Обж эмоциональное благополучие ребенка

Обж эмоциональное благополучие ребенка

Памятка для родителей

Эмоциональное благополучие ребенка

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:

  • наличие чувства доверия к миру;
  • способности проявлять гуманные чувства;
  • способности сопереживать и чувствовать состояние другого;
  • наличие положительных эмоций и чувства юмора;
  • способности и потребности в телесном контакте;
  • наличие чувства удивления;
  • вариативности поведения;
  • способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;
  • способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;
  • способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.

Эмоционально благополучный ребенок улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.

Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.

Эмоциональное неблагополучие может иметь различные причины:

биологические — врожденные особенности психофизического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т. д.;

психосоциальные — особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т.д.

Эмоциональное неблагополучие ребенка складывается постепенно и проявляется в виде личностных реакций на поведение окружающих.

Основные условия эффективности собственного поведения взрослых, позволяющие свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, следующие:

  • принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;
  • создание в семье атмосферы положительных эмоций;
  • создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;
  • поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка — эмоционально-волевых, интеллектуальных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка);
  • в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления);
  • включенный в детскую жизнь, в том числе в игровую деятельность ребенка.

Признаки здорового эмоционального состояния у детей

От четырех до шести лет

  • ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра);
  • начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;
  • становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;
  • проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам);
  • ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.

Симптомы эмоциональных проблем

От трех до шести лет

  • частые случаи самонаказания и нанесения себе травм;
  • частые и тяжелые конфликты с другими детьми;
  • постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;
  • общая неспособность следовать правилам и указаниям;
  • нежелание разговаривать и договариваться;
  • внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему;
  • постоянная меланхолия.

подумайте о последствиях

«Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…»

Замкнутость, отчужденность, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.

«Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!»

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

«Счастье ты моё, радость моя!»

«Плакса-Вакса, нытик, пискля!»

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.

«Поплачь, будет легче…»

«Вот дурашка, всё готов раздать…»

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в обращении со сверстниками, эгоизм.

«Молодец, что делишься с другими!»

«Не твоего ума дело!»

Низкая самооценка, задержки в психологическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями.

«А ты как думаешь?»

«Ты совсем, как твой папа (мама)…»

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.

«Папа у нас замечательный человек!»; «Мама у нас умница!»

«Ничего не умеешь делать, неумейка!»

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижениям.

«Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»

«Не кричи так, оглохнешь!»

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…»

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

«Как приятно на тебя посмотреть, когда ты чист и аккуратен!»

«Противная девчонка, все они капризули!»
(мальчику о девочке)
«Негодник, все мальчик забияки и драчуны!»
(девочке о мальчике)

Осложнения в меж половом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

«Все люди равны, но в тоже время ни один не похож на другого!»

«Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребенку!»

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.

«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!»

«Жизнь очень трудна: вырастешь — узнаешь!»

Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать трудности, подозрительность, пессимизм.

«Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!»

«Никогда не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!»

Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками.

Источник

«Эмоциональное благополучие детей». Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе

Елена Жевненко
«Эмоциональное благополучие детей». Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе

Конспект

непосредственно образовательной

деятельности по образовательной области “Социально-коммуникативное развитие”

в подготовительной группе.

1. Повторить с детьми знакомые эмоциональные состояния – радость, грусть, злость.

2. Научить различать эмоциональные состояния стеснительности и стыда.

3. Активизировать эмоциональный словарь путем правильного определения эмоциональных состояний; учить использовать слова (синонимы и антонимы); учить использовать в речевых ситуациях личный опыт ребенка, подводя его к осознанию значений слов, обозначающих эмоции.

4. Познакомить с новыми понятиями “презрение”, “высокомерие”, вспомнить сказки, в которых встречаются доброжелательные персонажи и высокомерные.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим.

6. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.

Материал: рисунки с лицами детей в различных эмоциональных состояниях, пиктограммы, “сарафанчики” желтого, красного, голубого, коричневого, зеленого, черного цветов; сигнальные карточки;отрыки из книг: А. Н. Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино”, Г. Х. Адерсен “Гадкий утенок”, А. Линдгрен “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”.

— Дети, вы знаете, что люди испытывают разные эмоции (чувства). Мы называем их эмоциональным состоянием. Какие эмоции (чувства) вы знаете?

Дети называют знакомые эмоции – страх, радость, грусть и т. д.

— Посмотрите на эти рисунки (лица детей). Кто из этих детей испытывает радость? Как вы поняли, что он испытывает состояние радости? Какие глаза у человека, когда он радостный? (светящиеся, веселые) Какие у него губы, рот? (улыбающиеся губы, рот до ушей) Скажите, когда вы испытываете радость?

— А когда ребенок грустит? Найдите изображение этой эмоции. Посмотрите, брови, кончики губ опущены. Какое чувство вызывает у нас этот мальчик? Да, нам его жалко. Как его можно развеселить? Расскажите, когда вам бывало грустно.

— А какое лицо у этого ребенка? (Злое) Вам оно нравится? Оно красивое? Когда бывает такое лицо? Что надо сделать, чтобы этот человек не злился, а стал веселым и добрым? Скажите, а вы когда-нибудь испытывали такое чувство, как злость? Это хорошее чувство? Почему?

— Как вы думаете, ребята, такие эмоции, как стыд и стеснительность – это одно и тоже? Как мы поймем, что человек стесняется? Какое чувство испытывает человек, когда стесняется? (смущение) В каких ситуациях мы можем испытывать смущение? (пришли к незнакомым людям в гости; пришли в новый Детский сад; оказались одни, без мамы в незнакомом месте) Как помочь в этой ситуации? (Подойти доброжелательно, сказать, что рада познакомиться, подружиться, пригласить в игру. Ребенок перестанет стесняться и почувствует себя счастливым.)

— Скажите, чем отличается стеснительность и стыд?

— Да, человеку стыдно, когда он совершил неблаговидный поступок, за который его могут даже наказать. Есть такие выражения — “Сгореть со стыда”, “Красный, как рак”. Что они означают. Молодцы, правильно ответили.

— А сейчас, ребята, возьмите пиктограммы. Какие эмоциональные состояния они выражают? (радость, удивление, грусть, злость, страх) Перед вами лежат разноцветные сарафанчики. Подберите к пиктограммам подходящий сарафанчик.

Физкультминутка “Волшебные острова”

Дети сейчас мы с вами поедем на Волшебные острова и будем изображать жителей островов. На одном острове люди были всегда веселые, на другом жили плаксы, на третьем всегда дрожали от страха, на четвертом всему удивлялись.

— Как можно назвать эти острова? (“Остров радости”, “Грустный Остров”, “Остров Трусишек”, “Удивительный остров”)

Дети под музыку показывают эмоциональные состояния, соответствующие названию островов.

Воспитатель читает отрывок из сказки А. Толстого “Золотой ключик или приключения Буратино”. После чтения проводится беседа.

— Давайте вспомним, каким был в сказке Буратино? (Веселым, непослушным) Как другими словами можно сказать про него, какой он? (Веселый, озорной, смешливый, резвый, легкомысленный)

— А Пьеро такой же, или он был другим – полной противоположностью Буратино? (Он был всегда грустным, печальным, серьезным)

— Да, Буратино был веселым. Как вы это определили? Что он делал? (Смеялся, веселился, озорничал, резвился, шутил) Пьеро был грустным. Что он делал? (Плакал, грустил, печалился)

— Как вы представляете себе Карабаса-Барабаса? Какой он? (Злой, недобрый, страшный) А папа Карло у всех тоже вызывает страх? (Нет, он был добрый)

— А теперь послушайте отрывок их другой сказки. Что это за сказка? (“Малыш и Карлсон”)

— Вы хотели бы иметь такого друга как Карлсон? Почему? (Он веселый, добрый)

— Давайте подумаем, на какого персонажа из сказки “Золотой ключик” похож Карлсон? (На Буратино) Чем они с Карлсоном похожи? (Весеые, непослушные, всегда смеются)

— Подберите к слову “веселые” слова близкие по смыслу. Какие Карлсон и Буратино? (Озорные, смешливые, радостные) Как называют таких людей? (Весельчак, шутник, озорник)

— А когда человек грустит, как можно сказать о нем по-другому? Как в сказках описывается это эмоциональное состояние героев? (Печалится, горюет, кручинится, головушку повесил)

— Мы можем этими словами сказать (печалится, горюет, кручинится, головушку повесил) о Карлсоне? Правильно, конечно, нет.

— А теперь послушайте и скажите, строчки из какой сказки вы услышите? (Г. Х. Андерсен “Гадкий утенок”)

— О ком говорится в этой сказке? Кто вам запомнился? Каким показан утенок в сказке? Что он испытывал на птичьем дворе? Какие чувства? Как к утенку относились взрослые утки, куры и даже его утка-мать? Почему? (Все гнали бедного утенка,даже братья и сестры говорили ему: “Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!”А мать прибавляла: “Глаза бы мои на тебя не глядели!” Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала его ногой)

— Знаете ли вы, как назвать то, что демонстрировали утенку птицы с птичьего двора? (Высокомерие и презрение) Высокомерие – это враждебное, пренебрежительное, неодобрительное отношение к другому. Утенка щипали, клевали, толкали его ногой.

— Почему они так делали и говорили? Какое чувство они испытывали к утенку? Да, птицы считали его безобразным, гадким, говорили, что он несносный урод, потому что утенок был непохож на всех остальных. И такое отношение мы называем презрительным.

— Трудно жилось утенку на птичьем дворе или ему было все равно, как к нему относились? Почему?Какие чувства к “гадкому утенку” испытываете вы? Если бы вы оказались на птичьем дворе, как бы вы помогли утенку?

— Ребята, это грустная сказка? Чем она закончилась? Какой у нее конец? Какие чувства испытывал “гадкий утенок”, когда прекрасные птицы – лебеди приняли его в свою стаю? (Радость, восторг, ликование, смущение (спрятал голову под крыло)

— Давайте с вами вспомним сказки, в которых есть доброжелательные и высокомерные персонажи.

(“Дюймовочка” д. : ласточка, принц эльфов;

Г. Х. Андерсен в. : жаба, майский жук; полевая мышь, крот.

“Царевна-лягушка” д. : царь-отец;

русские народные сказки в. : братья Ивана-царевича, их жены.)

— Молодцы, ребята, правильно назвали доброжелательных и высокомерных персонажей.

— Сейчас вы мне покажете, какое у вас настроение. Возьмите цветную карточку, которая соответствует вашему настроению и поднимите ее. Хорошо.

— Наше занятие подходит к концу. Если вам оно понравилось, поднимите красную сигнальную карточку, если нет – синюю.

— А сейчас каждый оценит себя. Если вы считаете, что занимались хорошо, поднимите красную сигнальную карточку, а если наоборот – синюю.

— Молодцы, ребята. Занятие окончено.

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей и педагога по теме «Зима» в подготовительной группе Задачи приоритетной образовательной области: ОО «Речевое развитие»: продолжать развивать связную речь детей; автоматизировать поставленные.

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе «По лесным дорожкам» Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе по теме «По лесным дорожкам» (с использованием.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Лучики здоровья» для детей подготовительной к школе группе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Созвездие» города Чебоксары Чувашской Республики.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ЗПР -Здраствуйте, ребята! -Вспомните, какое сейчас время года? ВЕСНА -Какой сейчас месяц? АПРЕЛЬ -Ребята, вспомните что же такое ЗВУКИ? (звуки.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ЗОЖ «Витаминная еда» для детей подготовительной группы Цель: дать детям знания о полезной еде для нашего организма. Задачи: -Закрепить знания детей о рациональном питании. — Закрепить соблюдение.

Конспект родительского собрания «Эмоциональное благополучие ребенка» «Эмоциональное благополучие ребенка. » Цель: создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами. Задачи:.

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе «Мы-сибиряки» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме: «Мы Сибиряки» Автор конспекта.

Проект «Ребёнок и эмоциональное благополучие» Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию наш проект в соавторстве Ансон Т. Н. Решетовой Е. В. и Александровой А. С. «Не подарок.

Эмоциональное благополучие детей. Детство — время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника. Именно обеспечение эмоционального.

Эмоциональное благополучие ребенка Эмоциональное благополучие ребенка (подготовил педагог-психолог Абрамова Ю. М.) В развитии ребенка мы чаще всего уделяем внимание физическому.

Источник

Читайте также:  Что делать когда у человека чувство страха
Оцените статью