Консультация для родителей «Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников»
Олеся Павликова
Консультация для родителей «Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников»
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их в биосфере огромна. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний.
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой.
Ознакомление с природой – предполагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определённых программой. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства, т. е. воспитывает в нем гуманность. Гуманность – это обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо, которая представлена в сознании переживаниями и сострадания и реализуется в общении и деятельности, в актах содействия, помощи. Гуманное образование – это процесс, который способствует лучшему пониманию необходимости сострадания и уважения по отношению к людям, животным и окружающей среде, а так же признаёт взаимозависимость всех живых существ.
Цель гуманного образования – создание культуры сопереживания и заботы, путём стимулирования морального развития индивидуумов, для создания сострадательного ответственного и справедливого общества. Это средство приобщения людей к реакциям и эмоциям животных, так же как и лучшего понимания природоохранных вопросов и экосистем. Взаимодействие (прямое или опосредованное) детей с животными – это та область деятельности ребёнка, где можно наиболее успешно осуществлять гуманное воспитание.Кроме прямой цели: воспитание доброго отношения к животным, уважение к их жизни, — при этом достигается и другая цель – формирование нравственного человека в целом. Милосердие, доброта, отзывчивость – это черты характера, которые являются базовой характеристикой личности, неотъемлемы от неё. Если человек научился сопереживать с другим существом – пусть это животное – он также сочувственно отнесётся к чужой боли, если страдает человек. Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определённой ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является объективной необходимостью для всего человечества. Люди подчас не осознают, как пагубен ограниченно-утилитарный подход к природной среде; долгое время существовало мнение о неисчерпаемости и вечности природы. Но эти представления были не верны, и негативные последствия данных заблуждений мы сейчас испытываем на себе. Наших детей нужно воспитывать вне вековой потребительской традиции, в совершенно ином, сочувственном и уважительном отношении к природе, в понимании того, что природа – источник всей нашей жизни – духовной, материальной и физической. Разумеется, человек всегда будет потреблять природу, всегда будет брать у неё необходимое для жизни и развития. Мы видим теперь, что должны научиться брать в такой форме, которая не вызывает разрушение природы, должны научиться не только брать, но и отдавать, и оберегать природу таким образом, чтобы она не только удовлетворяла наши нужды, но и сама совершенствовалась. Мы только сейчас начали действительно понимать, в какой мере природа – источник физической и материальной жизни человека. Но мысль о том, что она в такой же мере источник нашей духовной жизни для большинства, до сих пор находится за семью замками. Природа является основой эстетического аспекта нашей духовной жизни. Красота форм, гармония красок и звуков, их ритмические узоры с глубокой древности и по нынешний день неизбежно в будущем имеют первичным источником природу.
Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных. Приобретённое в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребёнка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребёнка, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней. Экологическое воспитание дошкольника – это и есть познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание им себя как части живой природы. Дошкольнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именно эти сходства ведут ребёнка к сравнению с собой.Например: животному больно, как и мне, оно двигается, питается, дышит – как и я.
Методы и формы работы по воспитанию гуманного отношения к животным
При ознакомлении детей с животныммиром решают в единстве три воспитательные задачи:
Формирование представлений о животных;
Развитие эмоционально-положительного отношения к животным;
Воспитание гуманного бережного поведения в природе.
Осуществляя работу в указанных направлениях необходимо помнить, что важным условием её эффективности является связь детского сада и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными.
Основными методами, которые используются в воспитании,являются:
Наблюдение за объектами живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций и картин на темы природы.
Беседы и рассказы о природе, экологические сказки, речевые логические задачи.
Для того чтобы дать наиболее полное представление о животных,программа по ознакомлению делится на три части:
Внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания и размножения). Среда обитания, характер приспособления к условиям жизни. Приносимая польза. По основной цели занятия, используемые для формирования правильного представления о природе и формированию гуманногоотношения можно разделить следующим образом:
Направленные на формирование новых представлений о животных (экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений); Уточняющие и обобщающие знания детей (беседы, сравнительные наблюдения, рассказы детей, рисование); Активизирующие, проверяющие знания детей (решение логических задач, загадок, дидактические игры) итоговые беседы.
Таким образом, экологическое воспитание играет большую роль в воспитании гуманного высокообразованного и культурного человека, обеспечивает комплексных подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к жизни.
Психологическая безопасность образовательной среды, как фактор формирования психологического здоровья дошкольников ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №158» МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования» В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную.
«Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников». Консультация для педагогов Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников» Домашняя Е. А., воспитатель «Не навреди!» — одна из.
Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов с семьями дошкольников» В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников,.
Консультация для родителей «Формирование культуры безопасной жизнедеятельности как фактор укрепления здоровья дошкольников» Консультация для родителей «Формирование культуры безопасной жизнедеятельности как фактор укрепления здоровья дошкольников» Под термином.
Консультация для воспитателей «Взаимодействие педагогов и родителей в процессе физического воспитания дошкольников» Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого не возможно гармоническое развитие ребенка.
Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.
Православная культура — фактор формирования единой гражданской идентичности дошкольников Слайд № 1. Православная культура – фактор формирования единой гражданской идентичности дошкольников. Слайд № 2. Дошкольный возраст — благоприятный.
Развитие речи как фактор формирования универсальных учебных действий дошкольников Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного (присвоения нового социального.
Синтез и взаимодействие искусств как фактор формирования культурологической картины мира и творческих способностей детей Основная образовательная программа дошкольного образования, которая разрабатывается и утверждается в ДОУ, прежде всего должна быть ориентирована.
Источник
Воспитание у детей заботливого отношения к животным
Вера Насонова
Воспитание у детей заботливого отношения к животным
Дошкольники очень эмоционально делятся рассказами о поведении своих животных. Ребенок удивляется, как цыпленок чистит клюв, на котором остались остатки корма, проявляя при этом сноровку и находчивость, подражая своей маме курице.Спешит рассказать о повадках попугая: «Знает свою кличку, будит всех нас по утрам,сидит и смотрит в окно, когда его выпускают из клетке полетать или во время уборке в клетке».Другой ребенок с огромным удовольствием рассказывает о хомячке: «Проголодается, залезает туда, где лежит коробка с сыром, нюхает долго и сует голову в дырочку». Такие события дети дошкольного возраста воспринимают чрезвычайно эмоционально. Эти впечатления надолго сохраняются в их памяти, оставляют добрые чувства и хорошие воспоминания. Все это способствует проявлению заботливого отношения к живой природе. Также впечатления приобретают дети во время ухода за питомцами и в процессе общения с ними. Чтобы ребенок ощутил эти эмоции и получил массу удовольствия воспитателю необходимо организовать непосредственный контакт детей и любого домашнего животного на занятии. Навыки обращения с питомцами нужны детям. Поскольку дошкольник любознателен, он сразу попытается взять животное на руки. Эти самые первые шаги общения с живым существом. Желание потрогать, ощутить особенности животного, с которым он вступает в контакт. Ребенок восторгается, отмечает какое оно нежное, хорошее и ласковое. Детям необходимо показать и подсказать способы обращений с живыми существами, сообщить, что не все формы обращения с животным допустимы. Сильное прижимание к себе, зажимать птичку в кулачке и так далее. Ругать за это не стоит, иначе вызовете негативное отношение ребенка к животному. Нужно четко знать, что неумение обращаться с животными свойственно детям дошкольного возраста. Идеально было бы, если у питомца уже есть свои повадки и взрослый уже хорошо о них знает. Например, птичка любит сидеть на плече, хомячок на ладошке и т. д. Практические навыки обращения с живыми существами помогают детям проявлять действенную заботу о них. Например, когда ребенок держит животное в руке или на коленях, он старается как бы подстроиться к поведению животного: наблюдает за тем, как оно себя чувствует, улавливает его состояние, предусматривает, чего животное может испугаться. Если его беспокоит то или иное движение ребенка, мальчик старается его не делать. Таким образом, дошкольник старается как бы регулировать свое поведение, делает все то, что позволяет сохранить спокойствие живого существа.
Как правило, первое общение с животным у большинства детей вызывает большой интерес. Они хотят знать как, поведет себя живое существо при встрече с ними. Часто бывает, что дети «навязывают» животному свои действия. Например, ребенок заставляет хомячка ползти в ту или иную сторону, а зверек упирается. Конечно задача взрослого объяснить, что зверек пугается незнакомой обстановки, поэтому не идет туда, что животные не могут делать того, что хочется детям. Их нельзя дергать, толкать, побуждать к действиям нехарактерным для них действиям. Надо объяснять и внушать воспитанникам, что все это пугает животное. Если животное беспокойно себя ведет, то обязательно нужно подождать пока оно успокоится. Ребята часто не умеют кормить животных, не знают как это делать. Можно видеть, как дети, не считаясь с тем, что животные отдыхают, пытаются накормить их.
Итак, умелая организация работы с детьми по уходу за живыми существами позволит педагогу решить задачу воспитания у детей заботливого отношения к животным и бережного отношения к природе
Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с животным миром «Волшебный поезд» Цель. Закрепление и систематизация представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных. Материал. Два поезда.
Консультация для родителей «Воспитание бережного отношения детей дошкольного возраста к игрушкам, книгам, природе» Воспитание бережного отношения детей дошкольного возраста к игрушкам, книгам, природе. Следует заметить, что в целом вопрос “воспитание.
Консультация для воспитателей «Воспитание положительного отношения к труду через познавательную деятельность в природе» Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей – задача дошкольного педагога. Одна.
Консультация «Их не любить невозможно! Воспитание любви к домашним животным» Цель: Воспитание милосердия, доброты к животным. Всегда ли мы правильно поступаем? Учим детей быть добрыми, гуманными, жалостливыми, но.
Круглый стол «Воспитание ценностного отношения к природе родного края в процессе эколого-краеведческой работы в ДОУ» Круглый стол для педагогов «Воспитание ценностного отношения к природе родного края в процессе эколого – краеведческой работы в ДОУ» Добрый.
Знакомство с профессиями и воспитание у дошкольников положительного отношения к труду Методическая разработка старшего воспитателя МБДОУ детский сад «Солнышко» пгт Арбаж Кировской области Жгулевой Татьяны Ивановны по теме:.
Педагогический опыт «Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста» В современном обществе проблема развития ценностного отношения к природе приобретает особую актуальность. Важнейшей причиной разрушительного.
План работы по самообразованию «Воспитание сознательного отношения к ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста» Тема: «ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Проблема: воспитания здорового.
Воспитание уважительного отношения к старшим Воспитание уважительного отношения к старшим. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для.
Экологическое воспитание — залог бережного отношения к природе Всем известно, что Земля – наш общий дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное:.
Источник