ЗАДАЧИкопия. Задача 399о. В каком из следующих отношений находятся пары понятий А, в а в
Название | Задача 399о. В каком из следующих отношений находятся пары понятий А, в а в |
Анкор | ЗАДАЧИкопия.doc |
Дата | 23.10.2017 |
Размер | 1.11 Mb. |
Формат файла | |
Имя файла | ЗАДАЧИкопия.doc |
Тип | Задача #9768 |
страница | 3 из 25 |
Подборка по базе: 41 вар задача.pdf, 40 вар задача.pdf, РГР1 Задача 1 .doc, Текстовая задача и её роль в обучении математике.docx, Многовариантная задача.pdf, афхд задача сырье .docx, Сит. задача 14.docx, Задание Старинная задача для ЭУК.docx, Корпоративные финансы с задачами.pdf, Ситуационная задача.docx Задача 431». Какие индивидуальные особенности чувств (сила, глубина, амбивалентность, устойчивость) проявляются в приведенных примерах? Какое влияние (регулирующее, стимулирующее, дезорганизующее) оказали здесь чувства на поведение и образ жизни? 1. Урок английского языка. Ученики принесли в класс ворону. Молодая преподавательница Н. забралась на подоконник, чтобы поймать птицу и выпустить ее. В это время в класс заглядывает ее коллега и любимый человек М. Он резко отчитывает Н. Смущенная, расстроенная, она выбегает в коридор, чтобы объяснить ему суть происходящего. Но тот холоден и строг. Н. возвращается в класс, хватает ворону, которую кто-то из учеников завернул в тряпку, выбрасывает беспомощную птицу в окно. Взволнованные и возмущенные ученики грубят учительнице. Одного за другим она выгонят их за дверь. 2. «Не знаю, — пишет юноша девушке, — люблю я тебя или ненавижу. Мне кажется, что эти чувства во мне странным образом перемешаны. Ставлю вопрос: почему я могу тебя любить? Не нахожу ответа. Но нет, кажется, оснований и для ненависти. Может быть, ты поможешь мне понять самого себя и чем вызвано мое такое нелепое состояние по отношению к тебе». 3. Сталевар 41 года переживает тяжелое состояние по поводу смерти единственной 18-летней дочери. Раньше он очень любил свою профессию, отличался сознательным и ответственным отношением к труду. Во время войны работал по 2—3 смены, не выходя из цеха. Теперь работа ему в тягость, он жалуется на крайнюю усталость и апатию. 4. Анна Каренина накануне гибели размышляет о своем отношении к Вронскому: «Моя любовь все делается страстнее и себялюбивее. У меня все в нем одном, и я требую, чтобы он все больше и больше отдавался мне. Если бы я могла быть чем-нибудь, кроме любовницы, страстно любящей одни его ласки; но я не могу и не хочу быть ничем другим». (Л. Н. Толстой) Задача 432: Определите в анализе приведенных фрагментов проявления нормального горя, острого горя и болезненного горя. Как должна строиться коррекционная работа в каждом из случаев? 1. Наблюдаются некоторые изменения сознания. Возникает легкое чувство нереальности, ощущение увеличения эмоциональной дистанции, отделяющей человека от других людей (иногда человек выглядит призрачно и кажется маленьким), сильная поглощенность образом умершего. Одному человеку казалось, что он видит свою погибшую дочь, которая зовет его из телефонной будки. Он был так захвачен этой сценой, в особенности тем, с какой ясностью и отчетливостью он услышал свое имя, что в этот момент перестал замечать окружающее. 2. В поведении человека проявляются черты умершего или манера его поведения в момент трагедии. Сын обнаруживает, что походка у него стала, как у умершего отца. Он смотрит в зеркало, и ему кажется, что он выглядит точно так же, как умерший. 3. Общим для большинства людей является следующий синдром: периодические приступы физического страдания, длящиеся от двадцати минут до одного часа, спазмы в горле, припадки удушья с учащенным дыханием, постоянная потребность вздохнуть, чувство пустоты в животе, потеря мышечной силы («почти невозможно подняться по лестнице», «все, что я поднимаю, кажется таким тяжелым»); интенсивное субъективное страдание, переживаемое как напряжение или душевная боль. 4. Человека, недавно перенесшего тяжелую утрату, охватывает горе о людях, умерших много лет назад. Так, 38-летняя женщина, у которой только что умерла мать и которая очень болезненно отреагировала на эту утрату, как оказалось, была лишь в небольшой степени сосредоточена на смерти матери; она была поглощена мучительными фантазиями, связанными со смертью ее брата, погибшего двадцать лет назад. 5. Переживание горя имеет адаптивный характер, потому что действует как мотивация к обретению утраченного объекта вновь (Боулби). Ряд внешних проявлений горя могут выполнять коммуникативную функцию, вызывая сочувствие и помощь. 6. Человек испытывает повышенную активность без чувства утраты, а скорее с ощущением хорошего самочувствия и вкуса к жизни. Предпринимаемая в ситуации потери деятельность носит экспансивный и авантюрный характер, приближаясь по виду к занятиям, которым в свое время посвящал себя умерший. 7. У человека, потерявшего близкого, часто наблюдается утрата теплоты в отношениях с другими людьми, тенденция разговаривать с ними с раздражением и злостью, желание, чтобы его вообще не беспокоили, причем все это сохраняется, несмотря на усиленные старания друзей и родных поддержать с ним дружеские отношения. Задача 433». Проанализируйте с точки зрения теории эмоций высказывание экспрессивной танцовщицы Мэри Уигман (1) и танцевального психотерапевта Шильдера (2). Каковы психологические механизмы моделирования эмоций? 1. Танец — это живой язык, которым говорит человек, это художественное обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций. Танец прежде всего требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения — человеческое тело, естественные движения которого создают материал для танца, единственный материал, являющийся его собственным и самостоятельно им используемым. 2. Между мышечной последовательностью напряжения и расслабления (включенной во все выразительные движения) и психической установкой столь тесные взаимоотношения, что не только психическая установка связана с мышечным состоянием, но также каждая последовательность напряжения и расслабления вызывает физическую установку. Специфическая мышечная последовательность изменяет внутреннее состояние, установки и даже вызывает воображаемую ситуацию, которая соответствует мышечной последовательности. (По К. Рудестаму) Задача 434*. «Переведите» на научный язык современной психологии эмоциональных состояний и дайте пояснения следующим поэтическим строкам. 1. О память сердца, ты сильней Рассудка памяти печальной! (К. Н. Батюшков) 2. . Так, значит, и впрямь Всю жизнь удаляется, а не длится Любовь, удивленья мгновенная дань? (Б. Пастернак) 3. Тьмы низких истин нам дороже Нас возвышающий обман. (А. С. Пушкин) 4. Приманкой ласковых речей Вам не лишить меня рассудка. (Е. А. Баратынский) 5. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? (Ф. И. Тютчев) 6. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (А. С. Пушкин) 7. Когда ты злобен или болен, Тоской иль страстию палим, Поверь: тогда еще ты волен Гордиться счастием своим! (А. Блок) 8. Слеза всегда смывает что-то И утешение несет. (В. Гюго) Задача 435 *. Постарайтесь вчувствоваться в японские хайку. Гамму каких переживаний они стараются передать? Конец осенним дням. Уже раскрыла руки Каштана скорлупа. (Басе) Бушует осенний вихрь! Едва народившийся месяц Вот-вот он сметет с небес. (Какэй) Над ручьем целый день Ловит, ловит стрекоза Собственную тень. (Тиё-ни) На песчаном белом берегу В Восточном океане Я, не отирая влажных глаз, С маленьким играю крабом. (Басе) За траву чуть держится Стайка воробьев. (Бусон) Так кричит фазан, Будто это он открыл Первую звезду. (Исса) О, с какой тоской Птица пленная следит Бабочек полет. (Исса) Задача 436*. «Поверьте алгеброй гармонию», попытавшись объяснить, за счет чего в стихах возникает эмоциональный настрой. Выделите ключевые слова, создающие настроение — какое? 1. .Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клекот. Я вытянул руки, я встал на носки, Рукав завернулся, ночь терлась о локоть. И было темно. И это был пруд И волны. — И птиц из породы люблю вас, Казалось, скорей умертвят, чем умрут Крикливые, черные, крепкие клювы. И это был пруд. И было темно. Пылали кубышки с полуночным дегтем. И было волною обглодано дно У лодки. И грызлися птицы у локтя. И ночь полоскалась в гортанях запруд. Казалось, покамест птенец не накормлен, И самки скорей умертвят, чем умрут, Рулады в крикливом, искривленном горле. 2. Писала я на аспидной доске, И на листочках вееров поблеклых, И на речном, и на морском песке, Коньками по льду и кольцом на стеклах, — И на стволах, которым сотни зим. И, наконец, — чтоб было всем’известно! — Что ты любим! любим! любим! любим! — Расписывалась — радугой небесной. (М. Цветаева) 3. . Ив яму, в бородавчатую темь скольжу к обледенелой водокачке и, спотыкаясь, мертвый воздух ем, и разлетаются грачи в горячке, и я за ними ахаю, крича, в какой-то мерзлый, деревянный короб. (О. Мандельштам) . Сегодня чувствую в сердце но глохнут в душе тумана моя тропинка и песня. Свет мои крылья ломает, и боль печали и знанья в чистом источнике мысли полощет воспоминанья. (Ф. Гарсиа Лорка) . Китайцу подражать с душой прозрачно-ясной, Кто в забытьи немом рисует беспристрастно Смерть, бороздя фарфор, где меж снегов луна Цветком причудливым в выси восхищена, И аромат цветка всю жизнь луны заполнил. (Малларме) До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей, — В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. Ты не знаешь, как приятно слушать Твой милый голос, Когда ты читаешь Под пестрой лампой, за чаем, Я тихонько мешаю сахар И слежу, как чаинки, Кружась и танцуя, Все в одну горку. И не понимаю ни слова, Твой милый голос Под пестрой лампой И улыбаюсь. (В.А. Юнгер) 1. Тетя Соня очень любит индийские кинофильмы и готова смотреть их по нескольку раз, при этом всегда плачет в определенных местах, утирая глаза кончиком фартука и трубно сморкаясь. 2. Вика не выносит Иннокентия: когда им приходится оказаться рядом, она чувствует, что у нее падает настроение, она теряет интерес к происходящему, ее охватывает нестерпимое раздражение, и она начинает его задирать, грубить и подшучивать над ним. 3. Майкл и Бобби любят группу «Оазис». Сейчас они находятся на стадионе, где проходит концерт, и стоят в группе фанатов недалеко от сцены. Майкл, красный от переполняющих его эмоций, вопит во все горло, движения его угловаты, он сдирает с себя футболку и размахивает ею. Бобби, наоборот, бледен, у него холодеют крепко сжатые пальцы, по телу бегают мурашки, со стороны кажется, что он пребывает в полуобморочном или трансовом состоянии. 4. Тофик Нариманов вторую неделю продает на Черемушкинском рынке зеленые мандарины. Вот к нему подходит покупательница. Тофик медленно начинает чистить лучший экземпляр своего товара, с наслаждением вдыхая запах мандарина: «Подходи! Покупай мандарин: мед, рахат-лукум, пальчики оближешь! На весь базар нет такой мандарин! А запах. От один такой запах можно умереть!» Задача 438*. Попробуйте объяснить и проиллюстрировать примерами следующие выражения. «Образованное сердце», «канализация эмоций», «животное удовлетворение», «голые эмоции», «кричащий цвет», «страсти-мордасти», «глубокие чувства», «дикий взгляд», «накал (кипение) страстей», «паралич чувств», «слабость эмоционального резонанса», «безумная страсть», «растрепанные чувства», «сам не свой», «терять голову», «взрыв эмоций», «анатомия любви», «разрушительные эмоции», «душевное смятение», «аффект мимо», «умные эмоции», «эмоционально насыщенная мысль», «эмоциональное познание», «пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет», «эмоции — цыгане нашей психики». Задача 439*. Прочитайте выдержки из работы К. Юнга «Психологические типы». Что нового он внес в учение об эмоциях? Какие представления традиционной психологии были им пересмотрены? Определите, где приводятся описания эмоций в экстравертированной установке, а где — в интровертированной. Возможны ли ситуации «пересечения» бессознательных установок? 1. Я могу почувствовать, что меня влечет к предикату «красивый» или «хороший» не потому, что я из субъективного эмоционального переживания нахожу объект «красивым» или «хорошим», но потому, что подходит назвать его так. Например, картину можно назвать красивой, потому что вообще предполагается, что, вися в салоне, подписанная известным художником, картина — красива. Или потому, например, что предикат «безобразная» может огорчить семью счастливого обладателя картины, или потому, что среди гостей салона имеется намерение создать приятную эмоциональную атмосферу, для чего необходимо, чтобы все казалось приятным. 2. Отношение к объекту по возможности сохраняется в спокойном и безопасном среднем состоянии эмоций, между упорным сдерживанием страсти и ее безграничностью. Выражение эмоций поэтому остается умеренным, и объект всегда чувствует свою недооценку, если он ее осознает. Так как этот тип по большей части холоден и сдержан, то поверхностное суждение легко отказывает ему во всякой эмоции. Но это неверно, эмоции развиваются в глубину — интенсивное сострадание замыкается перед всяким выражением и достигает болезненной глубины, которая объемлет бедствие мира и поэтому немеет. Вдруг оно внезапно проявится в избытке и приведет к изумляющему поступку, так сказать, героического характера, которому ни окружающие, ни сам человек не могут найти истолкования. Перед самим собою он выражает свою цель и свое содержание, быть может, в скрытой и боязливо хранимой от глаз профана религиозности или в такой же не вызывающей изумления поэтической форме, не без тайного честолюбивого стремления осуществить этим превосходство над объектом. 3. Эмоции такого человека соответствуют объективным положениям и общепринятым ценностям. Это сказывается особенно ясно в выборе объекта любви: любят «подходящего» человека, а не кого-нибудь другого, он подходит не потому, что он вполне соответствует субъективной скрытой сущности женщины — об этом она в большинстве случаев ничего не знает, — но потому, что он по своему знанию, возрасту, состоянию, величине и почтенности своей семьи соответствует всем разумным требованиям. Такие разумные браки существуют без числа. Такие жены хорошие подруги своим мужьям и хорошие матери, потому что «правильно» чувствовать они могут только тогда, когда ничто другое не мешает эмоциям. Ничто, однако, так сильно не может помешать чувствованию, как мышление. Такая женщина может очень хорошо думать, насколько это позволяют эмоции, но каждое логическое заключение, которое могло бы помешать чувствованию, просто отвергается. О нем обычно не думают. И, таким образом, ценят и любят все, что считается хорошим согласно объективной оценке. 4. Преобладание такого вида чувствования К. Юнг нашел главным образом среди женщин. Пословица «Тихая вода — глубока» касается именно таких женщин. Они по большей части молчаливы, труднодоступны, непонятны, часто скрываются за детской или банальной маской, бывают меланхолического склада темперамента. Они не блистают и не выдвигаются вперед. Так как в отношениях они руководствуются преимущественно своими субъективно ориентированными эмоциями, то их истинные мотивы остаются по большей части скрытыми. Внешне они проявляют приятное спокойствие, не стремятся принуждать другого, влиять на него или даже воспитывать и изменять его. Если внешняя сторона более выражена, то появляется оттенок индифферентности и холодности, который может усилиться до равнодушия к благополучию и несчастью другого. Тогда ясно чувствуется, как эмоции «отворачиваются» от объекта. Задача 440*. Проанализируйте «лики любви». Вычлените из приведенных отрывков сущностные характеристики любви как высшего человеческого чувства. Как вы считаете, существует ли «мужская» и «женская» любовь? 1. Что такое любовь? Ветерок ли, шелестящий в кустах шиповника, или вихрь, ломающий мачты кораблей. Это золотое свечение крови. (К. Гамсун) В брусниках, в лопухах, в крапивном аромате, в агавах и в шипах шиповника и роз, в тюльпанах, в табаке, в матером молочае, в метели маттиол, как некогда поэт, как некогда в сирень, и в желтом фиолете, желтофиолей вдрызг, как некогда дитя, расплакался старик, тугой, как конский щавель, Кохана, витер, сон Их либе, либе дих. . Я храм украшу и тебе оставлю Всех радостей ключи, Чтоб ты не выглядела хмурой. Лишь раз один, как папоротник, я цвету огнем весенней, пьяной ночью. Приди за мной к лесному средоточью, в заклятый круг, приди, сорви меня. Люби меня. Я всем тебе близка. О, уступи моей любовной порче! Я, как миндаль, смертельна и горька, нежней, чем смерть, обманчивей и горче. . Любви моей ты боялся зря: Не так я страшно люблю: Мне было довольно видеть тебя, Встречать улыбку твою! И в теплом ветре ловить опять То скрипок плач, То литавров медь. А что я с этого буду иметь? Того тебе — не понять. А взгляды его — как лучи. Я только вздрогнула: этот Может меня приручить. Наклонился — он что-то скажет. От лица отхлынула кровь. Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь. Не любишь, не хочешь смотреть? О, как ты красив, проклятый! И я не могу взлететь, А с детства была крылатой. Мне очи застит туман, Сливаются вещи и лица, И только красный тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице. Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся, Поцелуем руки коснулся — И загадочных, древних ликов На меня поглядели очи. Десять лет замираний и криков, Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слово И сказала его — напрасно. Отошел ты, и стало снова На душе и пусто и ясно. 7. Самый гнусный обман — хитростью лишить кого-то любви; это роковая утрата, не восполнимая ни во времени, ни в пространстве. (С. Кьеркегор) Источник |