- «Тени сизые смесились» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, идея, жанр, история создания
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Средства выразительности
- Федор Тютчев — Тени сизые смесились: Стих
- Анализ стихотворения «Тени сизые смесились» Тютчева
- Охарактеризуйте настроение этого стихотворения тени сизые смесились
- Краткий анализ стихотворения Тютчева «Тени сизые смесились»
- Даты написания и публикации
- Основная мысль и композиция стиха
- Средства выразительности языка
«Тени сизые смесились» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, идея, жанр, история создания
Лирические произведения Федора Ивановича Тютчева полны глубины и душевности, для них характерна насыщенная эмоциональная окраска и образность. Не стало исключением и стихотворение «Тени сизые смесились», в котором отразились сильные душевные переживания поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Тени сизые смесились» по плану, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тени сизые смесились.
История создания – Стих написан в 1836 году, в тяжелый период жизни Тютчева, когда его любимая жена находилась при смерти.
Тема стихотворения – Ночная жизнь природы, описанная сквозь призму переживаний человеческой души.
Композиция – Композиция кольцевая, состоит из двух частей: в первой части автор описывает наступление ночи и свои душевные переживания, во второй – наслаждается умиротворяющей ночной тишиной.
Жанр – Философская и пейзажная лирика.
Стихотворный размер – Четырехстопный хорей, с использованием перекрестной рифмовкой.
Метафоры – «мгла самозабвенья».
Эпитеты – «незримый», «невыразимой», «сонный».
Олицетворения – «звук уснул».
История создания
Стихотворение было написано в 1836 году, и первоначально называлось «Сумерки». Это произведение стало отражением душевных мук, выпавших на долю Федора Ивановича и всего его семейства.
Дело в том, что в 1835 году Тютчевы отправились в Турин, где по дороге попали их ожидало серьезное испытание – кораблекрушение. Лишь чудом все члены семейства остались живы, однако это происшествие существенно подорвало и без того хрупкое здоровье супруги Федора Ивановича, Элеоноры. Женщина месяцами не вставала с постели, отказывалась разговаривать даже с самыми близкими людьми.
Днем жизнь поэта и дипломата была наполнена повседневной суетой, но с наступлением ночи его начинали одолевать гнетущие мысли: Тютчев самозабвенно бичевал себя за то, что настоял на злополучной поездке, и тем самым разрушил собственное счастье. В одну из таких ночей и был написан лирический стих, который поначалу автор назвал «Сумерки».
Впервые произведение было напечатано в 1879 году в литературном журнале «Русский архив».
Центральная тема – ночная жизнь, объединяющая человека и мироздание. Лирический герой страдает от мучительных раздумий, душевных терзаний, которые выливаются в тяжелую депрессию.
Однако тоска героя несколько ослабевает при созерцании ночной природы. Яркие цвета уже не режут глаз, утихают звуки, мир погружается в сон.
В попытке спастись от одиночества лирический герой стремится объединиться с окружающей его действительностью, раствориться в ней и, таким образом, избавиться от своих душевных мук.
Автор наделяет сумрак целительной силой, которая может растворить в себе все его страдания. Ночное забвение становится единственным выходом для героя, его утешением и отрадой.
Композиция
Сюжет стихотворения композиционно делится на две части, по одной строфе в каждой. В первой части автор рисует картину наступления ночи, созвучной его переживаниям, не дающим спокойно уснуть.
Во второй строфе лирический герой, страдающий от тоски, буквально упивается ночной тишиной, которая способна излечить его израненную душу.
Композиционно структура стихотворения представляет кольцо, поскольку слово из первой части «смесились» дублируется во второй строфе в видоизмененное слово «смешались». Это указывает на вступление ночи в свои права.
Произведение написано в жанре пейзажной и философской лирики, поскольку наряду с описание ночной природы автор предается философским рассуждениям.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей, с использованием перекрестной рифмовкой.
Средства выразительности
Для придания особой выразительности произведению автор использует различные художественные средства: эпитеты («незримый», «невыразимой», «сонный»), метафоры («мгла самозабвенья»), олицетворения («звук уснул»).
Источник
Федор Тютчев — Тени сизые смесились: Стих
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой.
Всё во мне, и я во всем.
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши —
Чувства мглой самозабвенья
Переполни через край.
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!
Анализ стихотворения «Тени сизые смесились» Тютчева
Федор Иванович Тютчев часто обращался в своем творчестве к жанру философской лирики. «Тени сизые смесились» — типичный пример романтической поэзии.
Стихотворение написано в 1836 году. Его автору исполнилось 33 года, он усердно служит, женат, многодетный отец, и пишет в стол. Тучи сгустились над его семейной жизнью: он полюбил другую, и тем заставил страдать свою жену. Череда нервных потрясений и житейских неурядиц вскоре свели ее в могилу. По жанру — элегия, по размеру — четырехстопный хорей с перекрестной рифмой, 2 строфы. Рифма открытая, закрытая, женская и мужская. Первоначальное название — «Сумерки». Лирический герой — сам поэт. Лексика возвышенная, интонация патетическая, с восклицаниями и многоточиями. Глубокой ночью поэт не спит: настал «час тоски невыразимой». Во второй строфе лекарство от нее он видит в ночном сумраке, в котором наконец-то можно забыться, отпустить свои переживания и страхи.
«Дремлющий мир» похож на мир остановившийся, умирающий. Страдающий лирический герой просит «вкусить уничтоженья», раствориться в этом покое, темноте, даже небытии. Нервы его расстроены, пессимизм съедает душу. Глагол «смесились» обращает на себя внимание. Жизнь без цвета, звука стала похожа лишь на далекий однообразный гул. «Все во мне, и я во всем»: поэт чувствует себя частью ночи, темнота до некоторой степени освобождает его от пут дневной суеты, позволяет погружаться в глубины размышлений. Во второй строфе герой настойчиво и умоляюще уговаривает сумрак затопить его душу: все залей и утиши. Множество эпитетов окружают образ сумрака: тихий, сонный, томный, благовонный (ароматный). Более того, «тихим» он называет его дважды. Метафора: мгла самозабвенья.
Полет невидимого в темноте мотылька не пугает, а кажется родным, единит героя с естественной природой. В сущности, строка о нем — единственный привычный элемент пейзажной лирики. Олицетворения: звук уснул, полет слышен. «Час тоски» — аллегория апофеоза мучительных раздумий. Композицию можно признать кольцевой: если в начале тени «смесились», то в конце поэт требует «смешать» его самого, как те самые тени. Поэт применяет приемы ассонанса и аллитерации. Тавтологические повторы: лейся, залей.
В 1836 году Ф. Тютчев переживает сложный период в своей жизни. Рушится его семейная жизнь, растут финансовые затруднения. Стихотворение «Тени сизые смесились» — воззвание к сумраку отчаявшегося поэта.
Источник
Охарактеризуйте настроение этого стихотворения тени сизые смесились
1.1.2. При помощи каких художественных средств поэту удалось передать состояние гармоничного покоя в природе?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул.
Мотылька полёт незримый
Слышен в воздухе ночном.
Час тоски невыразимой.
Всё во мне, и я во всём.
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Всё залей и утиши.
Чувства — мглой самозабвенья
Переполни через край.
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!
1.1.1. Каким настроением проникнуто стихотворение Ф. И. Тютчева «Тени сизые смесились…»?
1.1.1 Центральной темой стихотворения Ф. Тютчева «Тени сизые смесились» является тема единения человека и его божественного разума с миром природы. Поэт описывает ночные раздумья лирического героя, его невыразимую тоску. Единственным выходом из мучительного одиночества для души человеческой становится попытка слиться с окружающим миром. Внешне спокойная ночная атмосфера и глубочайшая внутренняя тоска лирического героя словно стремятся друг к другу для того, чтобы обрести долгожданную гармонию.
1.1.2. Сумрак должен залить душевный пожар человеческих чувств. Образ долгожданного спасительного сумрака, прохладой заливающего душу, вынесен в начало второй строфы, выделен повтором с инверсией («сумрак тихий, сумрак сонный»), что способствует усилению художественной выразительности образа. Эту же функцию выполняют эпитеты «тихий, темный, благовонный», органично дополняющие друг друга. Обилие художественных определений делает образ сумрака загадочным и уникальным, наделяет его целительской силой.
Сила романтических чувств лирического героя подчеркивается многочисленными восклицаниями: «Чувства — мглой самозабвенья / Переполни через край. / Дай вкусить уничтоженья, / С миром дремлющим смешай!» Глаголы повелительного наклонения («лейся», «все залей и утиши», «переполни», «дай», «смешай») еще более рельефно оттеняет выразительность восклицательных конструкций.
Неповторимая мелодичность стиха достигается за счет использования различных типов созвучий: ассонанса («звук уснул»), звуковых удвоений («сумрак сонный»).
Источник
Краткий анализ стихотворения Тютчева «Тени сизые смесились»
«…Истинное произведение искусства. Я не могу читать без слёз», — говорил, как следует из рассказа очевидца, Лев Николаевич Толстой о стихотворении «Тени сизые смесились». Анализ этого произведения Тютчева поможет разобраться, какие художественные достоинства побудили классика русской литературы дать тексту столь высокую оценку и справедлива ли она.
Даты написания и публикации
Судьба одного из величайших мастеров русского поэтического слова Фёдора Ивановича Тютчева (1803—1873) сложилась самым удивительным образом, необычным для большинства его коллег. В ней полно противоречий и парадоксов, главным из которых является, пожалуй, тот факт, что Тютчев долгое время не считал поэзию основным призванием, хотя и учился в Московском университете именно на факультете словесности.
Странно и то, что, поступив после учёбы на службу в Коллегию иностранных дел и отправившись на постоянное место жительства в Германию, молодой человек не оставил занятий литературным творчеством, продолжил писать на родном языке, раскрывая в стихах редкостный талант тонкого лирика, прекрасно чувствовавшего все оттенки разнообразных душевных переживаний, умевшего слушать природу и передавать красоту и гармонию её настроений .
Множество прекрасных стихов были написаны им в молодые годы, в период жизни в Европе, в сложных семейных отношениях с немецкими девушками Элеонорой и Эрнестиной, в стеснённых финансовых обстоятельствах. Долгое время эти произведения нигде не публиковались, русский читатель познакомился с одарённым поэтом в 1836 году, когда подборка его стихов была размещена в пушкинском журнале «Современник».
Стихотворение «Тени сизые смесились» к тому времени уже было написано, но не попало в число избранных для публикации ни в журналах, ни в прижизненных изданиях книг Тютчева. Под названием «Сумерки» оно было впервые включено лишь в посмертный сборник, увидевший свет в 1879 году, когда творческим наследием усопшего поэта занималась его вдова Эрнестина Тютчева (урождённая Пфеффель).
Основная мысль и композиция стиха
Стихотворение Тютчева «Тени сизые смесились» написано в жанре элегии, который можно охарактеризовать как поэтическую зарисовку трогательного печального настроения, вызванного размышлениями над сложными житейскими вопросами. Элегия отличается от философской лирики тем, что автор не раскрывает в ней причины своей тоски и не описывает ход грустных мыслей, а просто делится ощущением, близким к отчаянию. Не зная обстоятельств, читатель подсознательно сопереживает лирическому герою, проводя параллели с собственными переживаниями, вспоминая о своих мучительных проблемах — это придаёт стихам характер глубокого художественного обобщения.
Композиционно текст делится на две части:
- Первая начинается с описания сгустившихся сумерек. Пейзажа нет как такового, и неизвестно, где встречает героя этот вечер. Только одна деталь — полёт мотылька — позволяет предположить летнюю пору в деревне. Окружающий мир словно исчезает, погружаясь в тень, отзываясь лишь «дальним гулом», и внутреннее бытие страдающего человека попадает в центр внимания. Ночная тишь царит вокруг, и тьма живёт внутри, поэтому они легко сливаются в единое целое: «Всё во мне, и я во всём!» — эмоционально восклицает автор.
- Второе восьмистишие сделано в форме обращения к сумраку. Здесь много глаголов в повелительном наклонении (лейся, переполни, смешай). Лирический персонаж элегии надеется, что ночная мгла успокоит душу, позволит ей забыться сном и отдохнуть от неотвязных мыслей и глубоких переживаний. Интересно, что, используя глаголы, характерные для описания движения воды, Тютчев как бы сгущает темноту до состояния плотной жидкости, погружает читающего в её душистые волны.
Несмотря на преобладающую в произведении тёмную гамму цвета и настроения, стих не несёт в себе состояния безысходности, ведь ночь — это естественная часть жизни. За яркими короткими строчками несложно прочитать несгибаемый жизнелюбивый характер поэта, рассмотреть его решимость не отступать, пережить трудные времена, набраться сил для будущих перемен к лучшему.
Средства выразительности языка
Синтаксический анализ «Сумерек» Тютчева показывает, что одарённый поэт обладает богатым арсеналом художественных приёмов создания краткого, ритмичного, эмоционально насыщенного текста. Среди них можно выделить следующие:
- четырёхстопный хорей, двусложный размер, ударение в котором падает на первый из слогов;
- перекрёстные рифты (А-В-А-В) с чередованием женского и мужского окончания строки;
- эпитеты, художественные определения, в которых преобладает таинственность, например «зыбкий», «незримый», «невыразимая»;
- метафоры, иносказательные образные выражения — «мгла самозабвенья», «звук уснул»;
- риторические восклицания и обращения к неодушевлённому сумраку, как к живому существу;
- лексические повторы: в одной строке два слова «сумрак», после — три однородных определения в ряд («тихий, томный, благовонный»);
- насыщенная пунктуация — многоточия, тире, соединения восклицательных знаков с многоточиями.
Такие приёмы позволили Тютчеву написать прекрасным русским литературным языком картину темноты, перекликающейся с грустной, уставшей, страждущей покоя душой человека.
Плавный ритм первых строчек учащается во второй половине произведения, повторы создают эффект искренней мольбы о том, чтобы грозная темень отступила, призывного заклинания о помощи, о спасении. Вечерний голубой сумрак на протяжении стиха незримо сгущается, звуковой образ гулкой тишины меняется на осязаемый облик заливающей мир тьмы безлунной ночи.
Поэзия Фёдора Тютчева оказала серьёзное влияние на творчество русских поэтов и писателей.
В частности, тема беззвёздной тоски, поднятая в анализируемом стихотворении, позже неоднократно повторялась в различных сюжетах, например у Александра Блока — «Всё это было, было, было…» или у Валерия Брюсова — «Свиваются бледные тени». «Тяжело в ночной тиши выносить тоску души», — писал продолжатель тютчевской лирической традиции единения человека с природой Афанасий Фет.
Источник