Изучение эмоциональных переживаний в дошкольном возрасте
Наталья Пономарева
Изучение эмоциональных переживаний в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст является лучшим возрастом для развития эмоциональной сферы. Эмоции и чувства, как и другие психические явления, играют важную роль в развитии ребенка и представляют собой различные формы отражения реального мира.
Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой — сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Изучение становления и развития эмоций в детском возрасте является весьма актуальным. Дошкольный возраст является особенно уязвимым в плане эмоциональной сферы. Эмоциональные травмы, полученные в детстве, сохраняются на всю жизнь, накладывают отпечаток на последующее поведение человека. Многие проблемы взрослого человека произрастают из эмоционально неблагополучного детства, из-за эмоциональных переживаний. Поэтому столь важно, чтобы период детства был наполнен положительными эмоциями.
За последнее время накоплено большое количество фактов, систематизировано множество наблюдений об эмоциях дошкольников и особенностях развития эмоциональной сферы
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие эмоциональной сферы и особенности ее развития в дошкольном возрасте;
2. Выявить особенности эмоциональных переживаний у детей дошкольного возраста;
3. Провести диагностику эмоциональных переживаний у детей старшего дошкольного возраста;
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного процесс и результат практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей [4].
Эмоция представляет собой форму отражения и регуляцию функций мозга (Я. Рейковский). По мнению психологов, эмоция — реакция на ситуацию, в то время как чувство выражает направленность личности (Г. А. Фортунатов); эмоция — форма выражения чувства (А. Г. Ковалев); эмоция — психическое состояние, наиболее связанное с инстинктивной или безусловно-рефлекторной деятельностью (И. П. Павлов, Валлон); эмоция — аффект, дезорганизующий психическую жизнь и поведение человека (Пьер Жане, Прадин, Н. Д. Левитов) [16].
Собственно эмоции — достаточно длительные эмоциональные переживания. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный и процессуальный характер, т. е. Выражают оценочное отношение человека к складывающейся ситуации [16].Закономерность изменений эмоциональной сферы в детском возрасте.
п/п Содержание изменений Предпосылки и условия изменений
1 Ситуативная вариативность
эмоционального реагирования Отрыв эмоции от конкретной ситуации или объекта, выражающийся в варьировании эмоционального реагирования в зависимости от конкретной ситуации
2 Расширение ряда эмоциональных модальностей (базовые-социальные) Переход на новый уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками на основе обогащения эмоционального опыта
3 Опознание эмоциональных состояний по выражению лица Необходимость расширения средств коммуникации и сопровождения игровой деятельности при условии дифференцированности восприятия различных эмоциональных состояний
4 Социальное преобразование выражения эмоций Произвольная регуляция эмоционального переживания (контроль и трансформация способов реагирования)
5 Расширение и усложнение знаний об эмоциях Необходимый уровень когнитивного развития и объем эмоционального опыта
6 Формирование структуры представлений об эмоциях Образование системы знаний об эмоциональном явлении, включающей причины, содержание, способы выражения и последствия определенного эмоционального переживания
7 Вербальное обозначение эмоций Формирование «словаря эмоций, обозначающего сущность и название эмоциональных проявлений
Проблеме появления различных эмоциональных модальностей в онтогенезе, а именно соответствию характера и содержания эмоциональных реакций ребенка определенному возрастному этапу посвящены многие отечественные и зарубежные исследования
Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально [12].
Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления — слезы, можно заметить у ребенка в 3-4 года. Хотя малышу это еще плохо удается. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова.
Дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно[12].
Развитие эмоциональной сферы ребенка возможно на любом этапе онтогенеза, но особенно актуально решение данной проблемы в период дошкольного возраста, когда ребенок, с одной стороны, должен подготовиться к усвоению новых требований и правил, подготовиться к вхождению в коллективе сверстников, а с другой стороны, именно в этот период коррекция личностных черт ребенка, в том числе и эмоциональной сферы, наиболее перспективна, т. к. происходит переход от эгоцентристкой позиции ребенка к возможности его сопереживания другому
Использование специальных игр и упражнений позволило многим детям найти свое место в детском коллективе, завоевать симпатии детей, научиться сотрудничать.
У некоторых детей, например, у Ирины, быстрее пошел процесс адаптации, что явилось немаловажным фактором, повышающим эмоциональное благополучие. Вначале было довольно сложно вовлечь Ирину в игру. Очень часто приходилось играть с девочкой индивидуально. К индивидуальным играм девочка проявляла интерес, но играть с другими детьми не хотела, боялась допустить ошибку, болезненно переживала, что другие девочки не хотят с ней играть. С этой целью мы использовали различные игры, требующие нескольких участников. Вовлекая в процесс игры от 1 до нескольких девочек, мы добились того, что Ирина привыкла к коллективу.
Очень сложным было наладить взаимоотношения с Сашей. Мальчик не любил проигрывать, остро переживал, когда не выходил победителем. Вначале Саша часто срывался на крик и плач, если что-то случалось не так, как он того хотел, мог разбросать игрушки, поломать домик или изорвать чужой рисунок. Дети не любили с ним играть. В игре мальчик вел себя агрессивно, мог заставить другого ребенка выйти из игры, если тот играл лучше. После продолжительной серии специальных игр и упражнений ребенок научился контролировать свои эмоции. Было видно, что ему обидно, но он старался сдержаться. Затем мы старались включать Сашу в коллективные игры. Через некоторое время мальчик мог уже играть в коллективе, сдерживать эмоции при проигрыше.
В целом было замечено, что дети стали спокойнее, терпимее, стали чаще улыбаться, у них реже стали происходить конфликты.
У детей вырабатывалась привычка соотношения своих чувств с миром другого человека, постижение эмоционального состояния партнера, умение чувствовать, понимать, сопереживать, прийти на помощь товарищу.
Родители также заметили положительные изменения в поведении детей. Так, родители Ирины, отметили, что девочка впервые за продолжительный период посещения детского сада сказала, что сегодня они играли в такую интересную игру, что ей даже не хочется уходить.
Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка представлена в В процессе экспериментального исследования, проведенного на МБОУ Логовский детский сад, были изучены методы и приемы психолого-педагогической коррекции эмоциональных переживаний у дошкольников.
В ходе данного эксперимента были изучены особенности эмоциональных переживаний дошкольников.
В ходе констатирующей диагностики были выделены следующие группы детей: дети с положительными эмоциональными переживаниями (4 человека – 40%); дети с частой сменой настроения (2 человек – 20%); дети с негативными эмоциональными переживаниями (4 человека – 40%).
На основе полученных результатов была выявлена необходимость коррекции эмоциональных переживаний у дошкольников.
С целью улучшения эмоционального состояния дошкольников был осуществлен целенаправленный подбор средств, включающий игры и упражнения. В процессе использования подобных упражнений было замечено, у многих детей появились высшие социальные эмоции и чувства, некоторые научились контролировать свое эмоциональное состояние.
В ходе контрольной диагностики были получены следующие результаты: количество детей с положительными эмоциональными переживаниями увеличилось и составило 6 человек – 60%); количество детей дети с частой сменой настроения составило 4 человека – 40%); дети с негативными эмоциональными переживаниями не выявлены.
Детей с положительными эмоциональными переживаниями свойственно радостное, оптимистическое настроение, уважение к миру чувств и эмоций других. У них отмечена положительная динамика в формировании высших эмоций и чувств: отзывчивость, общительность, дружелюбие, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.
Консультация для родителей «Что такое-эмпатия? Развитие эмпатии у детей 3–4 лет» Консультация для родителей «Что такое-эмпатия? Развитие эмпатии у детей 3-4 лет» Дошкольный возраст является важным этапом в развитии человека.
Источник
Возрастные особенности развития эмоций у дошкольников
Наталья Глухина
Возрастные особенности развития эмоций у дошкольников
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии ребенка, понимание своих эмоций и чувств — главный компонент в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.
Чувства малыша менее осознанны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко и столь же быстро могут гаснуть. Для осуществления процесса взаимодействия дошкольник должен распознавать эмоциональное состояние, настроение других людей, выражать собственные эмоции так, чтобы они были понятны и вызывали ту реакцию, которую ожидает ребенок, другими словами, находить с людьми общий эмоциональный язык. В дошкольном возрасте закладываются также основы эмоциональной отзывчивости.
Эмоциональное развитие — это закономерный процесс, в каждом возрастном этапе есть новообразования, которые можно успешно использовать в формировании эмоциональной сферы. Давайте рассмотрим их.
На втором году жизни у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу.
Отмечается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи.
Формируются симпатии к отдельным людям.
Закрепляются чувства стыда и огорчения при поступках, вызывающих осуждение со стороны окружающих.
Ребенок доволен, когда его хвалят.
На третьем году жизни появляется чувствительность детей к отношению сверстника, что приводит к окончательному формированию потребности в общении с ним.
Общение детей друг с другом имеет форму эмоционально — практического взаимодействия. Решающая роль в процессе формирования общения со сверстниками принадлежит взрослому. Эффективным методом воздействия взрослого на контакт с ребенком является организация субъективного взаимодействия с ним.
Внимание ребенка непроизвольно и крайне неустойчиво. Ребенок может забыть, что шел за мячом, если перед ним прокатить машинку. Интересную сюжетную картинку ребенок рассматривает 8-10 секунд.
Увлекательной деятельностью занимается 10 – 15 минут.
Многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут.
Распределять внимание между несколькими предметами не могут.
Детям трудно переключить внимание по первому указанию взрослого.
Ребенок хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения.
Испытывает удовлетворение, если смог что – то выполнить.
Переживает, если его ругают.
Понимает, если плохо делает кто — то другой.
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Доброжелательно относится к детям, получает удовольствие от общения со сверстниками.
Настороженно относится к незнакомым людям, новым ситуациям.
Возникают страхи, боязни темноты.
Ребенок начинает понимать юмор, осознанно смеяться.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения.
Свои чувства выражает взглядом, мимикой, жестами, позой, тоном, выразительными движениями.
Эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно.
Дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно.
Эмоции выступают в качестве главного мотива поведения.
У ребенка формируется личностная позиция «Я сам».
Это кризис трех лет — кризис «самости».
Дети начинают активно идентифицировать себя со взрослыми: «я- как папа; я — как мама и т. п.», копируя их внешнее поведение, повторяя речевые выражения, моделируя в игре домашние ситуации.
В 3-4 года проявляется способность оценивать свои поступки, результаты деятельности;
Ребенок осознанно огорчается, если не получается задуманное;
Все больше приобретают интерес для ребенка его сверстники;
Характерны трудности и конфликты между детьми, так как социальный опыт и речевые возможности невелики;
В условиях неудачи дети обращаются к взрослым, одобрение которых служит мотивацией интересов детей;
У детей появляется способность отодвинуть поступок на более позднее время – это показатель развития воли;
Способность управлять своим вниманием очень невелика;
Переключение внимания с помощью словесной инструкции требует неоднократного повторения;
Устойчивость внимания незначительная и зависит от степени заинтересованности ребенка (на индивидуальном занятии с взрослым 15 -20 минут с перерывами);
Объем внимания не превышает одного объекта;
В этом возрасте появляется целая группа страхов, связанных со сказочными героями, темнотой пустой комнаты. Особенно к этому предрасположены малообщительные дети, ограниченные в контактах. У таких детей кроме страхов могут возникать, упрямство, капризы.
В четыре года устойчивость внимания ребенка возрастает. Дети могут сосредоточенно заниматься какой — либо деятельностью в течение 15 — 20 минут: лепить, рисовать, клеить, строить и т. п., а игры у некоторых детей длятся 30 минут. В игровой ситуации ребенок может действовать сразу с 2 — 3 предметами. Происходит дальнейшее развитие чувства привязанности к сверстникам.
Дети любят шутить, понимают шутки других.
Формируются и проявляются возможности детей сдерживать свои эмоции, а также произвольно с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций.
Важным личностным механизмом считается соподчинение мотивов.
Ребенок может подавить свои непосредственные побуждения: не реагировать на привлекательный предмет.
Наиболее сильным мотивом становится поощрение, получение награды, похвалы.
Начинает формироваться самооценка, самолюбие, связанное с достижением успеха, через соревнование, соперничество.
Дети могут адекватно отнестись к успеху и неудаче.
Многие преувеличивают свои достижения.
Дети имеют разнообразные переживания, но еще в полной мере не осознают их.
Проявляется обоснованная детская агрессивность: удары ногами и кулаками, щипание, угрозы, разрушение построек сверстников и т. п.
Недостаточное или враждебное внимание и отношение взрослых в семье приводит к депрессиям, тревожности, враждебности,
агрессивному поведению, чувству неполноценности.
В возрасте 5-6 лет эмоциональный образ (аффект) становится первым звеном в структуре поведения. Эмоциональный мотив регулируе6т действия ребенка.
• Ребенок начинает радоваться, печалиться на только потому, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.
• Появляются эмоции сочувствия, сопереживания другому.
• Последовательно развивается соподчинение мотивов, и детям в этом возрасте легче ограничить свои непосредственные желания.
• Сильным стимулом в деятельности является успех, но многих детей побуждает и неуспех.
• Появляется способность оценивать свое поведение с позиций моральных норм.
• К шести годам еще сохраняется завышенная самооценка, но дети хвалят себя уже не в такой открытой форме.
• Существенное влияние на поведение ребенка оказывает интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них.
• Дети способны устанавливать и сохранять положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
• Ребенок становится чувствительным к оценкам взрослых.
• Мотивом деятельности часто выступают стремление завоевать симпатию сверстников, которые им нравятся, самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть и т. п.).
• Повышается устойчивость внимания, его объем, переключаемость возрастает, произвольность становится более целенаправленной. Дети могут удерживать внимание для решения самых различных задач.
• Дети осознают правила в поведении, в игре, стараются их выполнять.
6 — 7 лет
• Появляются эмоции сочувствия, сопереживания.
• Умеют соподчинить свои действия с деятельностью других детей.
• Могут ограничивать свои непосредственные желания.
• Сильным стимулом в деятельности является успех ребенка, но многих побуждает и неуспех.
• Дети способны оценить ситуацию или поведение с позиции моральных норм.
• В этом возрасте еще сохраняется завышенная самооценка (6 лет, адекватная самооценка с 7 лет.
• Дети активнее проявляют интерес к миру взрослых (копирование поведения взрослых, моделирование домашних ситуаций и т. п.).
• В этом возрасте дети очень чувствительны к оценкам взрослых. Любая обида порождает недоверие – дети стараются завоевать симпатию со стороны сверстников путем демонстративного поведения (предпочитают соревновательные игры силового и материального характера).
• Ребенок в этом возрасте пытается показать себя и доказать свою значимость.
• К 7 годам складывается половая идентификация (у мальчиков свои игры, у девочек – свои).
• Дети способны самостоятельно, добросовестно выполнять трудовые поручения.
Таким образом — зная об особенностях развития эмоционально — волевой и личностной сфер, вы можете помочь гармоничному развитию ребенка, и сохранить его психическое здоровье.
Консультация для родителей «Возрастные особенности психофизического развития детей старшей группы (5–6 лет)» Игровая деятельность. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое.
Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей подготовительной группы 6–7 лет» Подготовительная группа детского сада – это первый шаг к школе, к более взрослой жизни. В этом возрасте игровые действия детей становятся.
Возрастные особенности детей 2–3 лет Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на.
Возрастные особенности детей 2–3 лет Материал подготовлен в вид презентации. Будет интересен, как педагогам, так родителям. Слайд 1 Познавательная сфера Им присуще наглядно-действенное.
Возрастные особенности детей 4–5 лет Возрастные особенности детей 4-5 лет Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период, который является очень важным этапом.
Возрастные особенности детей 4–5 лет Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного.
Возрастные особенности детей 5–6 лет «Возрастные особенности детей 5-6 лет» Я хочу немного познакомить вас с возрастными особенностями детей 5-6 лет. Вашему ребенку исполнилось.
Возрастные особенности детей 7 лет Возрастные особенности детей семи лет Старший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и.
Возрастные особенности развития ребенка 3–4 лет Данный возраст является важнейшим периодом развития ребенка. Как раз в это время происходит самоосознание, становление личности, приобретение.
Возрастные особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников на разных этапах ее формирования Общепризнано, что игра — ключевой фактор в развитии ребенка. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов.
Источник