Люди с обостренным чувством справедливости часто считают себя супергероями, без помощи которых ни одна ситуация, попавшая в поле их зрения, не разрешится благополучно. Чувство долга и чувство справедливости относятся к эмоциям, которые крайне сложно контролировать.
Само ощущение справедливости достаточно субъективно. Например, один человек считает, что в коллективе все должны получать одинаковую зарплату, а другой человек — что каждый должен получать плату соразмерно выполненным задачам.
Чувство справедливости – это уникальный набор качеств, свойственных всем людям. Индивидуальное восприятие влияет на отношение к различным событиям. Само явление изучается и в психологии, и в философии, и в судебном праве.
Субъективное видение справедливости может многое сказать о характере и жизненных принципах человека.
Усиленное чувство справедливости может проявиться внезапно, а может сопровождать человека постоянно. Признаком формирования такого качества является, например, слабость. Если личность слаба морально, не может самостоятельно защитить свои интересы и отстоять границы, то, скорее всего, она будет страдать от перманентной несправедливости.
Еще один признак того, что у человека сформируется острое чувство справедливости – трудное детство. Это тоже субъективное понятие, но большинство «симптомов» схожи: недостаток родительской любви и низкий уровень материальной обеспеченности. Ребенок не способен понять, почему он получает игрушки только на День Рождения и Новый Год, а родители Сережи покупают ему игрушки каждый месяц. Для него это – пример несправедливости.
Повышенное чувство справедливости проявляется в ощущении определенных эмоций: гнев, злость, грусть, тоска. Например, во время прогулки вы заметили, как между двумя мальчишками произошла потасовка. Более взрослый обидел маленького, но обидно и грустно почему-то вам, хотя к этому происшествию отношения не имеете. Хочется вмешаться и преподать урок взрослому мальчику, ведь маленьких обижать нельзя.
Постоянное желание добиться порядка, отвечающего вашим субъективным требованиям, -наиболее яркий симптом болезненного чувства справедливости.
Обостренное чувство справедливости диагнозом не является, но все же требует корректировки, так как серьезно влияет на жизнь. Если у человека внезапно проявилось это качество, значит, какая-то проблема в жизни все же есть. Специалист обнаружит отклонение по следующим признакам:
Несправедливость в жизни встречается слишком часто, чтобы придавать ей большое значение. Это сейчас я могу так рассуждать и закрывать глаза на мелкие неприятности, но вот в детстве дела обстояли иначе. Мне запомнился случай, воспоминания о котором по сей день вызывают смешанные эмоции.
Мне 5-6 лет, мы сидим с мамой на диване и смотрим новости. Начинается сюжет о малышах из детского дома, от которых отказались родители. Этот момент пронзил мое детское сердце, и я залилась слезами от жуткой несправедливости: я живу дома с родителями, а эти несчастные детки страдают без родительской любви. Мама долго не могла меня успокоить и привести аргументы, потому что несправедливость жизни в этом аспекте слишком очевидна.
Эмоции человека постоянно меняются в зависимости от внутреннего состояния и внешних факторов. Некоторые из особо ярких эмоций могут свидетельствовать о наличии психических отклонений. Однако ошибочно полагать, что обостренное чувство справедливости – один из признаков шизофрении. Об этом можно думать только в тех случаях, когда есть сопутствующие признаки.
Чувство справедливости относится к виду чувств, которые сопровождают человека постоянно, но у всех выражаются по-разному. Обостренное состояние говорит о необходимости поразмыслить над своими внутренними проблемами и, возможно, обратиться за помощью.
Источник
У детей очень развито чувство здравого смысла и чувство справедливости. Однако, и то и другое находятся в стадии развития по отношению к принципам жизни в обществе. Так, ребенок начинает плакать, если видит, что окружающий мир не подчиняется ЕГО чувству здравого смысла и идет вразрез с ЕГО чувством справедливости.
Родители, воспитатели постепенно начинают учить ребенка правилам жизни в общесте: игрушки не надо вырывать, вечером надо укладываться спать, с едой не надо играть, а за неправильное поведение надо уметь извиняться.
Чем старше ребенок, тем шире становится круг его вовлеченности в общественную жизнь, и тем более сложной становится его картина мира и принципы взаимодействия с этим миром.
Если дать ребенку правильный, а точнее наиболее приемлимый для данного общества набор поведенческих патернов, тем более «счастливым», или точнее сказать спокойным и удовлетворенным будет чувствовать себя ребенок по мере вхождения в общество.
И вот эти принципы общения мы должны дать ребенку в семье.
Соня с Данилой снова сегодня с утра устроили заварушку. Они уже знают, что ко мне лучше сразу не бежать. Соня пытается не плакать, Данила убавил громкость своего тона, но я слышу, что они не справляются, тем более, что утром времени на долгие разговоры нет, поэтому лучше не запускать этот процесс до стадии открытого конфликта.
— Данила, Соня, что случилось?
— Мам, Данила не дает мне бабочку!
— Данила, отдай Соне бабочку, — начинаю я, но понимаю, что там все намного сложнее.
— Мам, Соня на днях подарила мне эту бабочку, а теперь заходит ко мне в комнату и без разрешения берет ее.
— Мам, но я это моя! – плачет Соня.
— Нет, Сонь, уже не твоя, ты ее уже отдала Даниле, пообещав, что навсегда. Если тебе нужна эта бабочка, то, как минимум, тебе надо попросить у Данилы.
— Данил, дай пожалуйста! – плачет Соня.
— Данил, Соня попросила тебя. Дай ей пожалуйста, — дружеским тоном прошу Данилу, рассчитывая на его благоразумие.
— Я дам, но только если Соня попросит нормальным тоном, без слез. – Данила это произнес только потому, что он слышал, как я учу Соню не плакать, когда она о чем-то просит.
Для меня это было очень хорошим знаком, что внутренне Данила согласен с моим поведением по отношению к Соне. Здесь я поставила себе галочку, но в данной ситуации это мне не могло разрулить ситуацию. Соня все еще требовала бабочку, а Данила все еще не давал ее ей.
— Сонь, ты поди пока в зал, подожди меня там. Я сейчас поговорю с Данилой и приду к тебе. – Соня ушла.
— Данил, то, что ты учишь Соню, это очень похвально. И, я должна сказать, что Соня тебя слушается, однако, ты очень сильно завышаешь стандарты. Соня, да и никто другой, не сможет мгновенно перейти от слез к улыбкам и ласковому тону. На это нужно время, а тебе нужно великодушие, чтобы показать Соне, что ее даже малейшее усилие работает. Свои требования повышать можно, если это на благо другому, но делать это надо постепенно.
— Нет, мам, — безапелляционно помотал головой Данила, — Я дам Соне бабочку после обеда, когда она успокоится.
Тут я поняла, что я жду от Данилы мгновенной положительной реакции. Я жду от него того же, что и он ждет и от Сони – мгновенного изменения поведения. Я вдруг осознала, что и ему тоже нужно время, чтобы дорасти до великодушия.
— Хорошо, — спохватилась я, — ты пока подумай. Я через минутку приду, и ты скажешь мне, что ты решил.
Я ушла. То, что я говорила с Данилой, помогло Соне успокоиться и она, собственно, уже забыла, что ей нужна была эта бабочка. Я, правда, знала, что через минуту надо все равно вернуться к Даниле и завершить разговор, что я и сделала.
— Данил, ну что, ты подумал?
— Мам, вот, держи бабочку.
— Данил, сам отдашь Соне или мне отдать?
Я вернула Соне бабочку. Она поблагодарила. Данила доделал упражнение на компьютере. Мы спокойно оделись и вышли в школу.
Источник
Многие родители слышат от своих детей жалобы на несправедливость, и зачастую в их словах есть доля правды. Что мы говорим детям с обостренным восприятием справедливости? Часто на подобные заявления родители реагируют тем, что либо полностью игнорируют переживания ребенка, либо относятся к ним с иронией и сарказмом. Например:
В конце концов, как родители вы тоже хотите быть справедливыми и чтобы вас ценили за всю ту тяжелую работу, которую вы проделываете, чтобы действительно быть справедливыми. Просто ваш маленький жалобщик забывает о тех случаях, когда у него было небольшое преимущество, и вы принимали решения в его пользу.
Хорошо, но чего мы хотим добиться в долгосрочной перспективе? Является ли обостренное восприятие справедливости ребенка его хорошим качеством? Разве мы не хотим, чтобы наши сыновья и дочери смотрели на мир и вставали на защиту от несправедливости и беззакония?
Как правильно отмечать и даже усиливать это врожденное восприятие справедливости и честности и при этом сохранять свое достоинство и роль авторитета и лидера семьи? Вот некоторые полезные инструменты:
Источник
Даже если ребенок всегда поступает, как говорят взрослые (как правильно и хорошо), это не всегда приводит к похвале и награде. Что делать родителям — смягчить удар или дать «понюхать пороху»? Разбираемся с психологом.
Моя мама очень старалась, чтобы у нас с братьями всё было по-честному. Я даже не говорю о глобальных вещах! Когда мы ели вишню в сиропе, она выкладывала одинаковое количество вишенок по блюдцам и лишь потом ставила их на стол. Что она давала одному ребенку, она также предлагала и другому — еду, подарки, помощь, время, свою любовь.
Я считаю, что выросла в очень справедливой семье. Но теперь у меня самой есть ребенок, и когда он или я сталкиваемся с несправедливостью, у меня отключается рациональное мышление.
Я искренне не понимаю, что делать, а просто сильно страдаю. Видимо, мамина идеальная справедливость сыграла со мной злую шутку.
Извечный, сложнейший, спорный вопрос — есть ли на земле справедливость? Но дети с ним сталкиваются в очень раннем возрасте. Пытаться сделать мир вокруг них более честным? Или давать им «понюхать пороха» в детстве?
Каково это быть «обделенным», дети понимают очень рано. В 3–4 года родители уже не знают, куда деваться от «а у нее половина больше» и «у него фломастеры ярче». Ближе к восьми годам дети учатся вставать на место другого человека и начинают чувствовать, каково это быть тем, кого обделили.
Обостренное желание, чтобы мир был идеально честен и справедлив, корнями уходит во времена, когда ресурсов хватало не на всех, и физическое выживание зависело от того, кто больше «урвет».
Иными словами, дети понимают: если они радуются, что им больше досталось, то кто-то страдает из-за того, что ему досталось меньше.
Так есть ли в мире справедливость? Над этим вопросом дети ломают голову и в подростковом возрасте, и когда уже совсем перестают быть детьми.
Обостренное желание, чтобы мир был идеально честен и справедлив, корнями уходит во времена, когда ресурсов хватало не на всех, и физическое выживание зависело от того, кто больше «урвет». Поэтому несправедливость сопровождается проявлениями жадности, завистливости, хитрости, жестокости.
Но этот черно-белый, голодный взгляд (либо справедливо, либо несправедливо; либо всё другому, либо мне) можно заменить на более широкий, богатый взгляд. Жизнь и те блага, которые она несет — не пирог. Жизненных благ не становится меньше от того, что кто-то получает то, от чего он счастлив.
Если Маша и Таня делят пополам печенье, Машу можно попросить разломить его на две половинки, а Таню — выбрать ту, которую она больше хочет.
Скорее наоборот: чем больше счастливых людей вокруг нас, тем вероятнее и мы будем получать то, что приносит удовольствие. Нет необходимости защищать территорию и вещи, ведь всем хватит, и все будут довольны. Теряя что-то, мы одновременно приобретаем что-то другое.
Когда прививаете ребенку это щедрое отношение к справедливости, нужно контролировать не то, что и как делится между людьми, а чувства, которые появляются в результате раздела (любого). Хороший способ это сделать — вовлечь всех заинтересованных в процесс разделения.
Например, если Маша и Таня делят пополам печенье, Машу можно попросить разломить его на две половинки, а Таню — выбрать ту, которую она больше хочет. Таким образом и Маша будет стараться честно делить, и Тане достанется тот кусок, который ей больше нравится.
Конечно, такой подход может касаться не только еды: в песочнице Таня может решить, что они пользуются формочками по очереди, а Маша выбрать, кому формочка достается первой. Решая, кто какие домашние обязанности выполняет в выходные, Маша может разделить их на две группы, а Таня выбрать, какая ей больше нравится (или какая меньше раздражает).
Поскольку нет простого ответа или упражнения, которое поможет наладить отношения вашего ребенка с несправедливым миром, важно обсуждать с ним эти сложные темы. Особенно в подростковом возрасте, когда формируются моральные и ценностные ориентиры.
Вот несколько вопросов, которые помогут запустить диалог:
Сталкивались ли вы с острыми реакциями своих детей на несправедливость? Как удалось с ними справиться? Расскажите в комментариях.
Источник