Межличностные отношения
Можно ли назвать личностью животное? Что такое чувства? Какие чувства ты знаешь?
Почему одним людям мы симпатизируем, а других сторонимся?
Какие отношения называются межличностными
Под межличностными отношениями понимают особенную связь человека с окружающими людьми. Эта особенность связана с тем, что человек наделён чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещей. При межличностных отношениях чаще всего два или несколько человек вступают в непосредственный контакт. Межличностные отношения могут быть деловыми, личными, приятельскими, товарищескими.
Главное, чем межличностные отношения отличаются от всех иных контактов людей, состоит в том, что эти отношения носят обоюдный характер. Обычно эта особенность подчёркивается словом «взаимо».
Например, машинист и его помощник ведут состав от одной железнодорожной станции до другой. От их взаимодействия зависит успех дела и настроение каждого члена экипажа. Новый ученик приходит в класс. Учитель предлагает ему сесть рядом с тобой за парту. Вольно или невольно ты приглядываешься к нему и при этом стараешься произвести благоприятное впечатление. Тут имеет место взаимовосприятие. Дирижёр взмахнул палочкой, и пианист начал исполнение своей партии концерта для фортепиано с оркестром. От того, насколько установлено взаимопонимание солиста с дирижёром, зависит, принесёт концерт радость слушателям или вызовет раздражение и разочарование.
Чувства — основа межличностных отношений
Межличностные отношения во многом зависят от эмоций, взаимных чувств.
Возможно, тебя удивит, что в словаре русского языка содержится более сотни слов, обозначающих чувства. Много, не правда ли? Вряд ли кто-то из учеников твоего класса может перечислить их все. Однако всю гамму чувств, составляющих основу межличностных отношений, можно разделить на две большие группы. Первую составляют те чувства, которые сближают людей, объединяют их, вызывают положительное отношение; вторую — те чувства, которые затрудняют отношения, разъединяют людей, мешают их сотрудничеству.
Раздели перечисленные ниже чувства на две группы: положительные и отрицательные.
Удовольствие, радость, блаженство, зависть, восторг, горе, восхищение, обида, гнев, гордость, тоска, доверие, уважение, нежность, благодарность, любовь.
Какие чувства ты бы добавил к каждому списку?
Чувства, которые условно могут быть отнесены к позитивным, чаще всего вызывают симпатию в отношениях между людьми.
Симпатия — это внутреннее расположение, привлекательность. Иногда трудно объяснить, чем именно тот или иной человек тебе симпатичен, это легче почувствовать, ощутить. Скорее всего, человек, вызывающий симпатию, обладает положительными качествами, совершает поступки, которые тебя привлекают, которые ты готов разделить. Правда, иногда положительное отношение вызывается приписываемыми человеку качествами, которые только кажутся привлекательными.
Часто межличностным отношениям мешают стереотипы.
Стереотип — обобщённое и упрощённое представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе. Часто ошибочными бывают суждения: «Все девчонки — плаксы», «Кто из мальчишек не любит драться?», «Каждый солдат хочет быть генералом». Помни: попав в плен стереотипа, легко ошибиться!
Если идеал и реальность не совпадают, возникает разочарование. А от него — один шаг до антипатии.
Антипатия — отношение, прямо противоположное симпатии. Обычно она следствие отрицательных чувств. Скорее всего, человек, который тебе несимпатичен, вызывает антипатию, чем-то обидел тебя или на твоих глазах другого человека, совершил нехороший, с твоей точки зрения, поступок. Но не торопись с вынесением суждения: «Он плохой, он мне не нравится». Хорошо ли ты знаешь человека, чтобы так утверждать да ещё делать своё мнение достоянием других людей? Справедливо ли твоё суждение? Всё ли ты сделал, чтобы установить с этим человеком взаимопонимание?
Понять другого — важное условие межличностных отношений.
Многообразие непосредственных отношений между людьми позволяет выделить разные виды этих отношений. Самый распространённый вид межличностных отношений — знакомства.
В круг знакомых входит множество людей: все ученики твоей школы, может быть, пассажиры автобуса, с которыми ты каждый день едешь по маршруту от дома до школы, продавец соседнего магазина и т. д. Есть среди твоих знакомых более узкий круг. Это те знакомые тебе люди, которые узнают тебя, с которыми ты при встрече беседуешь на общие темы.
Из круга знакомых при условии привлекательности одного человека для другого (взаимной приязни) возникают приятельские отношения. Само слово «приятель» указывает на особую роль симпатии. Здесь основным условием возникновения межличностных отношений является взаимная тяга, стремление к контакту, к общению. Вспомни детские стихи:
Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём.
Мы такие с ним друзья,
Куда он — туда и я.
Более близкими межличностными отношениями становятся отношения товарищества. Они основываются на деловых связях. Участников таких отношений объединяют общая цель, средства и результаты общей деятельности.
Более высокий уровень отношений характеризуется словом дружба. Обычно настоящих друзей много не бывает. Это ты знаешь по себе. Тот, кто говорит, что у него полно друзей, либо лукавит, либо не отличает дружбу от приятельства. Дружба — великая ценность и дорогой дар, которого удостоивается тот, кто сам умеет и хочет дружить. Найти друга — значит разделить беду и умножить радость, обрести опору и завоевать доверие. В подростковом возрасте о дружбе мечтают все без исключения. Друзья юности часто самые надёжные и верные спутники на всём жизненном пути.
Источник
Тесты по теме «Человек среди людей». Обществознание 7 класс
тест по обществознанию (7 класс) на тему
Предлагаемые тесты можно использовать на уроках при изучении обществознания по учебнику Л.Н.Боголюбова. Способствуют системной подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o-7_tema_chelovek_sredi_lyudey.rar | 50.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 1. Отношения между людьми ОБЩ – 7
А 1. Позитивные чувства в отношениях между людьми чаще всего вызывают :
- Антипатию 2. Негатив 3. Симпатию 4. Отрицание
А 2. Наиболее распространенный вид межличностных отношений:
- Дружба 2. Знакомство 3. Приятельство 4. Товарищество
А 3. Верны ли суждения о стереотипах в межличностных отношениях?
А. Стереотипы дают упрощенное или обобщенное представление о человеке или группе
Б. попав в плен стереотипа, легко заблудиться.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
А 4. Верны ли суждения об антипатии?
А. Обычно антипатия – следствие отрицательных чувств.
Б. Антипатия противоположна симпатии.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
В 1. Заполните схему.
_____________ приятельство товарищество дружба
С 1. Межличностные отношения отличаются от всех иных контактов людей тем, что носят обоюдный
характер. Приведите три примера этой особенности.
С 2. Назовите виды межличностных отношений. Дайте характеристику одного из видов.
Тема 1. Отношения между людьми ОБЩ – 7
А 1.Под межличностными отношениями понимают особую связь человека
- С животными 2. С техникой 3. С окружающими людьми 4. С природой
А 2.Что из перечисленного является самым высоким уровнем межличностных отношений?
1. Знакомство 2. Приятельство 3. Дружба 4. Товарищество
А 3. Верно ли, что:
А. Симпатия – внутренне расположение, привлекательность.
Б. Человек, вызывающий симпатию, обладает положительными качествами.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
А 4. Верно ли, что :
А. Личные отношения ограничены заданными формальными правилами.
Б. Официальные отношения связаны с соблюдением каких-либо формальностей.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
В 1. Установите соответствие между видами отношений и их примерами. К каждой позиции, данной в
первом столбце, подберите соответствующую из второго столбца.
1. личные А. отношения директора и учителя 1. ____________
2. официальные Б. отношения между двумя братьями 2. ____________
В. разговор друзей на улице
Г. обращение адвоката к судье
С 1. Межличностные отношения отличаются от всех иных контактов людей тем, что носят обоюдный
характер. Приведите три примера этой особенности.
С 2. Назовите виды межличностных отношений. Дайте характеристику одного из видов.
Тема 1. Отношения между людьми ОБЩ – 7
Вариант 1. Вариант 2.
В 1. Знакомство В 1. 1 – А,В,Д 2 – Б,Г
Тема 2. Ты и твои товарищи ОБЩ – 7
Вариант 1 Вариант 2.
В 1. 3 В 1. 4, 5, 6
С 1. Групповые нормы – правила , по которым живет группа. Примеры: правила рыцарской чести: воинская отвага, гордость. Благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в помощи.
С 2. Семья, класс, подразделение в армии, группа в вузе. Сами выбираем: друзья, кружок, спортивна команда.
Тема 3. Зачем люди общаются ОБЩ – 7
Вариант 1. Вариант 2.
В 1. 2, 4, 6 В 1. 2, 3, 5
С 1. Общение – это взаимные дружеские и деловые отношения. Отношение к окружающему миру,
развитие как человека, учится взаимопониманию.
С 2. Взгляд, мимика, походка, жест, интонация.
Тема 2. Ты и твои товарищи ОБЩ — 7
А 1. Правила, по которым живет группа:
- Законы 2. Моральные нормы 3. Правовые нормы 4. Групповые нормы
А 2. Человек, который берет руководство группой на себя:
- Отличник 2. Противник 3. Лидер 4. Спортсмен
А 3. Верно ли суждение о признаках группы?
А У членов группы могут быть условные знаки принадлежности к группе.
Б. Каждая группа имеет свои правила.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
А 4. Верно ли суждение о поощрениях и наказаниях?
А. Поощрения и наказания должны быть формально оформлены.
Б. За нарушение правил человека могут исключить из группы.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
В 1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию
«поощрение». Укажите термин, относящийся к другому понятию.
- Похвала 2. Премия 3. Увольнение 4. Грамота 5. Повышение 6. Одобрение
С 1. Что такое групповые нормы? Приведите примеры групповых норм.
С 2. Приведите примеры групп, которые вы выбираете и в которые входите не по своему выбору.
Тема 2. Ты и твои товарищи ОБЩ — 7
А 1. К какой социальной группе человек принадлежит с момента рождения?
- Семья 2. Класс 3. Коллектив 4. Группа детского сада
А 2. Правила, по которым живет группа:
- Закон 2. Кодекс 3. Норма 4. Регламент
А 3. Верны ли суждения о лидерстве?
А. лидер заставляет младших делать то, что он хочет.
Б. лидер помогает другим членам группы, дает полезные советы, ведет за собой.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
А 4. Верно ли, что:
А. Противоправные групповые действия усугубляют вину отдельного человека.
Б. Ответственность за собственное поведение человека в любой группе всегда лежит на нем?
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
В 1. Что характеризует лидера группы?
- Особая манера одеваться 2. Быстрая речь 3. Хорошая успеваемость 4. Умение вести за собой
5. Способность отвечать за свои поступки 6. Готовность прийти на помощь
С 1. Что такое групповые нормы? Приведите примеры групповых норм.
С 2. Приведите примеры групп, которые вы выбираете и в которые входите не по своему выбору.
Тема 3. Зачем люди общаются ОБЩ – 7
А 1. Взаимные деловые или дружеские отношения людей:
- Общение 2. Ритуал 3. Деятельность 4. Нормы
А 2. Какие качества особенно ценятся в общении?
- Умение интересно рассказывать 2. Умение слушать 3. Умение рассмешить
4. Умение сопровождать рассказ мимикой и жестами
А 3. Верны ли суждения об общении?
А. Существует как речевое, так и неречевое общение.
Б. даже общеизвестные вежливые слова могут оскорбить человека.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
А 4. Верны ли суждения о целях общения?
А. В ходе общения люди стремятся поделиться своими знаниями, опытом, чувствами.
Б. Целью общения часто является само общение.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
В 1. Найдите в приведенном ниже списке примеры неречевого общения:
- Приглашение в гости 2. Рукопожатие с приятелем 3. Беседа с учителем 4. Скучающий вид
5. Письмо бабушке 6. Прощальный взмах рукой
С 1. Что такое общение? Какую роль играет общение в развитии человека?
С 2. Назовите виды неречевого общения.
Тема 3. Зачем люди общаются ОБЩ – 7
А.1. выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо:
1. общение 2. Ритуал 3. Традиция 4. Табу
А 2. Что из перечисленного осложняет отношения старших к младшим?
- Взаимное уважение 2. Стремление предостеречь от ошибок 3. Стремление передать свой жизненный опыт 4. Неумение понять друг друга
А 3. Верны ли суждения о средствах общении?
А. В общении человека большую роль играет мимика.
Б. Важное средство общения, передающее информацию – жест.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
А 4. Верно ли, что:
А. Часто в общении является умение слушать собеседника.
Б. Общение не допускает конфликта между людьми.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
В 1. Найдите в приведенном ниже списке примеры особенностей общения младших со старшими:
- Обязательное возникновение конфликта 2. Уважение к возрасту старших
3. Склонность с пониманием относиться к фантазиям младших 4.Общение подразумевает полное равенство 5. Для родителей их дети всегда выступают в роли ребенка
С 1. Что такое общение? Какую роль играет общение в развитии человека?
С 2. Назовите виды неречевого общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка плана-конспекта урока по обществознанию «Человек среди людей», 7 класс. Тип урока:урок-игра.
Классный час «Я среди людей» о взаимоотношении людей. 9 класс.
Кроссворд по обществознанию к разделу «Человек среди людей» (8 класс, учебник Боголюбова Л.Н.) может использоваться на уроке обобщения как элемент проверки знаний, включает в себя 14 вопросов по темам.
Итоговый интерактивный тест по экологии 7 класс «Среды жизни» с автоматической провергой результата.
Тест по теме Жизнь первобытных людей.
Классный час. Тема: «Человек среди людей» (7 класс).
Одной из приоритетных сфер образовательной деятельности (как отмечается в законе «Об образовании») является воспитание высоких нравственных принципов в человеке. Национальная доктрина обра.
Источник