Общая характеристика чувств человека

3.Эмоции и чувства: понятие, виды и функции

Эмоции оказывают большое влияние на жизнь и деятельность человека, на протекание всех психических процессов, проявление свойств. Тема человеческих эмоций остается одной из самых загадочных областей психологии. Трудность научного исследования эмоций связана с высоким уровнем субъективности их проявления.

Само слово «эмоция» происходит от латинского слова «emovere», что означает возбуждать, волновать, потрясать.

Эмоции – это первоначальная реакция организма на какие-то раздражители, выражающая переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям, к результатам собственной деятельности.

Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (радость, страх, испуг) значимость действующих на человека явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Эмоции человека выражаются одновременно:

в специфических субъективных переживаниях, которые всегда индивидуальны. Одинаковые раздражители могут вызвать самые непохожие реакции у разных людей (субъективный критерий);

в поведении, которое проявляется в мимике, позе, жестах (поведенческий критерий);

в физиологических реакциях организма, которые тесно связаны с эмоциональными переживаниями. Они выражаются в расширении зрачков, увеличении потоотделения, учащенном дыхании, усилении сердцебиения, повышении давления, уровня сахара в крови, кожно-гальванических реакциях (физиологический критерий).

Для оценки ряда физиологических реакций на стимулы используется полиграфический тест (детектор лжи), который представляет собой аппарат, собирающий и интерпретирующий информацию с датчиков на теле испытуемых. Проблема описания эмоций заключается в том, что ни один из трех критериев (субъективный, поведенческий, физиологический) не является абсолютно надежным. Человек далеко не всегда может четко описать и назвать переживаемые им эмоции и эмоциональные состояния.

Эмоции человека выполняют несколько функций:

3. Разрешения ситуации (аварийное поведение, бегство, агрессия,

4. Организации деятельности. Эмоции могут организовывать деятельность, направлять силы и внимание на определенный объект.

5. Эвристическая функция проявляется при творческом мышлении. Специфические эмоциональные состояния («предчувствия решения», «красоты решения») играют важную роль в творчестве.

6. Регулирующая функция заключается способности эмоционального подкрепления, закрепления реакций, что играет важную роль в процессе научения.

7. Функция активации, мобилизации организма, выделяемая некоторыми психологами как самостоятельная, может рассматриваться также как аспект функции организации.

8. Экспрессивная функция предполагает выражение отношения к тому, что человек переживает.

9. Синтезирующая функция. Эмоции могут служить тем центром, вокруг которого группируются различные содержания, создавая таким образом целостные комплексы представлений.

На основе эмоций формируются чувства.

Чувства – устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.

Эмоции и чувства находятся в сложном взаимодействии. В процессе развития конкретного человека чувства возникают позже, чем собственно эмоция, и как результат обобщения отдельных эмоций. Однако сформировавшиеся чувства во многом определяют возникновение и содержание ситуативных эмоций. Одно и тоже чувство может реализовываться в различных эмоциях, причем нередко разных по знаку. Этим объясняется такое свойство чувств как двойственность (абвивалентность). В то же время эмоции и чувства имеют между собой много принципиально общих черт. Сходство эмоций и чувств состоит прежде всего в том, что они являются мотивирующей системой в жизнедеятельности человека.

Основные характеристики эмоционально-чувственного переживания включают:

определенный уровень возбуждения (общее изменение скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных

знак (какое значение – положительное и отрицательное – имеет для субъекта событие, предмет, человек);

предметность (направленность на что-то или кого-то, адресность отношения);

модальность или содержание и качество эмоции и чувства (радость, удивление, тревога и т.д.).

Эмоции можно классифицировать по самым разным основаниям.

1. По влиянию на жизнедеятельность все эмоции подразделяются на:

положительные (стенические, от греч. слова «стенос» — сила), повышают активность, вызывают прилив энергии, подъем;

— отрицательные (астенические), действующие противоположным образом.

Рис. 12. Эмоции и чувства: виды и функции

Положительные эмоции стимулируют человека к достижению цели, отрицательные – к избежанию объектов, вызывающих неприятные

Читайте также:  Плохо себя чувствую тяжесть

2. По потребностям:

низшие, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые, общие ощущения (голод, жажда и т.д.);

высшие – социально обусловленные, связанные с общественными отношениями.

3. По силе и длительности проявления эмоций:

аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные состояния, сопровождаемые резко выраженными поведенческими и физиологическими проявлениями. Действия в состоянии аффекта, как правило, реализует «аварийное поведение», при котором самоконтроль резко понижен;

собственно эмоция – относительно более длительные и слабо проявляющиеся во внешнем поведении переживания. Они выражают оценочное отношение личности к воспринятой информации;

чувства – длительные, устойчивые компоненты психической структуры человека, которые носят ярко выраженный предметный характер и возникают в результате обобщения эмоций. Иногда их называют высшими эмоциями;

настроения – относительно слабо выраженные, диффузные переживания, не относящиеся к конкретному предмету, могут удерживаться в течение достаточно длительного времени, определяют общий эмоциональный тон. Настроение не предметно, а очень личностно и имеет разнообразные проявления (радостное и печальное, спокойное и раздраженное);

страсти – устойчивые, интенсивные и продолжительные стремления личности к определенному объекту. Страсти бывают как конструктивными, приводящими к развитию личности, так и деструктивными, разрушающими ее;

стресс (общий адаптационный синдром) – это неспецифический ответ организма на любые предъявляемые ему требования. Стресс возникает в сложных, неожиданных, особо ответственных ситуациях и представляет комплексную реакцию всего организма, общий знаменатель любой приспособительной реакции;

фрустрация – сложное эмоциональное переживание гнетущего напряжения, тревожности, безысходности, отчаяния, возникающее в ситуации, угрожающей достижению значимой для человека жизненной цели.

4. По степени интенсивности протекания выделяют следующие уровни:

нейтральное состояние – отсутствие явно выраженного эмоционального процесса; человек реагирует дифференцировано в зависимости от значимости объекта;

умеренный уровень эмоции – эмоция уже достаточно отчетлива, чтобы осознаваться, но еще не настолько сильна, чтобы нарушить протекание действий;

высокий уровень интенсивности — эмоция направляет действия человека, он ведет себя эмоционально, проявляя гнев, радость, тревогу.

5. По качеству. Классификация эмоций по этому признаку более противоречива. В разных работах авторы выделяют от 6 до 20 эмоций. Так, большинство авторов выделяют следующие виды эмоций:

радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с удовлетворением актуальной потребности;

удивление – эмоциональная реакция на неожиданные обстоятельства;

страдание – отрицательное переживание, связанное с воспринимаемой невозможностью удовлетворения важных потребностей;

— гнев – отрицательное переживание, часто протекающее в форме аффекта и представляющее собой реакцию на неожиданно возникшее препятствие на пути к достижению важной цели;

— страх — отрицательное эмоциональное переживание, связанное с прогнозом вероятного неблагополучия;

— стыд – состояние, вызываемое осознанием своего несоответствия мнению окружающих или собственным принципам.

Развитие чувств и эмоций личности следует вести в двух направлениях. Во-первых, необходимо формировать высшие положительные моральные, интеллектуальные и эстетические чувства и вытеснять ими отрицательные, вредные для личности, коллектива и общества. Во-вторых, нужно формировать умение владеть своими эмоциями, что необходимо в любой профессиональной деятельности.

Источник

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧУВСТВ, ВЫСШИЕ ЧУВСТВА.

Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга.

Эмоции — более простое, непосредственное переживание в данный момент. Говорят о разных эмоциональных состояниях человека в различных ситуациях.

Чувство — более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость. Не может быть чувства патриотизма без Родины, материнской любви – без сына или дочери, т.е. соответствующего объекта любви, чувства гордости за себя – без того достижения, которым человек может гордиться и т.д.

Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение. Чувство надситуативно. Нередко эмоции и чувства приходят в рассогласование именно по этой причине. Например, глубоко любимый человек ситуативно может вызывать раздражение, даже гнев. При этом, базовое чувство остается неизменным, более того, переживаемый нами в конкретной ситуации гнев еще раз убеждает нас в том, насколько данный человек значим и дорог.

Читайте также:  Одна лишь стрекоза чувствует себя по прежнему

Чувства длительны, они выражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам. Устойчивость эмоциональных отношений может иметь разные воплощения («любовь до гроба», роль «борца за справедливость» и др.).

Чувства могут быть разными «по силе». Максимальная степень выраженности чувства – страсть. Страстно можно и любить, и ненавидеть. Страсть напоминает аффект, но это не аффект.

И.Кант красочно показал отличие страсти от аффекта. Аффект, по И.Канту, — это неожиданность, он возникает внезапно, стремительно достигает того уровня, при котором исключено обдумывание, является безрассудством. Страсти необходимо время для того, чтобы глубоко пустить корни, она более обдуманна, но может быть стремительной в достижении своей цели. Аффект И.Кант сравнил с действием потока воды, сокрушающего дамбу, а страсть – с глубоководным течением, которое несется по определенному руслу.

Для чувств характерна субъективность, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различные значения.

Для ряда чувств характерна интимность, т.е. глубоко личный смысл переживаний, их сокровенность. Если человек делится с кем-то такими своими чувствами, значит, общение идет на очень короткой психологической дистанции, это «задушевный» разговор.

Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, к которому данный человек испытывает чувство.

Мать может и тревожиться за сына, и гордиться им, и разочаровываться, и негодовать – в зависимости от ситуации и реального поведения сына. Однако чувство любви при этом остается неизменным. При этом мать может испытывать тревогу и по другим поводам. Таким образом, одно и то же чувство может выражаться разными эмоциями, а одна и та же эмоция может выражать разные чувства.

Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами. Выделяют три вида таких чувств: нравственные, интеллектуальные и эстетические. Ценность этих чувств зависит от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они испытываются.

Нравственными называют чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали.

Нравственные чувства в форме переживаний выражают отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе.

Нравственные чувства развиваются с раннего детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обществе. Человек научается (или не научается) не только отличать хорошее от плохого, но в связи с хорошим или плохим он начинает переживать различные чувства, у него постепенно вырабатываются принципы собственного нравственного поведения и нормы нравственного убеждения. Все, что для нас является нравственным, вызывает у нас положительные чувства, а то, что безнравственно — отрицательные.

К положительным нравственным чувствам относят доброжелательность, дружбу, патриотизм, долг и др., а к отрицательным – индивидуализм, эгоизм, вражду, зависть и др.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами и творчеством.

Интеллектуальными чувствами являются: жажда знаний, желание нового, любознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнения, уверенности в суждениях и пр. Эти чувства активизируют психические процессы, делая их более быстрыми и интенсивными.

К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм.

Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия.

Это понимание красоты, гармонии, возвышенного, трагического или комического. Данные чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от эмоции удовольствия до эстетического восторга.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧУВСТВ, ВЫСШИЕ ЧУВСТВА.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧУВСТВ, ВЫСШИЕ ЧУВСТВА.

Источник

Психологические характеристики чувств. Виды чувств

Устойчивые эмоциональные отношения к определенным предметам или явлениям действительности в отечественной психологии принято называть чувствами. Чувства являются высшим продуктом эмоционального развития человека. Однако такое определение закрепилось только в последнее время, раньше же чувствами достаточно часто называли самые элементарные эмоциональные реакции (В. Вундт и др.). До настоящего времени часто смешивают понятия «чувствительность» (относящееся к познавательной сфере) и «чувства» (эмоциональное явление).

Читайте также:  Кто как чувствует присутствие умерших рядом

Кроме того, некоторые ученые и сегодня определяют чувства (а не эмоции) как родовое понятие, объединяющее все проявления эмоциональной жизни человека. Так, А. В. Петровский рассматривает чувства как переживаемые внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, в то время как эмоции являются лишь особой формой непосредственного переживания чувств.

Характерными особенностями чувств являются: 1) предметность; 2) осознанность; 3) устойчивость; 4) выраженная интенсивность; 5) внеситуативность; 6) иерархичность; 7) обобщенность; 8) формирование установки; 9) связь со всеми основными подструктурами личности.

Предметность. Чувства всегда связаны с определенным объектом — предметом, человеком, событием. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на: 1) конкретные (к человеку, произведению искусства и т.п.); 2) обобщенные (к животным, музыке); 3) абстрактные (чувство справедливости).

Осознанность.События и объекты, по отношению к которым человек испытывает те или иные чувства, всегда ясны для него, как и сами переживания, что свидетельствует о том, что все чувства «привязаны ко второй сигнальной системе» (И. П. Павлов). Однако не все авторы согласны с тем, что чувства всегда осознаваемы. Так, Е. П. Ильин считает, что часто человек не хочет себе признаться в том, что у него возникло то или иное чувство.

Устойчивость.Чувства выражают устойчивые, постоянные эмоциональные отношения («эмоциональные константы» по А. Н. Леонтьеву) человека к тем или иным предметам, которые могут сохраняться порой в течение всей жизни.

Выраженная интенсивность.Непосредственное восприятие или воспоминание о предмете чувства всегда сопровождается достаточно выраженным эмоциональным переживанием. Сильное, доминирующее чувство, выражающееся в направленности помыслов и сил на единую цель, называется страстью.

Внеситуативность.Чувства позволяют выделять в воспринимаемой и представляемой действительности объекты и события, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость, и определять динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций (например, появление радости при успехе любимого человека и неудаче нелюбимого).

Иерархичность. Чувства организуются в иерархическую систему, соответственно актуально действующим мотивам человека: 1) низшие чувства связаны преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей человека; 2) высшие чувства возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением социальных и духовных потребностей человека и органически включены во все виды деятельности.

Различают три основные группы высших чувств (в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений): 1) нравственныепереживаемые в связи с соответствием либо несоответствием своего поведения общепринятым требованиям и нормам; 2) интеллектуальные – связанные с познавательной деятельностью; 3) эстетические – вызываемые гармонией воспринимаемых объектов.

Обобщенность. Чувства представляют собой результат обобщения отдельных эмоций, связанных с каким-либо объектом или явлением действительности.

Формирование установки. Е. П. Ильин называет чувство «эмоциональной установкой, программой эмоционального реагирования на определенный объект при его восприятии и представлении в определенных жизненных ситуациях» (Ильин, 2001). Чувства формируют готовность оценивать и реагировать определенным образом на какие-то события окружающего мира, причем происходит это под влиянием как личного, так и социального опыта. Например, чувство тревоги (постоянное беспокойство, ожидание неблагополучия, опасности) может сформироваться как под влиянием дисгармоничного стиля семейного воспитания (в атмосфере недоверия к окружающему миру), так и в результате каких-то неудач либо пребывания в опасных ситуациях.

Связь со всеми основными подструктурами личности.В содержании доминирующих чувств человека отражены его мировоззрение, направленность и т.д. Кроме того, степень проникновения чувств в личностные структуры человека, по мнению В. В. Никандрова и Э. К. Сонина, характеризует их глубину.

Таким образом, чувство – это устойчивое, чаще всего осознанное эмоциональное реагирование по отношению к определенным объектам или явлениям действительности, выражающее их стабильную мотивационно-потребностную и личностную значимость для человека.

Источник

Оцените статью