Очень эмоциональный ребенок это

«Как помочь эмоциональным детям». Консультация для родителей

Марина
«Как помочь эмоциональным детям». Консультация для родителей

Эмоциональное развитие ребенка начинается с первых мгновений беременности матери, и даже еще раньше. Ведь хроническая усталость, семейные неурядицы и прочее уже подготовили «негативную почву» для эмоциональных проблем ребенка. Процесс рождения, первые минуты, месяцы жизни определяют многое в эмоциональной сфере мальчика или девочки. И очень важно, если в семье единый стиль воспитания. Тогда ре-бенку не придется «разрываться» в выборе своих действий, не нужно будет приспосабливаться и ловчить. При авторитарном, командном стиле воспитания, у детей чаще наблюдается склонность к вранью, упрямству и даже мелкому воровству. Эмоциональность ребенка определяется и наследственным фактором (на кого похож ваш малыш).

Некоторые дети эмоциональны внешне (шумные, плаксивые, иные внутренне эмоциональны (боязливые, тревожные, но и тем и другим сложно справляться со своими эмоциями. Крики и наказания со стороны взрослых лишь усиливают проблемы у детей. Что же делать?

Прежде всего, необходимо попытаться понять своего ребенка, понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Когда родители в конфликтах проговаривают свое понимание детям, ситуация значительно меняется.Например: «Я тебя понимаю, что ты сейчас чувствуешь (печаль, радость, страх, или хочешь (играть, гулять, кричать, но ты пойми и меня, я чувствую.». После этого останется только предложить ребенку альтернативу или ограничить эмоциональные проявления во времени. Для этого на помощь приходит игрушка (лучше всего звуковая).Например: «Ты еще немного поиграешь, а когда зайчик тебя позовет, игра закончится».

Таким образом, убирается агрессия, направленная на взрослых, и родителям легче быть более последовательными в требованиях.А когда последовательности нет: если сегодня вы сказали «да», а завтра «нет», не объясняя причин, или после детских приставаний вы «сдались!», тогда можете считать, что ребенок начнет вами манипулировать, искать «новые кнопки».

Что делать, если такое уже случилось и ребенок путает «можно» и «нельзя»? На помощь приходит игра «Солнышки», в которую родители могут поиграть с детьми дома (жетонная терапия).

Красиво оформляется лист бумаги или блокнот. Детямпредлагается вступить в игру: «Ты у нас уже совсем большой, многое можешь делать самостоятельно (необходимо перечислить 2-3 положительных качества ребенка, но, например, убирать игрушки у тебя еще не совсем получается.

(Объясняется, как надо убирать.) Можно формировать любое другое желаемое взрослыми качество, назвав его ребенку.

«Мы будем рисовать солнышки, когда ты поиграешь и сам правильно уберешь игрушки. Если у тебя будет более двух солнышек (затем количество увеличивается, то в конце дня получишь сюрприз». Детям не объясняется, что именно, но в качестве сюрприза используются нематериальные ценности.Например: игра с папой, чтение любимой сказки, просмотр мультфильма, разрешение лечь спать на 15 минут позже и др. Сюрприз обязателен! Когда одно качество сформировано (сроки индивидуальны, тогда можно приступать к формированию другого.

Родителям перед проведением такой игры рекомендуем выяснить, чего же все хотят от ребенка, каким его видят в будущем папа, мама, бабушка, дедушка. Некоторым семьям это удобно делать в письменном виде. Возможно, каждая семья сама выберет общий, единый образ-мечту для ребенка.

Эмоциональные дети (боязливые или шумные) нуждаются в двигательной физической активности. Можно использовать «агрессивные игры» («Злая — добрая кошка», «Упрямая подушка», «Минута шалости» и др.). Кроме того, необходимо обучать их расслаблению, релаксации, так как постоянные зажимы у детей (агрессивные или тревожно-боязливые) могут приводить к психосоматическим заболеваниям.

В играх, как и в требованиях, желательно быть последовательными и систематичными. Если родителям не хватает предложенных психологических приемов, или что-то не получается, необходимо почувствовать свой путь, найти свои интересные решения. Собственная интуиция родителя может подсказать удивительные психологические техники. Например, мама ребенка, страдающего перевозбуждением перед сном, придумала игру в «Бессонницу». Поглаживая теплыми ладонями по телу малыша, мама «собирала бессонницу», а затем выбрасывала ее, прогоняя прочь, т. е. в игровой форме производилась релаксация ребенка.

Читайте также:  Эмоциональный интеллект управление предприятием

Однако, прежде чем применять свои педагогические находки, рекомендуем родителям посоветоваться с профессиональным психологом. Так как иногда родительское творчество, вместо положительных результатов, приносит — отрицательные. Например, в семье, где с гиперактивным ребенком использовалась игра «Солнышки», родители добавили «тучки» (как элемент наказания, и ребенку стало нравиться «получать тучки».

С точки зрения детской психологии, обращать на себя внимание ребенку легче негативным поведением. А быть «хорошим» трудно и не так уж весело. Поэтому психологи рекомендуют только позитивные подкрепления, поощрения (в речи — «Если сделаем так, то будет еще лучше», в действиях — обнять, погладить; в сюрпризах).

Родительская любовь поможет ребёнку справиться любыми трудностями.

Влияние классической музыки на развитие детей раннего возраста Пользу воздействия классической музыки на развитие и воспитание детей отмечают не только родители и педагоги, но и психологи и врачи. Дети.

Воспитание здорового ребенка как ведущее направление в работе ДОУ В наши дни очень серьезно встал вопрос о воспитании здорового ребенка. Так что же такое здоровье? Здоровье это состояние полного физического,.

Источник

Эмоциональный ребенок — правила эмоционального воспитания

Современные реалии таковы, что родители много времени проводят на работе, а дети – около экрана компьютера. Именно сегодня важно эмоциональное воспитание подрастающего поколения. Родителям нужно не только одеть, обуть, выучить ребенка, но и научить справляться с эмоциями, держать под контролем сложные переживания, эмпатию. Ведь люди, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, уверены в себе, успешно преодолевают жизненные проблемы.

Эмоциональный ребенок, какой ребенок?

Эмоциональные дети – это дети, отличающиеся от своих сверстников состраданием, чрезвычайной добротой, чувствительностью. В этом нет ничего плохого. Но, воспитывать таких детей нужно по-другому. Они легко эмоционально перегружаются, склонны к плаксивости, беспокоятся, как бы не попасть в неприятную ситуацию, не всегда уверены в себе.

Эмоциональный ребенок беспокоится по мелочам, расстраивается по пустякам. В местах большого скопления людей, в большом магазине, в театре, он всегда держится рукой за маму, не отходит от нее. Если домой приходят малознакомые люди, то он может легко расплакаться. Нередко родители теряются, они не понимают, чем вызваны такие чувства.

Многим эмоциональным детям свойственно входить в ступор от громких звуков, ярких цветов. Они боятся большого скопления народа, любых изменений. Большинство людей воспринимает их, как застенчивых, стеснительных. На самом деле, дело не в этом. Эмоциональные дети острей других переживают чувства. Поэтому они боятся пробовать что-то новое, чтобы не допустить эмоционального расстройства. Им нередко сложно налаживать отношения со сверстниками. Порой их воспринимают, как «плакс» и «истеричек».

Как общаться с эмоциональным ребенком

Конечно, строгая дисциплина поможет детям изменить свое поведение. Но, любого рода наказания могут принести не пользу, а вред. Родителям нужно найти подходящий вариант общения с эмоциональным ребенком. Это поможет им вырасти успешным и здоровым. Порой родителям приходится набираться большого терпения. Поскольку эмоциональные дети нередко легковозбудимы и капризны.

Эмоциональное воспитание подразумевает под собой комплекс действий, благодаря которому между родителями и детьми создаются крепкие связи, основанные на чувствах. Если родители сопереживают, сочувствуют своим детям, выслушивают их, принимают их эмоции, учат управлять ими, направлять энергию, выражать свои потребности приемлемым способом в социуме, то проблем с воспитанием, общением не возникает.

Что дает эмоциональное общение

Нередко родители обувают, одевают, кормят ребенка, учат его в школе и думают, что это все. Они порой не понимают, о каком эмоциональном воспитании идет речь. Всем известно, что главная причина неадекватного поведения детей кроется в попытке привлечь таким образом внимание родителей к своим проблемам, окунуть в свой мир, ввести в свое состояние.

Родители, которые практикуют эмоциональное воспитание, обращают внимание на эмоциональные реакции ребенка еще до того, как эти реакции предстанут перед всеми «во всей красе». На самом деле это несложно. Нужно просто понаблюдать за ребенком, проявить интерес к его реакции на происходящие события, понять, что происходит в его внутреннем мире, уметь сочувствовать, сопереживать. Постепенно малыш поймет, что незачем устраивать капризы, скандалы, истерики. Мама с папой и без манипуляций внимательны и близки к нему.

Читайте также:  Что чувствует животное которое обидели

Дети, которые с детства видят заинтересованность родителей, уже с раннего возраста учатся самоуспокаиваться, могут остаться спокойными в стрессовой ситуации. Не ругайте их за неприемлемое проявление эмоций. Принимайте их чувства. Следствием этого будет снижение количества конфликтов, установление глубокой эмоциональной связи. Родители и дети в последствии будут союзниками. Ведь последним не захочется разочаровывать и расстраивать близких людей.

Основные ошибки в воспитании эмоциональных детей

Если неправильно общаться с чувствительным ребенком, то ситуация только ухудшится. Основные ошибки в воспитании эмоциональных детей:

Игнорирование, замалчивание детских негативных эмоций. Поймите, не бывает плохих эмоций. Есть только эмоции. В определенных ситуациях они могут негативными, могут быть позитивными. Не стоит прятать негативные эмоции и полагать, что они пройдут сами по себе. Это заблуждение заставляет детей думать, что злиться – плохо и недопустимо. Человек, который злится, — гадкий. В итоге ребенок боится «плохих» эмоций. Если на негативные чувства обратить внимание, обсудить их, попытаться их понять, осознать, то они пройдут быстрей.

Подавление детских эмоций. Нередко родители ругают детей за эмоции, «прекрати орать», «ты не должна так чувствовать». Это большая ошибка. Если взрослый указывает, как должен чувствовать ребенок, то тот начинает ощущать недоверие к своим эмоциям. В результате появляется неуверенность, теряется самоуважение. Если же сказать, что все, что мы чувствуем – это правильно, но нужно найти другие способы выражения своих ощущений, таким образом не происходит ломка его характера, поддерживается его чувство достоинства. Ребенок успокаивается, ведь рядом с ним взрослый, который понимает его и всегда готов ему помочь.

Наказание. Это одновременно самый простой и неправильный вариант общения. Угрозы, наказание только краткосрочно заставляют себя вести хорошо. В дальнейшем они приведут еще к большим проблемам в поведении. Малыш, которого постоянно наказывают, не учится самоконтролю и умению решения проблем. Из-за наказаний дети испытывают беспомощность, обижаются на родителей. Нередко в их мыслях возникает желание мести, а не желание лучше вести себя. Угрозы и наказания учат тому, что это наилучшие способы добиться желаемого. Дети, которых часто наказывали, ведут себя агрессивно и враждебно.

Любые конфликты с детьми – это не только проблема, но и возможность стать ближе к детям, научить их сопереживанию. Совместное решение проблем преподает урок управления чувствами. Не нужно считать, что детский гнев – свидетельство нашей родительской некомпетентности. Если ребенок испытывает гнев, печаль, страх, то это свидетельство того, что он нуждается в родителях. Только путем признания детских эмоций возможно их научить самоуспокоению, которому они будут пользоваться всю жизнь.

Как научить детей овладению своими эмоциями

Американский психолог Джон Готтман предложил идею эмоционального воспитания чувствительных детей. Она состоит из пяти шагов. Более подробно ознакомиться с идеей мы рекомендуем в его книге «Эмоциональный интеллект ребенка».

Шаг первый: учимся понимать переживания детей

Только родитель, который осознает свои эмоции, признает право ребенка на них, способен их разделить. Это совсем не означает, что человек, который понимает состояние других людей, не должен знать эмоциональных границ. Понять чувствительного малыша может только взрослый, который умеет разбираться в своих переживаниях, не подавлять их. Нередко взрослые не разбираются в собственных эмоциях. Причем сложней это дается мужчинам. Поскольку обычно в детстве их учат подавлять и игнорировать свои чувства. Но можно этому научиться.

Поэкспериментируйте. Попробуйте в течение дня осознать одно чувство, например, печаль, и выделить его в себе и в своем окружении. Можно завести дневник для фиксирования своих переживаний. Если вы читаете книгу, смотрите фильм, то обращайте внимание на то, какую эмоцию переживает герой. Каждый родитель способен выработать у себя эмоциональное понимание, научиться настраиваться на ощущения детей и разделять их эмоций.

Шаг второй: принимаем детские переживания, как средство сближения

Каждый родитель принимает спокойного ребенка, который находится в позитивном настроении. Если с этим проблем не бывает, то негативные детские эмоции – сложная ситуация. Поймите, что любые чувства малыша можно принимать как средство для сближения. В раннем возрасте возможно переключение крохи от негативных чувств эффектом неожиданности, игрой. С более глубокими переживаниями этот прием не работает. Можно нанести только вред на фоне игнорирования ситуации.

Читайте также:  Людям не дано жить чувствами будущих поколений

Если малыш испытывает тревогу, печаль, злость, то он нуждается во взрослых. Он проявляет эти чувства не потому, что хочет позлить папу и маму. Нет, он таким образом дает знать, что есть задачи, которые необходимо им решить. Признав эту позицию, можно изменить у ребенка манеру реагирования на негативные переживания. Чтобы подросший малыш научился самоуспокаиваться в течение всей жизни, родителям важно признавать его эмоции. Нельзя их запрещать. Ведь чувства реальны. Нужно научиться их выражению.

Шаг третий: сочувственное выслушивание

Проявите внимание к чувствительному малышу, понаблюдайте за его мимикой, когда он находится «не в духе». Вернитесь в детство, попробуйте представить, что ощущает сейчас ребенок. Не торопитесь начинать разговор. Попробуйте выразить его эмоции короткими фразами, «ты огорчен», «ты обижен», «тебе грустно», «тебе кажется, что это не справедливо». Не продолжайте, сделайте паузу. В психологии этот прием носит название «сочувственное слушание». Попробуйте понять, что чувствует малыш.

Если задать вопрос «Почему ты расстроен», то ответ можно не услышать, и не из-за «вредности» малыша. Просто ему сложно разобраться в себе. Если же включить небольшие «я-сообщения», о том, что видите, затем выдержать паузу, то у ребенка произойдет внутренняя работа, анализ, связанный с переживаниями.

Шаг четвертый: выражаем эмоцию словами

Делитесь своими эмоциями в доступной форме для малыша, не перегружая его подробностями. Научите его называть свое ощущение. Это помогает успокоиться. В жизни на фоне встречи с негативными чувствами, которые вызывают порицание у окружающих, дети пугаются. Если задать вопросы «Почему ты так себя ведешь?», «Почему ты никого не слушаешься?», проблема не решится. Ответ дать малыш не в состоянии. В это время он нуждается в контакте с мамой и папой, их поддержке, участии. Если обозначить детское состояние словами «ты грустишь», «ты злишься», «ты недоволен», то он выходит из рассеянности. Его поняли. Все, что было непонятным, имеет свое название.

Получается, что ранее малыш в одиночку боролся со своими чувствами, теперь же они переросли в переживания, свойственные всем людям. Он начинает понимать, если другие с ними справляются, значит и он сможет. Без поддержки родителей дети не смогут прийти к такому выводу. Через расширение объема слов можно научиться распознать эмоцию. Если ребенок в гневе кричит маме, что он ее ненавидит, значит он запутался в своих переживаниях. После проявления эмпатии, детские истерики затихают. Как только малыш научится в речи выражать свое ощущение, он сможет самоуспокаиваться.

Шаг пятый: вводим ограничения

На последней ступени эмоционального воспитания выделяется введение ограничений:

С раннего возраста вводите запреты на определенные поступки. Объясните малышу, что проблема не в переживаниях, а в поведении. Если он в приступе гнева начинает драться, осудите не гнев, как эмоцию, а драку, как действие.

Определите цели. После того, как малыш успокоился, узнайте, чего он хотел.

Обдумайте решение. Если ребенок уже может выражать свои эмоции словами, предложите ему мозговой штурм. Пусть предложит варианты выдачи эмоций, которые не противоречат социальным нормам. Обсудите это.

Оцените предложенное решение. Задайте детям вопросы, насколько это справедливо.

Отберите те варианты поведения, которые будут приемлемы для обоих сторон, но не навязывайте свои. Даже, если его метод будет не эффективен, он имеет право на ошибку. Затем воплощайте другое решение в жизнь.

Дайте понять малышу, что окружение не должно страдать от его эмоций. Найдите приемлемые пути решения вопроса. Возможно придется посетить психолога, чтобы он научил ребенка справляться со своими переживаниями без вреда для себя и окружающих.

Только путем взаимодействия с чувствительными детьми можно наладить с ними отношения. Если проявлять диктаторские методы, наказывать, угрожать, ситуация только ухудшится. Помогите своему ребенку, научите осознать свои эмоции. Расскажите, что любой человек имеет право на любые переживания. Таким образом он научится взаимодействовать с окружающими, не теряя своей личности и поймет, что его любят.

Источник

Оцените статью