Охарактеризуйте настроение лирического героя
3.1. Охарактеризуйте настроение лирического героя стихотворения А. С. Пушкина.
3.2. Как соотносятся мир природы и мир человека в пушкинской «Туче»?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4.
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
Сопоставьте стихотворение А. С. Пушкина «Туча» с приведенным ниже стихотворением М. Ю. Лермонтова «Тучи». К каким выводам вас привело это сопоставление?
Туча для героя Пушкина — олицетворение чего-то грозного и неприятного, страшного, возможно, какой-то беды. Он понимает, что ее появление неизбежно, однако ждет, когда она пройдет, и все снова наладится. Для героя стихотворение естественным является состояние покоя, умиротворенности, гармонии. Чего нельзя сказать о герое лермонтовских «Туч». Для него «тучки небесные» — это и его «сестры», и, в то же время, антиподы. Мы понимаем, что в чем-то поэт ассоциирует себя с тучами:
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную».
В соответствии с отношением к тучам в данных стихотворениях поэты подбирают лексические средства. У Пушкина много эпитетов. Те, которые характеризуют тучу, окрашены негативно, в унылые, строгие тона («туча рассеянной бури», «унылую тень», «таинственный гром», «алчную землю»). Этим эпитетам противопоставлены светлые, радостные эпитеты, описывающие просветленное небо («по ясной лазури», «ликующий день», «с успокоенных небес»).
Стихотворение Лермонтова отличается значительно большим количеством эпитетов и метафор. Так, сами тучки характеризуются как «вечные странники», «изгнанники», «вечно холодные», «вечно свободные». Интересно, что почти во всех определениях туч присутствует наречие «вечно» — тем самым автор подчеркивает их бессмертие, наполненное космическим одиночеством.
Таким образом, стихотворения Пушкина «Туча» и Лермонтова «Тучи» совершенно различны по настроению и идейному содержанию, однако в обоих произведениях описание туч — это возможность поговорить о мире человека, его души, отношений с окружающими.
3.1. Туча в стихотворении Пушкина — нежелательный гость для поэта. Он радуется тому, что прошла гроза и что небо вновь стало лазурным. О минувшем ненастье напоминает лишь эта запоздалая туча: «Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день».
Совсем недавно она распоряжалась на небе, потому что была нужна, — туча поила дождем «алчную землю». Но время ее прошло: «Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась…» И ветер гонит эту уже нежеланную гостью с просветлевших небес: «И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес».
Таким образом, туча для героя Пушкина — олицетворение чего-то грозного и неприятного, страшного, возможно, какой-то беды. Он понимает, что ее появление неизбежно, однако ждет, когда она пройдет, и все снова наладится. Для героя стихотворение естественным является состояние покоя, умиротворенности, гармонии.
3.2. Туча в стихотворении Пушкина — нежелательный гость для поэта, олицетворение чего-то грозного и неприятного, страшного, возможно, какой-то беды. Он понимает, что ее появление неизбежно, однако ждет, когда она пройдет, и все снова наладится. Для героя стихотворение естественным является состояние покоя, умиротворенности, гармонии. Именно поэтому он радуется тому, что прошла гроза и что небо вновь стало лазурным. Совсем недавно она распоряжалась на небе, потому что была нужна, — туча поила дождем «алчную землю». Но время ее прошло: «Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась…» И ветер гонит эту уже нежеланную гостью с просветлевших небес: «И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес».
И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки
И/ИЛИ авторская позиция искажена 1 ,
И/ИЛИ допущено три или более фактические ошибки
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных
Источник
Охарактеризуйте настроение лирического героя
1.1.1. Как и почему меняется настроение генералов от начала к концу приведенного фрагмента?
1.2.1. Охарактеризуйте настроение лирического героя стихотворения «Зимняя дорога».
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
Генералы поникли головами. Все, на что бы они ни обратили взоры, — все свидетельствовало об еде. Собственные их мысли злоумышляли против них, ибо как они ни старались отгонять представления о бифштексах, но представления эти пробивали себе путь насильственным образом.
И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило вдохновение.
— А что, ваше превосходительство, — сказал он радостно, — если бы нам найти мужика?
— То есть как же. мужика?
— Ну, да, простого мужика. какие обыкновенно бывают мужики! Он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!
— Гм. мужика. но где же его взять, этого мужика, когда его нет?
— Как нет мужика — мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!
Мысль эта до того ободрила генералов, что они вскочили как встрепанные и пустились отыскивать мужика.
Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на след. Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы. Негодованию генералов предела не было.
— Спишь, лежебок! — накинулись они на него, — небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! сейчас марш работать!
Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.
И зачал он перед ними действовать.
Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»
Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: «Вот как оно хорошо быть генералами — нигде не пропадешь!»
— Довольны ли вы, господа генералы? — спрашивал между тем мужичина-лежебок.
— Довольны, любезный друг, видим твое усердие! — отвечали генералы.
— Не позволите ли теперь отдохнуть?
— Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку.
Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать.
М. Е. Салтыков—Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.
Сквозь волнистые туманы
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.
Ни огня, ни черной хаты.
Глушь и снег. Навстречу мне
Только версты полосаты
Скучно, грустно. Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратись,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Отуманен лунный лик.
1.1.2. Каково авторское отношение к генералам и мужику?
1.2.2. Как в стихотворении А. С. Пушкина «Зимняя дорога» раскрывается тема времени?
1.1.2. С горькой иронией изобразил Салтыков−Щедрин рабскую покорность крестьянства в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Громадный мужик, мастер на все руки, перед протестом которого, если бы он был на это способен, не устояли бы генералы, безропотно подчиняется тунеядцам. Сам же веревку свил, чтоб генералы держали его ночью на привязи. Да еще благодарен, что генералы «мужицким его трудом не гнушаются». Трудно представить более рельефное изображение силы и слабости русского народа в эпоху самодержавия. Генералы вообще не вызывают никакой симпатии и жалости, даже в момент, когда они могут умереть с голоду от собственной беспомощности. Писатель высмеивает в господствующих генералах тунеядство, праздность, невежество, глупость и гневно спрашивает: доколе они будут паразитировать на теле народа.
1.2.2. Лирический герой на зимней дороге оказался как бы вне времени: все монотонно и бесконечно тянется: и дорога, и песня ямщика. Только верстовые столбы, которые хоть и выглядят уныло, говорят о том, что путь сокращается, конечная цель приближается. Герой мечтает, что приедет к любимой и тогда они уже вдвоем опять окажутся вне времени, потому что ждут этой встречи с нетерпением и не захотят разлучаться:
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит…
5.1. Образ народа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. (На материале 1−2 сказок по выбору учащегося.)
5.2. Какой смысл вкладывает А. С. Пушкин в понятие «свобода»?
5.3. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» раскрывается тема жизни и смерти?
5.4. Почему помещиков, которых посещает Чичиков, можно назвать «мертвыми душами»? (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».)
5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)
Комментарии к сочинениям
5.1. Образ народа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. (На материале 1-2 сказок по выбору учащегося.)
Щедрин любил народ без слепого поклонения, без преклонения перед ним: он глубоко понимал сильные стороны народной массы, но, тем не менее, зорко видел и слабые стороны ее. И это двустороннее отношение к народу — любящее и критическое — проходит красной нитью через все творчество писателя. С горькой иронией изобразил Салтыков-Щедрин рабскую покорность крестьянства в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Громадный мужик, мастер на все руки, перед протестом которого, если бы он был на это способен, не устояли бы генералы, безропотно подчиняется тунеядцам. Дал им по десятку яблок, а себе взял «одно, кислое». Сам же веревку свил, чтоб генералы держали его ночью на привязи. Да еще благодарен, что генералы «мужицким его трудом не гнушаются». Трудно представить более рельефное изображение силы и слабости русского народа в эпоху самодержавия.
5.2. Какой смысл вкладывает А. С. Пушкин в понятие «свобода»?
Любовь к Родине у Пушкина неразрывна с борьбой за ее свободу. Под влиянием дворянских революционеров поэт создает несколько вольнолюбивых стихотворений: ода «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня». Пушкинская ода «Вольность» явно перекликается с революционной одой Радищева, запрещенной правительством. В оде поэт говорит о той ужасной обстановке, которая царила в стране:
Увы, куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы.
Одним из лучших политических стихотворений является послание «К Чаадаеву». Оба они мечтали об освобождении России от гнета самодержавия и крепостного права, но Чаадаев в отличие от юного поэта не верил в скорое осуществление их надежд. Поэт старался убедить друга, что мечта скоро сбудется и оба они примут участие в разрушении «самовластья». Девятнадцатилетний поэт призывает посвятить отчизне «души прекрасные порывы». Революционный долг не противопоставляется личным чувствам, а является для поэта таким же близким, как мечты о свидании с любимой:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Неиссякаемая вера в будущее России звучит и в заключительной строфе:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
5.3. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» раскрывается тема жизни и смерти?
Мцыри — это символ свободолюбия, чистоты и духовной силы. Главный герой поэмы не смог жить в монастыре, вдали от своего дома. Он предпочел физическую смерть жизни в неволи. Получилось, что только после смерти Мцыри смог достичь того, что хотел — он обрел истинную свободу, без которой жизнь для героя немыслима. Жизнь в монастыре Мцыри воспринимает как душевную смерть.
5.4. Почему помещиков, которых посещает Чичиков, можно назвать «мертвыми душами»? (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».)
Тема живых и мертвых душ — главная в поэме Гоголя «Мертвые души». Об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится намек на суть аферы Чичикова, но и заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома поэмы.
Реальный мир «Мертвых душ» страшен и уродлив. Его типичными представителями являются помещики: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Все это статичные характеры. Они всегда были такими, какими мы ви-дим их сейчас. «Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, как в осьмнадцать и двадцать». Гоголь не показывает никакого внутреннего развития помещиков, это позволяет заключить, что души героев реального мира «Мертвых душ» полностью застыли и окаменели, что они мертвы. Гоголь изображает помещиков со злой иронией, показывает их смешными, но в то же время очень страшными. Ведь это не люди, а лишь бледное, уродливое подобие людей. В них не осталось ничего человеческого. Мертвящая окаменелость душ, абсолютная бездуховность скрывается за размеренной жизнью помещиков.
5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.
Источник