Обломов лень или депрессия

Обломов и депрессия

Перечитал «Обломова» . Мастерски написанная книга! Но это ведь история болезни Ильи Ильича Обломова. Бедняга был психастеником и страдал тяжелой депрессией. Если учесть, что сам Гончаров так же страдал от депрессии, то вот и получился у него гениальный роман, ибо кроме болезни у Гончарова был огромный талант. И вся эта социальная туфта, которой Гончарова обучил Белинский, это так… дань моде. Вот типа есть такая русская обломовщина и т.д. Ровно такое же заболевание, какое было у Обломова, было у многих французов, англичан и пр.

За уши притянуто и противопоставление ленивого русского и энергичного немца Штольца. Хотя Штольц и русский по матери. На самом деле немцы были хорошими служаками, но истинными дельцами в России были сами русские. В России не было никакого немецкого капитала, т.е. среди немцев не так много было торговцев и капиталистов, да даже и еврейского не было, были отдельные богатые евреи, был только русский капитал и европейский, европейский был привлечен сознательно и лихо вытеснялся уже к 1913 году.

Но какие великолепно выписанные образы в романе! Как Гончаров понимал женщин! Без всяких сантиментов. Госпожа Ильинская вроде бы полюбила Обломова, помню нам в школе учительница литературы с негодованием говорила, что вот даже полюбила Обломова прекрасная женщина, а он из-за лени своей ничего не смог. Это не так. Все что смог Илья Ильич сделал, включая и предложение даме. Это Ильинская поняла, какой воз ей придется тащить и сама отказалась от Обломова.

Изумительно описан мир «обломовщины», т.е. мир поместья родителей Обломова, как рай на земле. Читаешь и думаешь – вот тебе и обломовщина! Вот тебе и крепостное право! Это же коммунизм какой-то! Дворовые люди Обломовых ели, спали и занимались всякими радостными для себя делами. И самое интересное, что картина-то достоверная, Гончаров вообще цепкий реалист. Писатель пишет, что народ был на редкость здоровый, в сорок лет мужики выглядели молодыми людьми.

Что касается депрессии, то пришло в голову, что этой болезнью страдали многие политики, но они не были столь чистыми и добрыми, как Илья Ильич Обломов. Депрессия была у Черчилля, у Гитлера и Ленина депрессия сменялась лихорадочными приступами энергии, Мао Цзэдуну во время депрессий русский врач из СССР, который у него довольно долго был, колол пантокрин ему в вену. Вот депрессия, а сколько они дел наворочили. Лучше бы как Обломов… спали.

Источник

ДЕПРЕССИВНЫЙ ДИСКУРС В РОМАНЕ ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»

Глава 5. АНАЛИЗ ДЕПРЕССИИ

В свете всего сказанного выше не вызовет удивления тезис о том, что проблема реализма в искусстве тесно связана с проблемой депрессивного взгляда на мир. Основным пафосом и сутью художественного реализма, как он зародился в 1840-х годах в рамках натуральной школы, было изображение реальности такой, какова она есть, без обычных условностей искусства, то есть наименее семиотизированно.

Ранний русский реализм («физиологический очерк» — характерен этот ре-дукционистский в семиотическом смысле термин) изображал мир, пытаясь отказаться от романтических и вообще акцентуированно литературных художественных штампов — занимательности, увлекательной интриги, жесткого распределения ролей героев, ярких описаний и стилистической маркированности. Реализм изображал мир тусклым и неинтересным, таким, каким видит его человек, находящийся в депрессии. (Примерно таким же изображен мир на картинах художников-реалистов — передвижников.)

Если говорить о культурно-психологических аналогиях, то можно сказать, что реалистическая депрессия в искусстве была реакцией на утрату ценностей предшествующего литературного направления (последнее наиболее ясно показал Гончаров в «Обыкновенной истории».) Романтизм был первой — материнской — школой зрелой русской литературы XIX века (характерна орально-садистическая (по Абрахаму) интерпретация Пушкиным в письме Вяземскому критики последним старшего и главного русского романтика В. А. Жуковского: «Зачем кусать груди кормилицы, только потому, что зубки прорезались?»).

Парадигмальным в этом смысле текстом русской литературы является роман о депрессивном Илье Ильиче Обломове, русском Илье Муромце, который тридцать лет и три года сидел на печи, но так и не сумел встать с нее, так сказать, обломался (интерпретацию фамилии Обломов и корня — ЛОМ— см. в статье [Амелин—Пильщиков 1992]).

Самое ценное, что Гончаров изображает генезис обломовского характера в самом раннем детстве героя, в знаменитом сне Обломова.

Прежде всего здесь бросается в глаза ярко выраженная оральная фиксация всех героев, населяющих Обломовку:

Но главной заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом; и престарелая тетка приглашалась к совету. Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к соусу.

Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обло-мовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась! Сколько тонких соображений, сколько знания и забот в ухаживании за нею! Индейки и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами; гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтоб они заплыли жиром. Какие запасы там были варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обло-мовке!

Обед и сон рождали неутолимую жажду. Жажда палит горло; выпивается чашек по двенадцати чаю, но это не помогает: слышится оханье, стенанье; прибегают к брусничной, к грушевой воде, к квасу, а иные и к врачебному пособию, чтоб только вылить засуху в горле.

Вторая, очень важная характеристика обломовского житья это ее асемио-тичность, природность и тотальное сопротивление всему когнитивно-эпистемическому — обломовцы практически ничего не читают, не выписывают газет, ничего не хотят знать о большом мире. Автор иронически обосновывает это положение вещей в качестве некой «синтонной» идеологии.

Оттого и говорят, что прежде крепче был народ. . Да, в самом деле крепче, прежде не торопились объяснять ребенку значения жизни и приготовлять его к ней как к чему-то мудреному и не шуточному; не томили его над книгами, которые рождают в голове тьму вопросов, в вопросы гложут ум и сердце и сокращают жизнь.

Характерен в этом плане эпизод с письмом, которое приходит в Обломовку и которое несколько дней не решаются раскрыть, потом читают настороженно всей семьей, потом решают, что надо бы на него ответить, но потом забывают об этом и так и не отвечают.

Читайте также:  Божья матерь с денежками радость скорбящим

Точно так же относится выросший Обломов к знанию:

Серьезное чтение утомляло его. Мыслителям не удавалось расшевелить в нем жажду к умозрительным истинам. Если давали ему первый том, он по прочтении не просил второго, а приносили — он медленно прочитывал.

Потом уж он не осиливал и первого тома.

Интересно, что Гончаров, вполне в духе Мелани Кляйн, отмечает важность младенческих впечатлений от окружающей жизни, формирующей его жизненные стереотипы:

А кто знает, как рано начинается развитие умственного зерна в детском мозгу? Как уследить за рождением в младенческой душе первых понятий и впечатлений?

Может быть, когда дитя еще едва выговаривает слова, а может быть, еще вовсе не выговаривало, даже не ходило, а только смотрело на все тем пристальным немым взглядом, который взрослые называют тупым, и уж видело и угадывало значение и связь явлений окружающей его сферы, да только не признавалось в этом ни себе, ни другим.

Время в романе «Обломов», в частности, самим Обломовым представляется как энтропийное время нарастания энтропии и распада.

Но дни шли за днями, годы сменялись годами, пушок обратился в жесткую бороду, лучи глаз сменились двумя тусклыми точками, талия округлилась, волосы стали немилосердно лезть, стукнуло тридцать лет, а он и на шаг не подвинулся ни на каком поприще и все еще стоял у порога своей арены, там же, где был десять лет назад.

В своей исповеди Штольцу эту энтропийную картину Обломов реализует в метафоре угасания.

Нет, жизнь моя началась с погасания. С первой минуты, когда я осознал себя, я почувствовал, что я уже гасну. Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразнивание, злую и холодную болтовню, пустоту, глядя на дружбу, поддерживаемую сходками без цели, без симпатии; гаснул и губил силы с Миной; платил ей больше своего дохода и воображал, что люблю ее; гаснул в унылом и ленивом хождении по Невскому проспекту . гаснул и тратил по мелочи жизнь и ум.

Чрезвычайно интересно и то, что Гончаров (который сам был депрессивным человеком), явно почувствовал интроективные корни депрессии, что явствует из следующего фрагмента:

А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, а давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой (курсив мой. — В. Р.)

Подобно другим героям депрессивно-реалистической русской прозы — Онегину, Печорину, Бельтову, Гагину, Рудину, Базарову, — Обломову не удалось через любовь к женщине преодолеть депрессию и реализовать свои экзистенциальные возможности. Золото навсегда осталось в недрах горы.

Источник

Почему Обломов не просто лентяй на диване?

Автор — Елизавета Фандорина

Имя героя романа Ивана Гончарова «Обломов» давно стало нарицательным для всякого ленивого и пассивного человека. А обломовщиной стало называться состояние, которое шире, чем просто лень – это личностный застой и апатия. Но был ли Обломов просто лентяем и эгоистом? Давайте разбираться.

О чем этот роман?

Идея «Обломова» появилась у Гончарова после отрицательного отзыва Белинского на эпилог его первого романа «Обыкновенная история». Критик назвал его искусственным, т.к. Александр Адуев (который станет прообразом Обломова) преодолевает в себе «лишнего человека». Тогда Гончаров начинает писать роман, в котором герой так и не смог измениться.

Роман повествует о жизни помещика Ильи Ильича Обломова. Он живет в Петербурге со своим слугой Захаром и целыми днями предается мыслям и мечтам, лежа на диване. Его энергичный друг Андрей Штольц заставляет Обломова начать вести активную жизнь, в ходе который он влюбляется в Ольгу Ильинскую. Но после короткого периода счастья он снова возвращается на диван. Основным конфликтом романа является конфликт созерцательного и деятельного начала.

Кто такой Обломов?

Живущий в мечтах Илья Обломов оказывается «героем своего времени» – это последние годы России до крестьянской реформы, когда большая часть дворянских имений была заложена в банке, а крепостные хозяйства приносили все меньше дохода. В это время дворяне, привыкшие к доходу от имения, не могут вписаться в стремительно меняющийся мир.

В 1850-е гг. выходит несколько романов о героях, которые не могут найти себе применение в той действительности («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Тысяча душ»). И Обломов оказывается доведенным до крайности воплощением героя, который неспособен найти свое место в жизни.

В основе фамилии Обломов – «обломок»: это отломившийся кусочек, остаток чего-то сломанного. Так и наш герой давно отделился от целого (общества), и нет никакой надежды на то, что он сможет встроиться обратно.

Лентяй, тунеядец и эгоист?

Сейчас много говорят о том, что Обломов страдает депрессией и прокрастинацией. А обычно о нем говорили как о лентяе и эгоисте, не способном думать о других. Но Илья Ильич – на самом деле добрый человек, не способный на подлость и ложь. Ольга отмечает его «голубиную нежность» и способностью любить и заботится о другом человеке.

Гончаров не случайно называет своего героя Ильей, проводя параллель с Ильей Муромцем, который до начала своих подвигов 33 года сидел на печи. Обломов оказывается в ситуации, когда ему, казалось бы, осталось дождаться либеральных реформ в России, «встать с печи» и найти себе применение. Но трагизм заключается в том, что Обломов попросту не успевает дожить до этих перемен.

Ему противопоставляется активный и деятельный Штольц – воплощение идеального человека в глазах современников Гончарова. При этом в романе не указывается, чем же занимается этот герой. Это отражает дуализм того времени: уже понятно, каким будет человек будущего в России, но при этом никто не знает, что же конкретно он будет делать.

Несмотря на всю положительность Штольца, Гончаров не делает Обломова отрицательным героем. А все потому, что он прежде всего продукт своего времени и общества. Не имея злых намерений и будучи чистым душой, он оказывается бесполезным для страны, которая готовится к масштабным реформам. Гончаров демонстрирует нам столкновение мировоззрений, которое разворачивалось в России на его глазах.

Итого

Обломов все время ностальгирует по прошлому, по утраченной идиллии – периоду расцвета русского дворянства, эпохе жизни героев «Евгения Онегина». Обломов – трагический символ шаткого положения дворянства середины века, теряющего свое положение и уступающего новому поколению.

Читайте также:  Как себя чувствуешь спросить у девушки

Однако Илья Ильич хотя бы успевает спокойно прожить свою жизнь, ограничиваясь тревогами. Во второй половине XIX в. положение становится все более сложным, и вот уже герои «Вишневого сада» Чехова вынуждены продать свое имение, т.к. дворянство не сумело перестроится, и ему пришлось уступить место энергичным купцам и промышленникам.

Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!
Android | iOS
Instagram | VK | Facebook | YouTube | Сайт

Источник

Сочинение на тему: Лень в романе Обломов, Гончаров

Один из крупнейших русских писателей XIX века Иван Александрович Гончаров – автор широко известных романов: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв».

Особенно популярен роман Гончарова «Обломов». Хотя он был напечатан более ста лет назад (в 1859 году), он и сегодня читается с большим интересом, как яркое художественное изображение затхлой помещичьей жизни. В нем запечатлен типический литературный образ огромной впечатляющей силы — образ Ильи Ильича Обломова.

Замечательный русский критик Н. А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?», выясняя историческое значение романа Гончарова, установил те черты, которыми отмечается это болезненное явление в общественной жизни и в личности человека.

Характер Обломова

Основные черты характера Обломова — слабость воли, пассивное, безучастное отношение к окружающей действительности, склонность к чисто созерцательной жизни, беспечность и лень. Нарицательное имя «Обломов» вошло в употребление для обозначения человека крайне бездеятельного, флегматичного и пассивного.

Излюбленное времяпрепровождение Обломова — лежанье в постели. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслажденьем, как у лентяя, — это было его нормальным состоянием. Когда он был дома — а он был почти всегда дома — он всё лежал, и всё постоянно в одной комнате». В кабинете Обломова господствовали запущенность и небрежность. Если бы не лежащая на столе неубранная от вечернего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не прислоненная к постели трубка или не сам хозяин, лежащий в постели, «то можно было бы подумать, что тут никто не живет, — так всё запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия».

Обломову лень вставать, лень одеваться, лень даже сосредоточить на чем-нибудь свои мысли.

Живя вялой, созерцательной жизнью, Илья Ильич не прочь иногда и помечтать, но его мечты бесплодны и безответственны. Так мечтает он, неподвижный увалень, сделаться знаменитым полководцем, наподобие Наполеона, или великим художником, или писателем, перед которым все преклоняются. Ни к чему эти мечты не приводили — они лишь одно из проявлений праздного препровождения времени.

Типично для характера Обломова и состояние апатии. Он боится жизни, старается отгородить себя от жизненных впечатлений. Он с усилием и мольбой говорит: «Жизнь трогает». Вместе с тем Обломову глубоко присуще барство. Как-то его слуга Захар заикнулся о том, что «другие ведут иную жизнь». Обломов так ответил на этот упрек:

«Другой работает без устали, бегает, суетится… Не поработает, так не поест… А я. Да разве я мечусь, разве я работаю. Мало ем, что ли. Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому: я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? Из чего мне?»

Так Обломов оправдывает свое паразитическое существование, хотя бывают отдельные моменты, когда он недоволен собой, и тогда «ему грустно и больно становится за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую ему…»

Причины «ничегонеделания»

Случалось ли вам погружаться в состояние апатии? А может быть, кого-то из ваших близких вот уже несколько лет невозможно сдвинуть с дивана? Причиной такого личностного изменения может быть эндогенное заболевание, которое в конечном итоге приводит к инвалидности.

В наше время так долго не работающего мужчину, как герой романа «Обломов», сложно было бы «прокормить». Ему наверняка оформили бы вторую группу инвалидности по психическому заболеванию.

Почему Обломов стал “обломовым”. Детство в Обломовке

Обломов не родился таким никчемным бездельником, каким он представлен в романе. Все его отрицательные черты характера — продукт удручающих условий жизни и воспитания в детстве.

В главе «Сон Обломова» Гончаров показывает, почему Обломов стал “обломовым”. А ведь каким активным, пытливым и любознательным был маленький Илюша Обломов и как эти черты угашались в уродливой обстановке Обломовки:

«Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые, чему посвящают они утро. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка, неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта, напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей».

Но как однообразны и нудны картины домашнего быта в Обломовке! Вся жизнь состояла в том, что люди по многу раз в сутки ели, спали до одурения, а в свободное от еды и спанья время слонялись без дела.

Илюша — живой, подвижной ребенок, ему хочется побегать, понаблюдать, но его естественной детской пытливости ставятся преграды.

«— Пойдем, мама, гулять, — говорит Илюша. — Что ты, бог с тобой! Теперь гулять, — отвечает она, — сыро, ножки простудишь; и страшно: в лесу теперь леший ходит, он уносит маленьких детей…»

Илюшу всячески оберегали от труда, создавали у ребенка барственное состояние, приучали к бездеятельности. «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть — уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание; уронит ли он что-нибудь, достать ли ему нужно вещь, да не достанет, — принести ли что, сбегать ли зачем; ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать да три тетки в пять голосов и закричат:

«Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас. »

И не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя».

На образование Илюши родители смотрели только как на неизбежное зло. Не уважение к знаниям, не потребность в них пробуждали они в сердце ребенка, а скорее отвращение, и всячески старались «облегчить» мальчику это трудное дело; под разными предлогами не посылали Илюшу к учителю: то под предлогом нездоровья, то ввиду предстоящих чьих-либо именин и даже в тех случаях, когда собирались печь блины.

Читайте также:  Второй триместр беременности что чувствует ребенок

Бесследно для умственного и нравственного развития Обломова прошли и годы его обучения в университете; ничего не вышло у этого не приученного к труду человека со службой; не оказали на него глубокого воздействия ни умный и энергичный друг Штольц, ни любимая девушка Ольга, которая поставила целью вернуть Обломова к деятельной жизни.

Расставаясь со своим другом, Штольц сказал: «Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век». Эти слова относятся к царской дореформенной России, но и в условиях новой жизни еще очень много сохранилось источников, питавших обломовщину.

Как распознать первые признаки заболевания?

В романе хорошо описана динамика первичного психического «сдвига». Шизоидность личности Ильи Ильича нарастала постепенно и сопровождалась неврозоподобными ипохондрическими включениями.

Как это проявлялось? Неадекватная тревожность и ожидание опасности «от всего, что не встречалось в сфере его ежедневного бытия». И если вначале «вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или дремоте», то потом страхи стали приобретать явно психотический характер.

Интересно отметить, что такие психопатологические феномены, как потеря интереса к окружающему и различные фобии, были во многом списаны автором, Иваном Гончаровым, с самого себя.

Два варианта «синдрома Обломова»

В специальном словаре психиатрических терминов описаны два варианта «синдрома Обломова».

  • В первом варианте доминируют «слабоволие, апатия, лень. Такие люди нуждаются в опеке и покровительстве. Часто при этом наблюдается ипохондричность, наклонность к фобическим переживаниям».
  • Второй вариант синдрома относится к трудностям утреннего подъема у депрессивных пациентов.

Наш герой явно относится к первому варианту синдрома, названного его именем.

Может ли влюбленность вернуть к нормальной жизни?

Даже столь мощный психогормональный стимул, как влюбленность, оказался не в силах изменить уже патологически нарушенную личность нашего героя.

Очарование Ольгой Ильинской лишь на какое-то время преобразило Обломова. «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки… Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе… Он весел, напевает…»

Казалось бы еще немного и отношения с любимой женщиной вернут героя к нормальной жизни. Но Обломов быстро устает от той активности, которой отдается деятельная Ольга.

У него вновь доминируют идеи собственной неполноценности: «Нет, этого быть не может! – вслух произнес он, встав с дивана и ходя по комнате. – Любить меня, смешного, с сонным взглядом, с дряблыми щеками… Она все смеется надо мной… Он опять поглядел в зеркало. “Этаких не любят!”» В конце концов Ольга понимает тщетность своих усилий.

Разорвав отношения с обаятельной Ольгой Ильинской, наш герой вступает в прозаическую связь с домохозяйкой Агафьей Матвеевной, у них рождается ребенок. Через несколько лет Илья Ильич умирает от повторного кровоизлияния в мозг.

Мечтательность в характере Ильи, или Как в деревне

Зачастую Илья Ильич упрекает в неряшливости собственного слугу, которого зовут Захар. Но тот как будто подстроился под характер хозяина, а возможно, и сам изначально был недалек от него, совершенно спокойно реагирует на неопрятность жилища. По его рассуждениям, нет никакого смысла убирать комнату от пыли, так как она все равно там скапливается вновь. Так в чем же смысл жизни Обломова? Человека, который даже собственного слугу не может заставить навести порядок. Он не может управлять даже своей жизнью, а существование окружающих ему вообще неподвластно.

Конечно, иногда он мечтает совершить что-то для своей деревни. Он пытается придумать какие-то планы, опять же — лежа на диване, для того что бы переустроить деревенский быт. Но этот человек уже настолько оторван от реальности, что все построенные им мечты так и остаются ими. Планы такие, что их воплощение практически невозможно. Все они обладают каким-то чудовищным размахом, не имеющим ничего общего с реальностью. Но смысл жизни в произведении «Обломов» не раскрывается только лишь в описании одного персонажа.

Абсурдность жизни главного героя произведения

С самого начала произведения Илья Ильич предстает перед читателем в совершенно абсурдной ситуации. Он каждый день проводит в свой комнате. Лишенный каких-либо впечатлений. В его жизни не происходит ничего нового, нет ничего, что наполнило бы ее каким-то смыслом. Один день похож на другой. Абсолютно ничем не увлекаясь и не интересуясь, этот человек, можно сказать, напоминает растение.

Единственное занятие Ильи Ильича — это удобное и безмятежное лежание на диване. С самого детства он привык к тому, что о нем постоянно заботятся. Он никогда не думал о том, как обеспечить собственное существование. Всегда жил на всем готовом. Не было такого случая, который бы нарушил его безмятежное состояние. Жить ему просто удобно.

От «Лихой болести» до «Обломова»

Тему прокрастинации, актуальную для сегодняшнего дня, Иван Гончаров поднимал не только в «Обломове». Роману предшествовала юмористическая повесть «Лихая болесть», в которой он описал странный недуг, заставляющий людей строить воздушные замки и предаваться напрасным мечтам.

Впрочем, тогдашние критики увидели в «Обломове» другое. Роман вышел в свет 1859 году — за два года до отмены крепостного права. Книга породила бурные обсуждения, многие критики называли ее призывом к борьбе против косности и застоя. Образ помещика, апатичного и ленивого, который не знал проблем благодаря труду своих слуг, был очень узнаваем.

Депрессия развивается постепенно

В образе Ильи Обломова можно отметить четкие симптомы депрессивного состояния. Это идеи самоуничижения, самообвинения, психопатоподобные проявления депрессии.

Прогрессирующие нарушения в эмоциональной и волевой сферах позволяют назвать описываемую картину апатической депрессией.

Интеллект Ильи Обломова не страдает, как это нередко бывает при подобных расстройствах. Но у героя «между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он и не пытался перейти и не извлек никакого практического сока для жизни. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе».

Можно говорить о бесплодном фантазировании при аутистическом мышлении. Патологическому изменению личности соответствует и социальное снижение героя по «общественной лестнице», нарастание черт инфантильности и отрыв от реальности.

В условиях психотравмирующей ситуации возникают идеи отношения, которые уже свидетельствуют о нарушении в сфере мышления. «Вон, вон, эти франты смотрят на меня, потом на ложу Ольги. франты, кажется, смеются, смотрят на меня… Господи, господи!» Описанная сцена – уже проявление паранойяльного синдрома.

Любопытно отметить, что симпатия автора всегда остается на стороне лежебоки-Обломова даже в самых непопулярных поступках последнего. Гончаров всякий раз подчеркнет его положительные черты: «в нем дороже всякого ума: честное, верное сердце!»

И это не удивительно: некоторые психотические расстройства Ильи Ильича мало чем отличались от психотических расстройств самого Ивана Гончарова.

Источник

Оцените статью