделите мысли от эмоций и научитесь различать их, вы получите контроль над своим психоэмоциональным состоянием.
Вы сможете оспаривать неприятные мысли и не допускать ухудшения вашего самочувствия.
Чем меньше у вас будет негативных мыслей, тем выше будет ваша самооценка, и тем лучше будет ваш эмоциональный фон. А вы, соответственно, будете более благополучным человеком.
Подпишитесь на мой канал, чтобы регулярно получать еще больше полезных и интересных материалов
Источник
Как неправильное воспитание в детстве мешает ценить себя и свои достижения во взрослом возрасте? Почему сравнения с другими и прочие родительские ошибки формируют неуверенных в себе людей?
Многие дети растут в среде, в которой родные, учителя, друзья, одноклассники и прочие важные люди говорят, что они недостаточно хороши. Некоторые из этих сообщений выражаются явно, другие транслируются в завуалированной форме. Часто ребенок не осознает, что происходит нечто плохое. Вот четыре распространенные причины, которые берут начало из детства и заставляют чувствовать себя недостойными и неуспешными.
Некоторые родители и другие значимые фигуры рассматривают ребенка как своего подчиненного или часть имущества. Они жестоко обращаются с ребенком, подвергают его физическому, сексуальному, вербальному или эмоциональному насилию. Часто последствия остаются на всю жизнь.
Многих детей воспитывают так, словно их главная цель — удовлетворять потребности родителей. Если дети плохо исполняют эту роль, их наказывают, стыдят и заставляют повиноваться, манипулируя чувством вины. Неудивительно, что такие люди вырастают с нарушенным самоощущением и сломанной самооценкой, что вызывает психологические и поведенческие проблемы.
Взрослые часто оценивают детей по очень высоким стандартам, которым сами не могут соответствовать. Один из примеров — школа. Родители ожидают, что ребенок будет отлично справляться со всеми предметами. В противном случае его называют «проблемным» и дальше травмируют наказанием и отвержением.
Подобные примеры встречаются и в семейной жизни. Родители ожидают, что ребенок будет выполнять определенную роль, которую они ему назначили. Детей заставляют следовать ненужным и даже противоречивым правилам. Часто дети вынуждены брать на себя ответственность за то, что они не могут изменить. В результате у них развивается состояние хронической вины и стыда, которые преследуют их во взрослом возрасте.
Родители и учителя часто сравнивают детей, чтобы заставить изменить поведение: «Почему ты не можешь быть как твой брат/твоя сестра?», «Тим такой хороший мальчик, вот бы мне такого сына», «София такая милая девочка, а ты просто избалованная и непослушная».
Но когда они сравнивают своих детей с другими и создают атмосферу конкуренции, это только усугубляет неуверенность, беспокойство и подозрительность. Дети чувствуют себя ущербными и недостойными. Во взрослом возрасте такой человек продолжает компульсивно сравнивать себя с другими и развивает ощущение ущербности или, наоборот, превосходства над другими.
Некоторых детей воспитывают так, чтобы они оставались зависимыми от родителей вопреки своему возрасту. Их чрезмерно опекают, контролируют и не позволяют принимать самостоятельные решения. Им не разрешают экспериментировать, изучать мир и совершать ошибки, поэтому такие дети вырастают с ощущением, что они ни на что не годятся. Во взрослом возрасте такой человек чувствует мало контроля над собственной жизнью, потому что в детстве взрослые тщательно контролировали каждый его шаг.
В психологии это состояние называют выученной беспомощностью. Суть в том, что родители воспитывают ребенка таким образом, чтобы он не стал полностью независимым. Благодаря этому он останется рядом с родителями и будет дальше удовлетворять их потребности. Родители ведут себя так потому, что в них живет старый неразрешенный страх оказаться брошенными.
В ответ на подобные обстоятельства у людей развиваются механизмы защиты и выживания. Некоторые начинают угождать всем подряд и жертвовать своими интересами потому, что с детства их приучили заботиться о других и подавлять свои истинные потребности, эмоции, интересы и предпочтения. Другие превращаются в нарциссические личности, которые рассматривают окружающих людей как вещи, которые нужно использовать. Третьи не умеют жить настоящим, замедляться и расслабляться. Им все время кажется, что они должны достигать большего или обладать большим. Некоторые застревают в состоянии беспомощной жертвы и ведут пассивную жизнь.
Таким людям все время кажется: что-то не так. Они чувствуют себя недостойными, их жизнь недостаточно хороша, всегда есть поводы для волнений. Им кажется, что нужно стараться еще больше. Им трудно найти настоящее удовлетворение жизнью. Многие люди не признают свои детские несчастья и внутреннюю боль. Отпустить старые роли и защитные механизмы сложно, многим так и не удается это сделать. Те, кто старается стать лучшей версией себя и переступить через последствия болезненного воспитания, в конечном итоге пожинают плоды активной работы над собой и обретают счастье.
Источник
Самооценка определяется тем, как мы смотрим не только на себя, но и на других. Это коллега, который преуспевает там, где мы потерпели неудачу, это друг, который, кажется, проживает чудесную жизнь, когда мы чувствуем, что упускаем свою собственную. Что делать, когда это ощущение того, что он хуже других, осложняет жизнь?
Парадокс с необходимостью чувствовать себя лучше по отношению к себе заключается в том, что он часто рождается из чувства того , что он хуже, чем кто-то другой. То есть мы можем чувствовать себя на вершине, рассматривая то, чего достигли, но часто достаточно того, чтобы кто-то (любой !) сделал лучше и всё рухнуло !
Причина этого явления заключается в том, что, как и другие млекопитающие, живущие в мире, мы постоянно сравниваем свой статус с состоянием наших собратьев, используя для этого автоматическую систему оценки, основанную на атрибутах, которые мы контролируем только ограниченно: физическая привлекательность, сила, счастье, интеллект и т.д. Другими словами, мы запрограммированы оценивать себя на основе сравнений и характеристик, на которые мы очень мало влияем.
Не тратьте свои силы, чтобы изменить то, что вы не можете изменить; научитесь делать все возможное с тем, что вы действительно контролируете.
Кроме того, у вас может быть много качеств-осторожность, лояльность, терпение и т. д. – которые вы контролируете, они являются менее поверхностными показателями характера и внутренней ценности.
Не думайте, что вы можете чувствовать себя лучше, найдя одно или несколько видов деятельности, которые вам нравятся, в которых вы особенно хороши, и посвятив себя им. Печальная истина заключается в том, что есть люди, которые ни чем не одарены и ничем не интересуются, и жизнь не позволяет каждому развивать свои таланты. Кем бы они ни были.
Мы не утверждаем, что не нужно пытаться развить свои таланты, но не стоит ожидать от каждого человека , что он достигнет этого, и тем самым возлагать на него ответственность за решение своих проблем, когда он, возможно, не способен на это.
Трудно считать себя победителем, когда вы хуже, чем люди, с которыми вы себя сравниваете, или когда вы зарабатываете меньше денег, чем раньше, и не видите никаких перспектив улучшения в ближайшем будущем. Когда мы придерживаемся такой логики, когда мы считаем других победителями, мы можем только отнести себя к разряду неудачников.
Мы придерживаемся этих критериев самооценки как общества, так и личности. Тем не менее, мы хорошо знаем, что если мы бедны, одиноки или теряем все, что имели, то часто виной тому не везение, и что подобные вещи вполне могут случиться с людьми, которые этого не заслужили. Осторожно, порочный круг ! Если вы позволите невезению дать вам ощущение, что Вы неудачник, это плохое мнение о вас в свою очередь породит свой собственный вид беды. Поэтому важно не чувствовать что дело именно вас, если на вас обрушится серия тяжелых ударов, иначе это будет адская спираль.
Трудно не сравнивать себя с другими, но полезнее попытаться определить собственные критерии (с учетом того, на что мы действительно способны) и не упускать их из виду. Это не заставит вас чувствовать себя победителем, но будьте уверены, что это избавит вас от того, чтобы стать неудачником.
Одна из главных причин, по которой у человека может быть низкая самооценка, заключается в том, что он не нашел вторую половинку и не имеет надежды когда-нибудь найти ее. Но ведь действительно часто случалось, что человек находил любовь в конце своей жизни.
Не опускать руки, когда чувствуешь себя ничтожным и одиноким, требует большой внутренней силы и является одним из величайших достижений в жизни.
Источник