Словесные фигуры
Изобразительно-выразительные средства языка.
Лекция для абитуриентов
На основе книги Г.Г. Хазагерова и Е.Е.Корниловой «Риторика для делового человека» (М.: Флинта-Наука, 2001)
Изобразительность —качество речи, которое делает ее наглядной, Она основывается не только на понятийной, но и на образной информации (зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной). Изобразительная речь быстрее воспринимается, вызывает эмоции и тесно связана с оценочностью (что хорошо, что плохо). Поэтому она лучше сохраняется в памяти.
Выразительность —такое качество речи, привлекающее к ней внимание слушателя и заставляющее слушателя фиксироваться именно на ней (не дает отвлекается от нее). Выразительная речь способна «удержаться на плаву» в потоке информации. Выразительные средства языка позволяют автору выделить главное в сообщении и этим облегчить его восприятие.
Язык располагает специальными и неспециальными средствами усиления изобразительности и выразительности.
К специальным средствам относятся словесные фигуры и фигуры мысли. К фигурам мысли относятся тропы и амплификации.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ | |
СЛОВЕСНЫЕ ФИГУРЫ | ФИГУРЫ МЫСЛИ |
Тропы | Амплификации |
Словесные фигуры
Словесные фигуры — необычные обороты речи, наглядно выражающие эмоциональное состояние говорящего.
Длящееся, протяженное чувство выражается повторами слов, Перемежающееся, колеблющееся – словесными перебоями (прерванностью). Спешка — пропусками слов (эллипсис).
Могут повторяться различные единицы: части слов, служебные и полнозначные слова, синтаксические единицы. Они могут располагаться как произвольно, так и симметрично. Все фигуры прибавления передают стабильность эмоционального фона, независимо от его окраски. Поэтому они употребляются как для восхваления, так и для уничижения.
Главная функция этих словесных фигур — демонстрация сильного, длящегося чувства.
Анафора — повтор слов в началах смежных отрезков речи. Смысл анафоры — продемонстрировать уверенный эмоциональный настрой, передача оптимистичного настроения. Это любимая фигура политических деятелей, которые используют достаточно пространные анафоры, каждый абзац или каждое предложение начиная с одних и тех же слов. Так, демонстрируя процветание страны, Сталин в одной из своих речей начинал предложения словами «Приятно и радостно видеть. «.
Эпифора — повторы слов в концах смежных отрезков: международный роуминг, автоматический роуминг. Эпифора также передает уверенность, но фиксирует внимание на следствии, передает некую неизбежность и поэтому реже бывает окрашена в светлые тона.
Стык— повторы слов на границах смежных отрезков: только у нас, у нас и больше нигде. Передавая уверенность, эта фигура в то же время изображает внешнее течение событий: их замедленность, причинно-следственную обусловленность. Поэтому она уместней в текстах-описаниях, чем в речах. Ср. знаменитое лермонтовское:
Повалился он на холодный снег
На холодный снег, словно сосенка
Словно сосенка во сыром бору.
Здесь стык создает эффект замедленной съемки. Стык уместен и в текстах-рассуждениях, когда надо подчеркнуть ход причинно-следственных связей:
Кольцо — отрезок речи, который одинаково начинается и заканчивается: нет слова «нет» (рекламное объявление). Как и стык, кольцо идеально для описания внешних событий. Оно передает замкнутое движение по кругу, а также возврат мысли к чему-то неизбежному. Петр Великий сознательно выбрал шоковую терапию для освобождения России от наследия византизма, и его сегодняшние преемники тоже не имеют иного выхода, кроме шоковой терапии (Э. Геллнер). Помещением словосочетания «шоковая терапия» в начало (правда, не абсолютное) и конец предложения, автор демонстрирует неизбежность шоковой терапии.
Хиазм — фигура, в которой повторяются два элемента, причем при повторе они располагаются в обратном порядке: Мы не живем, чтобы есть, но едим, чтобы жить. Хиазм часто усиливается антитезой.
Многосоюзие — избыточные повторы союза «и»: И звук, и цвет, и даже качество экранов в новых московских кинотеатрах совсем не те, что были раньше. Многосоюзие наряду с уверенностью передает замедленность действия. В приведенном предложении некоторое замедление речи передает ощущение солидности, хорошего качества. Ср.: Звук, свет, качество экранов в новых московских кинотеатрах изменились.
Несимметричные повторы слов:
двукратный повтор (геминация) акцентирует внимание на объекте, что актуально для рекламных слоганов: Инвайт, Инвайт — просто добавь воды!
Гомеология — повтор однотипных окончаний или морфем: СУПЕРскидка на СУПЕРтелефон! В этом рекламном объявлении повторяющиеся приставки выделены графически.
Синтаксический параллелизм— повтор однотипных синтаксических единиц в однотипных синтаксических позициях: Дети строят для удовольствия, вы строите для них (реклама), ср. также принцип: Ты — мне, я — тебе. Часто синтаксический параллелизм сопровождается антитезой: . сильный губернатор — большие права, слабый губернатор — никаких прав; публичный политик — республика известна в стране, непубличный политик — о ней никто не знает (В. Рыжков).
Фигуры убавления основаны, напротив, на пропуске каких-либо единиц. Эти фигуры придают речи энергичность, решимость говорящего перейти от слов к делу. Эти фигуры очень часто используются в лозунгах и газетных заголовках.
Эллипсис — пропуск подразумеваемых элементов внутри предложения, обычно пропуск сказуемого: Кто куда, а я в сберкассу! Эллипсис наиболее характерен для лозунгов, в частности трудовых девизов, о чем будет подробнее сказано в соответствующем разделе.
Обрыв высказывания —незавершенность фразы: Власть же столько своих обещаний не выполнила. (из газеты «Наше время», 1998, N 129).
Пропуск начала фразы: . плюс хорошее качество (рекламный текст). Фигура используется почти исключительно в газетных заголовках и рекламных текстах.
Бессоюзие— отсутствие союзов при перечислении. Делает текст динамичным, предупреждает о сжатии информации
Зевгма — ряд синтаксически однородных конструкций, в одной из которых есть главный член, а в других отсутствует: Между тем совершенно ясно, что политик должен заниматься политикой, предприниматель своим бизнесом, чиновник искусством бюрократии, ученый наукой (Ю.П. Сенокосов).
Фигуры размещения и перестановки основаны на нарушении привычного порядка элементов и/или дистантного расположения элементов, которые обычно стоят рядом. Подобные фигуры демонстрируют состояние нестабильности, колебание, изменение настроения из-за только что полученной информации.
Инверсия — нарушение обычного порядка слов. Сказуемое оказывается впереди подлежащего, чтобы выделить в предложении новую информацию. Между тем историю делают люди, а не какие-то объективные законы истории (М. Мертес). Прямой порядок слов (люди делают историю) нарушен ради актуализации того факта, что делают ее именно люди. В самом сказуемом (делать историю) также допущена инверсия, актуализирующая слово «историю».
Парцелляция — расчленение исходного высказывания на два интонационно обособленных отрезка: откройте окна. и двери (рекламный текст). Чаще знаком при парцелляции является точка.
Парентеза — расчленение исходного высказывания на две части с помещением между ними вставки в скобках или тире
Особое место в системе словесных фигур занимают фонетические фигуры. Таких фигур две: аллитерация — повтор согласных звуков и ассонанс — повтор гласных звуков. Часто обе фигуры употребляются одновременно. Но выполняют они различные функции: для создания эффекта звукоподражания (звучащая речь напоминает звуки описываемого явления: шелест шелкового шнурка); вызывать ассоциации с какими-то представлениями, ощущениями, эмоциями за счет звукового сходства со словами, обозначающими эти явления, ощущения, эмоции (грустный тон звука «у«, поддерживаемый наличием таких слов, как унылый, скучный, грустный) и произнесения отдельных звуков, соотносимого с определенным психическим состоянием («агрессия» звука «р«).
. Аналогичны звуковым графические фигуры. Они воспринимаются визуально (палиндром — одинаковое чтение слева направо и справа налево: дом мод и акростих — первые буквы строк образуют какое-нибудь слово).
Тропы
Тропы — это слова или обороты, употребленные в переносном значении.
Сюда входят переносы на базе сходства (метафоры) — стеклянные капли, на базе смежности (метонимии) — трудолюбивый город, (частный случай метонимии — синекдоха, основанная на сопоставлении целого и части: лучшая ракетка), на базе тождества (перифразисы) — град Петров (о Петербурге) и на базе контраста (антифразисы) — хорошенькое дельце (о плохом деле). Гибридным построением, основанным на сходстве и контрасте, является гипербола (заведомое преувеличение) — быстрее молнии и мейозис (заведомое преуменьшение) — поезд ползет как черепаха.
Метафора — одно из самых мощных риторических средств, рассчитанных на долговременное воздействие. Метафоры хорошо запоминаются, откладываются в памяти и становятся теми кирпичиками, из которых образуется картина мира. Широко известны такие политические метафорические словосочетания, как железный занавес, капиталистическая акула, империя зла. Для советской пропаганды труда огромное значение имела такая политико-экономическая метафора, как строительство новой жизни. Метафора варьировалась, но образ строительства, стройки, стройплощадки оставался и впоследствии был использован в формуле «перестройка». Из таких метафор, по мере их повторения или развертывания, вырастают аллегории и эмблемы. В статьях и выступлениях особую роль приобретают развернутые метафоры
Метонимия тоже очень мощное риторическое средство как долговременного (на метонимии основаны многие эмблемы: щит и меч, голубь мира), так и кратковременного воздействия.
Перифразис — замена слова описательным выражением — занимает уникальное положение в системе тропов. Называя одну и ту же вещь, он выделяет в ней разные признаки. Одно и то же животное можно назвать и «санитаром леса«, и «серым душегубом«. Одно и то же действие можно назвать и «покорением природы«, и «грубым вмешательством в экологию«. Сторонники АЭС не назовут ее «потенциальным Чернобылем«, но употребят выражение «мирный атом«. Торговец сахаром назовет свой товар как угодно, но не «белой смертью«.
Перифразис — своего рода ярлык, нечто вроде товарной марки. Эта его функция особенно ярко проявляется перифрастических определениях. Такие определения чрезвычайно охотно используют в рекламных слоганах. Например: «Твикс — сладкая парочка«. Перифразис в свою очередь может основываться на других тропах: метафорах («черное золото» об угле или нефти) и метонимиях («трудовая копейка» о трудовых сбережениях).
Антифразис — употребление слова в прямо противоположном значении с соответствующей интонацией. Часто антифразис отождествляют с иронией, и он, в самом деле, является проявлением иронии, которая, однако, к нему не сводится, так как в иронической речи слова могут и не употребляться в прямо противоположном значении. Антифразис — концентрированное, точечное применение иронии, когда штраф называют подарком, скупость — щедростью.
Гипербола — преувеличение. Самым разумным было бы сжечь всю нефть или забросать ее плутонием, закатать сверху цементом (Я. Ростовский). Однако злоупотреблять гиперболами (насыщать ими текст) не стоит. Это относится и к рекламным текстам, которые для возвращения потребительского доверия нуждаются скорей в деинтенсификации (см. ниже).
Среди тропов выделяют грамматические тропы, основанные на использовании грамматической формы в несвойственном ей значении (риторический вопрос, когда форма вопроса выражает утверждение).
Существует два вида вопросов: гипофора—вопрос оратора к себе самому, на который он отвечает, и собственно риторический вопрос, когда ответ на вопрос не предполагается.
Источник