Медицинские интернет-конференции
Языки
О роли эмпатии в отношениях врач-пациент
Базаркина М.Н., Ступникова Е.Д.
Резюме
В статье рассматривается история термина «эмпатия», роль эмпатии во взаимоотношениях врача и пациента, а также передовые исследования в данной области.
Ключевые слова
Статья
Базаркина М.Н., Ступникова Е.Д.
Министерство здравоохранения Российской Федерации
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра Философии, гуманитарных наук и психологии
О роли эмпатии в отношениях врач-пациент
В настоящее время все большее внимание уделяется модернизации здравоохранения. Ставятся задачи по улучшению качества и доступности медицинской помощи для оптимизации состояния здоровья населения [1]. Кадровая политика направлена в сторону подготовки молодых специалистов, а также непрерывного повышения квалификации медицинских кадров. Однако многие ли медицинские работники имеют актуальный взгляд на организацию своей работы? Или же сосредоточены исключительно на профессионализме, не уделяя должного внимания этике общения с пациентом? Речь идёт об эмпатии, способности врача к состраданию, сочувствию и сопереживанию. Является ли наличие этих качеств основополагающим свойством компетентного практикующего врача или значение эмпатии переоценено? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории термина.
В переводе с греческого «Empatheia» означает сопереживание; постижение эмоционального состояния, проникновение.
Автором термина «Эмпатия» считается Эдвард Титченер, который перевел немецкое слово «Einfuhlung» как «вчувствоваться в. », применительно к эстетике это понятие описывает процесс понимания произведений искусства.
Термин эмпатии стал распространяться в психологической литературе в начале 50-х годов ХХ века. До этого ученые использовали термин «симпатия», но он употреблялся в более широком смысле. Несмотря на то, что понятие симпатии прочно закрепилось в психологии, эмпатия же стала именно «рабочим» термином, хотя до сих пор ученые дискутируют относительно понимания дефиниции данного термина.
Философ-идеалист Теодор Липпс еще в начале ХХ века говорил об эмпатии как о способности почувствовать эмоции и переживания другого человека путем подражания. В том числе, при помощи эмпатии Липпса, можно было воспринять то, что хотел передать автор при создании произведений искусства или архитектурных объектов.
Фундаментальное значение эмпатия приобретает в теории американского психолога К. Роджерса. В терапии Карла Роджерса эмпатии принадлежит ключевая роль. Роджерс считал эмпатию основополагающей установкой врача в терапевтических отношениях и первостепенным условием изменения личности клиента. Эмпатия была признана большинством терапевтических школ в качестве одного из основных навыков терапевта, необходимого для создания благоприятного терапевтического климата.
«Очень редко мы позволяем себе понять, что значат слова, чувства, убеждения другого человека для него самого» (К. Роджерс, «PSIHOLOGIES», 2006 г.).
В 1975 году в своей статье «Empatic: an unappreciated way of being» Роджерс писал: «Эмпатический способ общения подразумевает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого человека: к страху или гневу, к растроганности или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает клиент. Это означает временную жизнь жизнью другого, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Быть эмпатичным психологом весьма трудно. Это значит быть ответственным, активным, сильным и в то же время предельно понимающим и чутким» [2].
Об эмпатии, как о взаимодействии врача и пациента, впервые заговорил основатель психоанализа Зигмунд Фрейд.
В начале 20 века он сформулировал наиболее близкое к современному понятие эмпатии: «Мы используем эмпатию, чтобы поставить себя в состояние психически схожее с состоянием пациента. В собственных эмоциях мы стараемся повторить его переживания, чтобы понять его предельно четко и полно» [6].
Он не уделял большого внимания данной теме, хотя и осознавал важность ее роли. Он полагал, что понять чувства другого человека и войти в его положение можно при помощи сочетания двух механизмов одновременно — заражения и подражания, что даст возможность понять взаимодействие людей при тесном общении.
М. Шеллер рассматривал эмпатию как метод для познания другой личности, при этом выделяя три вида эмпатии — сопереживание, сочувствие и истинную эмпатию — рациональное состояние, на котором происходит реализация человечности [3].
Т. Рибо разделил феномен симпатии на два уровня — синергию и синестезию. Синергия выступает на низшем психологическом уровне в качестве подражания, а синестезия на более высоком — уже как согласованность чувств и переживаний.
Рибо отмечает сложность протекания эмпатического процесса, поскольку зачастую люди, близко чувствующие эмоции других, стараются как можно скорее от этого избавиться просто исключив себя из ситуации и отказавшись от помощи [4].
Штерн же в основном занимался эмпатией детей и указывал на то, что через «чувства с другими» (сострадание, сорадость) можно развить у них «чувства к другим» (любовь, нежность и т.д.).
Говоря об умении правильно владеть навыками эмпатии среди будущих и практикующих врачей можно обратиться к исследованиям Васильковой А.П. В своих работах она говорит о том, что эмпатия- одно из ведущих профессионально значимых качеств медицинского работника, оказывающее решающее влияние на отношения врач-пациент. Уровень эмпатии является стабильной личностной характеристикой и не изменяется сильно в процессе профессионального становления. Эмпатийность врача выводит его общение с пациентом на совершенно другой уровень. А.П. Василькова по итогу своего исследования выявила несколько практических рекомендаций. Ведь далеко не каждый специалист слышал об эмпатии и тем более умеет грамотно строить общение с пациентом [5].
В рамках современной модернизации медицинской сферы особое внимание должно быть уделено формированию эмпатии среди абитуриентов-медиков, студентов и практикующих врачей. Достигнуть этой цели можно разными способами.
На ранних этапах довузовской подготовки возможно выявление абитуриентов-медиков, обладающих достаточным уровнем эмпатии в процессе профориентации и профотбора.
При обучении студентов-медиков возможно увеличение практической составляющей психологических дисциплин и расширения их междисциплинарного взаимодействия с клиническими. Правильная психологическая подготовка студентов развивает не только эмпатийные качества, но и способность решения остропроблемных ситуаций, с которыми будущим медикам придётся сталкиваться очень часто. А среди практикующих врачей развитие эмпатии возможно посредством специальных курсов и тренингов по повышению квалификации.
Способность врача понять персональные особенности пациента, играет огромную роль при установлении доверительных отношений в коммуникации врач-пациент [7]. Врач, который действительно заинтересован в помощи больному в проблеме, с которой тот обратился, несомненно, вызывает большее доверие, и как следствие формирует комплаентное поведение со стороны пациента [8].
Человек, впервые обратившийся за помощью, начинает говорить о своей проблеме довольно поверхностно и осторожно, указывает только на самые очевидные причины своего беспокойства и хочет скорейшей помощи. Если пациент видит понимание, соучастие и заинтересованность со стороны врача, то он стремится подробнее описать изменения в состоянии своего здоровья, тем самым помогая доктору собрать расширенный анамнез образа жизни и заболевания, и соответственно поставить точный диагноз. Когда устанавливается контакт между лечащим врачом и пациентом возникает психологический комфорт в отношениях, пациент детальнее описывает эффект от назначенного лечения или побочные эффекты, а доктору проще назначить другие препараты, внести изменения в план обследования и дальнейшего лечения больного. Если пациент видит небезразличное, участливое отношение к своей проблеме со стороны врача, то он будет уверен в своем выздоровлении и обратится к этому специалисту вновь. Доверительное отношение пациента к своему лечащему врачу является одним из главных компонентов успешного лечения. Как правило, создание таких отношений не представляет для врача особой сложности, поскольку сами пациенты стремятся к эффективному сотрудничеству. При установлении гармоничных взаимоотношений с пациентом врач должен оказывать содействие выражению чувств, идей и ожиданий больного, четко преподносить информацию, взаимно согласовывать с ним цели лечения. Пациент должен принимать активное участие в терапевтическом процессе. Огромное значение имеют также положительные эмоции, сочувствие, поддержка со стороны среднего медицинского персонала.
Следует обратиться к современным исследованиям о роли эмпатии в коммуникации врач-пациент. Ученые из Американской академии хирургов-ортопедов пришли к выводу о том, что пациенты выше оценивают своего лечащего врача, если он понимает их переживания. В качестве респондентов выступили 112 пациентов. По результатам проведенного опроса: удовлетворенность пациентов на 65% зависит от эмпатии врача и только на 35% от таких факторов, как профессиональная грамотность врача, длительность приема, время ожидание в очереди и прочее.
Также в качестве примера можно привести исследования Гриффина. Он установил, что на приверженность пациента к лечению влияют такие факторы, как: поощрение пациентов задавать вопросы; запись вместе с пациентами важной ключевой информации (лекарства, их прием, название процедур и т.д.); информирование пациентов; внимание к эмоциональному состоянию пациента; внимание к ожиданиям пациента.
Таким образом, недостаточно быть хорошим специалистом, если достижение взаимопонимания с пациентом вызывает трудности. Внимание пациентов к личностным качествам врача весьма велико. Необходимо не только развивать новые медицинские технологии, но и добиваться того, чтобы пациенты следовали рекомендациям врача, то есть демонстрировали комплаентное поведение, высокую персональную ответственность и заинтересованность в излечении [8]. Поэтому значение эмпатии в практике врача чрезвычайно велико. Зачастую этот фактор является ключевым при расположении к себе пациента и создании необходимого доверительного общения, что в большинстве случаев позитивно сказывается на качестве лечения. Модернизация медицинской сферы должна получить новое направление для подготовки не только высококвалифицированных врачей, но и специалистов, умеющих сострадать, сопереживать и желающих «делать благо» пациенту.
Литература
Список литературы:
1) Сийидмагомедова Г.Д., Магомедмирзоева Т.А., Ермолаева Е.В. Здоровье как основополагающая ценность современного общества // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. — Т. 6. — № 1. — С. 100.
2) Роджерс К. Эмпатия // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. — М., 2002.
3) Шелер М. Феноменология и теория познания / М. Шелер // Избранные произведения; пер. с нем.; сост., науч. ред., предисл. А.В. Денежкина; послесл. Л.А. Чухиной. — М: Гнозис., 1994. — С. 198-206.
4) Рибо Т. Психология чувств / Т. Рибо // Эволюция общих идей; перевод М. Гольдсмит. — М: ЖИ, 2007.
5) Василькова А.П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов медиков: дисс. … канд. псих. наук. – СПб, 1998.
6) Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы (Das Ich und die Abwehrmechanismen) [Текст] / А. Фрейд. — Москва: Педагогика-Пресс, 1993. — С. 68
7) Фахрудинова Э.Р., Чижова К.Е., Чижова М.Е. Междисциплинарное изучение модели «врач-пациент» // Омский научный вестник, 2014. — № 52. — С. 162.
Источник
Односторонний процесс передачи эмоций от психотерапевта пациенту по фрейду обозначает
Неприятные и мучительные переживания, отчаяние, тоска, тревога, душевная боль часто возникают в трудных, стрессовых и экстремальных ситуациях, представляющих угрозу и опасность для личности человека, его здоровья и жизни близких людей. Совокупность этих состояний, обозначаемых понятием страдания, не только вызывает внутренний дискомфорт, но и нарушает поведение человека, создает трудности в его повседневной жизни, становится источником жизненных проблем и причиной возникновения психосоматических заболеваний. Отсутствие психологической культуры у человека проявляется в том, что он оказывается неспособным конструктивно совладать с сильными эмоциями и психической травмой, демонстрируя временами аутоагрессивные и дезадаптивные модели поведения.
В современной психологии проблема страдания и методов регуляции негативных эмоции исследована достаточно глубоко [1; 6; 8; 9; 11]. Применяемые в психологии и психотерапии методики разработаны в конкретных направлениях и подходах к пониманию личности, и поэтому отражают методологические установки их авторов. В этой связи является важным осмысление особенностей этих методов, их возможностей и ограничений. Целью статьи является анализ двух способов преодоления страдания человеком, которые при некотором сходстве имеют и глубокие различия, – отреагирование и покаяние.
Метод «Отреагирование эмоций». Понятие «отреагирование» является одним из важнейших в психотерапии. Впервые оно было использовано Й. Брейером и З. Фрейдом в работе «Исследования истерии» [14]. Это понятие означает непроизвольную эмоциональную разрядку и освобождение от аффекта, обусловленного психической травмой [3, с. 309]. Традиционно выделяют три формы этого процесса – выплекс эмоций, их вентиляцию и собственно отреагирование. Различия между ними проявляются в глубине проработки травмирующих переживаний и критических инцидентов. Первая форма относится к самому простому и поверхностному способу понижения внутреннего напряжения. Его суть состоит в открытом выражении своих чувств посредством эмоциональной речи, экспрессивных движений и действий (крик, смех, двигательная и речевая активность). В психотерапии есть соответствующие техники, позволяющие выплеснуть свои эмоции через рисунок, танец, пение и музицирование. Вторая форма – вентиляция эмоций – подразумевает более длительное проживание своего состояния (слезы, проговаривание волнующих событий и др.). Задача психолога и психотерапевта состоит в том, чтобы научить человека проговаривать вслух свои мысли и тревоги, демонстрировать их в поведении, дать возможность без страха осуждения кричать, плакать, топать и обвинять. Например, в практике гештальттерапии используют метод «пустого кресла», позволяющего выразить амбивалентные переживания через проигрывание разных сторон личности. Вначале человек выражает одни чувства – раздражение, злость, обиду, а потом противоположные мысли и чувства – радость, восторг [1, с. 327]. В райхианской терапии применяют разнообразные упражнения, направленные на уменьшение телесного напряжения, обусловленного вытесненными в подсознание мыслями и переживания. Причем, чтобы научиться любить, нужно сначала выпустить из себя всю накопившуюся злость, ненависть и обиду [12, с. 26 – 27]. И, наконец, третья форма отреагирования основана на повторном осознании и глубинной проработке психологической проблемы, поиске причин своего страдания, последующего эмоционального переживания прошлых вытесненных из сознания травматических событий. Человек заново переживает чувства и воспоминания и тем самым пытается их преодолеть и достигнуть состояния душевного очищения [11].
В психотерапии в целях получения наиболее глубокой информации о индивиде, его проблемах и способе активного повторного переживания событий своей жизни часто используют методику исповеди. Психологическая исповедь одно из мощных средств воздействия на психическое состояние человека. Она выполняет много функций: смягчает боль, снижает вероятность рецидивов, уменьшает диссонанс между внутренним состоянием и реальными поступками, помогает лучше разобраться в себе, быстрее устраняет очаг душевных конфликтов и освобождает от отрицательных эмоций [6]. Исповедь – это разговор, даже очень эмоциональный, о травмирующих событиях, о мыслях, поступках в разных жизненных ситуациях. Эта процедура помогает объективировать мир внутренних переживаний и восприятий, но она не всегда приводит к нравственному переосмыслению своих действий. Именно третью форму отреагирования чувств называют катарсисом, или катарсическим методом [3, с. 168].
Катарсис (греч. η κ?θαρση – очищение) – понятие, введенное Аристотелем в его учении о трагедии в «Поэтике» [2]. По его мнению, целью античной трагедии является достижение катарсиса, то есть нравственного очищения и освобождение от страстей и аффектов, испытываемых зрителем в процессе сопереживания и сострадания героям. В психологии это понятие имеет несколько значений. С одной стороны, оно означает эмоциональное переживание, которое человек испытывает под впечатлением произведений искусства, приводящее к освобождению от конкретных мыслей и чувств и состоянию внутреннего очищения [3, с. 168]. Л.В. Выготский рассматривал катарсис как самосгорание аффектов, пробужденных у человека под влиянием художественных произведений [5]. С другой стороны, катарсис рассматривается и как один из методов психотерапии. Так, в психоанализе под катарсисом понимают «отреагирование аффекта», ранее вытесненного в подсознание. Человек заново переживает травмирующие его в прошлом переживания, что приводит к состоянию внутреннего очищения и выздоровления. В других подходах психотерапии также применяются различные технологии, методики и упражнения, направленные на регулирование эмоциональных состояний человека, его аффектов и чувств. С их помощью человек обучается выражать травмирующие переживания посредством экспрессивного поведения, в общении с другими людьми, а также уменьшать мышечное напряжение, сдерживающее вытесненные отрицательные переживания.
Одни психологи считают, что психическая травма может сгореть в «шоковых» переживаниях, а потрясение привести к освобождению от вины, зависимости, агрессивности, к духовному обновлению и росту, обретению свободы в восприятии мира и к изменению ценностей человека [6]. С точки зрения других психологов, катарсис в виде своеобразного «выпускания пара» не может привести к «очищению» души человека и его духовно-нравственному обновлению. Например, эмоциональный и поведенческий катарсис такого аффекта, как агрессия может лишь временно ослабить психическое напряжение и дать ощущение улучшения самочувствия [4]. Это связано с тем, что причины, вызвавшие подавление аффекта, по-прежнему существуют. Не любое свободное проявление и удовлетворение своих вытесненных биологических влечений и потребностей дает гарантию обновления души, обретения психического равновесия и внутреннего спокойствия. Более того, осознание вытесненных травмирующих переживаний и их отреагирование во взаимоотношениях с психотерапевтом во время сеанса далеко не всегда кардинально меняет человека. Духовное перерождение связано с пробуждением духовных сил и качеств человека – его любви, веры, милосердия, доброты, совести. Такое изменение предполагает сильное желание выяснить истинные причины своего поведения, дать им духовно-нравственную оценку и найти способы изменить свое духовно-нравственное состояние [8; 9].
Применяемые в западной психотерапии методы и приемы направлены преимущественно на то, чтобы научить человека непосредственно выражать в поведении свои мысли и чувства. Нравственная оценка действий, мыслей, переживаний индивидом не просто не допускается, она запрещается, так как в ней многие психотерапевты усматривают угрозу для самопознания [8; 9]. Скорее они помогают уменьшить остроту нравственного конфликта посредством укрепления «я», его способности выдерживать противоречия между социальными ограничениями и влечениями человека, посредством расширения представлений о диапазоне своих резервов и границах приемлемости, а нравственные ценности и моральные нормы сделать все более размытыми и относительными. Яркой иллюстрацией является программа Просветления В. Эрхарда, которая активно пропагандировалась в 90-е годы в Америке. Методы раскрепощения и дальнейшей трансформации личности, как считают его последователи, «трудно понять и оценить сразу – это всегда удар по башке». И этот удар приводит к психическому срыву человека, как за счет унижения человеческого достоинства, так и за счет попирания нравственных ценностей, которые «мешают» человеку самовыражаться и любить [10].
Катарсис как отреагирование не может быть способом очищения и преображения души человека. Недостаточно просто осознать и заново пережить травмирующие переживания. Согласно христианской психологии и православной традиции человек должен не только проделать определенную работу по анализу этих мыслей и чувств с духовно-нравственной точки зрения, но и раскаяться в совершенных грехах, а потом и исповедаться. Но катарсис может стать началом духовного пробуждения и сознательного духовного развития личности. Т.А. Флоренская совершенно справедливо утверждает, что благодаря встрече со своим вытесненным ранее духовным «я» может произойти глубокое изменение сознания человека [13]. За осознанием, интроспекцией, трезвой самооценкой и переживанием должно следовать покаяние.
Покаяние. Греческий эквивалент понятия «покаяние» (η μετ?νοια) – «метанойя» – означает перемену умонастроения, мыслей, восприятия фактов, поступков, переворот сознания, сопровождаемый сожалением и раскаянием. Эта перемена является результатом оценки своего духовно-нравственного состояния и поведения на предмет их соответствия абсолютным нормам поведения, сформулированных в божественных Заповедях. Прп. Иоанн (Лествичник) выявил следующие изменения сознания в следствие покаяния: возобновление крещения, завета с Богом об исправлении жизни, обретение смирения, стремление к самоосуждению, появление надежды, отвержение отчаяния, примирение с Господом, совершение благих дел, очищение совести, добровольное терпение всего скорбного, изобретение наказания для себя самого [7, с. 70]. Покаяние представляет собой особую установку сознания, направленную на изменение и преодоление своих страстей и, соответственно, на преображение своей души и личности. Как считает С. Хоружий, покаяние выступает началом процесса изменения человеческой природы. Благодаря покаянию человек становится на путь преодоления и превосхождения своего естества. Покаяние означает «умоперемену», резкий и коренной перелом во всем существовании человека и его поведении [15].
В христианской традиции это понятие имеет исключительно духовно-нравственный смысл, означает признание человеком перед Богом своих греховных мыслей, чувств, поступков, исповедание их во время Таинства исповеди и последующее изменение своей жизни. С психологической точки зрения покаяние представляет собой особое кризисное душевное состояние, сопровождаемое ощущением, что так жить больше невозможно. Этот кризис вызывает сильные эмоциональные переживания, слезы, горечь и покаянное чувство. У человека зарождается желание нравственно изменить себя и образ своей жизни. Покаяние пробуждает душевные силы человека, необходимые для того, чтобы вначале опознать свои греховные страсти, мысли, чувства и поступки, а затем очистить свою душу от их власти посредством церковного Таинства. В покаянии проявляются все душевные силы человека, в том числе воля, мужество, упорство, необходимые для освобождения от зависимости от своих страстей и деяний. Покаяние – это сокрушение и смирение сердца, слезы и плач о содеянном, желание впредь не совершать подобные поступки, стремление стать лучше. Покаяние – это непримиримая борьба со своими страстями, стремление изменить себя и свою жизнь. Христианские богословы рассматривают покаяние как такую перемену в сознании человека, которая ориентирует человека на развитие в себе таких качеств-добродетелей, которые противоположны качествам, делающим человека зависимым от своих страстей. Покаяние кардинально меняет человека: из блудника и прелюбодея он становится целомудренным; из пьяницы – трезвенником; из чревоугодника и сребролюбца – щедрым и бессребренником; из лентяя – трудолюбцем; из завистливого и недоброжелательного – доброжелательным и добрым [7; 15].
Изучение святоотеческого практического опыта и жития святых показывает, что в судьбе каждого святого и благочестивого христианина можно найти переломный момент, после которого начинается их путь к Богу и духовному обновлению. Этот переломный момент всегда связан с глубоким сокрушением сердца, обостренным чувством совести, горячим желанием быть с Богом и изменить свою жизнь [8; 9; 16; 17]. Многие угодники Божии до покаяния совершали тяжкие проступки, потворствовали своим страстям, нарушали нравственные заповеди, не испытывая при этом сожаления. Но, оказавших в трудных, или критических ситуациях, раскаявшись в своих поступках, они коренным образом изменяли свою жизнь – стремились привести ее в соответствие с христианским идеалом личности. Так, прп. Мария Египетская семнадцать лет жила в блуде, пока Господь не обратил ее к покаянию. Мария исполнила свое обещание изменить жизнь. Она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там 47 лет провела в полном уединении, в посте и молитве. Она достигла высокого уровня святости и обладала даром прозорливости. Прп. Таисия и прпмч. Евдокия, отличаясь редкой красотой и стройностью, с юных лет предавались развратной жизни. Но, уверовав во Христа, они отказались от своей прошлой жизни, и посвятили себя подвигам поста, молитвы и очищения души. Прп. Андрей Критский принес глубокое раскаяние в своих греховных поступках и сознательно терпел страдания и скорби, чтобы искупить свои грехи. Плодом его сокрушенного сердца стали многие вдохновенные молитвы и песнопения, и, прежде всего, Великий покаянный канон, который читается в церкви Великим постом и создает определенный душевный настрой у верующих людей.
Заключение
Очищение души от страдания и связанных с ним травмирующих переживаний представляет собой сложный процесс. В современной психологии и психотерапии применяют комплекс методик, направленных на отреагирование вытесненных травмирующих переживаний. Наиболее распространенными его формами в стрессовых и критических ситуациях выступают выплекс эмоций, их «вентиляция» и катарсис, которые отличаются между собой глубиной проработки психологических проблем человека. Применение этих методик позволяет испытать временное освобождение от страдания. Однако истинное духовно-нравственное очищение и освобождение от губительных страстей предполагает особую деятельность души – покаяние. Благодаря ему человек не только обретает внутренний мир и равновесие, но и возможности духовного роста и преображения своей личности.
Источник