- «Волшебный мир эмоций и настроения». Беседа с детьми в старшей группе
- Ход работы:
- Обсуждение эмоций с детьми
- Чувства низкой интенсивности и высокой интенсивности
- Низкая интенсивность
- Высокая интенсивность
- Учимся называть свои чувства и отличать их друг от друга
- Интерес
- Предвкушение
- Удовольствие
- Радость
- Удивление
- Опасение
- Огорчение
- Злость
- Унижение
«Волшебный мир эмоций и настроения». Беседа с детьми в старшей группе
Олейник Елена Николаевна
«Волшебный мир эмоций и настроения». Беседа с детьми в старшей группе
МБОУ «СОШ» пгт. Войвож
БЕСЕДА
с детьми старшего дошкольного возраста
«Волшебный мир эмоций и настроения»
Олейник Елена Николаевна
пгт. Войвож 2021г.
Цель: формирование представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и их связи с настроением и поведением человека.
-рассказать об основных эмоциях человека;
-обогатить эмоциональныйсловарь детей терминами: «Эмоция», «Радость», «Грусть», «Злость», «Удивление», «Страх», «Настроение», «Жесты», «Мимика»;
— развивать умение узнавать эмоции по их внешним проявлениям и понимать настроение человека по выражению его лица;
— воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;
-совершенствовать умение управлять своими эмоциями.
Интеграция: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приемы: вопрос-ответ, художественное слово; показ иллюстраций; прослушивание музыкальных отрывков; объяснение; слова благодарности, обобщение, игровые ситуации, похвала; практические действия детей.
Материалы и оборудование: аудиозапись «звук самолета», картинки с изображением эмоций, мяч, пиктограммы эмоций, аудиозаписи музыкальных отрывков, волшебная коробка, стенд для вывешивания картинок, флэшка, музыкальный центр (колонка).
Предварительная работа: просмотр и обсуждение мультфильма «Смешарики», серия «Радуга» про эмоции,чтение и обсуждение художественной литературы: «Мне грустно» И. Токмакова, р. н. сказка «Заюшкина избушка», «Вредные советы» Остер, «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкин, «Живая шляпа» Н. Носов, «У страха глаза велики» С. Михалков, «Четыре желания» К. Ушинский, «Цветик-семицветик» В. Катаев и другие.
Ход работы:
Все стоят в кругу.
Встанем рядом мы по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу,
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет» и «Добрый день».
Если каждый улыбнётся — утро доброе начнётся!
Воспитатель: Сегодня я хочу отправиться вместе с вами в одно увлекательное путешествие! Путешествие в волшебную страну эмоций и настроения! А полетим мы туда на самолетах! Готовы?
-Тогда закачиваем топливо (показываю движения руками, как закачать топливо, расправляем крылья (показываю движение «руки в стороны») и полетели (звучит музыка, мы летим по кругу и приземляемся на стульчики)
-Вот мы и добрались! Как ваше настроение?
Сегодняшняя наша беседа будет посвящена одной из удивительных сторон жизни человека-об эмоциях и настроении. Что же такое эмоция? Кто знает?
Воспитатель: Да, ребята, эмоция – это такое наше выражение или состояние, которое показывает другим, как мы относимся к происходящему. Какие эмоции вы знаете?
Воспитатель: Совершенно верно, это грусть, радость, страх, злость, восторг, стыд, скука, печаль, удивление и другие.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение «Облака», которое написала Екимова Н. А.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
– Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
– Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
– Ой, кто там, в глади озера
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
Воспитатель: Вы внимательно прослушали стихотворение, скажите, а какими эмоциями выражалось настроение у облаков в этом стихотворении?
Дети: Радость, грусть, гнев, удивление.
Воспитатель: Совершенно верно! Ребята, а вы обратили внимание, как автор описал облако, когда оно радовалось, боялось, гневалось, грустило и удивлялось?
Воспитатель: Когда человек испытывает радость его глаза «светятся», он улыбается, смеётся, может хлопать в ладоши или прыгать (показываю картинку эмоции)
Когда человек грустит — его глаза «потухают», уголки губ опущены, речь замедлена, он может заплакать (показываю картинку эмоции)
Если человек испытывает страх — его брови приподнимаются, глаза округляются, рот открыт, бледнеет лицо (показываю картинку эмоции).
Когда человек злится, то его брови вытягиваются в горизонтальную линию, взгляд становится сердитым, губы сжимаются (показываю картинку).
Если человек удивляется – у него высоко поднимаются брови, открыт рот, руки могут быть разведены и сильно напряжено внимание (показываю картинку)
(Воспитатель показывает и описывает еще несколько картинок с эмоциями)
Таким образом, каждой эмоции соответствует определенный набор жестов, мимики и движений.
Мимика-это движения нашего лица при проявлении эмоции.
Жесты-это движения наших частей тела (головы, рук, ног).
Давайте, сейчас с вами поиграем в игру «Угадай эмоцию». На столе лежат карточки – это пиктограммы эмоций. Вы по одному подойдете и возьмете по одной карточке, не показывая другим. Ваша задача — изобразить ту эмоцию, которая нарисована на карточке, а другие ребята должны отгадать ее.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились! Скажите, пожалуйста, по мимике, жестам и эмоциям можно понять какое у человека настроение?
Воспитатель: Конечно, ребята, можно! Давайте, сейчас встанем в круг и поиграем в игру «Закончи фразу». Я буду бросать вам мяч и задавать вопрос, а вы будете отвечать. Например, расскажи, Саша, что ты делаешь, когда радуешься? (мальчик ловит мяч и рассказывает).
(Далее воспитатель бросает каждому мяч и спрашивает по одному: «Расскажи, что ты делаешь, когда грустишь», «Что ты делаешь, когда боишься?»… злишься, удивляешься, сомневаешься, стыдишься, скучаешь, восхищаешься»).
Воспитатель: Хорошо! Мы еще раз с вами убедились, что по нашим эмоциям, мимике и жестам, можно догадаться, какое у человека настроение. А сейчас мы с вами потанцуем. Я предлагаю вам прослушать музыкальные отрывки, рассказать и изобразить то, что вы почувствовали при прослушивании данной мелодии.
1. Недовольство — начало «Песни Тролля» из музыкальной сказки «Белоснежка и семь гномов» (муз. М. Гусева).
2. Грусть, слезы — русская народная песня «На улице дождик» в исполнении ансамбля «Золотое кольцо».
3. Страх — К. Сен-Сане. «Карнавал животных», этюд № 2(«Куры и петух»)
4. Злость, агрессия Г. Гладков. «Песня разбойников» (сл. Ю. Энтина).
5. Радость — песня А. Пинегина «Хрюшечки» (сл. Ю. Кушака).
Воспитатель: Замечательно, ребята! А теперь присаживайтесь на свои места.
Предлагаю вам еще одну игру «Я хочу/могу». Вы должны сказать, чего вы хотите, когда….(Первый отвечает воспитатель, например, «Когда я грущу, я хочу, чтобы меня обняли»)
Когда я радуюсь, я хочу….
Когда я боюсь, я хочу….
Когда я злюсь, я хочу….
Когда я удивляюсь, я могу….
Когда я волнуюсь, я могу….и т. д.
Воспитатель: Спасибо, ребята, за ваши ответы! Теперь мы знаем, если человеку грустно, то мы можем его обнять, пожалеть, погладить, рассказать веселую историю, позвать его в игру, порисовать и т. д.
Если человек радуется, то и нам хочется радоваться и улыбаться, глядя на него.
Воспитатель: Я хочу, чтобы в нашей группе было меньше ссор и обид, чтобы вы были веселыми, дружными ребятами. Но если к вам прилетит грустинка или печалька, или даже злючка — сердючка, то на этот случай я смастерила вот такую волшебную коробку.
(показываю коробку, обклеенную картинками эмоциональных состояний: гнев, злость, грусть, печаль, страх).
Как вы думаете, для чего она?
Воспитатель: Эта коробка не простая! Это коробка будет нашим «помогатором»: «поднимателем» настроения, «забирателем» печалек. Как же ей пользоваться? Очень просто. Внутри коробки находятся картинки с изображением разных отрицательных эмоций (это злость, грусть, печаль, стыд, гнев, страх, досада). Когда вам вдруг станет грустно, вы подойдете, найдете в коробке картинку с вашей эмоцией, разукрасите ее и сильно — сильно скомкаете, можете даже растоптать, порвать её, и выбросите обратно в коробку.
Отрицательные эмоции-не плохие. Но они могут накапливаться, если их вовремя не «выплеснуть». А потом может последовать плохое действие, поступок. Ведь осуждаются не сами эмоции, а действия и поступки, которые их сопровождают. Поэтому, не будем копить эти эмоции, а будем «отправлять» их в нашу волшебную коробку.
Воспитатель: Ну, что же ребята, наша беседа подходит к завершению. Нам пора возвращаться. А сначала, напомните мне, пожалуйста, что же такое эмоция? Какие бывают эмоции? Что вам сегодня запомнилось? Что понравилось или не понравилось?
Воспитатель: А теперь….закачиваем топливо (показываю движения руками, как закачать топливо, заводим моторы (показываю соответствующее движение, расправляем крылья (показываю движение «руки в стороны») и полетели (звучит аудиозапись «звук самолета»!
(Улетаем в группу)
Воспитатель: Вот мы и на месте. Давайте все друг другу улыбнемся и поделимся хорошим настроением. Запомните его. Предлагаю вам, нарисовать свое радостное настроение и подарить его другу!
Список использованной литературы:
1. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. — М. : Академия, 2001. -117 с.
2. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М. : АРКТИ, 2001. — 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
3. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоциональногоразвития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М. : Генезис, 2001.- 98 с.
4. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров.Ярославль: Академия развития, 2004. — 160 с. илл. «Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем».
Беседа по ОБЖ с детьми старшей группы «Безопасный водоем» Беседа по ОБЖ с детьми старшей группы «Безопасный водоем» Задачи: -Формирование навыков безопасного поведения на льду весной. -Напомнить.
Беседа с детьми старшей группы «Детям о войне» Воспитатель. У каждой страны, у каждого народа бывают такие моменты в истории, когда наступают тяжелые испытания. Чтобы их достойно.
Беседа с детьми старшей группы о народных куклах Доброго времени суток всем, кто заглянул на мою страничку! Эту беседу я хотела провести тогда, когда в группе будет в наличии максимальное.
Беседа с детьми старшей группы «Огонь — друг или враг?» Задачи: формировать представление воспитанников о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться; дать представление.
Беседа с детьми старшей группы «Три Спаса в августе» Воспитатель: Ребята, сегодня 29 августа и все православные и россияне отмечают праздник Ореховый (Хлебный) Спас. Название праздников».
Беседа с детьми старшей группы «Зима» Цель. Конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, явления природы, типичные осадки, состояние растений, особенности.
Беседа «Засветись в темноте» с детьми старшей группы Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка, поэтому в нашем детском саду вопросу безопасности дошкольников на улицах и дорогах города мы.
Фотоотчёт о совместной деятельности психолога с детьми старшей группы «Такой удивительный мир эмоций» Фото отчёт совместной деятельности психолога с детьми старшей группы «Такой удивительный мир эмоций» Эмоция – это наши настроения и переживания,.
Источник
Обсуждение эмоций с детьми
Умеет ли ваш ребенок называть свои эмоции? Легко ли ему найти правильные слова, чтобы описать, что он чувствует? Авторы книги «Ты сильнее, чем ты думаешь» подготовили настоящий путеводитель по эмоциям, который поможет ребенку лучше понять себя. Подробнее расскажем в этой статье.
Чувства низкой интенсивности и высокой интенсивности
Психолог Сильван Томкинс много лет посвятил изучению человеческих чувств. Он считал, что почти все чувства подразделяются на чувства низкой интенсивности и высокой интенсивности. Вторые, как можно догадаться, сильнее. Вот типы чувств, выделенные доктором Томкинсом.
Низкая интенсивность
- Интерес
- Удовольствие
- Удивление
- Опасение
- Огорчение
- Злость
- Стыд
- Брезгливость
- Неприязнь
Высокая интенсивность
- Предвкушение
- Радость
- Испуг
- Ужас
- Горе
- Ярость
- Унижение
Учимся называть свои чувства и отличать их друг от друга
Ниже мы поделимся списком чувств с описанием каждого. Расскажите о них ребенку и предложите вместе вспомнить по одному случаю, когда вы испытывали это чувство.
Интерес
Когда ты чем-то интересуешься, этот объект вызывает у тебя любопытство. Он привлекает твое внимание. Ты концентрируешься на нем. Ты хочешь узнать о нем больше. Если ты интересуешься человеком, он очаровывает тебя. Интерес могут вызывать самые разные предметы и люди, например: видеоигра, телепередача, хорошая книга, случайно услышанный разговор, что-нибудь новое, о чем ты узнал в школе, или человек, который служит для тебя образцом поведения, возможный новый друг.
Чувства, похожие на интерес: любопытство, восхищение, энтузиазм, увлеченность, неравнодушие.
Противоположные чувства: скука, незаинтересованность, безразличие.
Предвкушение
Когда ты предвкушаешь какое-то событие, тебе трудно думать о чем-то другом. Это приятное волнение заставляет тебя считать секунды: ты даже двигаться стараешься быстрее, и мысли в голове разгоняются все сильнее. Предвкушение могут вызывать: поездка на каникулы, встреча с новыми людьми, твой день рождения, разумный риск, находка нужного предмета для одной из твоих коллекций.
Чувства, похожие на предвкушение: трепет, нетерпение, восторг, оживление, энтузиазм.
Противоположные чувства: сонливость, скука, апатия, монотонность, хандра, безразличие.
Удовольствие
Испытывая удовольствие, ты улыбаешься и чувствуешь, что тебе хорошо. Это случается, когда: ты играешь в интересную игру с друзьями; гладишь кошку или собаку; занимаешься любимым делом; смотришь хороший сериал. Удовольствие бывает вкусовым, эстетическим (например, при походе в картинную галерею), осязательным (от соприкосновения с чем-то приятным) — каким угодно!
Чувства, похожие на удовольствие: наслаждение, блаженство, довольство, удовлетворение.
Противоположные чувства: неудовлетворенность, напряжение, утомление.
Радость
Когда ты испытываешь радость, твое тело наполняется счастьем. У тебя внутри все искрится и шипит, словно газировка. Мир кажется чудесным местом. Ты, возможно, испытываешь радость, когда: у тебя день рождения, и ты получаешь все подарки, которые тебе хотелось; ты занимаешь первое место на шахматном турнире; ты летишь на самолете в солнечную страну; человек, который тебе нравится, наконец обращает на тебя внимание; ты получаешь пятерку за сочинение.
Чувства, похожие на радость: веселье, восторг, беззаботность, быть на седьмом небе, парить в облаках от счастья.
Противоположные чувства: печаль, уныние, грусть, одиночество, подавленность.
Удивление
Испытывая удивление, ты поначалу не знаешь, что делать и как быть. Ты не ожидал того, что произошло, и не очень понимаешь, как поступить. Ты можешь даже замереть и замолчать на несколько секунд. Тебе нужно время, чтобы осмыслить произошедшее. Удивление могут вызвать: электронное или бумажное письмо от друга, который давным-давно переехал в другой город; новость, что твой учитель ходил в школу вместе с твоей мамой; первый снег; похвала от человека, которого ты уважаешь.
Чувства, похожие на удивление: изумление, ошеломление, потрясение.
Противоположные чувства: скука, равнодушие, безразличие, незаинтересованность.
Опасение
Когда ты ожидаешь чего-то неприятного, ты испытываешь опасение. Это тянущее чувство заставляет тебя прокручивать в голове пессимистичные сценарии. Часто оно вполне объяснимо. Многие испытывают опасение, когда: остаются дома в одиночестве; впервые приходят на уроки в новую школу; думают о завтрашней контрольной по математике; сталкиваются в коридоре с главными задирами; слышат, что надвигается большая буря.
Чувства, похожие на опасение: страх, беспокойство, волнение, нервозность, тревога.
Противоположные чувства: уверенность, храбрость, бесстрашие, стойкость.
Когда страх так силен, что ты совершенно подавлен и воля не подчиняется тебе, ты испытываешь ужас. Ты ощущаешь, как это чувство парализует тебя: ты не можешь сделать ни одного движения, даже чтобы помочь самому себе. Ты, возможно, испытал бы ужас, если бы: увидел очень страшный сон; потерялся в незнакомом городе; за тобой гнались незнакомые люди; ты находился в машине во время аварии или в зоне стихийного бедствия — урагана или землетрясения.
Чувства, похожие на ужас: боязнь, оцепенение, паника.
Противоположные чувства: спокойствие, воодушевление, смелость, невозмутимость.
Огорчение
Когда ты испытываешь огорчение, тебе очень грустно, иногда до слез. Огорчение легко почувствовать, когда: ты слышишь, как родители ссорятся; лучший друг уезжает; ты узнаешь, что человек, которого ты любишь, болеет; тебя несправедливо наказывают; ты теряешь или ломаешь вещь, которая очень для тебя важна. Но обычно огорчение довольно быстро проходит — стоит только отвлечься.
Чувства, похожие на огорчение: обеспокоенность, расстройство, грусть.
Противоположные чувства: облегчение, успокоение, бодрость, довольство.
Злость
Злость может быть внезапной и бурной. Она может вспыхнуть в одно мгновение и так же быстро погаснуть. А может нарастать медленно, постепенно и не уходить очень долго. Ты можешь злиться на конкретного человека или конкретную вещь. Или на всех и все вокруг, без разбора. Некоторые люди путают злость с энергией, драйвом. Злость действительно очень сильное чувство, и многие считают, что она делает их сильнее. Но помни: внутренняя сила — это когда ты ощущаешь внутри себя спокойствие и уверенность. А злость, наоборот, проистекает от бессилия и незащищенности. Может быть, тебе приходилось испытывать злость, когда: сестра без спроса читала твой дневник; тебе не удавалось добиться своего; учительница напрасно обвиняла тебя в обмане; друг или подруга не сдержали данное тебе обещание.
Чувства, похожие на злость: бешенство, ожесточение, раздражение, возмущение, негодование.
Противоположные чувства: нежность, дружелюбие, миролюбие, покладистость.
Унижение
Унижение — это состояние, когда твое достоинство падает в глазах других людей и в твоих собственных. Ты перестаешь чувствовать себя ценным. Тебе кажется, что ты ничтожество, что ты больше никогда не сможешь смотреть никому в глаза. Унижение испытываешь, когда: человек, которому ты доверяешь, выдает другим твой секрет; родители ругают тебя при твоих друзьях; кто-то ударил тебя, а ты не можешь ответить; дети в школе придумывают для тебя ужасное прозвище.
Чувства, похожие на унижение: оцепенение, позор, ощущение поражения, отчужденность.
Противоположные чувства: достоинство, ликование, уверенность в себе.
Чувства не бывают правильными или неправильными, хорошими или плохими. Чувства просто есть. Если ребенок осознает и примет этот факт, то он научится признавать свои чувства и распознавать их. Если ребенок грустит, значит, ему действительно грустно. Если ему не хватает внимания, это не значит, что он завидует. А даже если завидует, то никто не может заставить его чувствовать по-другому.
Источник