Объясните почему художник написавший портрет ростовщика берется за работу какие чувства он испытывал

Как появился портрет ростовщика в романе Гоголя «Портрет»?

В первой части рассказывается о молодом живописце Чарткове. Это очень талантливый, но в тоже время бедный человек. Он восхищается талантом великих художников; его обижает то, что модные художники, рисующие свои картинки, получают огромные деньги, а он должен сидеть в нищете. Но тут с ним приключается странная история.

Однажды он зашел в картинную лавку и увидел необычный портрет. Портрет был очень старый, на нем был изображен старик в азиатском костюме. Портрет сильно заворожил Чарткова. Старик притягивал его к себе; глаза его были особенно выразительны – они глядели на него, как настоящее.
Молодой художник, сам не ожидая того, купил эту картину.

После этого с Чартковым приключилась странная ситуация: ночью ему приснился сон, что старик вылез из картины и показал ему мешок с деньгами. Это говорит о том, что наш молодой художник жаждет богатство и славы, что-то уже в нем есть демоническое в душе.
__________________________

Во второй части повести рассказывается о совершенно другом художнике.
На аукцион приходит молодой человек и говорит, что он хочет забрать портрет старика, который по праву должен принадлежать ему. Тут этот молодой бедный художник рассказывает историю о неком ростовщике. Он был необыкновенно богат и мог любому занять денег. Но каждый человек, бравший у него в займы, заканчивал свою жизнь печально.

Однажды ростовщик попросил нарисовать его портрет. Портрет принялся рисовать отец художника, рассказывающего историю.
Но с каждым днем он испытывал отвращение к ростовщику, ибо его глаза на картине были очень выразительны, словно живые. Вскоре ростовщик умер. Художник понял, что совершил большой грех, нарисовав портрет ростовщика, ведь с каждым, кому он попадался в руки, случалось несчастье. Он становится отшельником, уходит в монастырь.
Вскоре он нарисовал икону Рождество Иисуса, пробыв многие годы здесь. Таким способом он исцелил свою душу

Источник

Какие свойства чарткова говорят о таланте художника а какие нет

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Образ Чарткова в повести Портрет

Чартков — главный герой повести Николая Васильевича Гоголя «Портрет», бедный молодой художник, обнищавший дворянин, живущий вместе со своим слугой Никитой в низенькой скудной комнатке на Васильевском острове, из которой их вот-вот выселят за неуплату. Положение Чарткова столь бедственно, что денег у него нет даже на одну свечу. Несмотря на это, молодой человек подаёт большие надежды, и, по заверениям его учителя, усердное обучение и развитие собственных талантов помогут добиться ему огромных успехов в искусстве и принесут ему всеобщую славу. Но пока что ему приходится жить и творить в нищете, едва ли сводя концы с концами и мечтая сказочно разбогатеть.

Однажды, зайдя в лавку торговца картинами, Чартков почти случайно натыкается на незаконченный портрет неизвестного ему художника, на котором изображен старик с весьма жутким взглядом, который, как кажется юноше, обращен прямо на него. Сам не понимая зачем, Чартков покупает загадочную картину, тратя на неё последний двугривенник. В ночь после покупки, художнику снится кошмар, в котором странный старик с портрета подходит к его кровати и, открыв мешок, высыпает рядом с ней несколько свёртков с золотыми червонцами. Наутро же, по счастливой случайности Чартков находит один из свёртков, которые он видел во сне. Это находка делает его необычайно богатым. И тут перед молодым творцом встаёт серьезный выбор: потратить эти деньги на то, чтобы 3 года ни в чём себе не отказывать и полностью посвятить себя искусству или на то, чтобы мгновенно купить себе репутацию и известность.

Чартков выбирает второй вариант. Он снимает себе квартиру на главной улице Петербурга, Невском проспекте, покупает дорогой костюм, чтобы ни у кого не было сомнения, что он — человек уважаемый, а так же заказывает о себе хвалебный отзыв в петербуржской газете. После этого слава не заставила себя ждать. Раз за разом к Чарткову приходят всё больше и больше знатных петербуржцев, его приглашают на светские приемы и обеды. Он становится «модным» художником, рисуя портреты так, чтоб угодить богатым заказчикам и изображая их такими, какими они хотят себя видеть. Постепенно искра таланта угасает в юноше, он теряет всякое удовольствие от творчества, выполняя машинальную работу, а иногда и вовсе отдавая её своим ученикам. Автор пишет, что «золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью».

Но однажды, в жизни Чарткова происходят кардинальные перемены. Произошло это тогда, когда его, как уважаемого и признанного мастера, приглашают оценить работу еще неизвестного автора, с которым он когда-то учился. Художник этот, в отличие от Чарткова, посвятил свою жизнь не заработку денег, а чистому, настоящему искусству. Его картина так поражает главного героя, что тот, понимая, что он уже полностью утратил свой талант, начинает безумно завидовать истинным творцам. Чартков скупает шедевры молодых авторов и в приступах дикой зависти разрывает их на мелкие кусочки. С каждой такой покупкой безумие его лишь усиливается. Припадки доводят его до душевной болезни, от которой он, впоследствии, погибает.

Так заканчивается история Чарткова – молодого, подающего большие надежды художника, променявшего свой талант и возможность по-настоящему творить на деньги и всеобщую славу. Но стоило ли оно того? Будут ли помнить юношу после его смерти, как мы помним великих творцов? На эти вопросы Гоголь не дает ответов, оставляя их на размышление читателям.

Вариант 2

В произведении Николая Васильевича Гоголя «Портрет» Андрей Чартков является одним из главных героев. Он принадлежал дворянскому роду, но бедному. Из повести мы узнаем, что Андрею молод, в возрасте примерно двадцати двух лет. Он подает большие надежды в искусстве.

Автор описывает Чарткова, как не следящего за своим внешним видом молодого юношу, вещи его рваные и старые. Причиной тому служат не только его безразличие к своему внешнему виде, а отсутствие денег. Своим смыслом жизни Чартков видит искусство, оно его вдохновляет и заставляет существовать дальше. Он постоянно рисует и совершенствует свое мастерство. Проживает главный герой в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Квартира, в которой живет Андрей не является его собственностью, он ее снимает. Но как было сказано ранее у главного героя нет денег и соответственно платить за жилье ему не чем и долг постоянно увеличивается.

Однажды Чартков спустил все свои последние сбережения на аукционе. Он купил картину, на которой был изображен портрет пожилого мужчины. Придя домой и осмотрев картину, Чартков заметил в глубине рамки мешочек с деньгами. Там оказалась приличная сумма, тысяча золотых монет. Этот день стал переворотом в жизни героя.

Все свои найденные деньги Андрей спустил на хорошие новые вещи, парфюм и новую квартиру. И остаток последних средств тратит на рекламу, что бы о нем узнали.

Читайте также:  Зависимость настроения от времени года

Вскоре Чартков становится востребованным в искусстве. У него заказывают портреты самые знатные люди города. После чего прибыль героя возрастает, и он буквально купается в деньгах. Андрей становится значимой персоной, его приглашают к себе на обед не мало известные люди, он окружен вниманием прекрасного пола.

Но не все так хорошо, как могло бы казаться. С наступления такого образа жизни Черткова, мастерство ослабевает. Руки уже не те, кисть не так ложится на холст, его картины становятся другими. И между искусством и красивой жизнью Чартков выбирает красивую жизнь, совершенно забыв про то с чего он начинал.

Чартков, увидел талантливые портреты своего друга, разозлился и возненавидел его. Его друг писал картины гораздо лучше самого Чарткова, но Андрей даже ни на мгновение не допустил мысль, что виной тому является его беззаботная гулящая жизнь. В тот момент в голову главного героя пришла мысль. И мысль была такова: скупить все красивые картины по городу. Он был зол и разгневан. Скупая все картины по городу, он приезжал домой и рвал их на мелкие кусочки. То что с ним происходило привело его к смерти.



Зачем автор описывает сны чарткова перед тем как он находит в раме деньги

3.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова»

Дата Событие Произведение

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

3.2. Выучить наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова (из списка для самостоятельной работы)

3.3. Выполнить анализ стихотворений «Дума» и второго стихотворения на выбор (из папки заданий)

4. Н.В. Гоголь. Сведения из биографии. «Портрет».

4.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя»

Дата Событие Произведение

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

4.2. Письменно ответить на вопросы:

1) Почему художник, написавший портрет ростовщика, берётся за эту работу? Какие чувства он испытывает? Как вы думаете, искупает ли он свой грех? Обоснуйте свой ответ.

2) Как вы думаете, зачем автор описывает сны Чарткова, перед тем как он находит в раме портрета деньги?

3) Как изменяется жизнь художника после того, как он находит червонцы? А что происходит с его душой?

4.3. Устная беседа с преподавателем по тексту произведения.

Русская литература второй половины XIX века

5.1. Выполнить конспект (папка)

5.2. Устно ответить по материалам конспекта.

6. А.Н. Островский. Сведения из биографии. Драма «Гроза»

6.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество А.Н.Островского»

Дата Событие Произведение

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

6.2. Письменно ответить на вопросы:

1) Смысл названия произведения

2) Почему Катерина решается на самоубийство?

6.3. Устная беседа с преподавателем.

6.4. Выучить наизусть монолог Катерины или Кулигина (из списка для самостоятельной работы)

6.5. Выполнить тест по пьесе «Гроза»

7. И.А. Гончаров. Сведения из биографии. «Обломов».

7.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество И.А.Гончарова»

Сочинение Чартков в рассказе Портрет

Герой повести Гоголя «Портрет», Андрей Петрович Чартков был из бедного, но знатного дворянского рода. У него был один единственный слуга по имени Никита. Андрей – это молодой юноша, двадцати двух лет от роду, подающий большие надежды в искусстве.

Андрей не следит за своим внешним видом, одевается в старые, рваные вещи. На самом деле, он не только не заботится о том, как выглядит, но и денег на наряды у молодого человека просто нет. Он художник, постоянно совершенствующий свои навыки в написании картин. Это занятие вдохновляет его и является смыслом его жизни. Андрей снимает комнату в Петербурге на Васильевском острове, платить за нее не чем, долг за жилье постоянно растет. Вечером, чтобы сэкономить, Андрей не зажигает свечу.

В один из дней герой отправился на аукцион, где ему приглянулась картина, за которую он отдал последние свои сбережения. На полотне был нарисован портрет старика. Осмотрев картину, Чертков обнаружил в глубине рамки небольшой мешочек с деньгами. Сумма оказалась немаленькой, тысяча золотых монет. Такая находка навсегда изменила жизнь Андрея.

В первую очередь он отправляется к швейному мастеру за новым костюмом, меняет старую маленькую комнатку, на большую квартиру в центре Петербурга. Он растрачивает свои деньги на новые вещи, покупает парфюм и другие детали туалета.

Чертков на последние деньги, создает себе рекламу, чтобы о нем услышали в городе. Молодой человек честолюбив, он желает только признания, славы и восхищения им как художником. Почти сразу же он становиться востребованным в своем деле, к Андрею приезжают самые знатные люди города для написания их портрета. Молодой человек с головой окунается во всю эту роскошь и купается в деньгах. Его приглашают высокопоставленные лица к себе на обед, он не обделен вниманием женщин, к нему относятся как к важной и значимой персоне.

Но у такой жизни есть и обратная сторона. Чартков, купаясь в богатстве и самолюбии, перестает талантливо писать свои картины, его рука ослабевает, кисть уже так не ложится на холст. Андрею надоедает такое занятие, ему больше по душе ходить на знатные вечера и растрачивать свое внимание и деньги на развлечения.

Однажды Чартков пришел к своему другу и увидел его портреты. Они оказались намного талантливее, чем пишет сам Андрей. Вместо того, чтобы пересмотреть свою жизнь и начать заново красиво рисовать, молодой человек разозлился и возненавидел своего приятеля. В порыве безумия, Андрей начал скупать все самые лучшие картины в городе и рвать их на части. Он загнал себя в угол, дошел до белой горячки. Это сумасшествие привело Чаткова к собственной смерти.

ЧАРТКОВ о призвании художника

С помощью одной лишь буквы Гоголь увернулся от слова «чёрт», не допустив его в фамилию молодого простака, которого он скорее презирает, чем жалеет. «Чара» — очарование, приближение к сатане, заигрывание с бесом искусства. Чартков — это суетливый, переполненный желаниями мир, в Чарткове воплощен образ биологически-общественногго человека.

*** Происхождение Чарткова неясно. Провинциал, вроде юного Гоголя, приехавший искать счастья в северной столице. Один из первых разрушителей «чистого» российского искусства. Вирус чартковщины имеет психобиологическую направленность, этиология и патогенез этой болезни расплывчаты. Чаще всего этот недуг поражает молодых людей, мечтающих о быстрых деньгах, а также крупных реалистов, напустивших на себя глянец коммерции. У орденоносных художников особые лица, они похожи на морды старых замшелых рыбин, забронзовевшие лица мелькают на экране телевизора и прочих презентациях. Эти люди, вылепливавшие когда-то образы светлого будущего, они теперь пытаются схватить за хвост символы нового, ускользающего от них века. А новый век не то чтобы очень ждал их, но смотрит на них с чуть узнавающим насмешливым прищуром: а-а-а. вот вы где, вечные шустрые ребята.

*** Реальность псевдостоличного дня серая, как асфальт, с яркими вкраплениями мчащихся мимо призраков-иномарок. Чартковы не в силах осмыслить эту обычную и в то же время фантастичную жизнь Петербурга. Недавняя «социалистическая» реальность, зафиксированная в неких штампах и символах, в свое время также плохо поддавалась их торопливым густым мазкам. Гоголевский Чартков мечтал выразить самого себя и одновременно жаждал успеха в обществе. Чартковы дробят картину на плоские бесформенные куски — что-то вроде натюрморта с сырым мясом.

Читайте также:  Чувствую себя неуверенно рядом со своим мужчиной

Тем не менее этот гоголевский Чартков, все же к чему-то стремился. Не только к успеху в обществе — поначалу этот юноша желал выразить в искусстве самого себя. Результат такого шизофренического раздвоения вылился в драму коммерческого, т.е. «успешного» художника. Блеск мишурного, освященного многосмысленной «пользой» (прежде всего материальной) искусства, застит глаза как самим творцам, так и их поклонникам, теперь их называют «потребителями искусства».

*** Чартковы, независимо от рода их художества, по сути устроения своей психологии не могут писать в «стол». У них мало завершенных, идеально отточенных творений. Еще труднее творить в иррациональном, словно бы не существующем Петербурге, где дыхание различных «человеков»создает фантастическую туманную атмосферу. В таком словно бы не существующем городе весь прочий мир кажется провинцией. И совершенно не думается о том, что где-то рядом, под боком, существует сама по себе окраинная Европа.

*** По натуре своей Чартковы не бунтари, но весь стиль их жизни, трагизм судеб, являются навозной почвой для оправдания революций и возрастания всяческих «измов». Такие творцы вольно или невольно взрыхляют души людей, на смену «новаторам», показавшим что-то «иное», некие «новые горизонты», приходят Бакунины и Нечаевы, они засевают души людей семенами бунта, красный цвет становится доминирующим в предреволюционном пейзаже.

*** В художественной лавочке, описанной Гоголем, читатель видит лица, подобные тем, которые до сих пор мелькают на экранах телевизоров: «портрет Хозрева-Мизры в барашковой шапке, портреты каких-то генералов в треугольных шляпах и с кривыми носами». Теснится, пенится свинцовое коловращение веков. Телекамеры подражая кисти старых мастеров, вырисовывают раздутые носы вождей различных партий, чиновников того или иного уровня. Таково свойство телекамеры, продолжающей традиции гоголевской объективности. Камера показывает объект во всей его сверправдивой фантастичности, подчеркивает завуалированность чиновных публичных монологов.

*** Потомки лакеев, рассматривающих картины в «красных тонах», в ближайшем будущем родят мечту о коммунизме, который, к удивлению самих же лакеев, по смыслу своему окажется ничем иным, как ненавистным для них трудом — жестоким и бесконечным.

*** Телевизор показал нового универсального персонажа — а именно Зло с большой буквы, Зло, вбирающее в себя все немыслимые краски экрана. Мощь красных мужских бицепсов, красота обнаженных молодых женщин, блеск стали, бесконечно свирепые взгляды, алая текучесть киношной крови — всё это завораживает миллионы зрителей. Тут уж не до простой картинки на тему «Зима с белыми деревьями».

*** Чартков поначалу посмеивается над тогдашним «массовым искусством». Картины, выставленные в лавочке, кажутся ему «уродливыми». Он с насмешкой упоминает о «Ерусланах и Лазаревичах», о «Фоме и Ереме». Унижением искусства называет он «фламандских мужиков», «красные и голубые» пейзажи. Он — творец одиночка, как и полагалось в старое, не испорченное коммерческим искусством. Рука истинного творца пишет сама, без внутреннего побуждения. В пальцах таится самостоятельное, не подвластное сердцу напряжение, автономный стиль, полумеханическая дикая мысль.

*** Если тайна искусства творцу не поддается, на помощь приходит самопишущая рука. Она, действительно, пишет сама, без внутреннего побуждения автора — так уж наработана! В скрюченных пальцах, судорожно сжимающих кисть или авторучку, таится самостоятельное, не подвластное уму и сердцу напряжение, автономный заостренный стиль, полумеханическая дикая мысль. Рука сама ловит обра­зы ускользающего мира. Талант Чарткова переходит именно «в руку», в ремесло удовлетворительного качества. Тут уж и до «академического звания» рукой подать. Всякий суетливый художник, работающий одной только «привычной замашкой», вынужден платить отступные искусству. Какой конкретно «монетой» — решают обстоятельства. Чаще всего художник расплачивается гибелью души, лишь бы о н о — истинное, глубинное, терзающее его изнутри хотя бы на время от него отвязалось, отстало, не беспокоило совесть, давая автору воз­можность заработать деньжат и славы. Часто художник верит, что скоро наступит долгожданное время, когда он, гений, достанет из чулана пожелтевшие незавершенные холсты…

*** Отрицательное искусство, как радиация, излучает невидимые смертельные лучи, повреждая внутреннюю суть как творца, так и зрителя. Разглядывая портрет ростовщика, Чартков ощущает «странно-неприятное» чувство. Глаза на портрете сверхнатуральные, будто «вырезанные из живого человека». На портрете «странная живость, которой бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы». И «свет месяца, несущий с собой бред мечты». Что-то вроде фильма ужасов, хотя современные фильмы ужасов вызывают порой лишь усмешку, когда мы догадываемся, как технически там всё устроено.

*** Взгляд сверхреалистичного портрета тотален, он проникает не только сквозь холстину, которой его завесил Чартков, он устремлен прямо в будущее, к полному своему торжеству.

*** Реклама в «ходячей» газете по возвышенности слога нисколько не уступит нынешним «раскруткам» молодых талантов. Юный Чартков не почувствовал перебора в эпитетах, а тем более глубоко скрытой иронии в тексте объявления, и прочел его «с тайным удовольствием». Творчество «нового» Чарткова вполне достойно этой рекламы. Рука его машинально совершает пробные «грациозные» замашки кистью, сам он почти мгновенно перевоплощается в «мусьё Чарткова». «Мусьё» у Гоголя, конечно, выше «человека», т.е. просто слуги. Но «мусьё» — это еще не «господин», а что-то вроде гувернера.

*** Дама-заказчица, посетившая Чарткова, не лишена понятия об искусстве. Не зря она обегала с лорнетом все художественные галереи Италии. Знает даже какого-то «мсьё Ноля», восхищается его картинами. Требует от живописца Чарткова «простоты, простоты чтобы было больше». Такая знатная реалистка!

*** Восхищаясь портретами мужичков на фоне пасущихся стад, аристократия интуитивно пыталась быть «ближе к народу», чтобы подобными художественными заклинаниями отдалить зарождающийся народный бунт. Но природа алчности такова, что никто не думает о предстоящем возмездии, стараясь отдалить его всеми средствами, том числе и с помощью искусства. Плюс свечка в храме, чтобы Господь спас наш несчастный народ.

*** Бдительная мамаша-цензор не позволила изобразить прыщик на портрете семнадцатилетней дочери. Она же не разрешила «тронуть немножечко желтенькой краской». Никому не удавалось совместить заказную работу с высоким искусством. Картины старых гениев, обслуживавших вельмож, несут в тенях своих черную печать Чарткова.

*** Более всего аристократы, генсеки, вожди страшатся полного сходства с оригиналом. Зеркальное волшебство искусства повергает их в ужас, они требуют, чтобы было «хорошо и скоро», а также одного лишь «общего выраженья» своего лица. Поденщик и ремесленник Чартков становится модным «во всех отношениях» живописцем. Антиискусство — вынужденная маска художни­ка. Компьютер, хранящий множество информационных обра­зов — еще один вид виртуальной чартковщины, новый способ отражения предметов окружающего мира. Благодаря искусным приемам чартковщины разнообразные химеры и фантомы наворачиваются на условное «веретено» психики зрителя. Чартковы полагают, что своим псевдоискусством могут подчинить изобразительный хаос, который, в свою очередь, щедро дарит художникам-«новаторам» куски своего бесформенного жирного тела. Настоящие же картины молчат, путь к холсту спрятан во мраке желаний современных потребителей искусств.

Читайте также:  Если человек не чувствует запаха ладана

*** В лучший, вернее в самый удачный период своей жизни, «мусьё» Чартков напоминает Хлестакова, мечты которого частично реализовались. Он толстеет, становится «почетным и заслуженным» академи­ком. Его рассуждения напоминают изречения советских мэтров искусства на тему «талант — это труд». Ему внимают молодые, пока еще незачартковевшие художники.

*** Зависть, желчь, горячка, смерть. Не умирайте, «мусьё» Чартков! Вы всем нужны. Так нужны. До сих пор знаменитые люди предпочитают увековечивать свои портреты не только на фотографиях, но и на холсте. Даже в момент позирования исторические люди якобы думать о судьбах России, о «пути страны к просвещению и благоденствию». Без Чартковых остановится жизнь во всевозможных ярких ее потребностях. К Чарткову рано или поздно приедет Нос, желающий увековечиться на холсте в образе Наполеона. Позируя, Нос будет небрежно перелистывать современный глянцевый журнал с улыбчивыми оголенными девушками. У Чарткова много полотен, этот художник, также как и Нос, личность вполне бессмертная.

*** Вторая часть «Портрета» имеет к первой примерно такое же отношение, как второй недописанный том «Мертвых душ» к первому. Повесть о художнике приобретает еще более мистический оттенок. Вторая часть — почти сплошное поучение и разъяснение, причем в самых выспренних фразах. Притча следует за притчей, трагедия за трагедией. Подробно описывается кусок полуЕвропы-полуАзии, запечатлевшийся в одном из тог­дашних микрорайонов Петербурга под названием «Коломна». Чартков здесь даже не упоминается, однако душа несчастного художни­ка незримо парит над скромными полукрестьянскими домишками при­города.

*** Вторая часть «Портрета» — тот же сюжет, только в другом времени. Чартков, наверное, еще к тому времени не родился, а таинственный и ужасный портрет уже пишется именно здесь, в «Коломне», где XIX век, по словам Гоголя, приобретает «скучную физиономию банкира», в современном понятии – кредитора, дающего деньги под огромные проценты. Здесь же появляются «новые русские» в виде купцов в «синих немецких сюртуках». Купцы и банкиры пока еще скромно смотрятся на фоне прежней аристократии. Но они уже осознают силу своего капитала, и смело перебивают цены дворянам во время аукционов. «Синие сюртуки» — костяк будущей капиталистической России, предки Мамонтовых и Морозовых, а затем и «малиновых пиджаков» в криминальные 90-е годы 20-го века.

*** Притча о молодом вельможе, покровителе искусств. Разорившись на меценатстве, он превращается в деспота и гонителя талантов. А тут как на грех французская революция подоспела. И таким плохим вдруг сделался этот юный вельможа, что даже царица осерчала. Образ Екатерины II воссоздан с пародийным тщанием: «Великодушная государыня ужаснулась и, полная благородства ду­ши, украшающего венценосцев, произнесла слова… глубокий смысл их запечатлелся в сердцах многих. Государыня заметила, что не под монархическим правлением угнетаются высокие благородные движенья души, не там презираются и преследуются творенья ума, поэзии и художеств; что напротив, одни монархи бывали их покровителями; что Шекспиры, Мольеры процветали под их великодушной защитой, между тем как Дант не мог найти угла в своей республиканской родине; что истинные гении возникают во время блеска и могущества государей и государств, а не во время безобразных политических явлений и терроризмов республиканских… Словом, государыня, произнесшая сии слова, была в ату минуту божественно прекрасна… Старики не могли об этом говорить без слез».

Екатерина II таким образом делает глубокое различие между поэтами-художника­ми, «низводящими в душу человека мир и прекрасную тишину» и дис­сидентами, сеющими волнение и ропот. Гоголь, в отличие от декабристов и народовольцев, не ощущает ненависти к царям.

*** По сценарию индийского кинофильма развивается сюжет о влюб­ленных князе Р. и красавице-аристократке. Виной их гибели также стали взятые взаймы деньги. Кстати, сам ростовщик Петромихали, также несет убытки, должники его, как в сказке, умирают один за другим. Гибнут или терпят «ужасные» мучения все, кто имеет дело с этим кредитором. Яркая аллегория на тему «Деньги губят человека».

*** Монолог отца художника Б. навевает тоску своей банальностью и внешнерелигиозной пустотой. Речь идет о вреде сверхреализма, которым злоупотребил пожилой мастер, отец художника Б. Стремление «быть верным природе» оборачивается отвращением к искусству.

*** 20-й век породил многие идейные метания: от мечты о коммунизме к буржуазному либерализму на грани столетий. В конце своего существования век железным способом постарался показать, что деньги — главное в жизни человека. Гоголь своим «Портретом» из глубины своей истории пытается доказать обратное. Все будущие Чартковы должны заранее знать уготованную им судьбу.

«Но есть минуты, тёмные минуты…».

Портрет Чарткова

В образе Чарткова автор старался показать собирательный образ человека, который сочетал в себе как несомненные таланты, присущие его личности, так и другие качества, которые раскрывали в нем простого человека с вредными привычками и обычными пороками. В повести рассказывается про путь, который прошел художник. Вначале он стремился достичь высот в своем ремесле, и успешно продвигался по своей карьерной лестнице. Однако, вскоре, он духовно пал, и проиграл борьбу самому себе. В гениальном произведении «Портрет» автор показал загадочную историю с элементами мистики, которая случилась с данными персонажами.

В образе молодого начинающего художника автор вложил образ человека, который стремился улучшить свою творческую деятельность посредством того, что он хотел овладеть своим мастерством сполна, и его не пугало его бедное существование, или голод. Он видел то, что он предназначен для этого дела. Художник был весьма добрым и амбициозным молодым человеком, который стремился стать настоящим профессионалом своего дела. Однако, ему катастрофически не хватало денежных средств на достойное существование. Как-то раз, на свои последние деньги, он покупает портрет, который делает его по-настоящему богатым человеком. Однако, он не сумел распорядиться данным богатством правильно и рационально. Деньги вскружили голову юноше, и он забыл о своих целях и мечтах.

Герой становится весьма ленивым и безответственным человеком, который не стремится более стать профессионалом. Он стремится посещать модные и роскошные вечера, где считает, что его уважают за его творчество. Однако, это не явилось истиной. Ведь признают молодого человека исключительно за то, что он мгновенно разбогател. В конце произведения, он понимает, что он не только не может развиваться как профессионал, но и утратил былые навыки, так как не практиковался на протяжении длительного периода времени. Стоит сказать, что он прекрасно понял и принял тот факт, что когда-то поставленные цели, на сегодняшний день стали недостижимыми только из-за того, что на протяжении последнего времени, он вел праздную и сытую жизнь, которая отдаляла его от истинных целей и задач. Вначале читатель может испытать сочувствие к данному персонажу. Ведь он ставил себе цели и задачи, которые стремился решать посредством того, чтобы совершенствовать свои навыки. Однако, у него не было денег на это. И, когда они появились, он превратился в алчного и высокомерного человека, который растратил свои силы в неправильных делах.

Источник

Оцените статью