Психолого-педагогическая характеристика
Eлена Бусаргина
Психолого-педагогическая характеристика
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 2 «Солнышко»
Психолого — педагогическая характеристика
…года рождения. …посещает детский сад с ….В начале …. учебного года с ребенком была проведена входящая диагностика познавательной и эмоционально – волевой сферы.
По итогам диагностики были выявлены следующие результаты:
Физическое развитие, социально – бытовые навыки мальчика соответствуют возрастному развитию.
Ребенок предпочитает предметно – процессуальные и подвижные игры.
Любит внимание со стороны педагогов. Если имеется заинтересованность в выполнении задания, действует целенаправленно. В случае не понимания задания сам обращается за помощью.Она необходима в каждом случае разная: объясняющая, направляющая, стимулирующая. Если педагог вовремя не подошел, может потерять интерес к выполнению задания.
К детям у …сформировано доброжелательное отношение, развито желание сотрудничать с ними.
Уровень развития познавательной сферы соответствует возрастному развитию.
В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально –волевой сферы и поведения ребенка:
в контакт вступает сразу, в последующем контакт носит стабильный характер. Реакция на замечания адекватная. Эмоциональный фон на протяжении всего обследования стабилен. Уровень тревожности, агрессивности не выявлен.
12 декабря …была проведена повторная диагностика по уровню развития эмоционального благополучия и познавательной активности.
По итогам диагностики эмоционально –волевой сферы были сделаны следующие выводы: уровень тревожности, агрессивности у ребенка не выявлен.
Ребенок легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется. Работоспособность при наличии мотивации сохраняется до конца задания. Общение активное, эмоциональный фон во время обследования уравновешенный.
Внешние эмоциональные проявления отчетливо выражены и разнообразны. Осуществляемая деятельность целенаправленна.
Объем словарного запаса соответствует возрастной норме.
Развиты комбинаторные способности (умеет оперировать образами, соотносит части и целое, осуществляет анализ и синтез воспринимаемых объектов).
Объем слухоречевой и зрительной памяти соответствует возрастной норме. Доминирующий вид памяти — зрительная.
При выполнении задания на внимания требуется стимуляция в виде поощрения со стороны педагога.
Достаточный уровень обобщения, хотя наблюдается некоторые затруднения при поиске обобщающих понятий. Допускаются случайные, единичные ошибки, которые быстро корректируются самостоятельно и с помощью психолога.
При исследовании эмоционально-личностной сферы были выявлены следующие особенности:
Мальчик достаточно общителен. Ему характерны такие коммуникативные качества как, выразительность и образность, требовательность внимания к себе, стремление к удовлетворению своих потребностей.
В результате наблюдения и беседы проведенной с ребенком и педагогом можно сказать, что ….нравится в детском саду, в новой группе мальчик чувствует себя уверенно, положение в детском коллективе благоприятное. В свободной деятельности ребенок активен, подвижен.
К конфликтам не склонен. Самооценка адекватная, в игре может принимать на себя доминирующие и второстепенные роли, старается соблюдать принятые правила и нормы.
Педагог – психолог___
Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 — 11 лет: 2007 г. р. — 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста После младенчества начинается новый этап развития человека -раннее.
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста Одна из закономерностей развития детей первых лет жизни — быстрый.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ 1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости.
Психолого-педагогическая характеристика игры и игровой деятельности Психолого-педагогическая характеристика игры и игровой деятельности Игра является важнейшей частью в жизни ребенка. На игру нельзя смотреть.
Психолого-педагогическая характеристика на девочку 4,5 лет Психолого-педагогическая характеристика на Машу М. 1 (4 лет 6 мес.) 1. Анамнестические данные Ребенок от второй беременности (первая беременность.
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка в ДОУ Психолого-педагогическая характеристика на ребенка в ДОУ. Психолого-педагогическая характеристика на Лизу (2011г. р.) (имя изменено) Проживает.
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося ДОУ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В МДОУ Д/С №4 «СОЛНЫШКО». Д. (д/р 15.08.201*г.) посещает МДОУ д/с №4 «Солнышко» с августа.
Психолого-педагогическая характеристика ребенка (приблизительный план) Педагогическая характеристика на воспитанника указать группу МБДОУ ФИО ребенка Дата рождения: указать. Дата поступления в МБДОУ: указать.
Консультация «Психолого-педагогическая характеристика ребёнка с нарушениями интеллекта» Специальное (коррекционное) образовательное учреждение ставит перед педагогами-дефектологами несколько основных задач: дать воспитанникам.
Источник
Эмоциональные состояния ребенка — дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада
Полина Мироненко
Эмоциональные состояния ребенка — дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности. Ребенок грустен или разгневан – значит, у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым – значит, в его мире все хорошо. Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.
Дети 3-5 лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.
Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Например, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщинам только потому, что его воспитала жестокая, нечувствительная к его переживаниям мать. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Так, если с точки зрения норм данного общества или сообщества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.
Люди различают шесть основных эмоций – радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Исследования показали, что каждая эмоция имеет свое мимическое выражение, однако одни распознаются легче, другие – труднее. Так, например, радость легче узнается по выражению лица, чем гнев и страх. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.
Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта.
При изучении эмоциональных явлений психологи разделяют их в зависимости от того, какое место занимают они в регуляции поведения и деятельности. К первой группе относятся настроения – более или менее длительные эмоциональные состояния, образующие исходный фон жизнедеятельности. Ко второй –чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определенному человеку или предмету. К третьей – собственно эмоции, реализующие психическое состояние организма.
Так, ребенок среднего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признание окружающих ребенка преобладает радостное настроение. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена. И тогда можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие.
Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. На занятиях по развитию речи Вова стремился правильно назвать предметы из стекла. Он назвал бутылку, что вызвало смущение воспитателя, и он не отметил правильный ответ Вовы. Затем он назвал чашку, которая уже была названа Катей. Воспитатель это подчеркнул. Когда же Вова сказал, что тарелка тоже стеклянная, его ответ был назван неправильным. На следующем занятии Вова не старался ответить быстрее всех, не тянул руку, был молчалив и печален. На этом примере можно проследить, каким образом действия воспитателя привели к негативному эмоциональному состоянию ребенка. Во-первых, Вова не получил положительного подкрепления своей познавательной активности и ощутил неудачу совей деятельности, а во-вторых, не нашел понимания в общении с воспитателем.
Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими,выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. Они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях или иначе – в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям. Из примера видно, что у Вовы эмоциональное неблагополучие проявляется в виде обиды, которое в дальнейшем может привести к застенчивости и замкнутости.
Реагировать на слова и поступки людей, проявляя различные эмоции, ребенок научается в общении со взрослым. В младенчестве впервые возникает такое эмоциональное образование, как привязанность к близкому человеку, которая в дальнейшем приводит к возникновению нравственных чувств. Ребенок приучается радоваться и печалиться вместе со взрослым в середине второго года жизни.
Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра. Игра представляет интерес для детей только тогда, когда они реализуется в эмоционально насыщенной форме.
Наблюдая определенные игровые ситуации, воспитатель может понять, какие эмоции испытывает ребенок и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие его личности. В процессе наблюдения за детской игрой воспитателям необходимо обращать внимание на следующее. Хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга? Как включаются в игровое обучение? Принимают ли чуждую инициативу или сопротивляются ей? Кто всегда находится в центре игры, а кто молча наблюдает издали? Какие эмоции преобладают – положительные или отрицательные?
Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияет на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта. Известные детские психологи, предлагают следующие типы детей в зависимости от их положения в группе сверстников.
«Предпочитаемые» дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние; за способность быстро реагировать в разных ситуациях и быть лояльным, за уверенность в себе. Однако дети с особенно высокой популярностью могут стать излишне самоуверенными, «Заразиться звездной болезнью».
«Пренебрегаемые, изолированные» дети часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их снисходительность. Их принимают в игру на роли, которые другие не захотели играть. Они обидчивы, зачастую восстают против навязанных условий жизни в группе. Становятся агрессивными или идут по пути беспрекословного подчинения лидеру.
Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения.
Первый – это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными. Быстро вспыхивая, они также быстро угасают. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.
Второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти, но они более сдержанны, чем дети первого типа. Они избегают общения и как будто равнодушны к окружающим. Однако они пристально, но незаметно следят за событиями в группе и за отношением воспитателя и детей. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя, недовольством детьми, нежеланием посещать детский сад.
Основной чертой поведения детей третьего типа является наличие у них многочисленных страхов. Следует отличать нормальные проявления страха у детей от страха как свидетельства эмоционального неблагополучия. Страхи детей, за исключением боязни громких звуков и падения, не являются врожденными. Однако, начиная с первого года жизни, у них может развиться множества страхов. Некоторые возникают в ответ на реальные обстоятельства, например, боязнь собак вообще зачатую вызвана ситуацией, в которой ребенок был напуган конкретной собакой. В других случаях виноваты сами взрослые,которые пугаю детей возможным наказанием типа: «Если ты будешь плохо себя вести, я отдам тебя плохому дяде». Таким образом, при нормальном эмоциональном развитии страх бывает связан с какими-либо пугающими предметами, животными, иногда с неопределенностью ситуации. В этом случае страх является необходимым эмоциональным звеном в поведении, мобилизующим действия, направленные на самосохранение или преодоление опасности.
Страхи условно можно разделить на ситуационные и личностно обусловленные. Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей ребенка остановке. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его склонностью к переживанию тревоги, и может появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.Большинство детей начиная с 3-летнего возраста боятся: оставаться одни в комнате, квартире; нападения бандитов; заболеть; смерти родителей; наказания; сказочных персонажей. Среднее число страхов у девочек выше, чем у мальчиков. Наиболее чувствительны к страхам дети 6-7 летнего возраста. Иначе обстоит дело у детей с эмоциональным неблагополучием. Их страх, как правило, не связан с какими-то предметами или ситуациями и проявляется с форме тревоги. Если пугливый ребенок попадет в трудную ситуацию. Он начинает вести себя непредсказуемым образом. В этом случае самые незначительные предметы и ситуации фиксируются ребенком, и именно их впоследствии начинает он бояться.
Как установить причины эмоционального неблагополучия детей?
В рассказах о «неблагополучных», «проблемных» детях воспитатели в большинстве случаев в качестве таких причин называют неблагоприятную обстановку в семье. Действительно, семья играет значительную роль в развитии ребенка. Однако нужно помнить, что ребенок находится в детском саду больше половины времени, в которое он активен. В связи с этим воспитателям, прежде всего, необходимо выявлять причины эмоционального дискомфорта, возникающие у ребенка во время его пребывания в детском саду. Обратите внимание на ваши действия и стиль общения на занятиях.
Как помочь ребенку преодолеть негативное эмоциональное состояние?
Чтобы помощь ребенку в преодолении негативных эмоциональных состояний была действенна, необходимо изучить его интересы и склонности, желания и предпочтения. С этой целью можно предложить ему ответить на следующие вопросы.
Что ты любишь больше всего на свете? Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все?Расскажи о своем любимом занятии: как ты гуляешь, играешь пр. Расскажи, что ты больше всего не любишь. Представь, что я волшебница и могу выполнить любое свое желание, что ты хочешь попросить?
Таким образом, ознакомившись с теоретическими и практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, вы теперь понимает, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, когнитивная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.
Оценка физического развития дошкольника (фотоотчет) Как происходит оценка физического развития ребенка? Безусловно, необходимо учитывать отдельные стороны его двигательных возможностей. Это.
Развитие национального сознания детей в условиях детского сада «Развитие национального сознания детей в условиях детского сада». В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес к национальной.
Из опыта работы «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» Из опыта работы: «Обучение детей плаванию в условиях детского сада». В нашем детском саду занятия по обучению плаванию проводятся 2 раза.
Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима» Лэпбук «Зима» Воспитатель: Назарова Т. А. Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Лэпбук «Зима» предназначен.
Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития — как умственного, так и физического. Между.
Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.
Источник