Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников
Наталья Игоревна Кошкина
Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников
Проблема эмоционального самочувствия детей в образовательном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности ребенка
Если ребенок испытывает состояние эмоционального комфорта, то это обеспечивает
• доверительное и активное отношение к миру
• формирует высокую самооценку
• ориентацию на жизненный успех.
Если ребёнок находится в состоянии эмоционального неблагополучия,то это может проявиться в:
которые будут сопровождать его всю жизнь.
Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное благополучие ребёнка, является правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был ориентирован не столько на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе, т. е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребёнка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего и гармоничного развития).
Рекомендации для достижения эмоционального благополучия ребёнка при взаимодействии с педагогом:
• Придерживаться демократического стиля общения с детьми– не над, а рядом, вместе, глаза в глаза. Общаясь с детьми, воспитатель организует с ними контакт «на уровне глаз». Ребёнку необходим глазной контакт со взрослым для эмоциональной подпитки. Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении с взрослым более уверенными.
• Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе
•Использовать в работе телесные формы общения: нежные прикосновения, поглаживания, объятия. Физический контакт – прикосновение к руке, поглаживание по голове, лёгкое объятие. В каждодневном общении ребёнок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, но не чрезмерной, тогда ребёнок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой и с другими. Ему будет легко общаться с людьми, у него будет положительная самооценка.
• Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям. Речь воспитателя должна быть эмоционально-насыщенной. У воспитателя должно быть внимательное и приветливое отношение к детям. Не получая достаточно пристального внимания ребёнок испытывает беспокойство. В результате не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное развитие.
• Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном
• Уважать в каждом ребенке личность. Оценивать поступок, а не личность ребёнка. Не должно быть никаких отрицательных обращений воспитателя к личности ребёнка.
• Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу. Чем больше воспитатель обращает внимание на отрицательные проявления в поведении ребёнка, тем сильнее эти отрицательные проявления в поведении закрепляются. Чтобы изменить поведение ребёнка в лучшую сторону и вообще не допустить нарушений в поведении, ребёнка нужно чаще хвалить, тем самым закреплять хорошее поведение, а не плохое.
• Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития
• Поощрять стремление ребенка задавать вопросы
• Опираться на добровольную помощь детей
• Быть затейником и участником детских игр и забав
o И конечно необходимо наличие эмоционально-активизирующей совместной деятельности воспитателя с детьми. Это в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольников:
• Игры на знание и определение эмоциональных состояний. Игры на эмоциональное общение
• Упражнения на снятие эмоционального напряжения, релаксацию.
• Наличие в группах «Уголков приветствия» и «Уголков настроения»
• Проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания. Наличие «Уголка именинника»
• Наличие «Копилки добрых дел», «Уголка достижений»
• Организация выставок «Моё творчество»
• Наличие в группах «Уголков гнева»
• Наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме
• Наличие «семейных альбомов», «уголков психорелаксации»
• Зональность развивающей среды, позволяющая детям рассредоточиться
• Разумная занятость детей, в течении всего дня
• Применение физминуток, релаксационных пауз во время организованной образовательной деятельности
• Наличие эмоционально-активизирующей совместной деятельности воспитателя с детьми.
• Развитие коммуникативной культуры, навыков общения и сотрудничества
• Сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, сухой бассейн
Основными признаками благоприятного эмоционально-психологического климата являются:
• Хорошее настроение детей в течение всего дня;
• Свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;
• Доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;
• Возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться;
• Отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;
• Информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного;
• Высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников;
• Желание участвовать в коллективной деятельности;
• Удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка тепло, свет, влага, удобрение, почва и т. д.
Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых!
Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников» Презентация опыта работы с родителями «Не разлучные друзья – взрослые и дети! или детско-родительские отношения как фактор психологического.
Обеспечение благоприятной адаптации дошкольников при переходе из ДОУ в начальную школу СЛАЙД № 2 Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть.
Игротерапия как средство эмоционального благополучия детей Работая с детьми, каждый педагог по собственному опыту знает, что в настоящее время увеличилось число детей с различными трудностями в поведении.
Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников Сборник игр предназначен для занятий с детьми 4-8 лет, содержит многофункциональные игры с вариациями, что позволяет создать условия для.
Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.
Консультация на тему «Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников» ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. В последние годы стал особенно актуальным индивидуально-дифференцированный.
Педагогические условия эмоционального благополучия дошкольников Всем известный факт, что дети дошкольного возраста эмоционально неустойчивы, поэтому педагогам следует приложить все усилия по созданию.
Семинар — практикум для родителей «Обеспечение ранней позитивной социализации дошкольников» 1 слайд Семинар – практикум для родителей «Обеспечение ранней позитивной социализации дошкольников» 2 слайд. Упражнение «Приветствие».
Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами Особое значение использования.
Создание центров психологического комфорта в группе для улучшения психофизиологического благополучия дошкольников Современное дошкольное образование находится в условиях существенных, системных изменений. Меняется парадигма образования, вслед за ней.
Источник
Обеспечение эмоционального и психологического благополучия детей раннего возраста в период адаптации
Екатерина Шубина
Обеспечение эмоционального и психологического благополучия детей раннего возраста в период адаптации
Обобщение педагогического опыта по теме :
«Обеспечение эмоционального и психологического благополучия детей раннего возраста в период адаптации»
Воспитатель МБДОУ д/с №14 «Красная шапочка» г. Котовска
Шубина Екатерина Александровна
«От здоровья, жизнерадости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
С первых дней знакомства с родителями своих воспитанников, я желаю им успехов в воспитании своих малышей.
Трудно переоценить уникальное значение периода раннего детства для последующего развития ребенка, поэтому, рядом с малышом должны быть любящие его люди, прекрасно знающие особенности раннего возраста. Малыш комфортно чувствует себя рядом с мамой, которая является связующим звеном между ним и окружающим миром. Но вот он вместе с мамой делает первые шаги… в детский сад, где таких ребят много.
Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, так же это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, поют, шалят и как исследователи, с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир
Трудно представить себе более стрессовую ситуацию в жизни ребенка, чем отрыв от привычной домашней обстановки, от близких людей и приход его в детский сад. Поэтому для сохранения психологического здоровья и укрепления здоровья малыша должны быть направлены все усилия всего медико-педагогического коллектива детского сада.
Эффективность в период адаптации малышей будет больше тогда, когда все специалисты находят «точку соприкосновения» в своей работе. Воспитатели и узкие специалисты проводят рабочие совещания, диспуты по вопросам адаптации:
1. Адаптация, что это такое?
2. Виды адаптации.
3. Приемы, облегчающие адаптацию.
4. Признаки того, что ребенок адаптировался.
До набора детей в группу, мы подготовили в группе развивающую предметно-пространственную среду с учётом возраста наших детей, это от 2 до 3 лет. В основном, это стали дидактические игры, игрушки-забавы, сенсорные коробки, сделанные своими руками, которые вызывают у детей наибольший интерес, создают эмоционально положительную атмосферу в группе.
Хочу поделиться методом, который оказался достаточно эффективным. Чтобы избежать ненужных осложнений на первом этапе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, педагоги осуществляют постепенный переход ребенка из семьи в детский сад, используя разнообразные способы знакомства, до посещения ребенком детского сада.
Знакомство со списком будущих воспитанников при комплектовании группы.
Знакомство с семьей будущих воспитанников.
Мы стараемся по мере возможности, знакомиться с каждым ребенком до поступления его в детский сад. Узнаем особенности его развития и поведения. Проводя беседы с родителями будущих воспитанников, обращаем внимание на то, как важен для процесса привыкания режим дня ребенка в семье. Несовпадения домашнего режима с режимом ДОУ отрицательно влияет на состояние ребенка. Рассказываем о том, какое значение имеет то, как сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания. Часто приходя в детский сад, дети двух и трех летнего возраста не умеют самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться.
Семьи своих воспитанников, посещались неоднократно, чтобы малыши могли узнавать взрослых в лицо, по голосу.Мы смогли узнать о привычках ребенка: как он засыпает, каким ласковым словом его называют, с какими игрушками он играет и многое другое, что будет не маловажным в период адаптации. Предлагалось родителям выйти из комнаты, оставив нас с малышом наедине. Беседуя с родителями дома,доброжелательно настраиваешь их привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошел в детский сад».
Такие посещения дали положительный результат: в первый день прихода малыша в детский сад он видел перед собой знакомые лица.
Заранее, до поступления в ДОУ, приглашали родителей с малышом прийти на свой участок, чтобы ребенок познакомился с другими ребятами, поиграл, освоился на участке.
В первые дни пребывания малыша в детском саду, мы предлагаем родителям побыть вместе с ним в группе, чтобы они сопровождали ребенка в свободной деятельности, следовали его интересам, знакомили его с играми и игрушками, представленными в группе.
Решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителями.
Доверие — главная цель в педагогическом общении с родителями. Нам удалось этого добиться. Достигли его с помощью определенных методических приемов.
Нетрадиционные формы: участие родителей в режимных моментах, в праздниках группы, в оформлении группы, в изготовлении дидактических игр, ознакомление с информацией о детском саде на сайте в Интернете.
Самым интересным было,когда мы с напарницей предложили родителям написать сочинение на тему: «Мой ребенок. Какой он?» Цель нашей задумки в том, чтобы родители любили своих детей, просто за то, что они есть. Для каждого родителя именно его ребенок самый лучший, но главное, что родители отмечают любое достижение ребенка, поощряют его лаской, улыбкой, одобрительным словом.
Наблюдая за детьми, в период адаптации, в разнообразных моментах образовательной и другой деятельности, была организована для них «трансляция» «Наш день в детском саду», чтобы мамы и папы, не только со слов воспитателей, знали о своих малышах. В родительском уголке был создан информационный стенд, на котором мы разместили фото детейв разных режимных моментах: как они играют, занимаются, спят, кушают, гуляют. Родителям было очень интересно наблюдать за своими детьми и видеть позитивное отношение к их детям.
Для улучшения результата адаптации и дальнейшего доверительного отношения, между воспитателями и родителями, в родительский уголок поместили «почтовый ящик», а рядом красочное письмо от детей: «Мамы и папы! Пожалуйста, не стесняйтесь, подходите к нашим воспитателям и спрашивайте. Они ответят на ваши вопросы. Не держите вопросы в себе, не надейтесь на советы знакомых». Мы видим, что в данной ситуации ДОУ демонстрирует свою заинтересованность, а родители — готовность решать проблемы своих детей с помощью детского сада, для полноценного здорового пребывания ребенка в детском саду.
Немаловажным в этот период, является обмен опытом семейного воспитания, их правилами и приемами в момент адаптации.Существуют своего рода династии: родители Даши Б. привели уже третьего ребенка в нашу группу, родители Марата С. -второго, они с удовольствием делятся своими советами, наблюдениями.
Соблюдая этапы привыкания ребенка к детскому саду, мы сохраняем физическое и психическое здоровье детей:
1 этап: Мы играем только вместе с мамой.
2 этап: Я играю сам, но ты будь рядом мама.
3этап: Иди мама, я немножко поиграю один.
4 этап: Мне хорошо в детском саду, я готов отпустить тебя.
Особое значение в период адаптации, уделяется занятиям в музыкальном и физкультурном зале. Музыка снимает напряжение у детей, наличие различного спортивного инвентаря отвлекает малыша от мамы.
В адаптационный период родителям вместе с детьми предлагаем поиграть в «Театр Ладушки-Ладушки». Родители вместе с детьми разыгрывают этюды, потешки, мамы и папы проживают «минуты детства». Игры сближают детей и родителей, они узнают значимость игры для ребенка, учатся управлять детьми с помощью игры. Всем членам семьи малыша, предлагаем дома разыгрывать небольшие этюды, на выражение различных эмоциональных состояний: «Поссорились и помирились», «Мой портрет», «Гномики танцуют».
Проведённая работа, по улучшению адаптации ребёнка в детском саду,дала положительный результат:
легкая адаптация -9 детей (56,25%);
средняя адаптация – 5 детей (31,25%);
сложная адаптация-2 ребенка (12,5%).
В заключение следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребёнка, согласование воздействий на него дома и в детском саду- важнейшее условие, облегчающее адаптацию к перемене в образе жизни ребенка.
Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях, не только в период адаптации детей к ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей. Наблюдается повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развития детей.
Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.
Конспект НОД «Полянка Радости» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования представлений детей об эмоции радости. Продолжать формировать положительные эмоции с помощью улыбки.
Конспект НОД «Улыбочка» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования умения детей передавать эмоцию радости. Создать доброжелательную атмосферу в детском коллективе.
Конспект НОД «Это не твоя вина» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Это не твоя вина» Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоции вины и стыда. Пополнять активный словарь. Оборудование:.
Конспект НОД «Злючка» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоцию злости. Формировать умение сравнивать эмоции на фотографии и на картинке.
Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.
Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.
Подборка дидактических игр для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей. В частности дидактическая игра.
Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. — Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. — Собирая ребёнка в детский.
Источник