Образность наглядность эмоциональность доказательность системность субъективность
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них — о значении стиля общения с ребёнком для развития его ___________ (А).
Теперь уже стало бесспорной истиной, что ___________ (Б) так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных ___________ (В) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» ___________ (Г) ребенка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.
Основные черты благоприятного стиля общения в семье определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. ___________ (Д) в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка — его нужд и ___________ (Е), на знании закономерностей его роста и развития его личности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) потребности | 2) психика | 3) личность |
4) культура | 5) общение | 6) семья |
7) контакт | 8) группа | 9) гуманизм |
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами ответа.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Исходя из контекста, последовательность 357291 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Источник
Образность наглядность эмоциональность доказательность системность субъективность
Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, произведения которой он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК | ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Наука — это логика. Художество — это уникальное выражение эмоций и чувств.
А) образность — искусство.
Б) логическая целостность — наука.
В) художественный язык — искусство.
Г) чувственно-эмоциональное отражение мира — искусство.
Д) обоснованность — наука.
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Важнейшим видом духовного производства является ________(А). Наряду с наукой искусство — один из способов ________(Б) человеком мира. Создавая художественные ________(В), экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей ________(Г). В масштабах общества искусство представляет собой ________(Д) творческой деятельности всех поколений. Это одна из форм художественной деятельности и часть духовной ________(Е) как человека, так и всего человечества».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) культура | 2) группа | 3) действительность |
4) искусство | 5) общество | 6) результат |
7) познание | 8) образ | 9) система |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Исходя из контекста, последовательность 478361 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Ответ: 4, 7, 8, 3, 6, 1.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ МИРА
ФОРМА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
---|---|
. | Освоение мировоззренческих установок, основанных на вере в сверхъестественное |
Искусство | Освоение и воплощение эстетических ценностей |
Религия — мировосприятие, свод моральных норм и тип поведения, которые обусловлены верой в существование «иного», сверхъестественного мира и существ — Бога, духов, богов.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство».
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Обоснованность и гипотеза относятся к науке.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слово «искусство» многозначно, как и многие __________ (А), связанные с жизнью общества и __________ (Б). В качестве __________ (В) оно было отграничено от искусства в более широком смысле этого слова (умение, мастерство, ремесло – мастерство плотника, врача и т. д.). Так, к примеру, важно понимать различие между «искусно сделанными вещами» и «произведениями искусства». Мы назовем __________ (Г) художественную деятельность и то, что является ее результатом (произведение). «Искусство есть человеческая __________ (Д), состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает испытываемые им __________ (Е), а другие люди заражаются его эмоциями и переживают их».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово(словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) понятие | 2) производство | 3) деятельность |
4) художественное творчество | 5) культура | 6) человек |
7) чувство | 8) искусство | 9) субъективность |
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Исходя из контекста, последовательность 164837 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Ответ: 1, 6, 4, 8, 3, 7.
В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?
Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.
Правильный ответ может содержать следующие элементы:
1)ответ на вопрос, например:
искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами;
2) две особенности искусства как формы познания, например:
–образное отображение мира и человека в мире;
–опора на единичное, индивидуальное, неповторимое;
–условный характер создаваемых произведений.
Ответ может быть дан в других формулировках. Могут быть названы иные особенности искусства.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
дан ответ и названы две особенности | 3 |
дан ответ, названа одна особенность ИЛИ ответ не дан, названы две особенности | 2 |
дан ответ, особенности не названы ИЛИ названа одна особенность | 1 |
ответ неверен | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Искусство является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции, выполняемые искусством, и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
Указаны три функции искусства и иллюстрирующие их примеры, допустим:
1) познавательная (мировоззренческая). (Например, полотна И. Левитана помогают познавать красоту русской природы, ментальности русского человека);
2) компенсаторная (утешительная). (Например, поэзия И. Бродского помогла женщине обрести уверенность в себе, найти ответы на жизненные вопросы);
3) коммуникативная. (Например, посетив выставку современной живописи, молодой человек нашёл новых друзей и единомышленников);
4) воспитательная. (Например, читая книги, посещая картинные галереи, музыкальные концерты, молодой человек обрёл чувство прекрасного, освоил способы поведения в обществе).
Могут быть указаны иные функции искусства, приведены другие примеры.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Указаны три функции и иллюстрирующие их примеры. | 3 |
Указаны две функции и иллюстрирующие их примеры. Указаны две-три функции и один пример. | 2 |
Указана одна функция и иллюстрирующий её пример. Указаны две-три функции без примеров. | 1 |
Указана одна функция, примеры не приведены. Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Установите соответствие между признаками и формами культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
A | Б | В | Г | Д | Е |
Искусство — специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах. Наука: особая система знаний, система специфических организаций с работающими в них людьми (НИИ), особый вид деятельности, система научных исследований.
A) логическая стройность — наука.
Б) аллегоричность — искусство.
B) обоснованность выводов — наука.
Г) эмоциональность — искусство.
Д) выдвижение гипотез — наука.
Е) гиперболизация — искусство.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИЯ ИСКУССТВА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
---|---|
Эстетическая | Воспроизведение действительности по законам красоты |
. | Отражение действительности при помощи художественных образов |
Отражение действительности при помощи художественных образов — это познавательная функция искусства.
Установите соответствие между формами духовной культуры и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ |
А | Б | В | Г | Д |
А) доказательность — наука.
Б) образность — искусство.
В) эмоциональность — искусство.
Г) фундаментальность — наука.
Д) иносказательность — искусство.
Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.
2) пробуждение фантазии и воображения
5) эмоциональность восприятия
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Объективность и доказательность присущи науке, а не искусству.
Елена учится в музыкальной школе. На занятиях она с интересом знакомится с историей музыкального искусства. Какие еще существуют виды искусства? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) археология — нет, неверно, это наука.
2) архитектура — да, верно.
3) графика — да, верно.
4) философия — нет, неверно, это наука.
5) скульптура — да, верно.
6) хореография — да, верно.
Установите соответствие между произведениями искусства и видами, к которым эти произведения относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА | ВИД ИСКУССТВА |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
1) Группа пространственных видов искусств — она же статическая, воспринимается зрением, произведения из этой группы имеют четкую привязанность раскрытия художественного образа к пространственному построению. К этой группе относятся: архитектура, фотография, живопись, скульптура.
2) Группа временных видов искусств — она же динамическая, воспринимается слухом(не во всех случаях), раскрытие образа задуманного автором происходит с изменением произведения во времени. К этой группе относятся: литература и музыка.
3) Группа пространственно-временных видов искусств — она же синтетическая, воспринимается одновременно слухом и зрением, раскрытие образа происходит одновременно с помощью пространственного построения и изменений происходящих во времени. К ним относятся: кино, театр, хореография.
А) батальное полотно — статический вид искусства.
Б) здание театра — статический вид искусства.
В) балетная постановка — динамический вид искусства.
Г) скульптурная группа — статический вид искусства.
Д) радиоспектакль — динамический вид искусства.
Опишите три примера влияния искусства на воспитание детей. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
1. Воспитание нравственных качеств. Например, читая великое произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка», школьница Варя поняла, что такое честь, достоинство, мораль.
2. Воспитание патриотизма. Например, Варя посмотрела художественный фильм «Брестская крепость» и стала еще больше любить и уважать свою страну, гордиться великим подвигом ее предков.
3. Воспитание культуры поведения и этикета. Например, группа младших школьников, посещая театр, усвоила, что нельзя шуметь и вставать во время сеанса.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильно названы и проиллюстрированы примерами три особенности. | 3 |
Правильно названы две-три особенности, две из которых проиллюстрированы примерами. Правильно названы две особенности, приведены три примера. | 2 |
Правильно названы одна-три особенности, одна из которых проиллюстрирована примером. Правильно названа одна особенность, приведены два-три примера. | 1 |
Правильно названы только одна-три особенности. Приведены только один-три примера. Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой виды искусства.
Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.
К видам искусства не относятся библиотека и музей, это учреждения.
Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ | |||||||||||||||||||||||
A | Б | В | Г | Д |
Особенности научного познания: стремится к максимальной объективности; стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений; использует особый научный язык; использует особые научные методы.
Методы научного познания: наблюдение (изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках; опирается на чувственное познание, итог — описание), эксперимент (метод осуществляется в строго определённых условиях), воображение, выдвижение гипотез, построение теоретических моделей.
А) логическая стройность — наука.
Б) аллегоричность — искусство.
В) обоснованность выводов — наука.
Г) эмоциональность — искусство.
Д) выдвижение гипотез — наука.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие “искусство” стали всё чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на _______(A) и преобразование мира в соответствии с _______(Б), т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее _______(В).
Мир и человек в совокупности их отношений друг с другом являются _______(Г). _______(Д) — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).
Цель искусства двойственна: для творца — это _______(Е), для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) форма существования искусства
2) этические нормы
3) художественное самовыражение
6) предмет искусства
7) объективная реальность
9) эстетические нормы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Исходя из контекста, последовательность 598613 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Найдите в приведённом ниже списке признаки искусства как формы (области) духовной культуры. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) познание мира с помощью слова, цвета и звука
2) значимость художественного вымысла
3) образность и наглядность
4) получение достоверной картины мира
5) изучение закономерностей развития мира
6) объективность отражения реального мира
Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах. Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания.
1) познание мира с помощью слова, цвета и звука — да, верно.
2) значимость художественного вымысла — да, верно.
3) образность и наглядность — да, верно.
4) получение достоверной картины мира — нет, неверно.
5) изучение закономерностей развития мира — нет, неверно.
6) объективность отражения реального мира — нет, неверно.
Установите соответствие между формами и видами (этапами) познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) познание мира с помощью слова, цвета и звука
Б) значимость художественного вымысла
В) получение объективной картины мира
Г) изучение закономерностей развития природы и общества
Д) стремление к истинному знанию
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Основные признаки научного познания:
1) Системность. Научные знания представляют собой не сумму разрозненных сведений. Взаимосвязь и единство существует не только внутри науки, но и между науками.
2) Возможность логического доказательства, точность и однозначность. Это достигается использованием специального языка, в котором используются специальные понятия, символы и правила их употребления.
3) Рациональность, наука — это детище человеческого разума. И в научном знании не может быть ничего недоступного человеческому пониманию. Ничего логического, необъяснимого, необоснованного, опирающегося только на веру.
4) Воспроизводимость и проверяемость. Если созданы условия, в которых получен какой-либо результат, то необходимо обязательно убедиться в его истинности. Если он подтверждается в естественных условиях, то принять это доказательство, если нет — опровергнуть.
5) Объективность, общезначимость и безличность. В научных знаниях должна выражаться объективная истина. От всех симпатий, антипатий, предубеждений и веры мы должны отказаться.
А) познание мира с помощью слова, цвета и звука — искусство.
Б) значимость художественного вымысла — искусство.
В) получение объективной картины мира — наука.
Г) изучение закономерностей развития природы и общества — наука.
Д) стремление к истинному знанию — наука.
Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ | ||||||||||||||||
A | Б | В | Г | Д |
Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация.
Искусство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе.
А) эстетические интерпретации объектов, явлений — искусство.
В) аллегоричность — искусство.
В) обоснованность выводов — наука.
Г) эмоциональность — искусство.
Д) выдвижение гипотез — наука.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
---|---|
. | Получение, теоретическое обоснование и систематизация объективных знаний о мире |
Искусство | Образное осмысление действительности |
Наука — получение, теоретическое обоснование и систематизация объективных знаний о мире.
Установите соответствие между отличительными признаками и формами (областями) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ | ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ | |||
A | Б | В | Г | Д |
Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация.
Искусство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе.
А) стремление к достоверности и объективности — наука.
Б) обоснованность гипотез — наука.
B) ярко выраженный субъективный характер — искусство.
Г) образность и наглядность — искусство.
Д) комплексное описание объекта — наука.
Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Искусство нацелено на открытие объективных закономерностей, действующих в природе и обществе.
2) Искусство отражает действительность в образно-символической форме.
3) Искусство, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, способно оказывать эмоциональное воздействие на человека.
4) Только искусство объясняет события, явления окружающего мира.
5) B искусстве огромную роль играет воображение художника и зрителя.
Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах: в узком смысле — это специфическая форма практически-духовного освоения мира; в широком — высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).
Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.
Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.
1) Искусство нацелено на открытие объективных закономерностей, действующих в природе и обществе — нет, неверно.
2) Искусство отражает действительность в образно-символической форме — да, верно.
3) Искусство, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, способно оказывать эмоциональное воздействие на человека — нет, неверно.
4) Только искусство объясняет события, явления окружающего мира — нет, неверно.
5) B искусстве огромную роль играет воображение художника и зрителя — да, верно.
Источник