Эмоционально-личностное общение
Человек рождается, и с первым кормлением, с первыми материнскими прикосновениями и улыбками он начинает впитывать эмоции и чувства родных ему людей — будь то их искренняя радость при виде младенца или скрытое раздражение от его действий. Мать, угадывая желания ребенка, берет его на руки, разговаривает с ним — так начинается их общение.
Маленький ребенок абсолютно зависим от взрослых, он не может выжить без чувства безопасности, которое дают ему близкие люди. Именно поэтому он испытывает инстинктивную жизненную потребность принадлежать к семье, в которой родился. Ребенок должен чувствовать себя частью своей семьи. Создать понимающие и гармоничные отношения непросто. Еслиродители росли в доброжелательной атмосфере, то они, скорее всего,примут своих детей такими, какие они есть, и те всю жизнь будут чувствовать себя в «безопасном тылу». Но если в детстве человек страдалот невнимательности отца и матери, тогда в отношениях со своимидетьми он, скорее всего, будет воспроизводить жесткий стиль отношений, который когда-то испытал на себе.Ребенок чувствует любовь родителей и откликается на любые словаи действия родителей, приспосабливаясь к тому образу, который диктует ему семья.Безоговорочная любовь, которую дети питают к своим родителям,опирается на детскую логику: принадлежать к семье — значит быть похожим на тех, из кого она состоит.
Первые 6 месяцев ведущей формой общения является эмоционально-личностное общение(рис.1).В среднем к двум месяцам у ребенка возникает комплекс оживления, что знаменует собой переход от новорожденности к младенчеству.Л. С. Выготский считал комплекс оживления, который проявляетсяв зрительном и слуховом сосредоточении, улыбках, гулении, в оживлении моторики ребенка в ответ на появление взрослого, признакомсоциальной ситуации «Мы», в которой ребенок связан со взрослым.Внутреннее противоречие этой ситуации, по мнению Л. С. Выготского, состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом и неимеет средств специфического воздействия на него, кроме плача и двигательной активности.
В первые месяцы у ребенка возникает чувство привязанности к взрослому, которое делает его очень восприимчивым к общению. Любовь родителей к их детям не инстинктивна, и дети также не инстинктивно «влюбляются» в своих родителей сразу после рождения. Новорожденный и родители настраиваются друг на друга, обмениваясь взглядами, улыбками, голосовыми знаками. Таким образом, в первое полугодие жизни ребенка ведущим видом его деятельности являетсянепосредственно-эмоциональное общение.
Рис. 1.Эмоционально-личностное общение
Почему именно эмоционально-личностное общение должно быть ведущим на ранних стадиях развития ребенка?
Малыша привлекают только личность взрослого и его отношение к нему. Никакие качества взрослого он еще не выделяет. Ему все равно, какими знаниями обладает взрослый, как он выглядит и во что одет. Несмотря на примитивность такого общения, оно побуждается личностными мотивами, эмоциональностью взрослого. Средства общения носят экспрессивно-мимический характер. Внешне это выглядит как обмен взглядами, улыбками, как гуление со стороны ребенка и ласковый разговор со стороны взрослого, из которого младенец улавливает только внимание и доброжелательное отношение к себе.
Элементы эмоционального общения взрослого с младенцем следующие:
♦ происходит зрительный контакт «глаза в глаза»;
♦ произносятся ласковые слова;
♦ поются колыбельные песни;
♦ родители нежно прикасаются к младенцу.
Нередко одно появление матери поднимает настроение малыша.
Эмоциональное общение способствует хорошему настроению ребенка.Расположение духа ребенка и находящегося рядом с ним взрослого,как правило, взаимообусловлено. Спокойный ребенок, уход за которым не осложняет жизнь родителей, может способствовать формированиюдоброго и мягкого к нему отношения. В то же время взрослый чащеулыбается приятным, спокойным, улыбчивым детям. С другой стороны, раздражительный ребенок может нервировать родителей. Все этоне случайно. Замечено, что у живо реагирующих на окружающую обстановку детей обычно эмоционально реагирующие матери.Мать обычно отвечает за психическое развитие ребенка, и только от ее мудрости, умений и психического здоровья зависит психическое здоровье ее детей, их успехи и неудачи.
Потребность в общенииу младенца возникает под воздействием опре-
деленных условий. Он испытывает острую нужду в уходе, в заботе взрослого, то есть у ребенка ведущей является потребность устранить дискомфорт и удовлетворить органические потребности. Поэтому новорожденный подает сигналы в виде крика, гримас, аморфных движений. Причем эти сигналы не адресованы конкретному взрослому, но воспринимает их в первую очередь самый близкий человек — его мать. Все ее действия направлены на ребенка, все ее поведение обусловлено его желаниями.
К 3 месяцам ребенок воспринимает лишь экспрессивную сторону
♦ активно реагирует на происходящее вокруг него.
Несмотря на это, мать общается с ребенком так, как будто тот может адекватно реагировать на ее воздействие. Это выражается в том, что она:
♦ разговаривает с ним;
♦ ищет ответные знаки на свое обращение;
♦ удовлетворяет его потребности;
♦ оценивает его поведение: поощряет, порицает и т. д.
Самое обидное для испытывающего потребность в общении младенца, если взрослые не обращают на него внимания. Даже гнев мамы они воспринимают с радостью, так как чувствуют обращенность к себе. Потребность во внимании взрослого — основная потребность в общении — остается на всю жизнь.Мать должна чаще улыбаться, разговаривать с ребенком, ласкать его. Смысл любых слов доходит до ребенка в последнюю очередь. А вот сдвинутые на переносице брови, кулаки, грозное выражение лица для него очень показательны. Даже такие слова, как «Я люблю тебя», мало что значат. По крайней мере они не сопоставимы с грозным выражением лица.
Мать сразу начинает чувствовать любовь к своему малышу. У малыша же теплые чувства к ней формируются в течение первого года жизни. В этот период у младенца появляется доверие к ней и формируется привязанность к любимому человеку. Доверие появляется в процессе теплого, эмоционального общения. Ребенок утверждается в таком отношении к окружающему миру и спокойнее переносит возникающие маленькие неудобства (рис. 2).
Рис. 2.Фазы привязанности малыша ко взрослому
От 3 до 6–7 месяцев мать и ребенок существуют в диадном единстве (нормальный симбиоз): ребенок не отделяет себя от матери и не воспринимает ее отдельно. Это важный этап в становлении отношений: в это время начинают возникать представления о своем физическом «Я», проявляться удовольствие или неудовольствие. Благодаря удовлетворению физических потребностей у младенца формируется его первый эмоциональный опыт.
В обобщенном виде процесс общения взрослого с младенцем можно представить в виде схемы (рис. 3).
Рис. 3.Общение с младенцем
Эмоциональное общение может быть оптимальными чрезмерным
Рис. 4.Оптимальное и чрезмерное эмоциональное общение
Вторая половина младенчества характеризуется тем, что ребенку уже мало, чтобы взрослый лишь демонстрировал ему свою любовь, нежность, сопереживал ему и т. п. Теперь он требует перехода к другому виду общения.
Источник
Занятие N 13
Эмоциональное общение
Цели занятия:
- Учащихся знакомы с понятием «эмоциональное общение».
- У учащихся сформировано представление о основных видах эмоционального общения.
- Учащиеся владеют навыками психологической защиты от отрицательного эмоционального общения.
Эмоциональное общение — это общение, при котором эмоциональная информация, эмоциональный обмен, является ведущим в процессе общения.
2 основных вида эмоционального общения.
Положительное эмоциональное общение — поглаживания — это различные способы эмоциональной поддержки своего собеседника.
- Поддакивание. Например: да, да, ты прав; а как же иначе.
- Комплименты.
- Косвенный.
- «Минус-плюс» — сначала маленький отрицательный, а затем огромный положительный. Например: «Пожалуй, я не могу сказать, что Вы хороший работник, но для нас Вы великий специалист». Психологическое состояние схоже с балансированием над пропастью. Сначала — ужас от мысли о смерти, а потом радость — «жив!» Такой комплимент более эмоционален и больше запоминается. Но, отрицательного в нем должно быть меньше, а положительного — больше.
- Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для делающего комплимент. Но необходимо соблюдение следующих правил:
- Чтобы он выглядел не искусственно необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками.
- Партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы его сравниваем.
- Помощь критике. Например: «Иванов, ты просто подкупаешь меня своим постоянством! Ты никогда не приходишь на работу вовремя!» Т.е. по форме — это комплимент, а по содержанию — критика.
Ответ на комплимент: «Это благодаря Вам!» Например: «Меня восхищает Ваше остроумие!» — «Трудно быть другим, находясь рядом с человеком, который шутит столь тонко, как Вы!»
Дружеские жесты и мимика.
Например, хлопок о плечу, обнимание, подмигивание.
Эмоциональное заступничество.
Например: «Чего Вы к человеку пристали? Он все делает правильно.»
Похвала (не за внешность).
Проявление нежности.
Например: «Ах, ты мой милый!»
Проявление жаления (не жалости).
Например: «Ах, ты бедненький!»
Успокаивание.
Например: «Не волнуйся, дорогой.»
Проявление содружества.
Например: «Ничего мы это преодолеем!»
- Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека.
- Имя начальника. Например: «Интересно, откуда он меня знает?»
Например, лучше всего обращаться с просьбой к человеку, начиная с такой фразы: «Извините за беспокойство!» Это даст вам выгодное положение, т.к. человек почти всегда занят или хочет чтоб так думали другие. Или другая фраза: «Я хотел бы с вами посоветоваться.»
Правило: Общение протекает благоприятно и собеседники чувствуют себя комфортно, если число посланных «поглаживаний» соответствует числу полученных. Если их недостаточно или, слишком много — возникает чувство неуютности (или неуместности разговора).
Отрицательное эмоциональное общение, «укол» — это способ эмоционального общения, который направлен на наказание собеседника.
- Выражение демонстративного безразличия к своему партнеру по общению.
Например: «Меня это не касается!», «Это твои проблемы», «Моя хата с краю», «Не буду я в этом участвовать!».
Желание наказать, как правило, во много раз сильнее полученной обиды. Поэтому нужно учиться защищаться от уколов
Психологическая защита.
Психологическая защита — это система психологических приемов, направленная на то, чтобы отрицательный психологический фактор потерял свою разрушительную силу для здоровья человека.
- Проанализировать причину, которая заставляет человека наносить уколы. (Если вы виноваты, постарайтесь показать своему собеседнику, что вы все поняли, осознали и помиритесь с ним. Если вы не виноваты — начинайте пользоваться приемами психологической защиты.
- Вызов состояния бесстрастия.
Источник
Психологическая характеристика общения
Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человекам в контакте с другими людьми.
Общение играет значительную роль в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер.
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения. Развитие человеческого общества и общение людей – сложный диалектический процесс. Возможность общения расширяется вместе с развитием общества. В то же самое время само развитие определенного общества зависит от контактов, от общения с другими людьми и обществами.
Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируется, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. Отношения представляют собой более глубокие сущностные характеристики, а общение – их проявление.
В отношения вступают не только отдельные индивиды, но и целые группы, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии отношений различают два основных класса: общественные отношения и психологические отношения личности (В.Н. Мясищев). Г.М. Андреева выделяет следующие компоненты в структуре общения:
– коммуникативный (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами);
– интерактивный (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями);
– перцептивный (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).
Б.Ф. Ломов определяет следующие функции общения:
Исходными концептуальным основанием психологического исследования общения является его рассмотрение как самостоятельной и специфической сферы индивидуального бытия человека, диалектически связанной с другими сферами его жизнедеятельности, как процесса межличностного взаимодействия индивидов, условия возникновения и развития социально-психологических явлений.
Любой человек, включенный в общение, развивается сам. Вместе с тем он способствует развитию другого, помогает развернуть возможности каждого, с кем вступает в общение. Развитие человека в общении происходит через два основных механизма – идентификацию и обособление.
Идентификация – уподобление другим людям, «выделение» собственного «Я» как частицу рода.
Обособление – в его основе лежат потребности в развитии и росте, в свободе и познании своей сущности.
Межличностное общение – необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. В общении как в специфическом виде деятельности человека также формируются и проявляются личностные качества человека.
Основной путь совершенствования стиля межличностного взаимодействия – личностный рост, изменение самого себя. Первый шаг на этом пути – расширение рефлексивных потенциалов личности. Опираясь на данные каждому способности осознания жизни и себя в ней, человек может понять, как он общается и что мешает ему строить продуктивные взаимоотношения.
Рефлексия – способность человека осознавать свои поступки и образ своего «Я».
Успешность общения во многом определяется способностью человека к эмпатии. Эмпатия– постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Различается эмоциональная эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека, когнитивная эмпатия, базирующаяся на интеллектуальных процессах и предиктивная эмпатия, рассматриваемая как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Как особые формы эмпатии выделяют: сопереживание и сочувствие.
Человека можно назвать компетентным в общении настолько, насколько в этом процессе обоим партнерам удается эффективно решать коммуникативные проблемы, актуализировать свою индивидуальность или проявить свою духовную природу, а это означает, насколько им в самом процессе коммуникации удается сделать еще один шаг в своем развитии.
Коммуникативная компетентность является неотъемлемой частью коммуникативной и общей культуры человека. В свою очередь профессиональная коммуникативная компетентность включается в профессиональную культуру специалиста.
Среди наиболее значимых профессиональных качеств психологи-исследователи чаще всего называют:
– высокий профессионализм, компетентность по широкому кругу значимых проблем, высокий уровень общего образования и культуры;
– коммуникабельность, общительность, социальная смелость, умение управлять людьми, организаторские способности;
– нервно-психическая выносливость, т.е. работоспособность, энергичность, инициативность, настойчивость в достижении цели;
– доброжелательное отношение к людям.
Коммуникативная компетентность в работах Е.В. Сидоренко определяется как совокупность коммуникативных способностей, коммуникативных умений и коммуникативных знаний, достаточных для решения коммуникативных задач. Одним из наиболее важных качеств современного специалиста являются коммуникативные способности.Несмотря на общеупотребимость понятия «коммуникативно-организаторские способности» в психологии до сих пор нет общего определения этих способностей. К ним относят довольно большое число разнообразных характеристик, таких как «умение общаться, умение регулировать плоскости обмена информацией и функциональную направленность поведения» (А.А. Кидрон), а также «умение влиять на людей, умение оперативно разбираться в ситуативном взаимодействии людей и направлять его в нужное русло» (Б.А. Федоршин).
Коммуникативную компетентность включает в себя следующие характеристики:
1) обладание специфическими коммуникативными способностями, включающими в себя личностные психические черты и характеристики поведения, значимые для общения;
2) наличие коммуникативных знаний, практических умений и навыков, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения;
3) умение сохранять партнерскую позицию в общении, умение строить контакты на разных психологических дистанциях;
4) обладание гибкостью и креативностью в выборе и применении коммуникативных тактик и стратегий;
5) желание человека психологически-грамотно строить свои отношения с окружающими.
Источник