Общее психологическое настроение группы

—>Смайлик-аватар —>

Психологические особенности групповых настроений

М. Богдан (2 ФК).
Руководитель к.п.н., доц. А.А.Данилов
Ивановский филиал Российского государственного торгово-экономического университета,
г. Иваново. Россия

Групповые настроения — это сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших в определенный период ими, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов. Эта проблема нас интересует с позиции организации продуктивной профессиональной деятельности менеджера-экономиста.

К групповым настроениям относят:

— совместные переживания конкретных событий, фактов;

— сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время группой или ее частью;

-устойчивый настрой эмоций и чувств, опосредующий действия и поведение всех членов профессиональной группы.

Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность. В этом процессе проявляется общая закономерность социальной психологии, состоящая в том, что слияние отдельных настроений в одно общее создает новое целое, которое значительно отличается от суммы его составляющих. И это совместное настроение (общие переживания и чувства) в процессе профессионального взаимодействия часто выступают очень сильной движущее силой, которая может, как способствовать, так и препятствовать профессиональному успеху в деловой коммуникации.

Периодическая активизация у членов малой группы (производственный отдел, творческие группы и т.д.) соответствующих настроений, эмоциональных состояний по поводу конкретных профессиональных, нравственных, эстетических и иных фактов и событий может привести к закреплению подобных состояний, к проявлению их устойчивости и, таким образом, к возникновению, формированию соответствующих социальных мобилизирующих чувств.

Особую роль на групповые настроения оказывает система положительных традиций. Традиции- это сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности ее членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы.

Наряду с общими внутри каждой малой группы зарождается, крепнет и бытует немало специфических традиций, имеющих большое значение для их сплочения. Отмечая важность традиций по сплочению группы, мы отмечаем такую их направленность, как доброжелательные отношения, взаимопомощь, взаимоподдержку. Эти качества обусловлены проявлением у членов группы чувства юмора, оптимизма, толерантности.

Действительно, живучесть традиций определяется степенью эмоциональной притягательности и внутреннего принятия их группой в целом и каждым ее членом в отдельности. А это зависит от того, насколько данная традиция способствует удовлетворению тех или иных субъективных потребностей людей в позитивных групповых настроениях, насколько они связаны свои интересы с действием той или иной традиции, насколько представления о ней ассоциируются с привычными и значимыми для них общественными и групповыми представлениями, ценностями.

Таким образом, групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их качество жизни и продуктивность в профессиональной деятельности.

Современная музыка — это, определенно, инди рок. Сейчас это направление очень популярно.

Источник

Психологические особенности групповых настроений

М. Богдан (2 ФК).
Руководитель к.п.н., доц. А.А.Данилов
Ивановский филиал Российского государственного торгово-экономического университета,
г. Иваново. Россия

Групповые настроения — это сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших в определенный период ими, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов. Эта проблема нас интересует с позиции организации продуктивной профессиональной деятельности менеджера-экономиста.

К групповым настроениям относят:

— совместные переживания конкретных событий, фактов;

— сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время группой или ее частью;

-устойчивый настрой эмоций и чувств, опосредующий действия и поведение всех членов профессиональной группы.

Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность. В этом процессе проявляется общая закономерность социальной психологии, состоящая в том, что слияние отдельных настроений в одно общее создает новое целое, которое значительно отличается от суммы его составляющих. И это совместное настроение (общие переживания и чувства) в процессе профессионального взаимодействия часто выступают очень сильной движущее силой, которая может, как способствовать, так и препятствовать профессиональному успеху в деловой коммуникации.

Периодическая активизация у членов малой группы (производственный отдел, творческие группы и т.д.) соответствующих настроений, эмоциональных состояний по поводу конкретных профессиональных, нравственных, эстетических и иных фактов и событий может привести к закреплению подобных состояний, к проявлению их устойчивости и, таким образом, к возникновению, формированию соответствующих социальных мобилизирующих чувств.

Особую роль на групповые настроения оказывает система положительных традиций. Традиции- это сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности ее членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы.

Читайте также:  Школа радости амонашвили презентация

Наряду с общими внутри каждой малой группы зарождается, крепнет и бытует немало специфических традиций, имеющих большое значение для их сплочения. Отмечая важность традиций по сплочению группы, мы отмечаем такую их направленность, как доброжелательные отношения, взаимопомощь, взаимоподдержку. Эти качества обусловлены проявлением у членов группы чувства юмора, оптимизма, толерантности.

Действительно, живучесть традиций определяется степенью эмоциональной притягательности и внутреннего принятия их группой в целом и каждым ее членом в отдельности. А это зависит от того, насколько данная традиция способствует удовлетворению тех или иных субъективных потребностей людей в позитивных групповых настроениях, насколько они связаны свои интересы с действием той или иной традиции, насколько представления о ней ассоциируются с привычными и значимыми для них общественными и групповыми представлениями, ценностями.

Таким образом, групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их качество жизни и продуктивность в профессиональной деятельности.

Современная музыка — это, определенно, инди рок. Сейчас это направление очень популярно.

Источник

Тема 6 . Групповое настроение

КОЛЛЕКТИВНОЕ НАСТРОЕНИЕ — это совместное переживание, длительное эмоциональное состояние, влияющее на проявление личности, качество общей и индивидуальной работы. В коллективном настроении на первый план выступает общая эмоциональная реакция на окружающие события. От настроения людей зависит их поведение, результаты деятельности и воспитательных воздействий. Настроение одного человека передается другому. В свою очередь и настроение коллектива способно влиять на его членов. Настроение зависит от мировоззрения, характера, темперамента, опыта человека, и поэтому в одной и той же обстановке индивидуальные настроения могут быть разными. В то же время общность условий деятельности, задач и качеств людей их взаимоотношения содействуют формированию коллективного настроения. Причины, влияющие на настроение студенческого коллектива могут быть относительно постоянными (свойства личности, установленный в вузе порядок) и переменными (ход действий, складывающиеся ситуации и т. д.).

Групповое настроение – это совместное переживание событий, фактов из жизни группы, сходные эмоционально-психологические состояния, овладевающие каждым членом группы и влияющие на их индивидуальное и групповое поведение, а также на результаты деятельности.

Групповые настроения — это сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших в определенный период ими, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов.

Формы группового настроения по направленности могут быть:
— положительно ориентированными: энтузиазм, порыв, увлеченность, ожидание успеха, радость и т.п.;

— отрицательно ориентированными: групповая агрессия, скука, уныние, недовольство, обреченность, неприязнь и т. п.

К групповым настроениям обычно относятся:
1. совместные переживания конкретных событий, фактов;
2. сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время группой или ее частью;
3. устойчивый настрой эмоций и чувств, опосредующий действия и поведение всех членов группы.

Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность.

В этом процессе проявляется общая закономерность общественной психологии, состоящая в том, что слияние отдельных настроений в одно общее создает новое целое, которое значительно отличается от суммы его составляющих. И это совместное настроение (общие переживания и чувства) часто выступает очень сильной движущей силой, которая может как способствовать, так и препятствовать успеху группы.

Настроения по сравнению с чувствами значительно быстрее могут изменять и свою полярность.
Периодическая активизация (спонтанная или целенаправленная) у членов малой группы соответствующих настроений, эмоциональных состояний по поводу конкретных политических, нравственных, эстетических, профессиональных и иных фактов и событий может привести к закреплению подобных состояний, к проявлению их устойчивости и, таким образом, к возникновению, формированию соответствующих социальных чувств.

Особенность группового настроения — это его заразительность, способность быстро передаваться. Заразительность групповых, коллективных настроений объясняется психическим механизмом подражания, с одной стороны, и силой влияния на индивида и его настроение той информации и духовной атмосферы, которые возникают в группе, коллективе, массе.

Доминирующие в группе мотивы, детерминированные существующей иерархией ценностей, отражают некоторые единые для любой группы убеждения, идеалы, склонности и интересы. Эти и другие факторы, обеспечивающие готовность действовать определенным образом, и выступают теми социальными установками, которые могут определять социальное настроение группы.

Групповое настроение складывается из настроений отдельных людей. Групповое настроение по своей структуре и сущности обладает целым рядом новых свойств, например, способностью к многократному увеличению силы воздействия на решение различных задач, устранение разногласий.

Групповое настроение сплачивает людей в некоторое одинаковое понятие , и, по своей сущности, предполагает не только эмоциональное состояние, эмоциональный результат на что-то, но и активные социальные действия.

Схема формирования группового социального настроения

Источник

В чем заключаются психологические особенности групповых настроений?

Групповые настроения — это сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших в определенный период ими, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов.

Читайте также:  Ощущение стресса без причины

К групповым настроениям обычно относятся:

  • совместные переживания конкретных событий, фактов;
  • сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время группой или ее частью;
  • устойчивый настрой эмоций и чувств, влияющий на действия и поведение всех членов группы.

Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность. В этом процессе проявляется общая закономерность общественной психологии, состоящая в том, что слияние отдельных настроений в одно общее создает новое целое, которое значительно отличается от суммы его составляющих. И это совместное настроение (общие переживания и чувства) часто выступает очень сильной движущей силой.

Вместе с тем следует помнить, что одни настроения — энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема — способствуют совместным усилиям и успеху группы. Другие настроения — состояние упадка, неверие в свои силы, уныние, скука, обида или недовольство — напротив, резко снижают ее возможности.

Периодическая активизация (спонтанная или целенаправленная) у членов малой группы соответствующих настроений, других эмоциональных состояний по поводу конкретных политических, нравственных, эстетических, профессиональных и иных фактов и событий может привести к закреплению подобных состояний, к проявлению их устойчивости и, таким образом, к возникновению, формированию соответствующих социальных чувств. Однако в отличие от чувств групповые настроения характеризуются большей динамичностью. Они возникают более стихийно и способны значительно быстрее чувств распространяться в группе или передаваться вне ее.

Настроения по сравнению с чувствами значительно быстрее могут изменять и свою полярность. В частности, подсчитано, что в зависимости от настроения, например, коллектива цеха производительность его труда колеблется в границах одной пятой от средней величины (при хорошем настроении она на 0,8 — 4,2 % выше, а при плохом — на 2,5 — 18 % ниже средней).

Источник

Эмоционально-психический климат группы ДОУ
консультация

«Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна». И. Сеченов.

В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Ведь здоровье зависит от эмоционального состояния, как человека, так и ребенка. По мнению ученых, дошкольный возраст относят к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Поэтому эмоциональное перенапряжение может перейти в состояние невротических реакций, а проще говоря, у детей появляются неврозы, неврастения. В чем это проявляется?

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера.

Сейчас в детских садах растёт число детей с нарушениями поведения в виде агрессивности, тревожности, страхов, расторможенности, эмоциональной неустойчивости.

Ученые выявили 29 возрастных страхов. Из 29 страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских детей эта норма доходит до 15 страхов. По мнению ученых у мальчиков 4х лет – 7 страхов, у девочек – 9 страхов.

Эмоционально-психологический климат или психологическая атмосфера -это преобладающий в группе эмоциональный настрой, общее психическое состояние детского коллектива, непосредственными компонентами которого являются общая эмоциональная атмосфера, преобладающее настроение и уровень активности детей.

Эмоционально-психологический климат группы классифицируют как благоприятный и неблагоприятный.

Основными признаками благоприятного эмоционально-психологического климата являются:

  1. хорошее настроение детей в течение всего дня;
  2. свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;
  3. доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;
  4. способность детей занять себя интересным делом;
  5. отсутствие детей-аутсайдеров;
  6. возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться;
  7. отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;
  8. информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного;
  9. высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников;
  10. желание участвовать в коллективной деятельности;
  11. удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.

.Необходимо ознакомление воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе и эффективному применению образовательных и воспитательных воздействий, направленных на личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком.

Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что свет для ростка, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых.

Читайте также:  То чувство когда застукали

Созданию эмоционально-психологического благополучия, каждого

ребенка, а значит и группы в целом, способствуют следующие условия:

— быстрая адаптация к условиям детского сада (постепенное приучение к режиму, пище;

— позволение приносить в группу любимую игрушку, во время утреннего приема использование различных сюрпризных моментов, подвижных игр);

— наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме;

— наличие «семейных альбомов»;

« зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться;

— разумная занятость детей;

— применение физминуток во время занятий;

— наличие традиций в группе;

— часто плаксивым детям можно давать установку на интересный завтрашний день;

— проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания;

— демократичный стиль общения воспитателя – рядом, вместе, глаза в глаза; и т.д.

1.Оздоровительные паузы помогают не только повысить двигательную активность детей, но и создать положительно окрашенную эмоциональную атмосферу. Как известно, вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению дошкольников, снижают уровень их работоспособности и внимания, нарушается поступление кислорода к внутренним органам, мышцам, головному мозгу, появляются предпосылки к нарушению осанки. Для того, что бы избежать этих негативных явлений, необходимо научить детей чередовать умственное напряжение с физической работой.

2. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым и с другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с целью психофизической разрядки.

В психогимнастику могут входить

— Мимические и пантомимические этюды, направленные на изображение отдельных эмоциональных состояний;

— Этюды и игры на выражение отдельных качеств, характера и эмоций;

— Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.

— психомышечная тренировка, направленная на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.

Психогимнастика проводится на занятиях и в свободное время.

3. Релаксация. Цель релаксации – научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций.

Расслабляющие упражнения проводятся в конце занятия (общее время релаксации не более 10 минут). Хорошей релаксирующей возможностью обладает музыка, особенно звуки живой природы. Хорошие результаты дает расслабляющее приятное, контролируемое фантазирование. Когда дети лежат на ковре, им предлагается закрыть глаза и вообразить, что они отправляются в какое-нибудь место знакомое и нравящееся им или то, которое они себе представляют.

4. Минутки вхождения в день. Их цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, развивать навыки социального поведения, способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности, повышать общий эмоциональный фон и улучшать психический климат в группе. Минутками вхождения в день можно назвать встречи, в ходе которых особое внимание уделяется наблюдению, раздумью и любованию. Выбор темы для начала дня определяется настроением группы, погодой, самочувствием педагога и детей. Для соответствующего настроения желательно использовать музыку. Минутки вхождения в день проводятся утром, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь.

Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие; которое определяется во многом особенностями сотрудничества ребенка со взрослыми: Поэтому без заинтересованного, понимающего, психологически компетентного педагога детям не совсем комфортно.

Говоря о положительном фоне настроения, нельзя не коснуться таких характеристик, как оптимизм и способность самого ребенка быть счастливым, которые напрямую связаны с проблемами эмоционального здоровья.

По мнению Э. Динера, для полноценной жизни человеку необходимо наличие способности быть счастливым как черты характера, развитие которой начинается еще в детстве. Для этого, прежде всего, родителям необходимо формировать у детей установку на радостное восприятие жизни, учить находить разнообразные источники положительных эмоций (преимущественно нематериальные) и, конечно, самим быть счастливыми людьми. У ребенка, воспитанного счастливыми родителями, больше шансов самому стать счастливым.

Врачи – педиатры отмечают резкий рост у детей психологических заболеваний и их количество из года в год растет. Психологический дискомфорт подтачивает здоровье. Мы живем с детьми в век стресса – и все же многое в решении этого вопроса зависит от нас с вами. Мы, взрослые, должны и обязаны беречь наших детей, создавать в семье, в детском саду такой психологический климат, в котором ребятишкам было бы хорошо и спокойно.

А воспитателю необходимо соблюдение принципов психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является:

Источник

Оцените статью