- ОБОСТРЕННОЕ ЧУВСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ
- О чем говорит обостренное чувство справедливости и непереносимость несправедливости
- Помощь человеку с обостренным чувством справедливости
- Куда обратиться при обостренном чувстве справедливости
- Детское чувство справедливости проявляется уже с 3-х лет
- Развитие ребенка и чувство справедливости
- Советы родителям о том, как реагировать и направлять ребенка, остро ощущающего несправедливость
- PsyAndNeuro.ru
- Лечение тревожных расстройств у детей и подростков
- Эпидемиология
- Факторы риска
- Психофармакологическое лечение
- Психотерапия
ОБОСТРЕННОЕ ЧУВСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ
О чем говорит обостренное чувство справедливости и непереносимость несправедливости
Для психолога это показатель того, что человек не может адаптироваться к внешним условиям. Ведь мир несовершенен и часто несправедлив. И здоровая психика должна приспосабливаться к такой внешней среде.
Для врача психиатра это — симптом, который прежде всего сигнализирует о том, что в нервной системе возможно появились «застойные» очаги патологического перевозбуждения. Отметим, речь идет об ОБОСТРЕННОМ чувстве справедливости, когда привычные и не замечаемые ранее вещи и события начинают вызывать недовольство, притягивать на себя повышенное внимание.
Это чувство в сочетании с такими признаками как ОБИДЧИВОСТЬ, ЗЛОПАМЯТНОСТЬ, МСТИТЕЛЬНОСТЬ, ПЕДАНТИЧНОСТЬ и РЕВНИВОСТЬ может говорить о нарушениях в работе мозга, вызванных эпилепсией (скрытой эпилепсией), наличием очага повышенной возбудимости в центральной нервной системе.
Обостренное чувство справедливости на фоне слезливости, повышенной чувствительности, раздражительности, бессонницы или повышенной сонливости свойственно астеническим состояниям (переутомление, неврастения, цереброастенический синдром, синдром хронической усталости и др.).
Повышенная чувствительность к несправедливости, наиболее выраженная по утрам, с постоянным чувством вины или обиды, ощущением тяжести в груди может быть проявлением депрессивного состояния.
Если обостренное чувство справедливости наблюдается как черта характера еще с детского и подросткового возраста, сохраняется всю жизнь, то говорят об «акцентуации» характерологических черт личности. В таких случаях во время гормональных перестроек и в пожилом возрасте эта особенность может усиливаться, в остальные периоды — затихать. Это вариант нормы.
Нетерпимость к несправедливости, особенно если это не сильно выражено, может быть и очень полезной особенностью личности, способствующей таким чертам как ответственность, стремление к порядку, перфекционизм. На определенных должностях и видах службы это может способствовать карьере.
В случаях когда указанная черта в поведении ранее не наблюдалась, а за короткий период времени неоднократно себя проявила, или прогрессивно нарастает, следует обратиться к специалисту.
Помощь человеку с обостренным чувством справедливости
Второй шаг — отдых. Попробуйте, хотя бы на время, организовать изоляцию от внешних раздражителей, дать возможность выспаться (засыпать не позже полуночи!). Исключите алкоголь и, по возможности, стимуляторы (крепкий чай, кофе).
Третий шаг — поговорите с ним «по душам». Возможно выяснится, что есть внутренние конфликты между действительным и желаемым, не «пережитые» травмирующие психику переживания, к примеру «безответная любовь», «нелюбимая работа», «неблагодарные дети (родители)» и т.п. Теплое человеческое сопереживание и проговаривание проблемы может принести облегчение.
В сложных для Вашего понимания случаях организуйте встречу с психологом, который профессионально разберется в самых запутанных и даже не осознаваемых психологических переживаниях.
Куда обратиться при обостренном чувстве справедливости
Лучше всего обращаться в крупные специализированные клиники, где есть возможность как психологической помощи (консультация психолога, психотерапия), так и, при надобности, — врачебной (врач — психотерапевт, психиатр). Большинство таких клиник уже на этапе первого обращения по телефону подскажут к какому лучше специалисту обратиться.
При необходимости, консультацию специалиста можно провести на дому.
Источник
Детское чувство справедливости проявляется уже с 3-х лет
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Начиная с малого возраста, дети демонстрируют острое чувство справедливости. Они готовы сделать многое, чтобы человек, проявляющий такую несправедливость, понес соответствующее наказание, даже если самому ребенку ради этого придется чем-то пожертвовать.
Ощущение справедливости может быть подано в самых разных интерпретациях. Некоторые похожие представления можно увидеть и в поведении шимпанзе. Отличие лишь в том, что обезьяны реагируют на наличие или отсутствие справедливости, если дело касается их лично. Что же касается людей, то здесь чувство распространяется и по отношению к другим.
Дети уже в три года ощущают и переживают, если один человек обижает другого. При этом детское стремление направлено не столько на наказание того, кто проявил несправедливость, сколько на помощь пострадавшему.
И все-таки, нужно или нет восстанавливать справедливость? Ведь человек, являющийся обидчиком, должен быть наказан – хотя бы для того чтобы «другим неповадно было». В некоторых случаях для торжества справедливости необходимо жертвовать чем-либо. С какого возраста ребенок готов идти на такие жертвы? Это достаточно сложно для понимания, но ученые, представляющие Университет Нью-Йорка, заметили, что дети, начиная с 3-х или шести лет, уже обладают готовностью жертвовать ради справедливости.
В исследовании принимали участие больше двух сотен детей в возрасте 3-6 лет. Все эти дети были посетителями городского детского музея. Участников проводили в помещение, в котором находилась спиральная горка: с неё разрешалось съехать. Дети приступили к развлечениям, а через некоторое время им продемонстрировали кадры с малышкой, которая злорадно портила и рвала чью-то чужую поделку. Детям объяснили, что эта плохая девочка в скором времени придет к ним, чтобы прокатиться с горки. Дальше участникам предоставили такие возможности: написать на горке табличку со словом «закрыто» или «открыто». Если предполагалось, что горка будет открыта, то это означало, что кататься с неё смогут все, в том числе и вредная малышка. А слово «закрыто» определяло, что кататься не будет никто. Получается, что каждый ребенок имел возможность наказать другого ребенка за порчу чужой поделки путем ущемления собственных интересов.
Оказалось, что каждый второй ребенок выразил готовность пожертвовать своими развлечениями. Среди этих деток присутствовали, как трехлетние, так и шестилетние участники.
После этого специалисты решили определить, какой фактор влияет на детское стремление к наказанию виновного. Детей поделили на группы: одним из них рассказывали, что эта девочка – такая же, как они, и даже принадлежит к их группе. Другим детям говорили, что девочка чужая для них. Третью категорию детей наделили «особыми полномочиями» в принятии решений, повесив им на грудь знак шерифа.
Получилось, что дети более были склонны к наказанию «чужих», а к своим чаще применялся вариант «прощения». А вот дополнительная «власть шерифа» все меняла: под руку попадались скорее свои. Исследователи объяснили это тем, что наделенный властью человек больше ощущает ответственность за «своих» людей, и он сделает все, чтобы «свои» не обижали друг друга.
Источник
Развитие ребенка и чувство справедливости
Советы родителям о том, как реагировать и направлять ребенка, остро ощущающего несправедливость
Многие родители слышат от своих детей жалобы на несправедливость, и зачастую в их словах есть доля правды. Что мы говорим детям с обостренным восприятием справедливости? Часто на подобные заявления родители реагируют тем, что либо полностью игнорируют переживания ребенка, либо относятся к ним с иронией и сарказмом. Например:
- «О… приятель, ты еще не знаешь, что значит несправедливость» или
- «Жизнь не всегда справедлива (прими этот факт)», или
- «Справедливо не значит поровну», или
- «Здесь я решаю, что справедливо, а что – нет».
В конце концов, как родители вы тоже хотите быть справедливыми и чтобы вас ценили за всю ту тяжелую работу, которую вы проделываете, чтобы действительно быть справедливыми. Просто ваш маленький жалобщик забывает о тех случаях, когда у него было небольшое преимущество, и вы принимали решения в его пользу.
Хорошо, но чего мы хотим добиться в долгосрочной перспективе? Является ли обостренное восприятие справедливости ребенка его хорошим качеством? Разве мы не хотим, чтобы наши сыновья и дочери смотрели на мир и вставали на защиту от несправедливости и беззакония?
Как правильно отмечать и даже усиливать это врожденное восприятие справедливости и честности и при этом сохранять свое достоинство и роль авторитета и лидера семьи? Вот некоторые полезные инструменты:
- Связь с ребенком должна быть на первом месте. Скажите ему: «Да, когда в гости к твоему брату приходит его друг, а к тебе – нет, это кажется несправедливым. Расскажи мне поподробнее, что ты думаешь об этом», а затем выслушайте его ответ. Чувства вашего ребенка реальны, он получит огромную пользу от того, что вы его выслушаете. При этом вам не нужно исправлять ситуацию, важно просто его понять и поддержать.
- Интересуйтесь реальной проблемой. «Эта ситуация заставляет тебя думать, что я люблю его больше, чем тебя?». (Раскройте свои объятия навстречу ребенку.)
- Задавайте вопросы для того, чтобы помочь ребенку увидеть ситуацию в другой перспективе. Говорите примерно следующее: «Что бы ты почувствовал, если бы друг пришел в гости к тебе, а не к брату?», «Интересно, как часто люди, о которых забывают, или те, кто лишен чего-то, считают это несправедливым?», «Как ты думаешь, много ли в мире людей, которые считают, что по отношению к ним другие поступают несправедливо, людей, которых мы даже не замечаем?».
- Позвольте ребенку выразить свои эмоции и чувства, а затем вместе ищите решение. Пусть он знает, что чувствовать огорчение и разочарование тогда, когда не получаешь желаемого, нормально. Вместе придумывайте идеи, чтобы помочь ему почувствовать себя немного лучше. Помните: речь идет не о том, что нужно торговаться с ребенком по поводу того, как добиться справедливости. Необходимо поддержать малыша в его поиске других способов почувствовать свое значение и связь с людьми, которых он любит.
- Показывайте пример того, как нужно отстаивать правду и справедливость. Если быть до конца честными, нужно признать, что современному миру присуща несправедливость. Но это не значит, что нужно оставаться безучастным. Поднимать свой голос на защиту справедливости можно по-разному. Возможно, ваш ребенок захочет выступить за равный для всех доступ к системе здравоохранения? Или за обеспечение всех учеников необходимыми школьными принадлежностями? Важно, чтобы вы сами были не безразличны к тому, что происходит вокруг и показывали пример достойного, благородного поведения.
Источник
PsyAndNeuro.ru
Лечение тревожных расстройств у детей и подростков
За последние десять лет опубликовано несколько мета-анализов, обобщающих современные знания о лечении тревожных расстройств у пациентов детского и подросткового возраста, о переносимости, предикторах и модераторах результатов лечения, а также о факторах риска.
Для данного обзора были отобраны РКИ, опубликованные в течение 10 лет до июля 2019 г., посвященные тревожным расстройствам у детей и подростков. Исследования, в которых применялись диагностические категории DSM-4, причисляли ПТСР к тревожным расстройствам и не всегда включали сепарационное тревожное расстройство.
Эпидемиология
Тревожные расстройства начинаются раньше всех других психических заболеваний детского возраста, средний медианный возраст начала болезни – 6 лет (депрессия – 13 лет, расстройства, связанные с злоупотреблением психоактивными веществами – 15 лет).
Специфические фобии относятся к тревожным расстройствам, начинающимся в самом раннем возрасте (средний медианный возраст начала болезни – 6 лет).
Сепарационное тревожное расстройство
Средний возраст начала заболевания – 8 лет. В США сепарационное тревожное расстройство встречается у 6,7 % детей (у девочек чаще, чем у мальчиков). Сепарационное тревожное расстройство повышает риск развития панического расстройства в более позднем возрасте (коэффициент риска – 3,5) и значительно повышает риск генерализованного тревожного расстройства (коэффициент риска – 7,7).
Социальное тревожное расстройство (СТР)
У детей с социальным тревожным расстройством часто наблюдается поведенческая ингибиция. Полное проявление симптомов тревожного расстройства приходится на возраст около 12 лет. Социальное тревожное расстройство, которое встречается примерно у 9 % подростков, связано с повышенным риском развития других тревожных расстройств и отказом посещать школу.
Генерализованное тревожное расстройство (ГТР)
Как и в случае с большинством других тревожных расстройств, женский пол повышает риск ГТР в постпубертатном возрасте. В возрасте 13-18 лет ГТР встречается у 2,2 % подростков.
Паническое расстройство (ПР)
Паническое расстройство – “последнее” по хронологии развития детское тревожное расстройство. Заболеваемость, как и в случае с социальным тревожным расстройством и ГТР, повышается в более старших возрастных группах: 1,8 % в возрасте 13-14, 2,3 % в возрасте 15-16, 3,3 % в возрасте 17-18.
В возрасте 13-17 встречается у 2,5 %.
Пропорция пациентов с тяжелой формой тревожности (значительное ухудшение функциональности или очень сильный дистресс) варьируется в зависимости от диагноза. Тяжелые формы ПР, СТР и ГТР чаще встречаются у более старших детей, затрагивая 8,3 % подростков. Большинство подростков с ПР или агорафобией переживают сильную тревожность; в группе подростков с ГТР тяжелая форма тревожности встречается у половины пациентов. При СТР тяжелая форма тревожности – в 14,3 % случаев. При сепарационном тревожном расстройстве тяжелая форма тревожности – у 7,9 %, при специфических фобиях –
Факторы риска
На данный момент остается неясным, каким образом комбинация известных факторов внешней среды, биологических факторов и факторов развития приводит к возникновению тревожных расстройств.
Когнитивные факторы риска
К когнитивным факторам риска тревожных расстройств относят когнитивные искажения, связанные с реакцией на угрозу, нетолерантность к неопределенности, заученное поведение (например, избегание). Избегание ситуаций, провоцирующих у ребенка или подростка тревогу, действует по принципу негативного подкрепления. Нетолерантность к неопределенности проявляется в тенденции негативно реагировать (на эмоциональном, когнитивном, поведенческом уровне) на состояние неопределенности.
Поведенческая ингибиция как фактор риска
Поведенческая ингибиция – чувство подавленности, возникающее при контакте с незнакомыми людьми или в незнакомых обстоятельствах – наблюдается у 15 % детей и повышает риск тревожных расстройств (ГТР, СТР, ПР и сепарационное тревожное расстройство). Некоторые исследования, включая мета-анализы, говорят, что сильнее всего (в 7 раз) поведенческая ингибиция повышает риск СТР; почти у половины детей с поведенческой ингибицией развивается СТР, при этом риск не зависит от темперамента и возраста. Отдельные аспекты поведенческой ингибиции – боязнь взрослых – могут быть связаны с риском сепарационного тревожного расстройства.
Обстановка в семье как фактор риска
Родитель с ГТР, разлука с родителями и дисфункциональная семья (в соответствии с Шкалой функционирования семьи Макмастера) значительно повышают риск развития ГТР. События, связанные с разлукой с родителями, дополнительно увеличивают риск тревожных расстройств.
По вопросу влияния родительского поведения собраны противоречивые данные. Некоторые исследования показывают, что избыточная родительская опека повышает риск тревожности. С другой стороны, есть исследования, показывающие, что основное влияние на риск тревожных расстройств оказывают конкретные виды родительского поведения, способствующие формированию у ребенка выученных моделей поведения. Программа EDSP (“Ранние стадии психопатологии” – проспективно-лонгитюдное исследование, стартовавшее в 1994 г. в Мюнхене) не выявила связи между избыточной родительской опекой и повышенным риском тревожных расстройств. Родительская модель тревожного поведения способствует тому, что дети уклоняются от новых ситуаций или относятся к ним с повышенной осторожностью.
Тревожные расстройства родителей
Тревожное расстройство или определенные расстройства личности у родителя повышают риск тревожного расстройства у ребенка. Например, родительское ГТР повышает риск развития детского ГТР, но не влияет на риск депрессивных расстройств. При этом если у родителя тревожное расстройства, а также депрессивное расстройство, у ребенка повышается риск тревожного расстройства, но без повышения риска депрессии. У детей родителей с симптомами расстройств личности кластера А и С симптомы тревожности выражены ярче.
Употребление психоактивных веществ и риск тревожных расстройств
Как и в отношении других факторов риска, о связи употребления психоактивных веществ с патогенезом тревожных расстройств сложно судить на основе поперечных и проспективных исследований. Есть доказательства того, что употребление алкоголя усиливает тяжесть симптомов панического расстройства у подростков. В группе старшего подросткового возраста не подтверждается связь между паническими атаками и желанием выпить спиртное, из чего можно сделать вывод о слабости гипотезы, объясняющей употребление алкоголя подростками для ослабления панических атак.
В последние годы проясняется связь между употреблением каннабиса и тревожными расстройствами. Ежедневное употребление каннабиса в подростковом возрасте повышает риск развития тревожных расстройств даже у тех, кто прекратил употребление, что, вероятно, говорит о долгосрочном влиянии каннабиса на психическое здоровье подростков. Употребление синтетических каннабиноидов связано с уменьшением объема серого вещества и изменением активности корковых структур, вовлеченных в патофизиологию тревожных расстройств. Остается невыясненным, оказывает ли такой же эффект употребление других каннабиноидов и какой конкретно психоактивный компонент ответственен за это.
Загрязнение окружающей среды как фактор риска
Относительно немного исследований посвящено влиянию загрязнения окружающей среды, в частности загрязнения атмосферы. Ртуть и другие токсичные вещества повышают риск развития тревожных расстройств. Повышенная концентрация ртути в организме матери на момент родов повышает вероятность диагностики тревожных расстройств у ребенка в возрасте 8 лет. Загрязнение от автотранспорта также связано с усилением симптомов тревожности.
Психофармакологическое лечение
По сравнению с другими группами препаратов антидепрессанты изучены лучше всего и они же показали наилучшую эффективность. Противотревожное действие антидепрессантов подтверждает обоснованность недавно начавшегося в психофармакологии сдвига от терминологии, основанной на диагнозах и часто привязанной к первой области применения препарата, к номенклатуре NbN, основанной на механизме действия и фармакологии.
При лечении детских и подростковых тревожных расстройств наилучшую эффективность показывают СИОЗС, однако пациенты, принимающие СИОЗС, прерывают курс лечения из-за побочных эффектов чаще, чем пациенты, принимающие СИОЗСиН. Кроме того, СИОЗС чаще чем СИОЗСиН производят возбуждающий эффект на детей и подростков.
В США при лечении тревожных расстройств у детей и подростков чаще всего назначаются СИОЗС. Приблизительно в половине случаев курс лечения длится как минимум 6 месяцев. Стоит отметить, что лечение почти каждого третьего невзрослого пациента с тревожностью в США начинается с препарата, который не входит в группу СИОЗС.
Исследования действия СИОЗС в детской психиатрии при лечении тревожных расстройств показывают, что в 70 % тех случаев, когда улучшение фиксируется на 8-й неделе лечения, оно наступило раньше – в течение первых 4 недель. По сравнению с СИОЗСиН улучшение наступает быстрее, траектории улучшения при приеме СИОЗС и СИОЗСиН расходятся около 4-й недели.
Мета-анализ, посвященный побочным эффектам, показал, что прием СИОЗС часто прерывается из-за побочных эффектов, к которым относятся возбуждение, седация, бессонница, боль в животе, головная боль. Ни СИОЗС, ни СИОЗСиН не связаны с суицидальностью, требующей неотложного вмешательства. В группе СИОЗС мета-анализ выявил разницу в риске суицидальности. Наиболее безопасным в этом отношении является сертралин.
Два исследования показали эффективность венлафаксина при лечении ГТР, одно – при лечении СТР . Одно исследование показало эффективность дулоксетина при лечении ГТР, и одно исследование показало эффективность атомоксетина при лечении СДВГ с сопутствующими тревожными расстройствами.
Из-за сравнительно плохой переносимости ТЦА уступили место СИОЗС и СИОЗСиН. Исследований их эффективности при лечении тревожных расстройств у детей немного. Исследование, показывающее эффективность имипрамина при лечении СТР, было опубликовано довольно давно – в 1971 г.
Два исследования 2017 г. показали отсутствие разницы между действием буспирона и плацебо при лечении ГТР в группе пациентов 6-17 лет.
Небольшое исследование 2017 г. показало, что действие гуанфацина при лечении тревожных расстройств не отличается от действия плацебо при оценке результатов по шкале PARS (Педиатрическая шкала тревожности) и превосходит действие плацебо при оценке результатов по шкале CGI-I (Шкала общего клинического впечатления, оценка динамики состояния пациента).
Известны доказательства, говорящие в пользу использования бензодиазепинов при неотложном лечении тревожности у детей и подростков, однако исследования длительного приема бензодиазепинов для лечения тревожных расстройств у невзрослых пациентов свидетельствуют об отсутствии пользы. В том что касается суицидальности, требующей неотложного вмешательства, опасность бензодиазепинов при лечении тревожных расстройств у детей и подростков доказана в мета-анализе 2019 г. Однако результаты этого мета-анализа существенно зависят от одного небольшого РКИ 1994 г., поэтому сохраняется необходимость в проведении дополнительных исследований.
Несколько недавних исследований в сфере детской психиатрии показали, что бензодиазепины в качестве дополнения к основному лечению – по крайней мере при резистентной депрессии – ухудшают переносимость лечения и, предположительно, повышают риск суицидальных событий (суицидальные идеи, самоповреждение, попытки суицида).
Комбинация СИОЗС с психотерапией
Для лечения тревожных расстройств в детской психиатрии эксперты рекомендуют комбинацию СИОЗС + психотерапия (КПТ). Однако эффективность такой комбинации изучалась в сравнительно небольшом количестве исследований.
Крупнейшее исследование эффективности СИОЗС при лечение тревожности у детей CAMS (“Мультимодальное исследование детской/подростковой тревожности”, 2008 г.) показало, что комбинация КПТ + сертралин действует эффективнее чем психотерапия или сертралин по отдельности.
Психотерапия
Более чем 20 РКИ говорят о пользе КПТ при лечении детских тревожных расстройств. Рекомендации КПТ в качестве лечения первой линии основаны на собранных доказательствах эффективности, ограниченном характере побочных эффектов, расположенности пациента и его семьи к психосоциальной терапии. Важно помнить, что существует разрыв между условиями, в которых психотерапия практикуется во время исследований, и условиями в обычной жизни. В частности это касается приверженности лечению в форме экспозиционной терапии – в исследовательских группах этот компонент лучше, чем в клинической практике.
Автор перевода: Филиппов Д.С.
Источник