Окружающий мир органы чувств глаза

Конспект НОД «Органы зрения — глаза» в подготовительной к школе группе

Джанкезова Аминат
Конспект НОД «Органы зрения — глаза» в подготовительной к школе группе

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №68» Приморского района СПб

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

«ОРГАНЫ ЗРЕНИЯ — ГЛАЗА»

Подготовила и провела: Джанкезова А. М.

Цель: формировать элементарные представления детей об органах чувств — глазах, их функциях.

Задачи:

Социально — коммуникативное развитие: Способствовать развитию уверенности в себе, развивать умения устанавливать положительные взаимоотношения в совместной деятельности детей. Развивать внимание, воображение, любознательность. Способствовать умению анализировать, делать выводы, высказывать свое мнение.

Познавательное развитие: Познакомить детей с одним из основных органов чувств человека — глазом. Дать представление о том, какую роль играет зрение в жизни человека. Познакомить со строением глаза. Вызвать познавательный интерес к занятию.

Речевое развитие: Продолжать развивать связную речь, мышление, внимание, сообразительность. Расширять словарь дошкольников: «зрачок», «роговица», «сетчатка», «склера», «радужка», «хрусталик».

Физическое развитие: Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью. Создавать условия для развития активности и самостоятельности. Формировать потребность быть здоровым.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая,

Формы организации совместной деятельности: игра, беседа.

Предварительная работа: введение термина «органы чувств», выполнение зрительной гимнастики, дидактические игровые задания, чтение стихотворений, отгадывание загадок.

Оборудование и материалы: шарф для завязывания глаз, плакат «Строение глаза», тазик с водой, фен, мячик.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Воспитатель: Ребята я вам сейчас загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать.

На ночь два оконца

А с восходом солнца

Есть у каждого лица

Два красивых озерца,

Между ними есть гора.

Назови их детвора.

Мы посмотрим на кота.

На картинки, сказки,

Но для этого нужны

Воспитатель: Правильно ребята — это глаза. Сегодня мы с вами поговорим о глазах и их функциях.

— Глаза — это один из ценнейших органов чувств человека.

— Ребята, а может нам достаточно одних ушей, и глаза нам не нужны?

(Вызывает одного ребенка из группы, завязывает глаза)

— Скажи, что я держу в руках? (Ребенок не знает)

— А что я делаю? (Воспитатель бесшумно совершает действие, например, берет наглядное пособие со стола)

Ребенок этого не видит, поэтому не может ответить на этот вопрос.

— Ребята, а для чего человеку нужны глаза?

Дети: С помощью глаз человек видит предметы, их цвет, форму, размер. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и времени.

Воспитатель: Правильно, ребята. По мнению ученых, около 90% информации о внешнем мире человек получает через органы зрения.

— Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Водяной» (узнай друг друга с закрытыми глазами).

Дети встают в круг, выбирается водящий «Водяной», который встает в центр круга с закрытыми глазами. Дети водят хоровод со словами «Водяной, водяной, что сидишь под водой? Выходи на чуточку, на одну минуточку». Хоровод останавливается, водяной с закрытыми глазами подходит к любому из детей и пытается узнать «на ощупь», кто перед ним. Если угадывает, то тот, кого «угадали», становится водяным.

Воспитатель: Ребята, сложно было ориентироваться в темноте, узнавать на ощупь? (Дети приходят к выводу, что когда глаза завязаны, и мы ничего не видим, задание выполнить очень сложно)

— А теперь послушайте стихотворение про то, как устроен глаз человека (воспитатель использует плакат «Строение глаза», рассказывает и показывает):

Глаз — волшебный теремок.

Круглый маленький домок,

Хитро он устроен —

Без гвоздей построен.

Круглый дом со всех сторон

Белой стенкой окружен,

Стенку эту белую

Обойдем же дом скорей —

Ни крылечка, ни дверей,

Впереди кружочек тонкий —

Роговица словно пленка,

Вся прозрачна, как стекло —

В мир чудесное окно,

Через круглое оконце

В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый:

Впереди, пред белой склерой

Яркой радужки кружок

Украшает глаз — домок.

В центре радужки — зрачок.

Черный маленький кружок.

Лишь стемнеет — наш зрачок,

Станет сразу же широк,

Коль светло — зрачок поуже,

Чтобы видел глаз не хуже.

А за радужкой лежит

Он такой имеет вид,

Как стеклянный шарик.

Изнутри весь этот дом

Выстлан, будто бы ковром,

Что же в домике внутри?

На картинке посмотри.

Воспитатель: Природа оберегает глаза — они расположены в специальных углублениях — глазницах. Закрывает этот «дом» специальная дверка под названием «веко». Если перед глазами появится опасность, веки закрываются.

Читайте также:  Добрый день хорошего настроения гифки открытки

— Давайте посмотрим, как работают эти дверки — «веки».

(Брызгаю водой, дую феном, бросаю мяч)

Воспитатель: Что делают ваши глазки?

Дети: Сами закрываются

Воспитатель: Когда дует ветер, идёт дождь, грозит опасность — удар, другие неприятности — глаза автоматически закрываются. Вы даже ещё не успеваете подумать, а глаза — веки уже выполнили приём защиты. Веки также защищают глаза от слишком яркого света. Мы прищуриваемся при ярком освещении, т. е. наши веки закрываются, оставляя маленькую щель.

Воспитатель: На лице видна только небольшая часть глаза. Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком.

— Попробуйте, не двигая головой, посмотреть влево, вправо, вверх, вниз. Глазное яблоко легко поворачивается, обеспечивая человеку широкий обзор.

В передней части глазного яблока есть радужная оболочка, имеющая у разных людей разную окраску. От этого зависит цвет глаз. Скажите, пожалуйста, какого цвета бывают глаза?

Дети: голубые, черные, серые, зеленые.

— Радужная оболочка играет роль штор в глазах, пропускает внутрь столько света, сколько нужно. Свет в глаз попадает через специальное отверстие в радужной оболочке — зрачок! При ярком свете зрачок сужается и становится крохотным, а при слабом освещении, наоборот, зрачок расширяется, регулируя прохождение большего количества света.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, для чего нужны человеку брови и ресницы? (ответы детей)

— Правильно, не только для красоты, а, в первую очередь, для защиты. Если сильный ветер задувает пыль в лицо, то пыль задержат реснички, но если всё же попали соринки в глаз, их смоет веко — изнутри оно влажное.

Потечет со лба пот, его остановят брови; если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем.

Так позаботилась сама природа. А мы с вами можем позаботиться о глазах?

— Чтобы наши глазки не устали, мы сейчас поиграем в игру «Мы посмотрим»:

Мы посмотрим далеко,

(ладонь у лба, смотрим вдаль)

Мы посмотрим близко,

(ладони перед грудью, словно держим раскрытую книгу)

Мы посмотрим высоко,

(не поднимая голову, смотрим вверх)

Мы посмотрим низко,

(не опуская голову, смотрим вниз)

А теперь по сторонам —

Тут и там, тут и там.

(не поворачивая голову, смотрим по сторонам)

Вдаль на палец посмотри.

(отводят палец далеко, смотрят на нег

Близко к носу поднеси.

(подносят палец к кончику носа, скашивают на него взгляд)

Раз, два, три — глаза закрой.

Раз, два, три — глаза открой.

Воспитатель: Глаза — наши незаменимые помощники. С их помощью мы видим окружающее, узнаем друг друга. По глазам можно определить, какой человек, добрый или злой, говорит ли он правду или нет? Глаза являются «зеркалом души», по ним можно узнать настроение человека. Если мы чему — то удивляемся, мы широко раскрываем глаза и делаем удивленный вид, а если нам грустно, печально — опускаем глаза вниз. Ну, а если нам хорошо, весело и мы радуемся — глаза поднимаем вверх и улыбаемся.

Воспитатель: Ребята, мы с вами поговорили сегодня о глазах – это одни из основных органов чувств человека. Нужно беречь глаза? Зачем? Почему?

Дети: Это наши помощники, помогают видеть и т. д.

Воспитатель: Через что мы видим? Как называется чёрная точка в середине глаза? Из чего состоит глаз? Что бывает у всех разного цвета?

Воспитатель: Зрение — это самое важное из чувств, данных человеку от природы. Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза — более точные свидетели, чем уши».

Я желаю вам, чтобы ваши глаза всегда были здоровы, чтобы каждый из вас сохранил хорошее зрение!

«Смотреть на мир и видеть его красоту — большое счастье. И это счастье дают человеку…глаза!»

(Песня «Как прекрасен этот мир!»)

Список использованных источников:

1. А. И. Иванова «Естественно — научные наблюдения и эксперименты в детском саду». Москва, творческий центр «Сфера», 2005 г.

2. С. А. Козлова, О. А. Князева «Мой организм». Москва, «Владос», 2001 г.

3. В. И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников». Москва, «ВАКО», 2006 г.

Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Сталинградская битва» 2 февраля. День воинской славы России — Победа в Сталинградской битве Цель: расширить знания детей об истории города-героя Волгограда-Сталинграда.

Конспект игры-экспериментирования во второй младшей группе «Наши помощники — органы чувств» Цель: формирование у детей представлений об органах чувств и их назначением. Задачи: 1. Воспитательные: • воспитывать доброжелательное отношение.

Читайте также:  Праздник это всегда радость

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Твои помощники — глаза» Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Ребенок и общество» (здоровье личности и личная гигиена, «Ребенок и природа».

Конспект НОД по лепке «Черепашка» в подготовительной к школе группе Цель: обогащение представлений детей о черепахе, как живом существе. Задачи: — уточнить представление детей о черепахе, как о живом.

Конспект НОД по лепке «Ёжик» в подготовительной к школе группе Цель: Закрепить умение лепить из целого куска, правильно передавать пропорции тела, придавать линиям плавность, делить целое на части,.

Конспект НОД по ПДД в подготовительной к школе группе Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи: Закреплять.

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе Опыт «Тонет – не тонет, плавает». Цель: приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Великие битвы» Лисенкова Л. В. г. Кириши, Ленинградская область. Цель: Систематизировать и обогащать знания детей о Великой Отечественной войне. Задачи:.

Конспект НОД «Знакомство с цифрой «6» в подготовительной к школе группе Конспект НОД «Знакомство с цифрой 6» в подготовительной группе Цель: Создать условие для ознакомления с цифрой 6. Задачи: — активизировать.

Предметно-коррекционно-развивающая среда в подготовительной группе №21 для детей с нарушением зрения Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Источник

Окружающий мир. 3 класс

Конспект урока

Окружающий мир, 3 класс

Урок 14. Организм человека. Органы чувств.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Внешнее и внутреннее строение тела человека.
  2. Системы органов тела человека.
  3. Органы чувств человека.
  4. Гигиена.

Глоссарий по теме:

Анатомия — наука о строении организмов.

Физиология — наука о жизнедеятельности организма, его клеток, органов, функциональных систем.

Гигиена – раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья.

Организм — живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи.

Орган — часть организма, имеющая определенное строение и специальное назначение.

Система — определенный порядок в расположении и связи действий.

Организм; орган; система; чувство; человек; мозг; здоровье; гигиена.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. – С. 71-74.
  1. Окружающий мир. Тесты (к учебнику Плешакова А.А.) 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, Н.Н. Гара, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы:

https://www.labirint.ru/books/639463/

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.

Строение тела человека изучает наука анатомия человека, а работу её органов – физиология человека.

Тело человека имеет внешнее и внутреннее строение. К внешнему строению человека относится: голова, шея, туловище, руки – верхние конечности, ноги — нижние конечности.

Тело человека внутри состоит из органов: лёгкие, сердце, печень, желудок, кишечник, головной мозг, спинной мозг, нервы.

Каждый орган имеет определённое строение и выполняет свою работу. Все органы здорового человека действуют в организме согласованно, слаженно. Органы выполняющие общую работу, образуют системы органов.

Вы видите вокруг себя красивую природу, людей, предметы. Вы двигаетесь, пишите, читаете, вспоминаете, представляете что-нибудь, решаете задания. Кажется, что всё это происходит как бы само собой. Но это не так. Всеми вашими действиями управляет мозг – важнейший орган тела. Головной мозг является главным командным пунктом организма. Находится он в голове.

Деятельностью всего организма управляет – нервная система. Она состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов. От головного и спинного мозга ко всем органам отходят нервы, похожие на белые шнуры и нити. По ним в мозг поступают различные сигналы.

Сделайте глубокий вдох и выдох. Вы чувствуете, как поднимается ваша грудная клетка – это работают лёгкие. Они похожи на две губки. Когда мы делаем вдох – они расширяются, а когда мы делаем выдох – они сжимаются. В дыхательную систему входит: носовая полость, гортань, трахея, бронхи и легкие.

А теперь послушаем наше сердечко. Для этого надо положить руку на левую часть груди. Сердце бывает размером с кулачок. Это непрерывный мотор, который гонит в сосуды кровь и заставляет кровь бегать по всему телу. Сердце и кровеносные сосуды образуют – кровеносную систему.

Читайте также:  Работа с чувством вины упражнения психологическая

Кровь человека систематически обогащается при помощи питания. Нашему организму нужна по-особому обработанная пища, чтобы она впиталась в кровь. Эту работу выполняют органы нашей «внутренней кухни». Сначала, как мы знаем, пища поступает в рот, где она пережёвывается частично. Затем, через глотку и пищевод, пища поступает в желудок. Он находится в верхней части живота (под ребрами) с левой стороны. В желудке пища перерабатывается лишь наполовину. Затем, пища поступает в кишечник. Он имеет длину почти 8 метров и расположен в извилистой форме, как лабиринт.

С правой стороны от желудка, в верхней части живота, находится печень. Она вырабатывает желчь, которая помогает переваривать пищу. Ещё печень очищает кровь от токсинов. И так, в пищеварительную систему входят: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник.

У человека, кроме внутренних органов, есть ещё органы чувств. Их пять. С их помощью человек получает информацию об окружающем мире.

Глаза – орган зрения. Они защищены веками. Глаза могут двигаться в разные стороны, благодаря тому, что у них есть мускулы. В центре нашего глаза есть зрачок – это чёрный кружок, который принимает свет. Позади него расположены хрусталик, сетчатка и нервы. С помощью зрения человек может различать цвета предметов, их форму, размеры, расстояние, движение и т. д. Благодаря зрению мы можем видеть красоту природы, читать книги, смотреть телевизор. Зрение нужно беречь! Нельзя утомлять глаза, давайте им часто отдыхать!

Уши – орган слуха. С помощью слуха люди могут слышать друг друга,

звуки природы, музыку. Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуки заставляют барабанную перепонку вибрировать. Это вызывает вибрацию слуховых косточек. Нервы передают сигнал мозгу, и там идет обработка. Сверху нам видна только наружная часть уха – ушная раковина и барабанная перепонка. А внутри головы есть ещё среднее ухо и внутреннее ухо. Слух надо беречь! Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой. Нельзя ковыряться в ушах острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и остаться без слуха.

Нос – орган обоняния. Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. На задних стенках носа есть нервные окончания, которые реагируют на запахи, при вдыхании воздуха, и сообщают об этом мозгу. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Некоторые запахи бывают нам приятны, другие предостерегают от опасности (запах газа, дыма). Когда у человека бывает насморк, он плохо различает запахи и вкус еды. У людей, которые курят ухудшается обоняние. Чтобы сохранить хорошее обоняние, нужно вести здоровый образ жизни.

Язык – орган вкуса. Язык человека покрыт множеством крохотных сосков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот, кислое или сладкое, соленное или горькое вкусное или безвкусное. Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому и соленому. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем вкуса пищи. Орган вкуса надо беречь!

Кожа – орган осязания. Кожа очень чувствительна, потому что, под её поверхностью расположены нервные окончания, которые передают информацию мозгу. Поэтому кожей мы можем чувствовать многое: боль, холод, тепло, мягкость, твердость, гладкость, шероховатость и другое. Наиболее чувствительными у человека являются подушечки пальцев, так как в них сосредоточено большое количество нервов. Кожа очень прочная и упругая. Она покрывает все тело человека и защищает его. Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов и обморожений. Соблюдай гигиену.

Гигиена – это наука о сохранении и укреплении здоровья. Для гармоничного развития человеку ещё нужно контролировать соответствие веса своего тела росту. Для этого необходимо:

1. Измерить свой рост.

2.Взвеситься на весах.

3. Разделить число кг веса на число дм роста.

Если результат от 3 до 4 значит, вы весите столько, сколько нужно. Если меньше 3 – весите маловато. Если больше 4 – тоже не хорошо, у вас стал накапливаться лишний, ненужный вам вес. В таком случаи надо больше бегать, заниматься спортом, работать физически.

Чтобы быть счастливым, надо, прежде всего, быть здоровым. В сохранении здоровья вам помогут: личная гигиена, режим дня, закаливание.

Разбор типового тренировочного задания

глаза; сердце; печень; уши; нос; мозг; кожа; желудок; язык; кишечник.

Правильный ответ: глаза; уши; нос; кожа; язык.

Разбор типового контрольного задания

Источник

Оцените статью