Конспект образовательной деятельности «Нос — орган обоняния»
Анна Зыкова
Конспект образовательной деятельности «Нос — орган обоняния»
Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.
Образовательная:
1. Познакомить детей с анатомическим строением носа человека, его функциями, назначением и взаимосвязи с другими органами;
2. Познакомить детей с индивидуальными средствами защиты дыхательных органов.
1. Научить детей методу точечного массажа носа и дыхательной гимнастики;
2. Учить сохранять и укреплять свое здоровье.
1. Развивать и обогащать словарный запас детей;
2. Учить высказывать свою точку зрения;
3. Развивать мышление, воображение.
1. Воспитывать доброжелательное отношение к высказываниям друг друга.
Рассмотреть с детьми познавательную литературу по теме «Человеческий организм»; обратить внимание на состояние своего здоровья.
Обоняние, орган, дегустатор, аромат, респиратор, противогаз, ядохимикаты, отоларинголог (лор).
Картинка с изображением человеческого носа в разрезе; коробка с предметными картинками (роза, шишка, кубики, маска, машинка и др.); освежитель воздуха с ароматом «Лесных ягод» или «Пихты». Стаканчики (закрытые крышечками)с наполнителями: давленый чеснок, растворимый кофе, цедра апельсина, тертый огурец, давленый лук, ватки с ароматами духов; гигиенические палочки, противогаз, респиратор, медицинская повязка.
Ход образовательной деятельности.
До начала занятия воспитатель распыляет освежителем воздуха в группе (аромат земляники или пихты, для создания проблемной ситуации и вместе с детьми рассуждает о запахе, который присутствует в группе.
— Ребята, чем это у нас здесь пахнет? Что он вам напоминает?
— А с помощью какого органа вы это определили? (с помощью носа)
— Давайте я вам расскажу об этом удивительном органе – носе.
Воспитатель предлагает детям отправиться «в путешествие», в глубь человеческого организма, используя схему строения носа.
Краткая информация воспитателя детям.
— Посмотрите, как выглядит нос человека внутри (рассмотреть полость носа, носовые проходы, похожие на «лабиринты»).
— Это носовая полость и носовые проходы. Сам воздух проходит по нижнему проходу и попадает через глотку нам в легкие. А частицы различных запахов и ароматов, которые находятся в воздухе, попадают нам в нос и проходят по верхним проходам и оседают на обонятельные рецепторы – это клеточки с волосками. Они улавливаю эти запахи, и передают их в мозг. И мы с вами можем определить, какой это запах и откуда. Это и есть — обоняние. Повторите это слово (обоняние).
— Обоняние – это способность различать запахи. А нос – это орган обоняния. Лучше всех обоняние развито у животных. Для многих оно даже важнее, чем зрение. С помощью обоняния животные находят пищу, обнаруживают врагов, узнают друзей, свой дом. Например, собака помогает охотнику найти добычу, а вместе с пограничниками охраняет границы нашей Родины, ищет преступников и даже пропавших людей по следу, по вещам, предметам. Но есть люди, у которых обоняние лучше развито, чем у других. Они могут работать дегустаторами.
Дегустатор – такая профессия, а нос – их орудие труда. И простывать дегустаторам нельзя.Дегустатор определяет и создает различные ароматы для разной продукции: духов, кремов, зубной пасты.Так же создает ароматы для продуктов питания: мороженое со вкусом банана или конфеты со вкусом клубники и др. продукты.
Воспитатель предлагает детям поиграть в «дегустаторов», но
перед началом игры проводит обучение детей дыхательным упражнениям.
(Уточнить с детьми значимость этих упражнений.)
И. п. : стоять ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки раздвинуты к зрителю.
На счет: «Раз» — делаем хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки) и одновременно с движением – шумно (на всю комнату) шмыгаем носом. Вдох делаем резкий, короткий, активный. Сразу же после шумного короткого вдоха – ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно через нос или через рот (кому как удобно). (Повторить несколько раз.)
№2 Упражнение: «Обними плечи»
(Вдох на сжатие грудной клетки – «Соедини локти».)
И. п. : стоять ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.
На счет: «Раз» — «Швырнули» руки на встречу, друг к другу до отказа – вдох (руки сойдясь локтями, образовали с телом треугольник). Сразу же после этого согнутые в локтях руки сами разошлись в стороны. Но не так широко, как в и. п., образуя как бы квадрат локтями. При этом — выдох уходит абсолютно пассивно через нос или через рот. (Повторить несколько ра. з)
№3 Упражнение: «Нос в бок»
Массаж носа в стороны, вверх-вниз.
«Пение носом» — глубокий вдох,на выдохе произносить звук: «М-м-м»
Воспитатель приглашает детей к игре «Дегустаторы». (На столе расставлены стаканчики с наполнителями и накрыты крышками,чтобы не улетучивался запах: сок чеснока, лука, огурца, кофе, цедра апельсина.)
Игра –эксперимент «Дегустатор».
— Ну, что уважаемые «дегустаторы», наденьте белые халаты, шапочки, бахилы на ноги. Не забудьте помыть руки (дети имитируют все движения).
— Готовы? Прошу вас пройти в «лабораторию». Предлагаю вам изучить «новые» ароматы.
(На столе расставлены стаканчики (закрытые крышечками)с наполнителями: сок чеснока, огурца, лука, цедра лимона, раствор кофе, ватки с ароматами духов. Также стоит баночка с гигиеническими палочками).
Дети окунают в стаканчик палочку и определяют аромат: какой он, что можно сделать с этим ароматом, где можно его использовать, полезен ли он человеческому организму и т. д. Затем другой палочкой определяют аромат из другого стаканчика и т. д.
Воспитатель с детьми обсуждает запахи их применение и назначение.
— Молодцы! Хорошо справились с заданием. Настоящие «дегустаторы» и обоняние хорошо у вас развито. Вам все эти запахи нравятся? (Дети обсуждают.)
Краткая информация воспитателя детям.
— В мире существует очень много различных запахов. Одни нам знакомы, другие нет; одни нам приятны, а другие не очень; одни нам полезны, а есть и другие – опасные для нашего здоровья. Это запахи различных газов, химикатов, красок, бензина, даже дыма. При работе с такими опасными запахами рекомендуется носить защитные маски и стараться, как можно меньше находиться в помещении с этими веществами.
— Что же могут вызвать у человека эти опасные запахи? (удушье, аллергию, воспаление слизистой носа и т. д.)
Знакомство с индивидуальными средствами защиты.
Воспитатель показывает на другом столе различные виды защитных масок: мед. повязка, респиратор, противогаз.
— Может кто-то из вас знает, что это такое? (дети говорят, воспитатель уточняет)
1. Это медицинская повязка – она защищает человеческий организм не только от микробов и вирусов, находящихся в воздухе,но и от неприятных запахов: гнили, химикатов, чистящих средств.
2. Это респиратор – им пользуются маляры, строители при работе с красками, растворителями, бензином и др. веществами.
3. Это противогаз – при загрязнении воздуха ядовитыми газами, а также во время пожара от едкого дыма, им пользуются пожарники. Зараженный воздух проходит через фильтр, там он очищается от ядовитых частиц, пыли, и чистым проходит через трубку к нам в легкие.
— Тяжело дышится в этих масках, но зато, какая это защита.
— Нос не только служит нам для обоняния, но и четкого произношения звуков, слов, фраз, речи.
— Если нос заложен, не дышит, то человек плохо говорит.
Зажмите свой нос рукой и произнесите фразу «Мама мыла раму».
— Что получилось? (обсуждение проведенного эксперимента)
Воспитатель помогает детям сделать вывод, по итогам эксперимента, что не только с помощью губ, рта, язычка, зубов, но и с помощью носа мы так четко и правильно говорим.
Расширение знаний о предмете (нос) в форме беседы.
(С помощью картинки с изображением носовой полости дети знакомятся с взаимосвязью с другими органами: глаза, уши, горло)
— Нос связан и с другими органами. Сколько различных ходов в носовой полости. Воздух попадает в легкие через глотку, и поэтому надо стараться дышать через нос, а не через рот, т. к. грязные частички, микробы, находятся в воздухе, застревают в начале носового отверстия и смазываются слизью. Накопившуюся слизь мы высмаркиваем в носовой платок, а еще воздух, проходящий через носовой проход, прогревается и попадает в легкие уже теплым.
— Попробуйте подышать, сделайте сначала несколько вдохов ртом, а потом носом. Когда воздух был теплым? (когда вдыхаем через нос)
— Посмотрите, как все связано.Если заболел нос: плохо дышит, все проходы забиты, то что получается? (мы не чувствуем вкус пищи, не ощущаем запахи, плохо говорим)
Обсуждение проведенного эксперимента.
— Если не лечить, то микробы, размножившись в носовой полости, попадают в горло, вызывая воспаление горла; и в ушную раковину вызывая болезнь – отит, а у глаз – конъюнктивит.
— Как решить проблему со здоровьем? (Придется обратиться к врачу – отоларингологу (к лору, чтобы вылечить ухо, горло и нос; и к врачу – окулисту, чтобы вылечить глаза.)
Обучение точечному массажу.
— Чтобы не болеть, я вам покажу один секрет. Есть на теле человека различные точки, при массаже этих точек человек может улучшить свое состояние здоровья.
(Воспитатель показывает зоны расположения точек для дыхания. Дети массируют у себя эти точки).
— После такого массажа дыхание у вас будет свободным, будет проходить насморк. Обязательно покажите эти точки своим родителям. Пусть они тоже помассируют свой носик.
— И в заключение нашего «путешествия», я хочу показать вам вот эту небольшую коробочку (в коробке лежат картинки с изображением различных предметов: роза, шишка, кубики, машина и др.)
— Давайте определим, может ли участвовать наш нос в общении с этими предметами (разбирая предметные картинки с детьми, воспитатель еще раз напоминает детям правила обращения со своим организмом, как заботиться о своем здоровье).
— Вот такой у нас с вами удивительный, любопытный и нужный орган – нос.И недаром в народе говорят:
«Береги нос в большой мороз»
«Держи нос по ветру»
«Всякая птица своим носом сыта»
«Нос задирает, а в голове ветер гуляет»
«Не видеть дальше своего носа» и т. д.
— Любите себя, свой организм, прислушивайтесь к нему, следите за своим здоровьем.
Список использованной литературы:
1. М. Н. Щитинин «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» (издательство: АЙРИС ПРЕСС, Москва 2007г.)
2. Энциклопедия «Тело человека» Вкус и обоняние (издательство: ООО «Де Агустини» 2007г.)
3. Энциклопедия «Все обо всем» Мое тело (издательство: «АСТ», Москва 2002г.)
4. Энциклопедия для детей «Тело человека» (издательство: «Махаон» Москва 2008г.)
Конспект организованной образовательной деятельности «Осенние мотивы» по музыкальной деятельности для детей старшей группы Конспект организованной образовательной деятельности по музыкальной деятельности на тему «Осенние мотивы» для детей старшей группы Цель:.
Конспект образовательной деятельности «Забавы вокруг печи» по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 108» г. Иваново Воспитатели: Трунина Наталья Александровна Туманова Татьяна Леонидовна «ЗАБАВЫ.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности «Украшение блюдечка» Конспект непосредственно образовательной деятельности (изобразительная деятельность) в старшей группе Тема: «Украшение блюдечка» Цель: формирование.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по поисково-исследовательской деятельности «Город мастеров» Конспект непосредственной образовательной деятельности по поисково-исследовательской деятельности «Город мастеров». Цель: упражнять детей.
Конспект непрерывной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» Конспект непрерывной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие». Тема: «Поможем любимым игрушкам». Программное.
Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по теме «Семья» Дети проходят в группу, видят на мольберте ватман с изображением большого дома, садятся полу кругом перед мольбертом. Воспитатель: Посмотрите,.
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Профессии» КОНСПЕКТ Программное содержание: Образовательные задачи: -расширять представления детей о труде взрослых, о значении их труда для общества;.
Конспект организованной образовательной деятельности «Курочка Ряба» по образовательной области по речевому развитию Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Художественно.
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми 1 младшей группы по поисково-познавательной деятельности КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности с детьми 1 младшей группы оздоровительной направленности по поисково-познавательной деятельности.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Украшение пиалы.
Источник
Валерий Свистушкин рассказал о механизмах потери обоняния при COVID-19
Ситуация с коронавирусом все больше напоминает фильм «Идеальное чувство». Его герои после заражения загадочным вирусом постепенно теряли обоняние, потом вкус, потом слух… К аносмии (нарушению обоняния) при COVID-19 мы уже успели привыкнуть, на дисгевзию, нарушение вкуса, тоже жаловались многие. А на днях к числу симптомов ковида официально предложено добавить нарушение слуха. Об этом заявили ученые Университетского колледжа Лондона и Королевского национального госпиталя горла, носа и уха.
Как именно коронавирус атакует наши органы чувств, как лечат такие осложнения и каковы шансы на полное восстановление? Об этом мы спросили профессора, доктора медицинских наук, директора Клиники болезней уха, горла и носа Сеченовского университета Валерия Свистушкина.
– Новый коронавирус продолжает ставить перед нами загадки, – говорит Валерий Михайлович. – Оказалось, что SARS-CoV-2 воздействует на систему ухо-горло-нос иначе, чем другие респираторные вирусы. Известно, что он проникает в клетки, цепляясь за определенный рецептор на их поверхности (так называемый ангиотензинпревращающий рецептор 2-го типа). Такие рецепторы есть в самых разных органах и тканях нашего организма: слизистой оболочке носа и горла, легких, сердца, почек и т.д. И эти же рецепторы, как выяснилось, есть в чувствительных слуховых клетках. Так называются клетки нервной ткани, отвечающие за первичное восприятие запахов и звуковых волн. Нарушение коронавирусом работы этих клеток – одна из версий проблем с обонянием и слухом у больных.
Второй возможный вариант – воздействие вируса непосредственно на сосуды, питающие нервный аппарат.
ТЕРЯЮТ НЮХ ТРИ ЧЕТВЕРТИ ЗАБОЛЕВШИХ
– Мы в Сеченовском университете проводили исследование феномена потери обоняния при COVID-19 (несколько университетских клиник были перепрофилированы под ковидные госпитали. — Ред.), – рассказывает профессор Свистушкин. – Данные показали, что 70 -75% пациентов с коронавирусной инфекцией страдают снижением обоняния или даже его полной потерей, это называется аносмия. Иногда это бывает единственным симптомом.
– Правда ли, что потеря обоняния чаще бывает при легких формах ковида?
– Нет, наблюдения этого не подтверждают. Скорее, при тяжелых формах люди уже просто не обращают внимания на отсутствие запахов. Им бы продышаться и выжить.Что касается механизма потери обоняния, то его выяснили наши западные коллеги. Все оказалось довольно сложно. Если пояснять упрощенно, то обонятельные клетки окружены так называемыми поддерживающими клетками (они отвечают за обеспечение нормальной работы обонятельных клеток). Последние данные показали, что повреждаются именно поддерживающие клетки, и это приводит к нарушению функции самой обонятельной клетки.
ЖИЗНЬ БЕЗ ЗАПАХОВ
– Такая ситуация ставит нас перед серьезной проблемой, как лечить осложнения, – продолжает Валерий Свистушкин. – Если бы речь шла о воздействии вируса на сами обонятельные (рецепторные) клетки, то можно было бы применять известные методы лечения: гормональные противовоспалительные препараты, для улучшения нервной проводимости, питания клеток и т. д. А вот как лечить поддерживающие клетки – пока непонятно. Увы, это приводит к тому, что у части больных (до 5-10%) обоняние не возвращается вообще. Во всяком случае, за полгода наблюдений восприятие запахов не восстановилось. Так что нам еще предстоит разбираться, как лечить таких пациентов.
– Нередко можно услышать, что насморк при коронавирусе отличается от насморка при гриппе и других ОРВИ. Вы наблюдали это в своем исследовании?
– Какой-то закономерности при ковидной инфекции мы не заметили. У одних может быть именно классический насморк, у других – заложенность носа, у третьих – только потеря обоняния.
– А при других респираторных вирусах потеря обоняния встречается?
– Конечно. Но там картина радикально отличается от того, что происходит при COVID-19. В случае ОРВИ снижение обоняния происходит чаще всего не за счет нарушения работы обонятельных клеток, а просто из-за отека и воспаления слизистой носа. Это совсем другой механизм. Такого, как происходит при коронавирусе, мы еще не видели.
СНИЖЕНИЕ СЛУХА: ПОСТРАДАВШИХ ПОКА ЕДИНИЦЫ
– Ситуация с распространенностью нарушений слуха при COVID-19 пока выглядит очень неопределенной, – говорит профессор. – Среди наших больных таких были единицы. В мире их тоже немного – есть данные о некотором количестве в Англии и египетское исследование, где фигурируют около 20 пациентов. Насколько «виновен» в нарушении слуха сам вирус, в какой степени он влияет на слуховые клетки – еще нужно разбираться. Это требует изучения.
Кто в группе риска
В целом риск снижения и даже потери слуха при COVID-19 повышен у тех, кто изначально имеет факторы, предрасполагающие к тугоухости, поясняет доктор Свистушкин. Это:
Пока исследований в этой области не было, мы говорим о предположениях, подчеркивает эксперт.
Почему пропадает вкус?
– Это напрямую связано с нарушением обоняния. Когда человек не воспринимает запахи, вся пища кажется ему безвкусной, – поясняет Валерий Свистушкин. – Есть тест, наглядно подтверждающий это. Если во время еды закрыть глаза и нос, то вы можете не почувствовать разницы в блюдах. Вкус у нас непосредственно связан с обонянием. И если нарушается восприятие запахов, то вкус тоже начинает страдать.
NAME] => URL исходной статьи [
Код вставки на сайт
Валерий Свистушкин рассказал о механизмах потери обоняния при COVID-19
Ситуация с коронавирусом все больше напоминает фильм «Идеальное чувство». Его герои после заражения загадочным вирусом постепенно теряли обоняние, потом вкус, потом слух… К аносмии (нарушению обоняния) при COVID-19 мы уже успели привыкнуть, на дисгевзию, нарушение вкуса, тоже жаловались многие. А на днях к числу симптомов ковида официально предложено добавить нарушение слуха. Об этом заявили ученые Университетского колледжа Лондона и Королевского национального госпиталя горла, носа и уха.
Как именно коронавирус атакует наши органы чувств, как лечат такие осложнения и каковы шансы на полное восстановление? Об этом мы спросили профессора, доктора медицинских наук, директора Клиники болезней уха, горла и носа Сеченовского университета Валерия Свистушкина.
– Новый коронавирус продолжает ставить перед нами загадки, – говорит Валерий Михайлович. – Оказалось, что SARS-CoV-2 воздействует на систему ухо-горло-нос иначе, чем другие респираторные вирусы. Известно, что он проникает в клетки, цепляясь за определенный рецептор на их поверхности (так называемый ангиотензинпревращающий рецептор 2-го типа). Такие рецепторы есть в самых разных органах и тканях нашего организма: слизистой оболочке носа и горла, легких, сердца, почек и т.д. И эти же рецепторы, как выяснилось, есть в чувствительных слуховых клетках. Так называются клетки нервной ткани, отвечающие за первичное восприятие запахов и звуковых волн. Нарушение коронавирусом работы этих клеток – одна из версий проблем с обонянием и слухом у больных.
Второй возможный вариант – воздействие вируса непосредственно на сосуды, питающие нервный аппарат.
ТЕРЯЮТ НЮХ ТРИ ЧЕТВЕРТИ ЗАБОЛЕВШИХ
– Мы в Сеченовском университете проводили исследование феномена потери обоняния при COVID-19 (несколько университетских клиник были перепрофилированы под ковидные госпитали. — Ред.), – рассказывает профессор Свистушкин. – Данные показали, что 70 -75% пациентов с коронавирусной инфекцией страдают снижением обоняния или даже его полной потерей, это называется аносмия. Иногда это бывает единственным симптомом.
– Правда ли, что потеря обоняния чаще бывает при легких формах ковида?
– Нет, наблюдения этого не подтверждают. Скорее, при тяжелых формах люди уже просто не обращают внимания на отсутствие запахов. Им бы продышаться и выжить.Что касается механизма потери обоняния, то его выяснили наши западные коллеги. Все оказалось довольно сложно. Если пояснять упрощенно, то обонятельные клетки окружены так называемыми поддерживающими клетками (они отвечают за обеспечение нормальной работы обонятельных клеток). Последние данные показали, что повреждаются именно поддерживающие клетки, и это приводит к нарушению функции самой обонятельной клетки.
ЖИЗНЬ БЕЗ ЗАПАХОВ
– Такая ситуация ставит нас перед серьезной проблемой, как лечить осложнения, – продолжает Валерий Свистушкин. – Если бы речь шла о воздействии вируса на сами обонятельные (рецепторные) клетки, то можно было бы применять известные методы лечения: гормональные противовоспалительные препараты, для улучшения нервной проводимости, питания клеток и т. д. А вот как лечить поддерживающие клетки – пока непонятно. Увы, это приводит к тому, что у части больных (до 5-10%) обоняние не возвращается вообще. Во всяком случае, за полгода наблюдений восприятие запахов не восстановилось. Так что нам еще предстоит разбираться, как лечить таких пациентов.
– Нередко можно услышать, что насморк при коронавирусе отличается от насморка при гриппе и других ОРВИ. Вы наблюдали это в своем исследовании?
– Какой-то закономерности при ковидной инфекции мы не заметили. У одних может быть именно классический насморк, у других – заложенность носа, у третьих – только потеря обоняния.
– А при других респираторных вирусах потеря обоняния встречается?
– Конечно. Но там картина радикально отличается от того, что происходит при COVID-19. В случае ОРВИ снижение обоняния происходит чаще всего не за счет нарушения работы обонятельных клеток, а просто из-за отека и воспаления слизистой носа. Это совсем другой механизм. Такого, как происходит при коронавирусе, мы еще не видели.
СНИЖЕНИЕ СЛУХА: ПОСТРАДАВШИХ ПОКА ЕДИНИЦЫ
– Ситуация с распространенностью нарушений слуха при COVID-19 пока выглядит очень неопределенной, – говорит профессор. – Среди наших больных таких были единицы. В мире их тоже немного – есть данные о некотором количестве в Англии и египетское исследование, где фигурируют около 20 пациентов. Насколько «виновен» в нарушении слуха сам вирус, в какой степени он влияет на слуховые клетки – еще нужно разбираться. Это требует изучения.
Кто в группе риска
В целом риск снижения и даже потери слуха при COVID-19 повышен у тех, кто изначально имеет факторы, предрасполагающие к тугоухости, поясняет доктор Свистушкин. Это:
Пока исследований в этой области не было, мы говорим о предположениях, подчеркивает эксперт.
Почему пропадает вкус?
– Это напрямую связано с нарушением обоняния. Когда человек не воспринимает запахи, вся пища кажется ему безвкусной, – поясняет Валерий Свистушкин. – Есть тест, наглядно подтверждающий это. Если во время еды закрыть глаза и нос, то вы можете не почувствовать разницы в блюдах. Вкус у нас непосредственно связан с обонянием. И если нарушается восприятие запахов, то вкус тоже начинает страдать.
Источник