Обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка его комфортность защищенность

Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду

Елена Акимова
Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду

Консультация для воспитателей на тему:

«Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»

Эмоциональное благополучие для ребенка,

все равно, что для ростка свет, тепло,

Чтобы нормально расти, ребенку нужна

любовь, уверенность в своих силах,

в своей значимости и ценности для нас,

Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психологического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении, которое является показателем эффективности работы детского сада и составляет основу психологического здоровья детей.

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. А ведь эмоциональная сфера и является ведущей в психологическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основной для осознания ребенком себя.

Детство – это не только светлый и радостный промежуток времени, это не только состояние беззаботности, но и нехватка общения, неуверенности в себе, недостаток любви и понимания. Вот что сказал В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям»: «В период большого эмоционального подъема мысль ребенка становится особенно ясной, а запоминание происходит наиболее интенсивно. Дети могут забыть то, что им сказали, но они никогда не забудут те чувства, которые вы у них вызвали. Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать психологическую нагрузку. Для ребенка нет ничего важнее психологического, эмоционального благополучия – без него не сложится нормальная личность. Именно комфортность самочувствия дошкольника, на взгляд Марины Сергеевны Мазур, обязана занять достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования.

Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение со сверстниками, инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.

Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, плаксив смущается при обращении к нему взрослых и детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, видно, что ходит в детский сад без желания, по необходимости.

Для развития эмоциональной сферы, как базиса психики ребенка, важно, чтобы его развитие проходило в свойственных ребенку видах деятельности – игре, рисовании, танцах… Воспитателю важно научить дошкольников пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний.

Важно отметить, что эмоциональная сфера является составляющей в развитии дошкольника, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых управлять своими эмоциями. Компетентный педагог устанавливает в группе такую атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно. Поэтому деятельность взрослых, как родителей, так и работников ДОУ должна включать в себя создание определенных условий эмоционально-психологического благополучия каждого ребенка, а значит и группы в целом.

В связи с эти можно выделить следующие условия:

1). Быстрая адаптация ребенка к условиям детского сада;

2). Эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от его отношений со сверстниками. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе;

3). Важным и необходимым условием является стиль общения воспитателя с ребенком. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, радуются успехом, помогают преодолевать трудности. Воспитатель в общении с ребенком – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза.

Читайте также:  Что такое адреналиновый стресс

4). Предметно-развивающая среда, которая служит интересом и потребностям каждого ребенка.

5). Большую роль в эмоциональном благополучии ребенка играет тон воспитателя, он должен быть доброжелательным, располагающим к общению.

6). Проведение в группе «Утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания.

7). Обстановка в семье, характер семейных отношений часто влияют на эмоциональное благополучие и на развитие ребенка.

Все эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду.

Таким образом, грамотно построенная педагогическая работа обогащает эмоциональный опыт детей, что значительно снимает или даже устраняет недостатки в их эмоциональном развитии и благополучии. Дошкольный возраст – благодатный период для того, чтобы научить дошкольников соответствующим образом направлять и проявлять свои эмоции. Со стороны воспитателя необходим контроль за появлением возрастных психологических новообразований и эмоциональном состоянии каждого ребенка.

Именно от нас – педагогов во многом зависит сохранение психологического здоровья детей.

Принципы работы с детьми Принципы работы с детьми Для того, чтобы обеспечить эмоциональное благополучие ребенка и его психологическую защищенность, необходимо соблюдать.

Эссе «Моя педагогическая философия» Работая в детском саду, я стремлюсь, вместо того, чтобы навязывать желаемый образ поведения ребенка, вкладывая свои ценности, формировать.

Источник

Положительное эмоциональное состояние ребёнка — важное условие развития его личности

Татьяна Коковина
Положительное эмоциональное состояние ребёнка — важное условие развития его личности

Как эмоционально чувствует себя малыш в детском саду и дома – это очень важно, так как от этого зависит его личностное развитие. Взрослому в каждом ребёнке надо найти что-то хорошее, его лучшие стороны, и опираясь на них, развивать малыша, подбадривая, поддерживая его, поощряя его начинания.

Важно сохранить в каждом ребёнке инициативу, творчество, желание узнавать новое, двигаться вперёд, стремление чему-то научиться. Чтоб горели глазки и радовалось сердечко! Чтоб чаще возникало чувство гордости и удовлетворения!Пусть малыш постоянно ощущает радость успеха: «Получилось! Смог! Добился!»

Оценивая поведение, труд, желания ребёнка, взрослому важно проявлять доброту, юмор, понимание; вселять веру в лучшее.Нужно учить преодолевать трудности: даже если что-то не получается с первого раза, надо приложить усилия, потратить время. «Если очень постараться – будет дело получаться!»

Отчего может быть нарушено эмоциональное состояние ребёнка? Если не соблюдается режим дня, если нарушены чередование и продолжительность занятий, отдыха и сна. Если требования к малышу со стороны взрослых противоречат друг другу. Если у родителей завышены запросы к своему ребёнку, которые он не в силах выполнить в силу возрастных, физических, умственных, психологических и т. д. возможностей. Если ощущается нехватка внимания со стороны родителей. Если в семье неблагополучная обстановка. Все эти факторы негативно влияют на психоэмоциональное состояние малыша, он ощущает сильное беспокойство.

Возникает вполне закономерный вопрос: как предотвратить эмоциональное неблагополучие ребёнка? как этого избежать? Должно быть тщательно продумано и верно организовано общение малыша со взрослыми и со сверстниками. Надо создать такую обстановку, которая бы содействовала разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы человечка. Речь взрослого должна быть спокойна, доброжелательна, выразительна. Важно создать контакт с ребёнком «на уровне глаз». Нежный, понимающий взгляд; заботливые тактильные средства общения, такие как объятия и поглаживания, понижают степень тревоги и страхов малыша, вселяют в него чувство спокойствия и безопасности. Ребёнок становится более уверенным в себе, чувствует себя более защищённым. Даже цветовое решение окружающей обстановки, комфортный температурный режим, правильное питание благоприятно влияют на эмоциональное состояние маленького индивидуума. Для снятия нервного напряжения служит и физическая нагрузка, и смена различных видов деятельности.

Читайте также:  Проект сладости для радости

Учитывая все эти факторы, взрослый сможет сделать ребёнка успешным, здоровым и счастливым!

«Эмоциональное благополучие ребёнка». Консультация для родителей Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При неблагоприятных условиях у детей возникает.

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Эмоциональное состояние людей» для детей старшего дошкольного возраста Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской.

Конспект родительского собрания «Эмоциональное благополучие ребёнка» с родителями воспитанников средней группы Цель: создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами. Задачи: привлечь родителей к активному участию.

Консультация для родителей «Как гармонизировать общее эмоциональное состояние ребенка» Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив,.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка» Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка» Выполнила: Махалова Ирина.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка» Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт – Петербург, Белоусова Л. Е. При неблагоприятных условиях.

Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей» Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей» Дети должны всегда быть окружены любовью, теплом и заботой, и.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка»Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему,.

Взаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнка Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Источник

Эмоционально – психологический комфорт детей в детском саду
консультация на тему

Скачать:

Вложение Размер
emotsionalno-psihologicheskiy_komfort_detey_v_detskom_sadu.doc 40 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоционально – психологический комфорт детей в детском саду

Здоровьесбережение детей стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Все организации здравоохранения признают, что здоровье – состояние полного физического и психического благополучия.

Эмоции ребенка — сигнал взрослым о его состоянии. Исследования показывают, что соматические заболевания напрямую связаны с эмоциональным неблагополучием детей. Если у ребенка возникают эмоциональные проблемы и с нервными перегрузками организм не справляется, накапливается напряжение, которое вызывает болезни головы, живота, нарушение кровообращения, гормональных систем и т.д. Поэтому одной из важных задач, стоящих перед ДОУ является охрана психического здоровья ребенка. Эта задача решается совместными усилиями администрации, педагогов, специалистов, родителей при активной организующей и направляющей роли педагога — психолога.

Создавать ребенку эмоционально-психологический комфорт – значит обеспечить следующие условия, способствующие его развитию:

— дать ребенку возможность быть самим собой;

— корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребенка;

— предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности;

— научить ребенка понимать и принимать собственные чувства и эмоции и других людей;

— познакомить со способами общения со взрослыми и сверстниками для конструктивного общения.

Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть.

Работа по созданию психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду начинается с выявления общего эмоционально-психологического состояния детей в ДОУ. Проводится диагностика развития эмоционально-личностной сферы по следующим методикам: «Проективные рассказы», «Эмоциональные лица», «Социометрия», «Рисунок семьи», «Кактус», «Несуществующее животное».

Наблюдение, беседа с ребенком, воспитателями, родителями даст информацию, подтверждающую или опровергающую результаты проведенной диагностики.

С проблемами в эмоционально-личностной сфере ребенку поможет справиться педагог-психолог. Психокоррекционная работа заключается в применении специальных психолого – педагогических приемов, направленных на уменьшение нежелательных эмоциональных переживаний, привычек и девиантного ( отклоняющегося) поведения детей:

— коррекционно — развивающие занятия;

— упражнения подражательно – исполнительного характера, этюды, импровизации;

— игры (подвижные, ролевые, режиссерские, психоразвивающие, с песком, водой);

— релаксация, психогимнастика, арт-терапия музыкотерапия, цветотерапия.

Психопрофилактическая работа заключается в умении взрослых найти правильный подход к воспитанию каждого ребенка.

При организации деятельности учитывать индивидуальные особенности детей, следить, чтобы эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки были адекватными. Ни в коем случае не требовать от детей того, чего они не могут выполнить. Система поощрений и наказаний должна быть очень гибкой. Наказание не должно унижать ребенка. Необходимо избавлять детей от вредных привычек, поддерживать их успехи, помогать осознавать свои достижения и все то, что они делают хорошо. Концентрировать внимание детей на приятном и радостном, что их окружает.

Если отношения ребенка со сверстниками и взрослыми складываются хорошо, ребенок с удовольствием посещает дошкольное учреждение.

Рекомендации по повышению эмоционального благополучия детей в ДОУ

  1. Введение в жизнедеятельность групп традиций

«Утро радостных встреч», «День именинника», «Круг вечерних посиделок» (цель – способствовать сплочению детского коллектива, уделяя внимание каждому ребенку).

«Доска желаний» (цель – дать детям возможность выразить свои желания, помочь их осуществлению).

«Доска настроения» (цель – дать детям возможность осознать свои эмоции, понимать настроение другого).

  1. Использование в режиме дня психокоррекционных игр и упражнений

«Солнечный зайчик» (цель – снять напряжение мышц лица, шеи, тела).

«Волшебный стул» (цель – положительные эмоции для снижения или устранения интенсивности переживаемой печали, грусти).

«Доброе животное» (цель – снять психомышечное напряжение, учить детей пониманию чувств других людей, умению сопереживать, сплачивать детский коллектив).

  1. Коллективные мероприятия по профилактике личностных проблем

Беседа «Я и мои страхи» (поговорить с ребенком о страхах, беспокоящих его; постараться помочь их преодолеть).

Беседа «О пользе сна» (цель – раскрыть важность и пользу дневного сна для роста и развития).

  1. Консультирование родителей и воспитателей

Для родителей: «О пользе совместных праздников и развлечений» (цель – показать важность и пользу совместных праздников и развлечений для укрепления взаимоотношений «родители – дети).

Для воспитателей: «Роль педагога в создании благоприятного эмоционального комфорта дошкольников» (цель – дать рекомендации по созданию положительного эмоционального климата в группе).

  1. Организация предметно-пространственной среды группы

Создание «Уголка уединения» (цель – дать ребенку возможность побыть наедине со своими мыслями и чувствами).

Рекомендации для педагогов

  • Принимайте детей такими, какие они есть.
  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  • Будьте эмоционально выразительными, доброжелательными, терпеливыми в работе с детьми.
  • Оставьте за порогом свое настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, притворяться.
  • В профессиональной деятельности опирайтесь на добровольную помощь детей.
  • Будьте затейником и участником детских игр и забав.
  • В затруднительных для ребенка ситуациях ориентируйтесь на его возрастные и индивидуальные особенности: будьте всегда вместе с ним, а не делайте что-либо вместо него.
  • Привлекайте родителей к образовательному процессу и обращайтесь к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

Источник

Читайте также:  Настроение хочется плакать что это значит
Оцените статью