Обмен информацией знаниями образами эмоциями интеллектуальной собственностью это
Термин «коммуникация» происходит от латинского слова communicatio — делаю общим, связываю. Исходное communis означает: общий, всеобщий. В другом буквальном переводе коммуникация означает «с людьми». Термин появился в научной литературе в начале XX в., и в настоящее время он имеет, по крайней мере, три интерпретации:
средство связи любых объектов материального и духовного мира;
общение как передача информации от человека к человеку;
передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.
Коммуникация — это универсальная и одна из основных характеристик как человеческого общения, так и деятельности любых организаций. Коммуникация безостановочна и безгранична, без нее не обходится ни один акт человеческого взаимодействия. Она фундамент любой культуры.
Сутью коммуникации является обмен информацией, знаниями, образами, эмоциями, интеллектуальной собственностью.
Необходимые характеристики акта коммуникации — это прежде всего направленный характер передачи сообщения, основанного на определенной системе знаков, и восприятие данного сообщения.
Проблемы коммуникации, коммуникативных связей всегда были достаточно актуальны. Еще Аристотель считал, что способность вступать в общение (коммуникацию) отличает человека и от «недоразвитых в нравственном смысле существ», и от «сверхчеловека». Поэтому «тот, кто не способен вступать в общение. уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством».
Западные исследователи давно заметили, что процессы коммуникации, занимая у человека до 70% времени, не могут не влиять на его мотивацию. Немаловажно и то, что, по данным американских исследователей, успех руководителя в условиях рынка на 85% определяется его коммуникативными качествами и лишь на 15% — профессиональными знаниями.
Если представить коммуникацию в виде сегмента, площадь которого условно взять за 100%, то 85% этого сегмента будут занимать невербальная коммуникация и лишь 15% — вербальная (из них 10% отведено речевой характеристике и 5% — обслуживанию речи).
Что значит невербальный способ коммуникации? Это впечатление, которое вы производите. К составляющим невербального способа коммуникации относятся: внешний вид,» взгляд, манера поведения, пантомимика (пластически выразительные движения тела), мимика, кожные реакции, дистанция (межличностное пространство), цвет одежды.
В ходе коммуникации протекают процессы перекодировки сигналов вербальной сферы в невербальную и невербальной — в вербальную. Для коммуникации важен переход от говорения одного к действиям другого.
Коммуникация — избирательный акт, в котором важно не только то, что передается, но и то, что в передачу не включается. В некоторых случаях целями коммуникации становится намерение изменить отношение другой стороны к чему-либо.
Источник
Discovered
О финансах и не только…
Коммуникационный менеджмент
Коммуникационный менеджмент — система управления, которая посредством интегрированной коммуникации с целевыми аудиториями способствует достижению максимальной эффективности по всем направлениям рыночно-ориентированного развития организации в условиях изменяющейся внешней среды.
Сущность коммуникационного менеджмента заключается в его двуединой природе. С одной стороны, коммуникационный менеджмент рассматривается как самостоятельная профессиональная практическая деятельность по использованию коммуникационных средств, методов, инструментов, механизмов, обеспечивающих формирование и эффективное развитие всех видов капитала организации. Именно эта профессиональная деятельность помогает руководителям разрабатывать стратегию эффективного развития, формировать организационную культуру, выбирать эффективные каналы коммуникации и т.д.
С другой стороны, коммуникационный менеджмент есть наука об этом управлении. Она изучает взаимодействия и взаимосвязи элементов во времени и пространстве, которые формируют и эффективно используют все виды капитала организации, а также познает закономерности обмена информацией, знаниями и интеллектуальной собственностью в процессе формирования и развития организации.
Концепция коммуникационного менеджмента определяет его миссию, сферу действия, предмет, роль, объекты, инструменты, задачи, состав и функции участников, содержание и направленность коммуникаций, основные принципы и методы управления коммуникациями. В частности, миссия коммуникационного менеджмента определяется как формирование и реализация стратегии приращения ценности человека, организации с помощью коммуникации. Благодаря информационным технологиям современный работник носит ключевые средства производства в своей голове и в памяти личного компьютера, периодически подключаясь к всемирной паутине. Работник свободно отдает свою рабочую силу в аренду за долю создаваемой ею собственности. Именно благодаря информационно-коммуникационным технологиям «труд из библейского проклятия все в большей степени превращается в развлечение».
Предмет коммуникационного менеджмента определен в первую очередь как философия (совокупность общих принципов, система взглядов), стратегия и тактика коммуникаций производителя и потребителя товаров и услуг в условиях свободного выбора. Такой подход к управлению коммуникациями позволяет реализовать сильные стороны организации и элиминировать слабые. Только по достижении необходимого уровня коммуникативности организация может своевременно реагировать на сдвиги в рыночной ситуации (изменить производственную программу, экспортный ассортимент, цены, формы и методы сбыта и т.д.), а также оказывать направленное воздействие на рынок.
Цель коммуникационного менеджмента заключается в организации коммуникативного пространства фирмы для повышения ее эффективности, формирования и использования всех видов ее капитала. В частности в этой связи коммуникационный менеджмент можно рассматривать как особый вид деятельности по управлению «паблицитным капиталом». Этот вид капитала, так же как и интеллектуальный капитал, несводим к другим видам капитала, но в существенной мере производен от них.
Задачи коммуникационного менеджмента:
- отбор и аккумулирование информации из внешних по отношению к организации источников;
- классификация, трансформация, обеспечение доступности информации;
- распространение и обмен информацией как внутри организации, так и вне ее;
- поиск эффективных способов, инструментов и механизмов интегрированной коммуникации;
- воплощение «фирменной» коммуникации в продуктах, услугах, документах, базах данных и программном обеспечении;
- создание, оценка и использование нематериальных активов.
Исходя из концепции коммуникационного менеджмента, управлять коммуникациями означает:
- определять цели коммуникации и пути их достижения;
- планировать с учетом ресурсов и ситуаций конкретные действия, направленные на достижение этих целей;
- организовывать реализацию планов;
- координировать взаимодействие компонентов коммуникационного процесса, а также действия непосредственных исполнителей;
- контролировать и корректировать этот процесс по результатам коммуникации.
Для современного коммуникационного менеджмента открылись новые возможности в связи с развитием информационных технологий, созданием баз данных, появлением интернета. В то же время коммуникационный менеджмент не тождествен применению новых информационных технологий в управлении.
Важнейшей частью коммуникационного менеджмента являются технологии распространения, адаптации, использования неявных (тацитных) знаний, которые тесно переплетены с эмоциями, принципами, интуицией, ментальными признаками.
Умение пользоваться инструментарием коммуникационного менеджмента — один из критериев рыночной адаптации организаций и личностей. Коммуникационные технологии помогают не только выстраивать взаимоотношения с внешней средой организации, но и проводить открытую политику в отношении ее персонала, предусматривающую большую степень участия в принятии решений, сотрудничество, удовлетворение от работы и соответствующее поощрение.
Это в полной мере относится и к органам государственного и муниципального управления. Решая в русле стратегического планирования задачи конкурентоспособности территорий, власти все чаще сталкиваются с необходимостью создавать интеллектуальную, коммуникационную инфраструктуру местной экономики.
Еще острее эта проблема стоит перед бизнесом: кроме свободы, предпринимателям сегодня нужна сеть обмена знаниями и накопления интеллектуального потенциала во всех областях, которые имеют возможность развиваться.
Коммуникационный менеджмент располагает специальными методами и технологиями. В их числе:
Коммуникационный менеджмент жизненно важен для любой организации независимо от ее размера. Коммуникации способствуют достижению общих целей компании, а также создают положительную и дружественную среду. Эффективный процесс коммуникации внутри организации приводит к увеличению прибыли, большей удовлетворенности сотрудников организации и признанию бренда организации.
Источник
19. Понятие коммуникации, сущность, модели коммуникативного процесса.
Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале XX в. Он имеет три интерпретации:
1. средство связи любых объектов материального и духовного мира;
2. общение как передача информации от человека к человеку;
3. передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.
Коммуникация — это универсальная и одна из основных характеристик как человеческого общения, так и деятельности любых организаций. Коммуникация безостановочна и безгранична, без нее не обходится ни один акт человеческого взаимодействия. Она фундамент любой культуры.
Сутью коммуникации является обмен информацией, знаниями, образами, эмоциями, интеллектуальной собственностью.
Необходимые характеристики акта коммуникации — это прежде всего направленный характер передачи сообщения, основанного на определенной системе знаков, и восприятие данного сообщения.
Существует невербальная и вербальная коммуникация. Невербальная – это то впечатление, которое вы производите. К составляющим невербального способа коммуникации относятся: внешний вид, взгляд, манера поведения, пантомимика (пластически выразительные движения тела), мимика, кожные реакции, дистанция (межличностное пространство), цвет одежды.
Функции: управленческая, информативная, эмотивная (связанная с экспрессивной стороной общения, эмоциями), фатическая (связанная с установлением контактов). Но исходной является управленческая функция, ибо в ее рамках коммуникация реализует свой побудительный характер — убеждение, внушение, приказ, просьба. Т. о., коммуникация — это специфическая функция управления, представляющая собой умение особого рода и требующая определенных управленческих знаний и навыков.
Коммуникация управления – передача информации от управляющей системы к управляемой.
Задача коммуникации- точно донести информацию управляющей системы до управляемой.
Модель коммуникационного процесса, формула американского политолога Лассвела.
Центральным звеном схемы является сообщение, или обращение, или рекламное послание, которое представляет отправителя (коммуникатора) аудитории и потенциальным покупателям. Чтобы коммуникация стала эффективной, отправитель должен заранее четко определить ее цели, правильно выделить целевую аудиторию и уяснить желаемую ответную реакцию.
Коммуникационное послание облечено в конкретную форму (текстовую, визуальную, символическую) и поступает к получателю через конкретный канал коммуникации. Наиболее важным в рекламном послании являются содержание, форма, цвет, закономерность восприятия, различия в языке и культуре.
Мыслительный процесс – кодирование информации – передача информации – декадирование – осмысление – мыслительный процесс
Кодирование понимается как процесс представления идеи коммуникации, передаваемый адресату информации в виде текстов, символов и образов. Расшифровка соответственно — это процесс получения идеи коммуникации, причем не всегда адекватный. Особенно важна цепочка кодирование — расшифровка при работе на зарубежную аудиторию. Различия в национальном менталитете, иерархии культурных ценностей могут вызвать в разных странах различные реакции.
Получатель (адресат) — это та целевая аудитория, которой предназначено послание. При определении целевой аудитории важно учесть и то, кто влияет на ее окончательный выбор.
Ответная реакция — набор откликов получателя, которые возникают в результате контакта с обращением.
Обратная связь является частью ответной реакции, которую получатель доводит до сведения отправителя. Именно через обратную связь весь рыночный механизм подпитывается информацией, без которой многие действия оказываются необоснованными и умозрительными.
Термином «помехи» обозначаются незапланированные искажения или барьеры при вмешательстве в процесс коммуникации факторов внешней среды. Различают помехи физические, психологические, семантические (связанные с логикой и смыслом).
1. чем большей монополией обладает источник коммуникации, тем выше вероятность положительного отклика получателя.
2. коммуникация более эффективна в случаях, когда обращение соответствует мнениям, убеждениям и предпочтениям получателя.
3. степень воздействия обращения повышается, если адресат увлечен или интересуется его темой.
4. коммуникация будет более успешной, если источник считается профессиональным, обладает высоким статусом, если известны его цели и ориентация, особенно в том случае, если источник пользуется большим влиянием в аудитории и легко идентифицируется.
5. при любой коммуникации необходимо учитывать социальный контекст, который всегда влияет на восприятие.
Препятствия на пути полноценной коммуникации:
1. естественная цензура.
2. отсутствие ясной цели.
3. слабое представление о тех, с кем имеете дело.
4. неправильный выбор языковых средств.
5. несоответствие между сообщением и поступком.
6. неумение выражать свои мысли.
7. неправильное оформление.
8. неверный выбор канала.
9. непривлекательная упаковка.
10. неподходящее время.
11. недостаток полезной информации.
12. неудачное начало или недооценка адресата.
Источник
Понятие, функции и значение коммуникаций в управлении
Коммуникационный менеджмент
Цель: раскрыть сущность коммуникаций в процессе управления.
План:
1. Понятие, функции и значение коммуникаций в управлении.
2. Элементы и этапы коммуникационного процесса. Модели коммуникаций.
3. Виды коммуникаций.
4. Значение организационных коммуникаций в функционировании организации. Формы и методы организационных коммуникаций.
Невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители для достижения определенной цели, требует эффективного обмена информацией, т.е. коммуникаций. Коммуникации выполняют жизнеобеспечивающую роль в каждой организации, и если вдруг перекрыть потоки сообщений в организации, то она прекратит свое существование.
Проблемы коммуникации, коммуникативных связей всегда были достаточно актуальны. Еще Аристотель считал, что способность вступать в общение (коммуникацию) отличает человека от «недоразвитых в нравственном смысле существ».
Коммуникации представляют собой один из наиболее дискуссионных процессов в области управления, по отношению к которому четкости и ясности в понимании пока не достигнуто.
Напрактике эффективные коммуникации являются основным необходимым условием успешного достижения стоящих перед организацией целей. Вместе с тем именно коммуникации составляют сейчас одну из наиболее сложных проблем в менеджменте и являютсяеще недостаточно отработанными.
Термин «коммуникация» происходит от латинского слова communicatio – делаю общим, связываю.
Этот термин появился в научной литературе в начале ХХ века, и в настоящее время он имеет, по крайней мере, три интерпретации:
— средство связи любых объектов материального и духовного мира;
— общение как передача информации от человека к человеку;
— передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.
Коммуникация – это универсальная и одна из основных характеристик человеческого общения, так и деятельности любых организаций. Коммуникация безостановочна и безгранична, без нее не обходится ни один акт человеческого взаимодействия.
Суть коммуникации — обмен информацией, знаниями, образами, эмоциями, интеллектуальной собственностью.
Коммуникации являются основным и связующим процессом в осуществлении управленческой деятельности.
Представляется вполне правомерным вывод о том, что эффективно работающие руководители — это те, кто эффективны в коммуникациях. По данным американских исследователей, успех руководителя в условиях рынка на 85% определяется его коммуникативными качествами и лишь на 15% — профессиональными знаниями.
Коммуникации важны для руководителей по следующим причинам:
— руководители тратят большую часть своего времени на коммуникации (по данным экспертов около 75-95% времени), поэтому они заинтересованы в улучшении данного вида деятельности;
— коммуникации необходимы для эффективного управления, хорошо налаженные коммуникации содействуют организационной эффективности;
— мастерство коммуникации необходимо также для выражения действенности авторитета и воли руководителя.
Коммуникации обеспечивают реализацию основных функций управления — планирования, организации, мотивации и контроля.
Эффективные коммуникации способствуют повышению показателей деятельности организации и уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности к работе организации.
Выделяют следующие функции коммуникаций:
— Информационная – проявляется в циркуляции информации и упорядочении информационных потоков;
— Интегративная – выражается в обеспечении связи между различными видами человеческой деятельности;
— Дестабилизирующая – направлена на создание напряженности и конфликтности обществе;
— Культурологическая – проявляется в обеспечении преемственности развития материальной и духовной культуры, трансляции накопленного опыта;
— Экспрессивная – возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний;
— Контактная – установление и поддержание коммуникативного контакта;
— Регулятивная – социализация и воспитание, социальный контроль, внедрение социальных норм.
Необходимо отметить, что многие из этих функций взаимосвязаны. Так, например, интеграция в обществе немыслима без социального наследования, которое, в свою очередь, может быть действенным лишь при условии его упорядоченности, определенной организации, что во многом обеспечивается системой социальной коммуникации.
Руководитель от 50 до 90% всего времени тратит на коммуникации. Он занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений, помимо управленческих функций (планирование, организация, мотивация и контроль). Т.к. обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, то коммуникации называют связующим процессом. Поэтому одна из главных сфер возникновения проблем в организациях — неэффективные коммуникации.
Опросы показали, что 73% американских, 63% английских , 85% японских руководителей считают коммуникации главным препятствием на пути достижения эффективности их организациями. Во многих случаях передаваемое сообщение оказывается неправильно понятым и, следовательно, обмен информацией – неэффективным. Считается, что лишь 50% попыток обмена информацией приводит к согласию общающихся. Если у людей нет возможности обмениваться информацией, они не смогут работать вместе и достигать общих целей. Поэтому основная цель коммуникационного процесса – обеспечить понимание передаваемой информации.
Коммуникация – это процесс социального взаимодействия и обмена сообщениями, информацией между двумя и более людьми.
Коммуникации осуществляются в процессе общения как обмен специальными знаковыми образованиями (сообщениями) в которых отображены мысли, идеи, знания, опыт, ценностные ориентации, программы деятельности общающихся сторон.
Список рекомендуемой литературы:
1. Балашов А. П. Основы менеджмента : учеб. пособие для вузов / А. П. Балашов. – М. : Вузовский учебник, 2009. – 281 с.
2. Виханский О. С. Менеджмент : учебник для вузов / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Экономистъ, 2005. — 670 с.
3. Дафт Р.Л. Менеджмент / Р.Л. Дафт. – пер. с англ. — 6-е изд. — СПб.: Издательство «Питер», 2006. — 864 с.
4. Оксинойд К. Э. Организационное поведение : учебник / К. Э. Оксинойд. – М.: КНОРУС, 2009. – 480 с.
5. Организационное поведение: учебник для вузов / под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. — СПб. : Питер, 2008. — 464 с.
6. Основы теории управления : учебник для вузов / под ред. В. Н. Парахина, Л. И. Ушвицкого. – М. : Финансы и статистика. — 2004. – 560 с.
7. Рой О. М. Теория управления : учеб. пособие / О. М. Рой. – СПб. : Питер, 2008. – 256 с.
8. Теория управления : учебник для вузов / под ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – 3-е изд. доп. и перераб. — М. : РАГС, 2008. — 557 с.
Источник