Модели эмоционального выгорания
В настоящее время существует несколько моделей эмоционального выгорания, объясняющих данный феномен.
Однофакторная модель эмоционального выгорания (Пайнс, Аронсон). Согласно ей, выгорание — это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Истощение является главной причиной (фактором), а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения считают следствием. Согласно этой модели риск эмоционального выгорания угрожает не только представителям социальных профессий.
Двухфакторная модель (Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксма). Синдром эмоционального выгорания сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй — деперсонализация — проявляется в изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочного».
Трехфакторная модель (К. Маслач и С. Джексон). Синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая эмоционального выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.
Вторая составляющая (деперсонализация) сказывается в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других — усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам и т. п.
Третья составляющая эмоционального выгорания — редукция личностных достижений — может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
Четырехфакторная модель (Firth, Mims, Iwanicki, Schwab). В четырехфакторной модели выгорания один из его элементов (эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения) разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация, связана с работой и с реципиентами соответственно и т.д.
Процессуальные модели эмоционального выгорания рассматривают выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени и имеющий определенные фазы или стадии (см. Стадии эмоционального выгорания). Процессуальные модели рассматривают динамику развития выгорания как процесс возрастания эмоционального истощения, вследствие которого возникают негативные установки по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Подверженный выгоранию специалист пытается создать эмоциональную дистанцию в отношениях с ними как способ преодолеть истощение. Параллельно развивается негативная установка по отношению к собственным профессиональным достижениям (редукция профессиональных достижений).
Эмоциональное выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений. Например, динамическая модель Б. Перлман и Е. А. Хартман описывает развитие процесса эмоционального выгорания как проявление трех основных классов реакции на организационные стрессы. Это:
- физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическое истощение);
- аффективно-когнитивнаые реакции (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация/деперсонализация);
- поведенческие реакции, выражающиеся в симптоматических типах преодолевающего поведения (дезадаптация, дистанцирование от профессиональных обязанностей, сниженная рабочая мотивация и продуктивность).
Согласно процессуальной модели М. Буриша, развитие синдрома эмоционального выгорания проходит ряд стадий. (Подробнее см.: Стадии эмоционального выгорания)
Источник
Особенности эмоционального выгорания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Синдром эмоционального выгорания – это реакция специалиста на рабочие нагрузки неблагоприятного характера. Она состоит из психологических, психофизиологических и поведенческих компонентов.
Понятие эмоционального выгорания
Психологи относят эмоциональное выгорание к числу феноменов профессиональной деформации. Его развитие характерно для специалистов, которым в соответствии с родом службы положено большое количество времени общаться с другими людьми. К ним причисляют педагогов общеобразовательных школ, социальных сотрудников, работников полиции, медицинский персонал и т. д.
Синдром эмоционального выгорания — это феномен личностной деформации. Он является многомерным конструктом, набором негативных и психологических переживаний, которые связаны с длительными и интенсивными межличностными взаимодействиями. Для последнего характерна высокая эмоциональная насыщенность или когнитивная сложность, представляющая собой ответную реакцию на долговременные стрессы в ходе межличностных коммуникаций.
Психическое выгорание — это профессиональный кризис, который можно отнести к работе в целом, а не только к межличностным взаимоотношениям в процессе ее осуществления. Такое понимание выгорания подразумевает следующие его основные компоненты:
- эмоциональное истощение,
- цинизм,
- профессиональную неэффективность.
С такой точки зрения понятие «деперсонализация» обладает более широким значением и означает негативное отношение не только к клиентам, но и к труду, включая его предмет в целом.
Исследования синдрома эмоционального выгорания
В 1980 году К. Чернисс (С. Cherniss) определил синдром эмоционального выгорания в качестве потери мотивации к работе. Она возникает как ответ на чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, которые реализуются в психологическом уходе и эмоциональном истощении. Этот синдром является синдромом физических, эмоциональных и познавательных чувств, которые испытывает профессионал, не имеющий способностей справиться эффективно со стрессом.
Один из первых российских исследователей, вплотную занявшийся вопросом эмоционального выгорания, — В. В. Бойко полагал, что эмоциональное выгорание приобретается в процессе жизнедеятельности человека, отличаясь этим от различных форм эмоциональной ригидности. Ригидность же определяют органическими причинами в виде свойств нервной системы, степени подвижности эмоций, психосоматических нарушений.
Готовые работы на аналогичную тему
В 1993 году Г. В. Залевский ввел категорию «ригидность». Ее можно рассматривать как одну из существенных характеристик синдрома выгорания. Ригидность обладает в большей мере динамико-содержательной природой, из чего следует, что она характеризует трудности, испытываемые самоактуализирующейся личностью (происходит несрабатывание психологических механизмов).
Бойко определял эмоциональное выгорание в качестве механизма психологической защиты личности. Он проявляется как полное или частичное исключение эмоций (понижение их энергетики) в ответ на психотравмирующее воздействие.
Для него выгорание может являться приобретенным стереотипом эмоционального (часто профессионального) поведения. Отчасти это функциональный стереотип, который дает возможность дозировки и экономного расходования энергетических ресурсов человека. Так, само по себе выгорание ученый рассматривал как конструктивное. Дисфункциональными считаются только его следствия, когда оно негативно отражается на выполнении профессиональных обязанностей и отношениях с партнерами. В этой ситуации синдром приводит к профессиональной деформации личности.
Модели эмоционального выгорания
Современная наука рассматривает несколько моделей эмоционального выгорания: одно-, двух-, трех- и четырехфакторную.
Однофакторную модель эмоционального выгорания предложили Пайнс и Аронсон. В соответствии с ней выгорание представляет собой состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, которое вызывает длительное пребывание в эмоционально перегруженной ситуации. Истощение — это основная причина (фактор), а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения считаются следствиями. Эта модель рассматривает риск эмоционального выгорания как угрозу для представителей не только социальных профессий.
Двухфакторная модель, разрабатываемая Д. Дирендонком, В. Шауфели, X. Сиксма, предлагает свести синдром эмоционального выгорания в структуре, включающей эмоциональное истощение и деперсонализацию. Первый компонент получил название «аффективного», его можно отнести к области жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональную истощенность. Для второго элемента характерно проявление в изменении отношения к пациентам или к самому себе («установочный» компонент).
Трехфакторная модель К. Маслача и С. Джексона определяет синдром психического выгорания в виде трехмерной конструкции. Она состоит из эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривают здесь в качестве основного элемента эмоционального выгорания, который проявляется через сниженный эмоциональный фон, равнодушие или эмоциональное перенасыщение.
Что касается второй составляющей (деперсонализации), то она сказывается в деформации отношений с другими лицами. В одной ситуации это может быть рост зависимости от окружающих людей. В другой — усиление негативизма, циничность установок и чувств в отношении реципиентов (пациентов, клиентов).
Третья составляющая эмоционального выгорания (редукция личностных достижений) проявляется через тенденцию давать себе отрицательную оценку, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизм в отношении служебных достоинств и возможностей (преуменьшение своего достоинства, ограничение своих возможностей, обязанностей по отношению к другим).
В четырехфакторной модели выгорания (Firth, Mims, Iwanicki, Schwab) представлен только один основной элемент (эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения). Он делится на 2 отдельных фактора (например, деперсонализацию относят к работе с реципиентами).
Источник
Модели эмоционального выгорания
Модели эмоционального выгорания
В настоящее время существует несколько моделей эмоционального выгорания, описывающих данный феномен.
Однофакторная модель эмоционального выгорания (Пайнс, Аронсон). Согласно ей, выгорание — это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Истощение является главной причиной (фактором), а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения считают следствием. Согласно этой модели риск эмоционального выгорания угрожает не только представителям социальных профессий.
Двухфакторная модель (Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксма). ((СиндромЭмоциональногоВыгорания Синдром эмоционального выгорания)) сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй — деперсонализация — проявляется в изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочного».
Трехфакторная модель (К. Маслач и С. Джексон). Синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая эмоционального выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.
Вторая составляющая (деперсонализация) сказывается в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других — усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам и т. п.
Третья составляющая эмоционального выгорания — редукция личностных достижений — может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
Четырехфакторная модель (Firth, Mims, Iwanicki, Schwab). В четырехфакторной модели выгорания один из его элементов (эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения) разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация, связана с работой и с реципиентами соответственно и т. д.
Процессуальные модели эмоционального выгорания рассматривают выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени и имеющий определенные фазы или стадии (см. ((СтадииЭмоциональногоВыгорания Стадии эмоционального выгорания))). Процессуальные модели рассматривают динамику развития выгорания как процесс возрастания эмоционального истощения, вследствие которого возникают негативные установки по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Подверженный выгоранию специалист пытается создать эмоциональную дистанцию в отношениях с ними как способ преодолеть истощение. Параллельно развивается негативная установка по отношению к собственным профессиональным достижениям (редукция профессиональных достижений).
Эмоциональное выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений. Например, динамическая модель Б. Перлман и Е. А. Хартман описывает развитие процесса эмоционального выгорания как проявление трех основных классов реакции на организационные стрессы. Это:
• физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическое истощение);
• аффективно-когнитивнаые реакции (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация/деперсонализация);
• поведенческие реакции, выражающиеся в симптоматических типах преодолевающего поведения (дезадаптация, дистанцирование от профессиональных обязанностей, сниженная рабочая мотивация и продуктивность).
Согласно процессуальной модели М. Буриша, развитие ((СиндромЭмоциональногоВыгорания Синдрома эмоционального выгорания)) проходит ряд стадий. (Подробнее см.: СтадииЭмоциональногоВыгорания)
Источник
Модели эмоционального выгорания
В настоящее время существует несколько моделей эмоционального выгорания, описывающих данный феномен.
Однофакторная модель эмоционального выгорания (Пайнс, Аронсон). Согласно ей, выгорание — это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Истощение является главной причиной (фактором), а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения считают следствием. Согласно этой модели риск эмоционального выгорания угрожает не только представителям социальных профессий.
Двухфакторная модель (Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксма). Синдром эмоционального выгорания сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй — деперсонализация — проявляется в изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочного».
Трехфакторная модель (К. Маслач и С. Джексон). Синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая эмоционального выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.
Вторая составляющая (деперсонализация) сказывается в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других — усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам и т. п.
Третья составляющая эмоционального выгорания — редукция личностных достижений — может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
Четырехфакторная модель (Firth, Mims, Iwanicki, Schwab). В четырехфакторной модели выгорания один из его элементов (эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения) разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация, связана с работой и с реципиентами соответственно и т.д.
Процессуальные модели эмоционального выгорания рассматривают выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени и имеющий определенные фазы или стадии (см. Стадии эмоционального выгорания). Процессуальные модели рассматривают динамику развития выгорания как процесс возрастания эмоционального истощения, вследствие которого возникают негативные установки по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Подверженный выгоранию специалист пытается создать эмоциональную дистанцию в отношениях с ними как способ преодолеть истощение. Параллельно развивается негативная установка по отношению к собственным профессиональным достижениям (редукция профессиональных достижений).
Эмоциональное выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений. Например, динамическая модель Б. Перлман и Е. А. Хартман описывает развитие процесса эмоционального выгорания как проявление трех основных классов реакции на организационные стрессы. Это:
• физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическое истощение);
• аффективно-когнитивнаые реакции (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация/деперсонализация);
• поведенческие реакции, выражающиеся в симптоматических типах преодолевающего поведения (дезадаптация, дистанцирование от профессиональных обязанностей, сниженная рабочая мотивация и продуктивность).
Источник