Развитие эмоционально-оценочной лексики у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой
Екатерина Зулькорнеева
Развитие эмоционально-оценочной лексики у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой
В настоящее время актуальна проблема развития эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста. Дети испытывают большую трудность на этапе выражения эмоций. Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции, не умеют правильно оценивать эмоции других детей. Это является существенным недостатком в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
Во многих исследованиях таких психологов, как Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Я. З. Неверович и др., отмечено, что именно в дошкольном возрасте ярко развиваются эмоции и чувства. Термин Эмоционально-оценочной лексики встречается в словарном материале исследований, направленных на обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста (Г. Н. Бавыкина, В. В. Гербова, Н. П. Иванова, В. И. Логинова, Ю. С. Ляховская, Л. А. Пеньевская, Е. И. Тихеева, В. И. Яшина).
Целью статьи является выявление условий формирования эмоционально-оценочной лексики детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы.
Объектом исследования является эмоционально-оценочная лексика детей дошкольного возраста.
Предметом данного исследования является процесс развития эмоционально-оценочной лексики детей дошкольного возраста в результате ознакомления с художественной литературой.
В соответствии с проблемой, объектом,предметом и целью были определены следующие задачи:
1) изучить литературу по проблеме развития эмоциональной лексики;
2) подобрать методики для выявления развития эмоциональной лексики у детей среднего дошкольного возраста;
Выстраивая работу мы опирались на ключевые теоретические положения, изложенные в концепциях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. А также базировались на авторов методики словарной работы Е. И. Тихееву, М. М. Конину, В. И. Логинову, А. М. Бородич и др.
Статья состоит из введения, основной части и заключения, списка использованной литературы и приложения.
Средствами овладения эмоционально-оценочной лексикой в дошкольном возрасте является: художественная литература, этические беседы,лексические упражнения,изобразительная деятельность,слушание музыкальных произведений, дидактические игры, рассматривание иллюстраций.
Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности художественной литературы, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на произведение, развиваемая у детей в процессе литературной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Предлагаемая нами система педагогических воздействий предусматривает различные направления работы воспитателя и родителей по обогащению словарного запаса детей, способствует эффективному решению задачи по развитию эмоционально-оценочной лексики дошкольников. Работа по овладению эмоциональной лексики у детей проводилась нами в средней группе.
В ходе работы, было установлено, что художественная литература – это тот источник, который благотворно влияет на развитие эмоционального и духовного сторон личности ребенка. В художественной литературе ярко представлена эмоциональная оценка действительности. Главными задачами по формированию эмоционально-оценочной лексики здесь является:
1. обращать внимание детей на разнообразные поступки в поведении героя;
2. учить детей определять свое эмоциональное отношение к герою и мотивировать его, употребляя эмоциональную лексику.
Для усиления воспитательного воздействия художественной литературы на детей осуществлялся подбор книг, в которых по-разному раскрываются определённые нравственные понятия, освещается одна моральная тема. Сопоставление художественных образов, моральная оценка мотивов поведения у различных литературных персонажей поможет глубже осмыслить художественные произведения и раскрываемую ими нравственную идею, усилит их воспитательное и эмоциональное воздействие на детей.
При подборе книг учитывалось моральное содержание текстов, а также приёмы, усиливающие восприятие детьми художественных образов, помогающие адекватно оценить мотивы поступков героев. Одним из таких приёмов являлось рассматривание иллюстраций. Иллюстрации должны быть правильно подобраны для понимания и эмоциональной оценки детьми поступков литературных героев, органически связаны с текстом, наглядно и выразительно отображая наиболее существенные моменты содержания художественного произведения. В книжном уголке проводились тематические выставки произведений на нравственные темы, а также юмористического характера, знакомство с которыми способствует внешнему проявлению положительных эмоций и отражению их в собственной речи (герой – смешной, забавный, весёлый, жизнерадостный, неунывающий, лукавый, хитрый, сообразительный, смекалистый). Например, это персонажи книг Н. Носова, А. Драгунского и герои весёлых русских народных сказок.
Немаловажным моментом в данной работе являлось привлечение родителей к решению проблемы развития словаря их детей, в частности, эмоционально-оценочной лексики.
Родители познакомились с содержанием работы, и главное, с приёмами, необходимыми для обогащения лексического запаса детей.
В заключение, хочется отметить, что работая над данной проблемой, мы хотим повысить воспитательную ценность эмоционально-оценочной лексики при условии расширения этой лексики и употребления ее для характеристики человека, качеств его личности, социальных отношений.
Литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок; важно лишь правильно их понять и, усвоив, правильно практически ими пользоваться.
Также важным средством развития у детей эмоционально-оценочной лексики является языковая среда.
Разнообразные игры, упражнения, прогулки, наблюдения и т. д. все это становится содержанием речи дошкольников.
Воспитатель, проявляя чуткое и доброжелательное отношение, с использованием эмоционально-оценочного словаря дает возможность возникновению потребности выразить в речи свои переживания, дать самостоятельную оценку тому или иному явлению, поступку.
Список, использованной литературы:
1. Бородич A.M.. Методика словарной работы в детском саду. — М. : Просвещение, 1968
2. Выготский JT.C. Мышление и речь. // Избранные психологические исследования. М., 1956
3. А. А. Основы психолингвистики. М. : Смысл, 1997
4. Логинова В. И. К вопросу о развитии мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования словаря на занятиях. //24 Конина М. М. Роль картинки в обучении родному языку детей в старшем дошкольном возрасте (словарная работа) // Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 16, с. 145-176.
4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М. : Просвещение, 1967, — 216 с.
«Развитие эмоциональной сферы ребенка при вхождении в процесс социализации» Социальное развитие – это формирование отношения ребёнка к себе и окружающему, а также социальных мотивов, потребностей, самопознания. Процесс.
Эмоции ребенка Ребенок дошкольного возраста легко возбудим,может проявлять эмоции различного характера непроизвольно. Эмоции окрашивают все психические.
Источник
Обогащение словаря детей эмоционально-окрашенной лексикой
Татьяна Карацуба
Обогащение словаря детей эмоционально-окрашенной лексикой
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОКРАШЕННАЯ ЛЕКСИКА – это стилевая направленность речи, при которой слова отражают чувства, эмоции, настроение человека, а также словесное высказывание имеет окрашенность и экспрессивность.
К эмоциональной лексике относятся:
слова, называющие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом (отвращение, брезгливость, любовь, ненависть, ласка, доброта, гнев, злость, ужас, страх, грусть, печаль и др.);
слова-оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление с положительной или отрицательной стороны всем своим составом, т. е. лексически без помощи аффиксальных средств (добрый, хороший, милый, злой, ужасный, скверный, потрясающий, бедный, гадкий, мерзкий и др.);
слова, в которых такое эмоциональное отношение к называемому выражается не лексически, а словообразовательно, т. е. особыми суффиксами (сынок, цветик, голосочек, пальчик, мамуля, реченька, девчонка, ружьишко и т. п.). Такие слова называются эмоционально-окрашенной лексикой.
• В состав эмоционально-окрашенной лексики входят слова, обозначающие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом, слова-оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление с положительной или отрицательной стороны. Эмоционально-оценочное слововключает в себя элемент оценки: дождичек, беленький, малюсенький и т. п.
• Слова с эмоциональнойокраской могут включать разнообразные оттенки: иронический, неодобрительный, презрительный, ласкательный, торжественно-приподнятый и др. Эта окраска, как правило, устойчива, поскольку возникает в результате того, что само значение словасодержит элемент оценки: например, «пустомеля». Оценочными могут оказаться слова в переносном значении (например,о человеке говорят: ворона).Оценочность может достигаться при помощи суффиксов: бабуля, солнышко, цветочек. Существуют слова,за которыми оценочность закрепилась по традиции: вещать (говорить, провозглашать).
• Эмоционально-оценочная лексикаделится на два больших разряда:
• слова с положительной характеристикой;
• слова с отрицательной (негативной) характеристикой.
У детей, имеющих особенности психического и эмоционального развития, имеет место недоразвитие эмоциональной лексики. Формирование данного пласта лексики является одной из задач логопедической и коррекционно-педагогической работы.
Введение в активный словарь детей эмоционально-окрашенной лексики способствует эмоциональному развитию, речь ребенка становится более выразительной, понятной для окружающих.
Эмоциональная выразительность речи, передаваемая соответствующей лексикой и просодическими средствами (темпом, ритмом, логическим ударением, интонацией) – фактор положительного воспитания. В связи с этим педагогам и родителям важно обращать внимание на эмоциональное развитие ребенка и стимулировать его. Эмоциональное развитие ребенка, как и вообще личностное развитие, зависит от социальных условий, от речи окружающих ребенка взрослых, от их общения с ребенком. Формирование в речи ребенка эмоциональной лексики связано с усвоением знаний о нормах и правилах морали, так как слово может быть усвоено только тогда, когда у ребенка есть представления о предметах и явлениях, их обозначающих.
Для того чтобы эмоционально-окрашенная лексика вошла в активный словарь ребенка, родителям рекомендуется чаще самим употреблять её. Например, вместо слова хороший, приходя в восторг от чего-либо, говорите прекрасный, замечательный, восхитительный, чудесный, превосходный и т. п. Если вы чем-то удивлены, вместо слова «интересно», говорите впечатляюще, увлекательно, занимательно и т. д. Это, в свою очередь, положительно скажется на формировании у ребенка навыка подбора синонимов, что также является одной из задач логопедической работы с дошкольниками.
Индивидуальный план воспитателя ДОО «Обогащение словаря через различные виды деятельности при обучении татарскому языку» Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2019-2023г. г. воспитателя по обучению детей татарскому.
Консультация для родителей «Обогащение словарного запаса детей через игру» Расширяем словарный запас! Наблюдая за тем, как малыш растет и познает окружающий мир каждый день, мы обращаем внимание на любое новое слово,.
Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста при ознакомлении с произведениями искусства Использование языка как средства общения связано, прежде всего, со словом. Говорящий пользуется словами, составляет из них словосочетания,.
Конспект занятия по овладению речью «Обогащение активного словаря» для детей 6–7 лет Разработала: воспитатель Солодуша Ирина Валерьевна Тема: «Знакомство с рассказом Тихонова Николая «Умный танк»» Задачи: -Познакомить детей.
Консультация для родителей «Обогащение словаря детей с ОНР посредством изображения животных средствами рисования» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 6 «Семицветик» комбинированного вида городского округа город Шарья Костромской.
Консультация для воспитателей «Обогащение словаря дошкольников» Консультация «Обогащение словаря дошкольников» Необходимость взаимосвязи разных сторон речи при обучении родному языку признается многими.
Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-технологии Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ -технологии В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное.
Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами Кудинова Елена Владимировна воспитатель, Десерт Элина.
Расширение и обогащение словаря у детей с общим недоразвитием речи на основе фольклорного материала Работу по введению новых слов в активный словарь детей на основе фольклорного материала начинаю уже в старшей группе компенсирующей направленности.
Выявление эмоционально-личностных особенностей и проблем детей Проективный тест «Сказка» Луизы Дюсс Этот тест был составлен детским психологом доктором Луизой Дюсс. Он может быть использован в работе.
Источник