Образность логическая целостность художественный язык чувственное эмоциональное отражение мира
Установите соответствие между характеристиками различных обществ и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ТИПЫ ОБЩЕСТВ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
A) господство сельского натурального хозяйства — традиционное (аграрное).
Б) доминирование интенсивных технологий — индустриальное.
B) господство общинной собственности — традиционное (аграрное).
Г) преобладание ручных орудий труда — традиционное (аграрное).
Д) развитие расширенного воспроизводства — индустриальное.
Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ | СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Социальный институт — это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей.
Экономическая сфера связана с производством, обменом, потреблением материальных благ. Ее институты: деньги, капитал, собственность, производство.
Политическая сфера включает в себя управление и руководство в обществе. Ее институты: власть, разделение властей, суд, государство.
Социальная сфера включает отношения между различными социальными общностями и группами. Ее институты: семья, брак, материнство.
Духовная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей. Ее институты: церковь, школа, театр, образование, религия.
А) государство — политика.
Б) религия — духовная культура.
В) образование — духовная культура.
Г) производство — экономика.
Д) семья — социальные отношения.
Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ | ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Народная культура — фольклор. Создается неизвестными авторами, сохраняется в виде традиционных праздников, песен, образцов устного народного творчества.
Массовая культура. Общедоступна, понятна большинству людей, непритязательна, ее образцы выпускаются большими тиражами. Создается профессионалами. Продукты массовой культуры — продукт для продажи.
А) показ многосерийного телевизионного фильма — массовая.
Б) проведение фестиваля фольклорных коллективов — народная.
В) празднование масленицы — народная.
Г) завершение экспедиции по записи обрядовых песен — народная.
Д) концерт эстрадной музыки — массовая.
Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ | ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Экологический кризис —  это кризис связанные с истощением природных ресурсов, загрязнении окружающей среды и т.д.
Угроза мирового терроризма —  учащение захвата заложников, взрывов в мире, экстремистских взглядом и уничтожения мирного населения.
Проблема «Север-Юг» —  это проблема стран Севера и Юга, стран развитых и отсталых стран Третьего мира (Африка, Латинская Америка).
А) постепенное истощение запасов нефти и металлов — угроза экологического кризиса.
Б) активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов в местах массового скопления людей) — угроза мирового терроризма.
В) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки — проблема «Север — Юг».
Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран — проблема «Север — Юг».
Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств — угроза экологического кризиса.
Источник
Образность логическая целостность художественный язык чувственное эмоциональное отражение мира
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Живопись, искусство, архитектура, музыка, балет.
Искусство — специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах.
Выберите верные суждения о функциях искусства и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Познавательная функция позволяет анализировать действительность при помощи художественных образов.
2) Эстетическая функция искусства проявляется в предвосхищении модных тенденций в искусстве.
3) Согласно гедонистической функции, искусство призвано доставлять удовольствие.
4) Воспитательная функция сопряжена с процессом социализации.
5) Компенсаторная функция отражает задачу прогноза негативных проявлений материальной культуры.
Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:
Эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
Социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
Компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
Гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
Познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных Прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
Воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИЯ ИСКУССТВА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
---|---|
Эстетическая | Воспроизведение действительности по законам красоты |
. | Отражение действительности при помощи художественных образов |
Отражение действительности при помощи художественных образов — это познавательная функция искусства.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие “искусство” стали всё чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на _______(A) и преобразование мира в соответствии с _______(Б), т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее _______(В).
Мир и человек в совокупности их отношений друг с другом являются _______(Г). _______(Д) — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).
Цель искусства двойственна: для творца — это _______(Е), для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) форма существования искусства
2) этические нормы
3) художественное самовыражение
6) предмет искусства
7) объективная реальность
9) эстетические нормы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Исходя из контекста, последовательность 598613 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Искусство нацелено на открытие объективных закономерностей, действующих в природе и обществе.
2) Искусство отражает действительность в образно-символической форме.
3) Искусство, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, способно оказывать эмоциональное воздействие на человека.
4) Только искусство объясняет события, явления окружающего мира.
5) B искусстве огромную роль играет воображение художника и зрителя.
Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах: в узком смысле — это специфическая форма практически-духовного освоения мира; в широком — высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).
Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.
Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.
1) Искусство нацелено на открытие объективных закономерностей, действующих в природе и обществе — нет, неверно.
2) Искусство отражает действительность в образно-символической форме — да, верно.
3) Искусство, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, способно оказывать эмоциональное воздействие на человека — нет, неверно.
4) Только искусство объясняет события, явления окружающего мира — нет, неверно.
5) B искусстве огромную роль играет воображение художника и зрителя — да, верно.
Источник
Образность логическая целостность художественный язык чувственное эмоциональное отражение мира
Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
A | Б | В | Г | Д |
Особенности научного познания: стремится к максимальной объективности; стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений; использует особый научный язык; использует особые научные методы.
Методы научного познания: наблюдение (изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках; опирается на чувственное познание, итог — описание), эксперимент (метод осуществляется в строго определённых условиях), воображение, выдвижение гипотез, построение теоретических моделей.
А) логическая стройность — наука.
Б) аллегоричность — искусство.
В) обоснованность выводов — наука.
Г) эмоциональность — искусство.
Д) выдвижение гипотез — наука.
термин логическая стройность употребляется и в искусстве
Разработчики КИМов с вами не согласны.
Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
A | Б | В | Г | Д |
Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация.
Искусство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе.
А) эстетические интерпретации объектов, явлений — искусство.
В) аллегоричность — искусство.
В) обоснованность выводов — наука.
Г) эмоциональность — искусство.
Д) выдвижение гипотез — наука.
Установите соответствие между признаками и формами культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
A | Б | В | Г | Д | Е |
Искусство — специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах. Наука: особая система знаний, система специфических организаций с работающими в них людьми (НИИ), особый вид деятельности, система научных исследований.
A) логическая стройность — наука.
Б) аллегоричность — искусство.
B) обоснованность выводов — наука.
Г) эмоциональность — искусство.
Д) выдвижение гипотез — наука.
Е) гиперболизация — искусство.
Форма культуры это народная,массовая и элитарная. А в данном примере это отрасль культуры
Так было на реальном экзамене, привыкайте, там не все и не всегда корректно
Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, произведения которой он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК | ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Наука — это логика. Художество — это уникальное выражение эмоций и чувств.
А) образность — искусство.
Б) логическая целостность — наука.
В) художественный язык — искусство.
Г) чувственно-эмоциональное отражение мира — искусство.
Д) обоснованность — наука.
Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ВИДЫ (ТИПЫ) КУЛЬТУРЫ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
А) влияние на социализацию индивида — и массовая, и элитарная культура.
Б) разнообразие используемых средств — и массовая, и элитарная культура.
В) отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности — только элитарная культура.
Г) сложность содержания — только элитарная культура.
Д) развлекательный характер — только массовая культура.
Установите соответствие между признаками и организационно- правовыми формами предпринимательской деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ A) неделимость имущества предприятия невозможность его распределения по вкладам, долям, акциям Б) добровольность объединения для совместной хозяйственной деятельности B) объединение имущественных паевых взносов учредителей Г) хозяйственное ведение (оперативное управление) собственностью учредителя Д) личное трудовое участие создателей предприятия в его деятельности 1) унитарное предприятие 2) производственный кооператив Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A) неделимость имущества пред- распределения по вкладам, долям, акциям — унитарное предприятие. Б) добровольность объединения для совместной хозяйственной деятельности — производственный кооператив. B) объединение имущественных паевых взносов учредителей — производственный кооператив. Г) хозяйственное ведение (оперативное управление) собственностью учредителя — унитарное предприятие. Д) личное трудовое участие создателей предприятия в его деятельности — производственный кооператив. Установите соответствие между признаками и видами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) серийность, тиражируемость — 1) массовая культура. Б) ярко выраженный развлекательный характер — 1) массовая культура. В) коммерческий характер — 1) массовая культура. Г) создание произведений анонимными авторами — 2) народная культура. Д) передача традиций предков — 2) народная культура. Установите соответствие между действиями и видами потребностей, на удовлетворение которых они направлены: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) опора на интерес людей к проблемам обыденной жизни — 2) массовая. Б) ярко выраженная коммерческая направленность — 2) массовая, так как ее основная цель — извлечение прибыли. В) сложность содержания — 1) элитарная, так как она ориентировано только для специально подготовленных к восприятию людей Г) упрощение смыслов в художественных образах — 2) массовая, так как ее произведения стремятся к простоте и доступности для широкого круга лиц. Д) ориентация на запросы широкого круга потребителей — 2) массовая, так как чем больше потребителей, тем выше прибыль. Установите соответствие между философскими дисциплинами и их отличительными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Этика — наука о морали. Эстетика — наука о прекрасном. Логика — наука о законах и формах мышления. А) изучаются формы, методы и законы интеллектуальной познавательной деятельности — логика. Б) изучаются мораль и нравственность — этика. В) изучаются сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни — эстетика. Г) наибольшее влияние оказывает на искусство — эстетика. Д) наибольшее влияние оказывает на науку — логика. Установите соответствие между отличительными признаками и формами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А) выполнение, прежде всего, компенсаторной функции — массовая. Б) высокая сложность выражения и содержания — элитарная. В) сохранение исторической преемственности — народная. Г) удовлетворение сиюминутных потребностей людей — массовая. Д) ориентация на узкий круг высокообразованной публики — элитарная. Установите соответствие между отличительными признаками и основными формами культуры, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А) Создается элитой или по ее заказу профессиональными творцами — элитарная. Б) Создается анонимными творцами — народная. В) Адресована узкой группе знатоков и ценителей — элитарная. Г) Преследует основную цель – получение коммерческой выгоды — массовая. Д) Технически тиражируется в виде множества копий — массовая. Установите соответствие между формами культуры и их отличительными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Культура — все виды преобразовательной деятельности, а также её результаты. Элитарная. Создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Её девиз: « искусство для искусства». Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству. Массовая. Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель — получить коммерческую выгоду. Народная. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Связана с религиозной субкультурой. Является частью мировой культуры. А) ориентированность на коммерческий успех — массовая. Б) ориентированность на узкий круг высокообразованной публики — элитарная. В) ориентированность на развлечение широких слоёв населения — массовая. Г) анонимность создателей произведений — народная Д) сложность для восприятия потребителями, не имеющими специальной подготовки — элитарная. Установите соответствие между отличительными признаками и формами (областями) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация. Искусство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе. А) стремление к достоверности и объективности — наука. Б) обоснованность гипотез — наука. B) ярко выраженный субъективный характер — искусство. Г) образность и наглядность — искусство. Д) комплексное описание объекта — наука. Установите соответствие между формами и видами (этапами) познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ | А) познание мира с помощью слова, цвета и звука Б) значимость художественного вымысла В) получение объективной картины мира Г) изучение закономерностей развития природы и общества Д) стремление к истинному знанию Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Основные признаки научного познания: 1) Системность. Научные знания представляют собой не сумму разрозненных сведений. Взаимосвязь и единство существует не только внутри науки, но и между науками. 2) Возможность логического доказательства, точность и однозначность. Это достигается использованием специального языка, в котором используются специальные понятия, символы и правила их употребления. 3) Рациональность, наука — это детище человеческого разума. И в научном знании не может быть ничего недоступного человеческому пониманию. Ничего логического, необъяснимого, необоснованного, опирающегося только на веру. 4) Воспроизводимость и проверяемость. Если созданы условия, в которых получен какой-либо результат, то необходимо обязательно убедиться в его истинности. Если он подтверждается в естественных условиях, то принять это доказательство, если нет — опровергнуть. 5) Объективность, общезначимость и безличность. В научных знаниях должна выражаться объективная истина. От всех симпатий, антипатий, предубеждений и веры мы должны отказаться. А) познание мира с помощью слова, цвета и звука — искусство. Б) значимость художественного вымысла — искусство. В) получение объективной картины мира — наука. Г) изучение закономерностей развития природы и общества — наука. Д) стремление к истинному знанию — наука. Установите соответствие между характерными чертами и разновидностями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
По характеру творений можно выделить культуру, представленную в единичных образцах и массовую культуру. Первая форма по характерным признакам творцов подразделяется на народную и элитарную культуру. Народная культура представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. н. Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т. д. Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом массовая культура часто использует упрощенные образцы элитарной и народной культуры («ремиксы»). Массовая культура усредняет духовное развитие людей. А) обилие спецэффектов, увлекательные сюжеты — массовая. Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей — массовая. В) коммерциализация духовной деятельности — массовая. Г) приоритетное развитие развлекательных жанров — массовая. Д) сложность содержания — элитарная. Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Доиндустриальное общество (традиционное) — состязание человека с природой. Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около 2/3 работоспособного населения. Доминирует ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение. Индустриальное — состязание человека с преобразованной природой. Для него характерно развитие производство товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники. В хозяйственной деятельности преобладает централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы. Время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, самолет и т.п. Монотонный конвейерный труд. Постиндустриальное — состязание между людьми. Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя. А) аграрно-сырьевой тип хозяйства — традиционное. Б) появление массовой культуры — индустриальное. В) развитие глобальных компьютерных сетей — информационное. Г) создание конвейера — индустриальное. Д) ведущая роль науки в производстве — информационное. Источник |