Общая моторика выражающая эмоциональное состояние человека примеры

Проявление эмоциональных состояний в движении

Проявление эмоциональных состояний в движении — одно из важнейших показателей психофизического здоровья, особенно у детей дошкольного возраста.

Следует оценивать позу и характерные движения ребенка в периоды раз­личных видов двигательной активности (самостоятельной и организованной), при выполнении привычных для него действий (во время игры, конструирова­ния, общения со знакомыми взрослыми и сверстниками и т.д.).

Признаки эмоционального благополучия: свобода, непринужденность дви­жений, плечи расправлены, корпус прямой, походка естественная, упругая, есте­ственность и разнообразие в позах, их смене, взгляд прямой, открытый, заинте­ресованный, мимика живая, выразительная, спокойная.

Признаки эмоционального неблагополучия: сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность, походка на цыпочках, неуверенная, вялая, спо­тыкающаяся, позы застывшие, скованные, однообразные, бесцельность, непро­дуктивность движений при их обилии или медлительность в выполнении дви­жений и действий, жестикуляция и мимика вялая, бедная, маловыразительная, гримасничание или неподвижное лицо.

Преобладание признаков эмоционального благополучия оценивается как «достаточный» уровень, признаков неблагополучия — как «недостаточный». Если состояния ребенка неустойчивы, признаки неблагополучия встречаются непо­стоянно или же проявляются ситуативно в ответ на изменившиеся окружаю­щие условия, ставится уровень, «близкий к достаточному».

Развитие движений

Перекладывание по одному двумя пальцами группы мелких предметов (буси­нок, спичек) в коробку

Задание дается для оценки их психомоторного развития детей. Оно характе­ризует функциональную зрелость нервной системы, позволяет оценить тонку» моторику руки, выявляет умение управлять движениями. С помощью этого за­дания можно также выявить ведущую руку ребенка.

Содержание задания: на стол ставится неглубокая коробка размером 10х 10 на расстоянии 5—10 см от нее в беспорядке раскладываются мелкие предмет (спички). По сигналу воспитателя ребенок должен уложить 20 спичек в корсс-ку по одной двумя пальцами, как можно быстрее. Ребенок перекладывает сш?

ки удобной для него рукой. Воспитатель оценивает время выполнения задана по секундомеру. Для ведущей руки оно должно быть не более 15 с. Воспитаташ отмечает, какой рукой ребенок успешнее выполнил задание.

Для оценки моторики правой и левой руки задание выполняется поочеред­но разными руками.

Время выполнения для ведущей руки — не более 15 с, для другой — 20 с.

«Достаточный» уровень — задание выполняет быстро, двумя пальцами оп­ределенной руки за установленное время.

Уровень, «близкий к достаточному», — при выполнении задания пытается ме­нять руку, берет спички не двумя пальцами, но укладывается в определенное время.

«Недостаточный» уровень — не выполнил задания, т.е. не уложился в отве­денное время при любых условиях.

Сохранение статического равновесия, стоя на линии (пятка одной ноги при­мыкает к носку другой)

Проба позволяет получить объективную информацию о состоянии функ­ции равновесия. Она проста и доступна для использования воспитателем.

Содержание задания: ребенок становится на линию, обозначенную на полу так, чтобы носок сзади стоящей ноги примыкал к пятке впереди стоящей ноги, . топы располагаются по прямой линии, руки опущены вниз, ребенок стоит пря­мо, смотрит вперед. В таком положении надо сохранить равновесие от 15 до 20 с.

Ребенку предлагаются 2 попытки. Задание выполняется в спокойной обста­новке. Взрослый фиксирует время стояния с помощью секундомера. Учитыва­ется лучший результат.

«Достаточный» уровень — ребенок стоит спокойно от 15 до 20 с, не сдвигает стоп с линии, руки опущены.

Уровень, «близкий к достаточному», — слегка балансирует, покачивается, но стопы с линии не сдвигает.

«Недостаточный» уровень — не может устоять на линии.

Бег с преодолением препятствий (обегание предметов «змейкой») Задание предлагается для выявления ловкости и координационных способ­ностей, позволяющих изменять действия в зависимости от конкретных усло­вий деятельности.

Ребенок должен обегать поставленные в ряд препятствия (8 кубиков или набивных мячей). Расстояние между ними 1 м, от линии старта до первого предмета и от последнего до финиша — по 1,5 м. Общая дистанция бега —10 м. Задание выполняется 2 раза, учитывается лучший результат.

Ребенок встает у контрольной линии старта и по команде «Внимание! Марш!» бежит вперед как можно быстрее, обегая предметы до пересечения линии финиша.

Оценивается время выполнения задания (с помощью секундомера) и учи­тываются некоторые качественные показатели его выполнения.

«Достаточный» уровень — ребенок выполняет задание в среднем за 5—5,5 с или менее. Во время бега он ловко обегает поставленные предметы, не задевая ни одного из них.

Читайте также:  Сколько всего основных органов чувств имеется у человека

Уровень, «близкий к достаточному», — при выполнении задания бежит не­сколько медленнее, может слегка задеть или пропустить поставленный предмет.

«Недостаточный» уровень дает более низкие результаты, связанные с замед­ленной реакцией ребенка на сигнал: во время бега он слишком далеко обегает предметы, в нерешительности останавливается перед ними, справляется с зада­нием только при условии дополнительного напоминания. В связи с этим время выполнения задания превышает 6—7 с.

Если некоторые дети с первого раза не могут выполнить это задание, целе­сообразно предложить им его повторно.

Подбрасывание и ловля мяча

Задание характеризует ловкость, умение выполнять сложные по координа­ции и сочетанию движения.

Для выполнения ребенку предлагается встать в удобное положение, затем подбрасывать и ловить мяч (диаметром 12—15 см) двумя руками как можно большее количество раз без перерывов. Задание выполняется 2 раза, учитывает­ся лучший результат.

«Достаточный» уровень — ребенок четко, ритмично подбрасывает и ловит мяч, не прижимая его к груди, не менее 10—20 раз.

Уровень, «близкий к достаточному», — подбрасывает и ловит мяч неритмич­но, на небольшую высоту, делает некоторый перерыв после ловли мяча перед следующим броском.

«Недостаточный» уровень — количество бросков меньше 10 раз. Наблюда­ется заметное снижение качественных и количественных характеристик вы­полнения задания. Желательно предложить ребенку повторно выполнить зада­ние и в случае успеха поставить соответствующие знаки.

Прыжок в длину с места

Задание позволяет оценить скоростно-силовые качества. Прыжок в длину с места выполняется в условиях помещения по полужесткой опоре (ковре, гим­настическом мате).

Ребенку предлагается встать у линии старта, принять исходное положение и прыгнуть вперед как можно дальше.

Длина прыжка измеряется сантиметровой лентой от линии отталкивания до места приземления пятки (с точностью до 1 см). Помимо количественных результатов учитываются качественные показатели прыжка в длину с места (наличие правильного отталкивания, полета, приземления).

Обследование проводят 2 человека. Один взрослый объясняет задание и сле­дит за тем, как ребенок принял исходное положение для прыжка, затем дает команду «Прыжок!». Второй замеряет длину прыжка от линии старта до пятки «ближней ноги» в момент приземления с помощью сантиметровой ленты.

«Достаточный» уровень — ребенок занимает правильное исходное положе­ние, делает энергичный взмах руками вперед-вверх и толчок одновременк: двумя ногами, приземляется на обе ноги, не теряя равновесия. Длина прыжка не менее 100—120 см.

Уровень, «близкий к достаточному», — отмечаются отдельные недостатки 5 технике выполнения прыжка: ребенок сильно наклоняется вперед перед прыж­ком, вялый взмах руками, жестко приземляется или приземляется с неодновре­менной постановкой стоп. Длина прыжка в пределах 90—100 см.

«Недостаточный» уровень — неуверенно выполняет задание: отталкивание слабое, отсутствует координация движений рук и ног, теряет равновесие при приземлении и др. Длина прыжка значительно меньше указанных величин.

Если ребенку трудно выполнить задание, следует предложить ему дополни­тельную попытку.

Для активизации нерешительных детей целесообразно использовать пред­мет-ориентир, до которого они должны допрыгнуть.

Источник

Активность, моторика и эмоциональность личности

Исследования В.Д. Небылицина показали наличие трех главных, ведущих компонентов темперамента – общей активности индивида, его моторики и эмоциональности. Каждый из этих компонентов обладает весьма сложным многомерным строением и развитой формой психических проявлений.

1) Общая активность индивида. Занимает центральное место в характеристике темперамента и выступает в следующих формах:

— в стремлении к продолжению начатой деятельности;

— в энергичности производимых действий;

— в выносливости по отношению к напряжению, связанному с активностью;

— в разнообразии производимых действий, скорости и их варьировании;

— в скоростных характеристиках реакций и движений (темп, замедленность движений).

Проявляется активность в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Диапазон активности распределяется от вялости, инертности, пассивной созерцательности на одном полюсе до бурных проявлений энергии, стремительности действий – на другом.

Противоположностью активности является пассивность поведения. Основанием для оценки биполярной характеристики темперамента (активность – пассивность) является степень активности в трудовой, учебной и общественной деятельности индивида, отношение его к выполнению своих обязанностей, способ проведения досуга и т. п. При этом пассивность поведения понимается как отсутствие активности или значительное ее снижение.

Читайте также:  Депрессия симптомы народные средства

Существует определенная связь активности поведения индивида с его реактивностью. Активность и реактивность составляют своего рода энергетический уровень поведения человека, определяемый индивидуальными различиями физиологических механизмов, ответственных за накопление и освобождение энергий. Под реактивностьюпонимается уровень интенсивности реакции как ответ на определенные раздражители. Этот уровень интенсивности реакций колеблется в значительных пределах у лиц с различными типами темперамента. Известно, что слабая нервная система относительно легко возбуждается, но и быстро тормозится. Слабость нервной системы означает не только недостаток силы, малую выносливость, но и повышенную чувствительность, реактивность. Для лиц со слабой нервной системой реактивность проявляется в готовности реагировать на незначительные раздражители, выступает в качестве одного из видов активности. Реактивность тем сильнее, чем выше возбудимость индивида. Другими словами, чем слабее раздражитель, вызывающий хотя бы еле заметную реакцию у индивида, тем сильнее его реактивность. Между реактивностью и активностью существует обратная связь.

Высокореактивные индивиды характеризуются обычно пониженной активностью действий, их деятельность недостаточно интенсивна. В свою очередь, низкореактивные индивиды характеризуются большей активностью. Это означает, что, реагируя слабее, чем высокореактивные индивиды, на непосредственные раздражители, они отличаются большой интенсивностью действий.

2) Двигательный (моторный) компонент темперамента (быстрота, сила, ритм и амплитуда мышечных движений, а также речевая моторика) легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому, как отмечает В.Д. Небылицин, может служить основой для суждения о темпераменте их носителя. Скоростные характеристики реакций и движений также лежат в широком диапазоне: от резкого и стремительного нарастания до замедленного темпа и затухания движений.

3) Третий из основных компонентов – эмоциональность – образует комплекс свойств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. В качестве основных характеристик эмоциональности выступают впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям. Импульсивность означает быстроту, с которой эмоции становятся побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения вы полнить их. Под эмоциональной лабильностью понимается скорость, с которой прекращается эмоциональное состояние или происходит смена одного состояния другим.

Ниже представлена сравнительная характеристика основных свойств высшей нервной деятельности по типам темперамента (табл. 8).

Таким образом, основные компоненты темперамента (общая активность личности, моторика и эмоциональность), по выражению В.Д. Небылицина, «. образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко отграничить темперамент от других психических образований личности – ее направленности, характера, способностей» (Цит. по 1, с.39).

Б.М. Теплов и В.Д. Небылицин, изучая проблемы психологии индивидуальных различий, высказали мысль о том, что люди различаются между собой не конечными результатами действий, а способами достижения этих результатов. Приемы же и способы работы у разных людей различны и во многом зависят от особенностей темперамента. В.С. Мерлин и Е.А. Климов, разносторонне изучившие индивидуальный стиль деятельности, показали, что этот стиль вырабатывается и совершенствуется в процессе активного поиска приемов и способов действий с целью достижения наилучших результатов работы применительно к своему темпераменту. Здесь под индивидуальным стилем деятельности понимается обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему выполнению возложенных на него обязанностей. Были выработаны общие рекомендации для овладения индивидуальным стилем деятельности, исходя из следующих положений.

1) Представителям инертного типа темперамента лучше не отрываться от начатого дела. Они легко осуществляют плавные движения, предпочитают стереотипные способы решения задач.

2) Представители подвижных типов темперамента обладают противоположными чертами. Монотонную работу чаще всего готовы выполнять обладатели слабой нервной системы, инертных нервных процессов с преобладанием внешнего торможения.

Темперамент оказывает влияние и на формирование индивидуального стиля деятельности учащихся, студентов. Одни юноши и девушки решают учебные задачи быстро и правильно, другие – быстро и не всегда правильно, третьи – медленно и правильно, четвертые – медленно и с ошибками. Представители медленных, инертных типов (флегматики и меланхолики) тратят больше времени на подготовительную работу (сбор и обдумывание материала, написание черновиков и т. п.), подвижные индивиды (сангвиники и холерики) этот этап проходят в свернутом виде, сразу стремясь выполнить задание набело. Из этого следует, что значительные индивидуальные различия учащихся с необходимостью требуют нахождения оптимальных вариантов сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы обучаемых. А это невозможно без учета типов темперамента школьников и студентов, их психологических индивидуальных особенностей.

Читайте также:  Музыкальные эмоции для детей

Проявление темперамента зависит также от особенностей эмоционально-волевой сферы личности.На основе флегматического темпераментаскорее может сформироваться методическая, интеллектуальная форма воли; на основе холерического – эмоционально-порывистая воля. Образующиеся волевые качества характера, в свою очередь, позволяют регулировать проявления темперамента в процессе деятельности.

Свойства темперамента играют важную роль и в процессе сработанности и совместимости людей в совместной деятельности. Было выявлено, что наибольшая совместимость людей на производстве достигается в звеньях и бригадах, а также в семейно-брачных отношениях при сочетании людей с противоположными темпераментами. Так, при прочих равных условиях флегматику легче работать с сангвиником, сангвинику – с меланхоликом, а меланхолику – с флегматиком.

Психологами исследовались особенности подготовки спортсменов к ответственным соревнованиям. В психодиагностическом исследовании определялись поведенческие характеристики спортсменов в стрессовых ситуациях. Было выявлено, что спортсмены эмоционально возбудимые, со слабой нервной системой (меланхолики) имели низкий уровень притязаний, в условиях стресса даже при тренировках испытывали определенные трудности в принятии самостоятельных решений. Они постоянно обращались за помощью и советами к тренеру, товарищам по команде. Спортсмены сильного типа нервной системы, малотревожные, эмоционально устойчивые (сангвиники) отличались повышенным уровнем притязаний, высокой степенью саморегуляции. В аналогичных стрессовых ситуациях решения принимали самостоятельно и добивались высоких результатов.

Таким образом, прикладное значение учения о темпераменте заключается в определении тех негативных и позитивных черт, которые дают о себе знать в собственном поведении. Например, холерику надо всегда помнить, что его активность может носить разрушительный характер. Сангвинику необходимо, особенно в важных вопросах, быть немного посерьезнее; флегматику – не забывать, что желательно действовать несколько быстрее, меланхолику – уметь отделять неудачи от катастроф, неурядицы – от беды, частный промах – от крушения жизненных планов.

1. «Ни минуты покоя». Таков принцип холерика, который опирается на использование его плюсов: энергичность, увлеченность, страстность, подвижность, целеустремленность и нейтрализацию минусов: вспыльчивость, агрессивность, невыдержанность, нетерпимость, конфликтность. Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри.

2. «Доверяй, но проверяй».Это уже подходит к сангвинику, имеющему такие плюсы: жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность и минусы: склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность и ненадежность. Милый человек, сангвиник всегда обещает, что бы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.

3.«Не торопи». Таким должен быть подход к флегматику, имеющему плюсы: устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надежность и, конечно, минусы: медлительность, безразличие, «толстокожесть», сухость. Главное, что флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рас считает свое время и сделает дело.

4.«Не навреди». Это девиз для меланхолика, который также имеет свои плюсы: высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию и, конечно, минусы: низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, так как он очень чувствителен к интонациям и очень раним».

Со свойствами темперамента связана такая черта личности, как тревожность. На это указывал еще И.П. Павлов: «. в основе. нормальной боязливости, трусости, а особенно болезненных фобий, лежит простое преобладание физиологического процесса торможения как выражение слабости корковых клеток».

Вместе с тем, темперамент отражает лишь динамические особенности психики. Он является биологическим фундаментом личности, на базе которого, в процессе социализации, формируется характер человека.

Источник

Оцените статью