Общение как эмоциональная характеристика

Эмоционально-личностное общение

Человек рождается, и с первым кормлением, с первыми материнскими прикосновениями и улыбками он начинает впитывать эмоции и чувства родных ему людей — будь то их искренняя радость при виде младенца или скрытое раздражение от его действий. Мать, угадывая желания ребенка, берет его на руки, разговаривает с ним — так начинается их общение.

Маленький ребенок абсолютно зависим от взрослых, он не может выжить без чувства безопасности, которое дают ему близкие люди. Именно поэтому он испытывает инстинктивную жизненную потребность принадлежать к семье, в которой родился. Ребенок должен чувствовать себя частью своей семьи. Создать понимающие и гармоничные отношения непросто. Еслиродители росли в доброжелательной атмосфере, то они, скорее всего,примут своих детей такими, какие они есть, и те всю жизнь будут чувствовать себя в «безопасном тылу». Но если в детстве человек страдалот невнимательности отца и матери, тогда в отношениях со своимидетьми он, скорее всего, будет воспроизводить жесткий стиль отношений, который когда-то испытал на себе.Ребенок чувствует любовь родителей и откликается на любые словаи действия родителей, приспосабливаясь к тому образу, который диктует ему семья.Безоговорочная любовь, которую дети питают к своим родителям,опирается на детскую логику: принадлежать к семье — значит быть похожим на тех, из кого она состоит.

Первые 6 месяцев ведущей формой общения является эмоционально-личностное общение(рис.1).В среднем к двум месяцам у ребенка возникает комплекс оживления, что знаменует собой переход от новорожденности к младенчеству.Л. С. Выготский считал комплекс оживления, который проявляетсяв зрительном и слуховом сосредоточении, улыбках, гулении, в оживлении моторики ребенка в ответ на появление взрослого, признакомсоциальной ситуации «Мы», в которой ребенок связан со взрослым.Внутреннее противоречие этой ситуации, по мнению Л. С. Выготского, состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом и неимеет средств специфического воздействия на него, кроме плача и двигательной активности.

В первые месяцы у ребенка возникает чувство привязанности к взрослому, которое делает его очень восприимчивым к общению. Любовь родителей к их детям не инстинктивна, и дети также не инстинктивно «влюбляются» в своих родителей сразу после рождения. Новорожденный и родители настраиваются друг на друга, обмениваясь взглядами, улыбками, голосовыми знаками. Таким образом, в первое полугодие жизни ребенка ведущим видом его деятельности являетсянепосредственно-эмоциональное общение.

Рис. 1.Эмоционально-личностное общение

Почему именно эмоционально-личностное общение должно быть ведущим на ранних стадиях развития ребенка?

Малыша привлекают только личность взрослого и его отношение к нему. Никакие качества взрослого он еще не выделяет. Ему все равно, какими знаниями обладает взрослый, как он выглядит и во что одет. Несмотря на примитивность такого общения, оно побуждается личностными мотивами, эмоциональностью взрослого. Средства общения носят экспрессивно-мимический характер. Внешне это выглядит как обмен взглядами, улыбками, как гуление со стороны ребенка и ласковый разговор со стороны взрослого, из которого младенец улавливает только внимание и доброжелательное отношение к себе.

Элементы эмоционального общения взрослого с младенцем следующие:

♦ происходит зрительный контакт «глаза в глаза»;

♦ произносятся ласковые слова;

♦ поются колыбельные песни;

♦ родители нежно прикасаются к младенцу.

Нередко одно появление матери поднимает настроение малыша.

Эмоциональное общение способствует хорошему настроению ребенка.Расположение духа ребенка и находящегося рядом с ним взрослого,как правило, взаимообусловлено. Спокойный ребенок, уход за которым не осложняет жизнь родителей, может способствовать формированиюдоброго и мягкого к нему отношения. В то же время взрослый чащеулыбается приятным, спокойным, улыбчивым детям. С другой стороны, раздражительный ребенок может нервировать родителей. Все этоне случайно. Замечено, что у живо реагирующих на окружающую обстановку детей обычно эмоционально реагирующие матери.Мать обычно отвечает за психическое развитие ребенка, и только от ее мудрости, умений и психического здоровья зависит психическое здоровье ее детей, их успехи и неудачи.

Потребность в общенииу младенца возникает под воздействием опре-

деленных условий. Он испытывает острую нужду в уходе, в заботе взрослого, то есть у ребенка ведущей является потребность устранить дискомфорт и удовлетворить органические потребности. Поэтому новорожденный подает сигналы в виде крика, гримас, аморфных движений. Причем эти сигналы не адресованы конкретному взрослому, но воспринимает их в первую очередь самый близкий человек — его мать. Все ее действия направлены на ребенка, все ее поведение обусловлено его желаниями.

Читайте также:  Связь эмоций с внутренними органами

К 3 месяцам ребенок воспринимает лишь экспрессивную сторону

♦ активно реагирует на происходящее вокруг него.

Несмотря на это, мать общается с ребенком так, как будто тот может адекватно реагировать на ее воздействие. Это выражается в том, что она:

♦ разговаривает с ним;

♦ ищет ответные знаки на свое обращение;

♦ удовлетворяет его потребности;

♦ оценивает его поведение: поощряет, порицает и т. д.

Самое обидное для испытывающего потребность в общении младенца, если взрослые не обращают на него внимания. Даже гнев мамы они воспринимают с радостью, так как чувствуют обращенность к себе. Потребность во внимании взрослого — основная потребность в общении — остается на всю жизнь.Мать должна чаще улыбаться, разговаривать с ребенком, ласкать его. Смысл любых слов доходит до ребенка в последнюю очередь. А вот сдвинутые на переносице брови, кулаки, грозное выражение лица для него очень показательны. Даже такие слова, как «Я люблю тебя», мало что значат. По крайней мере они не сопоставимы с грозным выражением лица.

Мать сразу начинает чувствовать любовь к своему малышу. У малыша же теплые чувства к ней формируются в течение первого года жизни. В этот период у младенца появляется доверие к ней и формируется привязанность к любимому человеку. Доверие появляется в процессе теплого, эмоционального общения. Ребенок утверждается в таком отношении к окружающему миру и спокойнее переносит возникающие маленькие неудобства (рис. 2).

Рис. 2.Фазы привязанности малыша ко взрослому

От 3 до 6–7 месяцев мать и ребенок существуют в диадном единстве (нормальный симбиоз): ребенок не отделяет себя от матери и не воспринимает ее отдельно. Это важный этап в становлении отношений: в это время начинают возникать представления о своем физическом «Я», проявляться удовольствие или неудовольствие. Благодаря удовлетворению физических потребностей у младенца формируется его первый эмоциональный опыт.

В обобщенном виде процесс общения взрослого с младенцем можно представить в виде схемы (рис. 3).

Рис. 3.Общение с младенцем

Эмоциональное общение может быть оптимальными чрезмерным

Рис. 4.Оптимальное и чрезмерное эмоциональное общение

Вторая половина младенчества характеризуется тем, что ребенку уже мало, чтобы взрослый лишь демонстрировал ему свою любовь, нежность, сопереживал ему и т. п. Теперь он требует перехода к другому виду общения.

Источник

Занятие N 13

Эмоциональное общение

Цели занятия:

  1. Учащихся знакомы с понятием «эмоциональное общение».
  2. У учащихся сформировано представление о основных видах эмоционального общения.
  3. Учащиеся владеют навыками психологической защиты от отрицательного эмоционального общения.

Эмоциональное общение — это общение, при котором эмоциональная информация, эмоциональный обмен, является ведущим в процессе общения.

2 основных вида эмоционального общения.

Положительное эмоциональное общение — поглаживания — это различные способы эмоциональной поддержки своего собеседника.

  1. Поддакивание. Например: да, да, ты прав; а как же иначе.
  2. Комплименты.

    Косвенный.
  1. «Минус-плюс» — сначала маленький отрицательный, а затем огромный положительный. Например: «Пожалуй, я не могу сказать, что Вы хороший работник, но для нас Вы великий специалист». Психологическое состояние схоже с балансированием над пропастью. Сначала — ужас от мысли о смерти, а потом радость — «жив!» Такой комплимент более эмоционален и больше запоминается. Но, отрицательного в нем должно быть меньше, а положительного — больше.
  2. Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для делающего комплимент. Но необходимо соблюдение следующих правил:
    1. Чтобы он выглядел не искусственно необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками.
    2. Партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы его сравниваем.
  3. Помощь критике. Например: «Иванов, ты просто подкупаешь меня своим постоянством! Ты никогда не приходишь на работу вовремя!» Т.е. по форме — это комплимент, а по содержанию — критика.

Ответ на комплимент: «Это благодаря Вам!» Например: «Меня восхищает Ваше остроумие!» — «Трудно быть другим, находясь рядом с человеком, который шутит столь тонко, как Вы!»

Дружеские жесты и мимика.

Например, хлопок о плечу, обнимание, подмигивание.

Эмоциональное заступничество.

Например: «Чего Вы к человеку пристали? Он все делает правильно.»

Похвала (не за внешность).
Проявление нежности.

Например: «Ах, ты мой милый!»

Проявление жаления (не жалости).

Например: «Ах, ты бедненький!»

Успокаивание.

Например: «Не волнуйся, дорогой.»

Проявление содружества.

Например: «Ничего мы это преодолеем!»

  • Использование имени собеседника.
    1. Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека.
    2. Имя начальника. Например: «Интересно, откуда он меня знает?»
  • Внушайте собеседнику сознание их значительности и делайте это искренне.

    Например, лучше всего обращаться с просьбой к человеку, начиная с такой фразы: «Извините за беспокойство!» Это даст вам выгодное положение, т.к. человек почти всегда занят или хочет чтоб так думали другие. Или другая фраза: «Я хотел бы с вами посоветоваться.»

    Правило: Общение протекает благоприятно и собеседники чувствуют себя комфортно, если число посланных «поглаживаний» соответствует числу полученных. Если их недостаточно или, слишком много — возникает чувство неуютности (или неуместности разговора).

    Отрицательное эмоциональное общение, «укол» — это способ эмоционального общения, который направлен на наказание собеседника.

      Выражение демонстративного безразличия к своему партнеру по общению.

    Например: «Меня это не касается!», «Это твои проблемы», «Моя хата с краю», «Не буду я в этом участвовать!».

  • Выражение демонстративной холодности. Например, «Это тебя должно волновать, а не меня!», «Я тебя не люблю, ты мне надоел» и т.д.
  • Выражение демонстративного пренебрежения. Например, «Еще чего! Этому лентяю я помогать не собираюсь, я с таким не дружу!».
  • Выражение демонстративного презрения. Например, «Как же я его ненавижу!», «Еще молоко на губах не обсохло!» и т.д.
  • Насмешливые высказывания. Например, «Да что её слушать!», «Ну и дурак же ты!», «Это и ежу понятно!» и т.д.
  • Высокомерные высказывания. Например, «Ты ничего не знаешь и не понимаешь!», «Я самый умный, а все остальные — дураки!» и т.д.
  • Проявление ехидства. Например, «Ты сегодня такая красивая, как привидение!», «У тебя что, руки не туда пришиты?» и т.д.
  • Грубые высказывания. Например, «Отстань!», «Сгинь с моих глаз!», «Дурак!».
  • Унижения с помощью жестов, мимики, позы. Например, «У тебя не все дома!» и т.д.
  • Стремление отмстить поступком на зло.
  • Желание наказать, как правило, во много раз сильнее полученной обиды. Поэтому нужно учиться защищаться от уколов

    Психологическая защита.

    Психологическая защита — это система психологических приемов, направленная на то, чтобы отрицательный психологический фактор потерял свою разрушительную силу для здоровья человека.

    1. Проанализировать причину, которая заставляет человека наносить уколы. (Если вы виноваты, постарайтесь показать своему собеседнику, что вы все поняли, осознали и помиритесь с ним. Если вы не виноваты — начинайте пользоваться приемами психологической защиты.
    2. Вызов состояния бесстрастия.

    Источник

    Психологическая характеристика общения

    Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человекам в контакте с другими людьми.

    Общение играет значительную роль в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер.

    Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения. Развитие человеческого общества и общение людей – сложный диалектический процесс. Возможность общения расширяется вместе с развитием общества. В то же самое время само развитие определенного общества зависит от контактов, от общения с другими людьми и обществами.

    Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируется, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. Отношения представляют собой более глубокие сущностные характеристики, а общение – их проявление.

    В отношения вступают не только отдельные индивиды, но и целые группы, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии отношений различают два основных класса: общественные отношения и психологические отношения личности (В.Н. Мясищев). Г.М. Андреева выделяет следующие компоненты в структуре общения:

    коммуникативный (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами);

    интерактивный (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями);

    перцептивный (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).

    Б.Ф. Ломов определяет следующие функции общения:

    Исходными концептуальным основанием психологического исследования общения является его рассмотрение как самостоятельной и специфической сферы индивидуального бытия человека, диалектически связанной с другими сферами его жизнедеятельности, как процесса межличностного взаимодействия индивидов, условия возникновения и развития социально-психологических явлений.

    Любой человек, включенный в общение, развивается сам. Вместе с тем он способствует развитию другого, помогает развернуть возможности каждого, с кем вступает в общение. Развитие человека в общении происходит через два основных механизма – идентификацию и обособление.

    Идентификация – уподобление другим людям, «выделение» собственного «Я» как частицу рода.

    Обособление – в его основе лежат потребности в развитии и росте, в свободе и познании своей сущности.

    Межличностное общение – необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. В общении как в специфическом виде деятельности человека также формируются и проявляются личностные качества человека.

    Основной путь совершенствования стиля межличностного взаимодействия – личностный рост, изменение самого себя. Первый шаг на этом пути – расширение рефлексивных потенциалов личности. Опираясь на данные каждому способности осознания жизни и себя в ней, человек может понять, как он общается и что мешает ему строить продуктивные взаимоотношения.

    Рефлексия – способность человека осознавать свои поступки и образ своего «Я».

    Успешность общения во многом определяется способностью человека к эмпатии. Эмпатия– постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Различается эмоциональная эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека, когнитивная эмпатия, базирующаяся на интеллектуальных процессах и предиктивная эмпатия, рассматриваемая как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Как особые формы эмпатии выделяют: сопереживание и сочувствие.

    Человека можно назвать компетентным в общении настолько, насколько в этом процессе обоим партнерам удается эффективно решать коммуникативные проблемы, актуализировать свою индивидуальность или проявить свою духовную природу, а это означает, насколько им в самом процессе коммуникации удается сделать еще один шаг в своем развитии.

    Коммуникативная компетентность является неотъемлемой частью коммуникативной и общей культуры человека. В свою очередь профессиональная коммуникативная компетентность включается в профессиональную культуру специалиста.

    Среди наиболее значимых профессиональных качеств психологи-исследователи чаще всего называют:

    – высокий профессионализм, компетентность по широкому кругу значимых проблем, высокий уровень общего образования и культуры;

    – коммуникабельность, общительность, социальная смелость, умение управлять людьми, организаторские способности;

    – нервно-психическая выносливость, т.е. работоспособность, энергичность, инициативность, настойчивость в достижении цели;

    – доброжелательное отношение к людям.

    Коммуникативная компетентность в работах Е.В. Сидоренко определяется как совокупность коммуникативных способностей, коммуникативных умений и коммуникативных знаний, достаточных для решения коммуникативных задач. Одним из наиболее важных качеств современного специалиста являются коммуникативные способности.Несмотря на общеупотребимость понятия «коммуникативно-организаторские способности» в психологии до сих пор нет общего определения этих способностей. К ним относят довольно большое число разнообразных характеристик, таких как «умение общаться, умение регулировать плоскости обмена информацией и функциональную направленность поведения» (А.А. Кидрон), а также «умение влиять на людей, умение оперативно разбираться в ситуативном взаимодействии людей и направлять его в нужное русло» (Б.А. Федоршин).

    Коммуникативную компетентность включает в себя следующие характеристики:

    1) обладание специфическими коммуникативными способностями, включающими в себя личностные психические черты и характеристики поведения, значимые для общения;

    2) наличие коммуникативных знаний, практических умений и навыков, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения;

    3) умение сохранять партнерскую позицию в общении, умение строить контакты на разных психологических дистанциях;

    4) обладание гибкостью и креативностью в выборе и применении коммуникативных тактик и стратегий;

    5) желание человека психологически-грамотно строить свои отношения с окружающими.

    Источник

    Читайте также:  Эмоции как продукт эволюции как приспособительный фактор
    Оцените статью