Определение стресса. История изучения этого явления.
Стресс- неспецифическая реакция организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие.
В современной литературе стресс имеет несколько определений:
-стресс как реакция
-событие, несущее доп. Нагрузку(т.е явл. Ситуативным)
-стресс как промежуточная переменная
-стресс как особое состояние
Стресс – неспецифическая ответная реакция, способствующая адаптации. Характер протекания стрессовой реакции зависит от многих факторов.
1)стрессоры активной деятельности
-стрессоры победы и поражения
3)стрессоры рассогласования деятельности
Основоположником учения о стрессе является лауреат Нобелевской премии физиолог Ганс Селье (1907—82). Бывший студент Пражского университета в 1936 г. опубликовал первые наблюдения о больных, страдающих расстройствами различных систем организма. У всех таких больных наблюдалась потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное артериальное давление, утрата мотивации к достижениям. Г. Селье обозначил эти симптомы как «синдром просто болезни», показав, что при этом в организме у многих людей наблюдаются однообразные нарушения: изменения в коре надпочечников (увеличение размеров, кровоизлияния), истощение лимфоидной ткани (лимфатических узлов, тимуса), изъязвление желудка. Для описания совокупности всех неспецифических (не свойственных организму в норме) изменений внутри организма он ввел понятие «стресс».
Всякий стимул, воздействующий на организм, вызывает ряд адаптационных (приспособительных) реакций организма и обладает специфическими (дрожь при холоде, повышение потоотделения при жаре) и неспецифическими (активизация работы надпочечников и выброс в кровь биологически активных веществ) действиями. Таким образом, все воздействующие агенты (стрессоры) кроме специфического эффекта вызывают неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Поэтому в настоящее время понятие «стресс» принято определять как неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование.
Было бы ошибкой полагать, что стресс — это некая враждебная сила, которую всегда следует избегать. Не всякий стресс является вредным. Стрессовая активация может вызываться положительными событиями, вызывающими позитивные эмоции (праздник, переезд в новую квартиру). Эти состояния обозначают как «эустресс». Нам всегда необходим стимул, для того чтобы сделать свою жизнь динамичной и наполненной, не бояться нестандартных ситуаций, не отказываться от новых возможностей и главное — добиваться цели. Эустресс — это тот заряд бодрости, который помогает нам справиться с делами в срок. Без него наша жизнь была бы серой и скучной.
Все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с отрицательными переживаниями и имеющие ослабляющую, деструктивную силу, обозначают как «дистресс» (неразрешенные конфликты, потеря близкого человека). Но и в этой ситуации стресс нельзя назвать вредным. Ведь именно стрессовая реакция дает человеку силы, которые он может использовать для преодоления трудной ситуации (аврал на работе, возможность убежать от грабителя). Поэтому нельзя говорить, что стресс на хорошие события полезен, а на плохие — вреден. Граница между полезным и вредным стрессом порой бывает очень зыбкой. По принципу «лучшее — враг хорошего» избыток положительных эмоций тоже может закончиться срывом, если оставить их без контроля.
Наиболее существенным недостатком в теории Г. Селье является отрицание ведущей роли центральной нервной системы в происхождении стресса.
Г. Селье и его последователи показали, что синдром ответной физиологической реакции на стресс представляет универсальную модель защитных реакций, направленных на сохранение целостности организма, и одинаков как для человека, так и для животных. Но в отличие от животных, у человека физиологическая реакция может определяться не только непосредственным присутствием стрессора, но и его психологическим воздействием на личность.
Таким образом, по отношению к человеку специфика стресса состоит в сознательной переработке отрицательных эмоций с участием механизмов психологической защиты личности.
Естественным продолжением теории Г. Селье является теория эмоционального стресса Р. Лазаруса, которая проводит разделение системного (физиологического) и психического (эмоционального) стресса. Эмоциональный стресс выступает как ответ организма на внутренние и внешние процессы, при котором физиологические и психологические способности напрягаются до уровней, близких к пределу или их превышающих. В рамках данной теории различия между физиологическим и эмоциональным стрессом объясняются непосредственным воздействием неблагоприятных факторов на организм при физиологическом стрессе и опосредованным (через включение отношения человека к ситуации) неблагоприятным воздействием при эмоциональном стрессе. Таким образом, при эмоциональном стрессе прямого повреждающего воздействия на организм может и не быть.
При эмоциональном стрессе фактором, вызывающим напряжение организма до уровней, превышающих нормальные приспособительные реакции, является предвидение повреждения вследствие начавшего действовать или прогнозируемого неблагоприятного фактора. Таким образом, необходимым условием возникновения развития психологического стресса является восприятие угрозы. Эмоциональный стресс не возникает, если ситуация не воспринимается человеком как опасная. Восприятие и оценка ситуации как угрожающей тесно связаны с когнитивными процессами, особенностями личности человека (тревожность, эмоциональная устойчивость и др.) и его предшествующим опытом. Поэтому факторов и ситуаций, вызывающих одинаковый для всех людей стресс, не существует.
Обязательным атрибутом эмоционального стресса, сигналом, указывающим на недостаточность функциональных резервов человека для преодоления угрозы, является тревога. Она определяется как чувство опасения или ожидания, связанного с возникновением или перспективой блокады актуальной потребности человека (фрустрации) и реализует важнейший неотъемлемый механизм эмоционального стресса.
Связывание чувства тревоги с угрозой, имеющей конкретное содержание, обозначается как страх. В целом тревога и страх являются основными признаками напряжения механизмов психической адаптации, стимулами, активизирующими адаптационные механизмы на поиск выхода из стрессирующей ситуации.
Дж. Эверли и Р. Розенфельд также считали, что в превращении большинства раздражителей (внешних или внутренних) в стрессоры определенную роль играет эмоциональная и мыслительная оценка данных стимулов. Если раздражитель не интерпретируется как угроза или вызов по отношению к личности, то стрессовая реакция вообще не возникает. Таким образом, большинство стрессовых реакций, испытываемых людьми, на самом деле, по мнению Эверли и Розенфельда, создаются ими самими и длятся столько, сколько им разрешат.
На уровне биологических изменений в организме эмоциональный стресс первично возникает как центральный нейрогенный процесс, а все периферические функциональные нарушения развиваются вторично и фактически являются следствием эмоционального перенапряжения. В реализации эмоциональных возбуждений ведущую роль играют гормональные механизмы.
Физиологический стресс проявляется следующим образом: на ранних стадиях эмоционального напряжения нарушаются информационные связи между различными функциональными системами организма человека, и они начинают работать изолированно, напряженно, пытаясь самостоятельно поддерживать регулируемые ими показатели на оптимальном уровне. При продолжающемся стрессорном воздействии механизм саморегуляции какой-либо наиболее ослабленной функциональной системы человека нарушается, и тогда ее функция устойчиво изменяется: например, стойко повышается артериальное давление, снижается иммунитет и т.д. Регуляция соответствующего физиологического показателя при этом до определенного времени осуществляется местными клеточными механизмами, устойчивый дисбаланс которых приводит к возникновению болезни.
Современные взгляды на стресс отличаются условностью полного разделения физиологического стресса и стресса эмоционального. В физиологическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот. Каков бы ни был стресс: эмоциональный или физиологический, один вид часто служит источником другого — эмоциональный стресс неизменно влечет за собой физиологический, а сильный физиологический стресс может повлиять на эмоциональное состояние. Образуется порочный круг, что только усложняет решение проблемы, особенно при длительном или хроническом стрессе.
Таким образом, можно сделать вывод, что даже единичный, кратковременный стресс — явление чрезвычайно сложное, затрагивающее все уровни функционирования организма, начиная от физиологического и заканчивая психологическим. От работы организма на каждом из этих уровней зависит успешность преодоления человеком стресса.
Источник
Тест «Принципы тайм-менеджмента в работе медицинской сестры»
Проверь свои знания в тесте «Принципы тайм-менеджмента в работе медицинской сестры»
1. Циклические изменения общего физического состояния организма человека задает
1) суточный ритм
2) физический биоритм
3) эмоциональный биоритм
4) интеллектуальный биоритм
5) хронотип
2. Все дела по эмоциональной окраске делятся на группы
1) сверхважные, важные, неважные
2) привлекательные, нейтральные, непривлекательные
3) сверхсрочные, срочные, несрочные
4) отличные, хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные
5) радостные, печальные
3. Стратегия лидера, которая позволяет управлять интенсивностью общения и потоком посетителей, называется
1) делегирование
2) прекращение микро-менеджмента
3) личная постановка задач
4) назначение приемных часов
5) контроль выполненного
4. Управление собой требует на втором этапе
1) самоконтроля
2) адаптации
3) самоосознания
4) самопринятия
5) положительного самоотношения
5. Успех профессиональной деятельности зависит в первую очередь
1) от мотивации
2) от настроя психики
3) от опыта
4) от навыков
5) от знаний
6. Контакты с пациентами, коллегами, подчиненными требуют настроя психической активности
1) на сочувствие
2) на рефлексию
3) на обобщение
4) на общение
5) на понимание
7. Правило планирование задач по эмоциональной окраске определяет начало и завершение рабочего дня
1) непривлекательными или нейтральными делами
2) непривлекательными делами
3) только привлекательными делами
4) только нейтральными делами
5) привлекательными или нейтральными делами
8. Ограничениями деятельности медицинской сестры являются
1) возрастные особенности
2) черты характера
3) способности
4) дефициты
5) профициты
9. Что относится к способам управления «потоком» входящих дел
1) договориться о сроках
2) увеличить производительность
3) отказаться от перфекционизма
4) увеличить время работы
5) учитывать биоритмы
10. Нерациональные траты времени называют
1) «черные дыры»
2) «провалы»
3) «проделки Хроноса»
4) «потери»
5) «хронофаги»
11. При индивидуальном отношении со временем, когда «внутренний хронометр» отстает, рекомендуется
1) больше концентрации на себе, меньше напряжения
2) работать уверенно и спокойно
3) меньше отвлечений, больше концентрации на деле
4) не терять контроля над временем
5) успевать больше
12. Циклические изменения интеллектуальных способностей человека задает
1) хронотип
2) эмоциональный биоритм
3) интеллектуальный биоритм
4) физический биоритм
5) суточный ритм
13. Ограничения специалиста — застревание на деле, потери времени, малое количество завершенных дел – являются следствием такого личностного качества, как
1) инициативность
2) тревожность
3) перфекционизм
4) спонтанность
5) агрессивность
14. Люди со сравнительно высокой работоспособностью в вечернее и ночное время относятся к хронотипу
1) «соловьи»
2) «снегири»
3) «совы»
4) «голуби»
5) «жаворонки»
15. Минимальное количество шкал для описания аспектов жизни специалиста
1) 8
2) 1
3) 4
4) 2
5) 9
16. Управление собой требует на первом этапе
1) положительного самоотношения
2) самоосознания
3) самопринятия
4) самоконтроля
5) адаптации
17. При индивидуальном отношении со временем, когда «внутренний хронометр» спешит, рекомендуется
1) успевать больше
2) не терять контроля над временем
3) меньше отвлечений, больше концентрации на деле
4) больше концентрации на себе, меньше напряжения
5) работать уверенно и спокойно
18. Сферы жизни, которые определяют ориентированность специалиста на других
1) финансы-здоровье
2) хобби-здоровье
3) работа-семья
4) работа-здоровье
5) семья-здоровье
19. Планирование задач по эмоциональной окраске предполагает составление сценария дел
1) на 3 дня
2) на 1 месяц
3) на 1 квартал
4) на 1 день
5) на 1 неделю
20. При индивидуальном отношении со временем, когда «внутренний хронометр» точен, рекомендуется
1) меньше отвлечений, больше концентрации на деле
2) не терять контроля над временем
3) работать уверенно и спокойно
4) успевать больше
5) больше концентрации на себе, меньше напряжения
21. Сферы жизни, которые определяют ориентированность специалиста на себя
1) работа-семья
2) работа-здоровье
3) финансы-здоровье
4) хобби-здоровье
5) семья-здоровье
22. Занятие 100% ресурса времени противоречит следующей стратегии тайм-менеджмента
1) резервирование времени
2) учет правила Парето
3) планирование
4) сокращение «хронофагов»
5) многозадачность
23. Управление рабочим временем должно в обязательном порядке учитывать планирование
1) отдыха
2) времени на дорогу до работы и обратно
3) задержки на работе
4) обеда
5) совещания
24. Управление «потоком» дел необходимо для профилактики
1) творческого напряжения
2) несчастных случаев
3) расслабления
4) перенапряжения
5) кризисов
25. Умения правильно «разряжаться», справляться со стрессами, полностью использовать свои личные ресурсы относятся
1) к перцепции
2) к самоуправлению
3) к коммуникации
4) к рефлексии
5) к интеракции
26. Люди с более высокой работоспособностью в утреннее время относятся к хронотипу
1) «снегири»
2) «совы»
3) «голуби»
4) «соловьи»
5) «жаворонки»
27. Периоды спада и подъема физической и психической активности в течение суток задает
1) интеллектуальный биоритм
2) физический биоритм
3) суточный ритм
4) эмоциональный биоритм
5) хронотип
28. Правило планирование задач по эмоциональной окраске рекомендует переходить от привлекательных к непривлекательным заданиям
1) после обеда
2) быстро
3) постепенно
4) редко
5) вечером
29. Организация и эффективное использование времени называется
1) ресурс времени
2) самоменеджмент
3) тайм-менеджмент
4) аутогенный менеджмент
5) временная перспектива
30. Причиной профессионального стресса и угрозой нервного срыва, по мнению Б. Рассела, является
1) ощущение сверхважности своей работы
2) параллельное выполнение нескольких дел
3) многозадачность
4) избыточный контроль руководителя
5) негативный психологический климат в коллективе
31. Тезис «Находите 20% дел, которые дают 80% результата» относится к правилу
1) Лопиталя
2) Марковникова
3) Парето
4) Кирхгофа
5) Эйзенхауэра
32. Сферы жизни, которые образуют взаимодополняемые пары
1) друзья-семья, финансы-здоровье
2) работа-семья, хобби-здоровье
3) работа-семья, финансы-здоровье
4) работа-здоровье, хобби-семья
5) работа-хобби, семья-здоровье
33. Правило Парето учитывает следующее соотношение усилий и результата
1) 70 – 30%
2) 50 – 50%
3) 20 — 80%
4) 10 – 90%
34. Ограничения специалиста — застревание на деле, потери времени, малое количество завершенных дел – являются следствием такого личностного качества, как
1) спонтанность
2) тревожность
3) инициативность
4) агрессивность
5) перфекционизм
35. Риск профессионального выгорания ниже у специалиста, который
1) только ориентирован на себя
2) не сохраняет баланс личного и общественного
3) уделяет внимание себе или сохраняет баланс личного и общественного
4) только сохраняет баланс личного и общественного
5) ориентирован на других
36. Планирование, подготовка отчета, научное исследование требуют настроя психической активности
1) на понимание
2) на обобщение
3) на рефлексию
4) на адаптацию
5) на общение
37. Стремление специалиста при выполнении работы получить идеальный результат
1) агрессивность
2) спонтанность
3) тревожность
4) инициативность
5) перфекционизм
38. Тайм-менеджмент – это управление
1) временем для отдыха
2) временем для личных дел
3) свободным временем
4) рабочим и личным временем
5) рабочим временем
39. На конфликт мотиваций и высокую напряженность указывает дисбаланс в жизненных сферах
1) 2 балла
2) 0 баллов
3) 3 и более баллов
4) 4 и более баллов
5) 1 балл
40. Периодические изменения эмоционального состояния человека задает
1) хронотип
2) эмоциональный биоритм
3) интеллектуальный биоритм
4) физический биоритм
5) суточный ритм
41. Качество мышления специалиста диагностируется
1) по качеству отношений
2) по мимике
3) по содержанию речи
4) по ежемесячному доходу
5) по поступкам
42. Фраза специалиста «Мне не хватает времени» указывает на отсутствие
1) поддержки
2) умений
3) времени
4) мотивации
5) знаний
43. Субъектом самоменеджмента является
1) медорганизация
2) коллектив
3) профессиональная группа
4) отделение
5) специалист
44. Правило планирование задач по эмоциональной окраске рекомендует после двух и более непривлекательных заданий переходить
1) к релаксации
2) к отдыху
3) к привлекательным заданиям
4) к обеду
5) к нейтральным заданиям
45. Что НЕ относится к способам управления «потоком» исходящих дел
1) отказаться от перфекционизма
2) увеличить время работы
3) не брать чужих дел
4) увеличить производительность
5) учитывать биоритмы
Источник