Студия «Алхимия». Алессандро Гурьеро, Алессандро Мендини, Этторе Сотсасс
Италия. Протест против «хорошего дизайна» и концепции «бель дизайн». Группа «Архизум». Андреа Бранци, Паоло Деганелло, Гильберто Коретти, Массимо Мороцци.
Группа «Архизум» возникла одной из первых во Флоренции в 1966 году.
«Мы хотим принести в дом все, что раньше оставалось снаружи: нарочитую банальность, сознательную вульгарность, урбанистические элементы и порок» (1967). Полностью антикоммерческая философия. Формы заимствовались из поп-арта, дизайн-утопий. Все превращалось в гротеск, открытое издевательство над модернизмомЕе лидерами стали Андреа Бранци (Andrea Branzi, 1941), Паоло Деганелло (Paolo Deganello, 1940), Гиль-берто Коретти (Gilberto Corretti, 1941), Масимо Мороци (Massimo Morozzi, 1941).
Само название происходит от британской архитектурной группы «Архигрэм» и от одного из выпущенных ими журналов «Зум» (Zoom). «Архизум» известен как создатель радикальных архитектурных проектов, таких как Wind City, no-Stop-City. Они пытались показать, что если идти по пути рационализма, то он становится алогичным и в конце концов антирационалистическим. «Архизум» пришел к выводу, что конечной целью современной архитектуры является уничтожение архитектуры как таковой. В 1966 и 1967 гг. «Архизум» устроил две выставки «Суперархитектура» совместно с «Суперстудио». Все их работы имели смысловую связь с поп-культурой и китчем и в тоже время выражали насмешку над претенциозностью «Хорошего дизайна».
«Жилые ландшафты», «Wind Sity», «no-stop-Sity». Пьеро Гатти и др. Кресло «Sacco» («Мешок», 1968). Джонатан де Пас, Донато д’Урбино, Паоло Ломацци. Кресло «Joe». Гаэтано Пеше, серия «UP». Группа «Суперстудио»: Адольфо Наталини, Кристиано Торальдо ди Франция. Группа «Струм». Жоржио Жиретти, Пьетро Деросси, Карло Жиамарко, Рикардо Россо, Маурицио Воглиацо. Мебель для сидения и лежания «Praton» («большой луг», 1966-70). Свободная школа-лаборатория дизайна «Global Tools».
Гаэтано Пеше. Представитель арт-дизайна. Серия кресел «Up». Сразу вошла в разряд классики итальянского дизайна. Акцентированно художественная установка в противовес рационализму и функционализму.
Кресло «Sit Down» из полиуретана. 1975
Серия кресел «Up». 1969. «Мебель превращений». Пеше отмечал, что стремился выразить в этой серии свой личный взгляд на женщин, их сущность. Каждое из кресел – образ определенной женщины. Кресло «Донна» — образ женщины с мячиком в ногах – образ, соответствующий традиционной картине узника.
После некоторого спада в конце 70-х возникает вторая волна антидизайна. Во многом это связано с появлением студии «Алхимия».
Студия «Алхимия» (Studio Alchimia) была создана в 1976 году архитектором Алессандро Гурьеро (Alessandro Guerriero, 1943) как галерея экспериментальных работ, не предназначенных для промышленного производства. Само название «алхимия» было дано как насмешка над научными фундаментальными представлениями о стиле «модернизм». Ее коллекции 1978 и 1979 годов были иронично названы «Бау. Хауз 1и 2». Они представляли собой головокружительное соединение популярной культуры и радикального китча. Постепенно студия «Алхимия» выросла в очень влиятельную творческую организацию. Ее лидеры ратовали за возвращение дизайну значимости и вместе с тем спонтанности.
В восьмидесятые годы творческим лидером «Алхимии» стал Алессандро Мендини. Его мебель в стиле «Ре-дизайн» (Redesign) — кресла «Суперлегера» (Superleggera) Жио Понти и «Василий» Марселя Бройера принесли веселое настроение в «надменность» «хорошего дизайна» и «хорошего вкуса». Серия Мендини «Бесконечная мебель» (Mobile Infinite, 1981) давала широкие возможности комбинаторики, позволяя потребителю самому составлять различные комбинации и участвовать таким образом в общем творческом процессе. Дизайн Студии «Алхимия» был мотивирован политически, элитарен и осознан интеллектуально.
Коллекция «Бау. Хауз 1» и «Бау. Хауз 2». Мебель в стиле «Ре-дизайн», серия Мендини «Бесконечная мебель». Инго Маурер. Германия. Хартмут Эслингер, Андреас Хауг. Студия «Фрог-дизайн». «Форма следует эмоции».
Психоделический дизайн.Вернер Пантон считается революционером в области дизайна мебели. Он экспериментировал с такими материалами, как стекло, пластик, сталь и полипропилен и одним из первых стал рассматривать отдельные элементы интерьера как связанные общим пространством.
Пантон много экспериментировал и утверждал, что мебель не обязательно должна иметь традиционную форму. Его знаменитые проекты стульев — Tivoli, Bachelor и Cone — считались в своё время самыми необычными стульями в мире. Вернер считал, что стулья должны быть не только удобны, но и интересны. Самый знаменитый стул дизайнера — Panton Chair был сделан из единого куска формованного пластика [1] . Дизайн стула был настолько необычен, что производство началось только в 1967 году немецкой фирмой «Herman Miller&Fehibaum» и до сих пор производится фирмой «Vitra». Кроме стульев, дизайнер придумал более 25 различных форм для ламп.
Концептуальные поиски советских дизайнеров.
Всесоюзный институт технической эстетики (ВНИИТЭ, 1962). Журнал «Техническая эстетика» (1964). Региональный стайлинг. Проект специализированного автомобиля-такси (1963-65, Ю. Долматовский, А. Ольшанецкий, А. Черняев).
Дизайн-программы. Фирменный стиль «Союзэлектроприбор» (Д. Азрикан, Д. Щелкунов).
Эксперименты и утопии. Сенежская студия. «Бумажное проектирование». Макеты городской среды. III Всесоюзный конкурс бытовой мебели (1975). И.И. Лучкова, А.В. Сикачев. Система мобильных щитовых элементов «Мебар». Кинетические композиции 70-х. В. Колейчук, группа кинетического искусства «Движение», к/б «Прометей».
В 1962 году специальным постановлением Совета Министров СССР был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики- (ВНИИТЭ). На Институт возлагалась разработка и внедрение методов художественного конструирования, координация научно-исследовательских работ в этой области, методическое руководство работой специальных художественно-конструкторских бюро, обобщение и распространение лучшего отечественного и зарубежного опыта в дизайне, а также разработка проектов отдельных видов массовых и наиболее сложных изделий машиностроения и товаров культурно-бытового назначения. С 1964 года стал издаваться специальный журнал «Техническая эстетика». Таким образом, с начала 60-х дизайн в СССР начал развиваться на государственном уровне. При этом необходимо отметить, что на первом плане «государственного дизайна» стояла продукция машиностроения и удобство эксплуатации, а не эстетические принципы и не товары непосредственно для людей. Тем самым было задано на много лет вперед и направление дизайна в СССР. Вслед за ВНИИТЭ в течение пяти лет было создано более полутора десятка крупных дизайнерских организаций (филиалы ВНИИТЭ и специальные художественно-конструкторские бюро) и около 200 художественно-конструкторских групп, отделов, лабораторий и т.д. на различных предприятиях, в проектных и исследовательских институтах. Кроме того, увеличилось значительно число и свободных дизайнеров, работающих по договорам. К середине 1960-х годов в стране в различных дизайнерских организациях работало более 10 000 человек.
Рациональный стайлинг.ВНИИТЭ занимался пропагандой дизайна, дизайнерским образованием и проектированием. Причем для проектирования выбирались темы, позволявшие сделать вещи, образцовые во всех отношениях — с точки зрения стиля, моды, принципов графической подачи проекта, методики проектирования.
Одним из наиболее ярких для б0-х годов был проект специализированного автомобиля-такси (1963-1965), выполненный в реальном материале как действующая модель, в которой в реальной ситуации можно было увидеть все выгоды или просчеты дизайнерского решения. Автомобиль-такси был построен в опытных мастерских ВНИИТЭ. Когда директор института докладывал о новой машине в Министерстве автомобильной промышленности, то скептики сказали, что такая машина вообще не сможет ездить. Здесь директор сделал театральный жест и сказал, что собственно они и приехали на этом автомобиле и он стоит во дворе. Все собрание ринулось на улицу.
В автомобиле-такси было все необычно: и внешний вид, до сих пор сохраняющий привлекательность, гармоничность, современность; и вагонная компоновка, широкая сдвижная дверь; и перемещение двигателя назад; и его поперечное расположение; и материал корпуса — стеклопластик.
Автомобиль-такси в сравнении с обычным серийным автомобилем «Волга», который использовался в качестве такси в те годы, показал удобство посадки пассажира и загрузки багажа, удобство работы водителя, удобство обслуживания, заметность автомобиля на улице, его компактность и маневренность в городе. Несмотря на то, что специализированный автомобиль-такси показал себя более пригодным и экономичным ему, как и многим другим прогрессивным проектам того времени, так и не суждено было реализоваться в промышленности в условиях планового социалистического хозяйствования.
Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 16
Дополнительная литература: 25, 28, 34, 36, 38, 39, 43, 46, 48, 54, 55, 57, 62, 64, 67, 70, 72, 74, 75
Источник
Форма следует за функцией — Form follows function
Форма следует за функцией — это принцип дизайна, связанный с архитектурой конца 19 — начала 20 века и промышленным дизайном в целом, который гласит, что форма здания или объекта должна в первую очередь соответствовать его предполагаемой функции или назначению.
СОДЕРЖАНИЕ
Происхождение фразы
Архитектор Луи Салливан придумал максиму , хотя ее часто неправильно приписывают скульптору Горацио Гриноу (1805–1852), чье мышление в основном предшествовало более позднему функционалистскому подходу к архитектуре. Сочинения Гриноу на долгое время были в значительной степени забыты и были заново открыты только в 1930-х годах. В 1947 году подборка его эссе была опубликована как « Форма и функция: примечания к искусству» Горацио Гриноу .
Салливан был гораздо более молодым соотечественником Гриноу и восхищался такими мыслителями-рационалистами, как Торо , Эмерсон , Уитмен и Мелвилл , а также самим Гриноу. В 1896 году Салливан придумал эту фразу в статье под названием «Высокое офисное здание, рассматриваемое с художественной точки зрения» , хотя позже он приписал основную идею римскому архитектору, инженеру и писателю Маркусу Витрувиусу Поллио , который впервые в своей книге « Архитектура» утверждал, что сооружение должно проявлять три качества фирмит, утилит и венуст, то есть быть прочным, полезным, красивым. Салливан на самом деле писал «форма всегда следует за функцией», но более простая и менее выразительная фраза запоминается более широко. Для Салливана это была чистая мудрость, эстетическое кредо, единственное «правило, которое не допускает никаких исключений». Полная цитата:
Будь то стремительный орел в его полете или распустившийся яблоневый цвет, трудящаяся рабочая лошадь, веселый лебедь, ветвящийся дуб, извилистый ручей у его основания, плывущие облака над всем бегущим солнцем, образуют вечную форму. следует функции , и это закон. Там, где функция не меняется, форма не меняется. Гранитные скалы, вечно задумчивые холмы остались на века; молния живет, принимает форму и умирает в мгновение ока.
Это всепроникающий закон всего органического и неорганического, всего физического и метафизического, всего человеческого и всего сверхчеловеческого, всех истинных проявлений головы, сердца, души, в которых жизнь узнаваема. его выражение, эта форма всегда следует за функцией. Это закон.
Салливан разработал форму высокого стального небоскреба в Чикаго в конце 19-го века в момент, когда сошлись технологии, вкусы и экономические силы, и возникла необходимость нарушить устоявшиеся стили. Если форма здания не должна была выбираться из старой книги образцов, что-то должно было определять форму, и, по словам Салливана, это должно было быть предназначением здания. Таким образом, «форма следует за функцией», в отличие от «форма следует за прецедентом». Помощник Салливана Фрэнк Ллойд Райт принял и исповедовал тот же принцип в несколько иной форме — возможно, потому, что отказ от старых стилей дал им больше свободы и свободы действий.
Дискуссия о функциональности орнамента
В 1908 году австрийский архитектор Адольф Лоос написал аллегорическое эссе под названием « Орнамент и преступление » в ответ на сложный орнамент, использованный архитекторами Венского сецессиона . Модернисты приняли моралистический аргумент Лооса, а также максиму Салливана. Лоос работал плотником в США. Он отмечал эффективную сантехнику и промышленные артефакты, такие как силосы для кукурузы и стальные водонапорные башни, как примеры функционального дизайна.
Применение в разных сферах
Архитектура
Фраза «форма (всегда) следует за функцией» стала боевым кличем модернистских архитекторов после 1930-х годов. Это кредо подразумевало, что декоративные элементы, которые архитекторы называют «орнаментом», были излишними в современных зданиях. Однако сам Салливан не мыслил и не строил в этом направлении на пике своей карьеры. Действительно, в то время как его здания могли быть скромными и четкими в своей основной массе, он часто акцентировал их плоские поверхности пышными украшениями в стиле модерн и кельтского возрождения , обычно отлитыми из железа или терракоты и варьировавшимися от органических форм, таких как виноградная лоза и плющ, до больше геометрических узоров и переплетений, вдохновленных его ирландским дизайнерским наследием. Вероятно, самый известный пример — извивающаяся зеленая металлическая конструкция, которая покрывает навесы у входа в Карсон, Пири, Скотт и Компани Билдинг на Саут Стейт Стрит в Чикаго. Эти украшения, часто выполняемые талантливым молодым рисовальщиком, работавшим у Салливана, в конечном итоге стали торговой маркой Салливана; для студентов, изучающих архитектуру, они — его узнаваемая подпись.
Дизайн продукта
Один эпизод в истории внутреннего конфликта между функциональным дизайном и требованиями рынка произошел в 1935 году, после появления обтекаемой модели Chrysler Airflow , когда американская автомобильная промышленность временно прекратила попытки внедрить оптимальные аэродинамические формы в массовое производство. Некоторые автопроизводители думали, что аэродинамическая эффективность приведет к единственной оптимальной форме кузова автомобиля, форме «капли», что не годится для штучных продаж. General Motors заняла две разные позиции по рационализации: одна предназначалась для внутреннего инженерного сообщества, а другая — для клиентов. Как и ежегодная смена года выпуска, так называемый аэродинамический стиль часто не имеет смысла с точки зрения технических характеристик. Впоследствии коэффициент аэродинамического сопротивления стал одновременно маркетинговым инструментом и средством повышения продажности автомобиля за счет небольшого снижения расхода топлива и значительного увеличения максимальной скорости.
Американские промышленные дизайнеры 1930-х и 40-х годов, такие как Рэймонд Лоуи , Норман Бел Геддес и Генри Дрейфус, пытались преодолеть врожденные противоречия принципа «форма следует за функцией», модернизируя блендеры, локомотивы и копировальные машины для массового потребления. Леви сформулировал свой принцип «MAYA» (наиболее продвинутый, но приемлемый), чтобы выразить, что дизайн продукта связан функциональными ограничениями математики, материалов и логики, но их принятие ограничено социальными ожиданиями. Его совет заключался в том, что для очень новых технологий они должны быть как можно более знакомыми, но для знакомых технологий они должны быть удивительными.
Честно применяя принцип «форма следует за функцией», промышленные дизайнеры могли вывести своих клиентов из бизнеса. Некоторые простые одноцелевые предметы, такие как отвертки, карандаши и чайники, можно привести к единой оптимальной форме, что исключает возможность дифференциации продукции . Некоторые предметы, сделанные слишком прочными, могут помешать продаже замен. ( ср. планируемое устаревание ) С точки зрения функциональности, некоторые продукты просто не нужны.
Виктор Папанек (умер в 1998 г.) был недавно влиятельным дизайнером и философом дизайна, который преподавал и писал как сторонник «форма следует за функцией».
Программная инженерия
Утверждалось, что структура и внутренние атрибуты качества работающего, нетривиального программного артефакта будут отражать в первую очередь инженерные требования к его построению, при этом влияние процесса будет незначительным, если оно вообще есть. Это не означает, что процесс не имеет значения, но что процессы, совместимые с требованиями артефакта, приводят к примерно одинаковым результатам.
Этот принцип также может быть применен к архитектурам корпоративных приложений современного бизнеса, где «функция» — это бизнес-процессы, которым должна способствовать архитектура предприятия или «форма». Если архитектура диктует, как работает бизнес, он, скорее всего, будет страдать от негибкости, неспособной адаптироваться к изменениям. Сервисно-ориентированная архитектура позволяет архитектору предприятия изменить «форму» архитектуры в соответствии с функциональными требованиями бизнеса, приняв стандартные протоколы связи, которые обеспечивают возможность взаимодействия.
Хотя «форма» и «функция» могут быть более или менее явными и инвариантными понятиями для многих инженерных доктрин, метапрограммирование и парадигма функционального программирования очень хорошо подходят для исследования, размытия и инвертирования сущности этих двух концепций.
Движение гибкой разработки программного обеспечения поддерживает такие методы, как «разработка, управляемая тестированием», в которой инженер начинает с минимальной единицы функциональности, ориентированной на пользователя, создает для них автоматизированный тест, а затем реализует функциональность и повторяет этот процесс. Результатом и аргументом в пользу этой дисциплины является то, что структура или «форма» возникает из реальной функции и, фактически, потому, что выполняется органично, делает проект более адаптируемым в долгосрочной перспективе, а также повышает качество благодаря функциональной базе автоматизированных тестов.
Автомобильное проектирование
Если дизайн автомобиля соответствует его функции — например, форма Fiat Multipla , что отчасти объясняется желанием разместить шесть человек в два ряда, — тогда говорят, что его форма следует его функции.
Источник