Обмен информацией мыслями чувствами ученые обозначают понятиями
(ответы в конце теста)
В заданиях этой части (A1 — A20) выберите правильные варианты ответов.
А1. Ученые – обществоведы определяют общество как
1) весь мир в многообразии его форм
2) обособившуюся от природы часть мира
3) совокупность природных и социальных сил
4) естественные условия существования человека
А2. Обмен информацией, мыслями, чувствами ученые обозначают понятием
А3. Саша хорошо учится в общеобразовательной и музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это характеризует Сашу как
А4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
А) Климатические условия влияют на развитие общества.
Б) Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А5. Что отличает науку от других форм культуры?
1) стремление получить истинное знание
2) использование художественных образов
3) опора на представления о добре и зле
4) отражение окружающего мира
А6. Верны ли следующие суждения о религии?
А) Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.
Б) Религия устанавливает определенные социальные нормы и механизм контроля над их исполнением.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7. Фирма построила теплицы на арендованном участке земли, где на протяжении всего года выращивает овощи и зелень. Продукция фирмы поставляется в крупные магазины города. К труду как производственному ресурсу относится(-ятся)
1) участок земли
2) работники фирмы
3) произведенная продукция
4) теплицы и оборудование
А8. Государство обеспечивает поддержание правопорядка, оказание населению медицинских и образовательных услуг. Какая функция государства в экономической жизни проявляется в этой деятельности?
1) обеспечение правового поля экономической деятельности
2) производство общественных благ
3) контроль объема денежной массы
4) поддержание конкуренции, борьба с монополиями
А9. Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?
1) мера стоимости
2) средство платежа
3) средство обмена
4) мировые деньги
А10. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А) В основе рыночной экономики лежит принцип свободы экономической деятельности.
Б) К условиям существования рыночной экономики относится государственная собственность на факторы производства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А11. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?
А12. Немецкий гуманист прошлого писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?
1) организация совместного досуга
2) укрепление родственных связей
3) совместное ведение домашнего хозяйства
4) воспитание детей
А13. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А) Стремление сторон отстоять свои взгляды – одна из причин социального конфликта.
Б) Социальные конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А14. Что является признаком любого государства?
1) взимание налогов и сборов
2) демократический режим
3) разделение властей
4) федеративное устройство
А15. В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная – правительством, формируемым по результатам парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы. Какая форма правления представлена сложилась в стране Z?
1) президентская республика
2) авторитарная республика
3) унитарная монархия
4) конституционная монархия
А16. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А) Политическая партия объединяет сторонников одной политической программы.
Б) Политические партии предлагают решения социально-экономических проблем общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А17. К гражданским (личным) правам человека относится право
2) на судебную защиту чести и достоинства
3) на социальное обеспечение по возрасту
4) на образование
А18. Правительство РФ
1) разрабатывает и принимает законы
2) управляет федеральной собственностью
3) утверждает судебные решения
4) решает вопросы предоставления гражданства
А19. Анна очень торопилась и перебегала оживленную магистраль на красный свет. Ее остановил работник правоохранительных органов и объяснил, что она совершила правонарушение. Какое правонарушение совершила Анна?
А20. Верны ли следующие суждения о трудоустройстве несовершеннолетних граждан?
А) Работников моложе 18 лет запрещено привлекать к работе в ночное время.
Б) Несовершеннолетние граждане могут трудиться в сфере рекламы и искусства с раннего детства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5) ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания.
В1. Сергей – ученик 9 класса. Помимо учебы большое место в его жизни занимают компьютерные игры, которым он отдает много свободного времени. Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания – учебу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) дает возможность овладеть новым опытом
2) построена на замещении реальных предметов условными
3) имеет определенные мотивы и цели
4) ведет к усвоению предметных областей
В2. Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
А) при входе в помещение мужчина должен снимать головной убор
Б) Президентом РФ может быть избран гражданин старше 35 лет, не менее 10 лет постоянно проживающий в России
В) каждый день надо делать какое-то доброе дело
Г) младшие по возрасту должны первыми приветствовать старших
Д) безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом
3) нормы этикета
В3. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Каждый ученик изучает сегодня в школе большое количество учебных предметов. (2) Такое многообразие, несомненно, полезно, т.к. помогает решать сложные образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед школой. (3) Однако дальнейшее расширение круга изучаемых предметов может отрицательно сказаться на здоровье учащихся.
Определите, какое(- ие) положение(-я) текста
А) отражают факты
Б) выражают мнения
Прочитайте текст. Проанализируйте данные соцопроса и выполните задания В4 и В5.
Ответ необходимо давать в виде последовательности цифр без пробелов и знаков препинания (например, 123).
Социологической службой страны Z был проведен опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Какая из перечисленных проблем нашего общества тревожит Вас больше всего?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) таковы:
— Коррупция и рост преступности – 10%
— Рост цен, безработица – 25%
— Сокращение производства отечественных товаров – 20%
— Недоступность качественного образования и медицинских услуг – 35%
— Проблемы, связанные с политической жизнью – 10%
В4. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наибольший процент опрошенных обеспокоен ростом безработицы.
2) У пятой части опрошенных более всего вызывает тревогу сокращение производства отечественных товаров.
3) Для примерно трети опрошенных главным предметом беспокойства является недоступность качественного образования и медицинских услуг.
4) Примерно одинаковая доля опрошенных обеспокоена как проблемами коррупции и ростом преступности, так и проблемами, связанными с политической жизнью.
5) Опрошенные обеспокоены ростом цен и безработицей в большей мере, чем недоступностью качественного образования и медицинских услуг.
В5. Результаты опроса были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) За последние годы значительно вырос уровень доходов всех слоёв населения в стране.
2) Основная масса населения недовольна отсутствием в стране качественных услуг образования и здравоохранения.
3) Правительству страны Z необходимо сосредоточить основные усилия в области решения социально-экономических проблем.
4) В стране Z наметилось сокращение уровня преступности.
5) Рост цен и безработица не являются самыми острыми проблемами для большинства населения страны.
Источник
Обмен информацией мыслями чувствами ученые обозначают понятиями
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества
Обмен информацией, мыслями, чувствами учёные обозначают понятием
Каков отличительный признак глобальных проблем?
1) затрагивают все человечество
2) не имеют путей решения
3) приводят к отрицательным последствиям
4) относятся к сфере экономики
Верны ли следующие суждения о морали?
А. Моральные нормы возникли с появлением государства.
Б. Одним из признаков морали является добровольность выполнения ее требований.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Василий учится на 5-м курсе университета, он готовится к сдаче государственных экзаменов и защите диплома. На каком уровне образования находится Василий?
1) полное (среднее) образование
2) среднее профессиональное образование
3) высшее профессиональное образование
4) дополнительное образование
Верны ли суждения о роли современного образования?
А. Сегодня недостаточно просто получить высшее образование или закончить колледж, важно суметь применить полученные знания на практике.
Б. Образование позволяет мыслить шире и глубже воспринимать происходящие процессы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
К дефициту государственного бюджета непосредственно ведет
1) уменьшение налоговых поступлений
2) увеличение объемов производства
3) сокращение расходов на оборону
4) развитие малого бизнеса
Самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность граждан, направленная на получение прибыли, — это
Для экономики государства М. характерно господство государственной собственности на средства производства, отсутствие конкуренции и централизованное распределение ресурсов. К какому типу относится экономика государства М.?
Верны ли следующие суждения об инфляции?
А. Одним из проявлений инфляции является увеличение цен на сырьё и энергию.
Б. Высокий уровень инфляции ведёт к замедлению темпов экономического роста.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Что относится к основным функциям семьи?
1) освоение новых технологий
2) поддержание политической стабильности
3) повышение культурного уровня
4) воспитание детей и подростков
В средневековой Европе существовала пословица: недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены. Она отражает отношения в семье
Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Ссора между приятелями служит проявлением социального конфликта.
Б. Противоречия интересов рабочих и предпринимателей могут вызвать социальный конфликт.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Характерным признаком любого государства является
1) разделение властей
3) наличие единоличного главы государства
4) ответственность правительства перед народом
Организация объединяет людей, имеющих общие взгляды на общественные проблемы. Она добивается контроля над управлением страной и для этого принимает активное участие в выборах в органы государственной власти. Эта организация является
1) парламентской фракцией
2) политической партией
3) инициативной группой
4) профессиональным союзом
Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?
А. Гражданское общество выражает частные интересы людей в различных сферах.
Б. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Правило поведения человека в правовой ситуации, которое должно обязательно выполняться
2) социальная норма
4) политическая норма
Что из перечисленного отличает государство от других политических институтов?
1) монополия на использование средств массовой информации
2) выражение интересов отдельных социальных групп
3) опора на легальное насилие
4) публичный характер деятельности
Гражданка М. заключила договор купли-продажи недвижимости и приобрела на вторичном рынке у гражданина Т. двухкомнатную квартиру площадью 60 кв. м. Что из перечисленного ниже является объектом данного правоотношения?
1) приобретённая гражданкой М. квартира
3) право проживать в данной квартире
4) текст заключённого договора
Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?
А. Все законы, принимаемые в государстве, не должны противоречить Конституции.
Б. Предложения о поправках в Конституции может вносить только Президент.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В приведённом списке указаны черты сходства и черты различия между нормами права и морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) регулируют жизнь общества
2) принимаются государством
3) формально закреплены
4) устанавливают правила поведения
Черты сходства | Черты отличия |
Установите соответствие между действиями и видами социальных норм, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДЕЙСТВИЯ | ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ | |||
А | Б | В | Г | Д |
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Возможно, демократия – важнейшее политическое достижение человечества. (Б) Есть политики, которые видят в демократии больше отрицательных черт, чем положительных. (В) И всё же именно она является сегодня наилучшей формой обеспечения прав и свобод граждан.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнение
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
В странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Доверяете ли Вы правоохранительным органам?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, потому что они защищают права и законные интересы граждан, в стране Z больше, чем в стране Y.
2) Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, так как там работают настоящие профессионалы, в стране Z ниже, чем в стране Y.
3) В стране Z более половины опрошенных доверяют правоохранительным органам, так как уверены в их профессионализме.
4) В стране Y одинаковые доли опрошенных относятся к правоохранительным органам с опасением и не доверяют им.
5) В стране Z большая часть опрошенных, по сравнению со страной Y, испытали трудности при ответе на поставленный вопрос.
В 2000, 2005 и 2009 годах в нашей стране службой Левада-Центр проводился социологический опрос. Предлагалось ответить на вопрос: От чего в большей степени зависит благополучие человека? Полученные сравнительные данные (в %) представлены в таблице.
Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В общественном мнении преобладает убеждение, что достичь благополучия человек может только при определенном общественном устройстве.
2) За 9 лет произошли существенные изменения в оценке различных факторов, влияющих на благополучие людей.
3) Число сторонников лозунга «человек — сам кузнец своего счастья» со временем не меняется.
4) Понятие «справедливое общественное устройство» большинством опрошенных толкуется одинаково.
5) Население заинтересовано в усилении вмешательства государства в различные сферы жизни общества.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.
Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает в первую очередь дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).
Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%, а в конце 80-х годов — уже более 20% населения были держателями акций.
Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.
Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.
(По кн. Э. Гидденса «Социология». М., 1999. С. 204, 208)
Что, по мнению автора текста, включает богатство? Укажите три основные составляющие.
В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.
Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает в первую очередь дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).
Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%, а в конце 80-х годов — уже более 20% населения были держателями акций.
Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.
Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.
(По кн. Э. Гидденса «Социология». М., 1999. С. 204, 208)
Какие социальные группы, образующие средний класс, приведены в тексте? Назовите любые три группы.
В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.
Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает в первую очередь дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).
Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%, а в конце 80-х годов — уже более 20% населения были держателями акций.
Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.
Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.
(По кн. Э. Гидденса «Социология». М., 1999. С. 204, 208)
Опираясь на обществоведческие знания, укажите два других показателя, помимо богатства и дохода, которые определяют социальное положение человека в обществе. Приведите пример представителей двух профессиональных групп, которые близки по доходам, но отличаются по другим показателям.
В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.
Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает в первую очередь дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).
Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%, а в конце 80-х годов — уже более 20% населения были держателями акций.
Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.
Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.
(По кн. Э. Гидденса «Социология». М., 1999. С. 204, 208)
Михаил Н. трудится слесарем станков на автозаводе. Его заработок превышает доходы некоторых служащих этого предприятия. Можно ли отнести его, с точки зрения автора приведенного текста, к среднему классу? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.
В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.
Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает в первую очередь дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).
Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%, а в конце 80-х годов — уже более 20% населения были держателями акций.
Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.
Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.
(По кн. Э. Гидденса «Социология». М., 1999. С. 204, 208)
В тексте приводится точка зрения, согласно которой социально-классовые различия в современных западных странах сглаживаются. Согласны ли вы с таким выводом? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своей позиции.
В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.
Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает в первую очередь дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).
Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%, а в конце 80-х годов — уже более 20% населения были держателями акций.
Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.
Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.
(По кн. Э. Гидденса «Социология». М., 1999. С. 204, 208)
Источник