Одиночество лермонтова его чувства

Тема одиночества в лирике Лермонтова

Тема одиночества в творчестве Лермонтова является доминирующей. Михаил был единственным ребенком в семье, мать умерла рано. Бабушка, винившая в смерти дочери отца Михаила, забрала маленького Мишеля в свое имение и позаботилась о том, чтобы Юрий Петрович не виделся с сыном. Елизавета Алексеевна заботилась о внуке, даже выписала врача, который жил в ее имении и занимался только здоровьем Миши, Дворовые дети были обязаны развлекать его. Но рядом не было братьев и сестер, не было родных ему людей. Бабушка, на плечах которой было огромное имение, всегда была занята, и ребенок с детства чувствовал себя одиноким в толпе. Потому что рядом не было человека, с которым он мог поделиться своими детскими заботами, кто бы выслушал и понял бы его. Отсюда ершистость его характера.
Теме одиночества посвящены его стихотворения.

Монолог (Поверь, ничтожество, есть благо в здешнем свете)

1829 год. Стихотворение написано в раннем возрасте, в неполные 15 лет. Это белый стих. В нем ясно видно, что Лермонтов уже в столь юном возрасте задумывается о своем месте в этой жизни, о своем предназначении. Но ему кажется, что в здешнем свете таланты и познанья никакой роли не играют. «Ничтожество есть благо в здешнем свете». Стихотворение наполнено безнадежностью, унынием.

«Отрывок» (На жизнь надеяться, страшась)

Это стихотворение тоже из числа юношеских. В советское время оно почти не издавалось, и потому мало известно. И в нем тоже присутствуют нотки трагизма, ощущение собственной бесполезности.

Это произведение не маленькое, в нем 10 строф по 8 стихов в каждом. Это глубоко философское произведение, несмотря на юношеский возраст автора. В нем юный поэт упоминает высшие силы, пишет о будущем человечества. Стихотворение заставляет задуматься. О ком говорит юный поэт в следующей строфе: о Боге, о Сатане?

Стихотворение «Отрывок было впервые опубликовано в 1859 году в «Отечественных записках.

Парус (Белеет парус одинокий)

Лермонтов написал в 1832 году во временном интервале: первая половина августа — 2 сентября, и было включено в письмо к М. А. Лопухиной. Михаил Юрьевич находился в душевном смятении, узнав, что ему предстоит снова сдавать экзамены, чтобы поступить в Петербургский университет. Он долго бродил по городу, раздумывая, что делать дальше. Перспектива оказаться в роли вечного студента юношу не прельщала. Существует мнение, что стихотворение «Парус» было написано на берегу Невской губы, получившей народное название маркизовой лужи. Как парус жаждет бури, так и восемнадцатилетний поэт жаждет приложения своих сил, знаний, стремится найти свое место в жизни.

«Узник»

Это стихотворение написано в 1837 году, когда Лермонтов оказался под арестом в Главном штабе. Условия содержания в этом каземате были жесткие, ему не давали ни бумаги, ни чернил, чтобы не успел написать крамольных стихов. Михаил Юрьевич попросил камердинера, приносившего еду, заворачивать хлеб в серую бумагу и на ней записывал стихи. В стихотворении присутствуют народные, песенные мотивы. Но во второй части интонация стихотворения изменяется, появляются мотивы одиночества.

«Листок» (Дубовый листок оторвался от ветки родимой)

Тема одиночества особенно остро выражена в стихотворении «Листок» Лермонтов сравнивает себя с дубовым листком, залетевшим волею судьбы на Кавказ. Олицетворение ссылки является южная чинара.

Стихотворение написано в 1841 году, когда он был вынужден уехать на Кавказ по приказу командования. Он чувствует себя одиноким листком. Он уже нашел свое место в жизни, решил стать литератором, мечтает выйти в отставку. Только у властей на Лермонтова свои планы. Отсылая всякий раз его на Кавказскую войну, царь и его единомышленники надеются, что он не вернется.

Заключение

Гимном одиночеству можно назвать стихотворение «И скучно, и грустно», написанное в 1840 году. Лирические герои стихов Лермонтова, страдая от одиночества, все же мечтают о родственных душах. Эти чаяния выражены в стихах «Сосед», «Соседке», написанных во время первого и второго заключений. Дубовый листок стремится найти приют у чинары в стихотворении «Листок» . В стихотворении «На севере диком стоит одиноко» сосна мечтает о красавице пальме. Утес горюет по улетевшей тучке, умчавшейся в путь.

Тема одиночества выражена в поэме «Мцыри», присутствует также в «Герое нашего времени» и других произведениях.

Источник

Тема душевного одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 26.05.2017 2017-05-26

Статья просмотрена: 8255 раз

Библиографическое описание:

Абдурахманов, Б. С. Тема душевного одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова / Б. С. Абдурахманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 66-67. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43065/ (дата обращения: 13.10.2021).

Русская литература XIX века может похвастаться россыпью талантливых литераторов — поэтов и прозаиков, написавших целый ряд удивительных, цельных и прекрасных произведений, поднимая в них темы, в начале XXI века. Через эти стихи, поэмы, рассказы, повести и романы можно приоткрыть завесу тайны загадочной русской души.

Одним из таких, прославивших через свое творчество себя и свой народ на века, был великий поэт, писатель и художник Михаил Юрьевич Лермонтов, вспыхнувший как метеор, и так же быстро угасший на небосклоне русской литературы.

Он был сыном аристократов — Юрия Лермонтова и Марии Арсеньевой. Род Лермонтова, по преданиям восходит к мифическому шотландскому предсказателю и поэту — Томасу Лермонту, имя которого упоминается в многочисленных шотландских легендах и сказах. В них говорилось, что свой поэтический дар Томас Лермонт получил от королевы фей.

Читая произведения Лермонтова, можно поверить этому — такой всесторонне развитый талант можно сформировать лишь при помощи волшебства.

Читайте также:  Ing с глаголами чувств

Детство поэта было малорадостным. В возрасте трёх лет он потерял мать, и бабушка разлучила его с отцом, забрав внука к себе на воспитание. Маленький Лермонтов рос болезненным и мечтательным ребёнком. Чтобы поправить его здоровье, бабушка часто возила его на Кавказ. Это привило будущему поэту любовь к этой земле на всю жизнь.

Это чувство восхищения величественными горами и гордым, независимым нравом населяющего его народа заставляет его возвращаться туда снова и снова. Будучи в Москве и Петербурге, Лермонтов чувствовал себя запертым в условностях, принятых в среде «высшего света» — русской аристократии. Очень умный, проницательный, он, казалось, насквозь видел всю фальшь и циничность от поведения окружающих его там людей. А они в свою очередь, не таланта, который так выделяется на их фоне. Его прямолинейность и язвительность пугает их, лишая привычного душевного покоя. Видя всё это, Лермонтов бросает учёбу в Московском университете и поступает на военную службу. Своих истинных друзей он находит именно среди военных.

Из за знаменитого стихотворения «Смерть поэта» попадает в ссылку на Кавказ. Но это не угнетает поэта, потому что он попадает в место, которое им любимо с детства. Здесь он, участвуя в боевых действиях с местным населением, параллельно узнавал его обычаи и быт. Именно здесь были написаны самые значительные его произведения — «Демон», «Мцыри», «Герой нашего времени» и многие другие. В них Лермонтов раскрывает перед читателем свои чувства через призму кавказского колорита. Горный народ в этих произведениях предстаёт гордым, независимым, превыше всего ценящим свободу. Например, в поэме «Мцыри» поэт рассказывает о юноше по имени Мцыри, который готовился принять постриг, чтобы стать монахом в христианском монастыре. В одним из ночей он исчезает. Его ищут три дня, находят израненным и умирающим. Перед смертью он рассказывает иноку о том, что он видел за эти дни, описывает людей, природу и барса, который ранил Мцыри. Юноша говорит о своем одиночестве, о безрадостном детстве, лишенном ласки двух самых близких людей — отца и матери. Говорит о своем положении пленника в монастыре. Мцыри говорит, что не чувствовал себя живым, он только существовал, исполняя чужие прихоти. По-настоящему он жил только те три дня, которые он провёл на свободе, вне стен монастыря, предоставленный самому себя. Умирая, Мцыри жалеет лишь о том, что так и не узнал, кто он.

Читая эту поэму, невольно ловишь себя на мысли, что может быть, себя описал поэт в образе этого несчастного отрока. Лермонтов, как и Мцыри, не знал материнской и отцовской ласки, чувствовал себя заточенным за глухой стеной непонимания, уставленной между ним и окружающими его людьми. Через слова Мцыри Лермонтов высказывает свои мысли относительно жизни и смерти. Чувство одиночества — это то, что чувствуется почти в каждом его произведение. Это — состояние души поэта:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желания что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят — все лучшие годы! (И скучно и грустно. 1840 г.)

Как известно, Лермонтов был ещё талантливым прозаиком, и драматургом. В своём романе, «Герой нашего времени», который нашел бурный отклик в среде писателей и критиков, Лермонтов также пишет об одиноком человеке, который, обладая при рождении многими несомненными достоинствами, честность — тем не менее, не стал достойным человеком. Герой романа, Григорий Александрович Печорин осознаёт свои недостатки и пороки, и это мешает ему сближаться с людьми. Он как будто ищет в людях какой-то идеал, но не находит, и от этого быстро разочаровывается в них. Печорина при этом не заботит, что они чувствуют, что его поступки могут их ранить или причинить боль.

Многие, прочитав этот роман, говорили о том, что главный герой похож на самого Лермонтова. Но он это отрицал, говоря, что Печорин это собирательный образ его современника — человека, пересыщенного жизнью настолько, что уже и сам не знает своих желаний. Ясно, однако, то что в некоторых чертах всё-таки существует. Печорин произносит мысли, вложенные в его уста автором, и модно считать, что это и мысли его самого. И эта искренность в изложении образа мыслей Печорина подкупает читателя. Да, он жесток, циничен и насмешлив в общении с людьми, он ломает судьбы, кажется, делает всё для того, чтобы казаться ещё более плохим человеком, но вы чувствуете лишь жалость к одинокому человеку, нацепившему на себя эту непроницаемую маску. И в этом проявляется истинное мастерство прозаика, настолько оживившего свой персонаж.

В другом своем произведении поэме «Демон» он опять поднимает тему одиночества. На этот раз герой мистический Демон. Но он скорее печальный, чем злой:

Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей,

И лучших дней воспоминанья

Перед ним теснился толпой.

Он вспоминает прежние времена, когда был чистым ангелом, и творил добро, как вселенная улыбалась ему. После изгнания, он, озлобленный, он лежит всему миру:

Ничтожно властвуя землей

Он сеял зло без наслажденья

Нигде искусству своему

Он не встречал сопротивленья –

И зло наскучило ему.

Демон прилетает на Кавказ, в Грузию. Там живет князь Гудал с прекрасной дочерью Тамарой. На своей свадьбе Тамара танцует, и Демон видит её:

В себе почувствовал он вдруг,

Немой души его пустую

Наполнил благодатный звук –

И вновь постигнул он святыню

Любви, добра и красоты!

Он любуется прекрасним зрелищем и как будто в нем начинает просыпаться, кажется, навеки угасшая, светлая сторона его души. Глядя на невинную красоту этой девушки, он не замечает, что влюбился в нее. Тамару настигает несчастье. Ее жених погибает в дороге в день свадьбы. В доме воцаряется траур. К страдающей девушке по начале, приходит прекрасный незнакомец, который говорит о своей страстной любви, утешает её, обещает все земные радости. Думая, что это дьявол искушает её, Тамара просит отца отвезти её в монастырь, чтобы защитить свою душу от искушения. Но Демон и там не оставляет её в покое. Он проникает к ней в келью и признается ей в любви:

Читайте также:  Методика зунга депрессия стимульный материал

Тебе принес я в умиленье

Молитву тихую любви,

Земное первое мученье

И слёзы первые мои

О! выслушай из сожаленья!

Меня добру и небесам

Ты возвратить могла бы словом

Твоей любви святым покровом

Одетый, я предстал бы там,

Как новый ангел в блеске новом,

О! только выслушай, молю

Я раб твой, — я тебя люблю!

Он долго убеждает Тамару, говорит о своем нежелании гнить зло людям, обещает девушке вечную жизнь в любви. Демон просит всего лишь один поцелуй, но когда он его добивается, яд, которым были отравлены его уста, проникает в Тамару и она погибает. После её смерти он приходит, чтобы забрать душу девушки с собой, но явившийся ангел не дает демону сделать этого, забрав её с собой в рай. И Демон опять остается один. Он опять превращается в одинокого изгнанника, который продолжает сеять зло с ещё большей силой.

Как видим, и в этом произведении М. Ю. Лермонтов говорит об одиночестве, которое сжигает душу изнутри, заставляя чувствовать себя опустошённым. Ему было знакома это чувство. Он любил, но его чувство были отвергнуты, тянулся к людям, но его не поняли. Поэт страдал от этого, и его страдания вылились в проникновенные строки, которые теребят душу человека посей день.

  1. М. Ю. Лермонтов. Соб. Сочинение в 4-х т. «Художественная литература». 1976.
  2. Висковатов П. А., М. Ю. Лермонтов. «Жизнь и творчества». Москва. «Современник». 1987.

Источник

Тема одиночества в лирике Лермонтова

Тесная связь биографии Лермонтова с его творчеством

Тема одиночества в лирике Лермонтова является одной из главных, что можно проследить как в небольших стихотворениях поэта, так и в поэмах («Демон», «Мцыри»). Чтобы понять истоки данного мотива в творчестве Михаила Юрьевича, стоит обратиться к его биографии. Поэт воспитывался бабушкой, без матери и отца, болел и много времени проводил в горах, на Кавказе для улучшения здоровья:

«Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов “отец” и “мать”».
(«Мцыри», 1839)

Но поэт говорил, что любит свое угрюмое уединенье, в этом состоянии он находился с детства, и оно было вполне привычным для него. Однако безвременная тоска постоянно давит на душу лирического героя его стихотворений, томит и не уходит. Эту тоску герой испытывает с ранних лет, так 14-летний Лермонтов пишет: «И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит». («Монолог», 1829).

«Взгляните на мое чело
Всмотритесь в очи, в бледный цвет;
Лицо мое вам не могло
Сказать, что мне 15 лет».
(«Отрывок», 1830)

В стихотворениях 30-ых годов поэт говорит о могильном звуке, видит свой уединенный гроб и много рассуждает о жизни земной и небесной. Осознает он быстротечность жизни, бессмысленность существования: «Года уходят будто сны». («Одиночество»,1830), «Ланит спокойных пламень алый. С собою время уведет» («Когда весной разбитый лед», 1830).
Юность – пора амбиций, жизненности и радости от настоящих и грядущих дней – незнакома Лермонтову. Хотя мечта все-таки часто волнует его, но часто это только усиливает печаль и одиночество юноши. Сначала в творчестве, в мечте и воспоминаниях он видит отраду, но постепенно понимает и их тщетность: «Мечтанье злое грусть лелеет. В душе неопытной моей…» («Отрывок»), «Но тщетны мечты, бесполезны мольбы. Против строгих законов судьбы» (Желание, 1832), «И все мечты отвергнув, снова. Остался я один» (Как в ночь звезды падучей пламень, 1832). Невозможность высказаться, поделиться наболевшим мучит его, ведь никто не поймет страданий гениального поэта: «Живу как камень меж камней» («Отрывок»).
В отношениях с прекрасным полом поэта также постигла неудача. Безответные чувства, предательство девушек и в конце несостоявшийся брак с любимой женщиной окончательно заставили его разочароваться в любви. Он пишет стихотворение «Пусть я кого-нибудь люблю» (1831), где говорит о губительности для него этого чувства и окончательно смиряется со своим одиночеством. Возможно, в чем-то прав Владимир Соловьев, говоря, что влюбляясь поэт любил не столько объект воздыханий, сколько «собственное любовное состояние», и погружение в себя, сосредоточенность на своей личности мешало поэту извлечь из этого чувства «жизненное наполнение», поэтому он снова был обречен на одиночество и пустынность своей души.
Стихотворение «Смерть поэта» и дуэль явились причиной заключения Лермонтова и его дальнейших ссылок на Кавказ. В «Узнике» описано пребывание в стенах тюрьмы, где отражается восприятие поэтом своего заключения:

«Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом»
(«Узник» 1837).

Так, уже из биографии мы видим, что мотив одиночества в лирике Лермонтова неслучаен, один из ведущих, поэтому понимание его природы важно для постижения творчества поэта в целом.

Романтическое избранничество поэта

У Лермонтова были предки из Шотландии. Так, в России родился поэт с западноевропейскими корнями, «близкий по духу к древнему своему предку, вещему и демоническому Фоме Рифмачу (Thomas the Rhymer), с его любовными песнями, мрачными предсказаниями, загадочным двойственным существованием и роковым концом» – как его определял Владимир Соловьев. И этот факт философ связывает с проявлением крайнего субъективизма, и в чем-то даже эгоизма, в лирике Лермонтова на фоне русской безличности.

Романтизм, явление западноевропейское, не мог возникнуть без чувства субъективности. Лермонтов же – поэт-романтик, тот, кто воплощает в себе гениальное, творческое начало. «Один среди людского шума», с гордо зреющей творческой думой поэт понимает свое предназначение и судьбу: «ни счастия, ни славы. Мне в мире не найти» («Не смейся над моей пророческой тоскою», 1837). Гений всегда одинок, революционен, он идет в разрез с традицией, обществом, а порой и всем миром: «Как в ночь звезды падучей пламень, Не нужен в мире я» (1832). Поэт говорит о своей пустынной душе, о том, что он в свете безродный странник («Молитва», 1837). В чем-то романтическое избранничество, в чем-то образ «лишнего человека», в чем-то философская отрешенность, гениальность и пророческий дар мешают поэту обрести где бы то ни было что-то свое – он избран и обречен на одиночество.

Читайте также:  Чем избавится от чувства тревоги

Часто герой его лирики сам призывает страдания и печаль в свою жизнь: «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?» (1832). Это свидетельствует о понимании Лермонтовым той тяжкой ноши поэта-пророка, поэта-мистика и того, что он ее принимает.

В стихотворениях о природе, «пейзажно-философской» лирике, если ее можно так назвать, также звучат мотивы одиночества: это и грустный утес, и дубовый листок, и пустынные пальмы, пострадавшие от людей, и блуждающие тучки, и свободная волна, вольная жить и умереть, когда захочет («Для чего я не родился. Этой синею волной?», 1832), и мятежный парус или одинокий корабль: «Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах» («Воздушный корабль», 1840). В чем-то все они близки поэту, кому-то он сам хочет быть близок: «Зачем я не птица, не ворон степной…» («Желание», 1831).
Стремление к природе, первозданности, экзотике – туда, где нет сложившихся, устоявшихся норм, правил, представлений о мире, человеке – это тоже романтическая черта. Такие места часто бывают пустынны, необжиты, поэтому, испытав несколько мгновений счастья наедине с природой, как в стихотворении «Еще волнуется желтеющая нива», поэт снова приходит к одиночеству. Человек стихии, воспевающий морскую волну, стремящийся к небесному эфиру, сознает недостижимость этих высот: «… мир земной мне тесен, К тебе ж [т.е. к Богу] проникнуть я боюсь» («Молитва», 1829).

Смерть как следствие разочарования в жизни

Наверное, в каждом втором стихотворении Лермонтова встречаются слова гроб/могила, смерть/кончина и т.п.: «Все веселее умереть. Конец как звучно это слово…» (1832).
В стихотворениях «Любовь мертвеца», «Сон» – выражено предчувствие смерти, принятие ее поэтом. Это и неудивительно, ведь он разочаровался в жизни: «И скучно и грустно: и жизнь пустая и глупая шутка», и ждал смерти: «Но я без страха жду довременный конец. Давно пора мне мир увидеть новый» («Не смейся над моей пророческой тоскою», 1837).
А ведь что представляет собой смерть как не одиночество? Позже З.Фрейд скажет: «Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его». А Михаил Юрьевич и жизнь провел одиноко, смерти ждал, как начала чего-то нового, возможно лучшего, а надежду на существование хорошего на земле потерял еще в юности. Как поэт разуверился во всем и стал таким, он напишет в стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью», 1838:

«И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишённый сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия».

Разочарование постигает поэта одно за другим. В отношениях с близкими он встречается с непостоянством: в любви его ждет предательство, в дружбе он не находит человека, который бы его понял. Затем он разочаровывается в обществе, его устоях, пошлом времяпровождении света, пустом существовании людей. Он не принимает государственное устройство, политику, которая уничтожает гения, вольнодумца.
То есть поэт разуверяется во всем земном. Лишь природа представляет хоть какой-то очаг гармонии, но и здесь разочарование постигает его после убежденности в бессилии слиться в этой гармонии с природой в человеческом обличье. Однако и в небесном мире пристанища себе он не находит, так как был отравлен ядом своего демона еще с молодых лет: «И часто звуком грешных песен. Я, боже, не тебе молюсь». («Молитва», 1829). Поэтому демон, обреченный на вечные блуждания и одиночество, сопутствует поэту, не покидая его никогда.

Демон – вечный спутник и Альтер-эго Лермонтова.

Тьма неизменно присутствует в стихах Лермонтова с запахом могил, одинокими гробницами, предчувствием скорой смерти, злостью, презрением, мучившими поэта. Но он, как и его демон, способен проникнутся красотою, испытать любовь лишь на короткое время:

«На мгновенье
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг,
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук —
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты! («Демон»).
В такие мгновения надежда и вера снова возвращаются к нему:
«И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой
Пришла желанная пора».
(«Демон»).

Велением судьбы эти мгновения обрекают его только на страдания от неразделенности чувств, непостижимости гармонии и единения с природой… Ему остается терзаться в пустыне между мирами, и единственное, что у него есть, это одиночество.

Мы уже увидели, одиночество лирического героя не только мирское – оно проявляется на гораздо более масштабных уровнях:

«Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой».
(«Я не для ангелов и рая…»)

«Сознавая в себе от ранних лет гениальную натуру, задаток сверхчеловека, Лермонтов также рано сознавал и то злое начало, с которым он должен бороться, но которому скоро удалось вместо борьбы, вызвать поэта лишь на идеализацию его» – отмечал Владимир Соловьев. Лирический герой стихотворений Лермонтова не раз ассоциировал себя с падшим ангелом. Если Пушкин отвергает демона, называя злобным гением, язвительные речи которого «вливали в душу хладный яд», а встречи с ним были печальными и губительными, то от Лермонтова этот гордый демон не отстанет и не даст ему «счастья никогда», поэт называет демона своим: «Он недоверчивость вселяет, Он презрел чистую любовь, Он все моленья отвергает» и, в конце концов, демон становится Альтер-эго поэта:

«Я тот, чей взор надежду губит;
Я тот, кого никто не любит;
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы…»
(«Демон»).

Так, даже поверхностно взглянув на лирику поэта, можно заметить, что тема одиночества в творчестве Лермонтова одна из ведущих, и едва ли не самая значительная, определяющая его философию и мировоззрение.

Источник

Оцените статью