Обостренное чувство справедливости у ребенка что делать

ОБОСТРЕННОЕ ЧУВСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ

О чем говорит обостренное чувство справедливости и непереносимость несправедливости

Для психолога это показатель того, что человек не может адаптироваться к внешним условиям. Ведь мир несовершенен и часто несправедлив. И здоровая психика должна приспосабливаться к такой внешней среде.

Для врача психиатра это — симптом, который прежде всего сигнализирует о том, что в нервной системе возможно появились «застойные» очаги патологического перевозбуждения. Отметим, речь идет об ОБОСТРЕННОМ чувстве справедливости, когда привычные и не замечаемые ранее вещи и события начинают вызывать недовольство, притягивать на себя повышенное внимание.

Это чувство в сочетании с такими признаками как ОБИДЧИВОСТЬ, ЗЛОПАМЯТНОСТЬ, МСТИТЕЛЬНОСТЬ, ПЕДАНТИЧНОСТЬ и РЕВНИВОСТЬ может говорить о нарушениях в работе мозга, вызванных эпилепсией (скрытой эпилепсией), наличием очага повышенной возбудимости в центральной нервной системе.

Обостренное чувство справедливости на фоне слезливости, повышенной чувствительности, раздражительности, бессонницы или повышенной сонливости свойственно астеническим состояниям (переутомление, неврастения, цереброастенический синдром, синдром хронической усталости и др.).

Повышенная чувствительность к несправедливости, наиболее выраженная по утрам, с постоянным чувством вины или обиды, ощущением тяжести в груди может быть проявлением депрессивного состояния.

Если обостренное чувство справедливости наблюдается как черта характера еще с детского и подросткового возраста, сохраняется всю жизнь, то говорят об «акцентуации» характерологических черт личности. В таких случаях во время гормональных перестроек и в пожилом возрасте эта особенность может усиливаться, в остальные периоды — затихать. Это вариант нормы.

Нетерпимость к несправедливости, особенно если это не сильно выражено, может быть и очень полезной особенностью личности, способствующей таким чертам как ответственность, стремление к порядку, перфекционизм. На определенных должностях и видах службы это может способствовать карьере.
В случаях когда указанная черта в поведении ранее не наблюдалась, а за короткий период времени неоднократно себя проявила, или прогрессивно нарастает, следует обратиться к специалисту.

Помощь человеку с обостренным чувством справедливости

Второй шаг — отдых. Попробуйте, хотя бы на время, организовать изоляцию от внешних раздражителей, дать возможность выспаться (засыпать не позже полуночи!). Исключите алкоголь и, по возможности, стимуляторы (крепкий чай, кофе).

Третий шаг — поговорите с ним «по душам». Возможно выяснится, что есть внутренние конфликты между действительным и желаемым, не «пережитые» травмирующие психику переживания, к примеру «безответная любовь», «нелюбимая работа», «неблагодарные дети (родители)» и т.п. Теплое человеческое сопереживание и проговаривание проблемы может принести облегчение.

В сложных для Вашего понимания случаях организуйте встречу с психологом, который профессионально разберется в самых запутанных и даже не осознаваемых психологических переживаниях.

Куда обратиться при обостренном чувстве справедливости

Лучше всего обращаться в крупные специализированные клиники, где есть возможность как психологической помощи (консультация психолога, психотерапия), так и, при надобности, — врачебной (врач — психотерапевт, психиатр). Большинство таких клиник уже на этапе первого обращения по телефону подскажут к какому лучше специалисту обратиться.

При необходимости, консультацию специалиста можно провести на дому.

Источник

Детское чувство справедливости проявляется уже с 3-х лет

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Начиная с малого возраста, дети демонстрируют острое чувство справедливости. Они готовы сделать многое, чтобы человек, проявляющий такую несправедливость, понес соответствующее наказание, даже если самому ребенку ради этого придется чем-то пожертвовать.

Ощущение справедливости может быть подано в самых разных интерпретациях. Некоторые похожие представления можно увидеть и в поведении шимпанзе. Отличие лишь в том, что обезьяны реагируют на наличие или отсутствие справедливости, если дело касается их лично. Что же касается людей, то здесь чувство распространяется и по отношению к другим.

Дети уже в три года ощущают и переживают, если один человек обижает другого. При этом детское стремление направлено не столько на наказание того, кто проявил несправедливость, сколько на помощь пострадавшему.

И все-таки, нужно или нет восстанавливать справедливость? Ведь человек, являющийся обидчиком, должен быть наказан – хотя бы для того чтобы «другим неповадно было». В некоторых случаях для торжества справедливости необходимо жертвовать чем-либо. С какого возраста ребенок готов идти на такие жертвы? Это достаточно сложно для понимания, но ученые, представляющие Университет Нью-Йорка, заметили, что дети, начиная с 3-х или шести лет, уже обладают готовностью жертвовать ради справедливости.

В исследовании принимали участие больше двух сотен детей в возрасте 3-6 лет. Все эти дети были посетителями городского детского музея. Участников проводили в помещение, в котором находилась спиральная горка: с неё разрешалось съехать. Дети приступили к развлечениям, а через некоторое время им продемонстрировали кадры с малышкой, которая злорадно портила и рвала чью-то чужую поделку. Детям объяснили, что эта плохая девочка в скором времени придет к ним, чтобы прокатиться с горки. Дальше участникам предоставили такие возможности: написать на горке табличку со словом «закрыто» или «открыто». Если предполагалось, что горка будет открыта, то это означало, что кататься с неё смогут все, в том числе и вредная малышка. А слово «закрыто» определяло, что кататься не будет никто. Получается, что каждый ребенок имел возможность наказать другого ребенка за порчу чужой поделки путем ущемления собственных интересов.

Читайте также:  Не могу перестать заедать стресс

Оказалось, что каждый второй ребенок выразил готовность пожертвовать своими развлечениями. Среди этих деток присутствовали, как трехлетние, так и шестилетние участники.

После этого специалисты решили определить, какой фактор влияет на детское стремление к наказанию виновного. Детей поделили на группы: одним из них рассказывали, что эта девочка – такая же, как они, и даже принадлежит к их группе. Другим детям говорили, что девочка чужая для них. Третью категорию детей наделили «особыми полномочиями» в принятии решений, повесив им на грудь знак шерифа.

Получилось, что дети более были склонны к наказанию «чужих», а к своим чаще применялся вариант «прощения». А вот дополнительная «власть шерифа» все меняла: под руку попадались скорее свои. Исследователи объяснили это тем, что наделенный властью человек больше ощущает ответственность за «своих» людей, и он сделает все, чтобы «свои» не обижали друг друга.

Источник

Развитие ребенка и чувство справедливости

Советы родителям о том, как реагировать и направлять ребенка, остро ощущающего несправедливость

Многие родители слышат от своих детей жалобы на несправедливость, и зачастую в их словах есть доля правды. Что мы говорим детям с обостренным восприятием справедливости? Часто на подобные заявления родители реагируют тем, что либо полностью игнорируют переживания ребенка, либо относятся к ним с иронией и сарказмом. Например:

  • «О… приятель, ты еще не знаешь, что значит несправедливость» или
  • «Жизнь не всегда справедлива (прими этот факт)», или
  • «Справедливо не значит поровну», или
  • «Здесь я решаю, что справедливо, а что – нет».

В конце концов, как родители вы тоже хотите быть справедливыми и чтобы вас ценили за всю ту тяжелую работу, которую вы проделываете, чтобы действительно быть справедливыми. Просто ваш маленький жалобщик забывает о тех случаях, когда у него было небольшое преимущество, и вы принимали решения в его пользу.

Хорошо, но чего мы хотим добиться в долгосрочной перспективе? Является ли обостренное восприятие справедливости ребенка его хорошим качеством? Разве мы не хотим, чтобы наши сыновья и дочери смотрели на мир и вставали на защиту от несправедливости и беззакония?

Как правильно отмечать и даже усиливать это врожденное восприятие справедливости и честности и при этом сохранять свое достоинство и роль авторитета и лидера семьи? Вот некоторые полезные инструменты:

  • Связь с ребенком должна быть на первом месте. Скажите ему: «Да, когда в гости к твоему брату приходит его друг, а к тебе – нет, это кажется несправедливым. Расскажи мне поподробнее, что ты думаешь об этом», а затем выслушайте его ответ. Чувства вашего ребенка реальны, он получит огромную пользу от того, что вы его выслушаете. При этом вам не нужно исправлять ситуацию, важно просто его понять и поддержать.
  • Интересуйтесь реальной проблемой. «Эта ситуация заставляет тебя думать, что я люблю его больше, чем тебя?». (Раскройте свои объятия навстречу ребенку.)
  • Задавайте вопросы для того, чтобы помочь ребенку увидеть ситуацию в другой перспективе. Говорите примерно следующее: «Что бы ты почувствовал, если бы друг пришел в гости к тебе, а не к брату?», «Интересно, как часто люди, о которых забывают, или те, кто лишен чего-то, считают это несправедливым?», «Как ты думаешь, много ли в мире людей, которые считают, что по отношению к ним другие поступают несправедливо, людей, которых мы даже не замечаем?».
  • Позвольте ребенку выразить свои эмоции и чувства, а затем вместе ищите решение. Пусть он знает, что чувствовать огорчение и разочарование тогда, когда не получаешь желаемого, нормально. Вместе придумывайте идеи, чтобы помочь ему почувствовать себя немного лучше. Помните: речь идет не о том, что нужно торговаться с ребенком по поводу того, как добиться справедливости. Необходимо поддержать малыша в его поиске других способов почувствовать свое значение и связь с людьми, которых он любит.
  • Показывайте пример того, как нужно отстаивать правду и справедливость. Если быть до конца честными, нужно признать, что современному миру присуща несправедливость. Но это не значит, что нужно оставаться безучастным. Поднимать свой голос на защиту справедливости можно по-разному. Возможно, ваш ребенок захочет выступить за равный для всех доступ к системе здравоохранения? Или за обеспечение всех учеников необходимыми школьными принадлежностями? Важно, чтобы вы сами были не безразличны к тому, что происходит вокруг и показывали пример достойного, благородного поведения.

Источник

PsyAndNeuro.ru

Лечение тревожных расстройств у детей и подростков

За последние десять лет опубликовано несколько мета-анализов, обобщающих современные знания о лечении тревожных расстройств у пациентов детского и подросткового возраста, о переносимости, предикторах и модераторах результатов лечения, а также о факторах риска.

Читайте также:  Чувство сдавленности горла при коронавирусе

Для данного обзора были отобраны РКИ, опубликованные в течение 10 лет до июля 2019 г., посвященные тревожным расстройствам у детей и подростков. Исследования, в которых применялись диагностические категории DSM-4, причисляли ПТСР к тревожным расстройствам и не всегда включали сепарационное тревожное расстройство.

Эпидемиология

Тревожные расстройства начинаются раньше всех других психических заболеваний детского возраста, средний медианный возраст начала болезни – 6 лет (депрессия – 13 лет, расстройства, связанные с злоупотреблением психоактивными веществами – 15 лет).

Специфические фобии относятся к тревожным расстройствам, начинающимся в самом раннем возрасте (средний медианный возраст начала болезни – 6 лет).

Сепарационное тревожное расстройство

Средний возраст начала заболевания – 8 лет. В США сепарационное тревожное расстройство встречается у 6,7 % детей (у девочек чаще, чем у мальчиков). Сепарационное тревожное расстройство повышает риск развития панического расстройства в более позднем возрасте (коэффициент риска – 3,5) и значительно повышает риск генерализованного тревожного расстройства (коэффициент риска – 7,7).

Социальное тревожное расстройство (СТР)

У детей с социальным тревожным расстройством часто наблюдается поведенческая ингибиция. Полное проявление симптомов тревожного расстройства приходится на возраст около 12 лет. Социальное тревожное расстройство, которое встречается примерно у 9 % подростков, связано с повышенным риском развития других тревожных расстройств и отказом посещать школу.

Генерализованное тревожное расстройство (ГТР)

Как и в случае с большинством других тревожных расстройств, женский пол повышает риск ГТР в постпубертатном возрасте. В возрасте 13-18 лет ГТР встречается у 2,2 % подростков.

Паническое расстройство (ПР)

Паническое расстройство – “последнее” по хронологии развития детское тревожное расстройство. Заболеваемость, как и в случае с социальным тревожным расстройством и ГТР, повышается в более старших возрастных группах: 1,8 % в возрасте 13-14, 2,3 % в возрасте 15-16, 3,3 % в возрасте 17-18.

В возрасте 13-17 встречается у 2,5 %.

Пропорция пациентов с тяжелой формой тревожности (значительное ухудшение функциональности или очень сильный дистресс) варьируется в зависимости от диагноза. Тяжелые формы ПР, СТР и ГТР чаще встречаются у более старших детей, затрагивая 8,3 % подростков. Большинство подростков с ПР или агорафобией переживают сильную тревожность; в группе подростков с ГТР тяжелая форма тревожности встречается у половины пациентов. При СТР тяжелая форма тревожности – в 14,3 % случаев. При сепарационном тревожном расстройстве тяжелая форма тревожности – у 7,9 %, при специфических фобиях –

Факторы риска

На данный момент остается неясным, каким образом комбинация известных факторов внешней среды, биологических факторов и факторов развития приводит к возникновению тревожных расстройств.

Когнитивные факторы риска

К когнитивным факторам риска тревожных расстройств относят когнитивные искажения, связанные с реакцией на угрозу, нетолерантность к неопределенности, заученное поведение (например, избегание). Избегание ситуаций, провоцирующих у ребенка или подростка тревогу, действует по принципу негативного подкрепления. Нетолерантность к неопределенности проявляется в тенденции негативно реагировать (на эмоциональном, когнитивном, поведенческом уровне) на состояние неопределенности.

Поведенческая ингибиция как фактор риска

Поведенческая ингибиция – чувство подавленности, возникающее при контакте с незнакомыми людьми или в незнакомых обстоятельствах – наблюдается у 15 % детей и повышает риск тревожных расстройств (ГТР, СТР, ПР и сепарационное тревожное расстройство). Некоторые исследования, включая мета-анализы, говорят, что сильнее всего (в 7 раз) поведенческая ингибиция повышает риск СТР; почти у половины детей с поведенческой ингибицией развивается СТР, при этом риск не зависит от темперамента и возраста. Отдельные аспекты поведенческой ингибиции – боязнь взрослых – могут быть связаны с риском сепарационного тревожного расстройства.

Обстановка в семье как фактор риска

Родитель с ГТР, разлука с родителями и дисфункциональная семья (в соответствии с Шкалой функционирования семьи Макмастера) значительно повышают риск развития ГТР. События, связанные с разлукой с родителями, дополнительно увеличивают риск тревожных расстройств.

По вопросу влияния родительского поведения собраны противоречивые данные. Некоторые исследования показывают, что избыточная родительская опека повышает риск тревожности. С другой стороны, есть исследования, показывающие, что основное влияние на риск тревожных расстройств оказывают конкретные виды родительского поведения, способствующие формированию у ребенка выученных моделей поведения. Программа EDSP (“Ранние стадии психопатологии” – проспективно-лонгитюдное исследование, стартовавшее в 1994 г. в Мюнхене) не выявила связи между избыточной родительской опекой и повышенным риском тревожных расстройств. Родительская модель тревожного поведения способствует тому, что дети уклоняются от новых ситуаций или относятся к ним с повышенной осторожностью.

Тревожные расстройства родителей

Тревожное расстройство или определенные расстройства личности у родителя повышают риск тревожного расстройства у ребенка. Например, родительское ГТР повышает риск развития детского ГТР, но не влияет на риск депрессивных расстройств. При этом если у родителя тревожное расстройства, а также депрессивное расстройство, у ребенка повышается риск тревожного расстройства, но без повышения риска депрессии. У детей родителей с симптомами расстройств личности кластера А и С симптомы тревожности выражены ярче.

Употребление психоактивных веществ и риск тревожных расстройств

Как и в отношении других факторов риска, о связи употребления психоактивных веществ с патогенезом тревожных расстройств сложно судить на основе поперечных и проспективных исследований. Есть доказательства того, что употребление алкоголя усиливает тяжесть симптомов панического расстройства у подростков. В группе старшего подросткового возраста не подтверждается связь между паническими атаками и желанием выпить спиртное, из чего можно сделать вывод о слабости гипотезы, объясняющей употребление алкоголя подростками для ослабления панических атак.

Читайте также:  Вид парадокса при котором происходит соединение эмоционально насыщенных антонимов это

В последние годы проясняется связь между употреблением каннабиса и тревожными расстройствами. Ежедневное употребление каннабиса в подростковом возрасте повышает риск развития тревожных расстройств даже у тех, кто прекратил употребление, что, вероятно, говорит о долгосрочном влиянии каннабиса на психическое здоровье подростков. Употребление синтетических каннабиноидов связано с уменьшением объема серого вещества и изменением активности корковых структур, вовлеченных в патофизиологию тревожных расстройств. Остается невыясненным, оказывает ли такой же эффект употребление других каннабиноидов и какой конкретно психоактивный компонент ответственен за это.

Загрязнение окружающей среды как фактор риска

Относительно немного исследований посвящено влиянию загрязнения окружающей среды, в частности загрязнения атмосферы. Ртуть и другие токсичные вещества повышают риск развития тревожных расстройств. Повышенная концентрация ртути в организме матери на момент родов повышает вероятность диагностики тревожных расстройств у ребенка в возрасте 8 лет. Загрязнение от автотранспорта также связано с усилением симптомов тревожности.

Психофармакологическое лечение

По сравнению с другими группами препаратов антидепрессанты изучены лучше всего и они же показали наилучшую эффективность. Противотревожное действие антидепрессантов подтверждает обоснованность недавно начавшегося в психофармакологии сдвига от терминологии, основанной на диагнозах и часто привязанной к первой области применения препарата, к номенклатуре NbN, основанной на механизме действия и фармакологии.

При лечении детских и подростковых тревожных расстройств наилучшую эффективность показывают СИОЗС, однако пациенты, принимающие СИОЗС, прерывают курс лечения из-за побочных эффектов чаще, чем пациенты, принимающие СИОЗСиН. Кроме того, СИОЗС чаще чем СИОЗСиН производят возбуждающий эффект на детей и подростков.

В США при лечении тревожных расстройств у детей и подростков чаще всего назначаются СИОЗС. Приблизительно в половине случаев курс лечения длится как минимум 6 месяцев. Стоит отметить, что лечение почти каждого третьего невзрослого пациента с тревожностью в США начинается с препарата, который не входит в группу СИОЗС.

Исследования действия СИОЗС в детской психиатрии при лечении тревожных расстройств показывают, что в 70 % тех случаев, когда улучшение фиксируется на 8-й неделе лечения, оно наступило раньше – в течение первых 4 недель. По сравнению с СИОЗСиН улучшение наступает быстрее, траектории улучшения при приеме СИОЗС и СИОЗСиН расходятся около 4-й недели.

Мета-анализ, посвященный побочным эффектам, показал, что прием СИОЗС часто прерывается из-за побочных эффектов, к которым относятся возбуждение, седация, бессонница, боль в животе, головная боль. Ни СИОЗС, ни СИОЗСиН не связаны с суицидальностью, требующей неотложного вмешательства. В группе СИОЗС мета-анализ выявил разницу в риске суицидальности. Наиболее безопасным в этом отношении является сертралин.

Два исследования показали эффективность венлафаксина при лечении ГТР, одно – при лечении СТР . Одно исследование показало эффективность дулоксетина при лечении ГТР, и одно исследование показало эффективность атомоксетина при лечении СДВГ с сопутствующими тревожными расстройствами.

Из-за сравнительно плохой переносимости ТЦА уступили место СИОЗС и СИОЗСиН. Исследований их эффективности при лечении тревожных расстройств у детей немного. Исследование, показывающее эффективность имипрамина при лечении СТР, было опубликовано довольно давно – в 1971 г.

Два исследования 2017 г. показали отсутствие разницы между действием буспирона и плацебо при лечении ГТР в группе пациентов 6-17 лет.

Небольшое исследование 2017 г. показало, что действие гуанфацина при лечении тревожных расстройств не отличается от действия плацебо при оценке результатов по шкале PARS (Педиатрическая шкала тревожности) и превосходит действие плацебо при оценке результатов по шкале CGI-I (Шкала общего клинического впечатления, оценка динамики состояния пациента).

Известны доказательства, говорящие в пользу использования бензодиазепинов при неотложном лечении тревожности у детей и подростков, однако исследования длительного приема бензодиазепинов для лечения тревожных расстройств у невзрослых пациентов свидетельствуют об отсутствии пользы. В том что касается суицидальности, требующей неотложного вмешательства, опасность бензодиазепинов при лечении тревожных расстройств у детей и подростков доказана в мета-анализе 2019 г. Однако результаты этого мета-анализа существенно зависят от одного небольшого РКИ 1994 г., поэтому сохраняется необходимость в проведении дополнительных исследований.

Несколько недавних исследований в сфере детской психиатрии показали, что бензодиазепины в качестве дополнения к основному лечению – по крайней мере при резистентной депрессии – ухудшают переносимость лечения и, предположительно, повышают риск суицидальных событий (суицидальные идеи, самоповреждение, попытки суицида).

Комбинация СИОЗС с психотерапией

Для лечения тревожных расстройств в детской психиатрии эксперты рекомендуют комбинацию СИОЗС + психотерапия (КПТ). Однако эффективность такой комбинации изучалась в сравнительно небольшом количестве исследований.

Крупнейшее исследование эффективности СИОЗС при лечение тревожности у детей CAMS (“Мультимодальное исследование детской/подростковой тревожности”, 2008 г.) показало, что комбинация КПТ + сертралин действует эффективнее чем психотерапия или сертралин по отдельности.

Психотерапия

Более чем 20 РКИ говорят о пользе КПТ при лечении детских тревожных расстройств. Рекомендации КПТ в качестве лечения первой линии основаны на собранных доказательствах эффективности, ограниченном характере побочных эффектов, расположенности пациента и его семьи к психосоциальной терапии. Важно помнить, что существует разрыв между условиями, в которых психотерапия практикуется во время исследований, и условиями в обычной жизни. В частности это касается приверженности лечению в форме экспозиционной терапии – в исследовательских группах этот компонент лучше, чем в клинической практике.

Автор перевода: Филиппов Д.С.

Источник

Оцените статью