Олег фрелих человек не советских настроений
ЦАОДМ 4/39/88/34. Фраза о «пяти веках вражды», по-видимому, заимствована у Сталина; см.: Речь тов. И. В. Сталина при подписании при подписании договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между Советским Союзом и Польской республикой (21 апреля 1945 г.) // О Великой Отечественной войне Советского Союза. М., 1946. С. 182-184.
ЦАОДМ 4/37/88/33. Цитата взята из стихотворения Пушкина «Клеветникам России» (1831), в котором поэт поддерживает подавление восстания, вспыхнувшего в то время в Польше.
О довоенном панславизме см.: Jan Т. Gross. Revolution from Abroad: the Soviet Conquest of Poland ‘s Western Ukraine and Western Belorussia . Princeton , 1988; Eva Thompson. Soviet Russian Writers and the Soviet Invasion of Poland in September 1939//The Search for Self-Definition in Russian Literature. Houston, 1991. C. 158-166; A, M. Дубровский. «Весь славянский мир должен объединиться»: Идея славянского единства в идеологии ВКП (б) в 1930-1940-х гг. //Проблемы славяноведения: Сборник научных статей и материалов. Вып. 1. Брянск, 2000. С. 195-209. Идея панславизма была встречена народными массами с энтузиазмом — хотя и быстро угасшем. Старкова, работница Завода № 18 Москворецкого района столицы, сказала о договоре с Югославией, что он «как молот ударит по голове фашистских банд, никогда больше славянские народы не допустят новой агрессии со стороны Германии». Когда неделю спустя был подписан еще один договор, прядильщица Краснохолмского камвольного комбината Мишукова и начальник цеха Завода № 381 Демьяновский были единодушны в своих чувствах: «Стремление немцев уничтожить славянские народы потерпело крах. Сталинская национальная политика ведет к объединению и дружбе все славянские народы». Аналогичные мысли высказывали и другие московские рабочие: Рыбаков, трудившийся на Заводе № 70, Дубнецкий — на Моторостроительном заводе, Кирсанов — на инструментальной фабрике и Сомов — на вагоноремонтном заводе «СВАРЗ». См.: ЦАОДМ 4/39/88/6, 12, 31-33, 98-99.
Архив УФСБ-СПбЛО, опубл. в: Международное положение глазами ленинградцев, 1941-1945 (из Архива Управления Федеральной службы безопасности по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области). СПб., 1996. С. 133. При опросе работниками «Гарвардского проекта» русские респонденты отзывались о поляках как о «мстительных» людях; см.: HP 19/а/2/14; HP 51/а/5/47.
Запись от 6 января 1948 года в: Лидия Чуковская. Из дневниковых записей//Литературное обозрение. 1990. № 2. С. 93. Некоторые представители интеллигенции пытались в конце 1940 годов сделать реальные шаги к укреплению отношений со славянскими народами; см.: Н. А. Горская. Борис Дмитриевич Греков. М., 1999. Гл. 4-5.
Архив УФСБ-СПбЛО, опубл. в: Международное положение глазами ленинградцев. С. 137.
Архив УФСБ-СПбЛО, опубл. в: Там же. С. 143.
Архив УФСБ-СПбЛО, опубл. в: Международное положение глазами ленинградцев. С. 159. Школьники в своих ответах повторяли те же сентенции еще в 1950 году; см.: И. Г. Дайри. К итогам экзаменов//Преподавание истории в школе. 1950. № 5. С. 78.
Обращение И. В. Сталина к народу//О Великой Отечественной войне. С. 203-206.
ЦАОДМ. 4/39/88/113. Исторические аналогии, разумеется, касались и событий советской эпохи. Когда металлург одного из московских заводов Зубрицкий узнал о знаменитой речи Черчилля 1946 года в Фултоне (Миссури), он громко выразил недоумение: «Чего хочет Черчилль? Он хочет войны против Советской республики. Но пусть он вспомнит 1920 год». Зубрицкий имел в виду поражение, нанесенное (согласно советской мифологии) Советской Россией интервентам из четырнадцати стран во время Гражданской войны. См.: ЦАОДМ 4/39/114/14.
РГАСПИ 17/117/1032/46-67, опубл. в: «Литературный фронт»: История политической цензуры, 1932-1946. Сборник документов/Под ред. Д. Бабиченко. М., 1994. С. 204.
Константин Симонов. Глазами человека моего поколения: Размышления о И. В. Сталине. М., 1988. С. 129.
РГАЛИ 1038/1/2117/40, частично опубл. в: Вс Вишневский. Из дневников 1944-1948 гг.//Киноведческие записки. 1998. № 38. С. 67, 74-75; см. также: Е. Левин. Историческая трагедия как жанр и как судьба; По страницам двух стенограмм 1944-1946 годов//Искусство кино. 1991. Не 9. С 83-92; Иосиф Юзовский. Эйзенштейн//Эйзенштейн в воспоминаниях временников. М., 1974. С. 412; Р. Юренев. Сергей Эйзенштейн — замыслы, фильмы, метод. Т. 2. М., 1988. С. 276-279; РГАЛИ 1923/1/2289/113об; 2073/1/11/154-455.
Thomas Lahusen How Life Writes the Book: Real Socialism and Socialist Realism in Stalin’s Russia . Ithaca, 1997. P. 153.
ЦАОДМ 4/39/114/78. Русские беженцы, жившие после воины в организованных для них лагерях в Западной Германии, воспринимали действительность примерно так же; см.: Eugenia Hanfmann and Helen Boer, Six Russian Men: Lives in Turmoil. North Quincy, Mass., 1976. P. 52-55, 66-67, 80,97.
Татьяна Лещенко-Сухомлина. Долгое будущее: Дневник-воспоминания. Т. 1. М., 1991. С. 238, 252, 256-258, 277.
Записи от 9 мая, 15 июня и 24 августа 1945 года в: Олег Фрелих. Человек не советских настроений: Из писем
Источник
Олег фрелих человек не советских настроений
(Сост. А.И. Рейтблат, при участии З.М. Зевиной, Т.А. Симачевой и О.С. Шурыгиной)
Опубликовано в журнале НЛО, номер 3, 2009
ПУБЛИКАЦИЙ Р.М. ЯНГИРОВА 1
1) Истоки // Экран (Фрунзе). 1987. № 1. С. 4—5.
2) “Кино — национальностям” // Экран (Фрунзе). 1987. № 2. С. 2—3; № 3. С. 2—4.
3) Крыша // Куранты. М., 1987. Вып. 2. С. 274—279 (совм. с В. Бессоновым).
4) М.А. Булгаков — секретарь Лито Главполитпросвета // М.А. Булгаков—драматург и художественная культура его времени. М., 1988. С. 225—245.
5) Илья Ильф о кино / Вступ. ст., публ. и коммент. // Киноведческие записки. 1989. № 5. С. 104—124.
6) К истории одной киноутопии [А. Чаянова и А. Брагина] // Киносценарии. 1989. № 5. C. 154—163.
7) Чаянов А., Брагин А. Победа над солнцем (“Альбидум”) / Публ. и коммент. // Там же. С. 136—154.
8) Ильф И., Петров Е. Наш Саша рисует / Публ. и примеч. // Спутник [XVI Московского международного] кинофестиваля. 1989. № 12. 19 июля. С. 6.
9) Чаянов А. Романтические повести / Вступ. заметка и подгот. текста. М., 1989. (Совм. с М. Чудаковой).
10) Aleksander Osipovich Drankov; Vasilii Mikhailovich Goncharov; Boris Aleksandrovich Mikhin; Czeslav Genrikhovich Sabinski; Pavel Gustavovich Thiemann; Vyachclav Kazimirovich Viskovskii // Testimoni silenziosi: Film russi 1908—1919 / Silent Witnesses. Russian Films 1908—1919. Pordenone; L., 1989. Р. 554—560, 562—564, 578—580, 582—584, 588—590, 594—596.
11) Vasilii Goncharov // Le cinema russe avant la revolution. Paris, 1989. Р. 33—39.
12) Театральный подвал // Вопросы литературы. 1989. № 7. С. 261—272 (совм. с В. Бессоновым).
13) Литературный перекресток // Там же. 1989. № 9. С. 262—271; № 11. С. 270— 279 (совм. с В. Бессоновым).
14) У колыбели “десятой музы” // Там же. 1990. № 1. С. 253—261 (совм. с В. Бессоновым).
15) Jewish Film in Russia // Griffithiana (Pordenone). 1990. № 35/36*.
16) Русский “киносезон”: “Стенька Разин” и другие // Рус. мысль. 1990. № 3823. 13 апр. С. 14—15.
17) Jews and Jewish Life on the Screen of Russia, 1908—1919 // Jews and Jewish Topics in the Soviet Union and Eastern Europe (Jerusalem). 1990. № 1. Р. 15—29.
18) Русское и советское независимое кино: взгляд в прошлое // Ассоциация независимых кинематографистов (М.). 1990. Июнь*.
19) “Черта оседлости”: на экране и за экраном // ВЕК (Вестник еврейской культуры) (Рига). 1990. № 3 (6). С. 34—41.
20) Александр Родченко. “…Свободу народному искусству…” / Вступ. заметка и публ. докладов А. Родченко в ИЗО Наркомпроса // Учительская газета. 1990. № 31. С. 11.
21) Из истории одной киноутопии [А.В. Чаянов и “Альбидум”] // Киноведческие записки. 1990. № 8. С. 182—202.
22) Новое о Борисе Пастернаке: История одного ходатайства поэта / Публ. и коммент. // Рус. мысль. 1990. № 3856. 16 нояб. С. 12.
23) “Спецы” на “кинофронте”: Из истории русского кинотворчества // Рус. мысль. 1990. № 3856. 30 нояб. С. 13; № 3857. 7 дек. С. 16.
24) Анощенко Николай. Из воспоминаний / Подгот. текста и коммент. // Минувшее: Историч. альманах. Париж, 1990. Вып. 10. С. 343—393.
25) Дигмелов А. Пятьдесят лет назад / Подгот. текста и коммент. // Там же. С. 394—414 (совм. с Г. Тушмалишвили и Ю. Цивьяном).
26) Эксцентрическое в русской революции // Киноведческие записки. 1990. № 7. С. 136—148.
27) Большой Гнездниковский переулок, 10. М.: Моск. рабочий, 1990. 107 с. (Биография моск. дома) (совм. с В. Бессоновым).
28) “Спецы” в советском кинематографе // Тыняновский сборник: Четвертые Тыняновские чтения. Рига, 1990. С. 219—235.
29) Из эпистолярного наследия В.М. Чернова / Вступ. заметка и публ. // Пятые Тыняновские чтения: Тезисы докладов и материалы для обсуждения. Рига, 1990. С. 148—161.
30) “Парад прошел”? Парад продолжается… // Рус. мысль. 1991. № 3869. 8 марта. С. 16.
31) Chaplin As Seen Through the Eyes of a Russian Emigrant. The Criticism of Sergei Mikhailovich Volkonsky // Cinefocus (Bloomington). Fall 1991. Vol. 2. № 1. Р. 35—39.
32) Soviet Cinema of the Twenties: National Alternatives // Historical Journal of Film, Radio and Television (London). 1991. Vol. XI. № 2. Р. 129—139.
33) Булгаковские дни 1991 года // Рус. мысль. 1991. № 3897. 27 сент. С. 14.
34) Михаил Булгаков и русская эмиграция // Рус. мысль. 1991. № 3884. 21 июня. С. 10; № 3885. 28 июня. С. 10.
35) Ремесло или искусство? (Послесловие к фотовыставке Д. Дебабова) // Новый журнал (Нью-Йорк). 1991. № 183. С. 375—378.
36) Свидетель ушедшего [о В.А. Маклакове] // Московский наблюдатель. 1991. № 12. С. 43.
37) Маклаков В.А. Москва и москвичи / Републ. // Там же. С. 44—48.
38) Первый кинобиограф вождя: Из истории партийно-государственного руководства советским киноискусством в 20-е годы // Минувшее: Историч. альманах. Париж, 1992. Вып. 12. С. 387—420.
39) Владимир Набоков — “Его Муза всегда была неподалеку” // Рус. мысль. 1992. № 3912. 10 янв. С. 16—17.
40) Иван Мозжухин едет в Америку: Из дневников “короля экрана” / Вступ. заметка и републ. // Экран (М.). 1992. № 4. С. 30—31.
41) История с “синема” / Вступ. ст., републ. полемики З. Гиппиус с Н. Бахтиным и примеч. // Литературное обозрение. 1992. № 3/4. С. 101—105.
42) “Россия и евреи” / Предисл. и републ. одноименного сб. ст. 1923 г. // Волга (Саратов). 1992. № 3. С. 119—158; № 4. С. 118—146; № 5/6. С. 113—137.
43) Еврейское кино России: в поисках идентичности. 1908—1919 // Искусство кино. 1992. № 5. С. 25—35.
44) Забытый кинокритик Сергей Волконский / Вступ. ст., републ. и примеч. // Литературное обозрение. 1992. № 5/6. С. 99—112.
45) Венок Балиеву: [Воспоминания Ю. Ракитина и Е. Хохлова о Н.Ф. Балиеве] / Вступ. заметка и републ. // Московский наблюдатель. 1992. № 9. С. 46—53.
46) Жизнь вслух и про себя: Об Олеге Фрелихе // Московский наблюдатель. 1992. № 10. С. 52—54.
47) Фрелих О. Человек возвращается домой: Из записей 30-х годов / Публ. и примеч. // Там же. С. 55—63.
48) Архив В.Е. Вишневского в Центральном музее кино // Киноведческие записки. 1992. № 13. С. 171—172.
49) Олег Фрелих и Осип Брик: “Мы с тобой связаны навсегда…” / Вступ. заметка, публ., примеч. // Шестые Тыняновские чтения: Тезисы докладов и материалы для обсуждения. Рига; М., 1992. С. 153—171.
50) К истории “Мистера Веста…” // Там же. С. 217—222.
51) Неперечитанный Платонов / Вступ. заметка и републ. // Независимая газета. 1993. № 59 (483). 31 марта. С. 7.
52) Энциклопедия еврейского искусства: [Рец. на кн.: Шедевры еврейского искусства: В 3 т. М., 1992—1993] // Рус. мысль. 1993. № 3980. 21—27 мая. С. 12.
53) Советское кино глазами Дмитрия Мирского / Вступ. ст., публ. и примеч. // Литературное обозрение. 1993. № 5. С. 87—100.
54) Фрелих Олег. Человек “не советских настроений”: Из писем и дневников / Публ., вступ. ст. и примеч. // Искусство кино. 1993. № 6. С. 135—146.
55) “Великая утопия”: К истории пореволюционной идейной эволюции художественного авангарда / Вступ. ст., публ. и коммент. // Литературное обозрение. 1993. № 9/10. С. 56—59.
56) Под развесистой клюквой русской киноэкзотики // Искусство кино. 1993. № 12. С. 100—108.
57) “Onwards and Upwards”: The Formation of Cult of Lenin in the Soviet Cinema // Stalinism and Soviet Cinema. L., 1993. Р. 15—33.
58) Черная сотня: вчера, сегодня, завтра?: [Рец. на кн.: Степанов С. Черная сотня в России. 1905—1914 гг. М., 1992] // Независимая газета. 1993. № 243 (667). 18 дек. С. 7.
59) “Вы — друг старый и верный…”: Письма И.А. Бунина к А.В. Тырковой-Вильямс / Вступ. ст., публ. и примеч. // Минувшее: Историч. альманах. М.; СПб., 1994. Вып. 15. С. 165—192.
60) Анненков Юрий. “Тяжести”: Отрывок из романа / Публ. и вступ. статья // Искусство кино. 1994. № 2. С. 150—166.
61) Русские промышленники: [Рец. на кн.: Русский торгово-промышленный мир. М., 1993] // Рус. мысль. 1994. 28 апреля — 4 мая. № 4027. С. 13.
62) Предупреждение поэта: Забытая статья Максимилиана Волошина / Републ. и коммент. // Рус. мысль. 1994. № 4033. 9—15 июня. С. 12.
63) Словарь художников русской эмиграции: [Рец. на кн.: Северюхин Д.Я., Лейкинд С.Л. Художники русской эмиграции (1917—1941): Библиографич. словарь. СПб., 1994] // Рус. мысль. 1994. № 4055. 1—7 декабря. С. 13. Подп.: Юрий Уфимцев.
64) Крученых А. Бэбби путешествует. Жизнь и смерть ЛЕФа / Предисл., публ. и примеч. // Искусство кино. 1994. № 7. С. 119—127.
65) Письма Буниных Струве / Публ., подгот. текста, вступ. статья и примеч. // De Visu. 1994. № 3/4. С. 34—46.
66) Киностатист как зеркало русской революции // Минувшее: Историч. альманах. М.; СПб., 1994. Вып. 16. С. 329—356.
67) Маргинальные темы в творческой практике ЛЕФа // Тыняновский сборник: Пятые Тыняновские чтения. Рига; М., 1994. С. 223—248.
68) Одиссея рыжего “арапа”, или Опыт жизнеописания Александра Дранкова // Искусство кино. 1995. № 1. С. 127—136.
69) Начало “царской” хроники // Искусство кино. 1995. № 3. С. 56—61.
70) Бурлюк Давид. Кино как бесстрашность / Вступ. ст., публ. и примеч. // Искусство кино. 1995. № 7. С. 102—111.
71) Михаил Булгаков глазами русской эмиграции // Грани. 1995. № 176. С. 79—109.
72) Начало было так далеко: Кинематограф как источник исторического оптимизма российской интеллигенции / Вступ. заметка и републ. // Независимые идеи и люди. Приложение к “Независимой газете”. 1995. № 145 (1072). 21 дек. С. 13.
73) “Экран жизни”: версия Дон Аминадо // Новое литературное обозрение. 1995. № 12. С. 17—33 (при участии К. Петровской).
74) Дон Аминадо. Мишка, верти назад / Публ., примеч. (при участии Ек. Петровской) // Новое литературное обозрение. 1995. № 12. С. 5—16.
75) Бурлюк Д. Кинематограф в моей жизни. Владимир Маяковский и кино / Вступ. ст., републ., примеч. // Мигающий синема: Ранние годы русской кинематографии: Воспоминания. Документы. Статьи. М., 1995. С. 135—188.
76) Письма А.В. Чаянова / Публ., вступ. заметка и коммент. // Минувшее. Историч. альманах. М.; СПб., 1995. Вып. 18. С. 478—529.
77) Deutsche Unternehmer im frühen russischen Film // Die ungewohnlichen Abenteuer des Dr. Mabuse im Lande der Bolschewiki. Berlin, 1995. S. 30—38.
78) L’“accent ethnique” dans le premier cinema russe // Cinema sans frontieres 1896— 1918 / Images Across Borders: Internationality in World Cinema: Representation, Markets, Influences and Reception. Lausanne, 1995. Р. 106—121.
79) [Рец. на кн.: Творчество Михаила Булгакова: Исследования и материалы. Кн. 2. СПб., 1994] // Новое литературное обозрение. 1995. № 16. С. 377—379.
80) Наследник братьев Люмьер: [Интервью с Анджеем Вайдой] // Независимая газета. 1996. № 1 (1080). 4 января. С. 7.
81) К истории текста автобиографии С. Есенина 1922 года // Литературное обозрение. 1996. № 1. С. 32—33.
82) Письма из кинозала / Предисл., публ. и примеч. // Искусство кино. 1996. № 2. С. 54—71.
83) “Самосуд эмиграции” и его автор // Литературное обозрение. 1996. № 3. С. 92—97.
84) Дон Аминадо. Суд над русской эмиграцией / Републ. и коммент. // Там же. С. 98—109.
85) “Заветный” друг Евгения Замятина: Новые материалы к творческой биографии писателя // Russian Studies (СПб.). 1996. Vol. II. № 2. С. 478—521.
86) Неизвестный Мозжухин / Вступ. заметка, публ. и примеч. // Искусство кино. 1996. № 9. С. 118—127.
87) Материалы к литературной биографии А.В. Чаянова / Вступ. ст., публ. и примеч. // Литературное обозрение. 1996. № 5/6. С. 90—95.
88) Юность Пьеро: Александр Вертинский и московская богема / Вступ. заметка и републ. // Независимая газета. 1996. № 131 (1210). 19 июля. С. 8.
89) [Рец. на кн.: Дон Аминадо. Наша маленькая жизнь. М., 1994] // Новое литературное обозрение. 1996. № 18. С. 427—429. Подп.: Я.Р.
90) Этапы большого пути. История российского кино в режиссерских рецензиях и высказываниях / Предисл. и публ. // Искусство кино. 1996. № 5. С. 44 С. 44—58.
91) Беспленочный фильм // Искусство кино. 1996. № 12. С. 105—106.
92) Васильев Г., Васильев С. “Чапаев”: Режиссерские разработки к фильму / Подгот. текста, публ. и примеч. // Там же. С. 107—111.
93) “За революционным фронтом я плетусь в обозе 2-го разряда…”: Из писем К.М. Миклашевского к деятелям театра / Вступ. статья, публ. и примеч. // Минувшее: Историч. альманах. М.; СПб., 1996. Вып. 20. С. 404—431.
94) Смерть поэта: (Вокруг фильма “Драма в кабаре футуристов № 13”) // Седьмые Тыняновские чтения: Материалы для обсуждения. Рига; М., 1995—1996. С. 161—172.
95) Новые материалы к биографии Р.О. Якобсона // Там же. С. 318—319.
96) Le cinema non joue; Filmographie Mejrabpom-Rouss, Mejrabpom-film, Rotfilm-Films non joues // Le studio Mejrabpom ou l’aventure du cinema prive au pays des bolcheviks. Paris, 1996. С. 85—93.
97) Ivan Akimov; Charles Aumont (in collaboration with Luke McKernan), Alfred Fedetsky, Aleksei Samarsky, Vladimir Sashin-Fyodorov // Who’s Who of Victorian Cinema: A Worldwide Survey. L., 1996. Р. 13, 19, 50, 126, 127.
98) Пражский круг Евгения Замятина: Новые материалы к биографии писателя // Рус. мысль. 1996. № 4154. 19—25 дек. С. 10.
99) Владимир Набоков — дедушка русского кроссворда. Крестословица как феномен отечественной культуры // Итоги. 1997. № 8 (41). 25 февр. С. 74—75.
100) Даманская Августа. Памяти Евгения Замятина / Вступ. заметка и републ. // Рус. мысль. 1997. № 4164. 6—12 марта. С. 10, 12.
101) “Красный Мельес” Александр Птушко // Искусство кино. 1997. № 3. С. 116.
102) “Я вижу, что время работает против меня…” / Публ. дневников А. Птушко и примеч. // Искусство кино. 1997. № 3. С. 117—122.
103) “Сегодня — “Белая гвардия”…”: Из истории постановок пьесы М.А. Булгакова на русской зарубежной сцене // Рус. мысль. 1997. № 4167. 27 марта — 2 апреля. С. 10—11; № 4168. 3—9 апреля. С. 10—11.
104) Из наблюдений об опытах “ретроградного анализа” и “загадках перекрестных слов” Владимира Набокова // Новое литературное обозрение. 1997. № 23. С. 436—445.
105) “Личные взгляды” Александра Куприна: Забытая публикация писателя / Вступ. заметка и републ. // Рус. мысль. 1997. № 4178. 12—18 июня. С. 11—12.
106) Наглый пришелец, обкрадывающий театр: Ранний кинематограф глазами деятелей сцены / Вступ. заметка и републ. // Независимая газета. 1997. № 130 (1455). 17 июля. С. 5.
107) “Замело тебя снегом, Россия”: Об авторе легендарной песни эмиграции и о его поэзии / Вступ. заметка и публ. // Рус. мысль. 1997. № 4182. 10—16 июля. С. 16.
108) Литературные дебюты писателей / Вступ. заметка и републ. // Рус. мысль. 1997. № 4184. 24—30 июля. С. 11; № 4185. 31 июля — 1 августа. С. 11.
109) Постскриптум к “Загадкам перекрестных слов” // Новое литературное обозрение. 1997. № 25. С. 446—448.
110) Неигровое кино “Межрабпом-Русь” / “Межрабпом-фильм”: Материалы к каталогу. Неигровые фильмы “Межрабпом-Русь” / “Межрабпом-фильм” (1923—1936): Каталог // Киноведческие записки. 1997. № 33. С. 54—75.
111) Даниил Хармс: “лицом к национальностям”: О неосуществленном издании стихотворения “Миллион” // Новое литературное обозрение. 1997. № 27. С. 279— 283 (то же в кн.: Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н.И. Харджиева. М., 2000. С. 629—632).
112) Красная армия, черный барон: Как русскую революцию представляли на зарубежном экране / Вступ. заметка и републ. // Независимая газета. Кулиса НГ. Ноябрь 1997. № 1. С. 7.
113) Ильич в таинственной стране // Независимая газета. 1997. № 207 (1532). 5 нояб. С. 7.
114) Цена кинематографа для диктатуры пролетариата // Сеанс (СПб.). 1997. № 16. С. 218—220.
115) “Третья Мещанская”: отклики прессы / Републ. // Искусство кино. 1998. № 3. С. 15—17.
116) Боборыкин Петр. Из литературного наследия / Всуп. заметка и републ. // Рус. мысль. 1998. № 4218. 16—22 апр. С. 13; № 4219. 23—29 апр. С. 13.
117) “Его есть за что ценить, помнить и любить…”: Современники об Александре Вертинском // Независимая газета. 1998. № 85 (1656). 15 мая. С. 16.
118) Горный Сергей. Корнилов (портрет) / Републ. и примеч. // Рус. мысль. 1998. № 4224. 28 мая — 3 июня. С. 14—15.
119) Забытая публицистика А.И. Куприна / Вступ. ст., републ., примеч. // Литературное обозрение. 1998. № 4. С. 61—68.
120) Правозащитный кинофестиваль в Нью-Йорке // Рус. мысль. 1998. № 4230. 9— 15 июля. С. 15.
121) Анекдоты с “бородой”: Материалы к истории неподцензурного советского фольклора. 1918—1934 // Новое литературное обозрение. 1998. № 31. С. 155—174.
122) Берлинские забавы Владимира Набокова // Wiener Slavistischer Almanach. 1998. Bd. 41. S. 105—116.
123) “Великий красный лик” авангарда: Василий Кандинский и “Интернационал искусств”: (Новые материалы и документы) // Wiener Slavistischer Almanach. 1998. Bd. 42. S. 129—146.
124) Из рукописей В.Б. Шкловского // Тыняновский сборник. Вып. 10: Шестые, Седьмые, Восьмые Тыняновские чтения. М., 1998. С. 488—493
125) Из переписки В.Б. Шкловского // Там же. С. 494—513.
126) Футуризм и футуристы в театральных пародиях 1910-х годов: по материалам коллекции театральной библиотеки в Санкт-Петербурге / Вступ. ст., публ. и коммент. // Хармсиздат представляет: Авангардное поведение: Сб. материалов. СПб., 1998. С. 77—84.
127) Отношение Владимира Ильича Ленина к антисемитизму / Републ. ст. В. БончБруевича 1929 г. с коммент. // Независимая газета. 1999. № 49 (1865). 19 марта. С. 16.
128) Театр и кинематограф: старые споры о главном: Русская зарубежная художественная мысль об искусстве сцены и экрана / Публ. и примеч. // Киноведческие записки. 1999. № 39. С. 16—53.
129) К истории издания “Лебединого стана” Марины Цветаевой / Коммент. и публ. // Рус. мысль. 1999. № 4272. 3—9 июня. С. 12—13; № 4273. 10—16 июня. С. 12—13.
130) Газетный мир Русского Зарубежья: [Рец. на кн.: Абызов Ю., Равдин Б., Флейшман Л. Русская печать в Риге: Из истории газеты “Сегодня” 1930-х годов. Stanford, 1997] // Рус. мысль. 1999. № 4254. 21—27 января. С. 14. Подп.: Юрий Уфимцев.
131) Неизвестный Куприн: [Рец. на кн.: Куприн А. Письма оттуда. М., 1999] // Рус. мысль. 1999. № 4281. 5—11 августа. С. 14.
132) “Страсть к обозрению мира”: Иван Бунин и кинематограф // Рус. мысль. 1999. № 4290. 28 октября — 3 ноября. С. 12—13.
133) The Lumier Brothers in Russia: 1896, The Year of Glory // L’aventure du Cinematographe: Actes du Congres mondial Lumiere. Lyon, 1999. Р. 187—193.
134) Роман Гринберг и Роман Якобсон: Материалы к истории взаимоотношений / Всуп. ст., публ. и примеч. // Роман Якобсон: Тексты, документы, исследования. М., 1999. С. 201—212.
135) Пушкин и пушкинисты: По материалам из чешских архивов / Публикация писем В.Ф. Ходасевича и Г.П. Струве к А.Л. Бему, вступ. ст. и примеч. // Новое литературное обозрение. 1999. № 37. С. 181—228.
136) Левинсон Андрей. Чудеса экрана / Публ. и коммент. // Киноведческие записки. 1999. № 42. С. 251—254.
137) О кинематографическом наследии Андрея Левинсона // Киноведческие записки. 1999. № 43. С. 94—104.
138) Левинсон Андрей. Статьи 1920-х годов / Публ. и коммент. // Там же. С. 105—173.
139) Голливудские хроники Ивана Мозжухина: Материалы к творческой биографии актера / Публ. и примеч. // Там же. 1997. № 44. С. 245—320.
140) Старевич в воспоминаниях / Предисл., публ. и примеч. // Искусство кино. 1999. № 12. С. 62—69.
141) Унковский В.Н. Встреча с Евгением Замятиным / Републ. и примеч. // Замятин Е. Я боюсь: Литературная критика. Публицистика. Воспоминания. М., 1999. С. 267, 338—339.
142) Русская эмиграция о романе “Белая гвардия” (1920—1930-е гг.) // Михаил Булгаков на исходе XX века: Материалы VIII международных Булгаковских чтений в С.-Петербурге (май 1997 г.). СПб., 1999. С. 50—73.
143) The “Tzar’s Pastime”: The Russian Royal Family and Cinema. The Yearly Years (1896—1908) // Le cinema au tournant du siècle / Cinema at the Turn of the Century. Lausanne; Quebec, 1999. Р. 377—383.
144) Man of Fortune: A Sketch of Alexander Drankov’s Life After Russia // Film History: An Internarional Journal. Vol. 11. 1999. № 2. Р. 164—168.
145) [Рец. на кн.: Яновская Л. Записки о Михаиле Булгакове. Израиль, 1997] // Новое литературное обозрение, 1999. № 38. С. 413—418.
146) “Услужающие в людской”: Сервилизм советской литературы глазами пореволюционной эмиграции / Публ. и коммент. // Новое литературное обозрение. 1999. № 40. С. 345—359.
147) “Дребезжание моих ржавых русских струн…”: Из переписки Владимира и Веры Набоковых и Романа Гринберга (1940—1967) / Публ., предисл. и коммент. // In memoriam: Исторический сборник памяти А.И. Добкина. СПб.; Париж, 2000. С. 345—397.
148) Исторический кинематограф Марка Алданова / Вступ. ст., публ. и примеч. // Искусство кино. 2000. № 4. С. 101—126.
149) “Мое сердце говорило на том же языке…”: О Сергее Горном и его творчестве / Вступ. ст. и републ. очерка С. Горного “Еврейское кладбище (Прага)” // Иерусалимский журнал. 2000. № 5. С. 191—196.
150) “Первый фильм из жизни русского Парижа”: Забытая киношутка Дон Аминадо // Евреи России — иммигранты Франции: Очерки о русской эмиграции. М.; Париж; Иерусалим, 2000. С. 187—237.
151) Специфика кинематографического контекста в русской литературе 1910-х — 1920-х годов: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2000. 25 с.
152) Сазонова Юлия. О кинематографе мечтаний и надежд / Публ. и предисл. // Киноведческие записки. 2000. № 45. С. 245—254.
153) Тенеромо Исаак. Кинотеатр Мейлаха Штивеля: Комедия-шарж в 1 д. / Вступ. ст., публ. и коммент. // Егупец: Худож.-публицист. альманах. Киев, 2000. Вып. 6. С. 200—206.
154) Зноско-Боровский Евгений. Три актера / Вступ. ст., публ. и коммент. // Там же. 2000. № 47. С. 216—224.
155) Русский художественный авангард и кинематограф. 1917—1922 гг.: Новые материалы и документы / Вступ. ст., публ. и коммент. // Там же. 2000. № 48. С. 283—331.
156) Георгий Адамович — кинокритик: Из творческого наследия /Публ., вступ. ст. и коммент. // Там же. С. 94—166 (совм. с О. Коростелевым).
157) Autour de Napoleon: l’emprunt russe // 1895. Revue de l’association de recherche sur l’histoire du cinema (Paris). 2000. № 31. Р. 213—238.
158) Друзья, бабочки и “монстры”: Из переписки Владимира и Веры Набоковых с Романом Гринбергом (1943—1967) / Вступ. ст., публ. и коммент. // Диаспора: Новые материалы. Париж; СПб., 2001. Вып. I. С. 477—556.
159) Берлинский перекресток Андрея Белого // Рус. мысль. 2001. № 4360. 5— 11 апр. С. 10; № 4361. 12—18 апр. С. 10.
160) Другая жизнь Михаила Ромма // Киноведческие записки. 2001. № 50. С. 136— 148.
161) Письма Михаила Ромма Александру Ромму / Публ. и коммент. // Там же. С. 148—182.
162) “Рыцарь удачи” на чужбине: Новые материалы к биографии Александра Дранкова // Там же. С. 285—296.
163) Сольский А. Писатель под запретом / Вступ. заметка и републ. статьи о М.А. Булгакове // Рус. мысль. 2001. № 4366. 24—30 мая. С. 8.
164) “Talking Movie” or Silent Theatre: Creative Experiments by Vasily Goncharov // The Sounds Of Early Cinema. Bloomington, 2001. Р. 110—117.
165) В кадре и за кадром: Российские кинематографисты-эмигранты во Франции (1924—1930) // Диаспора: Новые материалы. Париж; СПб., 2001. Вып. II. С. 217—268.
166) Роом Абрам. “Эта лента должна быть мировым боевиком” [“Ленин и кино” (1924)] / Републ., предисл. и коммент. // Киноведческие записки. 2001. № 51. С. 26—29.
167) Сазонова Юлия. Статьи 1930-х годов / Публ. // Там же. С. 258—283.
168) О русском вкладе в “Наполеон” Абеля Ганса: По новым материалам // Там же. 2001. № 53. С. 108—149.
169) “Сентиментальный романс”: Материалы к истории фильма / Публ. и коммент. // Там же. 2001. № 54. С. 294—299.
170) Кино в Башкортостане. Уфа, 2001. 87 с. (Совм. с Радмиром Янгировым).
171) К истории издания словаря русских зарубежных писателей В.Ф. Булгакова / Вступ. ст., публ. и коммент. // From the Other Shore: Russian Writers Abroad. Past and Present. Toronto, 2001. Vol. 1. Р. 71—80.
172) Андрей Левинсон во Франции // Судьба еврейского театра в России. XX век: Исследования, архивы, библиография. М., 2001. С. 202—211.
173) Левинсон Андрей. Воспоминания об еврейском театре / Републ., примеч. // Там же. С. 196—201.
174) Великий Кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России. 1908— 1919 / Сост. совместно с В. Ивановой, В. Мыльниковой, С. Сковородниковой и Ю. Цивьяном. М.: НЛО, 2002. 568 с.
175) К биографии А.А. Ханжонкова: новый ракурс / Вступ. ст., публ. и коммент. // Киноведческие записки. 2002. № 55. С. 305—308.
176) Владимиров А. Отец русской кинематографии / Публ. и коммент. // Там же. С. 308—316.
177) [Вера Малиновская] // Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Т. IV. Кино и контекст. 1986—1988. СПб., 2002. С. 541—542.
178) Киномосты между Россией и Германией: эпоха иллюзионов (1896—1919) // Киноведческие записки. 2002. № 58. С. 153—178.
179) Материалы к истории русской кинематографии в Германии. Первые годы // Там же. С. 303—316.
180) “Мелодия русской души” и роль русской эмиграции в диалоге кинокультур России и Германии (1920—1925) // Там же. С. 317—333.
181) [Статьи Д. Буховецкого, Ю. Офросимова и Н. Ухтомского о русских кинематографистах в германском кино] / Републ. и коммент. // Там же. С. 334—345.
182) Каренн Диана. Европейские киноартисты в Америке. Яннингс и Мурнау / Републ. и коммент. // Там же. С. 346—351.
183) Гри Анри. На коктейль парти с Марленой Дитрих / Републ. и коммент. // Там же. С. 351—355.
184) В кадре и за кадром: Российские кинематографисты за рубежом (1924—1930). Часть вторая // Диаспора: Новые материалы. Париж; СПб., 2002. Вып. IV. С. 315—390.
185) К биографии В.Б. Шкловского / Вступ. ст., публ., примеч. // Тыняновский сборник. Вып. 11: Девятые Тыняновские чтения. Исследования. Материалы. М., 2002. С. 518—532.
186) Из эпистолярия Андрея Белого. Новые материалы / Вступ. ст., публ. и коммент. // Андрей Белый: Публикации. Исследования. М., 2002. С. 112—132.
187) К истории издания романа “Мы” / Вступ. ст., публ. и коммент. // Евгений Замятин и культура XX века: Исслед. и публикации. СПб., 2002. С. 168—176.
188) Современники о Замятине (по материалам русской зарубежной печати 1920— 1930-х годов) / Вступ. ст., републ. и коммент. // Там же. С. 354—408.
189) Крымский проект и “евреи-землеробы” в дискурсе советской кинематографии // Параллели: русско-еврейский историко-литературный и библиографич. альманах. М., 2002. № 1. С. 103—122.
190) К истории “встречи двух эмиграций”: Документ из архива Р.Н. Гринберга / Вступ. ст., публ. и коммент. // Canadian-American Slavic Studies (Idyllwild, California). 2003. Spring—Summer. Vol. 37. № 1/2. Р. 121—131.
191) Исторические деятели и их двойники. Культ личности на киноэкране // Смысл (М.). 2003. № 3*.
192) “Я чарлю, ты чарлишь, он чарлит, мы чарлим…”: О забытом кинематографическом наследии Виктора Шкловского // Киноведческие записки. 2003. № 61. С. 116—124.
193) Шкловский В. [Статьи о кино] / Републ. и коммент. // Там же. С. 125—147.
194) Осип Брик и кино: Материалы к теме / Предисл., публ. и коммент. // Там же. 2003. № 62. С. 111—114.
195) Молодой Пудовкин: Материалы к творческой биографии / Предисл., публ. и коммент. // Там же. С. 256—260.
196) [Рец. на журнал “Берега”] // Новое литературное обозрение. 2003. № 61. С. 417—418. Подп.: Р.Я.
197) Человек со свойствами: Сага Александра Дранкова // Егупец: Лит.-худож. альманах. Киев, 2003. № 12. С. 366—388.
198) На графских развалинах: Литература эмиграции и провинциальной грации: [Рец. на сб.: Русское Зарубежье — духовный и культурный феномен. Ч. I—II. М., 2003] // Ex Libris НГ. 2003. № 33 (287). 18 сент. С. 7.
199) “Живые черты Ходасевича”: из откликов современников / Вступ. ст., републ. и коммент. // Солнечное сплетение (Иерусалим). 2003. № 5/6 (24/25). С. 232—261.
200) В кадре и за кадром: Российские кинематографисты за рубежом (1925—1930). Часть третья // Диаспора: Новые материалы. Париж; СПб., 2003. Вып. V. С. 185—282.
201) Парижский спор о “русском экране”: эпизод из истории русской зарубежной киномысли // Europa Orientalis. Universita di Salerno. 2003. № 2. Р. 257—272.
202) “В борьбе с народным недугом…”: Материалы к истории фильма “Пьянство и его последствия” / Предисл., публ. и коммент. // Киноведческие записки. 2004. № 64. С. 230—242.
203) “Киноненавистник” на службе просветительного экрана / Вступ. заметка, публ. мемуарных текстов А.Р. Кугеля и коммент. // Там же. С. 248—254.
204) [Рец. на кн.: Файман Г. Уголовная история советской литературы и театра. М., 2003] // Критическая масса. 2004. № 1. С. 125—126.
205) “Обретение дара речи”: “Русский акцент” в начале звуковой эпохи французского кино (1929—1932) // Киноведческие записки. 2004. № 65. С. 251—279; № 66.
206) Эмигрантская пресса о фильме “Дон Кихот” / Републ. и коммент. // Киноведческие записки. 2004. № 66. С. 221—252.
207) Зарубежная кинороссия: факты и вымыслы: [Рец. на кн.: Нусинова Н. Когда мы в Россию вернемся… Русское кинематографическое зарубежье. 1918—1939. М., 2003] // Новое литературное обозрение. 2004. № 66. С. 350—355 (совм. с А. Рейтблатом).
208) Из истории русской зарубежной печати и книгоиздательства 1920-х годов: (По новым материалам) // Диаспора: Новые материалы. Париж; СПб., 2004. Вып. VI. С. 525—590.
209) Даты и факты из истории русской кинематографии за рубежом: 1919—1924 // Русская эмиграция: литература, история, кинолетопись: Материалы международной конференции. Таллинн, 12—14 сентября 2002 г. Иерусалим; Таллинн, 2004. С. 378—438.
210) [Рец. на кн.: Нусинова Н. Когда мы в Россию вернемся… Русское кинематографическое зарубежье. 1918—1939. М., 2003] // 1895. Revue de l’association de recherche sur l’histoire du cinema. 2004. № 43. Р. 123—129.
211) Летопись российского кино. Т. 1: 1896—1929. М., 2004. 700 с. (Раздел “Кино русской эмиграции” и разного рода дополнения).
212) [Возвращение раннего русского кино] // Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. СПб., 2004. Т. V. 1989—1991. С. 92—97.
213) [Вера Холодная] // Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. СПб., 2004. Т. VI. 1992—1996. С. 746—749.
214) [Экранизации в русском кино] // Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. СПб., 2004. Т. VII. 1997—2000. C. 600—624 (совм. с Л. Аркус, П. Багровым, Е. Грачевой).
215) “Пример тавтологии”: Заметки о войне Владимира Набокова с Георгием Ивановым // Диаспора: Новые материалы. Париж; СПб., 2005. Вып. VII. С. 594— 618.
216) Юрий Анненков и Илья Эренбург: судьбы и репутации // In memoriam: Сборник памяти В.Е. Аллоя. Париж; СПб., 2005. С. 299—360.
217) Паллиатив // Сеанс. 2005. № 21/22. С. 106—107.
218) Early Russian Cinema, 1907—1918. The Russian Cinematographic Press. Preface to the republication of Russian Film Periodicals. IDC Publishers. Leiden, 2005. (Диск.)
219) Representation verbale du film: L’Experience Russe des annees 1900—1910 // Le Muet à la parole. Cinema et performances al’aube du XX siècle. Paris, 2005. Р. 217—236.
220) La canonization par l’ecran: Leon Tolsoi et les debuts du cinema russe // Cahiers Leon Tolstoi 16. Tolstoi et cinema. Institut d’Etudes Slaves. Paris, 2005. Р. 19—29.
221) Голливудские миражи Александра Дранкова // Русские евреи в Америке. Иерусалим; Торонто; М., 2005. С. 72—91.
222) Королева [о Вере Холодной] // Взор (Самара). 2005. № 20. С. 26—35.
223) Перспективный проект: [Рец. на серию изд-ва “НЛО” “Кинотексты”] // Знамя. 2006. № 1. С. 222—224.
224) [Рец. на кн.: Морозов Ю., Деревянко Т. Еврейские кинематографисты в Украине. 1910—1945. Киев, 2004; Миславский В. Кино в Украине. 1896—1921. Харьков, 2005] // Новое литературное обозрение. 2006. № 77. С. 479—483.
225) Russian Film Extras in 1920s Hollywood; Misha Auer, Gregory Gaye, Ivan Lebedeff, Gregory Ratoff, Nickolas Soussanin, Akim Tamiroff, Мikhail Vavitch, Mikhail Vizaroff // Journeys of Desire: European Actors in Hollywood: A Critical Companion. L.: British Film Institute, 2006. Р. 31—35, 167, 263, 334, 407, 437, 443, 460, 462.
226) Censorship and film novellization in Early Russian Cinema in 1900s—1910s // Il Racconto del film / Narrating the Film. XII International Film Studies Conference. University of Udine. Udine, 2006. Р. 389—396.
227) Мыло Брокара / Вступ. ст. и републ. статьи Вс. Иванова “Мыло Брокар” // Взор. 2006. № 21. С. 28—33.
228) “Чувство фильма”: Заметки о кинематографическом контексте в литературе русского зарубежья 1920—1930-х годов // Империя N: Набоков и наследники: Сб. статей. М., 2006. С. 399—426.
229) К биографии поэта Константина Оленина // Право на имя: Биография вне шаблона. СПб., 2006. С. 133—138.
230) Эмигрантский фактор в российско-германских киносвязях первой половины 1920-х гг. // Русский Берлин. 1920—1945: Международная научная конференция. 16—18 декабря 2002 г. М., 2006. С. 191—222.
231) Фотографии великосветских дам: Воспоминания бывшего редактора журнала “Столица и усадьба” / Вступ. ст. и републ. мемуарного очерка В. Крымова // Взор. 2006. № 22. С. 30—37.
232) На заре русского автомобилизма / Вступ. ст. и републ. воспоминаний А. Нагеля “На заре русского автомобилизма” // Там же. С. 38—41. (Публикатор и автор вступ. заметки в журнале не указан.)
233) Early Russian Cinema. The Russian Cinematographic Press. 1907—1918. Part 1 and 2. Advisor and author of the preface to the republication of Russian Film Periodicals. IDC Publishers. Leiden, 2006. (Диск.)
234) “Кинематографом можно злоупотреблять и пользоваться в целях политической пропаганды…” / Публ. и примеч. // Отечественные записки. 2006. Т. 31. № 4. С. 341—345.
235) У Кюба в старом Петербурге (из воспоминаний) / Вступ. заметка и републ. воспоминаний А. Плещеева // Взор. 2006. № 23. С. 34—39.
236) “Мама! И все это русские. ”: “Эмигрантское кино” и кинематограф эмигрантов // Диаспора: Новые материалы. Париж; СПб., 2007. Вып. VIII. С. 211—278.
237) Женщина и кукла / Вступ. заметка и републ. статьи А. Вершховского // Взор. 2007. № 24. С. 46—51.
238) [Рец. на кн.: Инов И. Литературно-театральная, концертная деятельность беженцев-россиян в Чехословакии (20—40-е годы 20-го века). Т. I—II. Praha, 2003] // Новое литературное обозрение. 2007. № 82. С. 517—520.
239) Летопись российского кино. Т. 2. 1930—1945. М.: Материк. 2007. (Материалы по эмигрантскому кино.)
240) Вывески / Вступ. заметка и републ. очерка С. Горного // Взор. 2007. № 25. С. 48—53.
241) Прощание с мертвым телом: Об одном сюжете российского экранного официоза и его подтекстах // Отечественные записки. 2007. Т. 35. № 2. С. 264—279.
242) Censorship and film distribution in Russia: 1908—1914 // Networks of Entertainment. Early Film Distribution. 1895—1915 / Ed. by F. Kessler & N. Verhoeff. L., 2007. Р. 77—102.
243) Против течения: Н.А. Бердяев и Белое дело // Отечественные записки. 2007. Т. 36. № 3. С. 324—340.
244) Тело и отраженный свет: Заметки об эмигрантской женской прозе и о ненаписанной книге Зинаиды Гиппиус “Женщины и женское” // Новое литературное обозрение. 2007. № 86. С. 183—206.
245) Хроника кинематографической жизни Зарубежья: год 1929-й // Диаспора: Новые материалы. Париж; СПб., 2007. Вып. IX. С. 483—569.
246) “Новая газета”: к истории печатного диалога молодой эмигрантской литературы с художественной культурой Франции; “Новая газета. Двухнедельник литературы и искусства”. Париж, 1931. № 1—5. 1 марта — 1 мая. Роспись содержания // Русские писатели в Париже. Взгляд на французскую литературу. 1920—1940. Международная научная конференция. Женева, 8—10 декабря 2005 г. М., 2007. С. 431—483.
247) Анкета редакции газеты “Сегодня” по случаю 10-летия Октябрьской революции // Отечественные записки. 2007. Т. 39. № 6. С. 342—362.
248) Москва и москвичи / Вступ. заметка и републ. очерка В.А. Маклакова // Взор. 2007. № 27. С. 34—39.
249) Возвращение руссского зарубежного кинотворчества // Первый Международный кинофестиваль “Русское Зарубежье”. 7—14 ноября 2007 г. [буклет]. М., 2007. С. 23—24.
250) “Рабы Немого”. Очерки исторического быта русских кинематографистов за рубежом. 1920—1930-е годы. М., 2007. 496 с.
251) Евгений Славченко / Эжен Деслав: от журналистики к экрану // Вестник РГГУ. 2007. № 9. Сер. Журналистика. Литературная критика. С. 132—147.
252) Забытый писатель Михаил Булгаков? / Вступ. заметка и комментированная републикация статей о М. Булгакове 1940-х гг. // Булгаковский сборник. V. Материалы по истории русской литературы XX века. Таллинн, 2008. С. 242—251.
253) “Россия и Америка” / Вступ. заметка и комментированная републикация очерка П. Муратова // Отечественные записки. 2008. Т. 35. № 6. С. 334—342.
254) Парижский спор об “Иване” и о “русской слякоти”: советский кинематограф в восприятии литераторов русского Зарубежья в 1920-е — 1940-е годы // Русская литература конца XIX — начала XX века в зеркале современной науки: В честь В.А. Келдыша: Исслед. и публ. М., 2008. С. 341—370.
255) [Рец. на кн.: Балтийско-русский сборник. Кн. I—II. Stanford, 2004] // Новое литературное обозрение. 2008. № 90. С. 402—405. Подп.: Р.Я.
256) Русские евреи в Голливуде: 1920—1930-е годы // Евреи России в Зарубежье: Очерки истории. Иерусалим, 2008. С. 499—515.
257) Забытый отклик Е.А. Зноско-Зборовского об Андрее Белом-мемуаристе: [Републ. рец. Е. Зноско-Збровского на “Воспоминания о Блоке” А. Белого] // Андрей Белый в изменяющемся мире: К 125-летию со дня рождения. М., 2008. С. 426—430.
258) Граждане страны воспоминаний [о Ю. Сазоновой] // Отечественные записки. 2008. Т. 44. № 5. С. 280—285.
259) Сазонова Ю. Четыре эссе / Републ. // Отечественные записки. 2008. Т. 44. № 5. С. 285—300.
260) Юбилей русского кинематографа // Международный кинофестиваль “Русское Зарубежье”. 7—14 ноября 2008 г. [буклет]. М., 2008. С. 30—32.
261) К истории русской “деми-литературы” 1900—1910-х годов // Тыняновский сборник. Вып. 13: Двенадцатые, Тринадцатые и Четырнадцатые Тыняновские чтения. Исследования. Материалы. М.: Водолей, 2008. С. 169—263.
262) Роман Якобсон в отделе изобразительных искусств Наркомпроса (Новые материалы) // Там же. С. 558—565.
Составитель А.И. Рейтблат, при участии З.М. Зевиной, Т.А. Симачевой и О.С. Шурыгиной
1) Указатель подготовлен на основе автобиблиографического списка публикаций Р.М. Янгирова, в котором не были указаны страницы и встречались неточные описания. Работы, которые составителям не удалось описать de visu, отмечены звездочкой. В указанном списке отмечено, что, кроме перечисленных, “за 1984—2005 в различных периодических изданиях России и в парижском еженедельнике “Русская мысль” было опубликовано свыше 100 обзоров, рецензий, заметок и статей по различным вопросам истории и практики российской культуры и искусства, а также подготовлен ряд историко-культурных сюжетов для русских и англоязычных редакций радиостанций BBC и “Свобода””, и сообщается, что в печати находится работа “Sergei Eisenstein from Le Romance Sentimentale to Internatsional: Did the Soviet MLVs Existed in the Early Thirties” (Удине, Италия).
Источник