Обеспечение эмоционального благополучия это

«Обеспечение эмоционального благополучия ребенка»

Вера Кривошеева
«Обеспечение эмоционального благополучия ребенка»

«Обеспечение эмоционального благополучия ребенка»

Рекомендации для воспитателей:

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается за счет

уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному

состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства. В дошкольном

учреждении педагоги должны создать такую атмосферу, в которой каждый

ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть; могут

выслушать его и понять.

Для обеспечения эмоционального благополучия педагог должен:

— общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;

— внимательно выслушать детей, показывать, что вы понимаете их чувства,

помогать делиться своими переживаниями и мыслями;

— помогать обнаруживать конструктивные варианты поведения;

— создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных

средств (игры, рисунки, движения, и т. д) могут выразить отношение к

личностно-значимым для них явлениям и событиям;

обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети могут

играть вместе или, при необходимости, побыть в одиночестве.

Миссия и задачи ДОУ «Детский сад №10 г. Киренска» Миссия нашего детского сада заключается в объединении усилий детского сада и семьи для создания условий, в.

Музыка как условие эмоционального благополучия дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования Слайд №1 Титульный. Слайл №2 ФГОС, его документальная основа, основные принципы и первая задача. Слайд №3 Эмоциональное благополучие дошкольника,.

Источник

Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в образовательном процессе — задача ФГОС до

Елена Дракунова
Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в образовательном процессе — задача ФГОС до

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка – первая задача ФГОС дошкольного образования в работе с детьми. Под эмоциональным благополучием понимается состояние комфорта тела и мыслей. Понятие «эмоциональное благополучие» тесно связано с понятием «психологическое здоровье», что подразумевает целостное состояние личности, которое часто выражается такими понятиями, как «эмоциональное самочувствие», «эмоциональное благополучие», «внутренний душевный комфорт».

Кто же такой – эмоционально благополучный ребёнок?

Ребёнок приходит в детский сад и попадает в новые социальные условия. От общения только с родителями ребёнок переходит к общению со сверстниками и другими взрослыми. Главная задача педагогов детского сада – успешная адаптация ребенка к новым условиям, обеспечение его эмоционального благополучия на протяжении всего периода дошкольного детства.

Иван Михайлович Сеченов, физиолог, естествоиспытатель, просветитель и публицист,писал: «Эмоциональное благополучие для ребёнка – всё равно что для ростка почва, свет, тепло, влага. Чтобы нормально расти, ребёнку нужна любовь, уверенность в своих силах. В своей значимости и ценности для нас, взрослых».

Составляющими эмоционального благополучиядошкольников являются: хорошее самочувствие (здоровье, благоприятная обстановка в семье, спокойная обстановка в группе детского сада, успех ребёнка во взаимодействии с педагогами детского сада (воспитателями,

специалистами, успех во взаимодействии с детьми группы, общий позитивный уклад жизни в детском саду. Если ребёнок получает от взрослых людей поддержку и любовь, он доверительно относится к миру и окружающим его людям, у него формируется высокая самооценка, а в дальнейшем и ориентация на успех. Существует и обратная сторона данного понятия – это «эмоциональное неблагополучие». Неудовлетворение потребности в безопасности и любви проявляется у детей в их расторможенности, агрессии, подавленности, страхах, обидах и изолированности. Если данные проявления остаются без внимания и коррекции, то они сопровождают ребёнка на протяжении всей жизни.

Как правило, говоря об эмоциональном здоровье детей уместно говорить и об эмоциональном здоровье педагогов. Для предупреждения возникновения эмоционального выгорания, для повышения мотивации к профессиональной деятельности и овладения техниками саморегуляции необходимо проводить тренинги, семинары, проекты и т. д.

И тогда всёбудет так: эмоционально благополучный педагог = эмоционально благополучный ребёнок.

В нашем детском саду создаются необходимые условия для обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка:

Оформлены зоны, уголки, где ребенок может заняться любимым делом, уединиться расслабиться. «Зональность» развивающей среды позволяет детям сосредоточиться и, не мешая друг другу, заниматься в соответствии со своими интересами и замыслами. В настоящее время большинство психоэмоциональныхтехник используется в группах нашего сада:

«Мамочка не забудь»

«Здравствуйте, я пришел!» размещая утром в детский сад, свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых.

-Во время утреннего приёма проводим «утро радостной встречи», позволяющего каждому ребёнку ощутить себя в центре внимания.

-Для формирования добрых взаимоотношений между детьми проводим «Минутки вхождения в день». Проводим с детьми работу по развитию навыков общения, используя игры и упражнения, направленные на снижение агрессии, повышение самооценки, на улучшение взаимоотношений с окружающими.

-С помощью «Моё настроение» дети овладевают средствами эмоциональной выразительности. Это помогает им понять собственные эмоции и эмоциональное состояние других.

Читайте также:  Отрицание гнев торг депрессия принятие английский

«Баночки — кричалки» учат управлять своими эмоциями. Если ребёнок сердит на кого-то, он открывает баночку и говорит в неё «злые» слова. После чего баночку надо закрыть, чтобы эти слова не разлетелись по группе. Такой метод помогает победить агрессию.

«Уголок именинника» раскрывает интересы ребёнка, его взаимоотношения со сверстниками и семьёй. Фотография именинника и обозначение даты рождения. В течении дня ребёнок пользуется именинной посудой, ребята готовят для него подарки. Воспитатели напоминают о празднике в разные режимные моменты.

В сенсорном уголке (он особенно важен для детей раннего возраста) ребёнок успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение.

-Занятия в «центре песка» помогают снять напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта.

«сухом» бассейне дети могут расслабиться, выплеснуть негативные эмоции.

«Уголок уединения» -это личное пространство, место, где ребёнок может расслабиться,почувствовать себя защищенным. Это специально отведённые места в группе (шатры,домики, ширмы, навесы, мягкие настилы).

-Дети могут приносить в группу свои любимые игрушки. Важным условием эмоционального благополучия ребёнка, особенно стеснительного, неуверенного в себе, является ласковое с ним обращение: добрые интонации в речи воспитателя, одобрение его поведения, доброжелательное отношение со сверстниками, его стремление выручить товарища, оказать ему помощь.

-Мы придерживаемся демократичного стиля общения с детьми : не над ними, а рядом глаза в глаза. Это помогает детям чувствовать себя более уверенно.

-Различные виды театра, сюрпризные моменты, весёлые подвижные игры, физкультминутки, упражнения на релаксацию с использованием музыки.

-А самое главное активно взаимодействуем с родителями. Индивидуальные беседы, консультации, собрания проводимые в нетрадиционной форме, совместные праздники помогают лучше узнать своего ребёнка, помочь ему стать увереннее, наладить отношения со сверстниками, справиться с застенчивостью. Участие родителей в такой работе облегчает адаптацию детей и способствует их эмоциональному благополучию.

-По предложению воспитателя родители оформляют семейные альбомы, куда входят фотографии и детские рисунки. Рассматривая такой альбом, ребенок чувствует любовь родителей, свою защищенность.

Таким образом грамотно построенная педагогическая работа способствует успешной адаптации детей. Это проявляется в устойчивом бодром настроении, отсутствии тревожности и агрессивности, высокой познавательной и творческой активности, дружелюбии, открытости, готовности к взаимодействию с окружающими, низкой заболеваемости. У детей отмечается хороший аппетит.

В заключении выше сказанного: важно, чтобы педагог не останавливался в своём развитии и постоянно пополнял свой профессиональный багаж: интересовался новинками педагогики и психологии, заботился не только о физической сохранности своего воспитанника, но и о его эмоциональном благополучии.

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Конспект НОД «Встреча на полянке обиды» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Встреча на полянке обиды»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Встреча на полянке обиды».

Конспект НОД «Полянка Зависти» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Полянка Зависти»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Полянка зависти» Задачи: создавать.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе». Содержание учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь ориентировано на развитие способностей детей в различных видах.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работы Как часто недооценивается роль положительных эмоций в развитии ребенка-дошкольника! А ведь если малыш смотрит на жизнь добрым, открытым.

Отчет по самообразованию по теме «Реализация ФГОС в воспитательно-образовательном процессе ДОО» «Отчет по самообразованию Семеновой Л. О. по теме: «Реализация ФГОС в воспитательно – образовательном процессе ДО»». План сообщения: 1. Актуальность.

Источник

Создание условий для социально-эмоционального благополучия детей в детском саду

Наталья Севастьянова
Создание условий для социально-эмоционального благополучия детей в детском саду

С каждым годом все больше внимание привлечено к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников. Это связано с тем, что появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Читайте также:  Пусть сердцу все приносит радость

Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.

Эмоциональное благополучие – это положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка, характеризуемое ощущением значимости, принятия, доверия, нужности, и возникающее в результате удовлетворения фундаментальных потребностей в безопасности, любви, уважении, самовыражении и общении. По мнению К. Н. Венцеля, эмоциональное благополучиедошкольника обуславливается разнообразными факторами: физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стили общения педагогов с детьми. Поэтому так важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности. Это является признаком душевного здоровья и показателем личностного роста. Ведь самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми.

Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду, ориентируясь на то, чтобы создать атмосферу тепла и мягкости. Группа должна создаваться как дом, где будут жить взрослые и дети. Именно жить, а не обучаться или только играть. Важно, чтобы и дети, и все работающие в группе взрослые чувствовали себя уютно, спокойно, расслаблено в этом помещении.

Комфортное состояние дошкольника можно описать признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений.

Комфортное состояние ребенка в детском саду зависит от созданных условий:

• организации индивидуального подхода к ребенку, непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям;

• контроля за физическим и психическим состоянием ребёнка;

• учёт и использование привычек и стереотипов поведения ребёнка;

организация взаимодействия со взрослыми: использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов, использование сказок и спокойной музыки при укладывании детей спать (непосредственное общение с каждым ребенком);

• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослого с детьми, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребенка;

установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

-позитивные и доброжелательные отношения между детьми разных национальных культур, религиозных обществ, а так же имеющими различные ОВЗ;

-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками;

• поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

-свободный выбор ребенком деятельности,

-свободное выражение своих чувств и мыслей,

— самостоятельность в разных видах деятельности (исследовательская, игровая, проектная, познавательная и т. д.)

• формирование и поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях,

• взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросу образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Не менее важным условием эмоционального благополучия также является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.

Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия,организовать предметную среду: создание в группе центра эмоциональной разгрузки, уголка уединения.

Для обучения детей бесконфликтному общению используются дидактические игры «Азбука настроений», «Что такое хорошо, и что такое плохо» и др.

В качестве оборудования для уголка эмоциональной разгрузки могут быть представлены «Мешочки настроений». «Мешочек радости» изготовлен из светлого материала с соответствующим изображением лица хорошего настроения. «Мешочек грусти» изготовлен из тёмного материала с соответствующим изображением лица плохого настроения. Мешочки завязаны шнурками. Если у ребёнка плохое настроение, он может взять мешочек, развязать шнурок и «сложить» в него своё плохое настроение, обиды, злость, а потом тщательно завязать. Потом из другого мешочка берёт хорошее настроение, смех, улыбку, радость.

Наличие в группе мягкой мебели даёт возможность расслабиться, рассмотреть семейные альбомы, фотографии, детские рисунки, домашние реликвии — что способствует снятию напряжения, поднятию настроения, помогают формировать у детей важнейшие духовные ценности, в том числе представление о гармонии семейных отношений. Это рождает в ребенке чувство защищенности, теплоту, любовь, потребность заботиться друг о друге.

«Шкатулка секретов». В ней сложены пушистые бубончики, кусочки меха, мягкие кисточки, гладкая стеклянная палочка, кусочек шёлковой ткани и т. д. Ребёнок закрывает глаза, педагог проводит по его руке любым предметом с вопросом «Что это? Угадай?».

Разнообразные волшебные предметы: шляпа, колпачки, палочка, плащ и т. д. помогут воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с детьми сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности.

Читайте также:  Как чувствует себя леонид якубович сегодня

Для снятия эмоционального напряжения и умения выразить такую негативную эмоцию как гнев (агрессия) в приемлемой для окружающих форме, используются «Коврик злости», «Упрямая подушка», «Лист гнева».

В уголке размещена корзинка с клубочками разноцветных ниток.Их цель: успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубки, ребёнок успокаивается. Ещё один вариант использования клубков – воспитание чувства принадлежности к группе, безопасности в коллективе. В этом случае в игре участвует и педагог. Наматывая нитку на большой палец правой руки, педагог начинает петь песенку (например, «Колобок», «Теремок»). Затем передаёт клубок ребёнку, назвав его по имени, и тот продолжает песенку. К концу песенки все соединены одной ниточкой. Все снимают нитку с пальца и кладут на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе будут также дружить и помогать друг другу.

Немаловажный атрибут психологического уголка, целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры – «Кукла Мирилка». Поссорившиеся дети берут с разных сторон руки куклы, произнося разные стихи – мирилки. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства. От куклы дети испытывают дополнительно тактильные ощущения и не только забывают обиды, но и стараются сразу поиграть с ней.

В дополнение в группе имеется спортивный уголок, где добавлены игры с мячом, разноцветными ленточками, верёвочками на сплочение детей, увеличение внутренней доброжелательности и формирование самопринятия.

Для снятия стресса, мышечного зажима применяется мышечная релаксация. Умение расслабиться даёт возможность снизить уровень переживаний путём воздействия на состояние тела. Это помогает ребёнку снять напряжение, успокоиться, ведь полное расслабление мышц несовместимо с негативными эмоциями и как следствие приводит к спокойному и позитивному эмоциональному состоянию. Используется музыкальный центр с аудиотекой релаксационной направленности и большим набором текстов для релаксаций и визуализаций.

Широко применяются упражнения на дыхание. Ровное, спокойное дыхание – ум находится в покое, частое – ум встревожен. Упражнения на дыхание направлены на успокоение ума, развивают гибкость и плавность движений, поэтому выполняя их можно снять очаги напряжения в теле, расслабиться. Выполнение упражнений любого комплекса развивает способность к концентрации.

Дети, играя в уголке эмоциональной разгрузки, чувствуют себя намного лучше, и, кроме того, это весело, забавно и полезно. Это не только помогает снимать напряжение и усталость, но для детей еще полезно тем, что благотворно влияет на развитие вестибулярного аппарата ребенка.

Для воспитания эстетических чувств и возможности показать свои чувства на бумаге организован уголок для рисования. Все работы детей вывешиваются на стенде творчества для родителей.

А для родителей в приёмной располагаются консультации, рекомендации и «Шкатулка добрых посланий», в которой они оставляют своим детям добрые послания и пожелания. Воспитатель зачитывает их ребенку в течение дня по мере необходимости, таким образом, успокаивая ребенка.

Стена изменения настроения. Ребятишки при помощи рук перемещаются от грустного изображения к более веселому, при этом останавливаясь напротив каждого объекта, передавая изображенную на нем эмоцию. Дети отвлекаются от своих отрицательных переживаний и как следствие забывают о них, таким образом, налаживается микроклимат в группе.

Подборка расслабляющей музыки. Релаксационные упражнения с использованием музыки необходимы для снятия у детей напряжения или усталости, которое возникает в результате получения огромного количества информации и постоянного общения с другими членами группы.

Ширмы или стационарный уголок уединения, с ширмой – легкое, многофункциональное сооружение, которое ребенок может переносить по группе и отгораживать себе укромное, удобное и спокойное местечко. Ребенок отгораживает себе личное пространство.

Волшебный стул – красиво, ярко украшенный стул, предназначен для именинника праздновавшего свой день рождений. Создает положительный эмоциональный настрой, помогает ребенку понять степень значимости его в группе.

Творческие работы детей в группе (в том числе персональные выставки) помогают неуверенным детям поднять самооценку, дают повод погордиться собой, позволяет ребенку увидеть самоценность.

Театрализованный уголок – в процессе игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, отвлекается от своих отрицательных мыслей и тревог.

Сенсорный уголок (особенно важно для детей раннего возраста) здесь ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы.

Портфолио – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Центр воды и песка является мощным ресурсом предметно-развивающей среды, помогающий создать радостное настроение, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, что создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы ребенка.

Таким образом, уголок не только эмоциональной разгрузки способствует социально-эмоциональному благополучия детей, но и вся созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.

Источник

Оцените статью