Общественное мнение коллективное настроение

Общественное мнение коллективное настроение

Общественное мнение и более глубокий пласт, служащий основой для него — массовые настроения — объекты, на которые в политике направлены самые современные технологии и воздействия с целью его изменения или формирования. Для успешного их осуществления учитывается следующее:

1) степень удовлетворённости или неудовлетворённости общими социально-политическими условиями;

2) субъективная оценка индивидом возможности реализовать себя и удовлетворить свои потребности;

3) стремление изменить условия ради осуществлений своих притязаний. Чем больше расхождение между притязаниями и реальностью, тем легче достигается особое состояние массового сознания — массовый психоз.

Массовое настроение является переходным мостом между ощущениями, эмоциями и осознанным общественным мнением. Оно быстро распространяется и очень заразительно, поскольку его контроль со стороны сознания затруднён. Оно легко объединяет людей, находящихся в одинаковых условиях и в одном положении. При этом на массовые коммуникации возлагается задачи социально-психологической подготовки людей и формирования и обеспечения нужных мотивов у общества.

В истории государств и мировых религий веками отработано влияние на массы. Оно выражается в пропагандистско-идеологическом воздействии, часто при помощи манипуляций притязаниями и уровнем жизни. Игра идёт на их разнице, а больший эффект достигается завышением первого и занижением второго.

Однако необходимо учитывать, что массовые настроения и общественное мнение можно сравнить лишь с поверхностью моря, которое может быть штормовым или спокойным. Но есть еще более глубинный пласт — это массовое сознание, которое подвергается воздействию гораздо труднее, так как носит не сиюминутный характер, а опирается на историческую память и многовековую культуру и определяет национальный менталитет.

В отличие от массового настроения массовое сознание включает в себя не только эмоциональное, но и рациональнее начало. С целью внесения изменений в массовое сознание обычно учитывается действие одного из базовых механизмов психики — антитезы «мы» и «они». Внешние признаки, по которым идёт объединение или разделение

4) географическое положение.

5) социально-политические взгляды и положение;

Носители отличных признаков сразу наделяются отрицательной оценкой. Человек должен осознавать свою принадлежность к какой-либо группе. Это опирается на другой базовый инстинкт — самосохранения. При воздействии на сознание часто используется мотив страха перед какой-либо опасностью, что легко объединяет людей в группу.

Источник

1. Массовое настроение и общественное мнение

Массовые настроения — это особые психические состояния, охватывающие значительные общности людей. Сплачивая людей, настроения лежат в основе массовых общественных движений, во многом определяя их характер и направленность. Факты последнего времени однозначно свидетельствуют о том, что уходят в прошлое те времена, когда правящие круги могли принимать важнейшие политические решения без учета массовых настроений и поддержки масс: настроения общественного негодования вынудили правительство США в 70-х годах прошлого века принять решение о прекращении войны и выводе войск с территории Вьетнама, необоснованное внешнее вмешательство в дела независимых арабских и европейских государств (Афганистана, Ирака, Югославии) породило волну массовых настроений недовольства в отношении стран-участниц НАТО во всем мире.

Массовое настроение в большей степени и ярче всего проявляется в политике. Политико-психологическая природа массовых настроений связана с расхождением двух факторов:

а) притязаний (ожиданий) людей, которые характеризуются общими интересами и потребностями народа;

б) реальных условий социально-политической жизни страны.

Когда притязания и ожидания людей вступают в конфликт с возможностями их удовлетворения, возникают отрицательные массовые настроения. Если же притязания людей подкрепляются реальными достижениями, то такая ситуация в обществе способствует формированию положительного настроения. Таким образом, возможности воздействия на массовые настроения лежат в двух плоскостях. С одной стороны, виртуальное воздействие, целью которого является манипуляция притязаниями и ожиданиями людей, а с другой — реальное, целью которого является изменение возможностей реализации притязаний и ожиданий.

Один из наиболее сложных вопросов в проблеме массовых настроений и их функционирования в социально-политических процессах — вопрос об их классификации.

Функции массовых настроений:

1. Сигнальная функция. — политические настроения дают субъективную оценку степени удовлетворенности существующей общественно-политической системой в целом и предоставляемыми системой возможностями реализации тех или иных притязаний в частности. Сигнализируя о данных вещах, настроения выполняют функцию побуждения к политическому размышлению. На их основе формируется общественное мнение и политическое сознание. Настроения способствуют осознанию, выражению и проявлению массовых притязаний.

2. Вторая функция — психологическая подготовка и формирование массового субъекта потенциального политического действия.

Как указывал Б. Ф. Поршнев, «настроение. само составляет и формирует общность» (Поршнев, 1966). Механизм понятен: распространяясь среди значительных множеств людей, обладающих сходными притязаниями и возможностями их реализации, настроения сплачивают этих людей, заражая переживанием общих проблем. Эмоциональное чувство общности пробуждает у отдельных индивидов ощущение принадлежности к этой общности. Появляющееся в результате ощущение силы неизбежно сопровождается готовностью реализовать данную силу и свои притязания, проявить себя.

3. Функция инициирования и последующего регулирования массового политического поведения.

Достигая определенной стадии развития, настроения неизбежно ведут к необходимости своего разрешения. Образно говоря, они должны во что-то «вылиться», приведя либо к достижению породивших их притязаний, либо к отказу от их достижения на какое-то время. И то, и другое достигается в действии. Настроения стимулируют те или иные сформированные ими общности к политическим действиям. Являясь непосредственной мотивирующей силой, они играют роль своеобразного «спускового крючка», как бы запускающего то или иное политическое действие. Тем самым, они выступают в качестве важного звена в реализации потребностей и интересов людей. Затем настроения регулируют поведение: в зависимости от их интенсивности, стадии развития, уровня выразительности будут наблюдаться спады и подъемы политических действий, будет развиваться политическая динамика.

Массовые политические действия начинаются на волне развития соответствующих настроений. Их пик совпадает с гребнем настроенческой волны. Спад политической активности практически всегда означает ослабление соответствующих настроений или их переход в латентное состояние, связанное с завершением одного «разового» цикла и паузой перед наступлением следующего. Обычно массовые настроения регулируют политическое поведение масс в соответствии с ощущением успешности или неуспешности реализации значимых для масс притязаний. Чем больше разрыв между притязаниями и возможностями их достижения, тем сильнее настроения и активнее поведение. По мере уменьшения разрыва между потребным и реальным настроения успокаиваются, активность снижается.

Разумеется, и в данном случае речь идет лишь о самой общей схеме. В реальной жизни, особенно в экстремальных ситуациях, могут наблюдаться определенные отклонения. Например, бурная политическая активность, вызванная огромным разрывом притязаний и реальности, может заставить власти предпринять меры для существенного сокращения этого разрыва. Однако это может вызвать не умиротворение настроений, а напротив, желание «дожать до конца», добиться всеобъемлющей реализации притязаний или даже разрушить ту политическую систему, которая допустила кризисную ситуацию. Отклонения такого рода связаны с тем, что в ходе политических действий могут возникать и развиваться новые настроения. Так, в частности, настроение глубокого недовольства, поднявшее массы на политическую борьбу, может спадать по мере достижения успеха, реализации притязаний. Ему на смену, однако, может приходить другое настроение — эйфории, упоения от победы, «головокружения от успехов». И тогда это новое настроение будет, в свою очередь, стимулировать борьбу «до победного конца».

Подчеркнем самое существенное. Функциональный подход к типологии массовых настроений исходит, во-первых, из их разделения на политические и все остальные (функция побуждения к политическому поведению). Внутри можно выделять «сигнальные» настроения, «оценочные», «формирующие общность», «мотивационно-направляющие», «регулирующие политические действия» (с вариантами «активизирующих», «ослабляющих», «стабилизирующих») и т. д., — в соответствии с основными функциями настроений в целом.

Если настроения людей характеризуют эмоциональную составляющую массового сознания, то общественное мнение — его когнитивную составляющую. Общественное мнение — это состояние массового сознания, которое вызвано отношениями различных слоев общества к определенным событиям социально-политической жизни страны. Содержание общественного мнения обусловлено обострением интереса людей к актуальным, дискуссионным проблемам различного характера. Необходимо отметить, что адекватность и, в некоторой степени, “справедливость” общественного мнения зависит от уровня развития в обществе демократических свобод и его политической культуры.

Важнейшую содержательную характеристику общественного мнения составляют его функции.

1) Контрольная функция. Независимо от того, в каких условиях общественному мнению приходится функционировать, оно всегда занимает определённую позицию к тем или иным фактам, событиям жизни общества;

2) Консультативная функция. Подача советов относительно способов решения тех или иных проблем;

3) Директивная функция. Опираясь на общественное мнение, госструктуры могут принимать в его поддержку те или иные решения, например, придать законодательный характер референдуму;

4) Оценочная функция (аксиологическая). Через ОМ общественность одобряет или осуждает действия политического лидера, социальной группы, партии.

7) Аналитическая и другие.

С содержанием общественного мнения непосредственно связана его форма. Основной формой общественного мнения являются оценочные суждения в вербальном и невербальном выражении.

В структуре общественного мнения выделяют три основных компонента:

1. Рациональный — основу составляют знания об объекте. При этом особое значение имеют полнота, достоверность и точность знаний об объекте общественного мнения. В PR-деятельности важную роль в формировании положительного общественного мнения по отношению к базисному субъекту играет информация. Например, если в качестве базисного субъекта выступает организация, то существенное значение будет иметь информация о самой организации, ее руководстве, деятельности, продукции, внешних организационных связях.

2. Эмоциональный — основу составляют эмоциональное восприятие объекта и эмоциональные переживания, которые проявляются в коллективных (групповых) чувствах и настроениях. Коллективные (групповые) чувства как определенные переживания и коллективные (групповые) настроения как общеэмоциональное длительное состояние людей могут иметь положительную или отрицательную направленность, что в свою очередь будет проявляться в вербальных и особенно невербальных оценочных суждениях.

Читайте также:  Наиболее насыщенная эмоционально волевыми интонациями форма речи

3. Волевой — основу составляют общественная воля и воля личностей, входящих в субъект общественного мнения. Воля как элемент психики человека представляет собой способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Волевой компонент непосредственно связан с рациональным и эмоциональным компонентами.

Рациональная и эмоциональная составляющие общественного мнения, раскрывая сущность объекта общественного мнения и производя его социальную оценку, тем самым формируют определенную волевую направленность субъекта общественного мнения по отношению к его объекту. Непосредственно общественная воля реализуется в различных формах массового поведения субъекта общественного мнения.

Известный американский PR-специалист Хадли Кентрил сформули-ровал 15 «законов», которые могут повлиять на общественное мнение.

1. Значительные события, затрагивающие интересы и эмоции многих людей, как правило, отражаются в общественном мнении.

2. Необычные (шокирующие) события могут создать ситуацию маятника в общественном мнении, оно будет колебаться из крайности в крайность до тех пор, пока не станет понятной причина происшедшего.

3. Общественное мнение, как правило, более чутко и оперативно реагирует на события, чем на слова.

4. Чтобы устные заявления в связи с важными политическими событиями повлияли на общественное мнение, они должны прозвучать своевременно, оперативно, пока отношение не сформировано и люди ждут интерпретации от авторитетного источника информации.

5. Общественное мнение не предвидит ситуаций – оно лишь реагирует на них.

6. С психологической точки зрения общественное мнение детерминировано, в основном, их личными (корыстными) интересами.

7. Общественное мнение может быть возбуждено каким-то словесным (информационным) воздействием, всколыхнет большие массы людей. Но если развитие событий не подтверждает их личной заинтересованности в происходящем, «волна» общественного мнения стихнет.

8. Общественное мнение трудно изменить, так как оно затрагивает личные интересы.

9. Общественное мнение может опережать действия официальных органов, если затрагивает особо насущные интересы людей.

10. Если мнение разделяет даже незначительное количество людей, событие или факт может склонить общественное мнение к его одобрению.

11. В значительной степени влияют на общественное мнение руководители организаций, «боссы». Но важна степень доверия к ним со стороны персонала. В критических ситуациях люди становятся придирчивыми, оценивая компетентность своего руководства. Но если доверие есть, они могут предоставить руководству полномочия выше обычных.

12. Если люди участвуют в принятии решения, они готовы его отстаивать.

13. Люди с большей готовностью высказываются по поводу выдвигаемых целей, чем по поводу методов их достижения.

14. Общественное мнение всегда эмоционально окрашено. Если эмоции в формировании общественного мнения преобладают, то оно особо подвержено резким изменениям.

15. Чем выше уровень образованности, просвещенности населения, чем больше доступ к информации, тем более присущи общественному мнению трезвость и здравый смысл.

2. Социальные стереотипы, ценности, установки, представления

Стереотип (социальный) (от греч. stereos — твердый и typos отпечаток) — относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т. п.), складывающийся в условиях дефицита информации, как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе. Термин “стереотип впервые был введен американским журналистом У. Липманом. Наличие социального стереотипа (далее С. с.), хотя он и не всегда отвечает требованию точности и дифференцированности восприятия субъектом социальной действительности, играет существенную роль в оценке человеком окружающего мира, поскольку позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Вместе с тем, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, С. с. может оказаться ложным и выполнять консервативную, а иногда и реакционную роль, формируя ошибочное знание людей и серьезно деформируя процесс межличностного взаимодействия. Определение истинности или ложности С. с. должно строиться на анализе конкретной ситуации. Любой С. с., являющийся истинным в одном случае, в другом может оказаться совершенно ложным или в меньшей мере отвечающим объективной действительности и, следовательно, неэффективным для решения задач ориентации личности в окружающем мире, поскольку его основание выступает в качестве второстепенного по отношению к целям и задачам новой классификации.

Ценность — понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. Можно говорить о трех формах существования ценностей. Во-первых, ценность выступает как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие ценности могут быть как общечеловеческими, “вечными” (истина, красота, справедливость), так и конкретно историческими (патриархат, равенство, демократия). Во-вторых, ценность предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и др.) В-третьих, социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, являющихся одним из источников мотивации ее поведения. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношении людей и поведения индивида в группе.

Установка — готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Понятие “установка” первоначально было введено в экспериментальной психологии немецкими психологами для обозначения фактора, обусловленного прошлым опытом (готовности действовать тем или иным образом), определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию (Л. Ланге), и некоторые иллюзии восприятия (Г. Мюллер, Т. Шуман), а также для описания возникающего при постановке задачи неосознаваемого состояния готовности, обусловливающего направленность различных психических процессов. Позднее понятие социальной установки — аттитюда — вводится в социальную психологию и социологию для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, предписывающих индивидам определенные социально принятые способы поведения (У. Томас, Ф. Знанецкий). Основной недостаток различных интерпретаций установки на Западе состоит в том, что в них область социально установочной регуляции человеческого поведения фактически ограничивается некими абстрактными условиями. В качестве объяснительного принципа изучения психических явлений установка наиболее глубоко разработана Д. Н. Узнадзе и его школой. Одна из серьезных трудностей, возникающих при необходимости изменить свою установку, связана с тем, что многие из наших установок обусловлены нашими предубеждениями относительно тех или иных явлений или людей, рационально обсуждать которые нам слишком трудно.

Однако, нельзя предубеждения и стереотипы отождествлять друг с другом. Если стереотип представляет собой обобщение, которого придерживаются члены одной группы относительно другой, то предубеждение предполагает еще и суждение в терминах «хороший» или «плохой», которое мы выносим о других людях, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.

Формирование предубеждений чаще всего бывает связано с потребностью определить свое положение по отношению к другим людям (особенно в плане превосходства) и в результате успокоиться насчет ценности собственной персоны. Именно предубеждениями объясняется отношение некоторых “белых” к неграм, жителей крупных городов — к провинциалам, представителей доминирующей культуры — к представителям культуры меньшинства, молодых — к старикам, мужчин — к женщинам и наоборот. Следует заметить, что из всей информации об интересующей нас группе людей мы склонны принимать к сведению лишь ту, которая согласуется с нашими ожиданиями. Благодаря этому мы можем укрепляться в своих заблуждениях на основании лишь отдельных эпизодов, что так способствует формированию предубеждения. Например, если на 10 водителей, допускающих небрежное управление автомобилем, приходится хотя бы одна женщина, то это автоматически «подтверждает» предубеждение, что женщины не умеют водить автомобиль.

Предубеждения позволяют людям направить свою агрессию на “группу-мишень”. Например, во время социально-экономических кризисов в обществе усиливаются националистические идеи, как это было в фашистской Германии в 30-е годы, когда с одобрения немецкого большинства миллионы евреев были обвинены в разрушении великой Германии и казнены в спешном порядке. В других случаях геноцид “оправдывался” торможением прогресса из-за присутствия в стране “дикарей”. Так, из-за подобных предубеждений в Северной Америке и Южной Америке были уничтожены практически все культуры аборигенов. Как было отмечено зарубежными авторами, наиболее подвержены предубеждениям люди с авторитарным типом личности, сформированным средой и воспитанием. Такая личность имеет склонность к жестокости, с трудом налаживает контакты с другими людьми, также до крайности упрощает ситуации и обычно нерушимо верит в превосходство свой социальной группы и своей культуры.

В ПМС установка используется при изучении отношений личности как члена группы к тем или иным социальным объектам, механизмов саморегуляции, устойчивости и согласованности социального поведения, процесса социализации и изменения установки, например, под влиянием пропаганды, а также при прогнозировании возможных форм поведения личности в определенных ситуациях. Функция установки, ее эффекты и содержание раскрываются при изучении ее роли в регуляции деятельности. Основные функции установки представлены в деятельности человека:

а) установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм ее стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях;

б) установка освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;

Читайте также:  Эмоциональная косность умственно отсталых детей определяется

в) установка может выступить и в качестве фактора, обусловливающего инертность, косность деятельности и затрудняющего приспособление субъекта к новым ситуациям. Эффекты установки непосредственно обнаруживаются только при изменении условий протекания деятельности. Вследствие этого общим методическим приемом изучения феноменов установки является прием “прерывания” деятельности.

Представления образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения. В отличие от восприятия, представления могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления относятся к прошлому и возможному будущему. Представления отличаются от восприятия значительно меньшей степенью ясности и отчетливости. Тем не менее чувственно-предметный характер представлений позволяет классифицировать их по модальности (представления зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др.). Опора на представление хорошо знакомых сцен или мест служит одним из наиболее эффективных средств запоминания. Преобразования представлений играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, которые требуют нового “видения” социальной ситуации.

3. Структурные свойства, генезис и динамика массового сознания

Эволюцию возникновения массового сознания возможно рассмотреть на примере реальных исторических предпосылок. Условно выделим четыре основных этапа развития представлений о массовом сознании.

До XVIII в. (первый этап) господствовала идея о том, что общество — это скопление автономных индивидов, действующих самостоятельно, руководствуясь при этом своими чувствами и собственным разумом. Такое суждение было связано с наличием определенной демографической картины — недостаточной плотностью населения, которое в основном обитало в небольших деревнях и феодах (господских владениях). По мере разрастания средневековых городов стали появляться отдельные примеры (“вспышки”) массовой психологии: ярмарки, публичные казни, уличные праздники, карнавалы и т.п. На рубеже XVIII-XIX вв. (второй этап) ситуация кардинально изменилась. Промышленная революция и повышение роли городов привели к появлению массовых профессий, а, следовательно, и к массовому распространению ограниченного числа укладов жизни (учителя, рабочего, врача, купца и т.п.). Разрастание городов привело к такому массовому явлению, как миграция из аграрных провинций, а порой из других стран. Начиная с середины XIX в. (третий этап) в научной литературе эпизодически стало встречаться словосочетание “массовое сознание”, и прежде всего в трудах Габриэля Тарда (“Законы подражания”, 1892 г.) и Густава Лебона (“Психология народов и масс”, 1896 г.). В качестве научного термина понятие “массовое сознание” стало употребляться в 20-30 годах XX в. (четвертый этап).

Таким образом, массовое сознание в историческом контексте представляет собой закономерный итог возрастания роли городов в общественной жизни людей.

Как любое другое сложное социально-психологическое явление, массовое сознание имеет определенную структуру, позволяющую детально изучить основные уровни функционирования массовых форм поведения. По структуре массовое сознание включает два уровня: первичный (эмоционально-действенный) и вторичный (рациональный). Первичный уровень раскрывает тот факт, что в основе массового сознания лежат яркие переживания остросоциальных проблем (войны, голода, роста цен и т.п.). Данные переживания порождают у людей потребности в немедленном реагировании на возникшие проблемы, причем без учета привычных норм поведения и ценностей, поэтому первый уровень и называют эмоционально-действенным. Так, на войну может быть общественная реакция “убивать врага”, а на революцию — “все крушить”, то есть такие формы поведения, которые считаются неприемлемыми при обычной, спокойной обстановке в стране или мире. Постепенно на основе ключевого (“ядерного”) эмоционально-действенного уровня образуется вторичный уровень — рациональный, который включает в себя когнитивные компоненты массового сознания, то есть некие всем доступные знания и массово обсуждаемую информацию. Эти компоненты могут быть как статическими (оценки, ожидания, ценности), так и динамическими (массовые настроения, общественные мнения).

Говоря о динамической характеристике массового сознания, необходимо обратить внимание на роль внешнего воздействия, которое либо способствует, либо не способствует переходу массового сознания с эмоционально-действенного уровня на рациональный. Так, если внешний фактор содействовал переходу массового сознания на вторичный уровень, то его проявления будут иметь управляемый характер, если же произошло “застревание” на первичном уровне, то возобладают стихийные формы поведения.

4. Факторы формирования и изменения массового сознания

На массовом поведении безусловно сказывается детерминирующая роль массового сознания, которое понимается как отражение материальных условий жизни, труда и отношений. При этом массовое сознание рассматривается стержнем всех отмеченных компонентов и имеет ряд особенностей, является производным от экономического базиса общества, и по содержанию охватывает все его социально-политические и экономические проблемы; носит многоплановый системный характер, обеспечивающий интеграцию различных форм сознания — правового, этнического, политического, профессионального, стихийного и др.; проявляется на трех уровнях — индивидуальном (отдельного человека), групповом (малых групп) и целостном (общественном), играет активную преобразующую роль в поведении и отношениях.

Существует огромное количество факторов (причин), влияющих на формирование массового сознания. Условно можно выделить три основные группы факторов:

а) отношения в обществе,

б) условия труда,

в) материальные условия жизни.

Как было показано различными зарубежными исследованиями, высокая плотность населения порождает у людей чувство одиночества и собственной безликости, апатию и склонность к враждебным действиям. Однако в таких странах, как Япония, Китай или Индия, где существуют культурные традиции, регулирующие социальное поведение, подобные проблемы переживаются людьми реже.

Но в западной культуре, по-видимому, чем больше людей сосредоточено в каком-либо определенном месте, тем слабее у них развиты чувства ответственности и сотрудничества. Американские исследователи изучили этот вопрос в студенческих городках двух колледжей (Бирман и др., 1973). “В одном городке здания были двух типов: 22-этажные башни, вмещавшие по 500 человек, и небольшие 4-5-этажные строения на 165 студентов. Студенческий городок второго колледжа состоял из 2-4-этажных общежитий, вмещавших в среднем по 58 студентов. Исследователи хотели определить уровень взаимопомощи в жилищах разного типа. Они воспользовались для этого остроумной методикой, разбросав по людным местам общежитий запечатанные конверты с обычным благодарственным письмом, на которых была марка и адрес получателя, но не было имени отправителя. Нужно было определить, какая доля «утерянных» конвертов будет отправлена по почте нашедшими их студентами разных общежитий.

Можно было бы ожидать, что чем больше людей будет проходить мимо письма, тем выше вероятность, что его заметят и опустят в почтовый ящик. На самом деле все оказалось наоборот. Ученые обнаружили, что только 63% писем, оставленных в общежитиях с высокой плотностью проживания, было отправлено по почте; в общежитиях со средней плотностью доля таких писем составляла 87%, а в общежитиях с низкой плотностью — 100%. Такой же опыт, проведенный в другом университете, дал очень сходные результаты.

Для того чтобы выяснить, чем обусловлено такое положение дел, студентам, проживавшим в общежитиях разного типа, рассылались опросники. Полученные ответы подтвердили, что у тех, кто жил в условиях «высокой плотности населения», чувство ответственности в коллективе гораздо слабее. Это, в частности, могло объясняться сильным чувством одиночества и “анонимности”, которое испытывало большинство из них” [1, С. 97-98].

В больших городах люди предпочитают держаться в стороне от тех инцидентов, свидетелями которых они оказались, из-за боязни быть втянутыми в историю. Крики о помощи редко кого оставляют неравнодушными. Свидетели драк, изнасилований и даже убийств редко когда пытаются вмешаться в ситуацию. Уместно спросить, не превращаются ли большие современные города в укрепленные лагеря, где каждый живет только для самого себя, и никто не встает на защиту своего ближнего?

Но если люди мало склонны защищать права других, то, быть может, они проявляют больше уважения к собственным правам? Ежедневно мы подвергаемся мелким обидам, ущемлению нашего человеческого достоинства и, как правило, не реагируем на это. Даже если наша безопасность не подвергается угрозе, мы часто предпочитаем пассивную позицию, говоря себе, что в конце концов все это пустяки.

Еще в далеком 1975 г. американский ученый Т. Мориарти решил узнать, насколько распространена среди людей подобная снисходительность к нарушению основных прав личности. Для этого он провел ряд экспериментов в своей лаборатории в Нью-Йоркском университете, а также в некоторых общественных местах.

Первый опыт состоял в том, что двум испытуемым, находившимся в одной комнате, предлагалось выполнить тест, чего за отведенные им 20 минут сделать было невозможно. Один из студентов был «подставным лицом» и получал инструкцию с максимальной громкостью проигрывать на своем портативном магнитофоне рок-музыку и уменьшать громкость только после третьей просьбы «неосведомленного» испытуемого. Из 20 испытуемых только один сразу же потребовал от другого выключить музыку в столь категоричной форме, что тот немедленно повиновался. Трое других, потребовавших тишины один раз, не возобновляли свою просьбу после того, как «поклонник рока» отвечал им, что выключит музыку, как только кончится песня (это обещание он не выполнял). Ни один из остальных 80% испытуемых не произносил ни слова, хотя некоторые из них выказывали определенные признаки недовольства, но продолжали терпеть беспокойство, не будучи в состоянии сосредоточиться на задании.

Когда испытуемых спрашивали, почему, по их мнению, они так плохо выполнили тест, лишь немногие из них ссылались на музыку, а если и делали это, то оговаривались, что совсем не уверены, что именно она была помехой. Лишь после настоятельных просьб исследователя рассказать об истинных переживаниях студенты признавались в том, что не могли сосредоточиться из-за музыки и даже злились на любителя рока; им хотелось вмешаться, но они так и не решились на это, успокаивая себя, что тест не настолько важен, чтобы устраивать такой демарш. Однако, как показали дальнейшие исследования, при выполнении более «важных» тестов число терпеливых жертв не уменьшалось.

Читайте также:  Индивидуальная психология адлера чувство неполноценности

Мориарти и его сотрудники провели другой эксперимент, в котором подставные участники громко разговаривали в библиотеке колледжа или в кинозале, тем самым явно мешая своим ближайшим соседям. Лишь немногим более четверти последних реагировало на это, пересаживаясь на другое место, а остальные терпели.

В другом исследовании экспериментаторы создавали прямое столкновение жертвы со «злоумышленником». Последний выжидал момент, когда какой-то человек собирался выходить из телефонной будки, и спрашивал его, не видел ли тот кольцо, которое он, кажется, забыл на коробке автомата. Получив, понятно, отрицательный ответ, «агрессор» продолжал настаивать: «А вы уверены? Некоторые берут чужие вещи, сами того не замечая. Если вам не трудно, не могли бы вы вытряхнуть свои карманы?» В ответ на такую агрессию разозлился только один человек, трое других вежливо отказались, а остальные 80% вывернули карманы.

По мнению Мориарти, подобная пассивность — признак серьезной социальной проблемы. Она показывает, что из-за стрессов современной жизни и порождаемого ими чувства одиночества и безликости люди, похоже, пришли к мысли, что немногое в этой жизни заслуживает защиты, в особенности от незнакомых людей. И Мориарти заключает: «Законы, которые не выполняются, перестают быть законами, а права, которые никто не защищает, очень быстро могут отмереть».

Технический уровень производства обязывает людей к постоянному, “принудительному” контакту с другими, что, безусловно, влияет на возникновение у значительной части работающего населения хронической усталости. Одним из способов выхода из такой ситуации является своеобразная психологическая защита, когда у людей формируется привычка воспринимать остальных как поток “серой массы”, вместо индивидуальной оценки каждого человека. Такое положение вещей ложится в основу будущего отчуждения людей, развития чувства одиночества и недоверия. Если рассмотреть материальный фактор формирования массового сознания, то прежде всего бросается в глаза особого рода восприятие “богатых” и “бедных” людей, в особенности по отношению друг к другу. Как показывают отечественные исследования, у материально обеспеченных людей возникает ощущение своей исключительности, “непохожести” на остальных, что дает им, по их мнению, право на принятие важных решений. У неимущих людей превалируют чувства обиды и возмущения, регулирующие их поведенческую активность как в просоциальном, так и асоциальном направлениях.

Массовое сознание как интегративная детерминанта массового поведения, имеет ряд особенностей — высокую динамичность, противоречивость и спонтанность, так как формируется и изменяется под действием более широкого и мобильного спектра факторов, существенно зависит от устойчивости интеграции различных реально действующих факторов и условий, неоднозначно и противоречиво проявляется на индивидуальном, групповом и массовом уровнях.

Как было уже отмечено выше, массовое сознание обусловливает характер таких явлений, как массовое мнение, настроение и поведение. С его организующим началом связаны направленность и характер организованного и стихийного поведения. Поэтому интересующий феномен — стихийное массовое поведение, являющееся разновидностью массового поведения, — важно исследовать с учетом влияния на него массового сознания и массового мнения.

В отличие от действий организованных групп, стихийные выступления предъявляют к своим участникам иные психологические требования. Стихийное поведение чаще всего является массовой реакцией людей на политический кризис и нестабильность. Для этой реакции характерно преобладание иррациональных, инстинктивных чувств над осознанными и прагматическими.

Собственно психологические факторы, такие, как нарастание чувства неуверенности, страха, недоверия к официальным средствам информации ведут к появлению слухов, панике, агрессии. Эмоции людей, находящихся в массе, распространяются по своим собственным законам, это многократное усиление эмоций под влиянием заражения и внушения, получившее наименование циркуляторной реакции.

Следует учесть, что, хотя описываемые действия имеют действительно стихийный характер, всегда находятся политические силы, готовые использовать этот эффект стихийности и получить при этом определенный политический капитал. Наиболее характерны в этом смысле разного рода экстремистские, националистические движения, которым свойственно стремление воздействовать на бессознательную, иррациональную мотивацию участников политического процесса. Политические психологи установили, что именно для политиков этого спектра характерен большой репрессивный потенциал, т. е. склонность к агрессивному поведению и применению насилия, авторитарная структура личности. Но не в меньшей степени важно и то, что такие политики опираются на определенные социальные слои, которые являются их социальной базой. Это прежде всего такие социальные группы, которые в силу условий жизни становятся благодатной почвой для соответствующего воздействия. Наиболее податливы к распространению стихийных форм политического поведения маргинальные группы в силу утраты традиционных ценностей, привычных социальных ориентиров, отчуждения. Быстро меняющиеся условия жизни вызывают протест против стирания вероисповедальных, национальных, расовых и иных барьеров, служащих опорой их мировоззрению.

В заключение хотелось бы рассмотреть проблему втягивания различных слоев населения в религиозные секты. Итак, какая же группа людей попадает под влияние религиозных обманщиков. Многими историками подмечено, что на период экономического упадка в стране приходится разгул и процветание всевозможных мистических обществ и религиозных сект. Остановимся более подробно на причинах, которые подталкивают людей присоединиться к культам:

а) интеллектуальные причины. Многие культы делают ставку на невежественных обывателей и стараются “покорить” плохо информированных людей псевдоученностью;

б) эмоциональные причины. Часто в секты попадают люди, которые переживают личностный кризис и имеют существенные эмоциональные проблемы; такие люди легко поддаются влиянию культов;

в) социальные причины. Так как человек — существо социальное, то он стремится участвовать в общественной жизни. А если у человека какая-то социальная группа разрушается (к примеру, семья, круг друзей или коллег), то культ моментально пытается завладеть им, предоставляя ему суррогатную любовь, понимание и уважение;

г) духовные причины. Люди по своей природе пытаются найти смысл жизни и тем самым обрести душевный покой. И если духовная жизни человека заходит в тупик, то тут, как грибы после дождя, появляются культы, которые обещают человеку помочь разобраться в его душевных исканиях.

Анализ показывает сложность и недостаточную разработанность понятия «массы» в науке. В свое время оно возникло как попытка противопоставить массы простых людей той правящей элите, которая управляла обществом. Долгое время дело ограничивалось публицистическими описаниями конкретных событий, когда толпы людей меняли общественное устройство и сам ход истории. Однако попытки выстроить целостную теорию масс не увенчались успехом: в основном, их авторы критиковали друг друга. Так возникло многообразие в трактовке масс и порождаемого ими массового общества.

Главное отличие масс от классически выделяемых социальных групп, страт, классов и слоев общества заключается в наличии особого, самопорождающегося, неорганизованного и плохо структурированного массового сознания. Это обыденная разновидность общественного сознания, объединяющая представителей разных классических групп общими переживаниями. Такие переживания возникают при особых обстоятельствах, объединяющих членов разных групп и одинаково для них значимых, причем настолько значимых, что эти переживания приобретают надгрупповой характер.

В отличие от классических групп, устойчивых и структурированных, массы выступают как временные, функциональные общности, разнородные по составу, но объединенные значимостью психических переживаний, входящих в них людей. Общность переживаний в массе становится более важной, чем все параметры приобщения к классическим социальным группам. Массы подразделяются в зависимости от основных своих особенностей. К главным особенностям, различающим массы между собой, относятся их размеры, устойчивость их существования во времени, степень компактности их нахождения в социальном пространстве, уро­вень сплоченности или рассеянности, преобладание факторов организованности или стихийности в возникновении массы.

Масса всегда изменчива и ситуативна. Ее психология определяется масштабом событий, вызывающих общие психические переживания. Массовое сознание может распространяться, захватывая все новых людей из разных классических групп, а может и сужаться, уменьшая размеры массы. Такая динамичность размера и изменчивость границ массы затрудняет создание типологии массового сознания. Единственным продуктивным выходом считается построение комплексных, многомерных, сферических моделей массового сознания. Только на пересечении разных координат можно вычленить разные реально существующие типы массового сознания.

К основным психологическим свойствам массового сознания относятся эмоциональность, заразительность, мозаичность, подвижность и изменчивость. В качестве ведущих макроформ массового сознания выделяются общественное мнение и массовые настроения.

Нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон РФ от 07 февраля 2011 г. №3 – ФЗ «О полиции»// Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, №7, ст. 900;

2. Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 г. №342 – ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 05.12.20011, № 49 (ч.1), ст. 7020;

3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом президента РФ №646 от 5 декабря 2016 г.)// Российская газета от 6 декабря 2016 г.

1. Иванова А.М. Социальная психология: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. – 128 с.

2. Платонов Ю. П. Социальная психология: учебник / Ю. П. Платонов. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 336 с.

3. Забарин, А. В. Психология толпы и массовых беспорядков: учебник и практикум для вузов / А. В. Забарин. — М. : Издательство Юрайт, 2018. – 211 с.

1. Акопов Г.В. Психология сознания: Вопросы методологии, теории и прикладных исследований. – М.: Институт психологии РАН, 2010. — 272 с. (ЭБС «Университетская библиотека»).

2. Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Современные технологии влияния и убеждения. Эпоха пропаганды. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. — 544 с. (ЭБС «Университетская библиотека»)

3. Майерс Д. Социальная психология. Серия: Мастера психологии. СПб.: Питер, 2013. — 800 с.;

4. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. Серия: Мастера психологии. СПб.: Питер, 2010. — 672 с.

5. Стоюхина Н.Ю. История советской психотехники: психология воздействия: учебное пособие. – М.: Логос, 2012. – 323 с. (ЭБС « Университетская библиотека »).

Старший преподаватель кафедры юридической психологии

Источник

Оцените статью