4.4 Общение с пациентом с учетом его личностных качеств
Пациент с холерическим темпераментом отличается повышенной возбудимостью, быстрыми движениями и реакциями. Он довольно нетерпеливый, может раздражаться, проявлять вспыльчивость.
Медсестре нужно быть терпеливее, сохранять спокойствие и уравновешенность. Можно перевести ситуацию в шутку «поюморить» над самими собой. Холерики, хотя и раздражительны, но очень отходчивы, долго не обижаются, любят шутки и юмор.
Пациент – меланхолик отличается высокой тревожностью, мнительностью. Он может расстроиться из–за проявления невнимания, из-за любой бестактности, неделикатного обращения. Персонал должен быть особо внимательным, доброжелательным, чаще разговаривать с больным, улыбаться, подбадривать.
Пациенты с флегматическим темпераментом – это спокойные, терпимые, уравновешенные, сдержанные люди. Они не очень разговорчивы и общительны, поэтому редко предъявляют жалобы. Медицинской сестре нужно почаще разговаривать с таким больным и самой спрашивать его о состоянии. Обычно особых проблем в общении с такими больными не бывает.
Пациенты – сангвиники отличаются живостью, разговорчивостью, общительностью. Не смотря на болезненные ощущения, плохое самочувствие они сохраняют оптимизм и веру в выздоровление. Они любят пошутить, в том числе и над самим собой. Особых проблем в общении с ними не бывает, однако у молодых пациентов может проявляться легкомысленность и не серьезность. В этих случаях медсестре просто нужно указать им на необходимость точного выполнения тех или иных назначений.
Медицинская сестра при работе с пациентами должна учитывать даже и такой признак личности, как тип ведущей сенсорной системы. Сенсорную систему нужно учитывать в основном при общении и знакомстве с больным, а также при выполнении манипуляций.
Пациент – визуал в первую очередь при знакомстве обращает внимание на лицо, внешний вид того, с кем он общается. Для него главное – видеть. Поэтому медицинская сестра при входе в палату должна помнить о том, как она выглядит. Мимика должна быть приветливая, легкая улыбка на лице, выражение лица спокойное, доброжелательное. Одежда, прическа – безукоризненные.
Пациент — аудиал при общении больше обращает внимание на голос собеседника. Для него важно то, что он слышит. Поэтому, при общении с таким пациентом нужно следить за тембром голоса, его выразительностью, эмоциональной окраской. Сухой, бесстрастный, жесткий голос никому не приятен, а уж аудиалу тем более. Беседу нужно проводить в тихой обстановке, исключая раздражающие звонки телефонов и скрип двери. Необходимо следить за речью, за ее последовательностью, логичностью, проговариванием слов.
Пациент – кинестетик придает большое значение прикосновениям и ощущениям. При общении с ним нужно найти для беседы место поудобнее, комфортно усадить пациента. При разговоре время от времени одобрительно коснуться своей рукой тыльной стороны его руки. При первой беседе без необходимости не вторгаться в его интимную зону.
4.5 Территориальные зоны
Интимная зона. Размеры интимной зоны 0- 46 см от тела человека. Каждый человек «охраняет» свою интимную зону, считает ее своей, не позволяя вторгаться в нее без разрешения. Любой знает, что если незнакомый человек (или даже знакомый, но без предупреждения и разрешения) прикасается к телу, это может вызвать дискомфорт, неприязненные ощущения и даже раздражение.
Именно поэтому, в интимную зону можно вторгаться только близким людям, родственникам, друзьям, любимым. Если посторонний человек вторгается в интимную зону, а возможности предотвратить это нет, то нужно сохранять спокойствие, не встречаться взглядом, стараться не двигаться, не разговаривать, занять как можно меньше места, «сжаться».
Примером такого поведения может служить «толкотня» в часы пик в транспорте. Аналогично человек ведет себя, например, в лифте, поднимаясь на свой этаж с незнакомыми людьми в кабине.
Однако есть ряд профессий, представители которых вынуждены прикасаться к телу человека в силу необходимости. Это медицина, спорт, парикмахерское искусство, визаж и т.д. В этих случаях человек готов на вторжение в свою интимную зону, не препятствует этому.
Работа медицинской сестры с пациентом целиком совершается в интимной (0-46 см) зоне. Это пальпация, перкуссия, инъекции, обработка пролежней, катетеризация, подмывание, обработка кожи и наружных половых органов, перевязки и т.п. Таких действий и манипуляций очень много.
Несмотря на то, что пациент готов к таким воздействиям, он может чувствовать дискомфорт, неловкость, неприятные ощущения. Чтобы предупредить это нужно:
Предупредить больного о том, что будет выполнена та или иная манипуляция, сказать это мягко, с улыбкой.
Коротко объяснить суть воздействия, для чего это нужно, с какой целью выполняется. Такой короткий разговор успокоит больного.
Внушить больному уверенность в том, что вы хорошо выполните манипуляцию, все будет благополучно. Если пациент не уверен, подбодрить его.
Интимная зона это часть собственной территории человека, которую он бережет, считая своей собственностью. Чувство это надо уважать, не позволяя бесцеремонности и фамильярности даже в медицинской деятельности.
Личная зона. Размеры личной зоны 46-120 см от тела человека. Это зона комфортного общения. Обычно на таком расстоянии люди беседуют, обедают, занимаются в учебных классах, гуляют и т.д.
Нужно отметить, что на таком близком расстоянии находятся обычно тоже близкие и знакомые друг другу люди. Если незнакомые люди находятся в личной зоне, то это бывает по необходимости (покупка вещей в магазине, светские беседы, приемы, консультация юриста). Как только действие выполнено, проблема решена, незнакомые люди покидают личную зону друг друга.
В медицине врач, сестра и больной очень часто находятся в личной зоне. Это беседы с больным, консультации, прием в поликлинике, раздача лекарств и т.п. Общение в личной зоне обычно не вызывает дискомфорта.
Социальная зона 1,2 м — 3,6м.
Общественная зона — свыше 3,6 м. В этих зонах тоже, конечно, проходит общение медицинских работников и пациентов, но реже, чем в интимной и личной зонах. Это может быть чтение лекций для пациентов, санпросветработа в «уголках здоровья» и другие варианты общения с пациентами в залах, аудиториях для лекций, встреч и т.п.
Источник
Темперамент пациента: шпаргалка для врача
Пациент – это не просто набор биологических параметров, жалоб, симптомов и диагнозов. Каждый пациент – это личность. И личностные особенности неизбежно будут накладывать отпечаток на общение с врачом, приверженность терапии, образ жизни и настрой пациента. Например, по статистике , половина людей совсем прекращает лечение хронических заболеваний, и только четверть из остальных дисциплинированно принимает все указанные врачом препараты в назначенных дозах. Поэтому п онять биологические, психологические и социальные особенности человека, влияние которых можно изменить при правильной интерпретации – большого стоит. Обычно опытные врачи хорошо чувствуют всё это: каков пациент, как с ним лучше общаться, как мотивировать на лечение, но иногда и у самых психологичных коллег взаимоотношения с пациентом не складываются. Поэтому в фокусе нашего внимания, вам в помощь, инструмент научной психологии – 5 -факторная структура личности, или «большая пятерка» – самая прочная эмпирически подтвержденная модель темперамента. Давайте препарировать характер!
«Отцом» пятифакторной модели считается американский психолог Льюис Голдберг ( Lewis Goldberg) , который предложил новый метод оценки личности в 80-е годы прошлого века. Психодиагностический инструмент, которым активно пользуются в мире, разработали Пол Т. Коста-младший (Paul T. Costa) и Роберт Маккрей (Robert R. McCrae) , которые создали «Личностный опросник NEO PI-R» .
У всякого человека есть пять черт личности, каждая из которых выражена в той или иной степени. Например, черта экстраверсии у общительных людей выражена сильно, у замкнутых и закрытых – очень слабо. Большинство же имеют промежуточный уровень по этой и другим чертам личности. Мы составили для вас удобную таблицу основных положений модели и рекомендаций, как определить особенности пациента и учитывать их при взаимодействии.
Фактор (черта характера)
Extraversion – экстраверсия, вовлеченность во внешний мир («E»-фактор)
Грани: «дружелюбие», «общительность», «заявление о себе», «подвижность», «стимуляция извне», «жизнерадостность»
- Отношение к обществу, энергичность, энтузиазм, положительные эмоции, степень активности, высказывание своей позиции, притягивания к себе внимания;
- Высокая экстраверсия – общительный, выразительный, энергичный, доминирующий, навязчивый, жизнерадостный; стимуляция ЦНС внешними контактами
- Низкая экстраверсия – тихий, апатичный, замкнутый, готовый следовать примеру других; истощение ЦНС внешними контактами
Экстраверты могут и будут искать человеческий контакт с врачом, собирать десяток вторых мнений, если не поверят вам с первого раза.
Интроверты, если не нарушать их личных границ, могут стать очень приверженными пациентами. Они требуют большей щепетильности и сдержанной внимательности, так им будет проще рассказать о своих жалобах.
Agreeableness – уступчивость, привязанность, сотрудничество
Грани: «доверие» «открытость»,«альтруизм» «уступчивость», «скромность» «сочувствие»
- Гармоничное существование в социуме в противовес эгоцентризму
- Высокие показатели ориентируют людей на интересы и желания группы, вместо своих собственных (добрые, терпимые, мягкосердечные люди с «удобным характером». Сотрудничающий, внимательный, отзывчивый, щедрый, вежливый
и добрый. Высшие показатели свидетельствуют о потери собственной уникальности. - Низкий уровень – эгоцентричный, самовлюбленный, безразличный индивид, настроенный критически. Агрессивный, грубый, злобный, упрямый, циничный и
манипулирующий
Высоко уступчивый пациент может обратиться за помощью очень поздно, потому что был занят служением кому-то или чему-то ещё. Мотивируйте таких пациентов тем, что миру они нужны здоровые.
Самовлюлбленные эгоцентрики могут быть очень сложными пациентами, вызывая стихийное неприятие. Но долг врача, оказывать качественную помощь, осознав свои эмоции и отложив их в сторону– для обсуждения, с коллегами, например. Рассматривайте критику пациента как искаженную потребность, это поможет перевести напряженную ситуацию в конструктивный диалог.
Conscientiousness– сознательность, контролирование, надѐжность, саморегуляция(«С»-фактор)
Грани: «уверенность в своих силах», «организованность», «исполнительность», «стремление к достижениям», «самодисциплина», «предусмотрительность»
- Чувство долга, добросовестность выполнения обязанностей, целеустремленность, мотивированность, организованность.
- Высокие оценки – надежность, пунктуальность, самодисциплинированность, педантичность. Ответственный, внимательный, осторожный, настойчивый, упорядоченный,
плановый и ориентированный на будущее. - Низкие оценки – лень, слабовольность, импульсивность, отсутствие целеустремленности. Безответственный, ненадежный, беспечный, невнимательный и импульсивный
Как пациент складывает одежду, когда раздевается для осмотра? По одному этому уже можно сказать о любви человека к порядку. Ответственные пациенты будут активными и бдительными участниками процесса лечения, возможно даже чрезмерно бдительными.
Беспечные и импульсивные будут сильнее нуждаться в твердом надзоре извне.
Neuroticism – нейротизм, негативная эмоциональность («N»-фактор)
Грани: «тревожность», «гнев», «депрессия», «застенчивость», «импульсивность», «ранимость»
- Эмоциональная стабильность/ нестабильность, сдержанность/несдержанность
- Реактивность, склонность к переживаниям. Тревожный, уязвимый к стрессу, склонный к чувству вины,
неуверенный в себе, угрюмый, сердитый, легко разочаровывающийся и неуверенный в отношениях или, наоборот, спокойное отношение к жизненным ситуациям: эмоционально стабильный, адаптивный и крепкий
Высокий нейротизм – ключевой фактор риска психических нарушений, в первую очередь – тревоги и депрессии. Полезно иметь наготове контакты хороших психиатров, психотерапевтов и психологов для таких пациентов. При этом нейротизм может способствовать высокой приверженности лечению пациентов. Ваша уверенность и доброжелательность в идеале должны зарядить высоко-тревожного пациента правильным настроем и отношением к терапии.
Openness to experience – оригинальность, открытость новому опыту «O»-фактор.
Грани: «воображение», «эстетика», «чувствительность», «непривычные действия», «интеллектуальная любознательность и новые идеи», «свободомыслие».
- Высокие показатели у творческих, незаурядных личностей с развитым воображением, которые любят новизну, восприимчивы к обратной связи. Творческий, чувствительный, быстро обучающийся, сообразительный, проницательный, внимательный и осознающий чувства.
- Низкие показатели – у консерваторов, исполнителей, не склонных к экспериментам, которые предпочитают привычное и удобное. Устойчив к изменениям, традиционен, предпочитает простое, прямолинейное и рутинное сложному, тонкому и абстрактному.
Речь об инновационных методах и препаратах – довольно быстро проявится в глазах консервативных личностей страхом и/или недоверием. Для них – чем традиционнее, тем лучше.
А вот творческих личностей слова об оригинальности и новизне препарата/метода терапии могут привлечь на вашу сторону. Творческие чувствительные личности ждут индивидуального подхода и искренней реакции врача: сопереживание эмоциям, готовность помочь, признание уникальности случая. Реагируют на метафоры, нестандартные предложения, факты, которые могут их удивить.
«уступчивости», зрелые люди, напротив, обнаруживают диаметрально противоположные тенденции.
При грамотном использовании пятифакторная модель поможет выявить предрасположенность к тревожно-депрессивным расстройствам и определить отношение к медицинским назначениям. Понимание личностных особенностей пациента позволит:
- прогнозировать, чего ожидать от данного типа личности: насколько добросовестно он будет выполнять рекомендации по лечению, степень открытости новым лечебно-диагностическим методам, альтернативным способам терапии;
- подобрать оптимальную индивидуальную терапию для конкретного клинического случая;
- сформировать приверженность к лечению.
Доверие врачу и вера в положительный результат лечения побуждает пациента согласиться на коррекцию привычного образа жизни, рациона питания, длительный прием препаратов и выполнение не всегда приятных процедур. Наш образовательный портал заботится о постоянном повышении квалификации врачей. Перечень дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в рамках НМО длительностью 36 часов находится по ссылке . Расписание вебинаров – здесь . Действует удобный поиск по специальностям.
Обсудить последние новости со всеми коллегами России вы можете в чатах:
Источник