Образованное сердце канализация эмоций

ЗАДАЧИкопия. Задача 399о. В каком из следующих отношений находятся пары понятий А, в а в

Название Задача 399о. В каком из следующих отношений находятся пары понятий А, в а в
Анкор ЗАДАЧИкопия.doc
Дата 23.10.2017
Размер 1.11 Mb.
Формат файла
Имя файла ЗАДАЧИкопия.doc
Тип Задача
#9768
страница 3 из 25
Подборка по базе: 41 вар задача.pdf, 40 вар задача.pdf, РГР1 Задача 1 .doc, Текстовая задача и её роль в обучении математике.docx, Многовариантная задача.pdf, афхд задача сырье .docx, Сит. задача 14.docx, Задание Старинная задача для ЭУК.docx, Корпоративные финансы с задачами.pdf, Ситуационная задача.docx

Задача 431». Какие индивидуальные особенности чувств (сила, глубина, амбивалентность, устойчивость) проявляются в приве­денных примерах? Какое влияние (регулирующее, стимулирую­щее, дезорганизующее) оказали здесь чувства на поведение и об­раз жизни?

1. Урок английского языка. Ученики принесли в класс ворону. Моло­дая преподавательница Н. забралась на подоконник, чтобы поймать птицу и выпустить ее. В это время в класс заглядывает ее коллега и любимый человек М. Он резко отчитывает Н. Смущенная, расстроенная, она выбе­гает в коридор, чтобы объяснить ему суть происходящего. Но тот холоден и строг. Н. возвращается в класс, хватает ворону, которую кто-то из уче­ников завернул в тряпку, выбрасывает беспомощную птицу в окно. Взволнованные и возмущенные ученики грубят учительнице. Одного за другим она выгонят их за дверь.

2. «Не знаю, — пишет юноша девушке, — люблю я тебя или ненавижу. Мне кажется, что эти чувства во мне странным образом перемешаны. Ставлю вопрос: почему я могу тебя любить? Не нахожу ответа. Но нет, кажется, оснований и для ненависти. Может быть, ты поможешь мне по­нять самого себя и чем вызвано мое такое нелепое состояние по отноше­нию к тебе».

3. Сталевар 41 года переживает тяжелое состояние по поводу смерти единственной 18-летней дочери. Раньше он очень любил свою профес­сию, отличался сознательным и ответственным отношением к труду. Во время войны работал по 2—3 смены, не выходя из цеха. Теперь работа ему в тягость, он жалуется на крайнюю усталость и апатию.

4. Анна Каренина накануне гибели размышляет о своем отношении к Вронскому: «Моя любовь все делается страстнее и себялюбивее. У меня все в нем одном, и я требую, чтобы он все больше и больше отдавался мне. Если бы я могла быть чем-нибудь, кроме любовницы, страстно любящей одни его ласки; но я не могу и не хочу быть ничем другим». (Л. Н. Толстой)

Задача 432: Определите в анализе приведенных фрагментов про­явления нормального горя, острого горя и болезненного горя. Как должна строиться коррекционная работа в каждом из случаев?

1. Наблюдаются некоторые изменения сознания. Возникает легкое чув­ство нереальности, ощущение увеличения эмоциональной дистанции, от­деляющей человека от других людей (иногда человек выглядит призрачно и кажется маленьким), сильная поглощенность образом умершего. Одно­му человеку казалось, что он видит свою погибшую дочь, которая зовет его из телефонной будки. Он был так захвачен этой сценой, в особенно­сти тем, с какой ясностью и отчетливостью он услышал свое имя, что в этот момент перестал замечать окружающее.

2. В поведении человека проявляются черты умершего или манера его поведения в момент трагедии. Сын обнаруживает, что походка у него ста­ла, как у умершего отца. Он смотрит в зеркало, и ему кажется, что он выглядит точно так же, как умерший.

3. Общим для большинства людей является следующий синдром: пе­риодические приступы физического страдания, длящиеся от двадцати ми­нут до одного часа, спазмы в горле, припадки удушья с учащенным ды­ханием, постоянная потребность вздохнуть, чувство пустоты в животе, потеря мышечной силы («почти невозможно подняться по лестнице», «все, что я поднимаю, кажется таким тяжелым»); интенсивное субъективное страдание, переживаемое как напряжение или душевная боль.

4. Человека, недавно перенесшего тяжелую утрату, охватывает горе о людях, умерших много лет назад. Так, 38-летняя женщина, у которой только что умерла мать и которая очень болезненно отреагировала на эту утрату, как оказалось, была лишь в небольшой степени сосредоточена на смерти матери; она была поглощена мучительными фантазиями, связан­ными со смертью ее брата, погибшего двадцать лет назад.

5. Переживание горя имеет адаптивный характер, потому что действу­ет как мотивация к обретению утраченного объекта вновь (Боулби). Ряд внешних проявлений горя могут выполнять коммуникативную функцию, вызывая сочувствие и помощь.

6. Человек испытывает повышенную активность без чувства утраты, а скорее с ощущением хорошего самочувствия и вкуса к жизни. Предпри­нимаемая в ситуации потери деятельность носит экспансивный и аван­тюрный характер, приближаясь по виду к занятиям, которым в свое вре­мя посвящал себя умерший.

7. У человека, потерявшего близкого, часто наблюдается утрата теп­лоты в отношениях с другими людьми, тенденция разговаривать с ними с раздражением и злостью, желание, чтобы его вообще не беспокоили, причем все это сохраняется, несмотря на усиленные старания друзей и родных поддержать с ним дружеские отношения.

Задача 433». Проанализируйте с точки зрения теории эмоций высказывание экспрессивной танцовщицы Мэри Уигман (1) и танцевального психотерапевта Шильдера (2). Каковы психологи­ческие механизмы моделирования эмоций?

1. Танец — это живой язык, которым говорит человек, это художе­ственное обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образах и аллегориях сокровен­ных человеческих эмоций. Танец прежде всего требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инстру­ментом выражения — человеческое тело, естественные движения которо­го создают материал для танца, единственный материал, являющийся его собственным и самостоятельно им используемым.

2. Между мышечной последовательностью напряжения и расслабле­ния (включенной во все выразительные движения) и психической уста­новкой столь тесные взаимоотношения, что не только психическая уста­новка связана с мышечным состоянием, но также каждая последователь­ность напряжения и расслабления вызывает физическую установку. Специфическая мышечная последовательность изменяет внутреннее со­стояние, установки и даже вызывает воображаемую ситуацию, которая соответствует мышечной последовательности. (По К. Рудестаму)

Задача 434*. «Переведите» на научный язык современной пси­хологии эмоциональных состояний и дайте пояснения следующим поэтическим строкам.

1. О память сердца, ты сильней Рассудка памяти печальной! (К. Н. Батюшков)

2. . Так, значит, и впрямь Всю жизнь удаляется, а не длится Любовь, удивленья мгновенная дань? (Б. Пастернак)

3. Тьмы низких истин нам дороже Нас возвышающий обман. (А. С. Пуш­кин)

4. Приманкой ласковых речей Вам не лишить меня рассудка. (Е. А. Бара­тынский)

5. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? (Ф. И. Тютчев)

6. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (А. С. Пушкин)

7. Когда ты злобен или болен, Тоской иль страстию палим, Поверь:

тогда еще ты волен Гордиться счастием своим! (А. Блок)

8. Слеза всегда смывает что-то И утешение несет. (В. Гюго)

Задача 435 *. Постарайтесь вчувствоваться в японские хайку. Гам­му каких переживаний они стараются передать?

Конец осенним дням. Уже раскрыла руки Каштана скорлупа. (Басе)

Бушует осенний вихрь! Едва народившийся месяц Вот-вот он сметет с небес. (Какэй)

Над ручьем целый день Ловит, ловит стрекоза Собственную тень. (Тиё-ни)

На песчаном белом берегу

В Восточном океане

Я, не отирая влажных глаз,

С маленьким играю крабом. (Басе)

За траву чуть держится

Стайка воробьев. (Бусон)

Так кричит фазан, Будто это он открыл Первую звезду. (Исса)

О, с какой тоской Птица пленная следит Бабочек полет. (Исса)

Задача 436*. «Поверьте алгеброй гармонию», попытавшись объяснить, за счет чего в стихах возникает эмоциональный на­строй. Выделите ключевые слова, создающие настроение — какое?

1. .Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.

Я вытянул руки, я встал на носки,

Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.

И было темно. И это был пруд

И волны. — И птиц из породы люблю вас,

Казалось, скорей умертвят, чем умрут

Крикливые, черные, крепкие клювы.

И это был пруд. И было темно.

Пылали кубышки с полуночным дегтем.

И было волною обглодано дно

У лодки. И грызлися птицы у локтя.

И ночь полоскалась в гортанях запруд.

Казалось, покамест птенец не накормлен,

И самки скорей умертвят, чем умрут,

Рулады в крикливом, искривленном горле.

2. Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду и кольцом на стеклах, —

И на стволах, которым сотни зим.

И, наконец, — чтоб было всем’известно! —

Что ты любим! любим! любим! любим! —

Расписывалась — радугой небесной. (М. Цветаева)

3. . Ив яму, в бородавчатую темь

скольжу к обледенелой водокачке

и, спотыкаясь, мертвый воздух ем,

и разлетаются грачи в горячке,

и я за ними ахаю, крича,

в какой-то мерзлый, деревянный короб. (О. Мандельштам)

. Сегодня чувствую в сердце

но глохнут в душе тумана

моя тропинка и песня.

Свет мои крылья ломает,

и боль печали и знанья

в чистом источнике мысли

полощет воспоминанья. (Ф. Гарсиа Лорка)

. Китайцу подражать с душой прозрачно-ясной,

Кто в забытьи немом рисует беспристрастно

Смерть, бороздя фарфор, где меж снегов луна

Цветком причудливым в выси восхищена,

И аромат цветка всю жизнь луны заполнил. (Малларме)

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, —

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Ты не знаешь, как приятно слушать

Твой милый голос,

Когда ты читаешь

Под пестрой лампой, за чаем,

Я тихонько мешаю сахар

И слежу, как чаинки,

Кружась и танцуя,

Все в одну горку.

И не понимаю ни слова,

Твой милый голос

Под пестрой лампой

И улыбаюсь. (В.А. Юнгер)
Задача 437*. Представьте, что вы — приверженец традиционно­го психоанализа. Что бы сказал психоаналитик, наблюдая следую­щие эмоциональные проявления? Всегда ли внешние эмоциональ­ные проявления совпадают с их психологическим содержанием?

1. Тетя Соня очень любит индийские кинофильмы и готова смотреть их по нескольку раз, при этом всегда плачет в определенных местах, ути­рая глаза кончиком фартука и трубно сморкаясь.

2. Вика не выносит Иннокентия: когда им приходится оказаться ря­дом, она чувствует, что у нее падает настроение, она теряет интерес к происходящему, ее охватывает нестерпимое раздражение, и она начина­ет его задирать, грубить и подшучивать над ним.

3. Майкл и Бобби любят группу «Оазис». Сейчас они находятся на стадионе, где проходит концерт, и стоят в группе фанатов недалеко от сцены. Майкл, красный от переполняющих его эмоций, вопит во все гор­ло, движения его угловаты, он сдирает с себя футболку и размахивает ею. Бобби, наоборот, бледен, у него холодеют крепко сжатые пальцы, по телу бегают мурашки, со стороны кажется, что он пребывает в полуобмо­рочном или трансовом состоянии.

4. Тофик Нариманов вторую неделю продает на Черемушкинском рынке зеленые мандарины. Вот к нему подходит покупательница. Тофик медлен­но начинает чистить лучший экземпляр своего товара, с наслаждением вдыхая запах мандарина: «Подходи! Покупай мандарин: мед, рахат-лу­кум, пальчики оближешь! На весь базар нет такой мандарин! А запах. От один такой запах можно умереть!»

Задача 438*. Попробуйте объяснить и проиллюстрировать при­мерами следующие выражения.

«Образованное сердце», «канализация эмоций», «животное удовлет­ворение», «голые эмоции», «кричащий цвет», «страсти-мордасти», «глу­бокие чувства», «дикий взгляд», «накал (кипение) страстей», «паралич чувств», «слабость эмоционального резонанса», «безумная страсть», «ра­стрепанные чувства», «сам не свой», «терять голову», «взрыв эмоций», «анатомия любви», «разрушительные эмоции», «душевное смятение», «аффект мимо», «умные эмоции», «эмоционально насыщенная мысль», «эмоциональное познание», «пусть будет добрым ум у вас, а сердце ум­ным будет», «эмоции — цыгане нашей психики».

Задача 439*. Прочитайте выдержки из работы К. Юнга «Психо­логические типы». Что нового он внес в учение об эмоциях? Какие представления традиционной психологии были им пересмотрены? Определите, где приводятся описания эмоций в экстравертированной установке, а где — в интровертированной. Возможны ли ситуа­ции «пересечения» бессознательных установок?

1. Я могу почувствовать, что меня влечет к предикату «красивый» или «хороший» не потому, что я из субъективного эмоционального пережи­вания нахожу объект «красивым» или «хорошим», но потому, что подхо­дит назвать его так. Например, картину можно назвать красивой, потому что вообще предполагается, что, вися в салоне, подписанная известным художником, картина — красива. Или потому, например, что предикат «безобразная» может огорчить семью счастливого обладателя картины, или потому, что среди гостей салона имеется намерение создать прият­ную эмоциональную атмосферу, для чего необходимо, чтобы все каза­лось приятным.

2. Отношение к объекту по возможности сохраняется в спокойном и безопасном среднем состоянии эмоций, между упорным сдерживанием страсти и ее безграничностью. Выражение эмоций поэтому остается уме­ренным, и объект всегда чувствует свою недооценку, если он ее осознает.

Так как этот тип по большей части холоден и сдержан, то поверхно­стное суждение легко отказывает ему во всякой эмоции. Но это неверно, эмоции развиваются в глубину — интенсивное сострадание замыкается перед всяким выражением и достигает болезненной глубины, которая объемлет бедствие мира и поэтому немеет. Вдруг оно внезапно проявится в избытке и приведет к изумляющему поступку, так сказать, героическо­го характера, которому ни окружающие, ни сам человек не могут найти истолкования.

Перед самим собою он выражает свою цель и свое содержание, быть может, в скрытой и боязливо хранимой от глаз профана религиозности или в такой же не вызывающей изумления поэтической форме, не без тайного честолюбивого стремления осуществить этим превосходство над объектом.

3. Эмоции такого человека соответствуют объективным положениям и общепринятым ценностям. Это сказывается особенно ясно в выборе объекта любви: любят «подходящего» человека, а не кого-нибудь другого, он под­ходит не потому, что он вполне соответствует субъективной скрытой сущ­ности женщины — об этом она в большинстве случаев ничего не знает, — но потому, что он по своему знанию, возрасту, состоянию, величине и почтенности своей семьи соответствует всем разумным требованиям. Такие разумные браки существуют без числа. Такие жены хорошие подруги своим мужьям и хорошие матери, потому что «правильно» чувствовать они могут только тогда, когда ничто другое не мешает эмоциям. Ничто, однако, так сильно не может помешать чувствованию, как мышление. Такая женщина может очень хорошо думать, насколько это позволяют эмоции, но каждое логическое заключение, которое могло бы помешать чувствованию, про­сто отвергается. О нем обычно не думают. И, таким образом, ценят и любят все, что считается хорошим согласно объективной оценке.

4. Преобладание такого вида чувствования К. Юнг нашел главным об­разом среди женщин. Пословица «Тихая вода — глубока» касается именно таких женщин. Они по большей части молчаливы, труднодоступны, непонятны, часто скрываются за детской или банальной маской, бывают меланхолического склада темперамента. Они не блистают и не выдвига­ются вперед. Так как в отношениях они руководствуются преимуществен­но своими субъективно ориентированными эмоциями, то их истинные мотивы остаются по большей части скрытыми. Внешне они проявляют приятное спокойствие, не стремятся принуждать другого, влиять на него или даже воспитывать и изменять его. Если внешняя сторона более выра­жена, то появляется оттенок индифферентности и холодности, который может усилиться до равнодушия к благополучию и несчастью другого. Тогда ясно чувствуется, как эмоции «отворачиваются» от объекта.

Задача 440*. Проанализируйте «лики любви». Вычлените из при­веденных отрывков сущностные характеристики любви как выс­шего человеческого чувства. Как вы считаете, существует ли «муж­ская» и «женская» любовь?

1. Что такое любовь? Ветерок ли, шелестящий в кустах шиповника, или вихрь, ломающий мачты кораблей. Это золотое свечение крови. (К. Гамсун)

В брусниках, в лопухах, в крапивном аромате, в агавах и в шипах шиповника и роз, в тюльпанах, в табаке, в матером молочае, в метели маттиол, как некогда поэт, как некогда в сирень, и в желтом фиолете, желтофиолей вдрызг, как некогда дитя, расплакался старик, тугой, как конский щавель, Кохана, витер, сон Их либе, либе дих.

. Я храм украшу и тебе оставлю

Всех радостей ключи,

Чтоб ты не выглядела хмурой.

Лишь раз один, как папоротник, я

цвету огнем весенней, пьяной ночью.

Приди за мной к лесному средоточью,

в заклятый круг, приди, сорви меня.

Люби меня. Я всем тебе близка.

О, уступи моей любовной порче!

Я, как миндаль, смертельна и горька,

нежней, чем смерть, обманчивей и горче.

. Любви моей ты боялся зря:

Не так я страшно люблю:

Мне было довольно видеть тебя,

Встречать улыбку твою!

И в теплом ветре ловить опять

То скрипок плач,

То литавров медь.

А что я с этого буду иметь?

Того тебе — не понять.
Было душно от жгучего света,

А взгляды его — как лучи.

Я только вздрогнула: этот

Может меня приручить.

Наклонился — он что-то скажет.

От лица отхлынула кровь.

Пусть камнем надгробным ляжет

На жизни моей любовь.

Не любишь, не хочешь смотреть?

О, как ты красив, проклятый!

И я не могу взлететь,

А с детства была крылатой.

Мне очи застит туман,

Сливаются вещи и лица,

И только красный тюльпан,

Тюльпан у тебя в петлице.

Как велит простая учтивость,

Подошел ко мне, улыбнулся,

Поцелуем руки коснулся —

И загадочных, древних ликов

На меня поглядели очи.

Десять лет замираний и криков,

Все мои бессонные ночи

Я вложила в тихое слово

И сказала его — напрасно.

Отошел ты, и стало снова На душе и пусто и ясно.

7. Самый гнусный обман — хитростью лишить кого-то любви; это роковая утрата, не восполнимая ни во времени, ни в пространстве. (С. Кьеркегор)

Источник

Читайте также:  Лирическое настроение это как понять
Оцените статью