Публикации
Васильева О.В. Социальное настроение как актуальный феномен современности с позиций постнеклассической социологии 12.11.2014 21:32
Социальное настроение – понятие социальной психологии и социологии для обозначения преобладающего состояния чувств и умов тех или иных социальных групп в определенный период времени (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский) [1].На рубеже XIX-XX вв. в работах философов, психологов и социологов начинает рассматриваться роль настроения в историческом процессе, его место в общественном сознании и поведении.
Эволюцию подходов к рассмотрению социального настроения можно представить как переход от понимания его как преимущественно ситуационного, личностного, психического явления (С.Л. Рубинштейн) к представлению о нём как о групповом явлении, проявляющемся во всех сферах жизни общества
(В.М. Бехтерев), и затем к общему пониманию социального настроения как социально-психологического образования, характеризующегося предметной направленностью (политическое, эстетическое, религиозное) и характером и уровнем эмоционального накала: апатия, депрессия, подъем, энтузиазм (Б. Д. Парыгин, Г.М. Андреева) [2]. Это эволюция понимания социального настроения от психологического к социологическому. Оно всё более трактуется не просто как сторона или структурный элемент сознания и поведения, а как фактор, обращение к которому становится центральным, решающим при объяснении сдвигов в общественной жизни [3].
Социальная жизнь находит отражение в настроении, настроение способно оказывать влияние на все области социальной жизнедеятельности. Таким образом, социальная практика и настроение людей взаимообусловлены. И, как справедливо отмечает Б.Д. Парыгин, «всякое настроение, будь то настроение группы или индивида, социально, если употреблять это понятие в самом широком смысле, имея в виду, что всякое настроение отражает не только сугубо личные переживания человека, но и его отношения с окружающей социальной средой»[4]. Таким образом, можно говорить о том, что не существует несоциального
настроения и о том, что настроение всегда социально ввиду отсутствия обуславливающих его социальных практик за пределами социальной реальности.
Рассмотреть структурно-динамические характеристики социального настроения как развивающейся системы позволяет универсумная социологическая парадигма, разработанная В.Г. Немировским [5]. Принцип минимального универсума представляет собой матрицу, на основе которой осуществляется процесс
развития любой системы. Согласно данному принципу, в основе любой развивающейся системы лежат два полярных элемента; в процессе изменения система образует как минимум три иерархических уровня; на каждом из уровней система проходит пять стадий: рождение, развитие, изменение, увядание, исчезновение; в системе образуются семь слоев, отражающих последовательность ее эволюционного развития [5, 6].
Двумя элементами, образующими социальное настроение, выступают оптимистические и пессимистические его содержания. Это два противоположных способа восприятия окружающего мира, две противоположные мировоззренческие установки, первая из которых проникнута жизнерадостностью, верой в будущее, в успех, склонностью во всем видеть хорошее, вторая связана с восприятием окружающего мира, проникнутым унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее, склонностью во всем видеть только плохое [7].
Социальное настроение обладает динамическим измерением, которое определяет его изменяющиеся элементы, стадии и формы. Оно служит промежуточным звеном между объективным миром и человеческой деятельностью в процессе преобразования мира и самого субъекта [3].
Как описывает Д.О. Труфанов, три иерархических уровня, образуемых развивающейся системой, – вещественно-энергетический, функционально-организационный и информационный. Как и социальная рациональность, социальное настроение обнаруживает в своём развитии данные уровни, которые мо-
гут быть соотнесены с тремя уровнями морального развития человека по Л.Колбергу [9, 10].
Социальное настроение на вещественно-энергетическом уровне предстаёт как зависимое от психофизиологических элементов, связанных с простейшими индивидуальными психическими и физическими процессами восприятия мира (ощущение, эмоции, связанные, например, с обеспечением безопасности). Социальное настроение этого уровня связано преимущественно с активностью субъекта по обеспечению физиологического существования. Данный уровень социального настроения – преконвенциональный.
Социальное настроение функционально-организационного уровня конвенционально и связано с социальным аспектом существования индивидов, где на первый план выходит социальный опыт, установки и мироощущение, формирующиеся в процессе взаимодействия людей. Настроение этого уровня находит
реализацию преимущественно в групповых формах поведения или поведении индивида, обусловленном ценностями групп.
Социальное настроение информационного уровня соответствует постконвенциональному уровню. Здесь на первый план выходят состояния сознания и поведения, связанные с самоактуализацией индивида, выражающейся в уникальных способах отношения к миру, в духовных устремлениях. На этом уровне уместно говорить о таких компонентах сознания, как воля, воображение и вдохновение. Содержание социального настроения информационного уровня обусловлено высокой автономией индивида от человеческих ассоциаций с их нормами и стандартами.
Социальное настроение складывается под воздействием социальной практики и формируются на основе ценностных ориентаций. Ценностные ориентациикак совокупность фиксированных социальных установок личности формируются в результате взаимодействия потребности и ценности. Потребность относится к сфере бессознательного, а ценность есть объект, выбранный индивидом на основании актуального интереса [6]. Таким образом, социальное настроение образует семь эволюционных уровней, отражающих процесс его развития в соответствии с происхождением тех или иных эмоций от групп потребностей — биологических, социальных и идеальных. Они могут быть представлены с помощью концепции иерархии базовых потребностей А. Маслоу [10].
Важно то, что сущность социального настроения как эмоционально-рационального состояния обусловлена также зависимостью его от степени разрешаемости проблем и удовлетворения интересов. Можно отметить усложнение степени разрешаемости проблем от проблем преконвенционального к проблемам постконвенционального уровня.
Причины, взывающие настроение, многочисленны – от органического самочувствия до взаимоотношений с окружающими [11]. При обращении к вопросу о социальном настроении, важно указать на эмоциональный интеллект как способность осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению и управлять собой так, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту [12].
Американский психолог Д. Гоулман, отмечал, что успех индивида зависит не столько от его умственного интеллекта, сколько от эмоционального [13]. В связи в этим можно сделать вывод о том, что социальное настроение наращивает интенсивность субъектности и силу эмоционального интеллекта при движении от вещественно-энергетического к информационному уровню.
В ситуациях, поддающихся произвольному контролю человека, пессимисты могут показывать большую эффективность при решении проблем. Данные в пользу такого предположения были получены в исследовании Р. Селлерса и К. Петерсона. Однако, в ситуациях, на которые трудно повлиять, более эффективными становятся оптимисты. То, что в одних ситуациях выглядит как пессимизм, в других может рассматриваться как благоразумие, осторожность или скептицизм, а эти качества имеют довольно существенное значение во многих сферах деятельности. Следовательно, понятия положительности и отрицательности эмоций требуют уточнения.
Вместо того чтобы говорить об отрицательных и положительных эмоциях, точнее считать, что существуют такие эмоции, которые способствуют психологической энтропии, и такие, которые облегчают конструктивное поведение [11]. Это говорит о том, что для социального настроения постконвенционального уровня в наибольшей степени характерно присутствие творчества, нестандартности и воображения. Недаром ученые обратили внимание на возможность предотвращения депрессии с помощью сознательного настроя людей на восприятие позитивных сторон социальной реальности: не лечить человека от психологического расстройства, а учить воспринимать положительные стороны действительности, параллельно изменяя её и себя к лучшему.
Итак, социальное настроение можно определить как доминантную форму общественного сознания (и соответствующего ему поведения) в определенный период времени, основанную на способе эмоционально-рационального восприятия индивидуальными или групповыми субъектами социальных ориентаций,
формирующихся в процессе практической деятельности.
Источник
СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ
Субъектом С.Н. может выступать как индивид , так и определенная социальная группа и общество в целом.
С.Н. по-разному интерпретируется различными дисциплинами: 1) социальной психологией — как массовидное психическое явление; 2) социологией — как феномен общественного сознания. Принципиальное отличие первого подхода от другого заключается в том, что некоторые эмоциональные переживания, чувства и состояния социального характера могут не осознаваться субъектом С.Н., однако определять его деятельность и поведение.
Интерпретация С.Н. социологами имеет несколько вариантов: 1) как доминирующий феномен общественного сознания, при котором через призму С.Н. рассматривается все его содержание; 2) как один из феноменов общественного сознания наряду с общественным мнением ; 3) как элемент собственно общественного мнения. Социологический подход к исследованию С.Н. позволяет исследовать данный феномен расчлененно — в зависимости: 1) от предметной направленности: политическое, экономическое С.Н. и т.п.; 2) от преобладающих факторов материальной или духовной составляющей как социальное самочувствие или социальное умонастроение. С.Н. эмпирически проявляется в нескольких вариантах: состояния; отношения, мнения, убеждения; взаимосвязи установок, социальных ожиданий.
В зависимости от социально-психологического и собственно социологического подхода различаются и методики исследования С.Н.: в социальной психологии применяются тесты, направленные на описание состояния, в частности тест САН (самочувствие, активность, настроение), разработанный сотрудниками Первого Московского медицинского института им. И.М. Сеченова; в социологии — индексы, построенные на основе оценок и мнений, в частности разработанная Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) методика ИСН — индекс С.Н., который состоит из суммы индексов положения семьи, положения республики, ожидания, настроения, потребительского настроения. По мнению разработчиков данной методики, ИСН обладает большими прогностическими возможностями при исследовании влияния субъективного фактора на развитие общества в целом и на реальное поведение населения. Данная методика применяется в ходе исследования общественного мнения методом опроса.
Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом . А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко . 2003 .
Полезное
Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ» в других словарях:
НАСТРОЕНИЕ — общий эмоциональный тон переживаний человека, его целостное состояние, жизнеощущение. В Н. находят выражение установки и потребности личности, соответствие поступков человека жизненной ситуации, функциональный тонус организма, т. н. физич. его… … Российская социологическая энциклопедия
настроение общественное — преобладающее состояние чувств и умов тех или иных социальных групп в течение определенного времени. Н. о. представляет собой не только самое массовидное явление социальной психологии, но и одну из наиболее значительных сил, побуждающих людей к… … Большая психологическая энциклопедия
Настроение общественное — превалирующее, доминирующее состояние чувств, интеллектуальной направленности, социальной ориентированности определенных социальных общностей в столь же определенный период. Общественное настроение, будучи одним из самых массовидных явлений,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Настроение общественное — преобладающее состояние чувств и умов т ех или иных социальных групп в опр. период времени. Н. о. представляет собой не только самое массовидное явление социальной психологии, но и одну из наиболее значительных сил, побуждающих людей к… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Настроение общественное — преобладающее состояние чувств и умов тех или иных социальных групп в определенный период времени. Н. о. представляет собой не только самое массовидное явление социальной психологии, но и одну из наиболее значительных сил, побуждающих людей к… … Психологический лексикон
Действие социальное — Социальное действие действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу… … Википедия
Общественное настроение — социально психологический феномен, проявляющийся в определенном состоянии чувств и умов, типичных для конкретной социальной группы (класса, слоя), общества в целом в данный период времени или для некоторой социальной ситуации. О. н. отражает… … Социологический справочник
ТОЩЕНКО Жан Терентьевич — (1935) российский социолог и философ. Основные научные интересы теоретико методологические проблемы социологии, социальная инфраструктура, социальное проектирование и планирование. С 1980 х годов исследует политическое сознание и поведение,… … Российская социологическая энциклопедия
Тощенко — Тощенко, Жан Терентьевич Жан Терентьевич Тощенко 250px Российский ученый Дата рождения: 3 января 1935(1935 01 03) (75 лет) Место рождения: д.Павловка Климовского р на Брянской области Научная сфера: Социология … Википедия
Парыгин, Борис Дмитриевич — Борис Дмитриевич Парыгин Дата рождения … Википедия
Источник
Психология массовых настроений
В отличие от других общественных наук, где массовые настроения пока еще лишь вводятся как самостоятельное понятие, в психологии накоплен достаточно большой массив данных и исследовательских подходов. Есть определенная предыстория рассмотрения настроений без учета их массового звучания; есть традиции общепсихологических трактовок индивидуальных настроений; наконец, есть и социально-психологические направления изучения преимущественно “общественных” настроений. Анализ всего этого наследия необходим для понимания массовых настроений.
Настроения представляют собой именно то явление, которое здравый смысл традиционно относил к сфере изучения психологической науки, — это и есть те сокровенные внутренние переживания, которые являют собой психологию того или иного человека или группы людей. С точки зрения обыденного сознании, психология имеет дело прежде всего с настроениями — с чем-то трудно уловимым, подчас таинственным и интригующе интересным. Однако, с другой стороны, “таинственность” и труд-ноуловимость настроений’, невозможность их изучения в лабораторных условиях, их субъективность и невоспроизводимость привели к тому, что в современной психологической науке отсутствует общепринятая теория настроений.
В англоязычной литературе, например, о настроениях вообще предпочитают судить по ряду связанных с ними, но более операциональных понятий. В отечественной науке есть еще одна существенная причина: длительное доминирование тоталитарной социально-политической системы в стране, по сути, ликвидировало 2 , либо же оно сводится к умонастроениям как сугубо рациональным состояниям сознания. Только при системно-диалектическом способе рассмотрения подобное обособление социального и индивидуальною о-] -иерг^е тся и как бы “снимается”. Однако общая установка не всегда находит отражение в конкретных подходах. По сути, только лишь в концепции социальной предметной деятельности Л. С. Выготского—А. Н- Леонтьева—А. Р. Лурии был найден способ диалектического рассмотрения этих явлений.
Настроения в теории деятельности
Вспомним введенное А. Н. Леонтьевым разведение понятий “смысл” и “значение”. Согласно этой концепции, все возможные психические состояния, по сути дела, являются субъективными “смыслами” тех или иных объективных предметных -.значений”. Простейшие эмоции выступают своего рода “биологическими смысловыми метками”, отражающими жизненный смысл чего-то происходящего с биологическим существом. В более сложном выражении, появлякл ся дифференцированные чувства и переживания, отражающие то же самое — субъективный смысл объективных событий. К подобным состояниям психики относятся аффекты, эмоции и, наконец, “настроения — очень важные по своей личностной функции объективные явления”. Подчеркнем: настроения оказываются не просто субъективными переживаниями, но объективными явлениями, выполняющими важные личностные функции. Леонтьев (1974) настаивал на том, что такого рода явления могут быть поняты только в связи с мотивационной сферой личности, как опосредующие ее формирование и функционирование.
Настроения занимают переходное положение от эмоциональных явлений к рациональным. Мотивы деятельности человека задаются средой. По Леонтьеву, это
предметы человеческих потребностей. Переживаясь субъектом, они приводят к появлению смыслов — субъективных побудителей объективной деятельности, вызываемой объективными же условиями. И одним из проявлений ятих смыслов выступают настроения субъекта. Из сказанного ясно, что именно данная концепция позволяет преодолеть различия между объективизмом и субъективизмом в понимании настроений, дать им действительно комплексную, объективно-субъективную, эмоциональ-но-рацнональную трактовку.
Анализ содержания, которое вкладывается в понятие “настроения” в общей психологии, вскрывает две группы характеристик, с помощью которых описываются те или иные настроения. Как мы увидели, они оказались настолько разнонаправленны-ми, что лучше всего представляются в виде полюсов определенных измерений. Такое представление позволило перейти от противопоставления социальных и индивидуальных настроений к поиску общих механизмов, лежащих в их основе. Концепция социальной предметной деятельности Л. С. Выготского — А. Н. Леонтьева — А. Р. Лу-рии и идеи “смыслового строения сознания” выявили особую функцию индивидуальных настроений и характер действия их механизмов в случае социальных настроений. В рамках названной концепции настроения способствуют осознанию различных отношений, которые возникают у человека к многообразным жизненным событиям. Они действительно находятся 1 .
Итак, концептуально настроение может быть обозначено как определенное психическое состояние, интегрирующее влияние объективных событий на субъективное их переживание. От всех других психических состояний его отличает именно интеграция. Это не просто субъективное переживание и не просто знание объективных событий. Это один из высших уровней субъективного осмысливания (как процесса наделения субъективными смыслами) чего-то объективного. Говоря несколько метафорически, настроение — это “предсознание”, ближайший резерв сознания. Это один из мощнейших регуляторов субъективной психической жизни. Сегодня он регулирует ее, как бы подспудно влияя на деятельность человека. Завтра же, будучи осознанным, оно превратится в “умонастроение” и уже непосредственно станет определять характер деятельности.
Еслл попытаться выстроить некую условную шкалу психических явлений по степени их осознанности, то можно получить следующую цепочку: ощущение — восприятие — аффекты — эмоции — чувства 2 — настроения — сознание. Исходя из концепции социальной предметной деятельности, можно принять следующие различия уже внутри эмоциональных состояний (аффекты — эмоции — чувства — настроения);
“I. Наши желания. — простые и сложные — как оценки степени соответствия какого-либо объекта нашими потребностям. Назначение этих ^оценок” — презентация а психике мотива деятельности. 2. Эмоции, субъективно выявляющие себя в форме радости, огорчения, досады и т. д., как оценки изменения действительности в благоприятную или неблагоприятную сторону, оценки успеха деятельности по реализации мотива- 3. Чувства удовольствия и неудовольствия как оценки качества удовлетворения каких-либо потребностей. 4, Наши настроения. как оценки общего соответствия действительности нашим потребностям и интересами (Додонов, 1978).
Близкое понимание высказывается и другими авторами: настроения “характеризуют психику преимущественно в целом, выражая в особенности эмоционально окрашенное состояние воли. они более диффузны, менее четко определены”, чем высшие асоциальные чувства”. Последние уже относятся к осознаваемым явлениям и “возникают на основе соответствующих им настроений^ (Горячева, Макаров, 1979).
Таким образом, помимо пограничной природы настроений, в нашу попытку концептуализации общенсихологических данных добавляются такие их характеристики, как социальная обусловленность (вытекающая из социальной природы потребностей, мотивов и самой деятельности человека) и длительность, определенная устойчивостью их субъективного существования в психике. Даже не будучи осознано, настроение может долго “мучить^ человека, влияя на его поведение. Последнее, помимо прочего, также связано с социально-деятельностной природой настроения: ведь деятельность — это не какой-то набор поведенческих актов, каждый из которых способен вызвать определенные настроения. Деятельность — достаточно длительный процесс, в философском понимании — перманентное выражение сущности человека на протяжении всей его жизни. Процесс этот и порождает настроения как сравнительно устойчивые оценки соответствия того, что есть, тому, чего мы хотим. По оценке Б. Ф. Порш-нева, настроения возникают тогда, когда “потребности и интересы людей вступают в конфликт с возможностями их удовлетворения”.
Данный момент является одним из существенных — ведь для того, чтобы понять природу настроений, недостаточно знать их отнесенность к рациональной или эмоциональной сфере психики. Следует понимать причины их возникновения. Поршнев полагал, что настроения порождаются теми или иными противоречиями в жизни людей и выражают особую форму реакций людей на эти противоречия — “это эмоциональное отношение к тем, кто стоит на пути, кто мешает или, напротив, кто помогает воплощению желаемого в жизнь”. Говоря языком концепции социальной предметной деятельности, настроение является результатом совпадения или несовпадения мотивов и результатов деятельности, направленной на их достижение. Это — субъективный индикатор соотнесения того, что “хочется”, с тем, что “достигается”. ‘ ,
Социальная природа настроений
В основе настроений всегда лежат потребности людей, их интересы, мотивы их деятельности. Именно такое понимание наиболее созвучно социально ориентированной методологии
в частности, в социально-политической практике. Вспомним, что еще в 1917 г. В. И. Ленин подчеркивал, говоря о влиянии партии на массы: “Именно мы и только мы “учитываем” и перемену настроения б массах, и нечто еще гораздо более важное и глубокое, чем настроение и его перемена: основные интересы масс. ”.
Таким образом, настроение — это психологическая производная двух фактов:
субъективного (потребностей и интересов людей) и объективного (реальных условий жизни, соответствующих или не соответствующих этим потребностям и интересам). Именно в настроениях проявляется диалектики объективного и субъективного факторов, именно в них интегрируются осознаваемые (“объективные”) и эмоциональные (“субъективные”) факторы.
Сторонники “индивидуалистической” тенденции в рассмотрении настроений пытались абстрагироваться от объективных факторов в поисках внутренних причин и механизмов развития настроений. Сторонники “социологической” тенденции, напротив, искали и продолжают искать их в объекте, абстрагируясь от психики человека. Естественно, что общая психология отдавала предпочтение первой тенденции, предоставляя возможность второй развиваться в рамках социологической науки. Однако именно в общей психологии, как мы убедились, были разработаны концептуальные основания для понимания и нтегратив но-диалектической природы настроений и определяющих их объективно-субъективных механизмов.
В рамках психологической науки были представлены и радикально иные тенденции в трактовке настроений, Согласно взглядам В. М. Бехтерева, например, чья позиция послужила предтечей “индивидуалистической” тенденции, все социальные общности людей (в частности, коллектив) представляют собой “собирательную личность”, а потому закономерности индивидуальной психологии распространяются и на группы людей. “Сочетание социолш ического и психологического подходов у В. М. Бехтерева проявлялось и в том, что он не отрывал психологию коллектива от психологии личности, пытаясь увидеть связь между ними”.
При “социологической” тенденции вульгарно-марксистского толка отвергались даже слова “психика” и “психология”, поскольку их употребление открывало, дескать, путь идеалистическому “учению” о “подсознательной” и даже “бессознательной” психике (Франкфурт, 1928), что рассматривалось как попытки “психологизи-ровать социологию, т. е,^ протащить идеализм в область изучения общественных явлений” (Рубинштейн, 1956).
Лишь развитие системного мышления в науке позволило снять крайности предыдущих трактовок и определить настроения как особое, междисциплинарное, социологическое и, одновременно, психологическое понятие, Деятельностная трактовка психики,’в целом, оказалась вполне адекватной методологической основой для решения данной проблемы. Специфика настроений в том и состоит, что они, прямо или косвенно, являются социальными. Иными они просто не могут быть в силу социальной обусловленности самой психики. Попытки физиологов свести настроение к самочувствию лишь внесли путаницу в их рассмотрение. Адекватная интерпретация этого явления возможна в рамках науки, интегрирующей психологические и социологические представления.
Источник